Нарвские ворота
NB.Эта небольшая pабота была написана для журнала "Родник".Она затрагивает
две большие самостоятельные темы: мифология и ментальность советской эпохи
и творчество Павла Филонова.Ни одна из этих тем не иссследована еще в достаточной
степени, и о том, и о другом мы знаем очень мало.Тем не менее, показалось
возможным коснуться их, обнаружив фольклорно-мифологический источник картины
Павла Филонова "Нарвские ворота".Миф (со ссылкой на картину) был опубликован
мною в 1989 году, в Вестнике Совета по экологии культуры, N 16.Ниже о связях
мифа и картины будет сказано более подробно.А текст выглядел так: "Вы из
Ленинграда? Так там у вас своя колдунья есть.Нарвские ворота знаете? Так
вот там наверху колдунья стоит, коней своих держит..." "Живая?" "Да, когда
был в году тридцатом, живая вроде была.." Позже меня поправляли, что не
колдунья, а колдун, но ворота высокие - снизу можно и не разглядеть.
В последнее время все чаще говоpят о наступлении на Россию нового язычества.Вспоминают
послереволюционное глумление над церковью, попрание старой морали, сегодняшнее
наше пристрастие к суевериям разного толка.Все это усугубляется суггестивными
способностями средств массовой информации и нищетой.Впрочем, сытость и
нищета одинаково, хоть и разными путями, могут привести человека к безверию.О
неоязычестве сказано много, хотя говорящие о нем часто забывают, что христианские
храмы ставились на месте языческих капищ, и там, где раньше поклонялись
женскому божеству Мокоши, теперь молились Богородице - ставшей в народном
сознании таким же божеством плодородия и милосердия.Язычество заложило
национальную основу веры и миропонимания, христианство дало общечеловеческую
этическую концепцию.Возможно, именно потому, что христианские святые почти
полностью заместили языческих божеств, мы так мало знаем о древней славянской
мифологии.А древнегреческие мифы, которые не могли стать основой новой
религии, известны очень хорошо.Так и неоязычество, восторжествовашее после
1917 г., не отменяло весь накопленный опыт христианства (человеческое сознание,
ментальность не может измениться за несколько дней переворота), а подправляло
и подменяло его.Поводом моего обращения к представленной теме будет попытка
рассмотрения с точки зрения мифологического сознания картины Павла Филонова
"Нарвские ворота" (1929г.) На картине изображены, как и следует из названия,
одна из достопримечательностей Петербурга - Нарвские ворота, наверху которых
стоит устрашающего вида бородатый человек, размахивающий руками, а внизу,
у ворот, кучка людей, глядящих на него.На настоящих воротах стоит статуя
крылатой Победы на колеснице из шести коней (работы П.Клодта).Сначала их
построил Д.Кваренги из дерева, для встречи героев войны 1812 года, в 1827
г.они были заложены на новом месте архитектором Стасовым, открыты в 1834г.,
и по виду сходны с древнеримской триумфальной аркой.Существует легенда
о том, что на Нарвских воротах стоит колдун (или колдунья), и Можно с большой
долей вероятности утверждать, что картина П.Филонова воссоздает этот петербургско-ленинградский
миф.На мифологичность картины указывают и ее детали.Видно, что наверху
ворот стоит не человек, не Бог, а некая темная сила, "колдун".Кстати, по
народным рассказам, колдуны чаще селились на окраинах города.Нарвская застава
- такая окраина, а ворота были одной из "несвятых" высоких точек города.Рассмотрим
картину подробнее.Четверо (или больше?) коней - агрессивные звери, рвущиеся
в разные стороны.Возница - страшный большой мужик, машущий руками (даже
кажется, что их три).Он смотрит в глаза зрителю картины, от него не спрятаться.Внизу
пять фигур маленьких людей, один из них смотрит вверх, остальные стоят
с удрученным видом."Как-то нам будет перед антихристом-то стоять?" задавался
вопрос в старой русской скороговорке.Колдун - слуга антихриста, иногда
даже идентифицируемый с ним.Кто стоит на Нарвских воротах, кого увидел
и изобразил Павел Филонов, ответить точно нельзя.Колдун, антихрист, языческое
божество, просто некая темная сила, вознесшаяся над людьми и устремленная
неведомо куда.Впрочем, на картине видно - на нас с вами.Существует еще
одна работа П.Филонова под тем же названием, помеченная следующим, 1930
годом.Это графика, вероятно, эскиз.Здесь вид у всего еще более мифологический.Столбы,
напоминающие фаллические, на одном из них сидит петух.На воротах надпись
(транспорант?): "Пролетариат победит".Одна аллегория стоит другой.Крылатая
Победа народа в Отечественной войне и страшный образ мужика, колдуна с
бешеными конями - победителя войны гражданской, готового нестись "освобождать"
пролетариат соседних стран.Любопытна и фигурка петуха на работе 1930-го
года.Петух чаще выступает как представитель сил светлых, он возвещает восход
Солнца, и одновременно с его троекратным криком темные силы отступают.У
петуха еще не открыт клюв и не приподняты крылья, время его еще не пришло.Исследование
мифологизма картин Павла Филонова может быть большой и интересной темой."Нарвские
ворота" - не единственная картина художника такого плана.Аналогичные мотивы
могут быть найдены и в других его работах."Первые советы" (1925): летящая
фигура человека с крыльями (ангел?) наталкивается на оскаленную голову,
явное олицетворение темных сил.Голова "колдуна" с ворот напоминает голову
человека с картины "Тайная вечеря" (1920-е гг.), стоящего с поднятыми руками,
третьим слева от Христа.Петербург - совсем не старый город, но он как-то
очень быстро состарился.Почти с каждым его памятником связаны легенды и
мифы, большинство из которых нам неизвестно.Мы не можем доискаться до первоисточников
даже тогда, когда эти мифы становятся реальностью.Но что запомнилось всем
- что "быть Петербургу пусту"...Колдун на Нарвских воротах - один из таких
городских мифов.Когда он возник - одновременно с постройкой ворот, к концу
19 века - или после 1917 года - сказать нельзя.Возможно, что П.Филонов
и не знал его.Но все равно не случайно, что он воплотил образ темной силы,
вознесшейся над городом, выразив архетип активного и умелого зла, устремленного
на нас.Это то зло, что действует от имени и во имя пролетариата, тот призpак,
что так долго бродил по Европе и остановил своих коней на городских воротах
в России.Призрак коммунизма - русский, бородатый, беспощадный, с фанатичными
глазами."Как-то нам будет перед антихристом-то стоять?" И стояли.Антихрист
является перед концом света, так считают в народе.Может быть и петух не
кричит потому, что конца уже не будет, он уже наступил? Вспомним общую
политическую ситуацию в те годы, "великий перелом" (а может, окончательный
разлом), когда от имени и во имя пролетариата совершались страшные преступления,
и мы поймем, почему на картине популярный и главный лозунг (он похож на
лозунг последних десятилетий - "Коммунизм неизбежен") висит под ногами
колдуна.Вспомним и неоязыческую обрядность Советской власти, и вечное ожидание
верующими конца света.Апокалиптические мотивы всегда присутствовали в народном
мифотворчестве (и вообще в сознании).Особенно подобные настроения усугубляются
при определенном стечении обстоятельств.Конец века, тысячелетия и, особенно,
социальная нестабильность.Заметки типа "слухи народа", "толки народа" постоянно
появляются в ведущих этнографических журналах конца 19 начала 20-го века
"Живая старина" и "Этнографическое обозрение".Перед концом света народ
ожидал великий мор, нашествие крыс, войну с неведомым Китаем...Ждал и Антихриста.В
1895 г.он "уже народился, уже и здоровый" (1).Когда-то антихристом называли
ПетраI, но это была скорее метафора.В начале нашего века тоже нашлись претенденты
на это имя.Германский Император Вильгельм - "зверь апокалептический с печатью
антихриста на левой руке - оттого и высохла" (2).После первой мировой приход
Антихриста ожидается с новой силой.А уже с начала века действовала секта
Иоаннитов, утверждавшая, что конец света уже наступил, т.к.пришел Иоанн
(Кронштадтский).После октябрьского переворота антисоветски настроенные
священники (отражая, безусловно, настроение части народа) провозглашали
антрихристами одновременно Ленина и Троцкого.Возможно, вспомнилась и давняя
связь большевиков с "меченым" кайзером.Итак, 1895 год.Антихрист - "уже
и здоровый".А Ленину, кстати, 25 лет.После его смерти - а умер он вскоре
после разрушения старого мира, едва начав строить мир новый, - родился
и вылился необычайный всплеск народных эмоций.Это был легальный выход запрещенных
религиозных чувств, реализовавший вечную потребность в божестве - бессмертном
и знающем, "как надо".Своего апогея обожествление Ленина и других кумиров
и лжепророков достигло к концу 1930-х гг.На это в большой степени работала
и официальная пропаганда.Но трудно совмневаться в искренности людей, плачущих
и восклицающих у гроба Ленина в 1924 году.То, что тогда говорилось, нельзя
даже назвать метафорами.Это больше.Это уже реальность.Та самая гофмановская,
булгаковская фантастическая реальность.Лозунги 22-го января: "Ленин - Солнце
грядущего.Ленин - знамя будущего.Могила Ленина - колыбель свободы всего
человечества".Из обращения ЦК: "Ленин живет в душе каждого члена партии.Каждый
член нашей партии есть частичка Ленина.Вся наша коммунистическая семья
есть коллективное воплощение Ленина.Ленин живет в ненависти к ленинизму,
коммунизму, большевизму в стране наших врагов.Ленин живет среди миллионов
колониальных рабов".Из речей "соратников": "Ленин умер, но дух его...живет",
"с нами нет Ильича.Но все мы, коммунисты и беспартийные, рабочие и крестьяне,
утысяченной сплоченностью и единодушием должны создать коллективного Ленина",
"вождь великой русской революции, Ленин был в то же время ее дитя..." Цитировать
можно бесконечно.Ленин - отец революции, Ленин - сын революции, Ленин -
дух святой всего коммунистического движения.А вот о чем говорили простые
люди."А кто теперь вместо Ленина управлять будет? - Управлять Советы будут.Все
сообща.Но Ленин был нашим учителем, отцом.-А-а.Он как бы вроде Иисуса Христа,
а теперь остались его ученики"."При жизни его мы чувствовали себя как бы
у Ильича за пазухой", "многие говорят, что товарищ Ленин умер.Нет, он не
умер, он жив.Там только тело, а сам он с нами", "Ленин живет в нас, он
бессмертен".Обожествление происходило умело и искренне.Безбожники пользовались
богоносной фразеологией, а верующие (точнее, жаждующие верить) обрели нового,
умершего, но воскрешего и бессмертного бога.Но далеко не все могли и хотели
забыть христианство и православие.Люди помнили о существовании лжепророков
и антихриста.Народное сознание не могло не воспринимать по-своему некоторые
события,происходящие в Советской России.Ленин не был похоронен (а, по народным
повериям, души непохоронненных людей находятся неподалеку и тревожат живых
людей).В Кремле издавна хоронили великих князей и царей до Петра I.56 захоронений,
настоящее кладбище.За оградой кладбищ всегда хоронили самоубийц или преступников,
нераскаявшихся.Там, у Кремлевской стены, и лежат выдающиеся коммунисты."Могила
Ленина - колыбель"...Это еще смешнее неолитических фигурок беременных старух.Старик
- младенец без мозга и внутренностей, на поклон которому приходят со всего
света.Кто сотворил в душе своей кумира с вожделением, тот уже согрешил
с ним.Ленин должен быть похоронен.Его дух беспокоит и возмущает людей.Это
и он - тот самый колдун, повергающий к своим ногам город святого Петра
и всю страну.А в Мавзолее можно будет открыть музей одной восковой персоны.Вспомним
еще одну картину Павла Филонова: "ГОЭЛРО".Маленький Ленин перед огромной
картой Электрификации (светлого будущего) - стоит как мелкий бес, понявший
вдруг, что построить новый мир ему не по силам, что он может только разрушать.Дьявол
всегда соревновался с Богом, даже подобие человека сделать сумел.Да только
души вдохнуть не смог.
Примечания
1.Дикарев М.Толки народа в 1895 году.Этнографическое обозрение, 1896
г.с.144.
2.Кривощеков А.И.Легенды о войне.Исторический вестник, 1915 г., 10,
с.202-203.Далее Вильгельм-антихрист говорит: "Погублю...веру Христову,
разрушу их храмы, изрублю иконы,покорю себе русскую землю, и будут тогда
все кланяться мне и почитать меня как Бога".О секте иоаннитов см.: Этнографическое
обозрение, 1904, 3, с.114 Запись легенды о колдуне на Нарвских воротах
сделана мною летом 1988 г.в Торопецком районе Калининской области.Высказывания
о Ленине даются по книге "У великой могилы", М.1924.