Альбом принадлежит к той еще мало изученной области словесности,
которая носит название "письменный фольклор".
Альбомы воспитанников подростковой колонии имеют те же особенности,
что и альбомы школьниц, т.е. обладают довольно устойчивым жанровым составом
и узкоспециальными альбомными текстами. При этом выполняют иную, нежели
девичьи альбомы, функцию.
Исследователи альбомной культуры отмечают, что в основе существования
альбома лежит диалог между "хозяином// хозяйкой" и окружением, то есть
теми, кто вписывает в альбом тексты. В современном альбоме доля "чужих"
текстов не высока, тем не менее диалог присутствует. Он складывается из
многоголосия самих текстов без участия физических лиц. Все вышесказанное
относится прежде всего к девичьему альбому.
Иначе дело обстоит с тетрадями воспитанников колоний.
В ситуации вынужденной изоляции тематика текстов претерпевает
изменения, хотя при этом основными предметами "рассмотрения" остаются любовь
и дружба. Большинство текстов альбома заключенного - "от первого
лица", что придает альбому сходство с личным дневником, особенно это
характерно для альбомов с большим количеством афоризмов. Однако при
этом набор мотивов текстов остается относительно постоянным. Следовательно,
мы можем говорить о том, что "Я" в альбоме - это "Я" ,условно говоря, лирического
героя, а не владельца альбома. Кроме того, альбомное "время" неоднородно,
то есть ситуация заключения может переживаться как настоящее ("Привет
из мест, где нет невест"), как прошлое ("Поздней осенней порой// Падали
листья, шуршали.//Я возвращался домой,//Где меня так долго ждали...") и
даже как неизбежное будущее:
Закружилась кутерьма,
нам опять грозит тюрьма.
Кружит, вертит и тоскует,
Сколько сроку наболтует,
Неизвестно никому,
Только богу одному.
Поэтому одной из функций альбома является накопление им некоего
коллективного опыта, который в каждом конкретном случае может переживаться
как индивидуальный. Другая функция альбома ясно показана в текстах: “Здесь
нет особой красоты, пусть это будет только памятью”, или “Открой блокнот,
мой друг или подруга,//и пробегись глазами по строкам.// Они написаны в
часы досуга,//В тоске по дому и родным местам”. Судя по текстам, цель альбома
- запечатлеть все, что было в “зоне”. Однако в альбомах совершенно отсутствуют
какие-либо конкретные описания тюремного быта. Тюрьма дана как нечто обобщенное:
....Но забор высокий не пускает,
И колючка - в несколько рядов.
Часовые с вышек наблюдают
И собаки рвутся с проводов.
Или
Помнишь, друг, как ты гулял?
Девчонки, деньги, кабаки...
А что взамен менты нам дали?
Баланду, карцер, сапоги...
В альбоме нет указаний на местоположение колонии, особенностей
ее существования (за редким исключением). Это говорит о том, что альбом
не фиксирует индивидуальные впечатления, а является хранилищем письменного
фольклора подростков.
В публикации представлены тексты двух альбомов, составленных
воспитанниками трудовой колонии для подростков г. Перми в конце 80-х -
начале 90-х годов.
Альбом 1: составитель неизвестен; содержит 50 текстов, осталось
незаполненными 8 листов (на двух последних - адреса).
Альбом 2: составитель Батров Валерий Рашитович, 1975 года
рождения, начало срока: 2 ноября 1992 года, конец срока: 2 января 1996
года. Альбом содержит 63 текста, осталось незаполненными более половины
листов. Кроме того, в блокноте можно найти адреса Верховного суда РСФСР,
Комитета по контролю за прокуратурой и решением суда, а также редакции
журнала "Человек и закон".
В текстах сохранена "авторская" орфография и пунктуация. Откорректировано
лишь деление текстов на стихотворные строки.
ТЕКСТЫ.