"Обожаю уличный фольклор, но почему-то к нему у нас относятся как к
атомной бомбе, и никуда его не сунешь", писала в частном письме Вера Панова.На
современный фольклор действительно долгие годы было наложено табу.Еще в
1988 году в журнале "Слово лектора" писали о том, что "под видом юмора
идет изощренная психоло - гическая обработка различных групп населения
страны", "есть группа анекдотов, направленная на культивирование распущенности,
аморальных, безнравственных поступков, васедозволенности.Не обойдена вниманием
анекдотов и тема национальных отношений в нашей стране.Политические анекдоты
клевещут на наших государственных деятелей, сеют сомнения в святости наших
ценностей, подвергают насмешке все нововведения, направленные на искоренение
негативных явлений в жизни страны".Прямо заявлялось, что анекдоты, особенно
политические, "создаются западными пропогандистскими центрами и спецслужбами"
("Слово лектора", 1988.N 4.С..56-57).Подобные идеи не новы в советской
фольклористике.Как писал известный фольклорист И.П.Андреев, "...фольклор
продолжает оставаться отражением и оружием классовой борьбы.Особенно охотно
пользовался и пользуется фольклором классовый враг диктатуры пролетариата.Часто
лишенные возможности выступать в открытом бою, враги пролетарской революции
(в особенности кулачество) используют всевозможные средства идеологического
воздействия, в том числе и фольклор.Отсюда довольно широкое (зафиксированное
собирателями) распространение кулацких антисоветских легенд, анекдотов,
частушек" (1)."Классовый" подход применяется еще и сегодня.Мало что может
сравниться с мифологизмом сталинской эпохи.Здесь совершенно замечательно
миф и архетип сближаются с созданиями социалистического реализма, где что
ни герой - то архетип.Павлик Морозов, Мересьев, Корчагин, Тимур, Стаханов.
Павел ("Мать"), "Молодая гвардия" и т.д.и т.п. Итак, фольклоризация идет
там, где личность автора стоит на втором плане, где существуют и действуют
архетипические характеры и ситуации, где есть доля вымысла, фантазии, и
где от зрителя (читателя) требуется творческое восприятие.
Б.Ф.Поршнев.Контрсуггестия и история.
Т.Лири.Интервью.Rolling Stones, N 512, декабрь 1987