[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Письмо Деду Морозу
Давным-давно, в баснословную пору господства ныне проклятого литературоцентризма, был у нас странный обычай под Новый год оповещать публику о том, что приключилось в отечественной словесности за двенадцать месяцев. Потом, когда выяснилось, что не было на Руси хуже напасти, чем вышеозначенный ужасный, тоталитарный, гнобящий свободное художество литературоцентризм (разве что сама литература), обычай сошел на нет. Жили себе не тужили, да выискался щелкопер, бумагомарака, душа Тряпичкин залудил аж на цельную газетную полосу (всего с одной картинкой!) «Взгляд на русскую прозу в 1994 году». То-то смеху было над новоявленным Белинским! Но не проняло аспида. Упрямство свыше нам дано, заменой счастию оно. Год за годом клепал он свои обзоры (иногда эксплуатируя податливых коллег-экспертов, иногда оживляя набор букв писательскими фотографиями, иногда довольствуясь двухколонником) гнал свои «итоги». Даже когда народились истинные чудо-богатыри, обозревающие «литературный процесс» не абы как (субъективно, тусовочно и противу духа времени), но с чувством, с толком, с расстановкой единственно верных идейно-эстетических акцентов. Назвался груздем не вырубишь топором.
А как бы хотелось! Ну, ввел я в соблазн культурное сообщество так ведь и на этот грех срок давности есть! Неужто все еще амнистии не заслужил? Или сам не могу с любезными кандалами расстаться? А если попробовать? Тихо-тихо. Словно бы вспоминая отшумевший сезон, а на самом деле предаваясь новогодним мечтаниям. Вдруг Дед Мороз читает «Московские новости»?
Было в 2011-м что-то, греющее душу? Было. К примеру, «Русский Букер» вопреки мрачным прогнозам не только выжил, но и явил прямое благородство, признав роман Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» лучшим из опубликованных в первое десятилетие ХХI века. Отличный повод загадать целых три желания. Во-первых, чтобы роман Чудакова был в новом году переиздан. Во-вторых, чтобы новое букеровское жюри, которому предстоит рассматривать сочинения двух сезонов (пропущенного минувшего и продолжающегося), выбрало качественную шестерку не упустило ни отменных романов, оскорбительно отринутых «Большой книгой» («Когда уходит человек» Елены Катишонок, «Легкая голова» Ольги Славниковой, «Большая книга перемен» Алексея Слаповского, «Игра в ящик» Сергея Солоуха), ни тех замечательных работ, что увидят свет в начале нового года. В-третьих, чтобы прочие наши премии тоже обрели не фальшивых лауреатов (к примеру, чтобы белкинскую награду получила повесть Марины Вишневецкой «Пусть будут все» «Знамя», № 11; предлагаю зачесть эту мечту как мою номинацию).
Главной поэтической радостью уходящего года стал итоговый сборник Максима Амелина «Гнутая речь». Вот я и хочу, чтобы Амелин продолжал свое веселое ратоборство с русским словом, чтобы «гнули речь» издавна дорогие мне поэты Марина Бородицкая, Элла Крылова, Инна Лиснянская, Вера Павлова, Тимур Кибиров, Владимир Салимон, Олег Чухонцев И, конечно, не только они. Хочу, чтобы «Новая библиотека поэта», к счастью, напомнившая о себе двухтомником Иосифа Бродского, не впала вновь в летаргию. 19 сентября исполнилось сто лет со дня рождения Семена Липкина насколько радостней был бы этот день, если бы мы располагали липкинским томом в «НБП»! Приторможу разбег мечтаний, неотделимых от годами накапливавшихся инвектив слишком велик список наших долгов, слишком много замечательных поэтов XVIIIXX веков до сих пор по-человечески не изданы. Правда, из этого ряда наконец-то вырвался Жуковский. Его двадцатитомное Полное собрание преодолело в 2011-м срединный рубеж, собственно поэтическое наследие издано полностью, но аппетит приходит во время еды: хочется наяву увидеть изданными всю прозу (пока мы получили тома ранних повестей и критических опытов) и эпистолярий.
Так вот и впадают в детство. Сейчас попрошу Деда Мороза, чтобы на тиснение первого тома «Мертвых душ» (две давно подготовленные книги из «академического» Полного собрания сочинений Гоголя) деньги нашлись. И чтобы выпущенный (видел я его, ви-дел, честное слово!) том драматургии Пушкина (тоже «академический» проект) могли обрести (за свои кровные!) не только лица, особо приближенные к Пушкинскому дому. Чтобы школьные учителя детям про Пушкина и Толстого рассказывали, а не натаскивали к очередной модификации экзамена. Чтобы высшее гуманитарное образование было не «либеральным» (такой же абсурд, как «марксистско-ленинское»), а по-настоящему гуманитарным. Чтобы утратил смысл вечно живой (сейчас уверенно расширяющий круг своих героев) анекдот про писателя (теперь и филолога), который «не читатель». Чтобы воскресла архаическая профессия «редактор» (это такой человек, что требовательно и доброжелательно помогает автору в литературной работе). А заодно добрые литературные нравы. Чтобы, как мечтает в новогодней сказке Маршака «Двенадцать месяцев» старый профессор, «все было на своем месте и в свое время: зима зимою, лето летом, а мы у себя дома». Для меня это означает в пространстве живой и свободной русской литературы. Предпочитающей длинное слово «помиловать» короткому «казнить». Неустанно объясняющей державным и уличным самодурам, что «законы природы» издавать нельзя, а просить прощения, коли натворил бед, очень даже нужно. Помнящей о своем великом прошлом и открытой будущему. С Новым годом!
Андрей Немзер
23/12/11