шуховская башня

Говорит
Москва

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс

О плакатах Н. Ватолиной

 

Художник всегда пишет автопортрет. Истина эта представляется чуть надуманной, ибо за исключением автопортрета как жанра и тех редких, в общем-то, случаев, когда автор присутствует на холсте в качестве одной из фигур многофигурной композиции, да еще когда в канонических видах живописи появляются в качестве сфрагиды его лицо либо фигура, автопортретность тех или иных изображений требуется усиленно доказывать, так путем долгих и сомнительных манипуляций с первоисточником, каковым и является живописная работа, пытаются представить «Мону Лизу» в качестве автопортрета Леонардо да Винчи, но без бороды, в женском обличии, а если вспомнить недавние искусствоведческие штудии, то и после рождения второго ребенка.

Разумеется, это абсурд. Однако само исходное положение сомнению не подлежит: художник и в модели видит только себя, неосознанно выявляя черты, более уместные в зеркале, а не на холсте.

В случае с живописными работами Н. Ватолиной сомнений, опять-таки, быть не может. Но лишь тогда, когда дело не касается плакатов этого мастера. Тут проблема заключается, в первую очередь, в прикладном значении всякого плаката, а потому и акцентированной, даже заостренной публичности, что приходит в противоречии и с элементарной скромностью, и с ситуативным контекстом. Скажем, если автор плаката изобразит себя в виде счастливого вкладчика, несущего деньги в сберкассу, это еще можно рассматривать как некий иронический ход. Когда же плакат призывает к исполнению гражданского долга или посвящен какой-либо инициативе государственного масштаба, автор, выступающий в качестве героя собственного произведения, выглядит штрейкбрехером либо трусом, спешащем сообщить властям о собственной лояльности.

Тем не менее, на плакатах Н. Ватолиной нетрудно увидеть один и тот же повторяющийся женский тип с ярко выраженными автопортретными чертами. Сделанные на протяжении десятилетия (хотя художница работала в области плаката почти всю жизнь, самые известные ее работы укладывается во временной период 1939-1949 г.), плакаты ее посвящены важнейшим событиям советской истории или центральным концептам советской идеологии. Война, период послевоенного восстановления хозяйства, выборы в высшие государственные органы, материнство, бдительность – вот темы лучших плакатов Н. Ватолиной.

Героиня большинства ее работ – женщина, живущая в общем ритме со страной. Она зовет на защиту СССР, встречает воинов-освободителей, работает на стройке, обнимает дитя. На ней разные платья, иногда голова прикрыта косынкой, волосы заплетены в косу, которая уложена вокруг головы или оставлена свободно на плече, иногда у нее короткая прическа. И все же – тип лица один и тот же. Художница, входящая с согражданами в тот или иной период, является одновременно и объектом, и субъектом.

Такую позицию, когда герой плаката может прямо ассоциироваться с автором, следует считать принципиальной. В качестве наиболее веского доказательства стоит привести работы, выполненные Н. Ватолиной в соавторстве с художником Н. Денисовым, где использован тот же самый женский тип. Что же до автопортретных черт героини плакатов, они наиболее заметны при сопоставлении с живописным автопортретом художницы и портретом ее, выполненным примерно в то же время художником М. Бирштейном.

 

Евг. Перемышлев

 

Техническая эстетика и промышленный дизайн, № 11, 2006

 

Оформлении статьи использованы работы художников Н. Ватолиной и Н. Денисова

 

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс