Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

Пелих, 1972. - Пелих Г.И. Происхождение селькупов. Томск, 1972: ТГУ.

ПРИЛОЖЕНИЕ I

СЕЛЬКУПСКИЕ СКАЗКИ

01

Жили на Кети богатыри. Их было два брата. Жили они по двум сторонам Анги; пилу и топор перекидывали друг другу. У Ибескиных юрт есть гора. Там стоял дом большого богатыря. У него был работник. Раз спал он в избушке и слышит -  гром гремит. Вот он посылает работника: "Иди, скажи грому, чтобы он не гремел, а то спать мешает". Работник пошел, сказал грому: "Не греми". А он все гремит. Он (работник) зашел и говорит хозяину: "Он не слушается". Хозяин снова послал его, ступкой толкнул, говорит: "Иди, лук возьми и застрели его (гром)". Послушался он. Как выстрелил - стрела в самый гром попала. Отлетел от грома осколок и упал на землю на раздельное место. Там, где он упал, сделалось большое озеро: 7 верст в длину и 4 версты в ширину. Это - раздельное озеро (по каналу): оно течет и в Кеть, и в Енисей. А гром как раньше гремел, так и сейчас гремит. А сам богатырь как только выстрелил, так и застыл с натянутым луком. Сделался камнем и в землю ушел. Потом он стал выходить из земли. Теперь уже до пояса вышел. Он на острове у Ибескиных юрт стоит, на косогоре. Вышиной в две лесины косогор. Один молодой парень залазил туда. Он багром деревянным за лесины зацепился и залез. Видит - наверху каменный человек по пояс и земле стоит. На руке держит лук вверх, а вторую руку держит так, будто только что стрелу пустил. Глаза-с блюдце, сам-2 метра в крыльцах. Раньше народ боялся шевелить его. Парень ушел, только посмотрел. Теперь молодой народ ищет его, да не может найти. Еще при мне старик Герасим знал, где остров, но сам не бывал. А другие боятся близко подходить. Чудится все: ночью то заговорят, то застукают. Когда пожар был, все сгорело, один этот остров остался.

Когда богатырь весь из земли выйдет, тогда светопреставление будет. А зовут его Кал-гух. А сам (большой) богатырь в доме застыл. На горе, на Богатырском мысу, был дом богатыря. Наросли на нем сосны. Когда стучат в том месте, то

с.  319

слышится пустой звук. А раскопать бугор боятся: вдруг он там сидит.

(Записано летом 1951 г. со слов Ермолина Ивана Яковлевича в пос. Максимкин. Яр, на Кети)

02

На Кети раньше был богатырь Итте. В Боркино были две сосны на Екутане, против Боркино. Они стояли на яру против друг друга, через Кеть. Отец говорил, что здесь Итте-бога-тырь рыбу ловил, Кеть запирал, а сеть привязывал к соснам. Вот они и высохли.

(Записано летом 1951 г. со слов Боркина Василия Семеновича из юрт Боркиных, ных, на Кети)

**

03

В Моховской курье есть богатырский остров. В праздник пошел народ в Кетское, а один парень опоздал и пошел позже всех. Подходит он к богатырскому острову, видит - дверь в земле. Сколько раз он раньше мимо этого места ходил, и другие ходили - никакой двери не было. Открыл парень дверь и вошел в сени, видит - золотое седло на стене висит в сенках, а затем вторая дверь. Парень и туда вошел. Там сидит за столом женщина, за огромной большой книгой. Стены вверх все уже идут. Один простенок закрыт золотом . А в углу стоит большой золотой гроб. Женщина закрыла книгу и спрашивает: "Кто разрешил тебе в мою хату?" Он объяснил, что увидел дверь и зашел. "Это ничего, - говорит она, - на, тебе - забирай золото. Ты возьми, сколько унесешь, в карман насыпай". Насыпал он золота всюду, и в карманы, и за голяшки. Тогда она говорит: "Когда будешь выходить, только золотое седло не трогай. Оно не тобой повешено, не тобой и возьмется. Это седло того, кто в золотом гробу лежит. Пока он не встал, никто его седло шевелить не должен. Иди и больше не ходи". Простились они. Человек в сени вышел. . Жалко ему стало золотое седло оставлять, захватил он седло с собой. Только снял он седло, как сразу дверь на улицу потерялась. Он туда-сюда, нет двери. Он седло на место повесил, а двери все нет. Бился он, бился - ничего не выходит. Приходится обратно заходить. Женщина спрашивает: "Зачем седло брал? Теперь высыпай все золото, если хоть чуть-чуть его у тебя останется - не выйдешь". Высыпал он золото, тогда вышел. Обернулся, а двери нет, исчезла. Он за народом бросился, рассказал все. Пошел весь народ на тот

с.320

остров - нет двери, никакого знака нет. Стали молебен служить, но ничего не открылось. Так и бросили. После этого копали несколько раз. Как начнут копать, туча поднимается с громом, такой град пойдет, что все кругом высекает. Раза три принимались и все так. Так и теперь стоит.

(Записано летом 1951 г. со слов Сербина Василия Филимоновича из юрт Тайных)

** 04

У нас в Тайне есть недалеко юрты Кызуровы, за рекой. Народу там много было. Один человек женился на лесной лешачке. Лесная лешачка по виду такая же баба, только у нее нет бровей. Когда поженились, лесная лешачка мужику говорит: "При народе со мной не говори ни одного слова. Потом, через три года, я буду разговаривать с кем угодно". А народ ихний говорит: "какую жену себе взял, как немая... Как бы от нее слова добиться?" Подговорили они мужика и пошли все к ним домой. Она стряпала, жир топила в летнее время. Варит она в большом котле и мешает большой ложкой. У них делались большие деревянные ложки (круглые) рыбу мешать. Мужик взял ложку и спрятал. Надо ей в котле помешать, хватилась - нет ложки. Все ждали, что она сейчас спросит: "Где ложка?" А она правый рукав засучила, рукой в котел залезла, кипяток стала рукой мешать. Потом обтерла руку левой, как ни в чем ни бывало. Стала говорить: "Плохо ты сделал, пусть бы я немая была. Так смотри, раз не сумел со мной жить, так живи один. Раз добились слова, то больше не увидите меня. Я хотела большой народ по Кети пустить, а теперь пусть все исчезнут". Как стояла - так исчезла. Через одно поколение никого прежних в Кызурово не стало. Она вверх по Кети куда-то ушла.

(Записано летом 1951 г. со слов Сербина Василия Филимоновича из юрт Тайных, на Кети)

** 05

Есть Утка-речка, приток реки Кети. Он охотится, она сушит, готовит. Раз пришел к брату лось. Он убил и говорит: "Поди, сестра, по воду, варить мясо будем". Она взяла берестяные ведра на коромысло и пошла. Был вечер, осень. Месяц ясно светил. Она и говорит: "Месяц, месяц, я-то буду мясо есть, а ты-то нет". А месяц вдруг спустил руку,

с. 321

схватил ее и потащил. Она за талину схватилась, а талина тоже из земли вырвалась. Так месяц поднял ее с коромыслом и талиной, за которую она ухватилась. Ее и сейчас видно на месяце. Если посмотреть, то видно и девушку, и коромысло, и талину. Они как пятна на месяце.

Записано летом 1951 г. со слов Сербина Василия Филимоновича из юрт Тайных)

06

Живет в лесу чертовка, девка очень красивая. У нее есть маленькая черная собака. Сама во всем белом ходит, и платок, и чирки белые. Собака у нее на цепке (на ленте золотой). Когда какой человек встретит ее и женится на ней, богатым всегда будет. Так люди женились. Она уводит к себе. Когда спать пора станет, баба скажет: "Мою шубу постели". Так нельзя делать. Тогда она капкан там поставит и убьет его. Надо человеку взять и поднять ее шубу. Там капкан будет. Мужик скажет: "Зачем лукавишь? Я тебя замуж беру, а ты убить меня хочешь". Она скажет: "Я посмеялась". Постелет шубу мужик, и свой век будет он богатый жить. Все баба будет промышлять. Он только пушнину таскай. Только никому говорить не надо.

Один ее видел на материке. Слышит он, стреляет кто-то все время. Он закричал: "Кто там стреляет?". Собака черная выскочила, лает. Баба спиной к нему, а у пояса ее все белки, белки. А старики говорят: "Дурак, надо было пойти, взять бабу. Она бы замуж пошла".

(Записано летом 1952 г. со слов Югиной Екатерины Ивановны, из юрт Ст.-Югиных)

07

Пошел старик к реке в проруби пить. А лед за бороду схватил и не пускает - застыла борода. Старик говорит: "Лед, пусти, я дочку тебе отдам". А тот не пускает. Младшую дочь старик отдать думал. Потом сказал: "Лед, пусти, старшую .дочку отдам". Тогда лед отпустил. Унес лед дочку старика. Далеко уносит. Видит она там далеко станок на берегу и кричит: "Расскажите, куда меня несет". Отвечает (человек): "Мы не знаем, впереди старше (меня) нас живут, там скажут". Впереди опять избушка человека. Девка снова кричит.

с.322

Ей также отвечают. Так четвертый доходит. Все так отвечает. Только десятый сказал: "Тебя не на хорошее место несет, где вода падает. Туда несет". Девка давай вырываться. Вырвалась - побежала на гору. Лед зовет, чтобы опять пришла. Обманывает: "Ты посмотри обратно". Если обратно заглянет, тогда снова туда же попадет. А девка не оглядывается. Ее десятый (человек) учил: "Ты обратно не гляди, когда на берег пойдешь". Вырвалась девка, поднялась на гору. Там одна старуха жила. Старуха была вся в пуху и в шерсти. Все тело в шерсти. Подошла девка к старухе. Старуха стала заставлять, чтобы она (девка) ее убила. И говорит (старуха): "Мою шерсть остриги и на болото брось, а печенку положи против себя на той стороне огнища". Убила ее девка. Сделала все так (как старуха говорила) и сама легла спать. Утром встала, вместо этой шерсти у ней олени очутились, из этой шерсти сделались. Из печенки очутилась бабушка старая. Стали они тут жить.

(Записано летом 1952 г. со слов Ипоковой Ольги Мелитеевны

 из юрт Вольжиных, на Чижапке, родилась на Парабели)

**

08

Раньше сильно люди боролись друг с другом. Поселками воевали, всех убивали. Шаманы боролись по-своему. Раньше сильные шаманы были.

Давно был один такой случай. Вот боролись два поселка. Стал первый шаман (враждебного поселка) шаманить и говорит: "Я передавлю их невидимым духом". Второй шаман (данного поселка) имел меньшую силу. Этот народ начал умирать. Все умирают, только три человека осталось. А было их (раньше) семей сорок. Шаман их, когда умирал, сказал: "Как умру, уходите с этого места и пойдете прямо туда". Показал куда. "Впереди будет зеленеть вам путь, туда и идите. Там вы будете жить. Тот шаман (1-й) вас не тронет, я мертвый буду бороться с ним". Шли, шли они. Мертвый шаман с ними все шел невидимый. Пришли, видят - свой народ живет. Стали рассказывать. Те говорят: "Не рассказывайте, мы сами были там". Невидимый дух может делать это.

Потом те (враждебный поселок с 1-м шаманом) видят раз - близко очень горит курево. Возле курева сидит с рогами человек. Убили того человека. "Наверное, он издали пришел", - сказали. А это тот мертвый шаман был. Тут скоро их шаман сильно заболел. Умер. Сын с отцом шаманил. Сын умер тут же вскоре. Потом начали те умирать, тот

с.323

народ. И все умерли. Это умерший шаман вернулся и их перебил невидимый.

(Записано летом 1952 г. со слов Ипоковой Ольги Мелитеевны

из юрт Вольжиных, на Чижапке)

***

09

Раньше войны были. Был сильный мужик - богатырь. Богатырь в ту деревню пришел и отобрал жену у мужика себе. Потом те, вся деревня, собираются и идут воевать. Он (богатырь) жил один. Те идут. Слышит он - вроде земля дрожит. Он посылает жену посмотреть. Видит (она) - мужик пришел с войсками. Обошли землянку цепью. Он выбегает на улицу. Видит - все стрелы насторожились. Схватил (богатырь) таган, побил несколько людей и бежать. Те выстрелили залпом - стрелы все воткнулись ему в спину. Он упал. И земля провалилась. И в этом месте сделалось озеро. Вокруг озера сопки выросли, (потому что) он (богатырь) несколько душ, человек 70, тут погубил. Те люди мертвых сложили и землю в кучу загребли. Тут сопки сделались, на них березы толстые выросли.

(Записано летом 1952 г. со слов Кайдалова Тимофея Алексеевича

в Ново-Югино, на Васюгане,

 род. в юртах Старо-Сондровых Тискинской волости в 1891 г.)

***

010

Говорят, будто в воде и в материке - в лесу дьявол был. Как человек ходит. В лесу на дорогу ложится (на охотничью тропу), то вдруг заревет диким голосом. Увидит кого, скажет: "Перевези меня на обласке через реку". Его надо обязательно лицом к себе посадить. Если он спиной сйдет, то он начнет к тебе подвигаться и подвигаться. Подвинется, руками станет двигать и тебя локтями железными заколет. Его надо на нос посадить. Там он локтями пусть двигает. Потом он (дьявол) на гору поднимется и скажет: "Что тебе надо? Денег или пушнины?" Надо сказать: "Пушнины". Поднимется (дьявол) на гору и скажет: "Иди за мной". И сделает семь шагов. А на каждом шагу ложит пушнину связками. Надо шесть шагов за ним сделать и пушнину поднимать. Седьмой шаг не делай, чтобы он на седьмой шаг не положил. На седьмой шаг он убьет тебя. А то потом всегда богатый будешь. Белки и соболя будет много. Зовут его по русскому дьявол, по-нашему лого.

с.324

А с водяными играть в карты можно. Его вечером на ночь на берегу встречают. А рядом полог стоит, где днем пусто было. Под горой полог стоит. В пологу в карты будешь играть вновь. Он будет все деньги складывать в шапку. У него белых денег нет, только медные. Но надо с собой петуха брать. Петух утром запоет, пойдет в гору, тогда дьявол уйдет, а деньги тебе останутся. А если петуха не будет, дьявол все здесь будет и ты с ним век останешься.

(Записано летом 1952 г. со слов Югиной Екатерины Ивановны

в пос. Старо-Югино, на Васюгане)

***

011

Говорят старые люди, что змеи огненные бывают. Они огнем вьются по болотам. Могут человеком превращаться и могут взять человека. Я раза два раньше видел, как вьется.

А вот парню одному у нас в Боркиной огненный змей так показался: вечером он пошел коней поить. У них кобылица была одна большая, он и поехал на ней. Видит - с северной. стороны вьется юла, как огнем горит. Кобыла напугалась, его сшибла в снег и убежала. Он теперь на ноги соскочил, глядит - перед ним высокий белый человек стоит. Он (парень) напугался, как сроду не боялся, едва в избу пришел. Спрашивает: "Кто это?". А старые люди говорят, что это и был Змей Огненный.

011 б

Мне годов 14 было, у меня товарищ был такой же парень. В Алипке мы вместе жили. Ужинать собираться вечером стали, а отца (парня) нет. Его и послали за отцом. А тут бы ермолинский дом стоял. Смотрит (парень), отец его у дома стоит - высокий, лицо черное, как уголь, борода до пупа. Он испугался, оцепенел и говорить больше не стал. Повернулся обратно, а он чумкой обернулся, а потом как огонь завился и в ермолинское подполье. Парень забежал, лицо, как белая бумага. Кое-как начал рассказывать. Потом отец его пришел, рассказал отцу. Говорят, это Змей Огненный являлся.

(Записано летом 1951 г. со слов Сербина Василия Филимоновича

из. юрт Тайных, на Кети)

***

012

Медведь, говорят, раньше был человеком. Зато он и теперь понимает язык человеческий. Кто ему зла не сделал,

с.325

того он не трогает. Медведь - это самый младший у нас, у людей. Я ему буду, скажем, старшая сестра. Если женщина подойдет к берлоге медведя, он тогда стесняется, не шумит. Даже двух-, трехгодовую девочку стесняется, не шумит - это старшая сестра. А мальчика или мужика медведь считает старшим братом, а он младший. Он ведь (медведь) растет быстро, а человек много лет живет.

012 б

Когда мужик с бабой подходят к берлоге медведя и медведь не шумит, стесняется, мужик говорит: "Ты чего не шумишь, голоса не подаешь? Раз пришла к тебе в гости, надо веселым быть". А когда стреляет ему в живот пулей, тогда плюет. Потом, когда убьет медведя, по лбу его три раза стукнет. Из берлоги все постилки вытащит и на улицу положит.

Раньше медведя не ели - грех. Шкуру брали, сало ели, а мясо в огонь бросали. Когда увидят, что человек ест мясо медведя, говорят: "Ворона голодная ест мясо". Я все не ем его мясо, хотя и заставляли.

(Записано летом 1952 г. со слов Икалич Анастасии Николаевны

из юрт Чворовых, на р. Нюрольке)

***

013

По-остяцки бог - Торум. Это по-васюгански. А по-нашему, по-обски, бог - Ноп.

Васюганские - урманными людьми были. Век в урманах жили. А обские - завсегда рыбой больше занимались.

Бог Ноп наверху живет. Он видит бог, а лозы - черти. Лозы на человека не походят, у них на лбу один глаз. Раньше, давно, народ рассказывает, они сильно людей пугали и ели. Прийдут ночью, съедят человека, а кишки на лесину, как веревки, повесят. Только шибко чистый, не грешный, человек мог убить лоза. А кто ругается, скандалит, где же ему силу взять.

Когда мы, ребята, одни оставались, то всегда вокруг дома поленья осиновые наложим. Черти их боялись.

(Записано летом 1952 г. со слов Тамбаевой Евгении Андреевны

из юрт Колгнак, на р. Чижапке)

***

014

В одном селе дом строили... Теперь отстроили, косяки вставили, только без стекол. Ну, раньше стекол не было.

с.326

Утром пойдут - все косяки скиданы. Маялись, маялись, месяца два этим маялись. А подкараулить, кто это делает, никак не могли. Одно время приходит к ним какой-то старик. Вечером за ужином рассказали ему все. Старик говорит: "Я пойду караулить". Пошел он ночевать в пустую избу. Спрятался в угол. Часов в 11 пришел человек и начал срывать косяки. Все порвал и покидал. Прямо не по-человечески, схватит - порвет. Порвал все и пошел. И старик поперся следом. Пришли они на кладбище. Тот человек подошел к могиле и в норку залез, в маленькую дырку в ящике. Старик заткнул ее тряпкой из кармана и пошел в хату спать. Утром хозяева будят его. Позавтракали. Старик рассказал все. Пошли всем народом на кладбище, раскопали - там гроб, как новенький, стоит. Там человек исподь лицом, как живой, лежит. Молодой. Стали разбирать: "Чей это?" Никого не могут найти. Идет старая-старая старуха, еле-еле шагает. Говорит: "Он у меня был, да давно, давно помер. Я его прокляла, он  и помер". Посмотрела: "Мой сын". Тогда весь народ говорит ей: "Давай, прощай сына". Старуха сказала: "Бог простит, и я прощаю". И сразу оба (и она и сын) исчезли.

014 б

В реках раньше водяные женщины жили. Раньше их часто видали. Старики много о них знали. Одну такую у юрт Тайных все видели. Летом часов в пять утра она все выходила метрах в 300-х от юрт. Одна из воды вылазила и сидела на приплеске. Косы на земле лежали. Как увидит людей, кинется в воду - и ушла. Это при моей памяти видели.

(Записано летом 1951 г. со слов Сербина Василия Филимоновича

из юрт Тайных, на Кети)

***

015

Раньше у нас кладбища далеко от поселков были. Наши деды далеко хоронили, километров за десять. Близко они боялись хоронить. Раньше какие-то чудовища бывали, они из могил вставали, вот их и боялись. Такими чудовищами делались те, кто проклятыми умирали, или (те), кого хоронят неправильно, не на месте. Он хоть где умрет, а надо на свое место везти. Такой покойник всегда лежит исподь лицом. У него появлялись большие клыки. Они людей ели. Лозы - это они и есть покойники.

Вот одну быль расскажу. Теперь бы охотники ушли на охоту. Приходят в тайгу, там ловушки направили. Их было четверо, а жили в одном стану. Один из них умер. Решили они его здесь похоронить; не будем, говорят, таскать в даль. А его товарищ говорит: "Надо таскать. Если вы не хотите,

с.327

я один утащу. Собаки есть". А они уже отпромышлялясь. Пошли те снимать ловушки. "А ты, - говорят, - карауль его (покойника), а потом мы останемся его караулить, а ты пойдешь и снимешь ловушки и свои, и покойника". Так и сделали.

На другой день утром товарищ пошел в тайгу, а те двое остались. Только он отошел, те собрали всю пушнину и ушли. И свою пушнину взяли и покойника, и его товарища. И собак. Тот приходит поздно на стан, видит - товарищей нет и белок нет, один покойник лежит. Приходится ночевать. "А все одно, - говорит, - покойника я домой утащу". Сел чай пить, котелок закипает. Вдруг покойник садится. Закричал тот: "Ты что меня пугаешь?". Смотрит - у него клыки выросли. Говорит (покойник): "Ты не бойся, я поднялся с тобой говорить. Давай, пей чай. Чаю напьешься, я на охоту пойду". Встал покойник на лыжи и ушел, как сильный ветер зашумели. Утром рано их пришел, что-то тяжелое бросил у стана. "Теперь, - говорит товарищу, - снимай шкуры, на целый день тебе хватит". И опять лег покойником. На вторую ночь он также добыл пушнины. Потом говорит: "Сегодня ты пойдешь домой, тащи всю пушнину и меня". Он потащил. Собак нет. Тяжело, все стоит отдыхает. Солнце зашло, а он совсем недалеко утащил. Наготовил дров, пьет чай. Когда стемнело, покойник снова садится. Говорит: "Ну, и далеко же ты меня утащил. Когда ты так до места доставишь? Давай, ужинай. Да ты ешь, не бойся. Завтрашнюю ночь будешь бояться, а теперь не бойся. Ложись, я тебя потащу, только крепче за ремни держись". Помчал покойник его, под утро остановился. "Давай, вставай", - говорит. Товарищ поднялся. "Давай, огонь раскладывай. Сегодня, - говорит, - тащи меня только утром, с обеда останавливайся и заготовляй дрова. Дров наготавливай как можно больше". Так тот и сделал. Вечером только сел ужинать - встал покойник и говорит: "Оставайся один, не спи, - все время шуруй костер и два посоха себе сделай. Может тебе через костер придется скакать, будешь скакать, отбиваться. Бойся того, кто встречным будет идти".

И сам ушел (покойник). Догнал тех товарищей и съел, пушнина и собаки остались. А ему встречу такой же покойник из поселка идет. Учинили они драку. Но сытый покойник всегда переодолеет. Съел этот покойник того, что из поселка. Съел и пошел обратно. Товарищ видит - идет покойник, брюхо аж по полу тащится. "Не бойся теперь никого, - говорит, -  оставайся здесь, а я пойду, где помер, туда. Я провожал тебя из-за того, что там был другой покойник. Он бы вас всех съел. Их я съел, чтобы сил набрать. Пушнину, что я добыл в первую ночь, - себе оставь, а ту, что во вторую ночь

с.328

добыл, - в жертву принеси, выкупи мою душу". И пропал. Это быль. Где было - не знаю, но это здесь, на Кети, было.

(Записано летом 1951 г. со слов Сербина Василия Филимоновича

из юрт Тайных, на Кети)

***

016

От чего человек (чемуль-куп) произошел

По морю на своей лодке ехал один человек. В край моря уехал и увидел там большой веселый мыс, поднялся на гору, видит - там скамейка стоит, вроде кто-то жил здесь когда-то. Он сел на скамью. Смотрит на этот зеленый мыс - идет другой человек. Когда тот пришел, он (первый) его (второго) спрашивает: "Ты откуда пришел?" А тот (второй) отвечает: "Я не знаю, ни когда родился, ни солнца, ни света". Это отвечает второй, который пришел.

Сидят они рядом на скамье, смотрят - идет третий человек с посохом, а посох у него на всякие разные голоса играет.

Стали они спрашивать свои имена друг у друга: первого зовут Гарунья, второго -Тумунья, а третьего - Итошка. Решили они вместе жить. Третий сбросил с пальца кольцо денежное и построил хороший дом. "Вот тут, - говорит, - будем жить". Стали они в этом дому жить. Пришло время на охоту ехать. Тогда оставили они Гарунью дома еду варить, а сами уехали на охоту.

Много они добыли разной пушнины, лисиц, медведей, приезжают с добычей домой, а Гарунья больной лежит. Больно плохо ему. Пожили они немного дома, больной выздоровел, и снова поехали на охоту. На этот раз Тумунья дома остался. Приезжают те с охоты, а Тумунья тоже больной лежит. Поехали в третий раз на охоту. Теперь Итошка дома остался. Стал он варить. Слышит - на улице кто-то разговаривает. Потом заходит в дом старик с длинной бородой и говорит: "Я есть хочу". "Погоди, - отвечает Итошка, - сначала варить будем, потом есть будем". Взял Итошка большой котел и большим котлом варить стал. А старик сел на порог и недобрым глазом на котел смотрит, худой свет из его глаз идет. Понял Итошка, что старик в еду порчу пускает. Взял он котел с кипятком, да на старика вылил. Тот закричал, без памяти стал бегать, а Итошка за бороду его поймал и давай колотить. Старик рвался, рвался, оборвал бороду и убежал. А на горе глубокая яма была, такая глубокая и темная, что и дна не видно. Старик убежал, залез в эту земляную яму и там хворает. А борода его у Итошки осталась. Когда те

с.329

вернулись с охоты, взяли они старикову бороду и из этой бороды свили веревку в 100 сажен. Потом веревку опустили в ту яму и говорят старику: "Хватайся за веревку, мы тебя вытянем наверх. Мы тебя здесь вылечим, бороду снова сделаем, и ты болеть не будешь. Только пусть сначала твоя дочь за веревку схватится выше тебя, а ты хватайся ниже".

Дочь со стариком поймались за веревку, и стали они их тащить. Когда дочь из ямы вытащили, то веревку сразу отсекли и старик упал обратно в яму и убился. Больше ходить по этой земле никто не стал и никого не портил. А дочь они взяли замуж и стали жить на том месте все четверо. От них и пошел народ чумуль-куп.

(Записано летом 1953 г. со слов Пычкиной Леканиды Устиновны

в юртах Варгананжиных, на р. Тыме)

***

017

Жили в Усть-Рыбно два брата со своими женами. Промышляли бобров. Срубили они здесь избушку недалеко от Поль-ты. Очаг от этой избушки и сейчас еще стоит.

Два брата ездили промышлять бобров, а жены их жили дома. У одной жены был один ребенок, а у другой - двое. Вот сидели они дома, одна ребенка маленького держала, а у другой (у которой двое детей было) ребенок сильно плакал, и та его не успокаивала да дразнила.

Вдруг слышат они - кто-то подошел к Поль-те с той стороны и в воду нырнул. Это лоз был. Одна и говорит: "Вот хорошо, что лоз в воду нырнул и утонул. Теперь он нас не съест". А лоз с этой стороны речки вынырнул и бродит вокруг. Голова у него обернута черемуховой саргой.

Потом лоз в избу зашел, сел к двери у порога, а ноги и руки широко раскинул, чтобы никто из избы не вышел. Тогда женщина, у которой был один ребенок, весит пустую зыбку, ребенка прячет за пазуху и говорит лозу: "Ты пропусти меня, я из люльки гнилушки выброшу". Вышла она, села в обласок  и поехала по Поль-те. А с собой она захватила медный котел. Лоз за ней бежит и кричит, чтобы она ему ребенка выбросила. На седьмом повороте стал он ее догонять. Кричит: "Выбрось ребенка". Тогда она котел, выбросила - он утонул в речке. Лоз давай искать - думал, что ребенок, а она уехала к людям.

Когда два брата вернулись домой, видят - какие-то кишки натянуты по кустам. Это лоз убил ту жену с детьми и кишки натянул. Когда они в избу вошли, видят - там одни головы лежат и рот у них палочками растянут.

с.330

Тогда один брат поехал искать свою жену, а другой остался тут. Ходит и плачет.

Ходил, плакал, плакал, слышит - из избы кто-то говорит: "Не плачь, я тебе свою дочь отдам". Он говорит: "Дай! Где ты есть?" А лоз в глубокой яме сидит, оттуда его голос слышно. Стал человек веревку в яму спускать. Ухватился кто-то, он потащил, видит - это лоз. Он скорее обратно его бросил. Несколько раз так лоз за веревку хватался, а потом дочь поймала вперед. Когда она вылезла, старик наказывает: "Хорошо живите". Стал он с этой девкой жить. Хорошая жена была, только не говорила. Ей лоз-отец наказал: "Не разговаривай, пока у тебя не будет первого ребенка".

Муж терпел, терпел, а потом говорит: "Сколько так жить, чтобы ты молчала?". Когда она стала варить, он спрятал поварешку, которой рыбу мешают. Она молча искала, искала - не нашла. Тогда руку засунула в горячий суп и помешала.

А потом убежала и бросилась обратно в яму. Он ее искал, искал, а потом услышал, что в яме ребенок плачет. Это у нее его ребенок родился. Стал он ее звать: "Иди обратно". Она отвечает: "Ты лопату спрятал, и я сожгла руку, а за это хоть плачь, хоть умри, все равно не вернусь. Если бы ты не спрятал поварешку и я осталась бы, еще больше бы народу здесь, на Тыму, было, а теперь меня не жди".

(Записано летом 1953 г. со слое Пычкиной Леканиды Устиновны

в юртах Варгананжиных, на р. Тыме)

***

018

Сказка про царицу

(Про амдель-кок-нем)

Жила в старину на Тыму одна царевна - богатырша. Она охраняла свой город. Потом чужой воин женился на этой царевне. Он принес большой железный столб своего отца и закопал в середине в их городе. Царевна с воином стала всюду ездить. Ездят, воюют везде. Потом раз уехал воин один. Приезжает домой и говорит жене: "Скоро придет сюда война, много воинов идут на Тым. Мне сейчас спать надо, чтобы силы набраться. Я крепко усну. Когда будешь будить меня и не сможешь разбудить, то отруби мне палец". Наказал и ложится спать. Голову к жене на колени положил.

Слышит она - идут воеводы с войной. Стала будить мужа - разбудить не может, а отрубить палец боится. Враги их город окружили, а она все не может разбудить. Сломала

с.331

враги ограду, прорвались в город, а он все спит. Тогда царевна стала снимать свое оружие, чтобы самой биться идти и уронила нож. Нож упал и отрубил богатырю мизинец.

Проснулся он, выскочил из дома, а кругом врагов полно. И схватил он железный столб и этим столбом всех перебил. Побежали они, а богатырь за ними. Когда он вернулся домой, и кто пробрался в столицу, он тоже всех этим столбом поубивал.

После войны пришел домой и столб поставил на место.

(Записано летом 1953 г. со слов Пычкиной Леканиды Устиновны

в юртах Варгананжиных, на р. Тиме)

***

019

В лесу лесная хозяйка живет. Она там всем распоряжается. Лесная хозяйка над всеми зверями - царь. Все звери ее слушаются, как у нас собака хозяина. Белки, лисицы - все равно, что скотина у лесной лешачки. Она их, как крестьяне скот, держит. Для нее люди амбары в лесу строят и всякие товары туда приносят. Кто угодит лешачке - тому охота удачная будет.

Вот я раз принес два аршина товара, положил туда -  в амбар. В другой раз прихожу - мой товар на улице, высоко, на дереве висит. А никто там не ходил и никто товара не трогал. Это лесная хозяйка смотрела. Ну, она, значит, и перевесила.

Она на своих зверей иногда ленты весит. Старики рассказывали: добудут раньше белку, а на ней лента шелковая, как новенькая.

А некоторые охотники встречали лесную лешачку. Спроси ее: "Кто ты?" Она скажет: "Лесной человек". Раз она показалась тебе, надо идти за ней. Кто к лешачке придет, то с ней жить начинает, как с хозяйкой.

От июнь-июля дома в юрте со своей хозяйкой живет, а остальное время все больше в лесу - с лешачкой. Но если лесная лешачка помереть должна, то он тоже жить не будет. Он года на 2, на 3 раньше ее помрет. Он вперед уходит.

У Василия Пыршина отец его - покойник - с такой лешачкой жил. Она ему всякого зверя давала. Супротив него никто не добывал. Он заранее мог сказать: "Вот то-то и то-то добуду", и добудет. Он с людьми не ходил, сам промышлял.

(Записано летом 1953 г. со слов Портнягина Анатолия Васильевича  в юртах Негодка, на р. Тыме).

с.332

**

020

В материковой тайге особая белка есть. Эта белка с лентой ходит. Как лямка, надета лента на белку; вся шелковая, с бантами. Люди говорят, что очень красивая была эта белка.

А есть и такие, что встречали ее след на снегу. Я так не встречала, не знаю. А дедушка мой видел такую белку и не стрелял. Вся с золотыми лямками была эта белка.

Кто белку с лентами увидит, скорее уходит с того места, где она была, а то ночью сюда обязательно лоз придет.

Эту белку может застрелить только крепкий сердцем человек, но шкурку ее все равно сохранить никак нельзя. Белку человек обдирает и шкурку ее растелет, а ночью придет лоз и эту шкурку уберет. А человеку этому потом плохо может быть.

Один человек стрелял эту белку, так домой как дикий пришел. Пушнину всю в лесу бросил, а сам сумасшедшим стал и всех детей убил.

У нас в Кананаке есть место такое, где эта белка часто появлялась. Там лесина высокая стояла, а на нее все ленты весили и в золотую кружечку деньги бросали.

(Записано летом 1953 г. со слов Кибечиной Марии Федоровны

из юрты Кацанак, на р. Тыме)

***

021

Есть у нас большое Третье озеро. Мы туда летом за рыбой ездим. Там лето и живем.

Верили люди, если кто первый раз на озеро приезжает, должен в воду бросить со стрелой, а женщина - волосы бросала.

Как у кого ребенок родится и его первый раз через озеро перевозят, то всегда, если мальчик, то лук и стрелу в озеро бросают, а если девочка, то косу из травы плетут и тоже в озеро бросают.

Раньше на этом озере много бобров жило. Речку они запружали, дома строили. И сейчас еще кладка от тех домов есть на третьем озере.

Старики говорят, что в старину тут и люди жили. Промышляли люди бобров. "Квелли-куп" - так звались эти люди. От слова "кве" - береза. Теперь не осталось этих людей. Войной людей тут всех побили.

А случилось это так. На этом месте жил богатырь-старик со своей хозяйкой - на реке Поль-те. Вот поехали те

с.333

люди (квелли) на реку рыбачить и страшный шум там подняли. Послал старик-богатырь свою хозяйку посмотреть, что за шум на реке. Она ушла и обратно не вернулась. Это те люди схватили старикову хозяйку.

Тогда пошел старик скорее крадучись к тому месту, где они свои дома оставили, и все поселение разбил, весь их город.

Тогда сел старик в обласок и поехал по реке Поль-те до Напаса, а потом дальше в реку Косес. Там его брат жил. А брат был кузнец.

Наделали они с братом луки, стрелы наковали и приехали обратно сюда. Посмотрели, а те люди уже снова семь балаганов сделали и семь колотушек. А самих их дома нет, опять рыбачить уехали. Тогда сели старик с братом и стали ждать.

Когда они обратно ехали, старик с братом их всех перестреляли стрелами. А те люди везли с собой старикову жену. И когда стреляли, она тоже утонула.

Так и не стало в том месте людей.

(Записано летом 1953 г. со слов Пычкиной Леканиды Устиновны

в юртах Варгананжиных, на р. Тыме)

***

022

Богатыри везде были. Раньше на каждой речке жили богатыри. У них в земле большие дома были. Сейчас как наступишь сильно на том месте, где дом был, то слышно, как пустота гремит. На земле нигде входа в тот дом не найти. Толстый лес вырос вверху над богатырскими домами. Они в дом из воды лазили по подземным ходам. Вот здесь у край речки лаз под водой в богатырский дом был. Они здесь на бор ходили. Богатыри луком воевали на коне. Ушли богатыри. Если бы они живые были, то люди видели бы их. Теперь только железки от богатырских стрел находят.

(Записано летом 1953 г. со слое Мулина Дмитрия Николаевича

из Напаса, на р. Тыме)

* **

023

Покойники после смерти снова оживают. Под землей живут покойники. Не приведи бог волю покойника не исполнить, где закопать.

с.334

На Тыму в старину раз такой случай был. Старики сказывают, это вправду было. Это старинная быль.

Жили два брата и сестра. Все своими семьями жили. И сестра замужем была. Стал один брат умирать и просит своих: "Вы меня на наше кладбище утащите на моих собаках". А у него три собаки большие были.

Умер он. А тащить далеко надо было. Ну, они и похоронили его у Компаса, где сестра жила. Ребятишек его сестра к себе взяла, и одна его собака у сестры осталась, а двух других собак брат взял.

Раз уехали все из Компаса к эвенкам на гулянку, а ребятишки дома остались. Чудится им - подошел кто-то к дому, и собака давай лаять. Слышат - кто-то на крыше скребется, в дверь стучать стал. Они скорее к двери, за скобку палку привязали. Кто-то в дверь стал колотить, потом в угол дома колотил. Потом сгреб собаку (собака визжала страшно) и пропал в конце деревни.

Утром родители приехали, стали искать - никаких следов нет. И собака умершего брата потерялась, хотя и на привязи была.

И у другого брата ночью все стало чудиться. Кто-то все ходит, собаки лают. Смотрит - это покойник шатается.

Тогда мать взяла, закатала хлеба кусочек и выстрелила левой рукой в него, и он пошел на гору, а собаки его за ним бегут и лают.

Утром смотрят - собак братовых (покойника) нет. Стали искать их. Одну собаку задавленную в лесу нашли, и крови на ней не было.

А другая собака сама примчалась домой вся в крови, а не поранена. Сама она бела была и вся в крови вымазана. Тогда они ее закололи рогатиной на месте.

С тех пор у Компаса все чудиться стало. Раньше там на лошадях проехать нельзя было. Кони станут, храпят и не идут. Некоторые так обратно и ворачивали. Надо специальные слова знать, тогда проехать можно, только лошади страшно понесут.

Долго люди тех страшных могил боялись.

(Записано летом 1953 г. со слов Пычкина Алексея Федоровича

в юртах Варгананжиных, на р. Тыме)

 ***

024

В Лымбель-карамо жила старуха одна. Ворожить умела. Когда ворожила, то по воде бегать могла. Она на Рыбной речке ворожила; там и избушка ее стояла. Медведя могла

с. 335

загнать на лиственницу. Тот всю лесину обдерет когтями, а слезти не может.

Потом она людям на Лымбеле рыбачить не велела, а когда ее не стали слушаться, то всю рыбу отсюда прогнала.

Тогда ее убили. Потом смотрят - она опять живая. Так семь раз ее рубили и ничего сделать не могли. А те люди, что рубили ее, потом с ума сошли. Тогда взяли, когда старуха спала, ее собачьим пометом помазали и она сама кончилась. А когда кончалась она, то говорит: "Вы все умрете".

Ее хоронить не стали, а в реку бросили. И когда стало замерзать, вода по реке сверху пошла зеленая. И все стали умирать. Как воду попьют, так часа через два умирают. В нашей юрте только двое в живых остались, которые воду не пили из реки.

Это в 20-х годах было. Тогда тиф на Тыму был. Старики говорят, что это из-за воды болезнь началась; по воде что-то было пущено.

(Записано летом 1953 г. со слов Карлыгиной Алены  из юрт Кочиядровых, на р. Тыме)

***

025

Раньше на Тыму кожар-мамонт жил. Сейчас его рога находят. Один мужик недавно видел свежие рога, весной на берегу он их нашел, когда лед ломать стало.

Не дай бог его самого увидеть. К несчастью это. До тифу здесь на Тыму мамонт ходил. И где объявился, там потом все люди умирали. Из тех, кто видел мамонта, никого в живых не осталось.

*** 026

Наш отец раз материкового человека в пыршиновской тайге встретил. Поехал он под Нюлердово, где Пыршины жили. Уже за Перляк полстанции проехали и остановился ночевать в высоком кедраче. И вот всю ночь там его собака лаяла и кто-то ходил вокруг. Ну, он думал, что это медведь. А утром посмотрел - никаких следов нет.

Как только солнышко взошло, выходит к нему из леса материковый человек. Человек как человек. Отец сначала и не догадался, что это лоз. Одет он был в куфайке, бруках. Шапка на голове, и роста небольшого.

Отец ему говорит: "Садись, со мной посиди". А он только головой качает и посмеивается, а сам ни слова не говорит.

с.336

"Откуда ты пришел?" - отец спрашивает. А он опять головой покачивает и смеется. Потом взял и на реку показал. Стал отец на воду смотреть - ничего не видит. Оглянулся, а человека уже нет - пропал. И следов не оставил. Собака тут была и не лаяла.

Но отец даже чай не стал греть, пошел скорее с этого места.

Потом рассказал все пыршиновской бабушке, а та говорит: "Это наш материковый человек был. Где ты ночевал, там недалеко у реки его место, там товару полно понавешено".  "Иди, - говорит, - повесь товара метр, а то плохо тебе будет". Ну, пришлось ему сходить, товар повесить.

И ничего, с тех пор материковый человек отцу не показывался, сколько он там ни промышлял.

026 б

Раньше лозы часто детей воровали. Пока ребенок маленький, чтобы его не заменили лозы, надо ему в люльку (под опилки) нож под бок положить. Лоз наколется о нож и ребенка не возьмет. А то лозы могут подменить, своего ребенка подсунут. Подсунутый лозами будет весь век мучиться, а не расти.

026 в

Между Лымбелем и Кананаком у Компаса есть старое кладбище. Там и святилище недалеко стоит. Если мимо едешь, всегда надо дарить, а то счастья на дороге не будет.

Если там остаться ночевать, то обязательно чудится. Там есть яма. Ее трудно найти: она на горе. Дна в этой яме достать нельзя. Оттуда человек выходит в несколько метров высоты.

(Записано летом 1953 г. со слов Мулина Дмитрия Николаевича

из Напаса, на р. Тыме)

***

027

В Лымбеле лоз был орел (лымбель). Сделан он был в виде орла. Это маленький лоз. В Варгананжиных маленький лоз был.

В Напасе большой лоз был, как человек, почти в рост человека. По-русски перевести, как значит - "большой царь". На него одежда была надета. И это остяцкий был большой лоз, он много знал. Вот сюда приезжают с вершин Тыма и с Кулеева и ворожат. Все подчинялись напасовскому лозу. Раньше здесь был большой опытный ворожей. Лымбельский лоз назывался "лымбель-квыдаргу". Это был маленький квыдаргу (гводар-хоп). Лымбель - орел, а квыдаргу -  это чин лоза, как бы старший из лоэов. У Напаса был квыдаргу с семью головами и ему, этому семиголовому, подчинялись все маленькие квыдаргу.

с.337

По-русски, бывало, в хоромы царя старались пройти поклониться, а у нас - этому лозу. Были у него жена, ребятишки.

У главного лоза есть свое название.. Не помню его (говорить нельзя).

У р. Ыя - женщина лоз, с ребятишками. Она называлась "чумульчара квыдаргу неель-хоп".

(Записано летом 1959 г. со слов Портнягина Анатолия Васильевича

из Напаса)

* **

028

У нас на ферме есть богатырские карамы. На протоке на смолокурне они стоят. Места эти заметные. Они наместо царя жили, воевали друг с другом. Вот отсюда богатырь и оттуда богатырь с народом придут. Они воевали друг с другом стрелой. Раньше, напасовские старики рассказывали, когда пришла война, они (богатыри) подняли высоко лесину, подрубили ее, их бревно покатили и всех врагов смели. Один раз с Ваху война пришла, и они войну подняли. Только оленья шерсть на Тыму осталась. Людей всех перебили и утонули люди.

Богатыри раньше землянки строили. Там раньше хода были, если война прийдет, то туда прятались.

Богатыри - это наш же народ был, это нехристи. Царя никакого не признавали. Они были вместо царя, эти богатыри. Имена их не слыхивали. Сильные они люди были.

Вокруг Напаса семь богатырей было. Везде, по каждой речке, богатыри были.

(Записано летом 1959 г. со слов Мулиной Варвары Тихоновны,

из Напаса)

***

030

Я видывала в тайге особую белку с лямкой. Я сама видела ее. Потом старики говорили, что это собака нечистой силы, лесного хозяина. Если ее убьешь, то он нас всех погонит. Хозяин тогда прийдет на стан, говорят, и тех убьет.

Хозяин живет в материке. Семья у него поди тоже там, дети и все остальные. Ну откуль же иначе их (нечистой силы) так много бывало бы.

В воде там тоже черти есть. Вот человека они, если он негодно делает, все равно утянут в воду.

А другие живут в земле. Те грома боятся, грозы. Убивает их гром, говорят. Они от грома за лесину прячутся, тогда гром в лесину бьет и разбивает ее в щепки. Мой отец

с.338

находил острие каменное. Это стрела грома. Отец держал ее у меня вверх божницы.

На небе их нет, ну такой страм, чтоб на небе был! Наверху "ноп" - это бог. Бог не один, несколько их там на небе.

(Записано летом 1959 г. со слов Арнянгиной Марфы Никифоровны

из Напаса).

***

В Поль-ту дело было. Там озеро большое (избушка там засольная была). Сейчас ночевать там нельзя, собака лает всю ночь.

*(По варианту, записанному Алексиковым: на берегу озера стояла раньше избушка, в ней всегда насолена рыба была, хотя никого там нет).

 Там жили два охотника с семьями. У одного была жена и мальчишка, другой тоже был с ребятишками. Они (охотники) пошли охотиться. Идут оба вместе. Ребятишек оставили дома. "Не давайте, - говорят, -  им баловаться". В одной избушке всю ночь горел огонь в чувале и парнишка маленький орал все время во все горло. Соседка пришла и видит, что парнишка привязан у горла. Она говорит: "Что делаешь?" Соседка стала укорять ее (хозяйку), потом сказала, что на другой стороне бродит неизвестный старик. Только сказала, как старик входит в дом. Парнишка был привязан. Старик сел у порога. Хозяйка села в угол, а соседка стала проситься домой. Старик ногу отодвинул и стал так, что та выскочила на улицу, взяла котел и в обласке поплыла. Только на середину реки выплыла, слышит: человек закричал два раза. Это старик им горло отвернул, у жены выпустил внутренности и кишки развесил по деревьям.

Мужики идут домой. Видят - на улице кишки висят. Зашли домой, а там у иконы две головы лежат: жены и мальчика. Другой мужик пришел к себе, у него обласка и жены нет. "Давай, - говорит, - поедем к людям, там по речке километров в 5 еще народ живет". И ушел. А первый остался. "Меня, - говорит, - пусть придет и съест!" Тот старик ему показался. Говорит: "Что дать тебе? Я тебя жалею, раз такое дело получилось". Приносит свою дочь и говорит: "Живите". Стали они жить. Только она ничего не говорит, хотя все делает. Стала уже в положении. Раз что-то начала варить, а он взял ковшик и спрятал, чтобы она спросила. А она взяла, рукав закатала, руку в кипяток спустила и там помешала. И сразу исчезла. Мужик хватился, а ее нигде нет. Пошел искать ее туда, откуда старик пришел. Слышит: там под горой в земле кто-то стонет (это у нее рука болит), и

с.339

ребенок плачет. Глубоко в земле они, а ход туда, видимо, под водой был. Старик услыхал, что мужик пришел и говорит: "Давал я тебе свою дочь, а ты не сумел удержать ее, больше туда не ходи". Поэтому нельзя сейчас ночевать там.

(Записано летом 1959 г. со слов Портнягина Лаврентия Васильевича

из юрт Кулеевых)

***

031

Здесь есть вверху Пычкин - глухой мужик. Его отец знался с лесной девушкой. Случилось это так: раз он ходил на охоту и нашел белку на дереве. У нее на шее была золотая цепочка. Белку он застрелил, ободрал, шкуру спрятал, а мясо принес в палатку. Теперь у палатки ему надо было сделать 7 костров. Наготовил дрова: еловые с одной стороны - ей, пихтовые - с другой, для себя. И поставил жарить беличье мясо. (На запах этого мяса должна была выйти лесная девушка).

Сначала приходили из леса всякие звери: медведь, росомаха и другие. Еретники приходили с большими зубами. Он не испугался и беличье мясо им не отдал. Это все прошло. Буря поднялась и сразу слышит: человек идет на подволоках. Подошла, подволоки сняла. Он говорит: "Заходи, давай!". Видит - высокая, красивая девушка стоит, волосы длинные, до пят. Она хотела взять белку, а он не дал. "Сначала, - говорит, - давай дрова жечь". Стали ветки кидать в огонь. У него пихта трещит, а у нее еловые лишь шипят. Значит его, мужчинское берет. Давай они подниматься. Он схватил белку первый и разломил ее. Переднюю часть взял себе, заднюю ей часть отдал.  "Давай, - говорит, - спать ложиться". Она, было, хотела его куфайку подстелить, а он не дал. "Нет, - говорит, - давай твою, а моей оденемся". Спать легли, она говорит: "Ты, старый жук, сумел меня обмануть". Она говорит: "Теперь я буду твоей женой. Ничего, что у тебя дома семья есть". Так и стало. С тех пор он много зверя добывать стал. Как пойдет на охоту, видит - тут зверь лежит, там зверь лежит. Не стреляет, готовых собирает, едва домой притащит. Когда старик стал умирать, он подарил беличью шкурку своему сыну. Тот стал с братом в карты играть и проиграл ее брату. Куда потом шкурка девалась - неизвестно.

(Записано летом 1959 г. со слов Ипокова Михаила Федоровича в с. Варгананжино)

с.340

***

032

Один охотник ходит, ходит - ничего не может добыть. Никакого зверя не может найти. Один день видит: к нему идет табун лосей. Он не стал их стрелять. Затем табун оленей на него вышел, тоже не стал стрелять. Затем видит -  связка соболей лежит. Он ее тоже не берет. Видит - белка лежит связками, тоже не берет.

Назавтра также все идет, на второй день опять то же самое. Не помнит сам, как он на второй день взял себе связку белок, потом связку соболей. Приходит в палатку, вслед за ним девушка лесная пришла. Стали они где-то там в лесу в избе жить. Каждый день он ходит на охоту и таскает готовых зверей, только успевает подбирать.

Один день он пошел на охоту и говорит ей: "Я до вечера не вернусь". А сам сразу вернулся обратно и в щелку стал смотреть, что она делает. Она сидит, волосы распустила до пят и чешет. Как одну сторону гребнем чеснет - белки, как вши, бегут, другую чеснет - соболи валятся.

Потом она как зачухает и говорит: "Больше так не вздумай следить, а то обижаться будешь на себя".

Какое-то время прошло, и он не выдержал, обратно вернулся в другой раз, чтобы посмотреть на нее. Она как соскочит, как крикнет, все поднялось кверху и исчезло. Ни белок, ничего не осталось.

(Записано летом 1959 г. со слое Ипокова Михаила Федоровича

в с. Варгананжино)

***

033

Собака раньше с хозяином вместе ел и жил. Потом черт пришел, он лаяться начал. Хозяин черта убил.

Черт (другой лоз) потом и говорит: "Ты все лаешь, мерзнешь. Я тебе дам свою шкуру". Черт сменялся с ней. А и бог рассердился и сказал: "Теперь ешь то, что человек бросит". Бог его проклинал. А раньше у собаки была кожа, как у человека ногти. Черт ему наказывал, как менялся: "Ты больше на меня не лай, когда я приду и даже хозяина съем". И собака согласилася. С тех пор так пошло, что человек не знает, когда лоз придет.

(Записано летом 1959 г. со слов Мулиной Варвары Тихоновны

из Напаса)

***

034

Бабушка говорит, что в Чаршино раньше были богатыри, где была колхозная ферма. Это было самое страшное

с.311

место. Теперь тут строения строят. Тут жило три богатыря (мады-звери). Сейчас на этом месте мамонт зарыт.

Как-то они были людьми. А потом обросли все и на людей кидались.

Вот эти богатыри (мады) утопили бабушку. Мады - это были дикие, они бросались на людей, душили.

035

Люди как произошли

Где-то два богатыря были. Поехали они на низ. Там угодили на одну женщину. Один из них положил на ней жениться.

0ни ездили, кочевали, ножи носили. От них мы народились.

Они в низу угодили на тунгусский мыс. Состроили они там дома из березины. И женщину нашли одинокую. У нее муж ушел на охоту и потерялся. А старший говорит: "Женись, я в лес пойду".

Вернулся он из леса (белковал) и ничего не притащил. А они с этого места уехали. С этой поры плод пошел.

А старший тунгуску взял и в тунгусскую жизнь перешел. У них детей не было.

А у этих были сын и дочь, от них пошли люди.

(Записано летом 1960 г. со слов Кияровой Кати

в Колпашеве)

***

036

Говорят, остяки - это из земли взяты. Там мох земляной. Они из земли пришли, сейчас в землю уходят.

В Урмане кочка была, там мох. Они оттуда повылазили. Наше поколенье пройдет. Наше племя еще кого... А потом снова люди будут. Они бессильные будут. Одну соломинку семь человек будут тащить.

А раньше были люди такие: все тело у них твердым и блестящим, вроде ногтей, было покрыто. Они были сильные богатыри. Они спать ложились, потом плевали в чашку и там заводился ребенок.

Нам от них остались лишь ногти на ногах и руках. Их ничего не брало. Они ничего не ели, а к запаху принюхиваются и этим насыщали свой желудок.

(Записано летом 1960 г. со слов Тайдаковой Александры Григорьевны

в пос. Каргасок).

с.342

***

037

Остяки раньше были без пупа. Когда родился с пупом, старики сказали: "Теперь недолговечный народ будет".

У нас в Сондрово рассказывали: Один был мужчина и поехал на низ и отобрал жену у одного. Ну, ему сказали: "На другой год ищи хорошо".

...Вдруг земля вздрогнула. Послал жену посмотреть. Она выскочила - свои прут. Вернулась, говорит: "Ну, это сороки и вороны щебечут". Вышел сам - кругом землянки с луками стоят. Схватил таган, убил человек 30, побежал. Его вслед стрелой убили. Он провалился сквозь землю и здесь стало озеро. Оно называется "логано ледерго" - лисья голова. Богатырь - Пыгынбалк. Я спрашивал у деда и он мне объяснил: что богатырь провалился.

Воевали исстари. Когда советская власть стала, эти места срывали, и там кости. В Кальдже (Мачиль-то) была большая деревня и их перебили.

(Записано летом 1960 г. со слов Сондорова В. М.

в пос. Каргасок).

***

038

У нас медведя не ели, барсуков не ели. У остяков вера такая была... Дедушка Филипп рассказывал. Два мужика пошли в материк, убили медведя. Остяк не стал есть, а тунгус сварил без соли... А медведь подошел, взял котел и свалил в болото. Медведь слышит, что остяки и тунгусы говорят, а что русские - не слышит.

038 б

Старинные люди богатыри были. Он и она. Они поженились Ему было 70 лет и ей также. У них от первых мужиков и жен детей не было. Они поженились, переехали на Усть-Тым. Там гора есть. Березу надрали и сделали круглый балаган. Оленей купили у тунгусов. У них дочь родилась.

Пяти-шести лет она пошла и упала в ямку. Медведь лежал, ягоду ел, орешки. Ее вырастил, а потом оставил у себя.

А мать все думает: "Куда моя Наталья девалась?". Она через двенадцать лет пришла, у нее усы длинные, платье изорвано, в лентах. Все рассказала, но не говорит, что с медведем жила. Помылась в бане, взяла побрила усы. Спать легли. А она ночью: "Хри-хри!" Это она медведя потеряла. Вышла на улицу его искать.

У нее два сына были. Они в лес пошли. Говорит старший: "Идем в разные стороны!" Один сын ружье взял, стали следить. Видят - медведь идет. Стрелили, а это их отец. Матери

с.343

не говорят. А бабушка спросила: "Вы что так рано домой пришли?" Они рассказали, что убили отца: "Дай нам лопаты, доски. Там, где убили, там схороним". Медведь - корг. Медведь пошел ее искать, его и убили.

038 в

Как раньше старики рыбачили неводом и добыли маленького человека. Они взяли, ножки закрыли, головку ему. Он давай перевертываться: "Ай, мамушка!" Они испугались и отпустили его прямо на дно. А если бы домой принесли, мать его бы все огнем помела. Если бы они его задержали, то что-то бы получилось. Такой же он, только черный, волосы с головы до ног. Теперь прозвали это место "Чертово озеро". Это не в моей памяти, еще старики первобытные рыбачили.

(Записано летом 1963 г. со слов Угрюмова П. С.

в пос. Маковское)

***

039

Итче - это тоже богатырь. Пюневальде - людоед по-нашему. Вот Итче жил со своей Имьят (то ли мать, то ли бабушка, но эвва - мать по-нашему) край озера Караданбок-ку. Имьят говорит: "Итче, не ходи далеко от дому". Он месячный стал ходить один. А он говорит: "Вот тут озеро есть, я пойду". А Имьят говорит: "Нет, не ходи, там Кабальдезян тутто (то одноглазый карась) и Кабальдезян пурья (то гоголь), не надо ловить его".

Но Итче потом уезжает туда на обласке (андо). Итче сеть поставил, Тутто карася поймал. Смотрит на карася: "Имьят обманывает меня", - говорит Итче. Потом плавает пурьям. А Итче возьми и стрелил луком. Пурьям взял и глядит - как карась.

Домой пришел, Имьят спрашивает: Он ей все рассказал. Имьят: "Итче, Итче, не ходи, там Пюневальде-людоед съест". Но Итче не слушается, утром встает, опять идет. Едет по реке в обласке и поет. А ему кто-то то же самое отвечает. Стрежь его несет вниз, а там опять слушает - тоже самое отвечает. Он осердился: "Кто меня там называет так?" Останавливается тут: "Веслом ударю". А там то же отвечает. Веслом ударил, и палка завязла.

Теперь сидит. "Весло пусти, а то пну ногой!" И там также отвечает. Он с обласка соскочил и топнул. Нога приросла. Он другой ногой - тоже прильнул. "Кулаком ударю!" Там так же отвечают. Он другой рукой - руки прильнули. "Пусти!" Там также отвечают. Сидит, слушает.

Подходит кто-то теперь. "У-ху-ху-ху!" Это Пюневальде. Пришел и положил теперь Итче в кузов. Сидит он там, сидит.  Пюневальде остановился, Итче наклонил лесину, коры набрал и вокруг себя к поясу и всюду натыкал, весь

с.344

заведнулся. Пюневальде давай Итче молотить на ладошках: "У-ху-ху". Он думает: кости у Итче трещат, а это каза там ломается. Опять в кузов положил. Домой пришел и положил: "У-ху-ху!" - дочь зовет. Нее (дочь по-нашему) Итче слушает, как неживой. Пананге - это людоеда дочь (две их у него). Говорит: "Итче, ляг вниз лицом, брюки распорем". А он ложится боком, говорит: "Сама ложись, покажи". Пананге легла, он ее ножиком зарезал и в котел бросил. Волосья туда спустил и варить поставил. А сам спрятался. Пюневальде говорит: "У-ху-ху! Чего это смеетесь Вы там?" А сам в котле ложкой мешает. Голова с волосьями попалась. Заплакал Пюневальде, куда-то уходит...

(Записано летом 1963 г. со слов Кондукова Н. И.

в пос. Усть-Озерное)

***

040

Старик рыбку добывал, ходил. У него со старухой сыновья. Один сын говорит: "Мы пойдем куда-нибудь". Шли день, два. Старик со старухой ждут: нету и нету. Ждут, плачут. Старик пошел по рыбалку. Вечером пришел домой. Старуха говорит: "Парнишка у нас родился". Рос не по дням, а по часам. Ходить стал, лучок сделал из черемухи. А лоскут рубашки у него с детства врос в спину. "Пойду, -  говорит, - охотиться. Оленя добыл, лося. Старик со старухой обрадовались: мясо будет. А он говорит: "У меня братья должны быть".

- Нет, - говорят, - нету.

- Ну, я пойду, - говорит, - искать их.

Идет день, другой. Шел чистым полем, далеко видать - избушка. Подходит к избушке. Стоит избушка, соломинкой покрыта. Старуха выходит.

- Ты чего пошел?

- А братьев ищу?

- Не найдешь их.

- А ты сначала накорми и дело спрашивай.

Старуха говорит: "Ты иди к моей сестре, дальше живет". Шел, шел, избушку нашел. Там сестра ее живет. Накормила, напоила. Он ей рассказал.

- Ну, рано вставай, это люк, там конь вороной стоит. Ты узду возьми, ты калачики возьми, покорми его.

Он погладил лошадь, калачик дал, покормил. Старуха говорит: "Это твой конь. Поедешь, там высокая гора будет. Там живет богатырь. Приедешь, на гору сразу не ходи. Лошадь три раза отряхнется, садись и тогда на гору...".

с.345

Подъехал - гора высокая Идет, идет в гору. Тут старик вышел: "Девять колышков с черепами, а десятый - твой колышек".

- Нет, мою голову не повесят.

Конь встал, отряхнулся, аж земля задрожала. Второй раз - еще больше того. Третий раз покатился и говорит:

- Ну, хозяин, садись...

Семь ступенек гора. С самой последней ступеньки лошадь покатилась. Он поймал лошадь. Видит - хороший дом стоит. Он подумал: "Большой человек тут живет". Он дверь отрыл. Там женщина: "У... мальчишка, тебя богатырь съест... Ты лошадь убери, пни его, он мохом будет, кочкой".

Он так и сделал.

- Ну, скоро придет хозяин, куда я тебя спрячу? В сундук. Буря, шум - богатырь пришел.

- Ну, чужим душом пахнет.

- Ты наглотался его.

Ну, выспался богатырь, ушел. Женщина говорит:

- Иди. Старуха тебе сусеки даст, старуха две бочки самогона даст. Дальше два старика 2-3 мешка конопля дадут. Обливай лошадь смолой, коноплей. Там стадо лошадей будет. Выручить их надо. Иди по берегу, щука будет пропадать, ты ее накорми. Щуку он нашел, накормил (всякой крошкой). Щука говорит: "Я тебе пригожусь". Дальше - выдра, тоже помог ей. Она говорит: "Я тоже пригожусь тебе". Идет дальше. Селезень лежать должен (старуха ему говорила), он в дубе живет. Он нашел дуб, рубит и рубит, но не может. Выдра прогрызла, помогла. Селезень полетел, а яйцо уронил. Он яйцо нашел. Пошел к женщине. Вдруг стонет - богатырь идет...

А яйцо он разбил об его голову и богатырь умер. Идет по краю моря - табуны лошадей. Он их калачиками приманл,  лошадей поймал. Куда ему их девать? .А старики сидят, они их приберегут... Он пошел, с горы спустился, побрызгал на мертвых живой водой, а это три его брата. Едут. Старший брат говорит: "Убьем". Приехали к первой старухе, а она молодая. Женили старшего. А вторая - тоже молодая, выдали ее за второго брата... А старуха со стариком подрались из-за огня. Затушили они его... Приехали братья, свадьбы сыграли.

- Ну, а теперь, братья, давай уйдем, - младший говорит. - А мы пойдем, будем на мыске жить. А старик со старухой здесь останутся.

Меньшого сына Кыбай Иде звали. Старик Чвочен Кэды - богатырь (земли хозяин).

с.346

- А мы на мыс уйдем, скалой станем. Вот там теперь и богатырский мыс и есть. Мыс Куршу - там богатырь был. Мыс Пачья-макка, это тоже по имени богатыря (в Лукьянове). Пынгыри Мочалду - в Урлюково богатырский мыс.

Мочалду - мыс, там два брата жили, одним топором жили, через Кеть бросали. С одной стороны - тайга, с другой - бор выходил. Попробуй-ка, перебрось топор через Кеть! А они кидали. Это около Урлюково.

Там, где богатыри жили, там тропинки все время оставались большие. Никто там не ходит, а тропы есть. Это богатырские дороги.

(Записано летом 1963 г. со слов Кондукова Н. И.

в пос. Усть-Озерное)

Чапте

Черная пташечка (ласточка) спрашивает:

- У тебя голова из чего сделана?

Она отвечает: "Голова из ковшечка".

- А нос из чего у тебя?

- А нос - пешня.

- А хвост - соломинка.

- А ноги из чего?

- А ноги - вилочки.

- Давайте купаться!

- Утонем.

- За осоку ловиться будем.

- Руки порежем.

- Рукавицы наденем.

- Рукавицы вымокнут.

- Высушим.

- Засохнут, растрескаются.

- Иголкой сошьем,

- Зашивать - иголка отломится.

- Иголку поточить.

- А подпилок где?

- В ящичке.

- А ящичек где?

- Ящичек сгорел.

- А огонь где?

- Огонь дождем намочило.

(Записано летом 1963 г. со слов Мунгаловой Н. Д.

из юрт Налимкиных)

с.347