Субкультуры. (Краткий план занятий со студентами)
1. Понятие "субкультура". Субкультуры как предмет изучения. Место субкультур
в обществе, место науки о субкультурах среди других наук. Самое близкое
- социальная психология, привлекающая для анализа материальную и духовную
культуры локальных сообществ, обладающих особыми свойствами. Что это за
свойства, позволяющие говорить о субкультуре, а не о чем другом.
История изучения субкультур. Когда какие субкультуры начали возникать,
примеры из истории. В самом возникновении субкультур нет ничего особенного.
И чем общество свободнее, толерантнее, тем большее кол-во субкультур оно
терпит, и - кроме того - чем свободнее, тем оно крепче, несмотря на большое
кол-во с-р, казалось бы, разделяющих общество. Но диалекты не разделяют
народ, если есть общий язык...
2. Дореволюционные молодежные субкультуры. История субкультур в России.
Дорев. период - развитое классовое общество с разработанными сословиями.
Не было необходимости искусственно выделяться - все и так чем-то отличались
от других (занятие, общ. положение, поведение, язык, и т.д.) Развитая субкультура
студенчества, институток.
Субкультуры России 1920-х гг. Карта Петрограда-Ленинграда. Перекресток
Невский-Литейный (Владимирский)-университет, Ал.-Невская Лавра, КГБ. Блатные,
беспризорники, КАН (Д.С.Лихачев), и т.д. Ситуация 30-нач. 50-х гг. Тоталитаризм.
субкультура комсомольских работников, бюрократов, и т.д. были лишь тайные
общества, т.к. явное выделение в субкультуру воспринималось как преступление.
Вместе с тем государство культивировало субкультуру "социально близких"
преступников. она постепенно проникала в народ - у него появлялись черты
.... Костюм Хармса, которого сразу же арестовали - за шпионаж...
3. Школьная субкультура. Детский фольклор формируется под воздействием
множества факторов. Среди них - влияние различных социальных и возрастных
групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого
другого. Устную традицию дети лучше всего узнают к 10-12 годам, она еще
занимает и увлекает их. Подростки лет с 13 уже порывают с миром детства,
ориентируются на нормы поведения своих более старших товарищей, воспринимая
и их фольклор. Младшие подростки /10-12/ не потеряли интерес к своей мифологии,
а их юмор почти всегда еще отражает именно детские понятия и представления.
В дальнейшем жанры детского фольклора перерождаются в нечто иное, то, что
живет и в фольклоре взрослых.
Молодежная субкультура. История субкультур - история костюма. Костюм
Сталина. Стиляги и борьба с ними. костюм Хрущева (узкие брюки для поездки
за рубеж). народные дружины, разрезающие узкие брюки. Галстуки и рубашки.
Фельетоны. 60-е годы. широкие брюки - и опять борьба с ними. Влияние запада
на моду. Хиппизм. "мода вообще" получает различия субкультурные. Джинсы.
(сложность доставания - тут же и фарцовка...)
Фарцовка была связана не только с желанием свободного предпринимательства
и бизнеса, но и с потребностью молодежи одеваться так, как они хотят.
4. Уголовная субкультура. на 1.03. 1940 года в стране было 53 лагеря,
425 исправительно-трудовых колоний и 50 колоний для несовершеннолетних,
90 домов младенца. С 1935 по 1940-й в ГУЛАГе находилось 155 тысяч подростков,
к 1953 году - 35 тысяч детей заключенных. Треть всех заключенных сидела
по делам о хулиганстве (1). Беспризорные и хулиганы в большинстве своем
попадали в колонии и лагеря и там становились полноправными обитателями
ГУЛАГа. Они вносили в культуру лагерей свой определенный фольклорный репертуар,
сложившийся еще на воле. В лагере он дополнялся и перерабатывался.
Одной своей частью субкультура беспризорных и хулиганов соприкасается
с культурой детства, другой - с лагерной. Через них проходил один из путей
психологического и культурного объединения Большой Зоны и ГУЛАГа. Эта проблема
актуальна и сегодня.
5. Субкультура хиппи. Течение в молодежной субкультуре; люди со сходным набором культурных и социокультурных предпочтений (ненасильственность, Beatles, джинсы, маргинальность, некоторая интеллигентность; некоторые источники философии); но - очень разные во всем остальном, и в целом не образующие единой субкультуры. "Чистый" вариант выделить можно, и люди такие были, но они растворялись среди остальных, называвших себя хиппи. Общность не на том, что есть на самом деле (кровь, земля, профессия), а на том, к чему они стремятся
6. Армейская субкультура. Типы отношений старослужащих и новичков. Причины.
Формы выражения.
Религиозные субкультуры (традиционные и нетрадиционные). Тенденции
развития. Секты. История русского сектантства.
Субкультура наркоманов. Причины употребления наркотиков. Особенности
поведения. Типы наркоманов по видам употребляемых наркотиков. Жаргон. Лингвистические
особенности. Токсикоманы. Типичные судьбы. Тенденции развития наркомании.
Роль наркомании в современном обществе.
7. Сленг и жаргон как выражение субкультур. Функции сленга (вообще функции языка, и что делает сленг). Хиппи - "племя со своим языком". Молодежный сленг и фольклор. Молодежная субкультура. Мода и язык - два главных показателя. Сленг и общенародный язык. Окказионализмы в разговорной речи. Словари жаргонов и сленга. Роль сленга в речи.
8. Современные тенденции развития субкультур. Ситуация сегодня отличается от вчерашней очень сильно, меняются и люди, входившие в субкультуры тогда, и потенциальные сегодняшние, меняются и общественные условия. А какова культура - таковы и субкультуры. "Новые русские". Старые субкультуры в современной ситуации.
9. Субкультуры в переходный период изменения общественной
парадигмы. Хорошо ли, что появляется все больше субкультур? Не разорвется
ли общество, не потеряются ли связи. "Нормальное общество"; общество, в
котором стабильно мало количество девиантов, не выделяющихся из общества;
формирование субкультуры; прогноз - возникновение противостояния общества
и субкультуры. От единого "мы" к оппозиции "мы" и "они", а борьба ни к
чему хорошему не приведет. Эти процессы проходят у нас на глазах, и мы
увидим все это.
10. Формы проявления субкультур. Фольклор и истории вокруг субкультур.
хиповская - самая разработанная. максимум творчества. минимум - панки,
любера (не творческие по сути). Музыка. как продолжение и сопровождение
всех предшествующих понятий - языка и моды. Язык и мода - выражение личности
в узком кругу, музыка становится массовой декларацией. Составляющие субкультур.
Язык. Одежда. Поведение. Фольклор. То, что они представляют собой некую
группу единомышленников (размер не имеет значения).