Вадим Ф. Лурье

"Святые письма" как явление традиционного фольклора


Редко кто в России (да и за ее пределами) не обнаруживал в почтовых ящиках рукописных "Святых писем" или, по крайне мере, не слышал о них.Реакция на них у людей разная: одни выбрасывают анонимные послания не читая, другие старательно исполняют все содержащиеся в них указания.Современные исследователи оставляют это явление без внимания, а оно интересно и в фольклорном, и в социально-психологическом аспекте...(1).
"Письма" можно считать специфическим жанром письменного фольклора.Одновременно - памятником истории культуры, коренящимся в традиции, и фактом современной массовой духовной культуры.Это бытующий письменной миф, распространители которого (переписчики) - кто активно, кто пассивно - живут в нем.Думается, на него уместно взглянуть с позиций культурной антропологии, которая реконструирует картины мира, типичные для различных человеческих общностей.
Но прежде коснемся структуры современного "Святого письма".В произведениях рассматриваемого жанра можно выделить следующие составные элементы: 1.название; 2.молитва-заклинание; 3.легенда о происхождении и обретении "Святого письма"; 4.тезис (и доказательство его) о сверхъестественной силе текста; 5.требование переписать и разослать письмо в определенный срок; 6.обещание удачи за своевременную отправку копий и кары, если письмо откажутся распространять дальше.
В вариантах структура письма остается неизменной или меняется несущественно. Действие письма, как утверждается в текстах, фатально, от него можно получить конкретную материальную выгоду.Собственно, все сводится к элементу второму (молитва-заклинание), все же остальное - его обрамление (2).
Особая форма подобных посланий имеет заголовок "Письмо - счастье".Оно рождает и распространяет слухи и мифы, утверждая свою - и вместе с тем высшую - силу и подчиненность человека этим силам.Не исключено, что некоторые из новых переписчиков вносят в текст то, что они слышали или читали в подобных "письмах" - то есть здесь действует закон мифотворчества по аналогии.Существенную роль, однако, играют и ошибки, связанные с неправильным прочтением неразборчивых мест.(Наиболее типичные и заметные искажения - это ошибки в именах, датах, цифрах и т.д., например Артур Новал Далинь - вместо Артур Конан Дойль, "3" вместо "9", "7" вместо "4").
Смысл и цели "Письма-счастья" в главном сходны со "Святым письмом" - попытка помощи себе и близким, нуждающимся в поддержке и надежде.
Но если первое письмо искренне религиозно, то второе связывает свою силу с мистикой и оккультизмом."Спасение души", "святость" заменяются простым "счастьем".
"Святое письмо" - молитва, но одновременно и проповедь."Проповедность" его проявляется в разных редакциях различно, в одних - усилена, в других - едва намечена.Форма "Святого письма" используется и для настоящей проповеди, рассылаемой наряду с "письмами".Авторы проповедей - современные миссионеры, стремящиеся влиять на среду язычников-атеистов.Те, кто проникается их идеями, также встают на путь распространения "Божьего слова" (3).
Кроме выделенных, можно упомянуть и о "языческом" типе "писем".Последние, начинаясь словами "эта игра принесет вам счастье!" для убедительности уверяют адресата в древности текста, его общеизвестности и безусловной достоверности.Однако за преамбулой следует достаточно прозаическое материальное предложение послать по указанному ниже адресу 5 (или 10) рублей, с тем, якобы, чтобы через некоторое время, послав еще несколько писем аналогичного содержания со своим адресом, получить со своих корреспондентов 50 (5, 10) рублей.Те, в свою очередь, пошлют письма дальше - и так практически все участники игры будто бы тоже получат прибыль...(4).Фигурируют в "письмах" и иные варианты быстрого обогащения.
Но вернемся к "Святым письмам", известным в научной литературе также под названием "небесных посланий".
История жанра уходит в прошлое Востока и Европы, "Еще и теперь этот стих ("небесное послание" - В.Л.) остается во многих отношениях загадочным, особенно в отношении происхождения, источников и среды, его создавшей" (5), писал М.Беляев, изучавший дохристианскую историю "небесных посланий".Однако он сумел выделить три наиболее вероятных источника их происхождения: I) греческая философия; 2) древние восточные религиозные представления и религиозные книги (ассиро-вавилонские, египетские), содержавшие, в свою очередь, рассказы о небесных книгах и сказания о богах; 3) иудейская апокалиптика, развивавшаяся под влиянием несбывшихся надежд на освобождение.Основной источник - книга Еноха, донесшая древнейший апокриф.Говоря о "листах небесных" времен первохристианства, Беляев замечает, что "христианские предания продолжали предания еврейские, причем известный элемент приходил сюда и от греческой философии" (6).
Истории "посланий" в христианскую эпоху посвятил статью "Эпистолия" о неделе" А.Н.Веселовский, из которой нельзя не привести некоторые существенные для нашей темы факты.
Древнейшее упоминание о "посланиях", своего рода предвестия будущих безымянных писем, весьма отдалившихся от архаических "эпистолий", относится к 584г., когда "карфагенский епископ Лициниан упрекал другого епископа в излишней доверчивости к отреченному письму" (7).Достаточно частые упоминания "посланий" ("отреченных писем") встречаются по всей Европе, в том числе и славянской ее части.
"Послания" имели характер проповеди, в большинстве из них настойчиво звучал один и тот же мотив: людей убеждали праздновать воскресенье, а не другой день недели, и не занимать его обыденными трудами, а посвящать Богу.
"Введение воскресенья, как нового христианского праздника, не исключало для первых веков христианства чествования субботы.В апостольских постановлениях говорится от имени Петра и Павла, что люди должны делать 5 дней в неделю и отдаваться покою в субботу в память 7-го дня творения, а в воскресенье - в память воскресения Христова" (8).
Впрочем, через некоторое время праздновать субботу запрещают.Ее строгий обиход переносится на воскресенье.
Церковные постановления подкрепляются в некоторых странах эдиктами светской власти.Например, по законам короля Ины (689 г.) было разрешено рабу работать по воскресеньям, если принуждал его к тому хозяин, но сам хозяин подвергался пене в 30 фунтов; свободный человек в таком случае лишался свободы" (9).
Священство выступало за то же, за что ратовали "письма": за празднование, причем осознанное, воскресенья.Одновременно оно выступало против культа пятницы.На Руси распространению этого культа способствовала популярная в народе святая Параскева Пятница, в житии которой говорилось, что родители ее чтили пятницу, и дочь свою назвали в ее честь (по гречески).Образ Пятницы, модифицируясь, сохранился в России вплоть до ХIХв.: "в настоящее время Пятница в представлении народа не святая, а какое-то особое существо: простоволосая, в грязном одеянии женщина, которая ходит по дворам и наблюдает, чтобы бабы не работали по пятницам" (10).Следовательно, и в ХIХ веке была необходимость напоминать людям о дне воскресном.И Недиля (воскресенье) ходила, показывая "скрытое под вуалью лицо, изрытое глубокими язвами, поясняя, что это раны, нанесенные ей людьми не почитающими ее, работающими, пьянствующими и бесчинствующими в день, ей посвященный" (11).Аналогично в западноевропейских сказках Берта обходит дома в дни, посвященные ее чествованию и наказывает тех, кто работает (12).
"Небесное послание" или "Эпистолия о неделе" рано стало известно на Руси и было одним из самых популярных апокрифов, оказавшим, к тому же, влияние на народную словесность" (13).На Руси его осуждала церковь.
"Эпистолия" часто сопровождалась "ложной молитвой": начинаясь по образцу церковной, молитва переходила в заговор или заклятье (14).Не то ли самое наблюдается в современных "святых письмах?"."Эпистолия" в народе бытовала и распространялась различно.Исходя из обнаруженного материала, можно выделить следующие ее типы в русской культуре:
I.Сказание, поющееся или рассказываемое.
II.Письменный текст, имеющий функцию и форму спасительной молитвы-оберега.Входит и в устную традицию.Сохранялся в крестьянских тетрадках (15).Его брали с собой на охоту, в дорогу, носили беременные для облегчения родов.
III.Письменный текст, распространившийся среди городских жителей.Он наиболее близок к современному "Святому письму".
Чаще всего в легенде об обретении письма говорится об упавшем с неба камне.После прочитанных над ним молитв он раскрывается, и в нем находят послание Иисуса Христа, писаное "собственной рукою его золотыми буквами на еврейском языке" (16).Иногда о происхождении письма не упоминается, об одном же из писем сказано так: "письмо сие найдено семилетним мальчиком сиротою, который до того ничего не говорил" (17).Этот мотив присутствует и сегодня в большинстве современных "писем": там говорится, что его (письмо) находит семилетний (реже - двенадцатилетний) мальчик, который был болен и выздоровел после переписывания письма.И само письмо сократилось в современной редакции до зачина (молитвенного обращения).Переписывая "Святое письмо", в древней Руси человек как бы молился, прославлял Бога, и тем, возможно, сознательно или нет, - облегчал свою душу.Это вполне вероятно, ведь в древнерусской культуре "литература - священнодействие.Читатель был в каком-то отношении и молящимся.Он предстоял произведению, как иконе, испытывая чувство благоговения.Оттенок этого благоговения сохранялся даже тогда, когда произведение было светским" (18).Эти слова, разумеется, нельзя распространять на современность, но они могут быть в известной мере справедливыми по отношению к переписчикам "Святых писем".Задача посланий была конкретна. Приучить праздновать воскресенье - то есть соблюдать христианский обычай, нередко нарушаемый, а также отучить от некоторых привычек, занятий, считаемых наследием язычества (19).Ту же роль играли произведения русской нравоучительной литературы, исходившие от пастырей церкви: "Слово о неделе блаженного Евсевия архиепископа", "Слово святого отца Иакова о дни святыя недели"."Слово о неделе Иакова, брата Господня, епископа Иерусалимского" и другие.
В XV-XVI веках "ревнители благочестия" сочиняли и распространяли свои с той же целью созданные произведения "в духе Номоканона и на основании его...так называемые худые номоканунцы.Таковы, например, постановления против употребляющих чай, кофе, табак" (20).О том же речь шла в одном из многочисленных вариантов "послания" - "Свитке Иерусалимского знамения" (21): "чтобы люди на гармонике бы не играли, не кружились бы, чаю, кофию не пили бы, а то я им наказание пошлю".
Мотив наказания, угрозы конца света - кары за грехи человечества, буквально преследовали человека в подобных "посланиях Иисуса Христа"."А еще бы за вас грешных и окаянных не просила бы возлюбленная мати моя, то давно бы я вас убил и голодной смертию вы померли бы за вашу матерную брань и злое дело.Но я на вас потерплю для Пречистой Матери моея" (23): "Побужу короля на короля, место на место, пана на пана, один на другого, отца на сына, брата на брата, дщерь на матерь свою, невестку на свекруху свою, и кровополитие будет и ненависть меж вами будет, а если и по том каранию не покаетися...то препущу на вас птахи черные, сромливые, которые прилетаючи будут вас кусать, же и един из вас скрывается, и от сих птахов злое поветрие начнется, а гды не покаетесь, еще буду вас карать голодом, и нетерпеливым мором, и блискавицею, и градом огненным и иными карностями..." (23).
В качестве "обратной связи" интересен факт послания письма Богу или какому-либо святому, встречающийся в фольклоре и в жизни: например, случай "послания каменец-подольскими евреями письма Богу через посредство покойника, с просьбой об избавлении их от холеры" (24).Возможность общения с Богом посредством писем отражена и в еврейском фольклоре (анекдот о Герше Острополере (Проделки хитрецов).Разумеется, раз с Богом можно общаться посредством молитвы - следовательно, общение возможно и в письменном виде.
Как видно из новейших текстов " Святых писем", древняя традиция обещания кары, угроза страшных проклятий, в рассматриваемом жанре письменного фольклора дошла до наших дней.Изменилось общее содержание "писем" (хотя, по воспоминаниям пожилых людей, еще в 1930-40 гг.списки посланий напоминали о необходимости праздновать воскресенье (25).Незыблемым осталось их главное назначение: "внушать людям страх Божий" (26).
Перейдя в устную, "низовую", традицию, "эпистолия о неделе" серьезно изменилась, в том числе этически и эстетически, не утратив за века своего существования структурного "механизма" текста.Народные духовные стихи, в основе которых лежит "эпистолия", имеют несколько иную этическую направленность.Это - как бы народный катехизис.В них чаще звучит не угроза, а укор неправедным, и обещает Христос нередко не "счастье и прибыток", а полное отпущение грехов перед смертью.Создается впечатление, что народная вера, выраженная в духовных стихах, гораздо терпимее и добрее, ближе к идее христианского милосердия, чем та, которая создает тексты письменных посланий.
В старых списках "Святых писем" выделяются как бы два мифа: первый и главный - о послании Бога-Сына людям, явлении слов Господа.И второй - о волшебной силе его слов, переписанных человеком.В силу написанных верят так же, как и в силу произнесенных в молитве.Это для верующих - реальность.Разговор же Иисуса Христа от первого лица - Откровение, способное поразить воображение (ср.Откровение Иоанна).В письмах современных первенство отдается мифу о волшебной силе текста.И про них можно сказать то же, что и о рецепте средневекового мастера, получавшего золото из пепла василиска: "...при толковании рецепта совершенно не обязательно делать выбор между версиями.Ведь автор рецепта (насколько можно вообще говорить об индивидуальном авторстве) не сочинял его, читая или слушая конкретное повествование.Он жил в мифе" (27).В каком же мифе живут переписчики "Святых писем"? В убеждении, что от страха кары за неповиновение, от ощущения себя рабом можно прийти к любви, стать истинно верующим и милосердным.Тот, кто пишет письмо, и жертва, заложник письма, и палач, готовящий жестокую участь другим.За это и не приемлет современная Православная церковь подобные письма.
Напомним в этой связи мысль историка Церкви протоиерея Георгия Флоровского: "Бог был для Толстого не столько Отец, сколько Хозяин, и человек работник у него.Это шаг назад, возврат от сыновства к рабству" (28).Нет смысла искать конкретные секты и религиозные течения, исповедующие идеологию "писем" и распространяющие их.Достаточно обозначить психологические контуры мифа "Святых писем": нет - свободе, любви, состраданию."Сострадание - все христианство" (29), утверждал Достоевский, который "веровал от любви, не от страха.В этом он так не похож ни на Гоголя, ни на Конст.Леонтьева, одинаково стесненных в их духовном опыте каким-то нерасходящимся испугом, почти отчаянием..." (30).
Свободы не обнаружить и в "Письме-счастья".Обращенное к "братьям и сестрам", оно заканчивается угрозой.Люди несвободны.Призывая к Вере, Надежде, Любви (главным христианским добродетелям), к Счастью - благодетели людей грозятся смертью, болезнью, уничтожением человеческого рода.Иисус Христос в таких посланиях напоминает Иисуса евангелия от Фомы, который умервщляет детей - своих сверстников и превращает их в свиней.Не похоже это на Христа, сказавшего: "Не судите, да не судимы будете; Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам мерить" (Матф., 7,1-2).И не похожи переписчики писем на людей, исповедующих эту заповедь.
Ожидание конца света, периодически потрясающие русское общество на протяжении многих веков религиозные кризисы поддерживали существование "святых писем" прежде, поддерживают их и сегодня.Работает не только феномен "конца века" - кончается тысячелетие.В катастрофе же Чеpнобыля видят именно ту "траву полынь" (чернобыльник), о которой сказано в Откровении св.Иоанна.Встречается даже мысль, что конец света уже произошел или происходит...К тому же в обществе усиливается стремление к религиозному (духовному) возрождению, и бытование "Святых писем" в наши дни вовсе не кажется случайным.А публицисты отмечали тот факт, что религиозное возрождение не раз уже принимало формы принуждения...
"Ментальности изменяются чрезвычайно медленно" (31), свидетельствуют современные исследователи Средневековья.Эволюция "Святых писем" и их переписчиков - диктаторов и жертв в течении почти двух тысячелетий - тому подтверждение."Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего" (Матф., 5,43) - мораль древнейшая, и человечество сделало огромный шаг вперед к идее христианских заповедей.Но исполнять их сложнее, чем следовать этике "око за око".Сознает это и современная Церковь: "христианский нравственный закон не веление, а призыв, несовместимый ни с принуждением, ни со ссылкой на авторитет.Это закон свободы и закон любви, это мораль принципов, а не мораль принуждения" (32).
В нашей цивилизации уже несколько поколений живет не так, как жили их родители - меняются внешние условия, меняются и сами люди.Но большинство традиционных жанров устного и письменного фольклора не исчезли в современном мире, а обрели новую форму.Обнаружить традицию - одна из главных задач исследователя современного фольклора.
Тексты

I."Святое письмо".

Святое письмо.Слава Богу, святому Духу.Святой Богородице! Аминь.Двенадцатилетний мальчик был болен.На берегу реки он встретил Бога.Бог дал ему святое письмо и сказал: "Перепиши его 12 раз".Мальчик сделал это и выздоровел.Одна семья переписала письмо и получила большое счастье.Другая порвала и получила горе.Перепишите письмо 22 раза и через 30 дней вы получите большое счастье.Это проверено.Если вы не перепишите его в течении трех недель, то получите большое горе и неизлечимую болезнь.Это тоже проверено.Это письмо обошло весь свет, переписка началась с 1936г.Обратите внимание через 36 дней.
(Ленинград, 1990)

2."Письмо - счастье".

Это письмо принесет вам счастье! Подлинник письма находится в Голландии.Оно начато в 1855 г.за это время оно обошло вокруг света 800 раз, но с одним условием - письмо надо отправлять дальше.Счастье придет к вам и не надо никаких денег - ведь счастье не купишь.Отправьте письмо тому, кто нуждается в счастье, или вручите его родственникам, друзьям, знакомым.С ответом не задерживайтесь, отправьте 20 экземпляров в течении 96 часов и ждите, что будет на 4-й день после отправки.Если даже вы не верите в колдовство, вы убедитесь, что счастье пришло к вам.К.Дойль получил письмо и поручил секретарю размножить его - он выиграл 2 млн., служитель Берг получил письмо и забыл о нем - через несколько дней он потерял работу; барон фон Виллингольд получил письмо и разорвал его - он попал в катастрофу.Письмо не рвите ни в коем случае, отнеситесь к нему серьезно.
(Ленинград, 1989).

3.Письмо - проповедь.

Братья и сестры! Безверие опустошает наши души и ведет к общей погибели, ибо в пустой душе рождается зло, а зло способно только к разрушению.Тяжкие испытания ожидают нас, если не обретем опоры и веры.Поверьте в бессмертие наших душ, и пусть эта вера объединит нас и даст опору и надежду.Свой путь мы не пройдем дважды, а все содеянное нами останется в бессмертной душе нашей.Будьте честны перед зеркалом души своей, когда взвешиваете дела свои на весах добра и зла, и завтра уменьшится Зло, а Добро возрастет.Не творите Зла в душах ваших, отверните души ваши от Зла и не потворствуйте Злу, и в мире иссякнет Зло, а Добро приумножится.Только доброта и красота наших душ могут спасти нас и этот мир.Пусть же каждый из нас построит в душе своей храм, а в храме обретет Бога, и да поможет ему Бог! Прочитавший это письмо свободен в выборе.Он может посмеяться над письмом, обругать или порвать его и остаться прозябать в своем безверии, ибо можно существовать и без веры, подобно животному.Он может передать другим свое стремление к единению и спасению, для чего в течение 36 дней переписать письмо 72 раза и разослать разным людям.Он может просто передать его другому, не совершая ни злых, ни добрых усилий.Каждому воздастся по словам его и делам, и после 36 дней, отпускаемых для размышления, каждый почувствует ответ.
(Ленинград, 1990).

Тексты 1930-х гг.

4."Сейчас очень модны всякого рода чудеса у поповской братии.За последнее время что-то богородицы и святые им много писать стали, или лично являться.Нам прислано из Самарского округа.Письмо это, как пишет товарищ, его переславший, зачитывалось попом в церкви в присутствии большого количества слушателей...."Было видение двум юношам, которые пасли скот" (12 и 14 лет,-В.Л.) "На небе заметили розовое облако красноватого цвета...Потом три раза молния показалась.От этой молнии показался столб.От столба сделался крест, от креста отделился человек".Он "стоял в воздухе".На теле - раны.Вокруг него появилось много ангелов.Христос сказал: их прославит до 7 колена, неверующих погубит"."Безбожник", 1930, N1, с.7 М.Шеин."По письмам верующих".

5.В Великокняжеской станице Северного Кавказа кулаками распространялось "письмо Апостола Павла", в котором говорилось: "Коммунисты - бумажная беднота, не голосуйте за них.Выбирайте в советы честных, хороших хозяев, а не лодырей"."Безбожник", 1931 N3 с.6 "Вскроем вредительство кулацко-поповской своры" (В.Мащенко).
6."Аз, б<огороди>-ца, реку - Не ходи в колхоз, к большевику".Это "Письмо от святой Богородицы", опубликованный так же в журнале "Безбожник" (1930 г.N 19).

Примечания

1.Образцы современных текстов приведены в приложении.
2.Если, как это бывает в некоторых списках, главный компонент отсутствует, "Письмо" приобретает парадоксальный характер: оно есть, и его нет.
3.См.в приложении третий образчик "Писем", слогом и, отчасти, содержанием, сходный с баптистской проповедью.
4.Перед нами - типичная афеpа в форме письма-рекламы, приглашающая к "беспроигрышной" игре.В молодежной прессе даже публиковались математически обоснованные опровержения "бизнеса".В "Живой математике" Я.И.Перельмана (М.,1967, с.80) рассказывается о предпринимателях начала века, оригинально сбывавших свой товар.Они продавали 50-рублевые велосипеды по 10 рублей таким образом: соблазнившись рекламой, вы присылаете 10 рублей и получаете 4 билета, которые должны продать по 10 рублей, вовлекая в торговлю новых участников покупки.Тем самым фирма принуждала четыре пятых клиентуры оплачивать товар, приобретаемый пятой ее частью...
5.Беляев М.В.Книги небесные.Известия Бакинского гос.ун-та, N 1, второй полутом.Баку, 1921.С.219
6.Там же.С.230.
7.Веселовский А.Н.Опыты по истории развития христианской легенды.Эпистолия о неделе.ЖМНП, 1876, март (N 184).С.11.
8.Там же.С.53.
9.Там же.С.57-58.
10.Там же.
11.Сумцов Н.Ф.Очерки истории южно-русских апокрифических сказаний и песен.Киев, 1888.С.120.
12.Там же.
13.Там же.С.119.
14."Ложные молитвы", как гадательные и астрологические книги - составляющие питательной среды "Эпистолии".
15.Виноградов Н.Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч."Живая старина".1907.N1.С.19.
16.ГПБ им.М.Е.Салтыкова-Щедрина.ОР., Ф.608 (Помяловский И.В.) Оп.1.Ед.хр.N 4390.
17.Там же.
18.Лихачев Д.С.Первые 700 лет русской литературы."О филологии".М., 1989.С.117.
19."Русские люди обыкновенно не унижали святости воскресного дня повседневными работами, но при этом день воскресный, или, как тогда называли, "неделя", праздновался у нас далеко не по христиански...Воскресенье часто проходило в грубых развлечениях, совсем по язычески.Пастырям церкви и ревнителям благочестия приходилось разъяснять верующим святость воскресного дня и настойчиво убеждать по христиански проводить этот день" (Гальковский М.Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси.Т.I.Харьков. 1916.С.335).В советское время, с его принудительным атеизмом (особенно в первые революционные годы), к работе в воскресенье вынуждала и нищета, и распоряжения власти (ср.конфликт между женщинами и Семеном Давыдовым в "Поднятой Целине").Однако, та же учесть, что и воскресенье, постигла на Руси многие другие праздники, в том числе любимые народом святки - дни перед Рождеством, обозначенные церковью как "Святые вечера", когда особой святостью поведения и исключительным благочестием христиане подготовляют себя к одному из важнейших двунадесятых праздников.
20.Гальковский М....С.103.
21.Балов А.В.Свиток Иерусалимского знамения."Этнографическое обозрение", 1901.N 3.С.91.
22.Там же.
23.Сумцов Н.Ф....С.118.
24.Этнографическое обозрение.1893 N
25.По устному свидетельству И.Г.Левина, подобные тексты на немецком, эстонском и русском языках в 1930-х гг.тщательно сохранялись в архиве Дерптского (Тартусского) университета.Есть свидетельства и жителей довоенного Ленинграда.
26.Веселовский А.Н....С.113.
27.ХаритоновичД.Э.В единоборстве с василиском."Одиссей".Сб.ст.М."Наука".1989.С.89.
28.Флоровский Г.Пути русского богословия.1983.С.408.
29.Цит.по: ГоричеваТ., МамлеевЮ.Новый град Китеж (философский анализ русского бытия)."Беседа".Париж.1989.С.24.
30.ФлоровскийГ.....С.300.
31.Гуревич А.Я.Предисловие к сб."Одиссей".М.1989.С.8.
32.Настольная книга священнослужителя.Т.8.М.Изд.Московской Патриархии.1988.С.615.
Святые письма, распространенные среди заключенных и насильно угнанных в Германию во время II-й Мировой войны, были распространены среди не только русского (советского) народа, но и вообще среди славян (по крайней мере)