шуховская башня

Говорит
Москва

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

ЛЕВИТАНСКИЙ, Юрий Давыдович (1922-1996), поэт, переводчик. Родился 22 января 1922 года в городе Козелец Черниговской области в ассимилированной еврейской семье. Отец – служащий. Ранние годы Ю. Левитанского прошли в Киеве, куда он переехал вместе с семьей. Впоследствии, когда отец нашел работу на шахте, семья жила в небольшом шахтерском поселке, затем в городе Сталино (Донбасс). Учился Ю. Левитанский в украинской школе.

К школьным годам относятся пробы пера и первые публикации в донбасских газетах. В 1937 г. поэт вступил в комсомол (в годы «перестройки» он говорил, что поступки и мысли тогдашней молодежи были совершенно искренними).

После окончания десятилетки в 1939 г. Ю. Левитанский отправляется в Москву и становится студентом ИФЛИ (Институт филологии, литературы и истории), одного из лучших учебных заведений страны, достаточно вспомнить, что одновременно с ним на разных курсах учились Д. Самойлов, П. Коган, Л. Озеров, С. Наровчатов и др.

Как студент, перешедший на 3 курс, Ю. Левитанский пользовался освобождением от военной службы, однако уже 22 июня 1941 года вместе с другими ифлийцами он записывается в армию добровольцем. После сдачи в конце июня последнего экзамена он ушел на фронт. Некоторое время был 2-м номером пулеметного расчета, 1-м номером в котором был его однокурсник поэт С. Гудзенко. Участвовал в обороне Москвы, а впереди, по его словам, были «Северо-Западный, Степной и 2-й Украинский фронты, битва на Орловско-Курской дуге, взятие Харькова, форсирование Днепра, а потом и Днестра, и Прута». Великую Отечественную войну Ю. Левитанский закончил в Чехословакии, пройдя путь от рядового до лейтенанта (среди военных специальностей – пулеметчик, командир подразделения, корреспондент фронтовой газеты).

Летом 1945 г. часть, в которой он служил, перебрасывают в Монголию: «…мне еще предстояла та небольшая, та негромкая война с японцами, с Квантунской их армией в Маньчжурии, форсирование хребтов Большого Хингана».

В том же году Ю. Левитанский переводится в Иркутск, куда он перевез своих родителей. Там, вплоть до лета 1947 г., когда наконец он добился приказа о демобилизации, он служит в газете Восточно-Сибирского военного округа, а затем работает заведующим литературной частью иркутского Театра музыкальной комедии.

В первые послевоенные годы Ю. Левитанский делается настолько заметной фигурой в местной литературной среде (начиная с 1943 г., он публикуется в таких журналах, как «Знамя», «Советский воин», «Сибирские огни», «Огонек»), что даже подвергается проработке в связи с развернувшейся в стране кампанией по борьбе с космополитизмом. По его собственному признанию, помог выйти из создавшегося положения с наименьшими потерями прозаик Г.М. Марков, начинавший тогда свой путь литературного функционера.

Тогда же, один за другим, в сибирских, а также в московском издательстве публикуются несколько поэтических сборников Ю. Левитанского, хотя и не отмеченные высокими поэтическими достоинствами, тем не менее, благосклонно принятые критикой (в Иркутске даже увидела свет единственная до недавнего времени монография о поэте).

В 1955 г. он поступает на Высшие литературные курсы при Союзе советских писателей, которые оканчивает в 1957. С концом пятидесятых годов связано не только изменение жизненных обстоятельств – поэт перебрался в Москву, но также изменение поэтического мира Ю. Левитанского.

Интонация стиха сделалась теплее, доверительнее, интерес стали вызывать, казалось бы, мелочи, но из таких мелочей и состоит жизнь (недаром Ю. Левитанский называл своим учителем А.П. Чехова). Если в сборнике «Стороны света» (1959) все лишь вызревало, то сборник «Земное небо» (1963), пусть не слишком ровный, отметил произошедшие перемены. Художественные приемы, отсылающие к опыту другого искусства, кинематографа, в полной мере использованные в следующей книге, применены уже здесь. Некоторые стихотворные тексты Ю. Левитанского с ледовало бы, вероятно, сопоставить с произведениями советской мультипликации, созданными в тот же период. Например, схожи креативные элементы в стихотворении «Мучительно хочется рисовать…» и мультфильме режиссеров З. и В. Брумберг «Человечка нарисовал я» (1961).

Отсюда лишь шаг до поэтики сборника «Кинематограф» (1970). Кино – искусство, становление которого целиком пришлось на XX век, и которое, в определенном смысле, служит символом этого столетия, выступает также в качестве метафоры жизни отдельного человека. Заявленная в названии и развернутая во «Вступлении в книгу» метафора эта постепенно усложняется, обрастает подробностями. Предлагая «способ съемки» (в стихотворениях, рассказывающих о том, как показать то или иное время года), сочиняя «фрагменты сценария» (подзаголовок некоторых стихов), подбирая «типаж» (портреты «иронического человека», «квадратного человека», «старой женщины с авоськой»), автор детализирует исходный образ, который постепенно разрастается до размеров мироздания.

Кроме того, сравнение жизни с кино неявно противопоставляется знаменитому шекспировскому сравнению мира с театром, а людей с актерами. У нового искусства не только собственные законы, оно обладает своеобразным бессмертием, фильмы живут и тогда, когда актеров давно нет на свете, между тем как спектакль умирает сразу вслед за падением занавеса.

Сборники «День такой-то» (1976) и «Письма Катерине, или Прогулка с Фаустом» (1981) демонстрируют высокое поэтическое мастерство, развивают и варьируют основные темы поэзии Ю. Левитанского. Кажется, период поисков закончился и начался период утверждения найденного.

Поздние сборники – это именно книги стихов, где отдельное стихотворение занимает подчиненную позицию, утрачивает самостоятельность, делаясь композиционной единицей. Тут присутствуют все черты, характерные для поэтики Ю. Левитанского, и предельно простые, иногда тавтологические рифмы (что сразу было отмечено пародистами), и музыкальные аналогии («лейтмотивы», проходящие сквозь разные произведения). Упоминание о музыке не случайно, украинский поэт и ученый М. Бажан сравнивал отдельные стихотворения Ю. Левитанского с фугами, а сам Ю. Левитанский говорил в интервью, что книга «Кинематограф» построена по принципу сонатного построения (аллегро, анданте, скерцо, аллегро).

Пусть меняется отношение к тому или иному явлению, неизменна интонация, по которой легко узнать автора. Современность постепенно отходит на второй план. Если прежде Ю. Левитанский, подобно его коллегам, с радостью приветствовал технический прогресс (например, писал стихи об искусственном спутнике), теперь он приходит к мысли, что технический прогресс агрессивен, вытесняет сказку, фантазию, чудеса: «Что-то случилось, нас все покидают. // Старые дружбы, как листья, опали. // …Что-то тарелки давно не летают. // Снежные люди куда-то пропали». И грустный вывод: «Крыльев не слышно уже за спиною. // Робот храпит у меня за стеною».

Однако не зрелые и гармоничные сборники семидесятых годов, а последняя прижизненная книга «Белые стихи» (1991) была отмечена Государственной премией России за 1995 год. Ю. Левитанский, принимая позднее признание, не преувеличивал собственную значимость. Так в стихотворении, посвященном великим русским поэтам, в двадцать лет «провидцам», а в тридцать «пророкам», он говорит: «Мы всё их старше год от года, час от часа, // живем, на том себя с неловкостью ловя, // что нам те гении российского Парнаса // уже по возрасту годятся в сыновья». И все же, «…нету судей у нас выше, чем они». Характерно, что у Д. Самойлова, которому и посвящено стихотворение, однокашника по ИФЛИ, поэта того же, что и Ю. Левитанский, «военного поколения», высказана сходная мысль – «смежили очи гении» и тогда «стали слышны наши голоса».

Но как бы ни оценивал свои произведения сам поэт, они всегда тепло принимались читателями и слушателями. Стихи Ю. Левитанского издавались за рубежом, на них написано несколько песен («Диалог у новогодней елки» и «Сон об уходящем поезде» С. Никитина, «Ну, что с того, что я там был…» В. Берковского).

Особое место в творчестве Ю. Левитанского занимали поэтические переводы. Работая в этой области с середины пятидесятых годов, он старался среди стихов армянских, прибалтийских, молдавских поэтов отыскать такие, где понимание мира созвучно его собственному. Переводы из поэтов восточной Европы составили антологию « От Мая до Мая» (1975).

Стихотворные пародии, сочинявшиеся для близких друзей также с середины пятидесятых годов и впоследствии вошедшие в книгу «Сюжет с вариантами» (1978), настолько виртуозны, что автор по праву считается классиком жанра.

Последние годы жизни Ю. Левитанского отмечены относительным благополучием. Он вел поэтический семинар в Литературном институте имени А.М. Горького, давал многочисленные интервью, стихи его регулярно печатались в периодике. Поэт посетил Израиль, подготовил несколько публикаций для альманаха «Перекресток-Цомет», собирался писать воспоминания.

Тем не менее, он считал нужным высказываться и по вопросам политики (так, в свое время, он одним из первых подписал письмо в защиту Ю. Даниэля и А. Синявского). Ю. Левитанский не раз заявлял, что необходимо остановить войну в Чечне. На «круглом столе» московской интеллигенции, проходившем в мэрии, он вновь вернулся к этой проблеме. Выступление его было столь эмоциональным, что сердце не выдержало.

Ю.Д. Левитанский скоропостижно скончался 25 января 1996 года в Москве.

 

Евг. Перемышлев

 

Сочинения

 

Ю. Левитанский. Солдатская дорога. Иркутск, 1948.

Ю. Левитанский. Встреча с Москвой. Иркутск, 1949.

Ю. Левитанский. Самое дорогое. Стихи в защиту детей. Иркутск, 1951.

Ю. Левитанский. Утро нового года. Новосибирск, 1952.

Ю. Левитанский. Наши дни. М., 1952.

Ю. Левитанский. Листья летят. Иркутск, 1956.

Юрий Левитанский. Избранное. М., 1982.

Юрий Левитанский. «Вот и живу теперь – поздний…». Беседу вела Татьяна Бек. – «Вопросы литературы», 1982, № 6.

Юрий Левитанский. Воспоминанье о красном снеге. – «Литературная газета», 1985, 1 января.

Юрий Левитанский. Краткое путешествие в день вчерашний и день сегодняшний. – «Литературная газета», 1985, 13 февраля.

Юрий Левитанский. «Я не участвую в войне…». – «Литературная газета», 1995, 12 апреля.

Юрий Левитанский. Годы. М., 1987.

Юрий Левитанский. Между двух небес. М., 1996.

 

Литература

 

Ан. Бегаев. «Утро нового года». – «Сибирские огни», 1952, № 4.

С. Васильев. Искренний голос. – «Литературная газета», 1952, 30 сентября.

Л. П. Литвинцева. Ю. Д. Левитанский. Иркутск, 1954.

Э. Манукян. Раздумья зрелости. – «Литературная газета», 1960, 27 сентября.

Л. Баландин. Наступившей зрелости пора. – «Сибирские огни», 1961, № 2.

Ф. Светов. Несколько слов о книжке Юрия Левитанского. – В кн.: «День поэзии», М., 1964.

С. Иоффе. Юрий Левитанский. – В кн.: С. Иоффе С. Живут стихи… Иркутск, 1979.

Ю. Болдырев Дар поэта. – В кн.: Юрий Левитанский. Избранное. М., 1982.

В. Огнев. Фронтовое поколение поэтов. – В кн.: В. Огнев. Годовые кольца. Дневник критика. 1975-80. М., 1983.

В. Новиков. Юрий Левитанский. – В кн.: В. Новиков. Книга о пародии. М., 1989.

Война и мир Юрия Левитанского. М., 1997.

 

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс