|
литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс | ||||
В цехах – один инженер сидит на выработке лекал и шаблонов, другой специализируется на исследовании и определении качеств обрабатываемых материалов, область третьего – инструментальная часть и т.д. и т.д. В техническом бюро сидят расчетные инженеры и инженеры-конструкторы. В заводоуправлении дифференциация идет обычно по линии расчленения данного производства на его составные элементы. Каковы ресурсы отдельных групп инженеров в исполнении их производственной роли? Для инженеров цеховых основной дисциплиной является технология. Предмет технологии – это свойства и качества материалов и методы и способы их обработки. Технологию изучают в высших учебных заведениях. Чтобы осилить технологию любой группы материалов в объеме теперешнего состояния наших знаний, требуется основательное знакомство с естественными науками, с математикой, с учением о сопротивлении материалов и пр. и пр. На основании этого технологию принято считать и называть наукой. Но это, конечно, только метафора. Технология на деле не обладает ни одним из определяющих признаков современной науки. Она не располагает никаким единым методом исследования и анализа. Она не знает общих объединяющих гипотез, дающих исходную позицию для широких теоретических дедукций. Она не приводит, по крайней мере, до сих пор не могла привести, к установлению общих твердых законов. Технология – это только данные практического опыта, результаты производственной практики, более или менее мудрено систематизированные и классифицированные. Инженер-технолог – человек многому ученный, но вовсе не учёный. Он практик по самой природе своей. Ресурсы инженера-технолога, разумеется, выше ресурсов мастера, но объективно и они далеко не всеобъемлющи и не исчерпывающи.
В техническом бюро инженеры в отношении ресурсов, которыми они располагают, находятся не в одинаковом положении. Наиболее крупными и надежными ресурсами обладают расчетные инженеры. В значительной части своих работ они опираются на точные науки и действуют вполне научно разработанными методами. Впрочем, есть существенные недочеты и у них. Учение о сопротивлении материалов, на котором базируется чуть ли не добрая половина всех инженерных расчетов, почти так же мало может быть названо наукой, как и технология. Для нее так же характерны чисто эмпирические подходы, эмпирическое накопление данных. Совсем плачевно положение инженеров-конструкторов. Если у цеховых существует, хотя и не научная, но все же весьма обширная и довольно разработанная система знаний – технология, если у расчетных инженеров есть целая серия высокоразвитых дисциплин и одна еще недоразвившаяся до степени точной науки – учение о сопротивлении материалов, то у инженеров-конструкторов для исполнения их специальной конструкторской работы нет решительно никакой, даже и эмпирической, даже самой несовершенной дисциплины. Есть только опыт и традиция. Те самые и отнюдь не в большем объеме, чем имеющиеся у мастеров или вообще у высококвалифицированных рабочих данной отрасли производства. От мастера и высококвалифицированного рабочего такой инженер отличается только тем, что, во-первых, располагает подсобными вспомогательными ресурсами – знанием математики, начертательной геометрии и пр., и, во-вторых, более гибким, дисциплинированным и тренированным умом. Преимущества, конечно, громадные. Но почти только количественные. В исполнении конструкторской работы своей инженер, так же, как и любой мастер или рабочий, действует главным образом догадкой, находчивостью, сообразительностью на основе опыта и традиции. Такие методы работы никак не могут обеспечить и гарантировать надежного и правильного результата. Поэтому-то в области конструкции вещей мы находимся в состоянии постоянного искания, постоянной смены форм и постоянной неудовлетворенности. Область инженеров-организаторов только недавно сравнительно открыта. Дело их новое. Как всякие пионеры, колонизаторы и открыватели, они склонны к преувеличениям и к неосновательным претензиям. Они любят говорить о научной организации производства. И это образное выражение, к сожалению, слишком часто употребляется и понимается в буквальном смысле слова. На деле такой научной системы нет еще, да и едва ли скоро будет. Речь идет лишь о приложении к практике, к «искусству» организации тех или иных научных данных и методов. Колумб этой области, пророк этой новой производственной религии, Тейлор – председатель Американского Союза Механических Инженеров, сам положил начало необоснованным этим претензиям. На деле же 26 лет неустанной настойчивой и кропотливой работы дали ему лишь относительную возможность применить к отдельным отраслям организации производственного процесса не бог весть какие совершенные методы, заимствованные по большей части из известных и доступных ему и тоже весьма несовершенных областей инженерского знания. Из той же технологии и из того же учения о сопротивлении материалов. Нельзя отрицать, что гениально открытая Тейлором область, колонизируется чрезвычайно быстро. Его ученики и продолжатели ушли далеко вперед от своего учителя. Практически результаты их работ и применения их системы достаточно потрясающи. Однако никак не выделяются из общего уровня прочих инженерных ресурсов. Результаты нашего краткого обзора как будто бы весьма неутешительны. Инженеры, на которых стоит все здание современной гигантской техники, инженеры, мощь которых так потрясает нас, наглядная и величественная в производстве, в сооружениях и в оборудованиях современности, на деле, оказывается, располагают ресурсами лишь весьма несовершенными и недостаточными. Отсюда напрашивается примитивный вывод о том, что зря мы мощь нашей техники приписываем инженерскому искусству и инженерской науке, и что зависит она, эта мощь, от чего-то другого и что для производства инженеры вовсе не так необходимы, как это принято думать. Такой вывод сделали наши русские рабочие непосредственно после октябрьской революции. Несовершенство и дефекты инженерных ресурсов рабочим хорошо известны и если не сознательно, то интуитивно всегда ими улавливаются в практике ежедневной работы и ежедневного действенного общения. Рабочие решили, что инженеры не нужны, и похерили их. И производство безнадежно захирело. Пришлось инженеров звать обратно. Инженеры в производстве, конечно, нужны и необходимы. Их ведь никто не выдумал. Они зародились и выросли в самом производстве, как неизбежный элемент его, как историческая необходимость. Их мощь и совершенство их методов – есть мощь и совершенство нашего производства и нашей техники. Их недостатки, недочеты – есть недочеты и несовершенство наше в умении сооружать и делать вещи. Задача не в том, чтобы увенчивать или развенчивать инженерию. Задача в том, чтобы уловить внутренний диалектический закон развития нашего производства, чтобы понять и определить место и значение в нем инженера, как одного из действующих факторов, и отыскать те пути и средства к дальнейшему совершенствованию и развитию, которые предсказаны и предначертаны историей развития нашей материальной культуры. Диалектический анализ материальной культуры, анализ развития изобразительных искусств, как одной из областей этой культуры, привел нас к неизбежному и непреложному выводу о том, что в ближайшие эпохи искусства эти, в свое время оторвавшиеся от общей культуры производства вещей, снова должны с этой производственной культурой слиться. Искусства и носители их, художники, должны войти в производство. Идею эту, ставшую ныне широко популярной, мы пропагандируем уже свыше двух лет. И до сих пор художники, даже диалектически и марксистски наиболее развитые, недоуменно спрашивают: «Да как же войти нам в производство и что станем мы там делать? Ведь там инженеры, которые знают и умеют все, что производства касается, которые сполна все организуют и направляют. Что можем прибавить мы к этому универсальному и всепокрывающему умению и знанию инженеров? Или нам тоже идти в соответствующие училища и самим стать инженерами? Но ведь тогда мы перестанем быть художниками». Это ложные недоумения. Это фетишизм инженерии. В этом своем докладе я хотел обрисовать перед вами, как несовершенны и неполны те ресурсы, какими пользуются инженеры в производстве. Разобрав ресурсы производственных инженеров, мы убедились, что только одни лишь расчетные инженеры более или менее благополучны в этом отношении. Хуже всего обстоит дело у инженеров-конструкторов. И этот факт имеет решающее значение для основной нашей проблемы вхождения художников в производство. Инженеры-конструкторы – это изобретатели вещей, организаторы материалов, работники формы. Область их деятельности в принципе та же, что и у художников-изобразителей. Инженеры-конструкторы для своих работ по оформлению вещей не создали никакой науки, ни даже какой-нибудь эмпирической системы, вроде технологии или учения о сопротивлении материалов. Единственным ресурсом их является практический опыт и традиция, единственными методами – находчивость и изобретательность. Это – те же ресурсы и те же методы, которыми пользуются в своей работе художники. Только практический опыт и традиция в деле оформления у художников шире, разнообразней и квалифицированней. Находчивость и изобретательность у них значительно развитее и обостренней. За ними вековая культура, вековая тренировка в этом нелегком ремесле. Таким образом, по основным ресурсам и методам работы художники уже и сейчас могли бы с большим успехом заменить инженеров-конструкторов. Конечно, для этого им предварительно надо было бы усвоить те вспомогательные знания, которые для производственного конструирования необходимы. Иначе говоря, они должны были бы стать инженерами-художниками. Такова возможность, наглядно-логически вытекающая из предыдущих рассмотрений. Но возможности, даже самой очевидной, недостаточно. Совершается не то, что логически возможно, а лишь то, что исторически обусловлено и подготовлено. Доказать историческую необходимость введения в производство художественной традиции и опыта по оформлению вещей – это задача следующего моего доклада. Сегодня я хотел лишь указать вам на то, что производство вовсе не идеально и не совершенно обслужено инженерами. Что есть в этом обслуживании крупные существенные пробелы, которые в интересах прогресса должны быть так или иначе заполнены. Основной пробел – это методы инженерской конструкции. Пробелы в методах технологии, в приемах и способах расчета, в деле организации производства могут и должны быть постепенно заполнены путем эволюции соответствующих дисциплин, путем постепенного совершенствования соответствующих отраслей знания. Сплошной, зияющий пробел в области инженерского конструирования таким путем не заполнишь, ибо в основе его нет никакой дисциплины, которая могла бы развиваться и совершенствоваться. Здесь нет места, нет предпосылок для правильной эволюции. Помочь здесь может только революция. Во второй части своего доклада я попытаюсь изложить вам основные соображения в пользу того, что революцию эту совершить призваны художники.
Журнал «Леф», 1923 , № 3
|
|||||
|