ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ МИРА В СИБИРСКОМ ШАМАНИЗМЕ

Древнейшие представления о пространстве и времени наиболее полно реализуются в культурах шаманского типа, особенно если под шаманизмом понимать не региональный вариант религиозных верований и не религию в общепринятом смысле, а наиболее древнюю общечеловеческую форму мировоззрения, характерную для бесписьменных культур. Особенно ярко шаманская модель мира представлена в традиционных культурах Сибири. (1)Хрестоматия

Представления о вселенной

 Изображение вселенной по рисунку орочей. Опубл.: Аврорин В.А. и Козьминский И.И. Представления орочей о вселенной, о переселении душ и путешествиях шаманов, изображенные на "карте" // Сборник музея антропологии и этнографии. Т. 11. М.-Л., 1949, с. 324.

В мифологии народов Сибири вселенная, ее части и элементы (небо, земля, луна, солнце и т.д.) предстают в виде живых существ. Земля воспринимается как огромная самка, обычно лосиха или оленуха, рождающая все живое. Деревья, трава, мох — это шерсть Земли, животные — насекомые, обитающие в ее шерсти, а птицы — это летающие над ней мошки. (2)Хрестоматия

На карте вселенной, нарисованной орочским шаманом, Земля изображена в виде лося. Такой же лось олицетворяет собой подземный мир. (3)Хрестоматия

Илл. 1. Изображение вселенной по рисунку орочей


Согласно эвенкийской легенде, однажды небесный лось похитил у людей солнце, и на земле наступила ночь. Охотник Мани, преследуя лося, поднялся на небо и вернул солнце людям. Участники этой космической охоты превратились в звезды: Мани, его собаки и лось — это Большая Медведица, а лыжный след Мани — Млечный путь. (4)Хрестоматия



Мани, преследующий лося, похитившего солнце. Майская писаница. Опубл.: Окладников А.П., Мазин А.И. Писаницы бассейна реки Алдан. Новосибирск, 1979, с. 63, рис.15, табл.53.
Долганский бубен. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, Санкт-Петербург. Колл. 4324-25. Опубл.: Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX- начала ХХ в. М.-Л., 1954, с. 104, рис. 6-1.
Илл. 2. Мани преследует лося, похитившего солнце.
Наскальный рисунок
Илл. 3. Изображение на долганском бубне
Итак, лось (олень) символизировал не только нашу землю, но и другие части мироздания и всю вселенную в целом.