шуховская башня

Говорит
Москва

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс

ПЕРСОНАЛИИ

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

ИВАНОВСКИЙ, Александр Викторович (1881-1968), режиссер театра и кино, сценарист, либреттист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1936). Родился 29 ноября 1881 года в Казани. Учился на юридическом факультете Казанского университета, который окончил в 1906 г. С 1904 по 1917 г. работал режиссером в оперном театре С. Зимина, по поручению владельца театра неоднократно выезжал за границу, чтобы ознакомиться с опытом известных музыкально-драматических коллективов. В 1918 г. приглашен на киностудию И. Ермольева в качестве ассистента к режиссеру Я. Протазанову, в 1920-1921 гг. Ивановский продолжает работать в музыкально-драматических театрах, с 1922 он – режиссер на петроградской фабрики «Севзапкино», с 1928 – работает на различных ленинградских киностудиях.

Путь Ивановского – это путь от влюбленного в искусство дилетанта до профессионала, на чьем счету несколько серьезных удач. Еще будучи гимназистом, он стал завсегдатаем Казанского театра, особенно прославившегося оперными постановками, со временем сделался вхож за кулисы, познакомился и с местными артистами, и с гастролерами (так начались длившиеся многие десятилетия теплые отношения с В. Качаловым). Желание попробовать силы в режиссуре, увеличенное недовольством постановками музыкальных спектаклей, привело к тому, что, воспользовавшись ничего не значащим вежливым приглашением заезжего театрала, Ивановский на собственный страх и риск отправился в Москву. Первое время он практикуется в театр Солодовникова, не получая никакой платы. Ситуацию изменило предложение от С. Зимина, организовавшего новый оперный театр. Поначалу помогая в разработке оформления спектаклей, изучая живопись и архитектуру в музейных фондах (что совершенно нетипично для театральной практики того периода), Ивановский затем получает возможность поставить спектакль. За комической оперой «Царь-плотник» последовали другие (в том числе «Фигляр» и «Пиковая дама»).

Приход режиссера в кино столь же необычен. Посмотрев фильм «Пиковая дама», он послал восторженное письмо исполнителю главной роли И. Мозжухину. Тот не ответил, но через несколько лет приехал сам и предложил принять участие в съемках фильма «Отец Сергий». Из ранних работ режиссера популярны у публики были картины из русской истории «Дворец и крепость» и «Декабристы». Режиссер пытался сделать ленты зрелищными и убедительными, поэтому снимал подлинные интерьеры и предметы (например, съемки первого фильма проходили в апартаментах Зимнего дворца, использована была и настоящая карета императора Александра II ), тем не менее, он не уловил кинематографической специфики, в лентах легко различимы приемы оперного театра.

Интерес режиссера к классической литературе сказался во многочисленных экранизациях, среди которых «Пунин и Бабурин» и «Три портрета» (по И.С. Тургеневу), «Комедиантка» (по Н.С. Лескову), «Иудушка Головлев» (по М.Е. Салтыкову-Щедрину), «Враги» (по М. Горькому). Особой популярностью пользовался фильм «Дубровский» (по А.С. Пушкину), хотя сюжет первоисточника сильно изменен и политизирован – большое место занимает народное восстание, а сцена штурма усадьбы помещика Троекурова напоминает сцену штурма Зимнего дворца.

Не порывавший связей с музыкальным театром – кроме прочего, им написаны либретто оперы «Помпадуры» (1939) и балета «Динамиада», по которому Д. Шостаковичем создан балет «Золотой век» (1930), режиссер активно разрабатывает жанр музыкального фильма. Наиболее удачны картины «Музыкальная история» (Государственная премия СССР, 1941) и «Антон Иванович сердится». И если в первом случае судьба шофера Пети Говоркова не более, чем повод для интриги, то во втором за непритязательным сюжетом о профессоре консерватории, который отрицает право легкой музыки на существование до тех пор, пока к нему не является в видении сам И.С. Бах и не напоминает, что и он писал нечто, кроме хоралов и месс, присутствует жгучая современность. В образе композитора-авангардиста Керосинова, сочиняющего «физиологическую» музыку, угадывался публично осужденный за «формализм» Д. Шостакович.

Творческий путь кинорежиссера увенчался снятой в соавторстве с Н. Кошеверовой увлекательной эксцентрической комедией о цирке «Укротительница тигров», где сыграли свои первые роли в кино Л. Касаткина и Н. Ургант.

А.В. Ивановский умер 12 января 1968 года в Ленинграде.

 

Евг. Перемышлев

 

Избранная фильмография

 

Отец Сергий (1918), ассистент режиссера

Не уступлю (1918), режиссер, сценарист

Золотая осень (1918), режиссер, сценарист

Хамка (1918), режиссер, сценарист

Станционный смотритель (1918), режиссер, сценарист

Пунин и Бабурин, к/м (1918), режиссер, сценарист

Три портрета (1918), режиссер, сценарист

Дети учат стариков (Епископ Гаттон), к/м (1920), режиссер

Хвеська (Больничный сторож Хвеська), к/м (1920), режиссер

Дармоедка (1923), режиссер (совм. с А. Волковым), сценарист (совм. с А. Волковым)

Комедиантка (1923), режиссер, сценарист

Дворец и крепость (1924), режиссер

Степан Халтурин (1925), режиссер

Декабристы (1927), режиссер, сценарист (совм. с П. Щеголевым)

Северная любовь (1928), режиссер

Ася (1928), режиссер

Сын рыбака (Михайло Ломоносов) (1928), режиссер

Кавказский пленник (Гибель Лермонтова) (1930), режиссер

Советская рентгенология, науч.-поп. (1931), режиссер

Иудушка Головлев (1934), режиссер, сценарист (совм. с К. Державиным)

Дубровский (1936), режиссер, сценарист

Враги (1938), режиссер, сценарист

Музыкальная история (1940), режиссер (совм. с Г. Раппапортом)

Антон Иванович сердится (1941), режиссер

Чудесная скрипка (новелла первая в «Музыкальном киносборнике (сборная музыкальная программа)») (1942), режиссер

Сильва (1945), режиссер

Солистка балета (1947), режиссер, сценарист (совм. с А. Эрлихом)

Концерт мастеров искусств (1952), режиссер (совм. с Г. Раппапортом)

Укротительница тигров (1955), режиссер (совм. с Н. Кошеверовой)

Евгений Онегин (1958), сценарист (совм. с Р. Тихомировым)

 

Сочинения

 

А. Ивановский. Декабристы. – «Советский экран», 1926, № 13.

А. Ивановский. Ася. М., 1928.

А. Ивановский. Враги. – «Искусство кино». 1937, № 8.

А. Ивановский. Как я стал режиссером. – В кн.: Как я стал режиссером. М., 1946.

А. Ивановский. О завтрашнем дне «Ленфильма». – «Искусство кино», 1957, № 8.

А.В. Ивановский. Воспоминания кинорежиссера. М., 1967.

 

 

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс