Е. Перемышлев
Материалы для «Словаря советской культуры»
Кондуктор, кондукторша
Кондуктор, а, м. 1. Проводник поезда, вагона, наблюдающий за порядком и проверяющий билеты у пассажиров. // Проводник трамвайного вагона, продающий трамвайные билеты. – Толковый словарь русского языка. Том I. А-Кюрины. М., 1935, стб. 1435.
Кондукторша, и (разг.). Женск . к кондуктор в 1 знач. – Там же.
В начале XX в. данная профессия являлась по преимуществу мужской. Это было напрямую связано с тем, что трамвай (см.) считался еще технической новинкой, более того – репрезентировал новизну. После начала Первой мировой войны трамвай стал явно проигрывать военной технике, а мужчин-кондукторов становилось все меньше из-за постоянного призыва в армию запасников.
«Кондуктор (до войны – всегда мужчина в форме) на остановках выходил с задней площадки, пропускал всех садящихся вперед, сам садился последним и, когда становился на ступеньку вагона, дергал за веревку, которая шла от входа к звонку у вагоновожатого. Получив такой сигнал, вагоновожатый трогал вагон. < … > Грудь кондуктора была украшена многими рулонами с разноцветными билетами. Билеты разных цветов продавались по «станциям» – на участки пути, и, кроме того, были белые пересадочные билеты, с которыми можно было пересесть в определенных местах на другой маршрут. <…> Время от времени, когда кончался тот или иной отрезок пути и надо было брать новый билет, кондуктор громко возглашал на весь вагон: "Желтым билетам станция!", или "Зеленым билетам станция!", или "Красным билетам станция!"» ( Лихачев 1995, 40-41).
Впоследствии, по мере того, как страна проходила через социальные катаклизмы, а трамвай уступал первенство другим транспортным средствам, кондуктора постепенно сменяла кондукторша, « обычно полная, пожилая женщина с громким голосом. Она продавала билеты – рядом с денежной сумкой на плече её висели три билетные катушки» ( Федосюк 2003, 55). Билеты разнились в зависимости от расстояния проезда, который исчислялся станциями (см.). Менялось и поведение кондукторш, все чаще кондукторша была раздражительной, «ругала пассажиров» ( Герман 2000 , 43).
Тем не менее, задачи оставались прежними. Кондукторша продавала билеты, объявляла остановки и, дергая за веревку, про тянутую через весь вагон, звонила в колокольчик, давая вагоновожатому знак к отправлению. При наличии прицепного вагона, кондуктор звонил кондуктору моторного вагона, который давал, в свою очередь, знак вагоновожатому, что можно ехать ( Федосюк 2003, 56).
«Незнающим кондукторша определяла стоимость билета по названной пасса жиром остановке. Добрые кондукторши помогали приезжим со ветами, усаживали инвалидов и детей, называли ближайшие ос тановки, а иногда пускались в разные сторонние рассуждения и воспоминания. <…> Злые кондукторши, которых с годами почему-то становилось больше, чем добрых, всё время "воспитывали" пассажиров или злобно огрызались. Зато они очень ловко ссаживали пьяных» (Федосюк 2003, 55-56).
Кондукторов стали заменять билетными кассами, начиная с 1957 года. Это была, по тем временам, непрестижная и уходящее в прошлое профессия. Кондукторшу, как обижаемого всеми маленького человека, обремененного заботами и бедностью, показал в своем фильме «Любить» (1968-1990) режиссер М. Калик.
Литература:
Д.С. Лихачев. Воспоминания. Спб., Издательство « Logos », 1995.
Михаил Герман. Сложное прошедшее. СПб., «Искусство-СПб», 2000.
Ю.А. Федосюк. Утро красит нежным светом… Воспоминания о Москве 1920-1930-х годов. М., «Флинта», «Наука», 2003.
Техническая эстетика и промышленный дизайн, № 4, 2006
|