[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Четыре «почему?»
В минувший четверг прыткий столичный литератор имел шанс поспеть сразу на два наградных мероприятия: днем в Доме русского зарубежья вручали премию Александра Солженицына, вечером в Овальном зале Библиотеки иностранной литературы премию имени Ивана Петровича Белкина. Если времени свободного много, то очень удобно: послушал духоподъемные речи близ Таганки, выпил-закусил-побеседовал, вышел на свежий воздух, спустился пешочком к Яузе, а там уже новые речи и тоже духоподъемные. Конечно, иной заслуженный посетитель всех фуршетов заворчать может. Во-первых, как ни засиживайся (застаивайся) на первом приеме, а все равно примерно час, отделяющий его от второго как-то убить надо (гулять по набережным не все любят даже и в ласковые апрельские дни). Во-вторых, завтра-то что делать прикажете неужто опять в какой-нибудь задымленный подвал на невесть чью презентацию тащиться? Где хорошо, коли стаканчик сухого вина нальют, а кормить будут одними баснями! Почему бы координаторам приемов (премий) меж собой не скоординироваться? Вот и я думаю: почему?
Премией Солженицына отмечен ныне Игорь Золотусский. Объявили о том в первый день весны. Апрельские наградные телевести были похожи на мартовские, как две капли воды. Сообщив, что впервые солженицынскую премию получил критик, и что молодого Золотусского хвалил Корней Чуковский, репортеры переходили к книге о Гоголе, вышедшей в «ЖЗЛ» четверть века назад и несколько раз переизданной дальше лауреату удавалось произнести несколько теплых слов о Солженицыне и о себе. Вообще-то критические опусы о Гоголе писали современники классика Шевырев, Сенковский, Полевой, Белинский, Константин Аксаков Золотусский занимался иным делом историко-филологическим. Соизмерим ли его вклад в эту область знаний с тем, что совершил первый лауреат премии Солженицына, академик Владимир Топоров? Не знаю, не знаю, раньше как-то не приходило в голову такое сравнение. Что до критики, то на сей счет лучше всех высказался сам Золотусский тоже лет двадцать пять (если не тридцать) назад, когда был одним из самых заметных в СССР критиков. Цитирую по памяти (сильно тогда впечатлился): мол, если молчит N, это ничего не значит; если молчит Игорь Виноградов (в ту пору полуопальный), его молчание значит больше, чем болтовня (писанина) иных-прочих. Видимо, поэтому Золотусский ничего не говорил о писателях 90-х и нашего десятилетия. Сперва литературным разделом «Литературной газеты» руководил, потом лекции в Финляндии читал, передачи о классиках на ТВ делал, в жюри «Ясной поляны» решения принимал, но в отношении живой словесности руководствовался правилом «молчание золото». Правда, одно исключение сделал назвал официантами при ком-то нехорошем (бизнесе? криминале? масскульте? этого уже не помню) своих бывших коллег, худо-бедно что-то о новых стихах и прозе вякающих. Понятно, что, наградив Золотусского, жюри премии Солженицына тем самым признало верность его тезиса о «золотом молчании». То есть о том, что критиком должно считать того, кто не хочет (не может, не находит разумным) писать о живой литературе полагает ее не спорной, а мертвой. Заодно жюри объяснило тем, кто публично рассуждает о словесности, поддерживая одних писателей и оспаривая других, что всех их (в широком диапазоне от Капитолины Кокшеневой до Натальи Ивановой, от Владимира Новикова до Владимира Бондаренко) в культуре нет. Равно как их подопечных. Спасибо, конечно, но все-таки хочется спросить: почему? И жаль будет, если кто-то усмотрит в моем вопросе желание принизить давние незаурядные работы Игоря Золотусского.
Премию за лучшую повесть минувшего года получил Владислав Отрошенко («Дело об инженерском городе» «Знамя», № 12). По оглашении краткого списка соискателей, я сформулировал свое мнение как об этом «феномене натуры», так и о пяти его ингредиентах (см. «Время новостей» от 4 февраля»). Повторяться не буду, да и февральскую мою заметку перечитывать не рекомендую. Достаточно ее заголовка «Четко организованное безрыбье». Можно ли считать «Дело об инженерском городе» самым «рыбообразным» раком? Наверно, можно. Мог ли результат быть хуже? Безусловно, мог: повести троих «белкинцев», по-моему, и в печать-то проникли «по стечению обстоятельств». Мог ли быть ощутимо лучше? Не знаю. Мне повесть Олега Хафизова «Полет России» («Новый мир», № 10) кажется сочинением более увлекательным и свежим, чем «Дело об инженерском городке». Составляй я пятерку претендентов, Хафизов бы в нее попал. Пятым и не потому, что его инициал квартирует в конце алфавита. Так что сильно горевать из-за его неудачи не стану. Отрошенко так Отрошенко. Прозаик квалифицированный. Победил в честном бою. С чем его и поздравляю. А вот отработавшее жюри премии Белкина поздравлять что-то не тянет. Догадайтесь, почему?
И последнее. Кажется мне, что три моих «почему» состоят в очень близком родстве, что похожи они друг на друга, как мартовские и апрельские репортажи о премии Солженицына, что вообще это три рожи одного многоголового, но не щеголяющего разнообразием чудовища. Кажется, но почему?
Андрей Немзер
18.04.2005.
[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]