шуховская башня

Говорит
Москва

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс

ПЕРСОНАЛИИ

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

ГАБРИЛОВИЧ, Евгений Иосифович (1899-1993), прозаик, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969), Герой Социалистического Труда (1979). Лауреат Сталинской премии II степени (1943), Государственной премии СССР (1967, 1983), Национальной премии ГДР (1971).

Родился 29 сентября 1899 года в Воронеже, отец – аптекарь, мать – домохозяйка. Учился в Воронежском реальном училище, а затем, после переезда семьи в Москву, в частной гимназии и Московском университете (юридический факультет). До того, как стать профессиональным журналистом, был пианистом джаза в театре Вс. Мейерхольда (музыкальное сопровождение к спектаклю «Д.Е.»), работал в музее того же театра и секретарем театрального журнала «Афиша Тим».

С весны 1920 г. входил в группу московских экспрессионистов. Впервые выступил в печати в коллективном сборнике «Экспрессионисты» (1921). Для опубликованного там рассказа «ААТ» характерно «сценарное» построение, в текст его введены своеобразные ремарки («сдвиг», «заставка»).

После организации в начале 1922 г. группы «Московский Парнас» стал ее членом. Публиковался в сборнике «Московский Парнас. Сб. второй» (1922), вместе с Б. Лапиным выпустил книгу «Молниянин» (1922) и вместе с Г. Гузнером книгу «Остров дружбы» (1923). Литературовед В.Ф. Марков называет Габриловича «центральной фигурой позднего, не имажинистского, а ориентированного на "Центрифугу", этапа русского экспрессионизма».

Несмотря на очевидный экспериментальный характер ранних произведений Габриловича, стиль молодого прозаика был настолько узнаваем, что едва ли не первыми заметили это пародисты (наиболее известна пародия А.Г. Архангельского). Именно как прозаик входил Габрилович в ЛЦК (Литературный центр конструктивистов), одновременно выступая и как публицист. Впоследствии он отмечал, что отдал журналистике двадцать пять лет жизни. Участвовал Габрилович и в создании книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства» (1934) (в работе отчасти использованы впечатления от увиденного во время поездки на строительство с большой группой советских писателей).

Однако, в силу разных обстоятельств, среди которых не последнюю роль играли материальная заинтересованность и желание преуспеть (причем, известно, что сам Габрилович – человек в быту крайне неприхотливый), он оставляет прозу и начинает писать сценарии. Чаще всего Габрилович работал с талантливыми высокопрофессиональными режиссерами. Среди них и мастера старшего поколения – М. Ромм («Мечта», «Убийство на Улице Данте»), Л. Луков («Два бойца»), Вс. Пудовкин («Возвращение Василия Бортникова»), А. Файнциммер («Овод»), и считавшиеся тогда молодыми И. Авербах («Монолог») и Г. Панфилов («В огне брода нет», «Начало»). Сделанные с ними фильмы стали классикой советского кино.

Несколько десятилетий продолжалось сотрудничество Габриловича с режиссером Ю. Райзманом. Классические ленты «Машенька», «Коммунист», «Твой современник», «Странная женщина» были обращены к сегодняшнему дню, авторы не только отразили те или иные исторические события, но и очень точно уловили духовную атмосферу разных моментов советской истории. Можно сказать, что все фильмы, снятые по сценариям Габриловича, удались они либо нет, это фрагменты единого целого. Нетрудно понять, что, по мысли сценариста, история не только отражается на судьбах людей, но и сама складывается из частных судеб.

О двух противоположных тенденциях в творчестве Габриловича легко судить по фильмам, сделанным им совместно с режиссерами С. Юткевичем и Г. Панфиловым. Кинолениниана, жанр советского кино, стоявший особняком и развивавшийся по собственным законам, тем не менее, всегда чутко реагировал на изменения в обществе. И потому в картинах «Рассказы о Ленине», «Ленин в Польше» и «Ленин в Париже» образ вождя революции все более трансформировался. Авторы, оставив декларативные утверждения о человечности Ленина, хотели продемонстрировать при помощи мелких и выверенных деталей его простоту, отзывчивость, неприхотливость. Миф облекался в быт, мимикрировал под повседневность. Но попытка изобразить вождя революции «с человеческим лицом» (наиболее радикальная сцена – Ленин, съезжающий по перилам, от которой осторожные авторы отказались) не вполне удалась. Искусственность и нарочитость предлагаемых схем были очевидны (хотя Габрилович за воплощение ленинской темы в кино и получил в 1982 г. специальный приз ВКФ).

На первый взгляд, иначе обстоит с фильмами, созданными Габриловичем вместе с режиссером Г. Панфиловым. Однако и здесь действует тот же принцип, только вывернутый наизнанку. Миф проступает сквозь быт, будто бы надежно упрятанная смысловая схема открывается внимательному зрителю. Судьба фабричной девчонки Паши Строгановой, которая оказалась талантливой актрисой, всего лишь пространная иллюстрация к давнему тезису, воплощенному еще в стихотворении М. Светлова «Рабфаковке», где, задолго до появления фильма «Начало», проводится параллель между героиней Франции и советской девушкой. Более того, утверждается массовость нового героизма: «В каждом братстве больших могил // Похоронена наша Жанна».

Внешне сложившаяся благополучно (с 1948 г. – педагог ВГИКа, с 1962 г. – профессор, лауреат многих премий, знаменитый сценарист, выступавший также с теоретическими статьями о кинематографе), жизнь Габриловича драматична: непростые семейные отношения, описанные им в книге «Четыре четверти», по которой впоследствии сделан фильм «Объяснение в любви», душевная боль, что выбран не тот путь. По сути, он был беллетристом, о чем и рассуждает в своей действительно «Последней книге». Без всякого сомнения, справедливо присужденная премия «НИКА» за 1989 г. в номинации «Честь и достоинство», равно как прочие многочисленные и вполне заслуженные награды, – это награды способному и умному человеку, при решении вопроса «Что важнее, частная судьба или эпоха?» без колебания выбравшему эпоху.

Последние десять лет Габрилович прожил в Доме ветеранов кино в Матвеевском, где ему хорошо работалось вдалеке от столичной суеты. Умер он 5 декабря 1993 года в Москве, через неделю после того, как книга, в которой он подвел итоги своей жизни, была закончена.

Через несколько лет после смерти мастера был создан документальный фильм «Евгений Габрилович. Последний автограф» (1998), дань его памяти.

 

Евг. Перемышлев

 

Избранная фильмография

 

Последняя ночь (1936), сценарист (совм. с Ю. Райзманом)

Мечта ( 194 1), сценарист (совм. с М. Роммом)

Машенька (1942), сценарист (совм. с С. Ермолинским)

Чудесная скрипка (новелла первая в «Музыкальном киносборнике (сборная музыкальная программа)» (1942), сценарист (совм с. Н. Шпановым)

Два бойца (1943), сценарист

Человек № 217 (1944), сценарист (совм. с М. Роммом)

Во имя жизни (1946), сценарист (совм. с И. Хейфицем и А. Зархи, при участии С. Ермолинского)

Наше сердце (1947), сценарист (совм. с Б. Галиным и Н. Денисовым)

Возвращение Василия Бортникова (1952), сценарист (совм. с Г. Николаевой)

Над Неманом рассвет (1953), сценарист (совм. с Ю. Балтушисом)

Два капитана (1955), сценарист (совм. с В. Кавериным)

Овод (1955), сценарист

Урок жизни (1955), сценарист

Убийство на Улице Данте (1956), сценарист (совм. с М. Роммом)

Коммунист (1957), сценарист

Рассказы о Ленине (новелла «Последняя осень») (1957), сценарист

Воскресение (1960-1961), сценарист (при участии М. Швейцера)

В трудный час («Под Москвой») (1961), сценарист

Ленин в Польше (1965), сценарист (совм. с С. Юткевичем)

В огне брода нет (1967), сценарист (совм. с Г. Панфиловым)

Софья Перовская (1967), сценарист (совм. с Л. Арнштамом)

Твой современник (1967), сценарист (совм. с Ю. Райзманом)

На пути к Ленину (1970), сценарист (совм. с Х. Байерлем, при участии Х. Фишера и Г. Райша)

Начало (1970), сценарист (совм. с Г. Панфиловым)

Монолог (1972), сценарист

Товарищ генерал (1973), сценарист (совм. с М. Колосовым и Т. Вульфовичем)

Повторная свадьба (1975), сценарист (совм. с С. Розеном)

Прыжок с крыши (1977), сценарист (совм. с С. Розеном)

Странная женщина (1977) , сценарист

Поздние свидания (1980), сценарист (совм. с А. Габриловичем)

Ленин в Париже (1981), сценарист (совм. с С. Юткевичем)

Подснежники и эдельвейсы ( 1981) , сценарист (совм. с О. Курган)

Долгая дорога к себе (1983), сценарист

Приход луны (1987), сценарист (совм. с А. Габриловичем при участии Ю. Швырева).

 

Сочинения

 

Евгений Габрилович. Коммунист. М., 1958.

Евгений Габрилович. Книга сценариев. М., 1959.

Евгений Габрилович. О том, что прошло. М., 1967.

Евгений Габрилович. В огне брода нет. – Начало. М., 1972.

Е. Габрилович. «…Не только действовать, но сильно чувствовать и масштабно мыслить…» – Вопросы кинодраматургии. Выпуск 6: Характер в кино. М., 1974.

Евгений Габрилович. Четыре четверти. М., 1975.

Евгений Габрилович. Странная женщина. М., 1979.

Евгений Габрилович, Юткевич Сергей. Ленин в Париже. – «Искусство кино», 1981, № 12.

Е. Габрилович. Избранные сочинения в трех томах. М., 1982-1983.

Е. Габрилович. Свой, но не вовсе. М., 1991.

Евгений Габрилович. Последняя книга. М., 1996.

 

Литература

 

Н. Коварский. Щедрый художник. – «Искусство кино», 1960, № 5.

И. Розенфельд. Точное время: Евгений Габрилович и его герои. – «Искусство кино», 1980, № 11.

М.Е. Гольденберг. Мир героев Е. Габриловича. М., 1981.

Ольга Кузьмина. «Машенька» (СССР, 1942). – «Искусство кино», 1992, № 2.

Павел Финн. «Дитя кнута и пряника». – «Искусство кино», 1996, № 8.

 

 

 

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

 

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс