Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

№1.

"Согласно айнскому преданию, божество, которое должно было сотворить человека, послало к верховному богу своего помощника - выдру с целью получить инструкции по некоторым неясным вопросам, в частности, из какого материала делать человека. Забывчивая выдра, как повествует устная традиция, перепутала все сказанное ей небесным владыкой, передав творцу человека, что люди должны быть не из камня, как это было задумано, а из дерева. По другому преданию, человек был сделан из земли, но позвоночник его - из ивы, а волосы - из мокричника [Арутюнов, Щебеньков, с.256]" [Спеваковский, 1988, с.73].

№ 2.

В айнском фольклоре не только обычный человек был сотворен из дерева. В одинаковой мере это распространялось и на некоторые божества. В одном из преданий (ойна), записанных Н.А. Невским, рассказывается, как бог котан карра камуй после приведения в порядок созданной им земли и вознесения на небо забыл на месте своей работы вспосошательное орудие - мотыгу из вяза. Забытая мотыга пустила корни и со временем стала красивым вязом. В это время из-за моря в созданную страну прилетел пернатый бог па кор камуй <...>  Перед тем, как отправиться дальше, он некоторое время отдыхал на вязе, выросшем из мотыги верховного божества, после чего дерево забеременело. Родившийся сын был Аинураккур [Невский, 1972, с.23 ].

 Такая картина довольно схожа с представлениями других этносов дальневосточного региона о происхождении людей от деревьев, что также нашло отражение в фольклоре.

№ 3. По нивхской легенде, напр. Первые люди произошли от деревьев. Нивхи родились от сока, капавшего из лиственницы, поэтому у них и лица темные, как кора этого дерева, ороки - от сока березы, айны - от сока ели [Крейнович, 1973, с.333]." (с.73 и далее др. примеры).