шуховская башня

Говорит
Москва

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

Александр Михайлович Родченко (1891-1956) – советский художник, фотограф, дизайнер. Родился в Петербурге. В 1911-1914 гг. посещал Казанскую художественную школу, где обучался у Н.И. Фешина. После переезда в Москву Родченко два года учился в Строгановском училище.

Ранняя графика Родченко выполнена под сильным влиянием графики мастеров «Мира искусства», для нее характерна тщательно отделка мелких деталей, далекие от жизни образы, литературность сюжетов. Однако опыт новых художников, в частности, связанных с русским футуризмом, заставил Родченко пересмотреть свои эстетические позиции. Так, в 1916 г. художник принял участие в выставке «Магазин». Активно участвовавший в организации профсоюза художников-живописцев, Родченко в 1917 г. становится секретарем Молодой федерации. К этому периоду относится работа над оформлением революционных праздников, а также, наряду с практикой, разработка Родченко теоретических вопросов, связанных с искусством.

Наиболее интересные работы этого периода – графические серии «Динамизм плоскости», «Концентрация света», «Черное на черном», где художник пробовал новые выразительные возможности живописи, а также выполненные им три серии пространственных конструкций, организованные по принципу одинаковых форм. В данном случае Родченко интересовало разнообразие интерпретации этих форм при их исходной аналогичности, а также проблемы ритмичности в построениях такого рода.

Родченко был членом президиума ИНХУКа, также в 1910-1930-х гг. он являлся профессором и деканом металлообрабатывающего факультета Вхутемаса-Вхутеина. К 1920-м годам относятся разработки прозодежды и чайного сервиза. К 1923 г. относится начало активного сотрудничества художника с издательствами и журналами. В том же году Родченко создает серию иллюстраций к поэме В. Маяковского «Про это», выполненных в технике фотоколлажа.

Художник много работал в области плаката и рекламы. В 1924 г. созданы оформление Павильона СССР на Международной выставке декоративного искусства в Париже и проект рабочего клуба.

Активно влияют на Родченко концепции, выдвигаемые О. Бриком, в частности, положение о первостепенности «производственного» искусства и неминуемом отмирании станковой живописи. Под воздействием этих теорий Родченко надолго оставляет живопись, к которой вернется лишь в самом конце 1930-х годов, когда он создаст серию живописных полотен, посвященных цирку.

Среди других работ Родченко следует назвать проекты мебели, работу его в качестве театрального художника, в частности, он разрабатывал сценическое оформление для пьесы В. Маяковского «Клоп», поставленной в театре Мейерхольда, декорации и костюмы для кинофильмов «Москва в Октябре», «Журналистка», «Кукла с миллионами», «Альбидум».

Много сделал Родченко как практик и теоретик фотографии. Это и репортажные снимки, и тщательно проработанные фотопортреты. Художественные поиски Родченко, особенно в том, что касалось освещения и ракурса, во многом шли параллельно поискам других деятелей художественного авангарда, например, Л. Мохоя-Надя и Умбо.

К 1943-1948 годам относится серия работ «Декоративные композиции».

Серия проектов чайного сервиза. Чашка и блюдце. 1922

Наряду с другими деятелями бывшего авангарда, Родченко подвергался проработкам. В 1951 г. он был изгнан из Союза художников, где его восстановили в 1954 г.

Тогда как Родченко-живописец – это мастер, чьи работы отличаются изысканностью, сложностью живописного языка, работой не столько с композицией, сколько с живописной фактурой и цветом, то Родченко-фотограф более прямолинеен. При всей остроте композиции, задачи его, в первую очередь, прагматичны. Он добивается выразительности фотографии для того, чтобы напрямую воздействовать на сознание зрителя, получить почти агитационный эффект. На фотографиях Родченко лучше всего удаются живые массы – будь это парад на Красной площади или движение пешеходов по московским улицам. В этих фотоработах царствует культ молодого и здорового тела, тренировки, спорта.

Интересны и чрезвычайно важны для всей советской полиграфии работы Родченко в области фотоколлажа, а также его работа по оформлению книг и журналов, где его соавтором зачастую выступала В. Степанова.

Добролет. Рекламный плакат. 1923

Судьба Родченко драматична не в последнюю очередь из-за того, что он слишком доверчиво следовал теориям, развиваемым ЛЕФом, членом которого он являлся, а также из-за его оторванности от опыта международного авангарда – Родченко, в отличие от многих художников его поколения, не учился за границей, а впервые оказался за рубежом тогда, когда уже полностью сформировался как художник.

На данный момент ценность в художественном наследии Родченко представляют именно его живописные работы и фотографии. Опыты Родченко в области бытового дизайна (одежда, мебель, оборудование клуба) абсолютно устарели, работы в области полиграфии слишком часто несут следы государственного официоза, и хотя это касается предложенной художнику темы, а не его подхода, исходный материал оказывается сильнее.

 

Береника Веснина

 

См. также: Е. Евгеньев. Фотоколлажи Александра Родченко

 

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс