Зара Григорьевна Минц: Монографии, статьи и заметки
ПОНЯТИЕ ТЕКСТА И СИМВОЛИСТСКАЯ ЭСТЕТИКА* 1. Во взглядах и творчестве русских символистов представления о природе художественного текста занимают особое место. Если писатели одних направлений воспринимают текст как модель внетекстовой действительности стремятся организовать его по законам, подобным законам этой действительности), то для символистов дело обстоит прямо противоположным образом: реальности приписываются свойства художественного текста. 2. Мир, с этих позиций, предстает как иерархия текстов. На вершине располагается отражающий мифологическую природу мира универсальный Текст текст высшего уровня. Стремясь воссоздать архаически-мифологическое миросозерцание, символисты осмысляют этот Текст и как глобальный «миф о мире», и как самоë «мистическую реальность» объективную сущность мира, как знак и денотат одновременно. 2.1. Универсальный Текст реализуется в «текстах жизни» и в «текстах искусства». Единственность Текста противопоставлена бесконечной множественности его конкретных манифестаций. 2.2. Наконец, как сам Текст, так и тексты [2.1] образуют тот внешний мир, с которым сложно соотнесено то или иное отдельное произведение искусства. 3. Соотношение выделенных уровней весьма сложно. 3.1. С одной стороны, они, как видим, составляют иерархию классификационную (Текст универсален; тексты низших уровней лишь в своей совокупности составляют Текст) и ценностную (Текст первичен, тексты «только отблеск, только тени» Текста). 3.2. Однако отношение иерархии не является единственным отношением текстов разного типа. Это связано с глубинной особенностью символистского миропонимания в целом. Символистская «картина мира» всегда формируется двумя противонаправленными тенденциями. Одна состоит в установлении системы антитез, организующих мир пространственно, ценностно и т. д. Другая в сближении противоположностей, в утверждении универсального изоморфизма всех явлений жизни («мир полон соответствий» А. Блок)1. С этой последней точки зрения, например, тексты [2.1] и [2.2] вовсе не отображения тех или иных частей Текста, а его целостные воплощения, «явления». В них, как и в самом Тексте, стираются (хотя, в силу действия механизма установления оппозиций, и не полностью) грани между изображением и изображаемым. Тексты второго и третьего уровней в значительной мере утрачивают, таким образом, свой вторичный, только «отображенный» характер и, разрушая описанную иерархию, повышаются в ранге2. 3.2.1. Эти же два противостоящих друг другу механизма смещают соотношение текстов и в иных планах. Так, например, большинство младших символистов «тексты жизни» и «тексты искусства» теоретически считают одноранговыми. Однако не менее ощутима и идущая от романтизма и от старших символистов («декадентов») тенденция резкого противопоставления «жизни» и «искусства». С этой точки зрения, «тексты жизни» оказываются бесконечно ниже и качественно иными, чем «тексты искусства». Иерархия принимает вид:
или (для старших символистов, особенно для Ф. Сологуба и молодого Брюсова):
В последних случаях «тексты жизни» рассматриваются как явления вне мира искусства. На практике же постоянно имело место сложное переплетение обеих концепций «мира как текста». 4. Мир (и глобальный «миф о мире») имеют не просто текстовую структуру, но структуру, изоморфную организации художественного текста. Это проявляется: 4.1. В «сюжетном» характере Текста. Существование универсального Текста мыслится как развертывание во времени, в смене «эпизодов» стадий его становления3. 4.2. В конкретно-образной природе: сущность мира на уровне универсального Текста раскрывается как соотношение не абстрактных закономерностей, а глобальных по значению, но имеющих сенсорно воспринимаемую природу «действователей» («Творец», «Душа мира», «Хаос» и т. д.)4. 4.3. Отношение к «текстам жизни» у символистов обусловлено двумя противонаправленными процессами. Один из них заставляет воспринимать жизнь как искусство как сумму текстов, изоморфных по структуре «текстам искусства» и, следовательно, Тексту. Одновременно, однако, будет действовать и тенденция, заставляющая воспринимать «тексты жизни» как дефектные (например, как лишенные подлинного развития или подлинных «действователей», как бессмысленно перемешанные «обломки миров», безобразное мелькание масок и т. д.). «Равнодействующей» этих двух тенденций оказывается либо одновременное восприятие «текстов жизни» и как полноценных, и как дефектных, либо представление о современной действительности как сумме дефектных текстов, а о «нормальной» (идеальной) жизни как о сумме текстов, организованных по законам искусства. 5. Отношение «текстов искусства» к Тексту может быть четырех типов5: 5.1. Конкретный текст метафорическое отображение Текста (образ весны, смененной зимой, но вновь возвращающейся на землю как история «Души мира»). Общеязыковое значение образов, составляющих такие тексты, выступает в языке художественного произведения как важное, но одно из многих. Остальные значения образуются по законам метафорически-ассоциативным, но практически подсказываются не столько текстом данного произведения, сколько широким контекстом символического искусства в целом. 5.2. Конкретный текст часть, метонимически представляющая Текст как целое (история трагически несвершившихся земных воплощений Вечной Женственности, подразумевающая знание исходной и конечной ситуации в мифе о Душе мира). В этих случаях в памяти читателя должно сохраняться знание «мифа о мире». С другой стороны, здесь действует презумпция равенства любого эпизода целостному сюжету. 5.2.1. Следствие: хотя символизм культивировал, в основном, лирику, каждое лирическое произведение могло (а в какой-то степени и должно было) восприниматься и как эпизод, изъятый из цепи сюжетного развития, но сохраняющий с ним связь. 5.3. Конкретный текст метафорическое отображение какой-то части Текста, одновременно метонимически представляющее Текст как целое (картина наступающей весны; стихи о разлуке, о смерти героини и т. д. и т. п.). 5.3.1. К типу 5.3 относится большинство символистских произведений. По сути, так же образуется и значение отдельных символов, если понимать слово-символ как свернутую ситуацию (ср. в особенности понимание соотношения символа и мифа в статьях Вяч. Иванова). 5.4. Наконец, художественное произведение может быть и обобщенным раскрытием содержания Текста на языке философской лирики (ср., прежде всего, поэзию Ф. Сологуба). 5.4.1. Несмотря на значение для символистов традиций Тютчева и философской лирики Вл. Соловьева, построение 5.4 не стало для символистской поэзии определяющим. По-видимому, это связано с представлением о любых обобщениях как об уводящих от конкретно-образной природы Текста «мифа о мире», а не помогающих понять его сущность. 6. Необходимо помнить, однако, что метафоричность символистских метафор и метонимичность метонимий не вполне совпадают с принятым в современной науке пониманием тропов. В силу отмеченного выше универсального изоморфизма явлений и образов одно значение символа не только указывает на все остальные, но и полностью представляет их, несет их в себе. С другой стороны, в силу изоморфности художественного образа и денотата, каждый образ «мифологичен» и сближен с изображаемым. Символ поэтому всегда не только метафора (ср. в 5.1 о роли общеязыковых значений образа-символа). Реализация метафоры здесь не только художественный прием, но и подчеркивание ее реальной (в смысле «мистической реальности») природы. Сам Текст при подобном подходе уже не только совокупность частей-«эпизодов» (или «действователей» и их отношений): на первый план выступает параллель «Текст ~ слово». 7. Сказанное помогает многое понять в эстетике русского символизма. Остановимся лишь на трех достаточно существенных вопросах. 8. Вопрос о путях изучения символистского миропонимания и эстетики. И с точки зрения самих представителей течения (существенной для понимания символизма), и с точки зрения современного исследователя, анализ общих взглядов русских символистов немыслим без возможно более полной реконструкции «мифа о мире». При этом, несмотря на универсальный и внеположенный земному миру характер последнего, Текст, в силу своей «искусствоподобности»: а) наиболее авторитетно, с точки зрения носителей данной культуры, реконструируется по художественным произведениям (а не по описаниям философского типа); б) наиболее полно раскрывается методами анализа художественного произведения. 9. Вопрос о воздействии концепции мира как текста на художественное творчество символистов. Здесь можно отметить следующие особенности построения символистских произведений. 9.1. Любая часть художественного произведения может быть воспринята как изоморфная всему произведению. Отсюда особая поэтика названий (ср.: Ф. Сологуб «От злой работы палачей» и др.) и вообще, особая роль разного типа неполных и дефектных предложений6. Отсюда же принципы цитации и обилие разнообразных «свернутых» отсылок к чужим текстам. Все они создают типичную для символизма сложную систему замещений. Например, «осколок» цитатного образа представляет цитату в целом, она, в свою очередь, весь цитируемый текст, а этот последний нередко знак какого-то более общего текста (или Текста как такового). 9.2. Любая совокупность текстов может быть воспринята как целостный текст. Этим определяется не только уже отмечавшаяся в советской науке (Л. Я. Гинзбург, П. Громов, В. Сапогов) особая роль циклов в творчестве символистов, но и характерная иерархия текстовых объединений (очень часто тексты составляют подциклы, объединяемые в циклы, которые входят в сборники (книги, томы), в свою очередь, формирующие более обширные совокупности текстов, вплоть до собраний сочинений, почти всегда воспринимаемых как единое произведение). С точки зрения символистов, только в таких объединениях отдельные тексты получают свой подлинный смысл7. Поэтому так часто соположенные в сборниках тексты образуют сверхтекстовые единства «микроциклы», связанные тематически, образно-лексически (ср.: К. Д. Бальмонт «В этой жизни смутной » и «Нет, не могу я уснуть » Полн. собр. стихов. [М.], 1909. Т. 1. С. 65, 66), метрически (ср.: Ф. Сологуб «Скучная лампа моя зажжена » и «Холод повеял в окно » Собр. соч. СПб., 1909. Т. 1. С. 132, 133) и т. д. 9.3. Жизненные факты, входящие в круг внимания писателя, наделяются чертами художественного текста: в них выделяются «сюжет», «действователи», «начала и концы». Так, в частности, воспринимают символисты собственную биографию (роман А. Блока и Л. Д. Менделеевой, «дружба-вражда» Блока и Белого, взаимоотношения В. Брюсова и Н. Петровской и т. д.). Ср. характеристику К. Бальмонтом в 1904 г. своего творчества как имеющего законченный сюжет: «Мое творчество < > началось под Северным небом, но, силою внутренней неизбежности, через жажду Безбрежного, через долгие скитания по < > провалам Тишины, подошло к < > Солнцу»8. 9.4. Чужие художественные тексты оказываются важным способом кодирования внетекстовой действительности («текстов жизни»). Отсюда огромная роль цитат и автоцитат, опять-таки составляющих сложную иерархию. Например, в трагедии Ф. Сологуба «Победа смерти» (1907) проблемы, навеянные эпохой, кодируются образами: а) исторического предания о Берте Длинноногой; б) художественной литературы («Дон Кихот», «Стихи о Прекрасной Даме», «Снежная маска», драма «Незнакомка» и др.); в) мифов самого разного происхождения (Змея, «Золушка», смерть-возрождение и т. д.). Все эти кодирующие тексты, в свою очередь, рассматриваются как часть кодирующего их более общего мифа. 10. Наконец, именно концепция мира как «искусствоподобного» текста объясняет происхождение символистской идеи «жизнестроения»9 идеи, в которой наивный утопизм сочетается с пафосом гармонической личности с историзмом и с той «защитой культуры», которая позже, в условиях XX века, выявит свою антифашистскую направленность. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Нетрудно заметить, что первая особенность символистского миропонимания генетически связывает его с романтизмом, а вторая с постромантическим пантеизмом и теориями «синтеза» Вл. Соловьева (ср.: Шувалов С. В. Блок и Лермонтов // О Блоке. М., 1929). 2 В этом одно из отличий понятия символа в символистской теории и в различных посткантианских философских системах. Несмотря на значительное влияние этих последних на теории русского символизма, символисты (особенно «младшие») постоянно стремились подчеркнуть связь символа с миром отображенных в нем объективных сущностей, разрушить пропасть между объектом познания и познающим субъектом. 3 Такое восприятие мира у большинства символистов сложно сочетается: а) С циклической концепцией развития. Явленный в Тексте «сюжет» может мыслиться как бесконечно повторяющийся, как совмещающий все стадии становления в панхронном целом окончательной сущности бытия, как развертывающийся одновременно на нескольких уровнях (например, в истории человечества и в жизни личности). См.: Максимов Д. Е. Идея пути в творчестве Блока // Блоковский сборник. Тарту, 1972. Т. 2. б) С представлением о том, что высшая стадия развития мира (финальное состояние Текста) предполагает уничтожение временно-пространственных форм бытия. 4 Последнее качественно отличает символистское миропонимание от традиций, связанных с эстетикой Гегеля. Для Гегеля постижение объективной сущности мира невозможно без перехода от единично-образного к обобщенно-абстрактному мышлению, а наука как путь познания и организации мира выше искусства. Для символистов вопросы о сущности мира, о путях его познания и о ценностном соотношении науки и искусства решаются прямо противоположным образом. 5 Первые три в принципе отражают и отношения к Тексту «текстов жизни». 6 Разумеется, неполные или дефектные фразы не только замещают соответствующие полные: специфика их структуры важный источник символистской «тайнописи», «эзотеричности» стиля. 7 Ср.: «Многие из них [стихотворений], взятые отдельно, не имеют цены; но каждое стихотворение необходимо для образования главы; из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать «романом в стихах» (Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1960. Т. 1. С. 559); «Только на основании Цикла < > медленно выкристаллизовывается в воспринимающем сознании то общее Целое, что можно назвать индивидуальным стилем поэта; и из этого общего целого уже выясняется зерно каждого отдельного стихотворения < > не открываемое в каждом стихотворении, взятом отдельно» (Белый А. Вместо предисловия // Белый А. Стихотворения. Берлин; Пб.; М., 1923. С. 5). 8 Бальмонт К. Д. Полн. собр. стихов. Т. 1. С. VIII. 9 См. об этом Родина Т. М. Ал. Блок и русский театр начала XX века. М., 1972.
* Минц З. Г. Блок и русский символизм: Избранные труды: В 3 кн. СПб.: Искусство СПб, 2004. Кн. 3: Поэтика русского символизма. С. 97102.
Ruthenia, 2006 |