Чудесный странник: не получает приюта у богатого мужика, ночует у гостеприимного бедняка (бедной вдовы), велит зарезать его единственную корову, вместо которой является множество коров.
Русс.Эрленвейн, 25; РФВ, 1887, XVIII, с. 259-261; Кавк., 1892, XIIIa, с. 291-294.
Укр.Чубинский, II1 (94); Baracz, s. (112); Маркевич, с. (181); Шухевич, (79); Етногр. зб., XXX, (26); Левченко, (139); Укр. казки, с. (85-89); Возняк, II, с. (103-106) (=Сухобрус-Юзвенко, с. 287-289=Мудрий оповiдач, 1962,с. 59-63); Лiнтур, 1966, с. 224-227; Калин, 1972с. 9-11.
Бел.Романов, IV, 5, с. 11-12, 13, с. 160-162, 50, с. (196-197),51, с. 197-198; Добровольский, 8, с. (308-310); Шейн,210, с. 360-362; Federowski, II, 304.
Скупые хозяева: не приглашают к ужину бедных странников, которые попросились у них ночевать; дом их проваливается, остается одна печь с рукавицами нищего.
Чудесный странник ("Памажы, божа!"): богатый мужик работает в поле, пренебрежительно относится к словам нищего странника "Памажы, божа!", бедный, напротив, на приветствие отвечает приветствием; осенью бедный собирает на своей неплодородной земле обильный урожай, у богатого - недород.
Чудесный странник: превращает негостеприимного богача в коня, а его жену - в камень; дарит коня бедняку и, когда тот богатеет, вновь посещает его, возвращая коню и камню прежний облик.
Чудесный странник: не получив приюта в деревне, превращает ее в камни; девушка, которой он велел уходить из деревни не оглядываясь, оглядывается и становится кукушкой.
Чудесные странники (Христос и св. Петр на ночлеге, на перевозе): богатые не принимают (не перевозят) Христа, бедные принимают; богатым на этом свете - награда, на том -наказание, бедным - наоборот.
Поминки по богу: богатый брат говорит бедному, что бог умер; бедный хочет устроить поминки по богу из последней муки, мука у него прибывает, завистливый брат наказан.
Бедная хозяйка: за гостеприимство получает от странника столько дукатов, сколько масляных глазков в супе; богатая льет побольше масла, оно сливается в одно пятно. Ср. : -1544**.
Скупая хозяйка: негостеприимно принимает нищих (нищего странника, Христа) и за это наказывается: хлеб в печи каменеет; зажаренная колбаса превращается в змею (вынуждена беспрестанно носить воду).
Бел.Романов, IV, 25, с. 31-32; Сержпутоускi, 1926, 31; Анiчэнка. с. 21-22.
Бог в гостях: приходит в виде нищего (калики); бедняк отдает ему последнее и вознаграждается; богач, полагавший, что бог придет из церкви, не признает его в старичке-нищем, обходится с ним грубо, за что и наказывается.
Бел.Романов, III, 82, с. 337-338, IV, 6, с. (12-13), 14, с. 18-19,49, с. 191-196, 50, с. (196-197), 58. с. (214-215); Klich,11, s. 17-18, 1, s. 110-111; Сержпутовский, 16.
Старик с золотыми углями: бедняк отправляется поискать огня, встречает старика у костра, который дает ему угли; дома эти угли превращаются в золото; богатый и завистливый сосед (брат) преднамеренно тушит огонь в своем доме и просит старика дать ему углей; дом богача сгорает.
Счастье от тараканов: зажиточный ' мужик сжег свой старый дом с тараканами и поселился в новом доме; обеднел; по совету чудесного странника разводит тараканов в новом домеи снова богатеет.
Деревянная пасха: ангел дает бедняку такой прекрасный деревянный кулич (или бедняк делает его сам, не имея муки),что богач меняется с ним и дает бедному все, что нужно для разговения.
Укр.Baracz, s. 151-152; Верхратский, 1899, с. 134; Гнатюк, Анекдоти, 117; Етногр. зб., XXX, 67; Левченко, 296 (=Сухобрус-Юзвенко, с 286); Лiнтур, 1966, с. 56-58.
Богач и бедняк: богач просит, чтобы бог убавил его имущество, но получает еще больше; бедняк должен потерять последнюю торбу; он бросает с досады торбу в огонь.
Чудесная молотьба огнем: Христос (св. Николай) и св. Петр (св. Илья) ночуют у мужика; за ночлег должны молотить; сжигают солому, остается зерно; крестьянин подражает им, сжигает хлеб и ригу (амбар).
Чудесная молотьба (Богачу счастье): богач, наделенный счастливой долей, сжигает солому - остается зерно; бедняк подражает ему, сжигает хлеб, дом, село; на своем пепелище богач находит золото.
Св. Петр просит бога наказать работников: они молотят в воскресенье.
Укр. Етногр. зб., XXX, 23, 25, 26.
752В Заместитель бога (Забыл про ветер): благочестивому человеку, взятому на небо (св. Петру), бог поручает управлять погодой; тот вовремя посылает на землю дождь, солнечный свети тепло, но забывает про ветер, из-за чего хлеб не родится; бог отстраняет своего заместителя от порученного ему дела. Ср. : 800.
Глухой заместитель бога - св. Петр: бог приказывает ему не пускать дождь, когда люди косят; глухому послышалось вместо "косят" "просят", и он пускает дождь; когда же во время жатвы бог говорит ему "жнут", он слышит "ждут" и снова пускает дождь.
Чудесное омоложение (перековка): Христос (черт, ангел) перековывает старика (старуху), делая его молодым (ср. : 839А*); кузнец пытается подражать ему, но терпит неудачу (за убийство попадает в тюрьму).
Свеча св. Андрея: неизвестный старец дает богомольцу, идущему в Киев, свечу, чтобы он поставил ее св. Андрею; богомолец продает свечу черту, принявшему облик цыгана; чертов четвертак возвращается к богомольцу каждый раз, когда тот его истратит; снова покупает он свечу для св. Андрея, но она не горит; от лихих денег человек избавляется с помощью знахаря и возвращает себе утраченный покой. Ср. : 745, 842А*.
Деньги из пота, слез и крови: черт учит корыстолюбца, отдавшего ему свою душу, варить из пота, слез и крови людей золото и делать деньги; проходит срок, и золото снова превращается в пот, слезы и кровь, в которых богач тонет.
Нерожденные (умерщвленные матерью) дети: их души приходят ночью к матери (в церковь, куда послал грешницу встречный странник) и разрывают ее на части. Ср. : 765, -795*.
Кумова кровать (Разбойник Мадей): ребенок запродан черту; обращается за помощью к куму сатаны (разбойнику); добывает в аду расписку, причем кум узнает об ожидающей его страшной кровати, кум сатаны кается и получает прощение.
Два великих грешника: великий грешник (разбойник) кается, на него налагают эпитимию (пасти черных овец, пока они не станут белыми; поливать головешки, пока они не станут цветущим деревом и т. п.), убивает еще большего грешника (жестокого помещика или приказчика, войта, короля-людоеда) и получает прощение.
Русс.Афанасьев, Легенды, (28а, Ь); Садовников, 99а, г, д; Кавк., 1889, VII, с. 51-53, 1893, XVI2, с. 198-203; Ширский, (26).
Укр. Игн. з Никл., 2; Драгоманов, 29(2), с. 131; Киев. ст.,1884, № 9, с. 174-175; Rokossowska, 71; Гнатюк, Легенди, (203), (205), 335, 336; Верхратский, 1902, с. 174-179; Остапчук. 3; Lud, XIII, 2, s. 36; Яворский, 13, 14; Левченко, (148, 149); Панькевич, 99; Лiнтур, 1966 с 24-27 (=Мудрий оповiдач, 1969, с. 56-58); Ревть, с. 27-29; Гиряк, III, 4, IV, 7.
Бел.Glinski, IV, (1); Романов, III, 65, с. 307-312, IV, 22,с. (26-28); Шейн, 217, с. 371-373; Federowski, II, 342, 343.
Прощенный разбойник: разбойник молится только богородице; она является к нему и убеждает покаяться; он убивает трех ксендзов, не назначающих ему эпитимии (ср. : 756G); римский папа предлагает ему искупать грехи 7 лет на этом свете или 24 часа на том; разбойник выбирает последнее, видит муки грешников; несмотря на все муки и страхи, он не отступает и получает прощение.
Убийца родителей: сын по предсказанию должен убить родителей; он уходит от них и женится на чужбине; родтели приходят навестить его, он застает их спящими и убивает, думая, что это его жена спит с любовником; в знак покаяния он сжигает себя, затем возрождается и возвращается к ожившим родителям.
Дерево, почерневшее от человеческого горя: одинокаяженщина по совету отца делится своими печалями и горем с деревом; много лет спустя это дерево становится внутри черным.
Прощенный вор: вор ворует плоды с единственногодерева старика; нищие в благодарность за гостеприимство обна-руживают вора, он не может сойти с дерева (ср. : ЗЗОА), раскаивается, старик прощает его.
Гордый царь (Жестокий судья): сомневается в истине евангельских слов "богатые обнищают"; теряет царство; его облик принял ангел и правит вместо него; скитается, терпит бедствияи раскаивается; ангел возвращает ему царство.
Укр.Рудченко, II, 36; Moszynska, 14; Гринченко, Из уст, с. 410-412; Етногр. зб. XXX, 72; Лiнтур, 1966, с. 18-24 (=Мудрий оповiдач, 1969, с. 21-26); Гиряк, II, 3; Калин, 1972,с. 135-138; Пушик, с. 133-135.
Наказанная гордость: разбойник кается, на коленях ползет в Рим, колокола звонят сами собой; разбойник гордится своей святостью и за гордость проваливается.
Царь, мужик и ангел: царь (Давид) забирает к себе крестьянских жен; мужик спрашивает его, что делать с богатеем,отнимающим у бедняка последнюю овцу; царь рассудил: "Надо за это голову отрубить"; оглянувшись, царь видит ангела, занесшего над его головой меч.
Почему бог допускает расправу над неповинным в краже? Несправедливо обвиненный в воровстве и жестоко избитый, человек оказывается братоубийцей, присвоившим когда-то сиротские деньги, и поэтому заслуженно обречен на страдания (на смерть) и недостоин сожаления и помощи. Ср. : 750В,-795*, 796*.
Рубашка, украденная св. Петром: св. Петр, сопровождая Христа в его странствованиях по земле, крадет рубашку; Христос говорит, что Петр сделал доброе дело; эту рубашку не могли разделить между собой при дележе наследствадва богатых брата, теперь они мирятся.
Кого бог любит, того отмечает: богач отказался перевезти через реку Христа и св. Петра, и бог дарит ему двух волов; бедняк их перевозит, и его волы подыхают; на вопрос недоумевающего Петра Христос отвечает, что зато на том свете бедняк будет блаженствовать.
Укр.Жите i Слово, 1894, кн. 6, 24, с. 353; Гнатюк, 1900, 1; Верхратский, 1902, с. 190-191.
Смерть скупого: скупой (помещик) перед смертью проглатывает деньги; черт вытряхивает из него деньги, а тело уносит в ад (трое парней пробираются ночью в костел, чтобы добыть у мертвеца проглоченные им деньги; мертвец встает из гроба; двое парней в страхе убегают, третьему, отважному, мертвец сам предлагает вытряхнуть из него деньги, что тот и делает); слуга выпытывает у пана-мертвеца тайну клада; завладев деньгами пана, слуга женится на его вдове; пан-мертвец приходит к ним на свадьбу. Ср. : -326Н*, 470.
Барин-мертвец и кучер: барыня обещает кучерустать его женой, если он переночует три ночи с мертвецом-барином; кучер соглашается; барин принимает его за мертвеца, буйствует с ним и указывает, где зарыт клад; кучер добывает золото и женится на барыне.
Ворон в гробу у скупой помещицы (пана): помещицу хоронят вместе с подушкой, в которой спрятаны деньги; узнавоб этом, наследники разрывают могилу и обнаруживают на покойнице ворона, который вытаскивает из подушки деньги и сует ей в рот; ворон не дает людям прикоснуться к деньгам.
Деньги купца: вместе с умершим купцом хоронят подушку, в которой спрятано много денег, в поисках этих денег сыновья разрывают могилу, находят их, но деньги превращаютсяв угли и пепел, и когда пепел рассеивается, раздается стони плачтех, кого обирал купец.
Милостыня скряги: милостыня не от чистого сердца (булка, брошенная в нищего, запачканный пирог, две луковицы) возвращается нечестивому на том свете либо достается чертям,либо превращается в змею. Ср. : -804С*.
Дьяконы не попадают на небо: сосед дьякона послесмерти приходит к нему и говорит, что за три года ни один дьякон не попал на небо, так как все служат не от чистого сердца.
Скупой богач (жестокий помещик, самоубийца), превращенный в коня, служит у чертей: к нему в ад приходит человек с земли, и он посылает с ним просьбу к сыну спасти его душу.Ср. : 465С.
Богач в аду: построив церковь, богач умирает; в церкви гроб проваливается сквозь землю; чтобы спасти его душу,наследники по совету человека, вернувшегося из ада на землю, должны раздать нищей братии деньги.
Мужик, змей и золото: мужик поселяется в новом месте, куда летает змей; змей губит его лошадь; мужик идет драться со змеем, но соблазняется золотом, которое тот подбросил, и возвращается; не выполняет обещание одарить мужиков; змей губит жену, сына мужика и его самого.
Мать, пытавшаяся убить своих детей (близнецов, шестого, двенадцатого ребенка): отец спасает, скрывая их; через много лет дети, которых мать считала умерщвленными, появляются перед нею; мать от ужаса умирает. Ср. : 755.
Уснувшие дети: бедняк по совету богатого брата хочет зарезать своего ребенка, чтобы накормить остальных; дети упрашивают отца не делать этого, обещают уснуть и не просить есть; отец соглашается; дети засыпают до нового урожая (до тех пор,пока отец не добывает чудесным образом клад).
".Перегорелая заря": прохожий (св. Николай) спрашивает мужика, какая завтра будет погода; мужик пытается определить погоду по вечерней заре, ошибается; превращен в коня.
Вечный странник (Агасфер): Христос, неся крест на Голгофу, останавливается передохнуть у одного дома, хозяин которого (сапожник Агасфер) гонит его прочь ("Ты мне дом развалишь!"). Христос обрекает его за это на вечное странствование по земле.
Укр. Етногр. зб., V, 5, с. 211; Жите i Слово, 1894, кн. 5, 5,с. 180; Гнатюк, Легенди, 194-196; Яворский, 95.
Бог, св. Петр и черт, похитивший у бога ризу: по поручению бога Петр входит в доверие к черту, крадет похищенную им ризу и убегает из преисподней; черт гонится за ним, поднявшись на крыльях в небо; Петр отсекает ему одно крыло мечом,который протянул Петру бог; черт падает с неба наземь.
Обещание поставить огромную свечу: человек в минуту опасности (пропажи чего-либо), давший богу (святому)такое обещание, отказывается от своих слов, когда опасность миновала.
Русс.Афанасьев, Груз., 248z и примеч.; Андроников, с. 140(=Этногр. обозр. , 1914, № 1-2, с. 183-184).
Бог и вор, не сдержавший слова: вор просит у бога помощи и обещает ему воск, если доберется до чужой колоды пчел; бог помогает ему взобраться на дерево, но в колоде не оказывается меда - только воск; вор не берет воска и при спуске разбивается.
Скрипка, проданная музыкантом черту: у черта скрипка свистит, а не играет, и он возвращает ее музыканту; однако тот не может по-прежнему играть на скрипке, утртившей душу.
Пастух-музыкант, ставший попом с помощью черта: во время богослужения черт заставляет его заиграть в церкви; прихожане жалуются на попа-дударя архиерею, но черт заставляет пуститься в пляс самого архиерея (прихожане, не решаясь жаловаться на непутевого, но нужного попа, по-свойски наказывают его - избивают). Ср. : -1831 А***.
"Матюкай грязь": каждый раз, когда прохожий встречает на пути грязь, неизвестный голос советует ему выругаться, за что обещает в награду 100 рублей; прохожий воздерживается; о случившемся он рассказал жадному попу, который пускается в дорогу, произносит ругательства и оказывается в руках сатаны.
Наказание за непочтение к отцу (матери): отец ударяет нерадивого сына, а тот бросает отца на землю; проклинаясына, отец предрекает ему участь висельника; предсказание отца сбывается.
Чудесная дудочка: три сестры (сестры и брат) собираютв лесу ягоды; старшие убивают младшую сестру (брата) из зависти; проезжающий делает из тростника дудочку и играет на ней; дудочка поет о совершившемся убийстве.
Братоубийцы: три брата, соперничающие как женихи или наследники, караулят поочередно сад от дикого кабана (птицы, ср. : 550) (соревнуются в собирании ягод); младшему брату удается превзойти старших и те убивают его; на могиле вырастает тростник; проезжий делает из тростника дудочку, поющую о том, как был убит младший брат.
Тайное убийство открывается: капуста (телячья голова) превращается в голову убитого; пшеница, выросшая на могиле убитого - красная, тесто из нее - с кровью; тело убитого прирастает к убийце. Ср. : 720, 960А.
Укр.Baracz, s. 155; Kolberg, Pokucie, 39; Гнатюк, Легенди, 297, 301; Етногр. зб., IX, 14, с. 29-30; Яворский, 14.
Ослиные уши (Уши Мидаса): у царя ослиныеуши; слуга узнает об этом, но должен хранить тайну под угрозой смерти; он говорит об этом земле (воде); вырастающее дерево (береза) разглашает тайну.
Кто съел просвирку? Св. Николай (Петр, бог) путешествует со спутником (паном, кузнецом, солдатом), спутник съедает просвирку (баранью печенку), но не сознается; святой (бог) исцеляет царевну; спутник неудачно подражает ему и приговаривается к смертной казни; святой (бог) его выручает; при дележе денег спутник признается, что съел просвирку, когда узнает,что съевшему назначается третья доля.
Укр.Драгоманов, 26(1), с. 125-128, 26(2), с. 128, с. (403-406); Чубинский, II1 (82), 83; Baracz, s. 136-137; Эварницкий,По следам, с. 123-124; Шимченко, 1, с. 13-16; Етногр. зб.,III, 24, с. 59-62, XXX, (19); Гнатюк, Легенди, (122),123, (125), 126, (127); Лесевич, 59; Гнедич, 1543, 1546; Гнатюк, Байки, 203; Левченко, (142), 144, 182; Курило,с. (55-56); Гиряк, III, 44; Фiнцицький, с. 20-23.
Бел.Glinski, II, 11; Романов, IV, 42а, с. 60-61, 42б, с. 61-62, 42в, с. 62-64, 43, с. 64-65, 446, с. 67-79, 56, с. 209-212, 58,c.214-215; Federowski,I,(21); Романов, Материалы, 11.
785А Одноногий гусь: вора обвиняют в том, что он съел ногу гуся; вор утверждает, что у гуся была лишь одна нога, и при этом указывает на гуся, стоящего на одной ноге; обычно хозяин опровергает мошенника, вспугивая гуся.
Укр. Верхратский, 1901, с. 128, 1902, с. 190; Етногр. зб., XXX, 142; Лiнтур, 1969, с. 218-219.
АА*790 - см. 1416 ("Мышонок в миске").
Сравнительный указатель сюжетов
Золотое стремечко: св. Юрий учит бедняка (Нестерку, Саввочку, цыгана), как жить, чтобы разбогатеть - воровать и лгать; бедняк крадет у него золотое стремечко(золотое седло, золотой кубок) и отпирается.
Николай и Касьян: св. Николай помогает мужику вытянуть завязшую в грязи телегу; нарядный же св. Касьян отказывает в помощи; узнав об этом, бог устанавливает, что день Николы следует праздновать ежегодно, а день Касьяна - раз в четыре года.
Ссора Касьяна с Иваном, Златоустом: Касьян и ИванЗлатоуст (Златовус) вместе правят обедню в церкви; кадильным огнем Касьян опаляет усы Ивана, а Иван поджигает свечой емубороду; бог признает Касьяна зачинщиком ссоры и приказывает день Касьяна праздновать лишь раз в четыре года; Ивану делает новые усы - золотые.
Купили или украли? Святые Петр и Никола (Юрий) пропивают деньги, которые бог дал им на покупку лошадей для бедных мужиков, крадут лошадей; ворона разоблачает воровство, а кукушка лжесвидетельствует перед богом; поэтому Петр раз-решает кукушке петь до петровок (день св. Петра).
Музыкант и Христос: обедневший музыкант играет перед распятием, Христос сбрасывает золотой башмак; музыканта подозревают в краже и приговаривают к повешению,но Христос спасает его, бросив ему второй.
Петр и Христос на ночлеге: скупая и вздорная хозяйка бьет св. Петра, лежащего с краю; Петр меняется местом с Христоми ложится к стене; хозяйка опять бьет его, думая, что теперь достанется другому; Христос лишает женщину власти над мужеми делает его главой семьи.
Почему люди перестали знать время своей смерти? Странствуя по земле, бог встречает мужика, который говорит ему, что он делает непрочный забор, так как знает день своей смерти; тогда бог решает скрыть от людей время их кончины.
Русс. Бахтин -Ширяева, 66.
Укр.Драгоманов, 25, с. 125, с. (401); Етногр. зб., V, 61, с. 189-190 (=Гнатюк, Легенди, 83); Гнатюк, Легенди, 81, 82,411; Kolberg, Wolyn, 19.
Ангел на земле: ангел не хочет взять душу из женщины-матери; бог посылает его на землю, где ангел удивляет людей странными поступками (на кабак молится, а в церковь камни бросает, бранит нищего); он объясняет эти поступки и улетает на небо.
Божье прощение и наказание: ангел прощает преступление девицы, топящей младенца, ибо она много терпела и молилась; не прощает женщину, которая в праздник стирает белье. Ср. : 755
Червячки под камнем: бог посылает Смерть (ангела) взять душу матери маленьких детей; они упрашивают пощадить мать; бог показывает Смерти червячков, утверждая, что даже червячки под камнем могут жить без матери, и снова посылает за душой матери.
Ангел - двойник человека: ангел принимает облик человека, которому покровительствует, и исполняет за него работу; неожиданно человек сталкивается со своим двойником.
Ангел и пустынник: пустынник сомневается в божьей справедливости и уходит в мир; к нему присоединяется ангел, который совершает странные поступки (крадет рюмку у добрых хозяев и дарит злым); объясняет эти поступки. Ср. : 750В, 759.
Нагибай дерево, пока молодо: избалованный отцом сын становится разбойником; показывает отцу, что воспитывать нужно в молодости (молодое дерево сгибается, старое нет) и убивает его.
Мужик (божий крестник) на божьем месте: попадает на небо, занимает божье место (заходит в запретную комнату) и видит, что делается на земле; мечет гром и молнию в жадногои лживого богача (убивает молнией неверную жену, разбойников); бог наставляет его (сбрасывает на землю). Ср. : 752В.
Пьяница входит в рай: святые (Петр, Павел, Иоанн-евангелист) не пускают пьяницу в царство небесное; он изобличает каждого из них в обмане и грехе перед Христом; пристыженные святые открывают пьянице райские ворота (Петр украдкой пускает его в рай).
Русс.Афанасьев, Легенды, 22 и с. 147; Сов. фольк., № 2-3,с. (311); Тумилевич, 1958, 30. Ср. : Русская беседа, Спб.,1859, VI, с. 181-183.
Укр.Рудченко, I, 38, II, 42; Moszynska, 13; Киев. ст., 1886,№ 6, с. 445; Манжура, 1890, с. 61-63; Лiнтур, 1966,с. 161-182
Сапожник на небе: недовольный ничем сапожник прогнан с неба, так как здесь не перестает ворчать, когда видит у одной телеги двух лошадей спереди и сзади.
Цепь сатаны: Христос освобождает из ада грешников,но оставляет там царя Соломона; тот приковывает сатану (Люцифера) к цепи, которую он непрестанно грызет, но каждый год после пасхи она становится такой же.
Б Добровольский, 32, с. 258-266; Романов, VI, 50, с. 447- 460; Никифоровский Н.Я. Нечистики, свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе.Вильна, 1897, с. 33-35; Крачковский, с. (205).
Грешная мать (мать св. Петра): сын (ангел) получает позволение вытащить из ада душу матери на луковке (луковка -единственная милостыня, которую эта женщина когда-то подала нищим, ср. : -760В*) (на соломинке); другие души хватают мать,и она падает вместе с ними обратно в ад.
Бел.Романов, IV, 25, с. (31-32), 26, с. (33-34), 47, с. 189-190; Шейн, 212, с. 363-364; Карский, III, с. 49-50; Карский Е. Ф. Материалы для изучения северо-малорусских говоров. Спб., 1903, с. 7-8; Federowski, III, 540; Moszynski, s. 176.
Укр. Манжура, 1890, с. (129); Kolberg, Chelmskie, 2; Жите i Слово, 1895, кн. 6, 41, с. 346-347, 42, с. 347-353; Етногр. зб., Ill, 11, с. 29-37, 31, с. 205-210, 32, с. 210-214,V, 2, с. 113, IX, 26, с. 51-53; Гринченко, I, (97); Гнатюк, Легенди, 2, (57), 61, 240; Кравченко, 85; Левченко, (220)(=Украiна смiеться, с. 138); Украiна смiеться, с. 107.
Бел.Романов, III, 27, с. (426-427), VI, 50, с. 447-460; Добровольский, 32, с. (256-266); Шейн, 138, с. (297-299),229, с. (412-414).
Беспокойный солдат попадает в ад: черти долгое время не могут от него избавиться; по совету женщины бьют в барабан; услышав барабанную дробь, солдат убегает из ада.
Богатому нет места в раю: по смерти ничего не находит на том свете, так как никому ничего не давал; проситсяу бога назад на землю, и оттуда забирает с собой целый воз провизии, но, вернувшись, находит только один хлебец, которыйпо дороге упал в болото и был отдан нищему. Ср. : -760В*.
Смерть праведника и грешника: душу праведника (белого голубя) принимают ангелы; душу грешника (черного голубя) черти пронзают железными вилами и кидают в кипящий котел.
Сети злого духа (Черт в магическом кругу): должник черта должен отдать ему душу через пять (десять, двадцать) лет; по совету священника он очерчивает в церкви круг, читает там три ночи подряд молитвенник и избавляется от черта.
Укр. Етногр. зб., IX, 37, с. 82-83, XXX, 55; Кравченко, 48. Ср. : Гринченко, Из уст, 151.
Черт исполняет эпитимию: служит мужику за то, что стащил у него краюшку хлеба, корчует лес, пашет, обогащает мужика, помогает ему выиграть пари у помещика, наказывает богача; забрать душу мужика ему не удается (вместе с мужиком перегоняет хлеб на горилку, поджигает ее, и все хозяйство мужика сгорает). Ср. : -160****, -817**.
Бел.Маяк, 1841, XV, с. 71-72; Glinski, III, 2; Романов, III,75, с. 327-328, IV, 41а, б, в, г, д, с. 52-60; Federowski,I, 84, II, 201, 202; Klich, 1, s. 71-72.
Черт-жених: поп (купец) соглашается отдать за него дочь, если он до петухов построит церковь (здание); поп заставляет петуха пропеть раньше времени; черти-строители исчезают.
Русс. Исторический вестник, Спб., 1902, апрель, с. 209; Ончуков, 173; Васильев, II, 3; Башк. Ур. , 5, с. 14-15 и с. 89-90.
Леший на службе у мужика: по совету ворожеи мужик ловит лешего, который по ночам обмолачивает и ворует у него хлеб; заставляет лешего вернуть похищенное, работатьна него, а затем отпускает.
Запроданный черту становится священником: окропляет в аду чертей святой водой; разрывает договор, заключенный его отцом с чертом, принимает священный сан, накладывает эпитимию на великого грешника и через много лет, будучи епископом, исповедует его.
"Отдай, чего дома не оставил": человек, не подозревая,уступает черту своего новорожденного ребенка; достигнув определенного возраста, сын (дочь) вынужден идти к черту. Ср. : 313А, В, С, 756В.
Укр.Moszynski, 173; Панькевич, 95; Калин, 1955, с. 49-55(=Чендей, с. 183-187); Iвасюк-Бесараб, с. 179-185; Фiнцицький, с. 146-149.
Проклятая жена: по настоянию родителей парень берет в жены нелюбимую девушку, проклинает ее ("Чтоб ее леший увел"); леший уводит; парень женится на любимой; освободившись от лешего, первая жена уходит в монастырь,
Кчертовой матери: бедняк, посланный богатым братом к чертовой матери, находит у нее приют и подслушивает разговор чертей о том, как можно излечить царевну, излечивает царевну и получает за это много денег; богатый брат пытается подражать ему, но его разрывают черти. Ср. : 480С*,613.
Строитель моста, посланный к черту: человек строит мост на деньги, данные ему чертом; спрятавшись под ним,ожидает от прохожих слов благодарности; прохожие посылают его к черту; черти забирают душу строителя.
Брат сестру (невестка свекровь) змеей назвал: к богачу во время обеда приходит бедная сестра, он называетее эмеей и велит убрать со стола поросятину; вместо поросятины оказывается змея, которая смертельно жалит богача (свекровь, превратившись в змею, обвивается вокруг шеи невестки и живет с ней до самой смерти).
Девушка с бородой: девушку, никого не любившую,проклинает отец; у нее вырастает борода; после смерти бородатая девушка ходит по земле привидением до тех пор, пока одному юноше не приснилось, что он сбрил ей бороду, и тогда девушка оживает и юноша женится на ней.
"Люблю!" (Освобождение души заклятой девушки): человек произносит случайно магическое слово "Люблю!","Ангел с тобой!" и т. п. там, где бродит привидение девушки, которая была заклята за свою гордость или грех, и освобождает ее от заклятия; девушка оживает и выходит замуж за своего освободителя.
Черт разоряет попа: работает у мужика; разоблачает в любовных связях попа и хозяйку (ср. : 1725); помогает мужику разбогатеть; имущество попа переходит к мужику после того, как черт на спор уносит поповский амбар с хлебом и очищает за день озеро (ср. : 810А); поп вешается
Черт-горшечник: его нанимает хозяин; по ночам созванные им черти делают много горшков; хозяин подглядывает за работой чертей; один из них бросает ему в глаза глину; черт-горшечник бежит.
Портрет черта: крепостной живописец по приказу барина рисует портрет черта; рисует в бане, не смотрит на него и приносит барину; барина находят мертвым.
Бог помешал, черт помог: человек, доведенный злой женой до отчаяния, хочет повеситься, крестится, веревка обрывается; убив по наущению черта жену, он вновь одевает петлю и, не перекрестившись, вешается.
Черт-свидетель (адвокат): "Сваренный горох может расти также хорошо, как из сваренных яиц выводятся цыплята" (ср. : 875)..
Укр. Этногр. обозр. , 1893, № 3, с. (90); Жите i Слово, 1895, кн. 5, 13, с. (178-179); Етногр. зб., III, 24, с. 180-182; Гнатюк, Анекдоти, 352, 353; Верхратский, 1902, с. 202; Гнедич, (1533); Лiнтур, 1966, с. (123-125); Гиряк, I,с. (188-191), II, (32); Iвасюк-Бесараб, с. (14-17).
Бел.Романов, IV, 20, с. (24-25), 45, с. 183-190; Federowski, III. 270.
Мужик - должник черта: под разными предлогами отсрочивает возвращение денег; пугает черта; обыгрывает его в карты или освобождается от долгового обязательства, отгадав сам (с помощью чудесного странника) загадки черта. Ср.: 1184, 1185*, 1188.
Клад чертей, добытый человеком: подслушав разговор чертей, что в пасху они уходят в церковь, оставляя клад без охраны (разведав, где черти просушивают ночью свой клад), человек кладет на чертово золото предмет в форме креста, либо окропляет черта святой водой и завладевает сокровищем.
Черт отнимает золото у богача: богач прячет деньги от черта в дупле дерева, прикрыв их крестиком; черт добивается, чтобы он снял крестик (человек находит в лесу кошелек, полный золота, черт отнимает у него кошелек); пострадавший вешается.
Черт (леший) показывает мужу неверность его жены: приносит мешок золота, и жена, чтобы завладеть им, соглашается отрубить спящему мужу голову; муж в это время просыпается и наказывает ее (черт приносит мужа в виде козла к жене и ее любовнику). Ср.: 921В.
Черт в Ноевом ковчеге: с помощью жены Ноя черт выведывает тайну постройки ковчега, оборачивается мышью, проникает в него, пытается потопить (грызет дно); кошка съедает мышь и спасает ковчег.
Черт в раю (Черт - любовник Смерти): Смерть сторожит рай; черт проникает в него; от черта у Смерти рождаются дочери; бог прогоняет ее из рая и создает другую, верную ему Смерть.
Праведник и черт в церкви: человек не ходит в церковь, но так свят, что может ходить по воде; заходит однажды в церковь, видит черта, записывающего грехи, смеется над ним и на обратном пути погружается в воду.
Русс.Записки Краен., I, 25 (1); Зеленин, Вят., 93; Чернышев, 5.
Простецкая молитва: человек (двое, трое) молится неправильно: "Трое вас, трое нас, помилуй нас!" (прыгает через колоду: "Тебе, боже, - мне, боже!"); священник учит его правильной молитве; тот ее забывает и бежит за священником по воде; священник, убедившись в действенности его молитвы, советует ему молиться по-прежнему.
Монах и голуби: монастырская братия судит монаха за то, что он ест до заутрени; монах призывает голубей в свидетели того, что не он один рано ест; голуби подтверждают это, и судьи признают монаха святым.
Монах - спасенная душа: является в крестьянскую семью, где молятся два раза в день - утром и вечером; видит, как в избу прилетают ангелы, и заключает, что мирянам легче спасаться, ибо они трудятся от зари до зари и не думают, как в монастыре, грешны они или безгрешны.
"В деревне - монах, в монастыре - бык": так определяет неизвестный голос положение мужика, испытывающего участь то бедного и многодетного человека, то пресытившегося беззаботного монаха.
Срок жизни людей и животных: вначале всем было отпущено тридцать лет; для животных это много, для человека - мало; человек получил часть срока жизни животных.
Укр.Этногр. обозр., 1892, № 2-3, с. 91-92; Кравченко, 83; Гнатюк, Байки, 244, 245; Лiнтур, 1966, с. 158-161 (=Мудрий оповiдач, 1969, с. 154-157); Королович, с. 194-195; Народний календар, 1971, с. 122.
Святые и бог у черта в винокурне: Илья, Никола и бог (Никола и бог, Илья и Никола, один Никола) приходят к черту, когда он гонит водку, и отведывают ее.
Овцы в море: человек пасет овец, которые уходят в море; идет за овцами; овцы превращаются в людей, баран-в попа (святого); раскрыв эту тайну, человек достигает счастья (награждается).
Три невесты вместо одной: отец соглашается выдать единственную дочь за троих женихов; в девушек превращаются свинья и собака; позже отец навещает всех зятьев и узнает по поведению настоящую дочь.
Укр.Moszynska, (15); Етногр. зб., III, 40, с. (111-112) (=ЗНТШ, т. XCVII, с. 79-80), IX, 39, с. 84-85 (=ЗНТШ, т. XGVII, с. 80-81); Гнатюк, Легенди, (246, 247); Калин, 1972, с. 219-221.
Поп в козлиной (бычьей) шкуре: поп хочет отнять найденный бедняком клад; надевает на себя козлиную или бычью шкуру с рогами, чтобы испугать его; шкура прирастает к жадному попу.
Жадный поп (богач): чтобы захватить часть поля у соседа, передвигает на меже камень; на суде под присягой утверждает, что не передвигал; умирает, из земли кричит: "Куда его отдать?"; обиженный отвечает: "Где взял, туда и отдай!"; камень возвращается на прежнее место; превращен в крота и постоянно обитает под землей.
Поповские глаза: благочестивый человек находит череп и пытается холстом закрыть глазные впадины; не может; оказывается, череп - поповский, а у попа глаза завидущие, и потому, чтобы закрыть их, надо предварительно заткнуть их соломой.
Солдат и ведьма: солдат останавливается на постой в избе ведьмы; выслеживает свою хозяйку, когда она отправля- ется на шабаш (к чертям); превращает ее в лошадь и ездит на ней всю ночь; ведьма снова принимает человеческий облик, но руки и ноги оказываются подкованными; изобличенную ведьму казнят.
Старшая ведьма: ее безуспешно пытаются отравить обиженные ею завистливые ведьмы; приехав в ад, она отсылает коней обратно на землю и произносит заклятье, чтоб кони там окаменели.
Луна и черт: бог создает луну в помощь солнцу, черт подлетает к луне, грызет ее и пытается скинуть с неба; когда от луны остается небольшой огрызок, солнце направляет в черта свои лучи, и он спасается от них бегством.
Предназначенный клад: богач находит в лесу (на дороге) вместо клада, который искал, дохлую собаку, бросает ее с досады бедняку в окно - она рассыпается золотом.
Русс.Садовников, 112м; Максимов, XVIII, с. (182); Труды Костр. науч. о-ва по изучению местного края, 1921, вып. XXVI, с. 15-16; Магаи, 16; Василенко, (19).
В Клад не дается в руки тому, кому он не предназначен (Деньги в дупле дерева): дерево подплывает к берегу богатого, он отталкивает его; бедняк вытаскивает (деньги положены в хлеб или пирог и отнесены богачу, богач отсылает его обратно). Ср.: 736, AT 740*, 841.
Предназначенное богатство от лошади: бедняк одалживает у богача деньги на покупку лошади; по совету странника покупает самую плохую клячу, которая становится отличной лошадью; во время пахоты наталкивается на клад; лошадь приносит хозяину двенадцать жеребят.
Дитя в золоте: бедная женщина забывает в поле свое дитя; возвращается туда и находит его в золоте; завистливая богатая соседка нарочно оставляет свое дитя в поле; черти растерзали его.
Черт, рассыпавшийся золотом: мужик подвозит на своей телеге черта, ссорится с ним и убивает его; закапывает труп черта, который при этом рассыпается золотом; пан забирает золото у мужика; ночью пан слышит голоса, укоряющие его за это; возвращает золото мужику.
Наказанный скупец: дает нищему отравленный хлеб; ни- щий в лесу отдает этот хлеб сыну скупца (скупец хочет отравить воробьев, отравляет себя и гостей).
Укр.Baracz, s. 160-161; Гнатюк, Анекдоти, 226; Гнатюк, Байки, 307.
Один грех влечет за собой другие: человек, предупрежденный об этом богом (искушенный чертом), совершает сначала один грех - выпивает вина, а за ним другой - съедает в пост скоромное или совершает блуд, и третий - убивает человека.
Пустынник и черти: чтобы соблазнить пустынника, черти хотят перековать его на молодого (ср.: 753) или женить; пустынник крестится - вместо кузницы (церкви) оказывается кол.
Черт и стойкий праведник: черт напрасно старается искусить праведного человека, сломить его тяжкими испыта- ниями; в конце концов праведник находит на пепелище своего дома клад, становится богатым и счастливым.
Черт и набожная женщина: черт является к ней в облике ангела и говорит, чтобы она перестала молиться, так как ее молитва не угодна богу; женщина избивает его кочергой.
Ночные видения: прохожий ночует в одном доме; видит, как изо рта мужа змея ползет в рот жены, топор всажен в голову мужа и т. п.; объясняет эти видения несогласиями и непорядками в семье.
Судьба на том свете: разбойник, странноприимец и немилосердный встречают старика (бога), который по- казывает каждому из них, что ожидает его на том свете. Ср.: AT 934D.
Ночные видения (Судьба на том свете): мужик видит лампадки - жизни людей; переливает из жениной лампадки в свою, перетаскивает угли из-под своего котла к жениному; должен замаливать свой грех.
Золото в хлебе: царь дает двум нищим по хлебу; хлеб с золотом получает нищий, надеющийся на царя, но затем он обменивается хлебом с нищим, надеющимся на бога. Ср.: 834 2.
Хлеб, подкатившийся к воротам богача, не принят в дом; его взяли бедняки; они сыты, так как хлеб не уменьшается (ср.: 751В), а богач, взявший золото, стал жить плохо (ср.: 754).
Укр. Лiнтур, 1966, с. 7-8.
АА *841 I - см. 862 ("Пустынник испытывает справедливость евангельских слов").
Кафтан с золотом: неправедные деньги возвращаются к чертям (нищий скопил деньги, после смерти его на них куплена свинья, свинья скачет в реку, в огненное колесо c грешниками).
Старик (старуха) и Смерть: измученный старик просит смерти; когда Смерть является на призыв, он просит помочь ему с грузом или, наоборот, отказывается от помощи. Ср.: 1354.
Вавило-Московский: святой отшельник хочет узнать, кому он подобен в подвигах; бог посылает его к скомороху; последний спит на гвоздях, ходит в сапогах с железными гвоздями и т. п.
Мстительный святой: святые (Юрий и Николай, Илья и Петр) спрашивают мужика, кого из них двух он больше уважает; святой, которому мужик не отдал предпочтения, хочет наказать его (посылает град на его ниву, обещает плохой умолот и т. п ), другой святой сообщает о его замыслах мужику и поправляет дело.
Укр.Етногр. зб., IX, 12, с. 26-27, 20, с. 40-41, XXX, 24; Верхратский, 1901, с. 122-124; Гринченко, II, 99; Гнатюк, Легенди, 147, 148; Кравченко, 105; Яворский, 10.
Бел.Романов, IV, 15а, с. 19-20, 156, с. 21-22, 16, с. 163- 165, 17, с. 165-166; Добровольский, 4, с. 298-302, 5, с. 302-306; Шейн, 215, с. 367-370; Сержпутовский, 7.
Святой мстит сыну обидевшей его женщины: св. Никола (Петр), сопровождая бога (Христа) в его странствовании по земле, проходит мимо бани, в которой женщина только что родила ребенка; святой из любопытства открывает дверь бани; женщина выплескивает на него ушат грязной воды (ударяет святого по лбу, тычет ему в глаз пальцем); святой пытается мстить сыну этой женщины, когда он становится взрослым; бог сообщает ему о замыслах святого и исправляет дело (не дает погубить урожай).
Укр.Етногр. зб., IX, 12, с. 26-27, 20, с. 40-41, XXX, 24; Верхратский, 1901, с. 122-124; Кравченко, 105.
Среда, Пятница и мужик: Среда и Пятница спрашивают мужика, кого из них он больше почитает; мужик уклоняется от определенного ответа (обе хороши); когда мужик остается один, ругает и ту, и другую.
Св. Пятница и Никола: благодарный за поставленную ему свечку Никола учит молодицу, как спрясть в один день пряжу, оставленную ей Пятницей в наказание за работу в ее праздник.
Сорок мучеников: бедняк пашет в день сорока мучеников, потому что не имеет своего плуга; святые посылают ему плуг; на следующий год пашет снова в праздник, чтобы получить хороший урожай и в наказание заболевает на 40 лет.
Бедная невестка: невестку притесняют в семье, в праздник св. Кузьмы-Демьяна ей не в чем пойти в церковь; св. Кузьма приходит к ней в виде грязного и израненного старца, она обмывает его; он награждает ее одеждой и деньгами.
Вор и св. Николай: вор, спасаясь, молится св. Николаю; старик заставляет его залезть в падаль, где вор и прячется; старик, оказавшийся св. Николаем, объясняет, что ему от свечи вора было так же душно, как вору от запаха падали.
Крест (образ) - порука: купец берет деньги в долг, выставляя поручителем крест (икону); бросает деньги в бочонке в воду, они сами приплывают к заимодавцу (купивший икону добивается счастья с помощью святого).
Наказанная икона: мужик покупает икону святого угодника и везет домой; на него нападают волки и съедают лошадь; мужик, разгневанный на святого угодника за то, что не отогнал волков, сечет икону, разбивает ее.
Риза с иконы выручила: купец терпит кораблекрушение и становится бедняком; молит в церкви икону божьей матери о помощи и, не дождавшись ее, крадет и продает серебряный оклад иконы; на вырученные деньги торгует, становится богаче, чем прежде, вспоминает о божьей матери и тайно меняет на ее иконе оклад; прихожане и поп удивляются чудесному обновлению иконы.