[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Развернутое определение понятия «счастье»
О мемуарном романе Вадима Баевского
Вадим Соломонович Баевский один из немногих ученых, что по праву (а не по диплому) может именоваться не историком литературы определенного периода, компаративистом, текстологом, стиховедом или иным специалистом «узкого профиля», а филологом. Один из пионеров применения точных методов в науке о словесности (предварительные итоги рискованных и трудоемких, но сущностно необходимых коллективных штудий Баевский подвел в книге «Лингвистические, математические, семиотические и компьютерные модели в истории и теории литературы» М., 2001); составитель и комментатор принципиально важных научных изданий поэзии Пастернака (двухтомник и однотомник «Библиотеки поэта» СПб., 1990, 2003); автор весомых работ о Пушкине, первой (и единственной) книги о Давиде Самойлове (М., 1986), компендиума «История русской поэзии. 1730 1980» (в 19942004 гг. выдержал четыре издания и не мудрено, при всей спорности и неровности этой книги должно признать, что подобной ей нет), учебника истории русской литературы ХХ века (М., 1999, 2003); тонкий интерпретатор (а не заносчивый апологет!) такого ускользающего (и историческим контекстом словно бы дискредитированного) феномена, как «смоленская поэтическая школа» (превосходно подготовленный том Николая Рыленкова в «Библиотеке поэта» Л., 1981, емкая книга «портретов» Твардовского, Исаковского и Рыленкова Смоленск, 2006); исследователь и издатель наследия Леонида Семенова (см. «Время новостей» от 18 декабря 2007); профессор Смоленского университета, наряду с курсами истории и теории литературы читающий логику; научный руководитель множества кандидатских и докторских диссертаций Исчислил я далеко не все, но вроде бы достаточно.
Оказывается, нет. С конца 1980-х Баевский публиковал в разных (и к разным читательским группам обращенных) изданиях мемуарные очерки. Теперь они собраны вместе. Книга, состоящая из трех частей («События», «Поэты», «Филологи»), называется «Роман одной жизни» (СПб., «Нестор История»). А могла бы называться, как одна ее глава (на мой взгляд, самая сильная и уж точно смыслообразующая, по особому освещающая и структурирующая все повествование), «Счастье».
В этой главе рассказаны четыре истории. Первая о том, как пятнадцатилетний мальчишка буквально умирал с голоду в апреле 1945 года, но был спасен нежданно появившимся дядей, чья воинская часть проходила через Киев. Вторая о том, что браки свершаются на небесах. Летом 1950-го юный студент узнает о страшном несчастье прежде отвергнувшей его девушки (у героя-мемуариста в эту пору новый удачный роман): «Я поджидал ее на пути от университета к дому < > Я узнал, что твой папа арестован <идет борьба с безродными космополитами. А. Н.> Ты хочешь меня пожалеть? воинственно спросила она, натянутая, как скрипичная струна. Нас учили, что человека надо не жалеть, не унижать жалостью уважать надо. А также, что если жизнь борьба, то жалость неуместна. В эти мгновенья решались наши судьбы двух перекати-поле под бурями двадцатого века». Юнец произносит: « Да. Она как-то сразу смягчилась. Струна не лопнула, а была спущена < > Эта минута и принесла мне второй слиток счастья ». Третья о том, как в 1956 году учитель, работающий в донбасской школе, получил письмо от Пастернака. Прежде Баевский послал в журнал «Знамя» статью о напечатанных там стихотворениях из еще не открывшегося миру, но уже явившего свое имя романа «Доктор Живаго», а поняв, что журнал такого не напечатает, направил ее самому поэту. Позже, после описанной в той же главке единственной встречи с Пастернаком (январь 1959-го), уже выпустившим на волю роман, удостоенным Нобелевской премии и всесоюзно за то проклятым, Баевский сообразил, что его безвестного провинциального учителя «непроходимая» статья была единственным откликом на публикацию в «Знамени». «Доктора Живаго» он впервые прочитает только одиннадцать лет спустя на французском языке. (Худо в Смоленске с тамиздатом было.) История четвертая о неторном пути ученого, о первой статье, где Баевский обратился к точным методам (стимулированная идеями великого математика академика Колмогорова, работа была одобрена классиками филологической науки, академиками Виноградовым и Жирмунским), о становлении стиховедения, о докторской диссертации, которую ВАК не желал утверждать, покуда закрытую «черную» рецензию не перекрыл отзыв того же Колмогорова.
Разные сюжеты. Кто-то скажет: несопоставимые; дескать, одно дело жизнь и смерть, другое диссертация. По форме резонно, по сути неверно. Потому что во всех четырех историях речь идет о человечности и благородстве, о торжестве духа, о даре сочувствия и понимания. И о том, что бытие наше не сводится к жесткости, своекорыстию и подлости, к тому зловещему (во всех очерках) контексту, в котором «вдруг» (вовсе не вдруг!) вспыхивает счастье. И совсем не случайно в истории о загибающемся подростке возникает оговорка: «А весной сорок пятого дело до меня кое-кому было, только я узнал об этом позже. Соученики по вечерней школе и классный руководитель это был несчастный заморенный пожилой мужчина, одетый немногим лучше, чем я, однажды прямо во время урока у него из носа хлынула кровь, обеспокоенные моим отсутствием, пытались меня навестить, но на проходной их не пустили». Как не случайно (хотя внешне не к месту) в «пастернаковском» очерке сказано, что директор школы в шахтерском поселке был «замечательным» (другие и тоже светлые донбасско-педагогические воспоминания представлены в главе «Письмо, или Между правдой и молчанием»). Баевский отнюдь не лакирует свою биографию. Вот эпизод из времен в общем «вегетарианских»: ректор корит «вузовского работника» на переаттестации за слишком большое число научных публикаций; логика железная: много пишет плохой общественник. Подобных скверных анекдотов (и соответствующих «персонажей») в книге (как не только в ушедшей, но и в сегодняшней жизни) хватает. А написана книга о другом. О счастье, которое невозможно, если ты не способен стереть случайные черты и увидеть в Пастернаке Пастернака, в Самойлове Самойлова, в Лотмане Лотмана, в друзьях детства, наставниках, коллегах, знакомых непреходящую ценность каждого из них, в мире труднонаходимый, но реальный смысл.
Вопрос «Что такое счастье?» был задан Баевскому кем-то из пятикурсников на лекции по теории литературы. Кажется, ответом стала не ключевая глава «Романа одной жизни», а весь этот роман.
Андрей Немзер
7/03/08