Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

Тофалары

КАБАРГА И ЛОСЬ

Кабарга сказала однажды лосю:

- Что ты так кичишься своей величиной? Если сосчитать,  то ведь все равно волос на мне больше, чем на тебе.

Стали они считать. Видят, у кабарги на пять волосинок больше оказалось. Рассердился лось, что права кабарга, ударил ее ногой, да так сильно, что та упала замертво.

СОВЕТ ЗВЕРЕЙ

Однажды Бурхан собрал на совет всех зверей, и порешили звери на этом совете избрать себе царя.

Предложили сове стать царем. Однако оказалось, что у нее глаза хотя и очень большие, но днем не видят. Поэтому не сделали звери сову своим царем. Не сделали звери царем и зайца - решили: слишком труслив он. Не согласился стать царем и лось:

с.557

- Меня преследует волк, значит он сильнее меня.

Тогда предложили медведю. Медведь сказал:

- Братцы, как же вы меня назначите царем, когда я, выискивая себе корм, даже на этот совет опоздал.

- Ах так! - сказали звери. - Ты опоздал! Мы тебя за это накажем. Будешь ты в наказание шесть месяцев в году сидеть в заточении под землей.

И сделали звери царем кукушку.

СОБАКА И НЕЧИСТАЯ СИЛА

Настало время, когда ледник, покрывавший землю, стал таять и реками сливаться в океан. Земля покрылась зеленью, появились люди и животные.

В самом начале животные были голые, без шерсти. Собака тоже не была покрыта шерстью.

Стала нечистая сила наущать собаку:

- Если ты на некоторое время откажешься сторожить людей, я за это награжу тебя шерстью.

Собака согласилась и перестала сторожить. Нечистая сила воспользовалась этим, плюнула на людей, и пошли с тех пор на их теле всякие язвы, а собака теперь всегда ходит покрытая шерстью.

ЛИСА И МЕДВЕДЬ

Однажды встретились медведь и лиса. Лиса спросила у медведя:

- Кого ты больше всех боишься, кум?

Медведь ответил:

- Я больше всех боюсь глухарей, когда они летают. А ты кого боишься?

- Я больше всех боюсь людей.

И лиса предложила:

- Сделаем друг другу услугу. Я наполню эту яму убитыми глухарями, а ты наполнишь людьми.

И стала лиса быстренько закидывать яму глухарями.

Медведь вернулся с охоты поздно, весь израненный. Медведю нужно было лечиться, и он попросил лису пошаманить над ним. Лиса повела его на край высокой скалы и сзади разложила костер. Когда костер разгорелся, медведю стало жарко, он попятился и свалился в пропасть.

С тех пор в этих местах лиса одна охотится.

с.558

СКАЗКА О ЛЕНИВЦАХ

Два молодых и один старый человек поспорили между собой. Молодые сказали:

- Чем трудиться и копать саранку и рвать черемшу, мы лучше будем есть ревень. А ты, если хочешь, копай саранку и рви черемшу.

Когда пришла осень, молодые люди увидели, что старик, который ел саранку и черемшу, как бурдюк потолстел, так что худому оленю и не поднять его было.

Два молодых ленивца, которые питались ревенем, сильно исхудали и отощали.

СКАЗКА О ДОБРОМ ЧЕЛОВЕКЕ

Шел человек по дороге. Встретил собаку и спросил ее:

- Отчего ты так сильно исхудала?

Собака ответила:

- Я очень много работала для своего хозяина, помогала ему. Теперь он меня выгнал, потому что я состарилась, не стало у меня зубов и к делу больше я не пригодна.

Человек сказал:

- Ты сделала добро, тебе отплатили злом. Пойдем со мною.

И пошли они дальше вдвоем. Встретили оленя. Олень шел, тяжело дыша; ноша его была тяжелая и привязана кое-как.

Человек спросил его:

- Ты что так тяжело дышишь?

Олень ответил:

- Мой хозяин очень ленивый человек, вьючил на меня много, кормил плохо и никогда не заботился обо мне, даже подстилку не стряхивал. Я от него убежал.

Человек сказал:

- Пойдем с нами.

С тех пор они стали жить втроем и зажили хорошо.

О ПЛЕЧНОЙ ЛОПАТКЕ И ХИТРОМ ЧЕЛОВЕКЕ

У одного человека умерла жена. Он положил ее на лошадь и отправился в путь. По дороге он нашел кость - плечную лопатку. Зашел в один улус, видит: в котле варится мясо. Он смазал кость кровью из носа оленя, бросил ее в котел и сказал:

с.559

- Я положил оленьего мяса в ваш котел.

Когда мясо сварилось и хозяева вынули его из котла, этот человек тоже достал голую кость, швырнул ее и сказал:

- Ваш котел съел мясо, которое я положил. Отдайте мне мясо!

Люди перепугались и дали этому человеку девять коз. Забрал он их и пошел дальше.

Шел, шел, погоняя своих коз; по дороге встретился ему всадник на коне, а спина у коня была изувеченная. Человек сменял девять коз на одну изувеченную лошадь, сел на эту лошадь и поехал дальше. А мертвую жену на другой лошади рядом везет.

Подъезжая к одному улусу, услышал: девушки поют. Человек им сказал:

- Не пойте, у меня жена больная, лошади пугливые.

Девушки не послушали его и продолжали петь. Тогда он воткнул в рану своей лошади палочку. Лошадь шарахнулась, и мертвую жену сбросило на землю. Он заплакал и сказал:

- Вы испугали мою лошадь, она понеслась, сбросила жену, жена упала и разбилась насмерть.

В этом стойбище за жену отдали этому человеку одну из девушек, и он остался там жить и зажил хорошо.

СКАЗКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТОФАЛАРОВ

Пришли три человека. Один был бурят, другой - тувинец, третий - татарин. Стали они жить на новом месте, ловить рыбу, охотиться на диких зверей. Однажды во время охоты они поймали олененка, приручили его, и через некоторое время стало у них много оленей, много еды и одежды. Как стало много еды, и людей стало много. Расселились тогда эти три рода: один по Уде, другой по Ие, третий в Гутаре. И так образовался тофаларский народ.

СКАЗКА ПРО ВОДЯНОГО

На берегу озера жила одна женщина вместе с сыном. Сын ее ходил на озеро и ловил рыбу. Однажды из озера вышел водяной хозяин и пообещал:

- Я еще раз выйду наверх.

В это же время жил один великий лама. Лама этот взбаламутил озеро, запутал в шелковых нитях водяного и решил сделать его своим прислужником. Парень пожалел

с.560

водяного. Он расколол молотком голову ламы и выпутал из сетей водяного. Водяной отдал шелк парню, благословил его и со словами: "Теперь ты будешь всегда ловить много рыбы!" - снова ушел в озеро.

СКАЗКА О ЧЕЛОВЕКЕ И ВОДЯНОМ

В прежнее время жил один водяной. Какой-то человек налаживал сеть. Водяной спрашивает:

- Зачем ты налаживаешь сеть?

Человек сказал:

- Я налаживаю сеть для того, чтобы закинуть ее, выловить твою рыбу и съесть!

Водяной не хотел уступить человеку свою рыбу и решил: "Попробую бороться с этим человеком". Стал человек бороться с водяным и победил его, потому что у водяного оказалось мало силы. Водяной сказал:

- Завтра еще поборемся с тобой!

А человек ему на это говорит:

- Меня ты не смог побороть. Завтра будешь бороться с моим младшим братом.

На другой день человек решил послать бороться к водяному младшего брата; а младшим братом его был медведь.

В это время медведь ходил и щипал траву. Водяной, крадучись подошел к нему, крикнул "хуг-хаг" и накинулся на медведя. Стали они бороться. Медведь оказался сильнее и победил водяного. Водяной убежал.

На другой день водяной забросил свой кнут на облака. Человек увидел это и говорит:

- А я заброшу талину!

И забросил талину позади себя, а водяной этого не заметил. Водяной тогда сказал:

- Вы, люди, оказались сильнее меня! Вы, горные жители, живите на своих горах, а я буду жить в своей воде! Ловите рыбу и ешьте ее! Я не буду больше выходить из воды и являться к вам.

МАТЬ И ТРИ СЫНА

В прежнее время был на земле бог, и в это же время жили три девицы.

- Я бы желал жениться на одной из этих трех девиц,- сказал бог и спросил у одной: - Что ты умеешь делать?

Девица ответила:

с.561

- Я умею выпекать хлеб. Могу испечь его столько, что, когда отведают триста солдат, еще краюха останется.

Спросил он у другой:

- А ты что можешь?

- Я выращу девяносто девять осин! - ответила эта девушка.

Тогда он спросил у третьей:

- А ты что умеешь?

- Я рожу трех сыновей, - ответила она, - двое из них будут иметь золотую грудь, один - обычную, человеческую.

- В таком случае я женюсь на тебе. Да будет так! - сказал бог и взял ее за себя замуж.

Стали они жить вместе. Пришло время жене его родить ребенка. Бог сказал:

- Пусть ребенок родится без меня, не следует мужчине видеть, как рождаются дети!

И ушел.

Он долгое время где-то был и вернулся в юрту, когда решил, что ребенок уже родился. Там была одна старуха. Он спросил у старухи, родился ли ребенок. Старуха ответила:

- Родился.

Тогда бог пожелал увидеть ребенка. Старуха на это сказала:

- Его нельзя тебе видеть.

- Все-таки я хочу его видеть! - сказал бог и приказал старухе принести ребенка.

Старуха пошла и принесла вместо ребенка собачьего щенка. Бог щелкнул его в голову, и голова отлетела прочь.

И стал бог жить как прежде. Скоро его жене опять подошло время родить. Снова ушел бог. Когда вернулся, опять спросил у этой старухи, родился ли сын.

Старуха ответила:

- Родился!

- Я хотел бы увидеть ребенка!

Старуха сказала:

- Тебе нельзя его видеть!

- Все же я хочу видеть; что бы там ни было, это мой отпрыск, принеси его! - сказал бог.

Старуха снова принесла собачьего щенка. Бог щелкнул его по голове, и голова отлетела прочь. И снова бог стал жить как прежде. Через некоторое время подошла пора жене его родить в третий раз.

Бог ушел, затем вернулся и спросил у той старухи:

- Ребенок наш. видимо, родился?

- Родился! - ответила старуха и принесла ребенка с обычной человеческой грудью и головой.

- Эта женщина предсказывала, что родит трех парней!

с.562

Я выброшу ее вместе с сыном! - сказал бог и, зашив ее с сыном в воловью шкуру, бросил их в море.

Женщина же перед тем положила себе за пазуху книгу священного писания и складной ножик. И пока были в море, она извлекла священное писание и дала его сыну. Сын посмотрел и сказал:

- Кажется, день и ночь еще существуют!

На это женщина ответила:

- Твой отец давно убил их.

- Нет, еще есть! - сказал сын и складным ножиком проткнул воловью шкуру.

Когда он выглянул, оказалось, что они пристали к берегу. Они выбрались на землю, и, когда прошли по ней, на тех местах, где они ступали, выросла свежая травка - кукушкины слезки. Из этой травы мать сделала своему сыну шапку. Сын надел ее и пошел играть.

Через некоторое время он вернулся и спросил:

- Там я встретил человека, который просит у меня шапку, можно ли ее отдать?

Мать сказала:

- Отдай!

И сын отдал шапку тому человеку. Человек за это дал парню топор, железную палку, мешок и сказал ему:

- Этому топору ты скажешь: "Сейчас же строй юрту!" Железной палке скажешь: "Быстрая моя палка! - и она не даст тебя убить, если даже придут триста солдат. Топору ты скажешь: "Сейчас же строй амбар!" Внутри амбара встряхнешь мешок и будет у тебя много еды всякой, какой только человек захочет.

Парень взял топор, палку, мешок и вернулся к матери.

Топору он сказал:

- Сейчас же строй юрту!

Топор стал рубить, и построилась юрта.

- Сейчас же строй амбар!

Топор снова стал рубить, и построился амбар. Затем он вытряхнул мешок в амбаре, появилась еда.

Тогда парень заглянул в книгу и сказал:

- Где-то у меня, кажется, есть два старших брата Ты приготовь что-нибудь поесть и подбавь своего молока.

И отправился, сев верхом на палку, которая превратилась в коня.

Поехал он в одну сторону и встретил в какой-то юрте двух парней с золотой грудью.

"Это мои старшие братья!" - решил он и сел.

В это время вошел великан, у которого на поясе были навешаны все звери. Он порезал этих зверей, сделал из мяса шашлык и все съел.

с.563

- Теперь я наелся, - сказал он, - но съем еще и этого парня.

Парень проговорил:

- Быстрая моя палка!

Выскочила палка, ударила великана и рассекла его надвое.

Тогда парень еще раз сказал:

- Быстрая моя палка, я хотел бы взять с собой этих двух парней!

И палка посадила парней на себя. Они втроем вернулись в свою юрту, сели есть, а мать прибавила им в еду своего молока. И мать стала женщиной, всегда кормящей детей молоком.

[Ср.: мифологизация сказки "Царь Салтан", АТ ]

Примечания

ТОФАЛАРСКИЕ СКАЗКИ

Тофалары (карагасы, тофа) - народность, живущая на территории Нижнеудинского района Иркутской области в верховьях рек Бирюсы, Уды, Ии и других. Численность - около 400 человек. По языку относятся к тюркской языковой группе.

Основные занятия - охота на пушного зверя и животноводство. Собиранием тофаларского фольклора в 90-х годах прошлого века занимался этнограф Н. Ф. Катанов. Часть текстов для настоящего сборника заимствована из книги Н. Ф. Катанова "Поездка к карагасам в 1890 г.". В 1952 году тофаларский фольклор записывали А. И. Маркон и Л. Ю. Тугушева (Ленинград). Собранные ими материалы хранятся в собственных архивах. Часть текстов, записанных Л. Ю. Тугушевой, публикуется в настоящем сборнике.

Кабарга и лось.

Рассказал Т. М. Тобалаев (68 лет) из с. Нерха 'Hижнeудинcкoгo района Иркутской области.

Записала в 1952 году и перевела Л, Ю. Тугушева.

Совет зверей.

Рассказал В Е. Токуев (24 лет) из с. Нерха Нижнеудинского района Иркутской области.

Записала в 1952 году и перевела Л. Ю. Тугушева.

Собака и нечистая сила.

Рассказал В Е. Токуев (24 лет) из с. Нерха Нижнеудинского района Иркутской области.

Записала в 1952 году и перевела Л. Ю. Тугушева.

Лиса и медведь.

Рассказала В. С. Толеева (98 лет) из с. Алыгжер Нижнеудинского района Иркутской области.

Записала в 1952 году и перевела Л. Ю. Тугушева.

Сказка о ленивцах.

Рассказал Е. С. Андалаев (51 года) из с. Алыгжер Нижнеудинского района Иркутской области.

Записала в 1952 году и перевела Л. Ю. Тугушева

Сказка о добром человеке.

Рассказал И. Н. Торгоев (32 лет) из с. Алыгжер Нижнеудинского района Иркутской области.

Записала в 1952 году и перевела Л. Ю. Тугушева.

О плечной лопатке и хитром человеке.

Рассказал И. Н. Торгоев (32 лет) из с. Алыгжер Нижнеудинского района Иркутской области.

Записала в 1952 году и перевела Л. Ю. Тугушева.

Сказка о происхождении тофаларов. 

Рассказал И. Н. Торгоев (32 лет) из с. Алыгжер Нижнеудинского района Иркутской области.

Записала в 1952 году и перевела Л. Ю. Тугушева.

Сказка про водяного. См. примечание к сказке "Брат и сестра".

Сказка о человеке и водяном.

Рассказал Костаяк Коданов (90 лет) на Сергиевском прииске в Нижнеудинском округе.

Записал в 1890 году и перевел Н. Ф. Катанов.

Заимствована из книги Н. Ф. Катанова "Поездка к карагасам в 1890 году" ("Записки Императорского Русского географического общества по отд. этнографии", т. XVII, вып. II, СПб., 1891, стр. 131-230).

Мать и три сына.

Рассказал Согат-пай (Даниил) (33 лет).

Записал и перевел Н. Ф. Катанов.

Заимствована из книги Н. Ф Катанова "Поездка к карагасам в 1890 году" ("Записки императорского Русского географического общества по отд. этнографии", т. XVII, вып. II, СПб., 1891, стр. 131-230).

Сказки из записей Н Ф Катанова для настоящего сборника подготовлены Л. Ю. Тугушевой.