|
|
|
|
|
|
|
|
Вручены Государственные премии по литературе и искусству
Награждая в День независимости мастеров искусств, Владимир Путин заявил, что стремление уйти от идеологического диктата привело к "некоторому безразличию" государства к культуре. Если конкретизировать эпитет (идеология идеологии рознь, а диктат у нас в стране был коммунистическим), то все верно. Президент РФ дал понять, что такой расклад его не устраивает, и слова эти не случайны: в последнее время внимание власти к культуре бросается в глаза (подробнее об этом читайте в N 54 газеты "Время новостей" от 6 июня) . Отрадно, если наверху уразумели: небрежение культурой - не специфическая черта государства "рыночной экономики", а опасный, в сущности - антигосударственный, недуг. Другое дело, что поддерживать культуру можно по-разному - иной раз думаешь: может, без госпризрения и лучше?
Мысль эта возникает при знакомстве с большей частью списка новых избранников "Государыни". Даже лучшие позиции не без изъянов. В номинации "театральное искусство" к работам бесспорного классика Камы Гинкаса и яркого сорокалетнего (по российским меркам - молодого) Григория Козлова примостилась "Женитьба" Театра на Покровке, спектакль отнюдь не первой свежести. А за "просветительскую деятельность" наряду с подвижниками из новосибирского театра "Глобус" (пусть и разбавили их маститыми мэтрами, что привозят на тамошние рождественские фестивали свои спектакли - среди них Эймунтас Някрошюс, Владимир Рецептер, Роберт Стуруа и др.) и создателями всенародно любимой "Старой квартиры" отмечены журнал "Наше наследие", что взорлил на перестроечной тяге к прежде запретному и чем дальше, тем больше тяготеет к глянцевому китчу, и руководители канала "Культура". Не беда, что премирован прежний его шеф, ныне министр культуры Михаил Швыдкой. Полбеды, что канал оставляет желать лучшего. Но что наличие его стало индульгенцией по части культуры для государственного телевидения - это беда и стыд. Который не прикроешь именем академика Лихачева.
Кто без симпатии относится к Элисо Вирсаладзе, Елене Камбуровой, Борису Заходеру? И кто скажет, что они воплощают сегодняшние достижения русского искусства? (Заходеровского "Винни-Пуха" детям читали уже в середине 60-х.) Установка на крепкий средний уровень с "патриотическим акцентом" господствует в "изобразительном искусстве". А одна (!) премия по литературе (обойденному ею же в прошлом году Владимиру Маканину) - это прямая - и постоянно тиражируемая - клевета на живую отечественную словесность. Кстати, в этом году и Пушкинская премия - особая "Государыня" для поэтов - осталась без хозяина. По слухам, ее намеревались разделить между Андреем Вознесенским и Константином Ваншенкиным. (Не берет оторопь?) Да и с литературными номинантами на Госпремию не лучше. Вспомнишь, кого выдвигают (год за годом) - поостережешься винить комиссию при президенте РФ. Коли писательская да и общекультурная общественность хочет жить вчерашним днем, то какой спрос с власти?
Но спрос все-таки есть. Если государство вбухивает около 20 миллионов долларов (кого еще так в последние годы поддерживали?) в фильм, что призван воплотить "национальную идею" и отбить у зрителя любовь к Голливуду, если в результате получается развесистая клюква, вялое перемигивание критиков и весьма относительный успех у публики, что дико истосковалась по отечественному кино "большого стиля", то как назвать присуждение Госпремии "Сибирскому цирюльнику"? "Некоторое безразличие" (к мнению профессионалов, к общественной реакции, к критериям качества, к русской истории и страстно взыскуемому патриотизму, наконец)? Слабовато будет.
14.06.2000
|
|
|
|
|
|
|
|