Тофалары
КАБАРГА И ЛОСЬ
Кабарга сказала однажды лосю:
- Что ты так кичишься своей величиной? Если сосчитать, то ведь все равно волос на мне больше, чем на тебе.
Стали они считать. Видят, у кабарги на пять волосинок больше оказалось. Рассердился лось, что права кабарга, ударил ее ногой, да так сильно, что та упала замертво.
СОВЕТ ЗВЕРЕЙ
Однажды Бурхан собрал на совет всех зверей, и порешили звери на этом совете избрать себе царя.
Предложили сове стать царем. Однако оказалось, что у нее глаза хотя и очень большие, но днем не видят. Поэтому не сделали звери сову своим царем. Не сделали звери царем и зайца - решили: слишком труслив он. Не согласился стать царем и лось:
с.557
- Меня преследует волк, значит он сильнее меня.
Тогда предложили медведю. Медведь сказал:
- Братцы, как же вы меня назначите царем, когда я, выискивая себе корм, даже на этот совет опоздал.
- Ах так! - сказали звери. - Ты опоздал! Мы тебя за это накажем. Будешь ты в наказание шесть месяцев в году сидеть в заточении под землей.
И сделали звери царем кукушку.
СОБАКА И НЕЧИСТАЯ СИЛА
Настало время, когда ледник, покрывавший землю, стал таять и реками сливаться в океан. Земля покрылась зеленью, появились люди и животные.
В самом начале животные были голые, без шерсти. Собака тоже не была покрыта шерстью.
Стала нечистая сила наущать собаку:
- Если ты на некоторое время откажешься сторожить людей, я за это награжу тебя шерстью.
Собака согласилась и перестала сторожить. Нечистая сила воспользовалась этим, плюнула на людей, и пошли с тех пор на их теле всякие язвы, а собака теперь всегда ходит покрытая шерстью.
ЛИСА И МЕДВЕДЬ
Однажды встретились медведь и лиса. Лиса спросила у медведя:
- Кого ты больше всех боишься, кум?
Медведь ответил:
- Я больше всех боюсь глухарей, когда они летают. А ты кого боишься?
- Я больше всех боюсь людей.
И лиса предложила:
- Сделаем друг другу услугу. Я наполню эту яму убитыми глухарями, а ты наполнишь людьми.
И стала лиса быстренько закидывать яму глухарями.
Медведь вернулся с охоты поздно, весь израненный. Медведю нужно было лечиться, и он попросил лису пошаманить над ним. Лиса повела его на край высокой скалы и сзади разложила костер. Когда костер разгорелся, медведю стало жарко, он попятился и свалился в пропасть.
С тех пор в этих местах лиса одна охотится.
с.558
СКАЗКА О ЛЕНИВЦАХ
Два молодых и один старый человек поспорили между собой. Молодые сказали:
- Чем трудиться и копать саранку и рвать черемшу, мы лучше будем есть ревень. А ты, если хочешь, копай саранку и рви черемшу.
Когда пришла осень, молодые люди увидели, что старик, который ел саранку и черемшу, как бурдюк потолстел, так что худому оленю и не поднять его было.
Два молодых ленивца, которые питались ревенем, сильно исхудали и отощали.
СКАЗКА О ДОБРОМ ЧЕЛОВЕКЕ
Шел человек по дороге. Встретил собаку и спросил ее:
- Отчего ты так сильно исхудала?
Собака ответила:
- Я очень много работала для своего хозяина, помогала ему. Теперь он меня выгнал, потому что я состарилась, не стало у меня зубов и к делу больше я не пригодна.
Человек сказал:
- Ты сделала добро, тебе отплатили злом. Пойдем со мною.
И пошли они дальше вдвоем. Встретили оленя. Олень шел, тяжело дыша; ноша его была тяжелая и привязана кое-как.
Человек спросил его:
- Ты что так тяжело дышишь?
Олень ответил:
- Мой хозяин очень ленивый человек, вьючил на меня много, кормил плохо и никогда не заботился обо мне, даже подстилку не стряхивал. Я от него убежал.
Человек сказал:
- Пойдем с нами.
С тех пор они стали жить втроем и зажили хорошо.
О ПЛЕЧНОЙ ЛОПАТКЕ И ХИТРОМ ЧЕЛОВЕКЕ
У одного человека умерла жена. Он положил ее на лошадь и отправился в путь. По дороге он нашел кость - плечную лопатку. Зашел в один улус, видит: в котле варится мясо. Он смазал кость кровью из носа оленя, бросил ее в котел и сказал:
с.559
- Я положил оленьего мяса в ваш котел.
Когда мясо сварилось и хозяева вынули его из котла, этот человек тоже достал голую кость, швырнул ее и сказал:
- Ваш котел съел мясо, которое я положил. Отдайте мне мясо!
Люди перепугались и дали этому человеку девять коз. Забрал он их и пошел дальше.
Шел, шел, погоняя своих коз; по дороге встретился ему всадник на коне, а спина у коня была изувеченная. Человек сменял девять коз на одну изувеченную лошадь, сел на эту лошадь и поехал дальше. А мертвую жену на другой лошади рядом везет.
Подъезжая к одному улусу, услышал: девушки поют. Человек им сказал:
- Не пойте, у меня жена больная, лошади пугливые.
Девушки не послушали его и продолжали петь. Тогда он воткнул в рану своей лошади палочку. Лошадь шарахнулась, и мертвую жену сбросило на землю. Он заплакал и сказал:
- Вы испугали мою лошадь, она понеслась, сбросила жену, жена упала и разбилась насмерть.
В этом стойбище за жену отдали этому человеку одну из девушек, и он остался там жить и зажил хорошо.
СКАЗКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТОФАЛАРОВ
Пришли три человека. Один был бурят, другой - тувинец, третий - татарин. Стали они жить на новом месте, ловить рыбу, охотиться на диких зверей. Однажды во время охоты они поймали олененка, приручили его, и через некоторое время стало у них много оленей, много еды и одежды. Как стало много еды, и людей стало много. Расселились тогда эти три рода: один по Уде, другой по Ие, третий в Гутаре. И так образовался тофаларский народ.
СКАЗКА ПРО ВОДЯНОГО
На берегу озера жила одна женщина вместе с сыном. Сын ее ходил на озеро и ловил рыбу. Однажды из озера вышел водяной хозяин и пообещал:
- Я еще раз выйду наверх.
В это же время жил один великий лама. Лама этот взбаламутил озеро, запутал в шелковых нитях водяного и решил сделать его своим прислужником. Парень пожалел
с.560
водяного. Он расколол молотком голову ламы и выпутал из сетей водяного. Водяной отдал шелк парню, благословил его и со словами: "Теперь ты будешь всегда ловить много рыбы!" - снова ушел в озеро.
СКАЗКА О ЧЕЛОВЕКЕ И ВОДЯНОМ
В прежнее время жил один водяной. Какой-то человек налаживал сеть. Водяной спрашивает:
- Зачем ты налаживаешь сеть?
Человек сказал:
- Я налаживаю сеть для того, чтобы закинуть ее, выловить твою рыбу и съесть!
Водяной не хотел уступить человеку свою рыбу и решил: "Попробую бороться с этим человеком". Стал человек бороться с водяным и победил его, потому что у водяного оказалось мало силы. Водяной сказал:
- Завтра еще поборемся с тобой!
А человек ему на это говорит:
- Меня ты не смог побороть. Завтра будешь бороться с моим младшим братом.
На другой день человек решил послать бороться к водяному младшего брата; а младшим братом его был медведь.
В это время медведь ходил и щипал траву. Водяной, крадучись подошел к нему, крикнул "хуг-хаг" и накинулся на медведя. Стали они бороться. Медведь оказался сильнее и победил водяного. Водяной убежал.
На другой день водяной забросил свой кнут на облака. Человек увидел это и говорит:
- А я заброшу талину!
И забросил талину позади себя, а водяной этого не заметил. Водяной тогда сказал:
- Вы, люди, оказались сильнее меня! Вы, горные жители, живите на своих горах, а я буду жить в своей воде! Ловите рыбу и ешьте ее! Я не буду больше выходить из воды и являться к вам.
МАТЬ И ТРИ СЫНА
В прежнее время был на земле бог, и в это же время жили три девицы.
- Я бы желал жениться на одной из этих трех девиц,- сказал бог и спросил у одной: - Что ты умеешь делать?
Девица ответила:
с.561
- Я умею выпекать хлеб. Могу испечь его столько, что, когда отведают триста солдат, еще краюха останется.
Спросил он у другой:
- А ты что можешь?
- Я выращу девяносто девять осин! - ответила эта девушка.
Тогда он спросил у третьей:
- А ты что умеешь?
- Я рожу трех сыновей, - ответила она, - двое из них будут иметь золотую грудь, один - обычную, человеческую.
- В таком случае я женюсь на тебе. Да будет так! - сказал бог и взял ее за себя замуж.
Стали они жить вместе. Пришло время жене его родить ребенка. Бог сказал:
- Пусть ребенок родится без меня, не следует мужчине видеть, как рождаются дети!
И ушел.
Он долгое время где-то был и вернулся в юрту, когда решил, что ребенок уже родился. Там была одна старуха. Он спросил у старухи, родился ли ребенок. Старуха ответила:
- Родился.
Тогда бог пожелал увидеть ребенка. Старуха на это сказала:
- Его нельзя тебе видеть.
- Все-таки я хочу его видеть! - сказал бог и приказал старухе принести ребенка.
Старуха пошла и принесла вместо ребенка собачьего щенка. Бог щелкнул его в голову, и голова отлетела прочь.
И стал бог жить как прежде. Скоро его жене опять подошло время родить. Снова ушел бог. Когда вернулся, опять спросил у этой старухи, родился ли сын.
Старуха ответила:
- Родился!
- Я хотел бы увидеть ребенка!
Старуха сказала:
- Тебе нельзя его видеть!
- Все же я хочу видеть; что бы там ни было, это мой отпрыск, принеси его! - сказал бог.
Старуха снова принесла собачьего щенка. Бог щелкнул его по голове, и голова отлетела прочь. И снова бог стал жить как прежде. Через некоторое время подошла пора жене его родить в третий раз.
Бог ушел, затем вернулся и спросил у той старухи:
- Ребенок наш. видимо, родился?
- Родился! - ответила старуха и принесла ребенка с обычной человеческой грудью и головой.
- Эта женщина предсказывала, что родит трех парней!
с.562
Я выброшу ее вместе с сыном! - сказал бог и, зашив ее с сыном в воловью шкуру, бросил их в море.
Женщина же перед тем положила себе за пазуху книгу священного писания и складной ножик. И пока были в море, она извлекла священное писание и дала его сыну. Сын посмотрел и сказал:
- Кажется, день и ночь еще существуют!
На это женщина ответила:
- Твой отец давно убил их.
- Нет, еще есть! - сказал сын и складным ножиком проткнул воловью шкуру.
Когда он выглянул, оказалось, что они пристали к берегу. Они выбрались на землю, и, когда прошли по ней, на тех местах, где они ступали, выросла свежая травка - кукушкины слезки. Из этой травы мать сделала своему сыну шапку. Сын надел ее и пошел играть.
Через некоторое время он вернулся и спросил:
- Там я встретил человека, который просит у меня шапку, можно ли ее отдать?
Мать сказала:
- Отдай!
И сын отдал шапку тому человеку. Человек за это дал парню топор, железную палку, мешок и сказал ему:
- Этому топору ты скажешь: "Сейчас же строй юрту!" Железной палке скажешь: "Быстрая моя палка! - и она не даст тебя убить, если даже придут триста солдат. Топору ты скажешь: "Сейчас же строй амбар!" Внутри амбара встряхнешь мешок и будет у тебя много еды всякой, какой только человек захочет.
Парень взял топор, палку, мешок и вернулся к матери.
Топору он сказал:
- Сейчас же строй юрту!
Топор стал рубить, и построилась юрта.
- Сейчас же строй амбар!
Топор снова стал рубить, и построился амбар. Затем он вытряхнул мешок в амбаре, появилась еда.
Тогда парень заглянул в книгу и сказал:
- Где-то у меня, кажется, есть два старших брата Ты приготовь что-нибудь поесть и подбавь своего молока.
И отправился, сев верхом на палку, которая превратилась в коня.
Поехал он в одну сторону и встретил в какой-то юрте двух парней с золотой грудью.
"Это мои старшие братья!" - решил он и сел.
В это время вошел великан, у которого на поясе были навешаны все звери. Он порезал этих зверей, сделал из мяса шашлык и все съел.
с.563
- Теперь я наелся, - сказал он, - но съем еще и этого парня.
Парень проговорил:
- Быстрая моя палка!
Выскочила палка, ударила великана и рассекла его надвое.
Тогда парень еще раз сказал:
- Быстрая моя палка, я хотел бы взять с собой этих двух парней!
И палка посадила парней на себя. Они втроем вернулись в свою юрту, сели есть, а мать прибавила им в еду своего молока. И мать стала женщиной, всегда кормящей детей молоком.
[Ср.: мифологизация сказки "Царь Салтан", АТ ]
Примечания
ТОФАЛАРСКИЕ СКАЗКИ
Тофалары (карагасы, тофа) - народность, живущая на территории Нижнеудинского района Иркутской области в верховьях рек Бирюсы, Уды, Ии и других. Численность - около 400 человек. По языку относятся к тюркской языковой группе.
Основные занятия - охота на пушного зверя и животноводство. Собиранием тофаларского фольклора в 90-х годах прошлого века занимался этнограф Н. Ф. Катанов. Часть текстов для настоящего сборника заимствована из книги Н. Ф. Катанова "Поездка к карагасам в 1890 г.". В 1952 году тофаларский фольклор записывали А. И. Маркон и Л. Ю. Тугушева (Ленинград). Собранные ими материалы хранятся в собственных архивах. Часть текстов, записанных Л. Ю. Тугушевой, публикуется в настоящем сборнике.
Кабарга и лось.
Рассказал Т. М. Тобалаев (68 лет) из с. Нерха 'Hижнeудинcкoгo района Иркутской области.
Записала в 1952 году и перевела Л, Ю. Тугушева.
Совет зверей.
Рассказал В Е. Токуев (24 лет) из с. Нерха Нижнеудинского района Иркутской области.
Записала в 1952 году и перевела Л. Ю. Тугушева.
Собака и нечистая сила.
Рассказал В Е. Токуев (24 лет) из с. Нерха Нижнеудинского района Иркутской области.
Записала в 1952 году и перевела Л. Ю. Тугушева.
Лиса и медведь.
Рассказала В. С. Толеева (98 лет) из с. Алыгжер Нижнеудинского района Иркутской области.
Записала в 1952 году и перевела Л. Ю. Тугушева.
Сказка о ленивцах.
Рассказал Е. С. Андалаев (51 года) из с. Алыгжер Нижнеудинского района Иркутской области.
Записала в 1952 году и перевела Л. Ю. Тугушева
Сказка о добром человеке.
Рассказал И. Н. Торгоев (32 лет) из с. Алыгжер Нижнеудинского района Иркутской области.
Записала в 1952 году и перевела Л. Ю. Тугушева.
О плечной лопатке и хитром человеке.
Рассказал И. Н. Торгоев (32 лет) из с. Алыгжер Нижнеудинского района Иркутской области.
Записала в 1952 году и перевела Л. Ю. Тугушева.
Сказка о происхождении тофаларов.
Рассказал И. Н. Торгоев (32 лет) из с. Алыгжер Нижнеудинского района Иркутской области.
Записала в 1952 году и перевела Л. Ю. Тугушева.
Сказка про водяного. См. примечание к сказке "Брат и сестра".
Сказка о человеке и водяном.
Рассказал Костаяк Коданов (90 лет) на Сергиевском прииске в Нижнеудинском округе.
Записал в 1890 году и перевел Н. Ф. Катанов.
Заимствована из книги Н. Ф. Катанова "Поездка к карагасам в 1890 году" ("Записки Императорского Русского географического общества по отд. этнографии", т. XVII, вып. II, СПб., 1891, стр. 131-230).
Мать и три сына.
Рассказал Согат-пай (Даниил) (33 лет).
Записал и перевел Н. Ф. Катанов.
Заимствована из книги Н. Ф Катанова "Поездка к карагасам в 1890 году" ("Записки императорского Русского географического общества по отд. этнографии", т. XVII, вып. II, СПб., 1891, стр. 131-230).
Сказки из записей Н Ф Катанова для настоящего сборника подготовлены Л. Ю. Тугушевой.