Но случается, что духи, несмотря ни на какие упрашивания, не хотят, чтобы шаман продолжал камланне. Тогда принуждают духов, ударяя ладонями по спине шамана.
04
Наиболее важное и ответственное камлание - это камлание над больными, которое так описывает Дюхадие:
"Человек хворает оттого, что умершие похищают его душу и утаскивают ее вниз, в свои жилища. Шаман должен перехватить душу, пока она не достигла жилища мертвых. Когда же она достигнет последнего, никто не может вернуть ее назад. При камланиях всегда должен быть подпевающий помощник tuoptata. Без него ни один шаман не камлает: он является ближайшим направляющим спутником шамана. Если камлание происходит над особенно серьезным больным, помощником шамана обязательно должен быть родственник или старшая жена его (шамана).
"Шаман садится всегда, подогнув под себя ноги, на шкуру специально убитого оленя с неотделенний головой и копытами. Расстилается эта шкура за очагом против двери. Сидеть шаману на полу чума нельзя, так как последний считается нечистым в виду присутствия больного, потому расстилается шкура".
Кроме того, когда выслеживаю душу больного, заставляю убивать черного олененка. Голову, кости и желудок его вместе с содержимым кладу около очага, в жертву хозяину огня, чтобы он помог мне.
"Из шкуры заставляю сшить подушку для больного. И если на ней больной уснет первую ночь спокойно, он выздоровеет. Если же не уснет, не выздоровеет. На удушение указанного выше олененка я получаю особою разрешение от божества оленей. Оно говорит мне: "За то, что я разрешаю тебе убить этого теленка, следующего светлой масти олененка, который уродится, ты должен подарить мне, отметив особой тамгой".
"Перед камланием я совершенно не пью и не ем, чтобы не выходить из чума для выполнения естественных надобностей. Если же иногда вкушаю пищу и пью, то, чтобы самому не выходить во время камлания, свою мочу и извержения внедряю в особых своих духов-помощников, мочащихся и испражняющихся вместо меня*1.
________________
*1 То же и у долган.
с.100
"Во время камлания и путешествия как в верхний, так и в нижний мир, души всех присутствующих следуют за шаманом. И последний, при возвращении своем на землю, должен провести с собою все души, не оставляя ни одной.
"Во время камлания присутствующие в определенное время, вместе со мной, подражают крикам лебедя, кречета и гагары. Этим они призывают мне моих духов. Если же присутствующие не помогут мне таким образом, то и духи не придут ко мне. Перед тем как отправиться в нижний мир я, прикладываясь губами к болящему месту излечиваемого. втягиваю в себя из него тот нечистый туман, который оставляют духи после похищения души больного. Если же рана бывает гнойная, я высасываю из нее гной, протыкая нарыв клювом своей железной гагары.
"Спустившись вниз, ныряя, я следую за своей гагарой. Перед этим я намазываю свои руки жиром дикого оленя, чтобы к ним могла прильнуть похищенная духами душа больного. Она обыкновенно прилипает к подушечке большого пальца.
"Когда снизу возвращаюсь назад, божество Nguttarihi загораживает путь, и я пролетаю, превратившись в стерха (аиста).
"Принеся снизу похищенную душу больного, дую на макушку и в уши больного, внедряю в него дыхание и восклицаю при этом: "huok!".
"Перед этим я пропускаю больного через отверстие, прорезанное в жерди во всю ее длину - suttu (аналогичное долганскому sьсьрkan). Для этого двое из присутствующих растягивают жердь, и больной пролезает сквозь прорез. После этого жердь завертывают в кожу и крепко связывают так, чтобы стенки плотно сошлись друг с другом и отверстия закрыли выход. Это я делаю для того. чтобы очистить больного.
"Камлание нижним духам всегда производится вечером. Когда шаман снизу принесет душу больного, он через некоторое время камлает, унося ее вверх. Камлание это совершается сразу, если человек крепкий; если же слабый, через 3, 6 или 9 дней. И в этот промежуток времени шаманам приходится следить очень зорко, чтобы снова не мог выйти снизу какой-нибудь злой дух.
c. 101
"К каждому человеку от его создателя N'ьlьtьаnguo опускаются сверху нити. Я пробую их крепость, потягивая. Если они при этом недостаточно крепко натянуты и вытягиваются, тогда я считаю дыханье больного не совсем укрепившимся, медлю с камланием верхним духам. Если же нити натянуты туго, как нитки из оленьих сухожилий. камлаю без всяких колебаний. Шаман, для того чтобы окончательно исцелить больного, должен унести его душу вверх и вручить ее для сохранения одному из добрых божеств. В противном случае злой дух снова сумеет похитить ее Душа человека бывает очень нежная, дыхание ее такое же непрочное и тонкое, как эта бумага, на которой ты пишешь, и даже тоньше. Поэтому уносишь ее к божеству не в ладони, а спрятав куда-либо в складки своего костюма. чтобы по дороге не похитили ее злые духи. Камлание при относе души самое ответственное дело, непосильное слабым и худым шаманам. Поднимаясь вверх, приходится проходить по местам, острым подобно лезвию ножа. По дороге находится злое божество Sьrь nguo - белое божество. 0но просит шамана отдать ему на еду жену и детей. Однако же съесть самого шамана не решается, боясь его необыкновенного наряда. Страшное это божество, даже я боюсь его. Приходится пролетать между его раздвинутыми ногами.
"Когда шаман приносит душу доброму божеству, последнее очень много испытывает его, говоря, что, будто бы, у него рот в крови, что он съел человека или оленя и т. д. Когда наконец у шамана кончатся все слова для опровержения, только тогда божество высказывает свое благоволение, говоря: "Я это делаю только для того, чтобы испытать тебя, чтобы узнать, не совершил ли ты действительно какого-либо проступка". Божество обнюхивает шамана и только тогда, приняв душу больного, отпускает его обратно, говоря: "Нет в тебе нечистого запаха. Есть только один запах, данный мной".
"Вручив душу больного, шаман спрашивает у божества число оставшихся лет жизни больного. Тогда божество проводит рукой по ладони шамана столько раз, сколько лет указывает прожить владельцу души".
005
Другое интересное описание камлания тавгийского шамана привожу со слов долгана С. С. Дуракова.
с.102
"Мне удалось присутствовать вместе со своим дядей, хорошо владеющим тавгийским языком, на камлании одного шамана над роженицей, лежавшей в очень тяжелом положении. Камлание происходило не в чуме роженицы, который считался нечистым, а в другом, стоявшем рядом.
"Шаман был очень пугливый и во время своего камлания запрещал кому-либо громко кашлять, шуметь, бросать тлеющую лучину от закуренной трубки и так далее, так как его духи, пугаясь, оставляли его. Когда кто-либо из присутствующих производил шум, шаман сейчас же начинал раздеваться, снимать с себя костюм.
"Тогда присутствующие начинали бить его по спине, вынуждая этим покинувших его духов вернуться, говоря при этом: "Мы просим вас, не чужие, свои люди, люди солнца, ваши дети".
Далее Дураков рассказывал:
"Шаман снова надевал костюм и начинал камлать. Его заклинание вначале состояло из предсказываний, на которые он ожидал от присутствующих или подтверждения или опровержения, если они казались для последних не заслуживающими доверия. В последнем случае шаман начинал снимать костюм, говоря, что если его слова не заслуживают веры, не следует продолжать дальше.
"Шаман предсказывал, что в семье у больной имеется шайтан такого-то вида, причем подробно описал его внешность. Это оказалось неверным, как сказали присутствующие. Тогда шаман сказал: "Все духи мои ушли", и снял свой костюм. Все присутствующие стали бить по спине шамана и усиленно умолять.
"После долгих колебаний шаман снова надел костюм и сел на свое место. Затем он упал на живот, изображая ныряние в воду за дыханием больной. Вода символизировала при этом год. Если шаман сумел бы вытянуть из воды дыхание больной, последняя должна была бы поправиться и пережить ("переплыть") этот год.
"Шаман, лежа, сказал, что увидал роженицу в liherie - одежде умершей матери, а одежду эту следовало оставить на могиле умершей, и спросил: "правда ли это?".
"Послали к роженице девушку спросить, действительно ли это так. и принесли отрицательный ответ.
"Тогда шаман опять сказал, что духи покинули его и дальше он уже не будет камлать, так как все его слова оказываются лживыми и, сняв костюм, начал снимать и обувь. Тогда муж роженицы в отчаянии хватал шамана за ноги и стал плакать и упрашивать его не делать этого. Присутствующие тоже стали просить шамана. Наконец, муж сам побежал к жене и, придя обратно, сказал, что слова шамана правильны. Хотя у его жены и нет liherie матери, но она к своему liherie действтельно пришила отгорочку от liherie матери.
"Куда девалась медлительность шамана: он сразу оживился, надел костюм и начал камлать, отыскивая душу больной".
Описанные выше церемонии упрашивания шамана происходят при всех камланиях над больными. Вначале шаман начинает предсказывать, при этом касается предмета домашней обстановки, затем переходит к оленям, к событиям на охоте и т. д., только потом говорит о причине болезни. Присутствующие должны подтверждать правдивость сказанного. Если же они, зная ложность предсказаний шамана будут поддакивать ему только для того, чтобы духи его не ушли, это будет нехорошо - шаман заблудится и направится по ложному пути в поисках души больного. Кроме того, в затруднительных случаях во время камлания шаманы просят совета у присутствующих, что им делать и как поступить. При этом неразумные советы присутствующих могут иметь гибельные последствия как для шамана. так и для его сородичей.
06
"У старухи Босуо был младший брат, сын последнего был шаманом. Вот однажды девять тавгийцев, ехавших на оленях по тундре, попали в сильную пургу. Чтобы не по-терять из вида друг друга, тавгийцы продолжали свой путь, подвязав оленей друг за другом, сами не зная, куда они попадут.
"Внука Босуо, находившегося среди путников, другие стали просить, говоря: "Выведи нас к чумам". Он сказал на это: "Крепко завяжите мне глаза, чтобы я совсем не мог видеть. Если завяжете слабо, никогда не выберемся и умрем здесь в тундре. И вот, сделав это, передних оленей привяжите к моей спине парою поводьев, я же буду итти пешком;
с.104
смотите же, берегитесь, не вздумайте громко разговаривать, а тем более кричать. Если кто-либо из вас не выполнит этого, конечно, меня духи покинут, и мы не выберемся отсюда. Если нарта заденет за дерево или перевернется, подойдите ко мне и без слов остановите".
"Долго ехали за идущим впереди шаманом. Но вот последняя нарта ударилась об дерево, и седок свалился.
"Передние, не заметив этого, продолжали ехать. Человек бежал, желая догнать ехавших, но силы его оставляли, а путники все отдалялись. Тогда он не выдержал и закричал. Шаман так и присел на месте, духи оставили его, и он начал говорить: "Ну вот теперь мы уже погибли", укоряя нарушившего его приказание.
"Спутники сколько ни упрашивали, сколько ни били по спине шамана, ничего не могли поделать: духи не хотели приходить.
"И вот шаман сказал: "Ничего сейчас не поделаешь. Мне кажется, что мы все-таки не так далеко от чума. Пусть один из вас, лучше всех знающих место, поведет нас". "Все на это согласились и скоро выехали к чумам. "Вот этот самый шаман, умерший в молодости, незадолго до своей смерти все говорил своим домашним: "Во сне каждую ночь приходит и все время вертится около меня русская женщина". Он заставлял старых людей толковать этот сон, но никто из них не мог ему разъяснить загадки.
"Вот шаману наступило время камлать на празднестве "чистого чума". Во время камлания шаман все время видел эту же самую русскую женщину, которая являлась ему во сне то сидящей около шеста, стоящего посредине чума, то стоявшей в дверях с распростертыми по сторонам руками. И вот шаман, наконец, не вытерпел и рассказал присутствующим: "Вот я все время вижу русскую женщину, посоветуйте, как мне поступить!" На это несколько человек сказали: "Ну-ка, попробуй испугать ее что есть силы". Шаман послушался неразумного совета и испугал русскую женщину громким криком. Тогда женщина подошла и щелкнула шамана в лоб. Шаман сразу же свалился без движения, на лбу у него образовалось красное пятно. Через долгий промежуток времени шаман пришел в себя, уселся и горько заплакал: "Вот ведь я погиб, послушавшись совета
с.105
неразумных людей. Эта женщина, оказывается, наша "мама" (Оспа). Я ее оскорбил. Да, теперь все кончено, мы все погибли, сказал он".
"И действительно, через несколько дней началась сильная эпидемия оспы, в которой, прежде всего, погиб сам шаман (Летовье, долган С. С. Дураков)".
Большой известностью пользуются среди долган шаманы тавгийцев. Особенно поражает их способность разыскивать "нюхом" воров и находить заблудившихся в пургу.
Во время одной из бесед с шаманом Дюхадие мой переводчик, Еким Иванович Лаптуков, таинственно сказал:
07
"Твой сосед - особенный человек. Недавно только перед твоим приездом в сильную пургу потерялся тавгиец Люрюлюё. Его домашние прождали целых две недели. Родичи стали укорять Дюхадие, стали гнать его, чтобы пошел искать потерявшегося. Долго не соглашался Дюхадие, говоря: "Что я поделаю, вы его уже несколько дней искали и не могли найти, но почему же меня об этом не предупредили раньше". Наконец, после долгих уговоров, Дюхадие согласился, говоря: "Я видел во сне как будто потерявшийся еще жив. Ладно уж, так и бьть, пошаманю как-нибудь. Вы откочуйте к краю леса, - сказал он своим родным. -Я останусь один и постараюсь найти его. Приготовьте мне трех оленей". И стал шаманить в продолжение трех дней".
Далее переводчик предоставил слово самому шаману. Дюхадие продолжал рассказ. "Я надел на себя только один шаманский костюм на голое тело, заставил завязать себе глаза и проходил по тундре три дня и три ночи. За мною на оленях, запряженных в нарты, следовали два тавгийца Суга и Джайкуо.
"Стебли поблекших трав и кусты около моего чума ничего не знали и не могли мне ничего сказать про заблудившегося. Наконец, я спросил у ХОЗяина речки и он на третий день указал мне, и я наткнулся на совершенно обледенелого человека. Он еще был жив, мои спутники как можно скорее увезли его в чум.
"Хотя на мне была только одна шаманская парка, надетая на голое тело, я однако не поморозился, только сильно продрог, да и то почувствовал это, приехав к себе в чум".
Тавгийский шаман, когда желает разыскать вора, камлает
с.106
три дня при большом стечении народа. Во время камлания он бросает бубен, ему завязывают глаза. После этого шаман на корточках идет к двери чума, прижимает палец к земле и, поднося его к носу, как бы нюхает следы вора. И вот все время обнюхивая таким образом, идет он от двери и обходит всех присутствующих и указывает на одного из них, как на вора.
Шаманы при своих священнодействиях не всегда надевают костюм, мелкие заклинания они совершают, имея только один бубен. Одно такое заклинание происходило на моих глазах утром 2 марта 1931 г.
В чуме Дюхадие, где жила его жена, правую сторону занимали Дюхадие с женой, левую - зять с женой и маленькими детьми Дочь шамана была беременна и ходила последние месяцы. Шаман взял нагретый бубен и в обычной домашней одежде, не надевая специального костюма, уселся на левой половине чума; за помощника с левой стороны уселась сама беременная.
Шаман: "Куку. Каук". Поет без слов. вместе поют дочь и вторая жена шамана. С правой стороны подсел старший брат шамана и, ударяя по обечайке бубна палочкой, сказал: "С того времени, как происходило камлание "чистого чума", твоя дочь все недомогает. Уродилась десятая луна ее беременности. Вот согласно твоему предсказанию, молясь к женскому божеству (к N'а)*1, ты должен был упросить его о благополучном разрешении твоей дочери. Чтобы при твоей мольбе божество женщин не в сердцах заставило благополучно разрешаться от родов, просим, чтобы ты помолился божеству N'а".
Брат шамана отошел на свое место. Шаман (ударяя в бубен): "От хозяина луны испрашиваю, от солнечного света испрашиваю. Говоря: "Хозяйка земли, не обижайся!" испрашиваю от тебя. Хозяин неба, хозяин звезд, хозяин земли не пугайтесь, чтобы предназначенный вами ребенок уродился счастливый, упрашиваю. Хозяина огня умолил. Хозяин огня, не вздумай пугаться. твое дитя - я говорю. Другой кричит: не подумай. Потихоньку, потихоньку, не вздорно умоляю. Говоря: "Может
_________________
*1 Интересно здесь отметить совпадение имени женского божества с самоназианнем тавгийцев.
с.107
быть, в будущем N'a заставить рождаться детей", упрашиваю ее. Если ребенок (т. е. предназначенный ею) родится, все будет приготовлено. Все будет для него готово, божество детей. Будет он с сетями, будет он с ружьем. Снизу предупреждаю тебя, божество!"
Муж беременной ударил палкой по обечайке бубна.
Шаман: "Вот этот человек костяшку от оленьего ремня своего умершего отца употребляет вот уже несколько дней, вот почему болеют олени. Правда ли?"
Ответ: "Правда".
Шаман: "Мать, ты, оказывается, взяла у лесного человека (т. е. у долгана) сумочку, сшитую умершей девушкой, и отдала ее своей дочери. Вот эта сумочка присоединяется, чтобы затуманивать твою дочь. Правда ли?"
Мать: "Правда".
Шаман (к божеству N'a): "Вот спрашиваю у тебя, которое из этих имен: мышь, дикий олень, песец, которое лучше, ты, божество N'a, назови мне".
Божество (устами шамана): "Я не имею обыкновения давать имена неродившимся детям, когда родится, тогда и назову".
Шаман: "Белоносое (как олень) божество, пестрое божество, посоветовавшись, дайте мне имя для моего ребенка" (пауза).
Шаман (к зятю): "Имена, названные мною, нравятся ли тебе? или ты, может быть, желаешь назвать по-другому?"
Зять (муж беременной): "Как же мне не будет нравиться божеское, а не бесовское (злого духа) имя, имя божества N'a даешь".
Шаман: "В прошлом месяце умерла женщина. Об этом я предсказывал еще на празднестве "чистого чума". Правда ли я говорил? Ну как, вы теперь верите мне?"
Ответ: "Да!"
Шаман: "Вот поэтому хозяин земли, хозяин растительности, нисколько не медля, ныне обращаюсь к вам, чтобы отныне и моя дочь и ее олени, и люди, начиная от тавгийцев, кончая русскими, благополучно жили. Чья-то, кем-то во сне виденная дорога есть, оказывается. Я на нее наткнулся".
c.108
Зять (муж беременной): "Я летом видел сон. Как будто вместе с женой куда-то еду. Затем, помню, наши олени будто бы устали, и мы очутились в болотистой местности. "Где же мы устроим привал?" спросил я у жены".
Шаман: "И вы остановились на краю этого болота?"
Зять: "Да, да. Моя жена сказала: "Давай здесь остановимся, как-будто здесь сухо". И после этого я проснулся".
Шаман: "Попробую помолиться. Видеть (во сне) болото плохо. Для того чтобы быть счастливым, чтобы родился новый ребенок, чтобы быть долговечным, испрашиваю. Чтобы благополучно, без несчастий прожить, издалека кричу верхнему божеству. Даже мыши размножаются. Чтобы без нужды заставил нас прожить, умоляю, издалека крича. Если суждено родиться девочке, для нее каменный шайтан найдется. До конца прокричав, кончил. Свой сон возвестив, кончил!".
Ленинград, 6 февраля 1933 г.