Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

РОДОВЫЕ МИФЫ И ПРЕДАНИЯ

№ 22. РОД АКУНКА

В самом начале род Акунка возник на реке Аку, вышел из скалы Сидаки, что стоит в устье этой реки. В скале есть пещера. А Аку это обыкновенный ручей. В устье того ручья Акунки и родились. Сначала был всего лишь один человек - Акунка - с двумя женами. Так они там и жили. От одной жены он имел четырех сыновей, от другой - семь сыновей. Жили они очень давно, когда земля еще только остывала. И вот тогда-то эти парни и стали Акунками, настоящими Акунками: Акунки-четверочники и Акунки-семёрочники. Когда Акунки, и четвёрочники и семёрочники, подросли, стали они искать себе жен. Женились в разных других местах. Исконные семёрочники остались жить на Аку, промышляли зверя и рыбу. Иногда далеко уходили в поисках зверя. Часть перешла на Амур, часть пошла к югу, а часть так здесь и осталась, расселившись по всему Тумнину. В таких странствиях находили себе единоплеменников - Мулинков, Намунков, Тыктэмунков, удэхейцев, нанайцев, ульчей, Хутунков, Сиочонков, Эхэмунков, Биаполинков, Манков, Пудя и всех людей из разных других родов. Ведь и те роды так же охотились в тайге, добывали зверя, ловили рыбу, жен себе подбирали из других родов. В те времена Акунки были самыми сильными и многочисленными из всех родов. Бог сотворил Акунку, с самого начала имеющим двух жен. Поэтому-то Акунков и стало больше всех. А предков других родов бог создавал вначале одноженцами, а иных и не женатыми. Были и такие роды, которые происходили прямо от зверей. Некоторые поплыли по Тумнину вниз и оседали у развилок реки. Так там возникали другие роды. Жили, жили Акунки, стало их ещё больше и начали они подчинять себе другие роды, малочисленные и бедные. Кого подчинят, всем помогают, ловят рыбу, добывают зверей для пропитания, дают имущество. Эти роды стали Акункам духа. Духа у них такие: Хутунка, Пудя, ульчи, Сиочонко. Словом духа орочи называют те роды, которые подчинялись другим. Все эти роды подчинялись Акункам, и стали их духа. С тех пор разные орочские роды объединились: Акунка, Хутунка, Сиочонко с самого начала жили сообща. Все они духа Акунков. А вот Намунки, Тыктэмунки, Мулинки, Улэнки, Кадя, ульчи, нанайцы - те тоже сообща живут, они духа Намунков. В то время самыми сильными, самыми богатыми были роды Акунка, Намунка и Ёминка. Среди Акунков жил один человек по имени

с.174.

Буденгэри. Старик этот был у орочей старшиной, управлял всеми орочами, был их начальником. Был еще один старик по имени Егорка. Он был орочским судьей. Разбирал все их судебные дела. Он был самым главным начальником после Будэнгэри.

№ 23. РОД ЁМИНКА

Ёминки первоначально произошли от зверей. Часть - от волка, часть - от тигра. Ёминки, родившиеся от волка, жили так. Когда к ним приходил гость, они выходили навстречу и лаяли - хау-хау-хау! Потом, после встречи, говорили гостю: "Не обижайся, гость! У нас обычай такой". Отсюда-то орочи и узнали, что Ёминки действительно произошли от волка. Таково древнее предание. Есть и другое предание о том, что Ёминки произошли от тигра. Однажды у Ёминков родился ребенок с лицом совсем как у тигра. Имя его я забыл. Лицо у него было всё в морщинах. Руки кривые, как когти у тигра. После рождения этого ребенка Ёминки стали очень богатыми. Звери, рассказывают, сами к ним шли. В их амбары соболи, хорьки, горностаи, белки - все разнообразные звери так сами и заходили. Лисицы и еноты всегда ходили под амбарами, совсем как домашние собаки. И выдр в их прорубях полно набивалось. Идут женщины по воду, убивают толкущихся там выдр и приносят домой. Лоси прямо с волокушами во множестве сами приходили к их порогам. Всякие звери и всякие птицы приходили, говорят, сами. Ёминки хорошо ухаживали за тем ребенком. Отсюда орочи и узнали, что Ёминки действительно произошли от тигра. Жили они так и жили. И вот к Ёминкам в гости приехали эвенки. Увидели эвенки того ребенка и стали, как говорят, во всю смеяться и оскорблять его. Ничего не отвечали им Ёминки, не обижались, сидели молча. Угостили эвенков. Потом они уехали к себе. А когда приехали домой, увидели, что часть их оленей пала. Эвенки удивились, почему пали у них олени. Переночевали одну ночь дома, а за ту ночь пала половина их оленей. Смотрят, шеи у оленей перекушены. Так каждую ночь пропадало по десять, двадцать, а иногда и тридцать штук. Тогда они догадались, что оленей убивает тигр. Нашли следы тигра. Недоумевают - почему же тигр убивает их оленей? Перекочевали на новое место - все равно убивает. Ничего не могли поделать. Потом один из эвенков вспомнил: "Ведь мы смеялись над ребенком Ёминков, а этот ребенок, как говорят, сын тигра. Вот ребенок, видимо, и обиделся, рассердился и направил тигра убить всех наших оленей". Тогда они снова пришли к ребенку, долго просили

с.175.

у него прощения, а потом уехали. Приезжают домой - все оставшиеся олени целы. Тигр перестал после этого истреблять их оленей. Отсюда и узнали орочи, что Ёминки действительно произошли от тигра. После этого у Ёминков родился еще один ребенок по имени Будыкули, младший брат Сондяки. От его смерти прошло тридцать с лишним лет. Человеческой речи он не понимал. Лицо его было всё в морщинах. Руки словно когти у тигра. Умер он рано, прожил всего три года. Рассуждая сам по себе, он наперёд узнавал, что люди зверя убьют. Когда кто-нибудь убьёт зверя, он бурно радовался, веселился. По его радости и веселью люди точно узнавали заранее, как они будут жить дальше.

 № 24. ПРЕДАНИЕ [РОДА ЁМИНКА]

На реке Хуйни жил род Хуинка, а на реке Ёми - род Ёминка. В давние времена Ёминки долго воевали с другими родами. Вражда между ними была очень сильная. Погибло много богатырей. Людей не стало. Жили тогда два человека - старший и младший братья. У старшего была жена. В то время старший брат поехал на Амур. Приехал к устью Хунгари и стал там называться Онинка. Старший брат отметил палкой направление своего пути. Но палку его повернуло ветром. Потом пришел младший брат. Нашел палку старшего брата. Увидел ее и думает: "Сюда поехал мой старший брат". Шел, шел по Хунгари и перевалил на Хуту. На реке Хуту сделал лодку. Поплыл вниз к устью. Там долго жил. Живя там, попросил себе жену у рода Хутунка. Получил жену. Однажды по реке Тумнину плыла вниз какая-то лодка. Ёминка спросил: "Из какого ты рода?" "Мой род Хуинка". Потом тот человек добавил: "Нет никакого рода, если есть всего один человек". Человек тот был пожилой. Так он вошел в наш род. Ему сказали: "Ты будешь называться Большим Ёминкой". Так жили, жили... Народилось много людей. Ходят охотиться по реке Хуту. Жили там старик со старухой. Муж ходит по тайге, охотится. Тут он увидел ребенка и подумал: "Это, наверное, чёрт". Потом подумал, что надо бы спросить у чёрта. Вот и спрашивает: "Не чёрт ли ты?" Помотал головой. "Взять мне тебя, что ли?" Кивнул головой. "На виду у людей мне тебя держать?" "Не держи меня на виду у людей. Тайком храни". Человек тот ставит ловушки. Убивает тот старик много лосей, пушного зверя, соболей. Разбогател он. Потом девочка стала взрослой. Как пойдет за дровами - рысь принесет, как пойдет за водой - принесет выдру. Так вот и жила. Потом стала взрослой девушкой.

с.176.

Тогда к ней посватался Хутунка. Отец дал согласие. Когда Хутунка ушел, девушка говорит: "Отец, ты меня больше не увидишь. Зачем же ты отдал меня?" После этого приехал ее муж, зять старика. А девушка тут и умерла. Половина лица ее почернела, половина покраснела. Род Хутунка дал Ёминкам земли, дал речки Хуту, Бута и Гадуама. Себе же взял только речки Биака и Адялами. Жили, жили там, и вот одна из женщин Ёминков забеременела. Родила ребенка. Необыкновенная родилась девочка, совсем как бы не человек. Руки - как култышки, а глаз и вовсе нет. Назвали ее Бали (Слепая). Впоследствии эта женщина стала тигром. Хоть и родилась как человек, а была прямо как бурхан. Эта имеющая вид бурхана никуда не ходит, сидит дома. Потом девочка выросла большая. Отец ее ходит по тайге, охотится, а дочь уже всё знает. Какой зверь погиб от руки отца - всё знает.

№ 25. ПРЕДАНИЕ [РОДА] ЁМИНКА

Жил один человек с женой в верховьях реки Хуту, в местности Очонко. Долго так жили. Муж ходил в тайгу, охотился ловушками. Однажды, когда жена его сидела дома одна, пришел тигр. Он был словно человек. Шкуру свою оставил на улице и стал совсем человеком. Муж по две, по три ночи проводит в тайге, а тигр тем временем живет с его женой в доме. Когда муж возвращается, тигр в тайгу уходит. После охоты муж был дома. Лег спать рядом с женой. Поздно вечером пришел тигр. Вошел он в своей шкуре и лег к его жене, а мужа оттолкнул в сторону. Испугался муж и ничего не сказал. Утром тигр ушел в тайгу, а женщина стала беременной. Так жили и жили. Муж стал убивать много зверей, много лосей добывать. Минул год. У них сын родился. Глаза у него слепые, рот как у человека и нос как у человека, а руки - как передние лапы тигра, ноги - как задние лапы тигра. Так и жил он, пока не вырос. Однажды отец ушел в тайгу, а тут приехали сородичи Ёминки. Отец из тайги ещё не вернулся. Слепой сказал: "Лигла-а!" В тот раз отец его добыл очень много пищи. Потом поблизости остановилось много эвенков с оленями. Слепой пошел с матерью к эвенкам в гости. Эвенки стали насмехаться над его ногами, над его слепотой. Тогда они с матерью ушли домой. Слепой стал кричать: "Тигр-отец! Иди сюда! Эвенки смеются надо мной". Тут появилось множество тигров. Стали они поедать оленей у эвенков. Тогда эвенки взмолились: "Пожалей нас, Слепой! Мы дадим твоему отцу оленя". Дали эвенки оленя, и все тигры удалились. "Мы ведь просто пошутили, - говорят

с.177.

эвенки. - Не сердись на нас!" Так и жили да жили. Отец Слепого никогда ни в чем не нуждался. Так тигр постоянно помогал Ёминкам.

№ 26. БОКТОНГО

В давние времена жил на Амуре один человек с женой и сыном. Человек этот принадлежал к роду Ёминка и носил имя Боктонго. Так он жил и жил. Однажды в тайгу пошел. Ночует в тайге и слышит страшный порыв ветра. Ветер движется к нему. Рядом стояло дерево, толстое, большое дерево. По пути ветер ударил в него. "Это, видно, дух Скорости", - сказал про него Боктонго. Потом отломил кусочек дерева и сделал из него крепление для лыж. С этих пор Боктонго стал необычайно сильным в ходьбе, стал быстро ходить. Завладев духом Скорости, Боктонго переселился в наши места. Быстро, словно дух Скорости, Боктонго стал ходить на Амур. Он рябчиков обгоняет, и рябчики отстают от него. Так он и жил. Однажды в сражении какой-то нивх убил сына Боктонго. В порыве гнева он за день добежал до Амура, чтобы убить этого нивха. Пришел к нивху и спрятался. Вот слышит он, как нивх укачивает своего ребенка. Ударом копья Боктонго убил нивха. Сначала отца убил, потом хотел убить и его ребенка, мальчика. Пошарил палкой у него в руке и нашел в мизинце его душу. Тут ребенок умер. После этого Боктонго уехал, забрав у нивха собачью упряжку. По пути встретил жену нивха. Она ходила за ягодами. "Твой муж подарил мне собачью упряжку", - обманул он ее. Поехал домой. Приехал и сказал: "Нивха я убил".

№ 27. ПРЕДАНИЕ РОДА БИСАНКА

В давние времена родился Бисанка. Огня у него нет. Он думает: "Видно, надо сделать деревянное сверло. Попробую-ка!" Сделал сверло. Стал сверлить, добыл огонь, раздул его. "Вот теперь хорошо!" Сделали люди жилище в земле. Назвали его дяяу. Дом темный, теплый, удобный. Но нет и одежды. Сделали одежду из рыбьей кожи, а тепла от нее никакого. Сшили одежду из собачьей и лосиной шкуры, теплую сшили одежду. Одно поколение жили в дяяу. Потом построили для жилья другой дом. Жили они на Бисане, потому и стали Бисанками. Жен себе покупали у Сиочонков. Бисанка обижал свою жену. Рассердилась жена и ушла к своему отцу. Пошла в отцовский дом. Подошла к дяяу ночью, а там

с.178.

огонь горит и люди сидят. Протянула им своего ребенка, а он заплакал. Смотрит - нет ни огня, ни людей, в доме темным-темно стало. Оторопела женщина и подумала: "Пойду назад, к мужу!" Вернулась домой. Муж спрашивает: "Куда девала ребенка?" "Ребенка я потеряла". "Где потеряла?" - спрашивает муж. "В отцовском доме потеряла". "Его бесы и черти съели". Не стало у них ребенка, а в опустевшем доме развелось много чертей, бесов и духов. Жить там стало невозможно. Поехали они в бухту Хади, расположились в Асинкане, там и жили. Впоследствии часть из них переместилась в Ненгненку, там и жила. Живущие в Ненгненку люди стали Ненгненкунками, а живущие в Асинкане - Асинканками. Потом они прибыли на реку Хади и стали там жить. Реки поделили между собой. Ненгненкунки охотятся по реке Тута, а Асинканки - по реке Хади. Разделились они на две части - Ненгненкунки и Асинканки, а род остался один - все они Бисанки.

№ 28. ПРЕДАНИЕ РОДА БИСАНКА

Когда-то Бисанки своего рода не имели. По преданию, Бисанки - это люди, переехавшие с Сахалина. Когда Бисанки жили еще на Сахалине, неизвестно, кем они были - айнами пли орочами. Как только переехали через пролив, добрались до мыса Хайнку. Пока ехали, море было бурное. Всё их имущество намокло. Пристали к берегу и стали сушить свои вещи. Вместе с другими вещами сушили они и свои книги. Как теперь думается, прежние люди знали грамоту. Книги, которые они сушили, унесло ветром в море. После этого книг у них не стало. Грамоту понимать люди перестали. Так вот и сушили они свои вещи на солнце. Пожили они немного после приезда и стали искать себе удобного места. Для жительства они выбрали себе Бисан (ныне бухта Фальшивая близ Советской Гавани). Вот п появилось у них родовое имя Бисанка. Жили, жили... Свои места хорошо узнали. А потом выбрали себе другое место. Его название - Асинка. Так там и жили. Летом ловили рыбу, а зимой охотились в тайге по речке Хади, промышляли соболей и лосей. Питаясь ими, и жили. Долго так жили. Всё больше и больше становилось Бисанков. Когда-то зверя продавали маньчжурским и русским купцам. Купцы эти приезжали с Амура. Так вот и жили. Из числа Бисанков выбрали себе старосту. Имя его Чочо (по-русски - Иван Михайлович). Чочо стал ездить на Амур, продавать пушнину. Был он большим мастером делать разные

с.179.

вещи - копья, остроги, морские лодки. Живя так, он разбогател и стал известным. Так жили и жили. Пушнину продавали русским купцам на пароход, который приходил из Владивостока. Зверя обменивали на продукты питания, на муку, ткани, табак, ружья и на водку. Пароход приходил дважды за лето. Когда наступало время его прихода, в Хади приезжали жители рек Тумнин, Коппи и Ботчи. Сверх стоимости пушнины Чочо брал у купцов еще некоторое количество продуктов, тканей, ружей, спичек, табака. Брал он эти товары для того, чтобы давать их в долг тем, кто к пароходу не приехал. Так Чочо дожил до старости и умер. Его младший брат Алексей - покойный отец Алимки - тоже был богачом. Перед своей смертью он схоронил в земле золотые и серебряные деньги, всё имущество. Между своими детьми делить не стал. Был он очень жадный и злой.

№ 29. РОД НАМУНКА

Откуда появились Намунки, я не знаю. Расскажу лишь одно предание. Жили Намунки на берегу моря. Живя там они убили птицу кори. Сняли с убитой кори шкурку целиком, высушили снятую шкурку и разделили ее. Дали людям каждого рода. Одно из крыльев дали Мулинкам, другое крыло дали Тыктэмункам, часть оперения с ее тела - ульчам, другую часть - нанайцам. Себе же взяли шею. С тех пор Намунки стали начальниками. Поделив эту кори, Намунки получили себе в духа Мулинков, Тыктэмунков, ульчей, нанайцев и удэхейцев рода Кадя. После этого при сильном наводнении часть Тыктэмунков поехала вниз по реке и застряла в развилке реки. Намунки выручили их из беды и приняли своими сородичами. С тех пор их стали звать Улэнками. Намунка и Улэнка - это один род. Ту самую кори убили не так давно, лет двести с небольшим тому назад. Убили ее в Дате. Это была огромная птица, с орочский амбар величиной, а весом - с лося. Она была самкой. Позже прилетала кори-детёныш. Её никто не убивал. С тех пор прошло сто с лишним лет. Эта кори была черной. В тысяча девятьсот тридцать восьмом году снова прилетела кори на болото, что лежит в устье Умичи, ниже Алексеевки. Но та была белая. Там жили эвенки. Целый день гнались они за той птицей на оленях, но догнать не смогли, даром что она бежала по земле. Не убили, упустили ее. Эта птица была ростом с оленя. Летать она не могла, только по земле бегала. Так она и скрылась. И орочи и эвенки были поражены, что это за птица такая! Всё.

с.180.

 № 30. ПРЕДАНИЕ РОДА МУЛИНКА

Хадау породил одного человека в каменной колыбели. Там он и жил, а Хадау качал его. Через некоторое время он вырос и стал Кангункой. Пришел туда же Мулинка. Тогда стало двое людей. Был один, а стало двое. Жили они там вместе. Потом пришел еще один человек - Тыктэмунка. Кангунка и говорит: "Ты родился в Тыктэмуне, вот и будешь Тыктэмункой". Кангунка на лодке отвез его немного выше по течению и оставил в Дагане. Говорит Кангунка: "Ты, Тыктэмунка, живи в Дагане!" А Мулинку отвез Кангунка в устье Мули, там и оставил. Говорит Кангунка: "Ты, Мулинка, живи в устье Мули, а я, Кангунка, буду жить в Кангу". Так и живут, долго живут, и вот стало их уже много. И Кангунков стало много, и Мулинков стало много, и Тыктэмунков стало много. Живут они, а котла у них нет и огня тоже нет. Тогда Кангунка разыскал камень, трут, сухие корешки травы и кремень. Стал двумя камнями высекать огонь. Получил огонь, раздул его. Нашел Кангунка и котел. Разломил его на три части и разделил. Один кусок дал Мулинке, другой - Тыктэмунке. Потому-то три рода и стали между собой духа. Начали варить на огне пищу. Так там и жили. В Кангу жили Кангунки, в устье Мули - Мулинки, а в Дагане - Тыктэмунки.

№ 31. ПРЕДАНИЕ [РОДА ТЫКТЭМУНКА]

На этом берегу реки Оёнку в верхнем её течении стоит утес Муди, а в нем есть пещера Тыктэму. Предки Тыктэмунков в давние времена появились из этой пещеры. Только вышли, поехали вниз по течению. В устье реки Мули род Мулинка принял их себе в сожители. Тут же род Мулинка дал им землю, высокое место на берегу. Там они и жили. Ружей у них не было. Стреляли стрелами. Людей было много. Однажды весной стреляли они стрелами в льдины и стволы деревьев, плывущие по воде. Этим они рассердили хозяина воды. После этого стали они болеть и все вымерли. Такую они допустили оплошность по отношению к воде. В живых остался только один человек. У него были больные ноги, и он ходил с деревянным посохом. Жил он, жил... и женился. Жена родила ребенка. Теперешние Тыктэмунки это их дети.

с.181.

№ 32. ПРЕДАНИЕ РОДА ХУТУНКА

В давние времена наши сородичи жили на реке Гарин. Оттуда они пришли в верховья реки Хуту. Тогда у них олени были. В верховьях Хуту сделали плот. На том плоту поплыли вниз по реке. В Дюлкене жили Хутунки. Взяли на плот встреченных по пути людей. Все они стали одним родом Хутунка.

№ 33. РОД ПУНЭДИНКА

У Ёминков есть духа - род Пунэдинка. Спервоначала они повстречались в тайге. Встретившись, стали обмениваться своими вещами. Ёминки дали Пунэдинкам кресало и кремень, а Пунэдинки дали им пунэди - сухие корешки травы-пырея для разжигания огня. После этого они стали друг для друга духа. Пунэдинки родились в речном завале, появились из пунэди в куче древесного мусора, из корешков травы-пырея. Оттого и стали Пунэдинками.

№ 34. ПРЕДАНИЕ [РОДА] БЭСЭ

Поехали двое людей охотиться в море на двух морских челноках. Опустился густой туман. Потеряли они направление и заблудились. Решили: "Поедем к берегу, домой! Наш дом вон там должен быть". Едут, едут, а земли не видно. Растерялись они: "С голоду умрем". Однако едут дальше. Отдохнут, едут, отдохнут, едут... Вот-вот конец им приходит. Но тут туман поредел. Смотрят - вблизи земля. Посмотрели на берег - там люди, много людей. Повернули к берегу, к людям. А речи их понять не могут. Вытянули люди их челноки на берег. "Сейчас прикончат", - совсем расстроились те двое. Но их взяли под руки и подняли. Встали они, вылезли из челноков. Видно, что их жалеют. Взяли их за руки и быстро повели к себе домой. В доме они сели на пол. Им принесли пищи, и они стали есть. Голодные, они ели с опаской. От пищи они поправились. Дали им девушек в жены. Стали там жить. Пожили с местными людьми и овладели их языком. А это были айны. Как-то говорят: "Мы поедем к себе домой". А их отговаривают: "Не уезжайте, живите у нас!" Остались жить у них, стали их свойственниками, а потом у них и дети появились. Так там и жили. Потом, спустя несколько лет, они умерли. После них люди рождались, умирали. Сменилось несколько поколений. Рождались и их потомки. Вот они жили и решили: "Поедем-ка мы к себе на родину, на реку Ботчи, поплывем на шхуне с парусом".

с.182.

Вот и поплыли. "Давайте причалим к берегу!" А там живут удэхейцы. "Какого вы рода-племени?" - спрашивают. "Мы из родов Суландпга и Камидига". "А наш род Бэсэ Здесь живет?" Удэхейцы отвечают: "Рода Бэсэ уже нет". "Даже и женщин не осталось?" "Среди Идинков есть только один человек - сын женщины из рода Бэсэ, зовут его Сабага". Люди из рода Бэсэ говорят: "На земле айнов наших сородичей человек сорок". Немножко пожили здесь и уехали обратно.

№ 35. КАК В ДАВНИЕ ВРЕМЕНА ЗАЯЦ УБИЛ ПРЕДКОВ РОДА КАУНДЯНКА

Охотясь зимой, Каундянки поймали зайца живьем. Взяли его и принесли домой. Потом, вечером, сделали крючки. Сколько людей было, столько и крючков сделали. Закрыли крепко-накрепко окна и дверь. Закрыли и выпустили своего зайца. А потом тут же стали ловить зайца крючками. Цепляют его крючками и смеются. Как зацепят, так и смеются. Изодрали шкуру зайца в клочья. Одни отговаривают это делать, а другие цепляют и цепляют. Одни останавливают других: "Довольно, хватит! В нем нечистая сила сидит! Ведь зайцы людей убивают!" "Туловище у этого зайца маленькое. Как же он может убить? Да у него и шкуры-то нет. Как ему убить людей? Он сам вот-вот околеет". И опять принялись цеплять крючками. Цепляют и цепляют. Когда дергали его крючками, заяц разозлился. Туловище у него стало большим. И пошел он людей убивать. Принялся топтать их и погубил всех, кто был в доме. Род Каундянка был самым сильным, самым большим, самым многочисленным. А после того, как они так обошлись с зайцем, их осталось совсем мало. Всё умирали и умирали. Потом их совсем не стало. Теперь уже из рода Каундянка нет ни одного человека. Все вымерли.

№ 36. КАУНДЯ

Раньше у рода Каундя было много оленей. Жил он в Ненгненку. Один из Каундей поймал в лесу зайца и живьем принес домой. Сделал крючок из иголки. Потом выпустил зайца в доме и стал цеплять крючком его шкурку, да так, что вся она пошла клочьями и кровь потекла. Все цепляли - и женщины, и мужчины, и дети. Рассердился заяц. Уши у него стали с чехол от ружья и туловище большим стало. Выбежав на улицу, он громко крикнул: "Смерть! Смерть!". И все те люди вымерли.

с.183.

№ 37. [КАК] В ДАВНИЕ ВРЕМЕНА ФИЛИН ЛЮДЕЙ УБИЛ

Люди из рода Дялианка подражали крику филина. Однажды вечером филин закричал. Кричит всё громче и громче. Тогда Дялианки стали подражать его крику. Передразнивают его и передразнивают. Крикнет он "ху-ху", и они говорят "ху-ху", крикнет "ху", и они говорят "ху". Рассердился тогда филин. Налетел на самых взрослых из людей. Налетел филин и всех перебил. А когда он улетел, другие люди с ним так уже не обращались, перестали. Теперь из рода Дялианка не осталось ни одного человека.

с.184.