шуховская башня

Говорит
Москва

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс

Е. Перемышлев

Материалы для «Словаря советской культуры»

 

Кондуктор, кондукторша

 

Кондуктор, а, м. 1. Проводник поезда, вагона, наблюдающий за порядком и проверяющий билеты у пассажиров. // Проводник трамвайного вагона, продающий трамвайные билеты. – Толковый словарь русского языка. Том I. А-Кюрины. М., 1935, стб. 1435.

 

Кондукторша, и (разг.). Женск . к кондуктор в 1 знач. – Там же.

 

В начале XX в. данная профессия являлась по преимуществу мужской. Это было напрямую связано с тем, что трамвай (см.) считался еще технической новинкой, более того – репрезентировал новизну. После начала Первой мировой войны трамвай стал явно проигрывать военной технике, а мужчин-кондукторов становилось все меньше из-за постоянного призыва в армию запасников.

«Кондуктор (до войны – всегда мужчина в форме) на остановках выходил с задней площадки, пропускал всех садящихся вперед, сам садился последним и, когда становился на ступеньку вагона, дергал за веревку, которая шла от входа к звонку у вагоновожатого. Получив такой сигнал, вагоновожатый трогал вагон. < … > Грудь кондуктора была украшена многими рулонами с разноцветными билетами. Билеты разных цветов продавались по «станциям» – на участки пути, и, кроме того, были белые пересадочные билеты, с которыми можно было пересесть в определенных местах на другой маршрут. <…> Время от времени, когда кончался тот или иной отрезок пути и надо было брать новый билет, кондуктор громко возглашал на весь вагон: "Желтым билетам станция!", или "Зеленым билетам станция!", или "Красным билетам станция!"» ( Лихачев 1995, 40-41).

Впоследствии, по мере того, как страна проходила через социальные катаклизмы, а трамвай уступал первенство другим транспортным средствам, кондуктора постепенно сменяла кондукторша, « обычно полная, пожилая женщина с громким голосом. Она продавала билеты – рядом с денежной сумкой на плече её висели три билетные катушки» ( Федосюк 2003, 55). Билеты разнились в зависимости от расстояния проезда, который исчислялся станциями (см.). Менялось и поведение кондукторш, все чаще кондукторша была раздражительной, «ругала пассажиров» ( Герман 2000 , 43).

Тем не менее, задачи оставались прежними. Кондукторша продавала билеты, объявляла остановки и, дергая за веревку, про тянутую через весь вагон, звонила в колокольчик, давая вагоновожатому знак к отправлению. При наличии прицепного вагона, кондуктор звонил кондуктору моторного вагона, который давал, в свою очередь, знак вагоновожатому, что можно ехать ( Федосюк 2003, 56).

«Незнающим кондукторша определяла стоимость билета по названной пасса жиром остановке. Добрые кондукторши помогали приезжим со ветами, усаживали инвалидов и детей, называли ближайшие ос тановки, а иногда пускались в разные сторонние рассуждения и воспоминания. <…> Злые кондукторши, которых с годами почему-то становилось больше, чем добрых, всё время "воспитывали" пассажиров или злобно огрызались. Зато они очень ловко ссаживали пьяных» (Федосюк 2003, 55-56).

Кондукторов стали заменять билетными кассами, начиная с 1957 года. Это была, по тем временам, непрестижная и уходящее в прошлое профессия. Кондукторшу, как обижаемого всеми маленького человека, обремененного заботами и бедностью, показал в своем фильме «Любить» (1968-1990) режиссер М. Калик.

 

 

Литература:

Д.С. Лихачев. Воспоминания. Спб., Издательство « Logos », 1995.

Михаил Герман. Сложное прошедшее. СПб., «Искусство-СПб», 2000.

Ю.А. Федосюк. Утро красит нежным светом… Воспоминания о Москве 1920-1930-х годов. М., «Флинта», «Наука», 2003.

 

 

Техническая эстетика и промышленный дизайн, № 4, 2006

 

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс