шуховская башня

Говорит
Москва

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс

ПЕРСОНАЛИИ

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

ХУЦИЕВ, Марлен Мартынович (р. 1925), кинорежиссер, сценарист. Народный артист СССР (1986). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993). Среди наград: орден «Знак Почета» (1975), орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1996), орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2000) , Приз Президента России «За выдающийся вклад в развитие российского киноискусства» (1999).

Родился 4 октября 1925 года в Тбилиси. Учиться начал в московской средней школе, заканчивал учебу в Тбилиси, куда вернулся с матерью (отец арестован в 1937 г.). После школы поступал в Академию художеств, но не прошел по конкурсу. В 1944 г. начал работать на Тбилисской киностудии помощником художника комбинированных съемок.

В 1950 г. окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская И. Савченко). Два года не мог найти работу, потом был ассистентом по дубляжу, вторым режиссером у Б.В. Барнета, режиссером на Одесской киностудии (1953-1958), на киностудии имени Горького (1959-1965), на киностудии «Мосфильм» (с 1965).

Говоря о своих художественных вкусах, Хуциев признавался, что очень любил такие фильмы, как «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки». Тем не менее, он выбрал другой кинематограф. «Нас долго пичкали плакатными образами парадной действительности, но сегодня кино уходит с проспектов в переулки и задворки, где мусор и хлам и человек без костюма», – говорится в статье, написанной Хуциевым совместно с Ф. Миронером, которую можно воспринимать в качестве их общей декларации.

Хотя, если не считать дипломной короткометражки «Градостроители» (1950), их первый фильм «Весна на Заречной улице» так и остался единственной совместной режиссерской работой, соавтор оказал на Хуциева, по его словам, большое влияние. Позднее Ф. Миронер оставил режиссуру и выступал как сценарист.

По словам Хуциева, замыслы всех его картин родились еще во ВГИКе. Неявная их зависимость друг от друга действительно прослеживается. Производственный эпизод из «Весны на Заречной улице» натолкнул на мысль о картине про большой завод (фильм не осуществлен), а название Застава Ильича, района Москвы, где располагался завод «Серп и молот», на котором режиссер изучал натуру, постепенно трансформировалось в ключевую сцену одноименного фильма – революционный патруль идет по безлюдным улицам.

Правомерно говорить о метасюжете кинематографа Хуциева. Отразилось это и в подходе к материалу: режиссера интересует современность, а потому для киноповествования важны подробности, как бы случайно запечатленные объективом: «Начиная снимать, я мучаюсь, пока не найду основной кадр. Выстраивается этот один кадр, и тогда я уже понимаю всю сцену. Самый существенный момент бывает связан с мизансценой, с движением камеры, с атмосферой. В основном, это общие планы…».

За одним исключением – телевизионный документальный фильм «Алый парус Парижа» (1971), снятый к столетию Парижской коммуны, – фильмы Хуциева шире избранного сюжета. Режиссер средствами кинематографа рассказывает конкретную историю, главное же находится вне сюжетных перипетий. Это – тональность того или иного отрезка времени, воздух, которым дышит страна. Фильм «Весна на Заречной улице» повествует о любви рабочего парня и учительницы вечерней школы, но в простых человеческих словах и поступках чувствуется освобождение, которое наступило в конце пятидесятых годов.

Эта картина еще достаточно традиционна, тогда как фильм «Два Федора» (1959) открывает новые возможности для всего советского кинематографа. По словам кинокритика В. Трояновского, фильм «дает толчок развитию стиля, тщательная выстроенность которого выглядит как полная безыскусственность». Драматическая история взаимоотношений вернувшегося с войны солдата, его тезки – бездомного мальчика, и жены Федора-старшего кончается благополучно, но зрители не могут освободиться от чувства тревоги, не связанного с конкретным сюжетом.

Сложна судьба картины «Застава Ильича» (1965). Работать над сценарием Хуциев начал вместе с Ф. Миронером, затем соавтора сменил Г. Шпаликов, который принес в картину мироощущение молодого человека, своего ровесника, отсутствующее в первом варианте.

В начале 1963 г. картина была принята министерством кинематографии. Но 7 марта 1963 г. в Кремле на встрече руководителей партии и правительства с творческой интеллигенцией Н.С. Хрущев вскользь упомянул о фильме, как о незавершенной работе, а на следующий день выступил с резкой и необоснованной критикой картины. Особый гнев вызвала сцена, где герой разговаривает со своим погибшим на войне отцом. То что отец не может помочь сыну советом, истолковано как попытка поссорить отцов и детей, противопоставить разные поколения.

Многочисленные обсуждения фильма на различных уровнях, несмотря на принципиальную позицию сценариста и режиссера, все-таки привели к тому, что поправки были сделаны. Однако не всегда они ухудшали картину. По мнению самого Хуциева, были и приобретения. Сцена, где начальник пытается сделать подчиненного доносчиком, после переделок стала проще и выиграла, однако сильно был сокращен эпизод поэтического вечера, в сцене с отцом из-за смены актера утрачен типаж. Новый вариант фильма вышел на экраны под названием «Мне двадцать лет».

Но и во втором варианте осталось то, ради чего снималась картина. Судьбы трех друзей – каркас, на котором крепятся эпизоды. Режиссер выделяет фрагменты повседневности и, внося их в пространство фильма, наделяет такой эстетической значимостью, что фрагмент делается знаком того или иного временного периода. Первомайская демонстрация именно такой знак, в искренность чувств людей, шагающих в праздничной толпе, верится, несмотря на то, что вскоре демонстрации стали воплощением казенности и показухи.

Хуциев лишает символы символической окраски, возвращает им жизненность, такова смена караула у Мавзолея в той же «Заставе Ильича». Более того, он создает приметы времени, и те переходят с экрана в жизнь. Так, вечер в зале Политехнического музея, на котором выступали молодые Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, организован специально для фильма «Застава Ильича». Снятый материал вошел в картину, а поэтические вечера стали традиционными. Парадоксальным образом здесь хуциевский кинематограф перекликается с кинематографом С. Эйзенштейна, ведь эпизод взятия Зимнего из фильма «Октябрь» используют как кинохронику. Зрители в зале Политехнического (среди них актеры) также стали частью документа (эпизод одновременно существует в двух планах – и художественном, и документальном).

Под названием «Застава Ильича» восстановленный первый вариант фильма был выпущен на экраны в 1988 году.

Фильм по сценарию «Летний дождь», написанному Хуциевым вместе с А. Гребневым, должен был снимать режиссер Ю. Карасик, но по разным причинам взялся за него сам Хуциев. Картина «Июльский дождь» (1967) также стала классикой советского кинематографа. Встреча ветеранов войны в сквере возле Большого театра еще одна из реалий, введенная в сознание общества Хуциевым.

Режиссер, который по возрасту не воевал, давно мечтал сделать фильм о войне. Телевизионный фильм «Был месяц май» (1970) по военной прозе Г. Бакланова, где дебютировал в кино В. Гостюхин, входит в число лучших фильмов на эту тему.

Последовавший затем почти двенадцатилетний период, когда режиссер готовился к съемкам фильма о Пушкине, ничем не завершился. Лишь много позднее часть материалов была использована в многосерийном радиофильме Хуциева.

Фильм «Послесловие» (1983), камерная драма, разыгранная в предельно простых декорациях. Взаимоотношения поначалу далеких людей, зятя и тестя, приехавшего в гости, их напряженный диалог дают возможность почувствовать то, что происходит за стенами квартиры, в большом мире.

Замысел фильма «Бесконечность» (1991), по признанию режиссера, возник сразу после «Заставы Ильича». Но тогда снять фильм со столь сложной образной системой, где перемешиваются воспоминания и реальность, не позволили, считая, что сорокалетнему человеку нескромно исповедоваться и подводить итоги. А вскоре схожие художественные приемы Хуциев увидел в фильмах И. Бергмана и Ф. Феллини. «Бесконечность», последняя по времени картина режиссера, предлагает свой способ преодоления реальности.

Из других работ следует упомянуть спектакль «Случай в Виши», поставленный Хуциевым в театре «Современник» (1967, восстановлен – 1987), а также пьесу о двух встречах Л.Н. Толстого и А.П. Чехова, написанную им совместно с сыном, И. Хуциевым. Пьесы была поставлена и спектакль показан на чеховском фестивале.

Вместе Г. Климовым и Г. Лавровым Хуциев закончил фильм «И все-таки я верю» (1967), который не успел завершить М.И. Ромм.

В картинах «Интервенция», «Гори, гори, моя звезда» и др. Хуциев снимался как актер.

Профессиональные и человеческие качества Хуциева высоко оценены. С 1965 г. он избирался секретарем правления Союза кинематографистов СССР, в 1968-1971 гг. был художественным руководителем творческого объединения «Экран» Центрального телевидения, с 1978 г. руководит мастерской режиссуры игрового кино во ВГИКе (среди выпускников Г. Шенгелия, В. Пичул, В. Гемс), с 1987 г. – заведующий кафедрой режиссуры игрового кино, профессор.

С 1989 г. Хуциев – президент Гильдии кинорежиссеров России, в 1994-1995 гг. был президентом кинофестиваля «Окно в Европу», с 1998 г. председатель Комитета по игровому кино Союза кинематографистов.

Учрежденная Домом Ханжонкова в 2000 г. награда, кубок Хуциева, должна вручаться молодым кинематографистам, чьи работы «отмечены оригинальностью идеи и самобытностью формы».

Высказывалась мысль, что большие перерывы между картинами и само число хуциевских фильмов – это свидетельство определенного кризиса, тем более, в отличие от несомненных шедевров, с которых начинал режиссер, более поздние картины не получили широкого отклика. Сам Хуциев считает иначе. Он оценивает «Бесконечность», как лучшую свою работу и говорит: «Мои паузы отнюдь не всегда оттого, что мне не давали снимать. Я просто не хотел немедленно начинать другую картину. Я хотел побыть в промежуточном состоянии».

 

Евгений Перемышлев

 

Фильмография

 

Градостроители, к/м (1950), режиссер (совм. с Ф. Миронером), сценарист (совм. с Ф. Миронером)

Весна на Заречной улице (1956), режиссер (совм. с Ф. Миронером) (Бронзовая медаль МКФ в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, 1957)

Два Федора (1959), режиссер
Улица молодости (1958), сценарист (совм. с Ф. Миронером)

Мне двадцать лет (Застава Ильича) (1965), режиссер, сценарист (совм. с Г. Шпаликовым) (специальный приз жюри XXVI Мкф в Венеции, 1965)

Июльский дождь (1967), режиссер, сценарист (совм. с А. Гребневым)
Интервенция (1968-1987), актер

Гори, гори, моя звезда (1969), актер

Был месяц май, тв (1970), режиссер

Алый парус Парижа, док., тв (1971), режиссер, сценарист (совм. с К. Славиным)
И все-таки я верю (1976), режиссер (фильм после смерти М. Ромма закончен М. Хуциевым, Э. Климовым, Г. Лавровым)

В день праздника (1978), актер
Карл Маркс. Молодые годы, тв (1979), актер

Послесловие (1983), режиссер, сценарист
Бесконечность (1991), режиссер, сценарист (Премия Альфреда Бауэра за открытие новых путей в киноискусстве, приз экуменического жюри МКФ в Берлине, 1992)

 

Сочинения

 

Ф. Миронер, М. Хуциев. Облик героя. – «Искусство кино», 1957, № 1.

М. Хуциев, Ф. Миронер. Самая редкая профессия. – «Искусство кино», 1960, № 3.

М. Хуциев. Когда считать фильм законченным? – «Искусство кино», 1960, № 10.

Г. Шпаликов, М. Хуциев. Мне двадцать лет. М., 1965.

А. Гребнев, М. Хуциев. Июльский дождь М., 1967.

К. Славин, М. Хуциев. Алый парус Парижа. М., 1977.

М. Хуциев. Зимой в Михайловском (отрывок из киноромана «Пушкин»). – «Неделя», 1979, № 20.

Марлен Хуциев: «Я никогда не делал полемичных фильмов». Записала Ирина Изволова. – В кн.: Кинематограф оттепели. Книга первая. М., 1996.

 

Литература

 

М. Туровская. Марлен Хуциев. – В кн.: Молодые режиссеры советского кино. М.-Л., 1962.

Н. Зоркая. Марлен Хуциев. – В кн.: Н. Зоркая. Портреты, М., 1966.

Я. Варшавский. Надо разобрать. – «Искусство кино», 1959, № 5.

В. Некрасов. Слова «великие» и «простые». – «Искусство кино», 1959, № 5.

М. Черненко. Марлен Хуциев. М., 1988.

Т. Хлоплянкина. «Застава Ильича». М., 1990.

Анатолий Гребнев. Тутуц-джан. – В кн.: Анатолий Гребнев. Записки последнего сценариста. М., 2000.

Семен Фрейлих. Марлен Хуциев. – В кн.: Семен Фрейлих. Заколдованный круг. М., 2002.

 

 

 

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс