Предисловие
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЙМЫРСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ТАЙМЫРСКИЙ ОКРУЖНОЙ ЦЕНТР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
СЕРИЯ "ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ ТАЙМЫРА",
ВЫПУСК 5
НЕНЕЦКИЙ ФОЛЬКЛОР
Мифы
СКАЗКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДАНИЯ
КРАСНОЯРСК
1995
ББК 47.2.44. (Ненец.)
Н 51
Сборник издан благодаря финансовой помощи Управления культуры Таймырского автономного округа.
(c) Управление культуры Администрации Таймырского автономного округа, 1995
(c) Таймырский окружной центр народного творчества, 1995
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемый читателю сборник ненецкого фольклора является продолжением второго выпуска из серии "Фольклор Таймыра", изданного в Дудинке в 1992 году. За последующие два года были накоплены и обработаны новые материалы, появившиеся в результате экспедиций сотрудников окружного центра народного творчества в отдаленные поселки округа.
Большая часть сборника посвящена творчеству ненецкого сказителя Яра Василия Дмитриевича (пос. Воронцово Усть-Енисейского района). Его сказки и легенды записывались неоднократно, в первую очередь Л. П. Ненянг. Часть произведений опубликована (см. "Советский Таймыр" от 30 апреля 1982 года). Составитель этого сборника тоже записал несколько мифов, мифологических сказок и исторических преданий.
Необходимо отметить, что ненецкие мифы собраны далеко не полностью, уже не говоря о их опубликовании. Если по энецким и нганасанским мифам изданы на русском языке отдельные книги (см : Мифологические сказки и исторические предания энцев. Мифологические сказки и исторические предания нганасан. Москва, 1978), то с ненецкой мифологией мы можем кратко познакомиться только по учебнику (см. Ненецкий фольклор. Ленинград, 1960. стр. 18).
Ненецкие мифы мало записывались но разным причинам Во-первых, из-за трудности в понимании их содержания и смысла и не в меньшей мере из-за трудностей, связанных с переводом. Каждому, кто приступает к работе с мифами, приходится сначала детально изучить культы и обряды ненцев, связанные с почитанием сил и явлений природы, культы неба. солнца, хозяев земли воды и промысловых угодий, священных мест и предметов, семейных охранителей и покровителей. И хотя по этим вопросам уже имеется научная литература (напр. см. Хомич Л. В Религиозные культы ненцев. - Сборник Музея антропологии и этнографии, т. 33. Ленинград, 1977. с. 5-28), тем не менее требуется приложить большие усилия, чтобы правильно понять тот или иной миф. От этого зависит успех или неуспех перевода на русский язык.
Вторая причина, почему мифы мало записываются, кроется, па наш взгляд, в самом отношении к мифам Мифы существенно отличаются от прочих сказок и преданий тем, что в них появляются сам Бог, различные божественные существа или разумные существа, вышедшие из иных миров, (трудно сказать, каких: параллельных
с.3.
или инопланетных). Эти существа вступают в контакт с земными людьми, и происходят разные события. И наоборот, земные люди каким-то образом оказываются в потустороннем мире как умерших людей, так и людей, или зверей, животных, находящихся в иных физических измерениях (ином времени и пространстве).
Однако возникает вопрос, как относиться ко всему этому? Ведь далеко не все признают существование Бога или Вселенского Разума, существование иных (внеземных) высокоразвитых цивилизаций, опередивших земную на многие миллионы лет и способных вмешиваться в жизнь земных людей тем или иным образом. В случае непризнания мифы могут показаться или религиозной мистикой, или вообще пустым вымыслом.
Но существует и другая точка зрения. Мифы живут уже тысячелетия у разных народов. В мировом фольклоре четко вырисовываются устойчивые представления о том, что боги жили среди людей, преподносили им первые знания, были первыми советчиками людей, законодателями и установителями морали (Зайцев В. Боги приходят из космоса - "Байкал", 5 (1967, стр. 48). Сами боги были, но всей вероятности, теми или иными представителями Вселенского разума. В литературе имеются описания конкретных лиц, прибывших на землю "со звезды" и творивших те или иные дела. Исследователями мифов справедливо отмечаются, что фантазии мифов, сказаний и легенд питались соками действительности, что у самых их истоков стояло нечто конкретное и реальное (Лисевич И. С. Древние мифы глазами человека космической эры. - "Советская этнография", 2 (1976, стр. 150).
Допустимо, что сказанное в той или иной мере относится и к фольклору народов Севера, где у истоков мифов, даже самых невероятных, могли быть какие-то события реальной действительности. Внимательный анализ даже тех немногих мифов и мифологических сказок, помещенных в этом сборнике, наводит на мысль, что в неписаной истории ненецкого народа могли иметь место разные загадочные явления и события. Взять хотя бы для примера две мифологические сказки. В сказке "Таб Ед Хэвко" мы видим женщину неизвестного происхождения, скорее всего "оттуда". У нее никого нет, кроме собачки. Довольно оранными и необычными способами Таб Ед Хэвко находит себе и мужа, и оленей, причем у мужа полностью стирается память о том, где и у кого он был раньше. Смысл земной жизни у Таб Ед Хэвко, оказывается, состоит в том, чтобы дать начало какому-то новому человеческому роду. Выполнив эту задачу, она вместе с мужем бесследно исчезает, а ее сын остается на земле, женится на земной женщине, но сам становится божеством, дарующим ненцам богатство. Здесь Таб Ед Хэвко в какой-то мере напоминает Хуан-ди, который, согласии древне-китайской
с.4.
мифологии, царствовал целое столетие и, выполнив свои земные задачи, улетел обратно "на звезду", которая, кстати, хорошо известна и светит по сей день.
В мифе "Мальчик Мосеко" мы читаем о приключениях мальчика, по воле судьбы попавшего к какому-то Мужчине-Рыболову, которого взрослые люди почему-то боялись и считали чудовищем. Выясняется, однако, что он вовсе не чудовище, а человек "оттуда", и что, кроме него, есть еще три соратника. Все они обладают идолами непонятного свойства и в определенное время помещаются в медную лодку, или, говоря современным языком, в неопознанный летающий объект. Миф не дает ответа, почему эти люди со странными идолами (или техническими приспособлениями?) жили среди земных людей, какие у них были цели и задачи? Единственное, что мы узнаем, это то, что между Мосеко и Мужчиной-Рыболовом была человеческая дружба и что последний спасал мальчика от беды, чудесным образом оказываясь вовремя в нужном месте. Думается, что в истоке этого мифа было ни что иное, как один из эпизодов деятельности на Севере разумных существ, прибывших из иных миров при помощи неопознанных летающих объектов.
Не менее интересны и ненецкие исторические предания, хотя трудно дать их обстоятельный анализ ввиду ограниченности материала. В преданиях выявляются, в первую очередь, две темы, представляющие значительный интерес. Это контакты ненцев с сихирча и взаимоотношения с парнэ, имевшие место в отдаленном прошлом. Кто такие были сихирча и парнэ?
Вопрос о народе сихирча уже не раз становился объектом научных исследовании. Собранный материал позволил учёным сделать вывод, что сихирча - это "досамодийское население арктического побережья, представители культуры морских зверобоев и охотников на дикого северного оленя, существовавшие до конца I, а в отдаленных местах и до середины II тыс. н. э., но оказавшиеся истребленными и поглощенными пришедшими с юга предками ненцев и других родственных им народов" (Васильев В. И. Сииртя - легенда или реальность? - "Советская этнография", 1 (1970, стр. 151-158). Высказывается также предположение, что сихирча - это остатки древней цивилизации, жившей в легендарной Гиперборее, на земле, которая со временем погрузилась в пучину Северного Ледовитого океана (подробнее см.: Темкин Г. Лунный лист. - "Вокруг Света", №№ 7-8. Москва, 1989).
Любопытно, что ненецкие легенды рисуют сихирча как людей, живущих под землей. Отношения между ненцами и сихирча далеко не всегда мирные, а в сказке "Младший сын старика-ханта" сихирча даже обвиняются в воровстве человеческих глаз.
Что касается парнэ, то в ненецком (и в энецком) фольклоре
с.5.
им уделяется большое место. Под словом "парнэ" обычно понимается ведьма или дикарь (-ка), взаимоотношения с которыми были весьма напряженными и неприязненными.
Однако, из ненецкого материала так и не удается выяснить, кто были эти парнэ на самом деле. Только на основе хантыйской и мансийской мифологии и фольклора можно попытаться разгадать загадку парнэ. По-хантыйски это слово звучит как порнэ и переводится как "женщина из рода Пор". На Ямале до сих нор существует фамилия Поронгуй, что по-хантыйски расшифровывается как "мужчина из рода Пор". Возникает вопрос, что это за род Пор? История хантов и манси дает ответ и на этот вопрос. Род Пор, наряду с Мось, лег в Основу двух главных экзогамных групп хантов и манси. По всей вероятности, они были древними обитателями Урала и Западной Сибири (см.: Общественный строй у народов Северной Сибири. Москва, 1970, стр. 104,117; Соколова 3. П. Страна Югория. Москва, 1976, стр. 73). Род Пор, видимо, находился на какой-то стадии первобытного человека с элементами дикости. Судя по ненецким легендам, парнэ были свойственны: яростный, необузданный характер, враждебное отношение к настоящим людям и каннибализм. Парнэ либо уничтожались ненцами, либо сами куда-то исчезали бесследно.
Ненецкие мифы и исторические предания, несмотря на всю их фантастичность и связанные с этим трудности в правильном понимании смысла, имеют безусловно большое значение в изучении истории ненецкого народы, истоков и путей формирования мировоззрения ненцев, в постижении их духа. Остается выразить надежду, что этому разделу фольклора будет уделяться должное внимание.
В работе над сборником приняли участие ненцы - работники культуры и просвещения: Яптунэ Роза Ямковна, Тэседо Лариса Кимовна и Дюкарева Анна Ивановна. Консультации по переводам трудных мест дала Ненянг Антонина Ивановна.
Все ненецкие тексты в сборнике написаны на таймырском говоре тундрового наречия ненецкого языка.
К И. ЛАБАНАУСКАС
гл. специалист по фольклору