ПЕРСОНАЛИИ
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ХМЕЛИК, Александр Григорьевич (1925-2001), сценарист, драматург. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1983). Член правления Союза кинематографистов СССР (1976-1986).
Родился 7 сентября 1925 года в Алупке (Крымская область), в семье рабочего. В годы войны работал на заводе. С 1947 по 1951 г. учился в Московском заочном полиграфическом институте. Работал корреспондентом Всесоюзного радио (1948-1950), литсотрудником в газете «Пионерская правда» (1951-1953), литературным редактором в журнале «Вожатый» (1953-1958), заведующим отделом литературы и искусства в газете «Пионерская правда» (1958-1963). В 1963-1969 гг. был главным редактором творческого объединения «Юность» киностудии «Мосфильм», в 1974-1987 гг. – заместителем главного редактора киностудии имени М. Горького, главным редактором киножурнала «Ералаш».
Хмелик вошел в литературу как журналист, его очерки, рассказы и фельетоны с 1948 г. стали появляться в печати, но известность ему принесла пьеса «Друг мой, Колька!». Пьеса эта, посвященная жизни подростков, их проблемам, радостям и невзгодам, привлекла внимание отнюдь не драматургическими достоинствами. Добротная и во многом наивная, с облегченным конфликтом, она получила столь бурный отклик аудитории потому, что дух ее абсолютно соответствовал духу литературы периода «оттепели». Смелость драматурга была вовсе не в том, что он исследовал подлинные проблемы, с которыми сталкивался подросток в жизни, а в том, что он одним из первых сказал вслух о наличии хоть каких-то проблем. Точно так же, но в кино, произведет эффект разорвавшейся бомбы картина Ю. Райзмана «А если это любовь?», где режиссер неожиданно для всех заявит: школьники могут испытывать общечеловеческие чувства, например, любить.
Разумеется, эти произведения были не более чем попыткой спроецировать ситуации и конфликты «взрослого» мира на мир «детский». Коллектив здесь еще более безлик, чем в подобных произведениях, сделанных для старшей возрастной аудитории. И, конечно, честный и порывистый, хотя не слишком дисциплинированный подросток, после недолгих блужданий, встанет на истинный путь. Тут сюжетная схема, развитая в сделанном по пьесе фильме с тем же названием, сильно напоминает сюжетную схему картины «Дело Румянцевых» И. Хейфица.
Однако, как бы уже решенное и санкционированное свыше для взрослых, в пьесе, а затем в умелой экранизации, сделанной режиссерами А. Салтыковым и А. Миттой, все равно это имеет оттенок новизны. Оказывается, школьный коллектив не монолитен, и пусть зло персонифицировано в образах уличных хулиганов и юного бюрократа, занимающего какой-то пост в пионерской организации школы, – возникало резонное сомнение. Ведь подлость и душевное уродство до сей поры показывались на иных примерах, нравственно сомнительным мог быть взрослый, самостоятельный, либо старый человек, чьи корни, по драматургическим законам, находятся еще в мире прошлого – затаившийся враг из «бывших», шпион, военный преступник, наконец, воинствующий мещанин, стяжатель. Устоявшаяся схема не допускала даже возможности, что этими чувствами могут быть заражены те, кто еще только вступает в жизнь. В этом и заключалась необычность пьесы «Друг мой, Колька!». Социальным вопросам, поставленным не слишком остро, посвящены и другие пьесы Хмелика – «Пузырьки», «Жил-был тимуровец Лаптев», «Федякин – крупным планом».
Сценарии, написанные Хмеликом, чаще всего решают те же проблемы. Так, фильм «Бей, барабан!» посвящен зарождению пионерского движения, сценарий для фильма «Переходный возраст» написан по известной повести В. Киселева «Девочка и птицелет», а сценарий для фильма «Вчера, сегодня и всегда» по произведениям Ф. Вигдоровой.
Хмелик, как правило, предпочитает оригинальным сценарным построениям экранизации либо вариации на темы, знакомые публике по литературе или драматургии. Стоит упомянуть написанные им сценарии для фильмов «Безымянная звезда» (по М. Себастьяну), «Новые приключения капитана Врунгеля» (по А. Некрасову), «Бедная Маша» (по В. Шкваркину), «Безумный день инженера Баркасова» (по М. Зощенко) и «Пять похищенных монахов» (по Ю. Ковалю).
Но можно определенно утверждать: главное произведение Хмелика – это детский юмористический киножурнал «Ералаш», которому он отдал много сил и времени. Он автор нескольких сюжетов для «Ералаша», он придумал и стихи для музыкальной эмблемы киножурнала, любимого не только детьми, но и взрослыми.
А.Г. Хмелик умер 8 декабря 2001 года.
Евг. Перемышлев
Избранная фильмография
Друг мой, Колька! (1961), сценарист (при участии С. Ермолинского)
Бей, барабан! (1962), сценарист (совм. с С. Ермолинским)
Жизнь и страдания Ивана Семенова, м/ф (1964), сценарист
Мимо окон идут поезда (1966), сценарист (совм. с Л. Кабо)
Переходный возраст (1968), сценарист
Два дня чудес (1970), сценарист
Золочёные лбы, м/ф (1971), сценарист
Вчера, сегодня и всегда (1972), сценарист
Иван да Марья (1975), сценарист
Дым, дым, дым (сюжет в киножурнале «Ералаш» № 1) (1975), сценарист
Пузырьки (1976), сценарист
Хочу быть министром (1977), сценарист (совм. с М. Коршуновым)
Безымянная звезда, тв (1978), сценарист
Новые приключения капитана Врунгеля (1978), сценарист
Мой первый друг (1979), сценарист
Бедная Маша, тв (1981), сценарист
Безумный день инженера Баркасова, тв (1983), сценарист
Если верить Лопотухину... (1983), сценарист
Рекордный вес (сюжет в киножурнале «Ералаш» № 37) (1983), сценарист
На златом крыльце сидели (1986), сценарист
Кувырок через голову (1987), сценарист
Пять похищенных монахов (1991), сценарист
Сочинения
Александр Хмелик. Друг мой, Колька. – В сб.: О нашем современнике. М., 1960.
Александр Хмелик. Жизнь и страдания Ивана Семенова. Фильм-сказка. М., 1970.
Литература
М. Туровская. «Друг мой, Колька!» – «Театр», 1960, № 4.
А. Алексин, С. Михалков. Пусть школа придет на сцену! – «Учительская газета», 1961, 25 ноября.
Т. Хлоплянкина. Лидия Сергеевна приходит в класс. – «Советская Россия», 1966, 19 ноября.
Л. Рыбак. Девочка пишет стихи. – «Искусство кино», 1969, № 4.
Ю. Айхенвальд. Без адреса. – «Искусство кино», 1972, № 10.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
|