[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Совсем не благая весть
Борис Акунин открыл человечеству светлые перспективы
Итак, «свершилось». Прокурор Матвей Бердичевский пожертвовал собой, дабы спасти сестру Пелагию, рыжая монашенка, прежде избежав многих смертей, избрала собственную стезю и навеки исчезла, а преосвященный Митрофаний склонился над последним письмом своей духовной дочери Евангелием от Пелагии. Осмыслив случившееся, владыка завершил свои записки историей о «красном петухе», предварив ее рассказами о «белом бульдоге» и «черном монахе». Всего вероятней, что в мемуарах, над которыми он начал трудиться еще до ухода Пелагии, ничего, кроме этих трех повествований, и не было. Не зря преосвященный никому писаний своих не показывал верно, загодя чувствовал, что пишет не просто любопытную и наставительную книжицу, а нечто самое-самое Евангелие от Митрофания. Так оно и вышло мог бы заволжский епископ утаить историю о том, как его духовная дщерь впала в ересь да не стал. Ибо не счел откровения Пелагии ересью. Кое-что, впрочем, оставил без разъяснения полагаясь на разум будущих читателей. Да и с тиснением своего труда не поспешил, придет срок выйдет истина из-под спуда. А когда и в каком обличье дело гадательное. Может, лет через сто, после грозных бурь и в канун бурь еще более грозных. Может, под титлом «романа», до которых владыка, твердо зная, что обычная жизнь в тысячу крат сложнее и интересней всякой сказки, был великий неохотник. (Ну прямо как нынешние литераторы!) Так оно и вышло пробил час, получили мы Евангелие от Бориса (Акунина), двухтомный роман «Пелагия и красный петух» (М., «АСТ»)
О том, что житие сестры Пелагии составил преосвященный, догадаться легко больше некому. Куда интереснее иное: о чем владыка умолчал? Знал ведь, от какого горя подалась госпожа Лисицына в монастырь, но обошел сей сюжет. Да и об уходе самого будущего епископа от мира говорится как-то смутно. Дескать, после первого сражения бравый улан в отставку вышел. Это в военную-то пору, при Николае-то Первом! Хотя в дальнейшем владыка «непротивленчество» в духе графа Толстого решительно возбранял. Воля ваша не сходятся концы с концами. И о плотской любви своей к Пелагии Митрофаний молчал до последнего покуда сам Господь (явившийся владыке во сне в виде облака) дела не изъяснил. Впрочем, о пагубе монашества и до того в книге было немало сказано; не поведай Митрофаний о своем сне сами бы смекнули. (Даром ли Пелагией пленяются все подряд от прокурора Бердичевского до жуликоватого араба?) Можно и кое-что иное домыслить.
Мы никогда не узнаем, кем все же был возлюбленный Пелагией Эммануил-Мануйла Иисусом из Галилеи, что хитростью апостолов избежал распятья, или чудаковатым мужиком, возомнившим себя Иисусом после пребывания в странной уральской пещере. Не узнаем и того, что с ним сталось вернулся ли он (Он) в свое время, дабы принять крестную муку, или ушел одиноко бродить по земле. Для Митрофания и стоящего за ним Акунина это, в сущности, не важно. Им важно другое что Воскресения не было, а апостолы и наследовавшие им «попы» две тысячи лет добрым людям голову морочили и тем самым земное зло умножали. Вообще-то на сей счет лучше графа Толстого читать, но он, не в пример Акунину, излагал сие учение «скучновато», без триллерных убиений, историко-этнографических экскурсов и намеков на современную политику. Но ради того, чтобы «мысль разрешить», люди и не на такие ухищрения идут. Вот лютый ворог Митрофания, обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победин ради спасения России от смуты готов не токмо дома с людьми взрывать, приписывая злодеяния нигилистам, и самого себя в провокационную жертву принести, но и, свято уверовав в Мануйлу как во Христа, обрекает его неминучей смерти. (И только слабакам басни про Антихриста, который и должен на Христа походить, рассказывает.) Персонажей, что ради Великой Цели («личной» или «общественной» не суть важно) на все готовы, у Акунина целая галерея хоть в «пелагиином» цикле, хоть в «фандоринском», хоть в «неофандоринском».
С волками жить по-волчьи выть. Если для просвещения человечества потребна малая ложь, должно взять грех на себя. Мы ведь не знаем и того, что сталось с самой Пелагией может, не вышел у нее эксперимент с пещерой, и она просто устыдилась предстать пред очи владыки. И, испив чашу земной недоли, познав всегдашнее человеческое нестроение (тут палестинские впечатления похлеще российских будут), самовольно ушла в небытие. Или иное бытие. Сам Эммануил хоть и имел касательно будущей жизни некую «гипотенузу», сиречь гипотезу, но поведать ее то ли не успел, то ли не захотел. Но «будущая жизнь» в общем-то и не важна. Как не важно, есть ли Бог. Ну, нравится кому-то тешить себя сказками что с детишек возьмешь. Вот и расскажем им сказку но не про Бога и Христа Распятого (слишком много из этой апостольско-поповской выдумки зла произошло хотя грезилось-то им хорошее), а про тихого, доброго, проницательного мудреца и созданную для любви деву. Что всегда сама принимала решения вплоть до последнего. А поскольку решения эти были самыми мудрыми (см. истории о «белом бульдоге» и «черном монахе»), а славу их суетные люди зря приписывали преосвященному (в «пелагиином» цикле двойные мотивировки доминируют с самого начала), то и последнее прямиком выводит к высшей истине, к «новой благой вести». Не от Акунина, не от Митрофания от чудной и земной Пелагии.
Сказка должна быть хорошо снаряжена: что-то совсем знакомое (любит наш народ «Мастера и Маргариту» на потребу!), что-то полузнакомое (распознают в диалоге Победина с Эммануилом «Легенду о великом инквизиторе» тоже неплохо), что-то попроще (детективная облатка, занимательные сведения про речных воров, сионистов, погромщиков и содомитов, тон «благолепного» повествования, кое-кем сгоряча возведенный к Лескову), кое-что поэзотеричнее (мистика «таинственных пещер», рассуждансы об эволюции якобы «мудреющего со временем» Бога, очередное изобретение велосипеда под названием «Третий Завет»). Только такую увлекательную и информативную сказку можно принять за «правду». Ну и пусть думают, будто знают, «как все это было на самом деле». (Для чего весьма полезны и другие акунинские «проекты».) Было-то всегда, в сущности, одно и то же хождение на поводке, страх, злоба, глупость, мнимые спасители человечества либо корыстные, либо (того хуже) приверженные какой-нибудь идиотской Идее. А приди к этим настоящий мудрец опять напортачат. Как апостолы в Иерусалиме. Да и от появления Мануйлы-Эммануила и порыва Пелагии его «спасти» вон сколько бед случилось! Перед тем, как преобразиться от беседы с мудрецом, мокрушных дел мастер Яков Михайлович поработал на славу, а наставления Эммануила (и Пелагии) не помогли стать людьми ни ортодоксальным евреям, ни русским мужикам-«найденышам», ни содомитам, ни сионистам. Тем же, кто истинно уверовал, осталось одно смерть за «спасителя» (или Пелагию так случилось с губернским прокурором Бердичевским). А спасать-то никого не надо. Разве что, если уж очень захочется. Надо жить как живется. По своей доброй воле и без всякой там «божественной» («поповской») чуши. Чать, взрослые неужто без вселенского городового враз освинеем? Ну а если жить невозможно выход известен: в пещеру, с красным петухом. Оно иногда и лучше: когда другой «красный петух» закукарекает, никому мало не покажется.
Как владыка Митрофаний прячет свою мудрость в басни о Пелагии (утраченной любимой), так его изобретатель растворяется не только в подставном рассказчике, но и в «беллетристическом», «игровом», «постмодернистском» проекте «Борис Акунин». Это ведь славно, что его считают «писателем» «сказки для идиотов» приятнее проповеди. (Тем более, что проповедуют всякие там апостолы-попы-идеологи и с известными результатом: либо умножение зла, либо побиение камнями, либо веселый гогот.) Сказка ложь, да в ней намек: живи сам и как тебе хочется, как все поймут так и воцарится на земле благоденствие. Или, коли вспомнить «Краткую повесть об Антихристе» «Я, я, не Он! Нет Его в живых, нет и не будет. Не воскрес, не воскрес, не воскрес! Сгнил, сгнил в гробнице, сгнил, как последняя » Напомним, что, согласно Владимиру Соловьеву, за этим криком ненависти последовали сухое и мрачное отчаяние, попытка самоубийства (без этого мотива Акунин никогода не обходится) и диалог будущего временного властелина мира с отцом лжи: «Я бог и отец твой. А тот нищий, распятый мне и тебе чужой. У меня нет другого сына, кроме тебя. Ты единственный, единородный, равный со мной. Я люблю тебя и ничего от тебя не требую. Ты и так прекрасен, велик, могуч. Делай твое дело во имя твое, а не мое». Дьявол, как ему это присуще, лгал, последствия известны.
Евангелие есть Евангелие, Благая Весть. Весть «от Пелагии», «от Митрофания», «от Бориса», «от Григория», да хоть «от Михаила» или даже «от Льва», не благая. В конечном счете это всегда злая ложь от того, кого Булгаков назвал Воландом. Если я не прав, а автор проекта «Борис Акунин» просто в игрушки играет (в великие писатели рвется, деньги зарабатывает, гусей дразнит), то и слава Богу. Господь романов не читает (оклеветанный в «Красном петухе» апостол Петр тоже), судить литератора за сказки глупо и пошло, потребители метрошного чтива о душах своих сами заботиться должны Но почему-то грустно. Очень.
12/03/03
[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]