Марина Калашникова
АЛЬБОМЫ ДЕТСКОЙ КОЛОНИИ.
(Для журнала Новое литературное обозрение, 22 номер, 1996 год.)
Предисловие.

ТЕКСТЫ.
        АЛЬБОМ 1.
        АЛЬБОМ 2.

 Альбом принадлежит к той еще мало изученной области словесности, которая носит название "письменный фольклор".
 Альбомы воспитанников подростковой колонии имеют те же особенности, что и альбомы школьниц, т.е. обладают довольно устойчивым жанровым составом и узкоспециальными альбомными текстами. При этом выполняют иную, нежели девичьи альбомы, функцию.
 Исследователи альбомной культуры отмечают, что в основе существования альбома лежит диалог между "хозяином// хозяйкой" и окружением, то есть теми, кто вписывает в альбом тексты.  В современном альбоме доля "чужих" текстов не высока, тем не менее диалог присутствует. Он складывается из многоголосия самих текстов без участия физических лиц. Все вышесказанное относится прежде всего к девичьему альбому.
 Иначе дело обстоит с тетрадями воспитанников колоний.
 В ситуации вынужденной изоляции тематика текстов претерпевает изменения, хотя при этом основными предметами "рассмотрения" остаются любовь и дружба. Большинство текстов альбома заключенного -  "от первого лица", что придает альбому сходство с личным дневником, особенно это
характерно для альбомов с большим количеством афоризмов. Однако при этом набор мотивов текстов остается относительно постоянным. Следовательно, мы можем говорить о том, что "Я" в альбоме - это "Я" ,условно говоря, лирического героя, а не владельца альбома. Кроме того, альбомное "время" неоднородно, то есть  ситуация заключения может переживаться как настоящее ("Привет из мест, где нет невест"), как прошлое ("Поздней осенней порой// Падали листья, шуршали.//Я возвращался домой,//Где меня так долго ждали...") и даже как неизбежное будущее:

Закружилась кутерьма,
    нам опять грозит тюрьма.
     Кружит, вертит и тоскует,
     Сколько сроку наболтует,
Неизвестно никому,
Только богу одному.
  Поэтому одной из функций альбома является накопление им некоего коллективного опыта,  который в каждом конкретном случае может переживаться как индивидуальный. Другая функция альбома ясно показана в текстах: “Здесь нет особой красоты, пусть это будет только памятью”, или “Открой блокнот, мой друг или подруга,//и пробегись глазами по строкам.// Они написаны в часы досуга,//В тоске по дому и родным местам”. Судя по текстам, цель альбома - запечатлеть все, что было в “зоне”. Однако в альбомах совершенно отсутствуют какие-либо конкретные описания тюремного быта. Тюрьма дана как нечто обобщенное:
....Но забор высокий не пускает,
     И колючка - в несколько рядов.
 Часовые с вышек наблюдают
И собаки рвутся с проводов.
Или
   Помнишь, друг, как ты гулял?
Девчонки, деньги, кабаки...
  А что взамен менты нам дали?
Баланду, карцер, сапоги...

 В альбоме нет указаний на местоположение колонии, особенностей ее существования (за редким исключением). Это говорит о том, что альбом не фиксирует индивидуальные впечатления, а является хранилищем письменного фольклора подростков.
 В публикации представлены тексты двух альбомов, составленных воспитанниками трудовой колонии для подростков г. Перми в конце 80-х - начале 90-х годов.
 Альбом 1: составитель неизвестен; содержит 50 текстов, осталось незаполненными 8 листов (на двух последних - адреса).
 Альбом 2:  составитель Батров Валерий Рашитович, 1975 года рождения, начало срока: 2 ноября 1992 года, конец срока: 2 января 1996 года. Альбом содержит 63 текста, осталось незаполненными более половины листов. Кроме того, в блокноте можно найти адреса Верховного суда РСФСР, Комитета по контролю за прокуратурой и решением суда, а также редакции журнала "Человек и закон".
 В текстах сохранена "авторская" орфография и пунктуация. Откорректировано лишь деление текстов на стихотворные строки.

ТЕКСТЫ.

        АЛЬБОМ 1.
        АЛЬБОМ 2.