шуховская башня

Говорит
Москва

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс

ПЕРСОНАЛИИ

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

ПОЛОКА, Геннадий Иванович (р. 1930), режиссер, сценарист, актер. Народный артист России (1998).

Родился 15 июля 1930 года в Куйбышеве. В 1951 г. окончил Театральное училище им. Щепкина, а затем в 1957 режиссерский факультет ВГИКа, где учился у Л. Кулешова и А. Хохловой.

Если первые ленты режиссера – короткометражный телевизионный фильм «Жизнь» (приз газеты «Атэнэо», Италия, на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, 1957 г.) и телевизионный документальный фильм «Наши гости из далеких стран» – были хорошо приняты и профессионалами и широкой зрительской аудиторией, то история с первым полнометражным игровым фильмом Полоки «Чайки над барханами» развивалась драматически. Действие картины, сценарий которой был написан Ю. Трифоновым, происходило в Туркмении, и лента снималась на киностудии «Туркменфильм», однако республиканские руководители по каким-то причинам решили свернуть производство. Тем не менее, уже отснятый материал высоко оценили московские кинематографисты, и для того, чтобы закрыть картину, требовался очень серьезный предлог. Против режиссера было выдвинуто обвинение – финансовые злоупотребления в период съемок, хищение в особо крупных размерах, что сразу по нескольким статьям союзного и республиканского уголовных кодексов предусматривало «высшую меру наказания». Абсурдность обвинения казалась очевидной, если исходить хотя бы из бюджета картины, но делопроизводство уже началось. После многократных допросов в прокуратуре и пребывания некоторое время в КПЗ дело было закрыто, но закрыт был и фильм, который так и остался незавершенным.

Следующую ленту, фильм «Капроновые сети» режиссер не считает самостоятельной работой, ибо инициатива здесь отдана режиссеру Л. Шенгелия, совместно с которым он снимал эту картину. Комедийная линия из фильма исчезла, как единственную свою заслугу Полока расценивает приглашение на роль браконьера П. Луспекаева, затем блистательно сыгравшего роль Косталмеда в фильме «Республика ШКИД» (приз ВКФ в Ленинграде, 1968 г.), ленте с непростой судьбой. Первоначально Полока выступал лишь доработчиком сценария, и хотя написанный им вместе с Е. Митько практически заново сценарий двухсерийного фильма был резко раскритикован автором повести, по которой делалась картина, и первого варианта сценария Л. Пантелеевым, новый вариант был восторженно принят на студии и Полоке предложили продолжить работу в качестве режиссера. Сценарий построен как цепочка юридических «поражений» главного героя – заведующего школы для трудных подростков Викниксора. «Поражения», однако, оборачиваются его моральной победой. Движение от стоп-кадра, с которого начинается каждая новелла, до следующего стоп-кадра, – своеобразный прием, отсылающий к эре «косморам» и «диорам», когда кинематограф считался еще балаганным развлечением. Но одновременно такие самоценные куски – «аттракционы» – и отсылка к творческому опыту С. Эйзенштейна, чьи стилистические новации повлияли на творческий почерк Полоки. Режиссер неоднократно говорил, что уникальные открытия раннего советского кино – пластические решения, композиция кадра, ритмический монтаж, движение камеры, обусловленное не следованием за актерами, а пространственными задачами, поисками художественной выразительности, изменили мировой кинематограф, хотя секрет их как бы утрачен.

Режиссер использовал открытия советского кино 20-30-х годов и в картине «Интервенция», свободной фантазии на материале известной пьесы Л. Славина. Пространство экрана здесь трактовано, как цирковое, а каждая сцена фильма, имевшая самостоятельное значение, разыгрывалась на условной площадке, декорированной, как манеж цирка: персонажи словно разыгрывали репризы, массовка заменяла униформистов. Четыре условные маски, сыгранные С. Юрским, выполняли роль циркового шпрехшталмейстера, разбивая происходящее на части и комментируя события. Подобная трактовка революционных событий показалась начальству неуместной, и незавершенный фильм был положен «на полку».

Картина «Один из нас», где борьба с фашистской разведкой, разворачивающаяся в самый канун войны, иронически использовала штампы приключенческого кино. При этом режиссер за счет построения кадра, его глубины и пластики добился замечательной кинематографической выразительности. Ленту с восторгом приняли и киноманы, и широкая публика. Сделанные затем картины – за исключением ленты «Одиножды один» с ее ориентацией на живопись примитивистов – не стали событием, отношение к ним режиссера видно хотя бы по тому, что ленты «Его отпуск» и «Три процента риска» Полока выпустил под псевдонимом «Егор Горащенко», прочитывающимся, как явная анаграмма.

Действие фильма «А был ли Каротин» (Золотая медаль Ватикана) происходит в 30-х годах, и сама эпоха, и сюжет – поиск шпиона, добывающего информацию на военном заводе – давали режиссеру возможность обратиться к любимой эстетике кинематографического лубка, основанного на опыте раннего советского кино, но ирония Полоки, прежде находившая кинематографическое воплощение, теперь не поднимается выше уровня забавных реплик и сюжетных перипетий. Иронические эпизоды, рисующие картину времени, и монтаж исторической хроники могли бы восприниматься, как сатирическая полемика с эстетикой фильмов «Время, вперед!» и «Золотой теленок» М. Швейцера, но несравненно слабее художественно.

Фильм «Возвращение броненосца» (приз зрительских симпатий кинофестиваля русских фильмов в Онфлере, 1997 г.; специальный приз и диплом «За оригинальное воплощение эйзенштейновского принципа монтажа аттракционов. За любовь к актерам» кинофестиваля "Л i стапад" в Минске, 1997 г.), снятый по повести А. Каплера, напоминает о годах немого кино. История о неком администраторе, пытающемся помешать С. Эйзенштейну снимать фильм о восстании на броненосце «Потемкин», – это и дань великому мастеру, и притча о человеческой близорукости, и вариация на тему «эволюционной цепочки», и остающийся открытым вопрос: «А как бы развивалось кино, если бы Эйзенштейну не удался его опыт?»

На кинофестивале «Кинотавр-96» Полоке был вручен Приз Президентского совета «За веру в возрождение российского кино», что выглядело как своеобразное подведение итогов.

На долю режиссера выпадало многое – он был бомжем и жил на чердаках, его пытались вытеснить из большого кинематографа, тем не менее, в 1976-1980 гг. он был художественным руководителем студии музыкального фильма творческого объединения «Экран» Центрального телевидения, с 1988 преподает режиссуру во ВГИКе, с 2001 является первым заместителем Председателя правления Союза кинематографистов России, с 2002 – вице-президентом Национальной Академии кинематографических искусств и наук России, и с 2004 – президент Международного кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Новое кино. XXI век». О Полоке в 2002 г. снят документальный фильм для передачи из цикла «Острова».

Его высоко ценят киноманы, а рядовые зрители искренне любят картину «Республика ШКИД», не задумываясь о том, кто ее создатель. Однако в интервью, данном перед семидесятилетним юбилеем, режиссер горько признался: «Моя судьба сложилась противоестественно». Признание тем более горькое, что талант Полоки уникален.

 

Евг. Перемышлев

 

Избранная фильмография

 

Жизнь, к/м, тв (1957), режиссер

Наши гости из далеких стран, док., тв (1957), режиссер

Чайки над барханами (не закончен, 1960), режиссер

Капроновые сети (1963), режиссер (совм с Л. Шенгелия)

Ярость (1965-1967), актер

Республика ШКИД (1966), режиссер

Интервенция (1968-1987), режиссер

Рокировка в длинную сторону (1969), актер

Один из нас (1970), режиссер

Секундомер (1970), актер

Ночь на 14-й параллели (1971), актер

Дела давно минувших дней… (1972), актер

Принц и нищий, тв (1972), актер

Одиножды один (1974), режиссер

Мелодия на два голоса, тв (1980), режиссер (совм с А. Боголюбовым)

Наше призвание, тв (1981, показан по ЦТ в 1987), режиссер

Его отпуск, тв (1981), режиссер (под псевд. Егор Горащенко, совм. с Ю. Дубровиным)

Я – вожатый форпоста, тв (четвертая серия фильма «Наше призвание») (1981-1986, показан по ЦТ в 1987), режиссер

Три процента риска (1985), режиссер (под псевд. Егор Горащенко, совм. с В. Шределем)

А был ли Каротин (1989), режиссер, сценарист (совм с В. Деминым и В. Ишимовым)

Солдатушки – бравы ребятушки, тв (1990), режиссер (под псевд. Любовь Омельченко)

Возвращение броненосца (1996), режиссер, сценарист (совм. с В. Брагиным), продюсер (совм. с И. Ковалевским, Ю. Кушнеревым

 

Сочинения

 

Геннадий Полока. Универсальный художник. – «Искусство кино», 1996, № 8.

Геннадий Полока. «Уважение к собственным традициям». – В кн.: Кинематограф оттепели. Книга первая. М., 1996.

 

Литература

 

[Материалы по фильму «Интервенция»]: Письмо Л.И. Брежневу группы артистов, снимавшихся в фильме «Интервенция»; Объяснительная записка председателя комитета по кинематографии А.В. Романова о причинах запрета фильма «Интервенция»; Справка отдела культуры ЦК КПСС о фильме «Интервенция». – В кн.: Кинематограф оттепели. Документы и свидетельства. М., 1998.

 

 

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс