Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

Лопатин И.А. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские. Владивосток, 1922.

01-

01 О происхождении мака и опия.

Вообще, нужно сказать, что гольды опиекурильщики находятся в полном смысле в крепостной зависимости у торговцев-китайцев и делаются их послушными рабами.

О происхождении мака и опия у гольдов существует прекрасная легенда, записанная П. П. Шимкевичем*1). В этой легенде рассказывается о том, что один молодой гольд попал к маньчжурскому чиновнику и жил у него, как сын. Однажды, проходя по улице города, юноша увидел красивую девушку. Он полюбил ее и стал тосковать по ней. После долгих усилий ему удалось попасть к ней в комнату. Девушка ответила ему взаимностью и молодые люди наслаждались любовью. Но вдруг родители вызвали юношу домой и против его воли женили его. Но тоска по возлюбленной не давала покою юноше, и он тайно уехал в тот город, где жила она. Ночью во сне ему является его возлюбленная и говорит: "Юноша, ты напрасно приехал сюда повидать меня, я более на свете не живу; отец, узнав о моем поступке, поджег баню, в которой я жила, и я заживо сгорела. Пойди завтра к развалинам, ты найдешь там в обломках мое окаменелое сердце. Возьми и береги его". Чуть свет, молодой гольд пошел к указанному месту и действительно нашел там окаменелое сердце. Унес он его домой и всегда держал около себя, а его возлюбленная каждую ночь стала являться к нему. Однажды, уходя от него, она сказала: "Через несколько дней я буду живым человеком, но береги мое сердце: у меня худое предчувствие". Опасения ее были не напрасны. Жена и сестра молодого гольда, заметив странное поведение его, обыскали комнату и, найдя сердце, разбили его. Ночью пришла к нему его возлюбленная худая, худая и сказала: "твоя жена и сестра убили меня, - я более не в состоянии поправиться. Твое горе меня не воскресит. Иди на двор, полюбуйся цветами, выросшими из кусочков моего сердца, утешь себя ими; семена их имеют в себе молоко; собери его, свари и, когда оно загустеет и почернеет, кури его: ты скоро впадешь в забытье и меня забудешь, а если проснешься и вспомнишь, то снова закури". Исполнил парень приказание девушки, позвал жену и сестру, приказал им ежедневно собирать ему молоко из цветов мака и приготовлять опий, который он курил беспрестанно день и ночь, не выходя из забытья.

.Разумеется эта легенда об опии, как и сам опий, не гольдского происхождения, а китайского. Г. Шимкевич записал ее, вероятно, со слов уссурийских гольдов, так как у амурских я не слыхал о ней.

____________________

*1 Шимкевич. Обычаи, поверья и предания гольдов. Этн. Обозрение, 1897 г.

с.119.

с.187:

02. Кровная месть

Кровавая месть до сих пор продолжает существовать у гольдов. Убийство с целью грабежа, как я уже сказал, кажется, никогда не случается у них, но убийство из ревности и убийство в порыве гнева иногда случается. Но если по какому-либо поводу произошло убийство, то между родами убитого и убийцы устанавливаются самые враждебные отношения, нередко ведущие к ряду новых убийств с той и другой стороны. Дело в том, что за убийство у гольдов полагается кровавая месть. Нужно непременно убить кого-нибудь из рода убийцы. Старики мне рассказывали, что до покорения Амурского края русскими кровавая расправа гольдов совершалась часто: я даже записал все подробности одной мести. Некоторые участники которой, в том числе и сам мститель, умерли уже на памяти теперь живущих стариков. В настоящее время, при соседстве русской власти и правосудия, гольды тщательным образом скрывают всякие следы кровавой мести, но тем не менее она существует и кое-когда случается и в наше время.

Вот история одной кровавой мести. В стойбище на озере Петропавловском жил гольд Холимбо из рода Донка. У него было две

с.188.

жены. Однажды он за что-то побил свою жену Хамда. Та была крутого нрава и ушла от него к своим родителям в стойбище Скачи-Алян. Здесь она прожила больше года и оказалась беременной. Муж узнал об этом, но был уверен, что ребенок родится от него. Но когда он приехал в Скачи-Алянъ, то все ему стали говорить, что ребенок родился не от него, а от молодого парня Орохто Ходзяр. Даже мать и брат его жены Хамда не отдавали ребенка, ссылаясь на то, что ребенок не его.

Закипел Холимбо страшною злобою и ревностью. Уехал он домой и все думал, как-бы отомстить Орохто за свою обиду.

Через год, приблизительно, в стойбище на озере Петропавловском случились Каза. Съехалось много народу. Приехал туда и Орохто. Пировали два дня. Оскорбленный Холимбо запивал свое горе водкою и все злее и злее смотрел на своего обидчика Орохто. Наконец, на третий, последний день поминок Холимбо решил убить Орохто. Во время пира, когда все были пьяны, Холимбо незаметно подошел к нему и нанес ему два удара ножом в живот.

Еле живого увезли Орохто домой в Скачи-Алян и там он скоро скончался. Мать его долго плакала по любимому сыну и все время подстрекала своего младшего сына Пега отомстить Холимбо и его роду. Пега достал заветную родовую гиду, которая не раз проливала кровь врага - чужеродца и вместе с матерью стал обдумывать план мести.

Скоро Пега узнал, что брат Холимбо, по имени Бикинэ, должен приехать по какому-то делу в стойбище Сусу (выше Скачи-Аляна на 2 версты). Пега решил воспользоваться этим случаем. Он с матерью поехал в Сусу и тайно остановился на островке против стойбища. В полдень Пега из своей засады увидалъ, как в лодке подъехал к берегу Бикинэ. Охваченный местью, схватил Пега свой лук со стрелами и хотел пустить стрелу в Бикинэ. Но мать остановила Пега и советовала обождать до более благоприятного момента.

Так они просидели на островке в засаде до ночи, а ночью переправились незамеченные никем через протоку и стали подкарауливать Бикинэ около той фанзы, где он ночевал. Поздно ночью заспанный Бикинэ, ничего не подозревавши, вышел из фанзы. Разъяренный Пега, подстрекаемый своею матерью, бросился на Бикинэ и вонзил ему въ голую спину гиду. Бикинэ закричал, сорвался с гиды и побежал, но сажень через 12-15 рассвирепевший Пега догнал его и еще раз вонзил ему в спину гиду. Бикинэ упал мертвым, а обезумевший Пега со злорадством стал лизать горячую кровь со своей гиды. Мать с большим трудом оторвала Пега от крови и насилу привела его в нормальное состояние. Они, незамеченные никем, сели в свою лодку и тотчас же уехали из Сусу домой в Скачи-Алян. Но в Скачи-Аляне жить они уже не стали, а в эту же ночь перекочевали в Хулюсен, где жили их родичи (эму-хала).

с. 202.

03. [Шаманская легенда]

Особенно часто рассказывают о превращениях шаманов. Гольды твердо верят в эти превращения. Мне часто приходилось спрашивать, слышал ли кто-нибудь о превращениях, и почти всегда в таких случаях я получал утвердительный ответ; мало того, мой собеседник часто оказывался очевидцем нескольких превращений.

Так, например, мой переводчик Орока Джаксор рассказывал мне, как он вез шамана.

Дело было зимою. Орока с двумя гольдами своего стойбища возвращался с охоты. Ехали они на двух нартах. Собаки, измученные долгой ездой по тайге и изнуренные голодом, еле тащили нагруженные нарты. Когда же охотники заехали в стойбище Дондон, то там застали шамана Опенка, который гостил у своей внучки. Шаман захотел ехать с ними до следующего стойбища. Делать было нечего: из уважения и покорности к шаману нужно было согласиться, но в мыслях охотников невольно мелькнуло: "Как же мы повезем его на усталых собаках с нагруженными нартами". Но шаман угадал их мысли и сказал: "Не беспокойтесь: доедем еще до захода солнца". Охотники удивленно переглянулись, так как и на свежих собаках можно было бы доехать только ночью. Но шаман еще раз повторил им сказанные слова. Когда же они собрались в путь, то шаман, уже одетый по дорожному и простившись с хозяевами фанзы, сказал охотникам: "Поезжайте вперед, а я вас догоню". Охотники снова удивились. "Разве у тебя есть нарта"? стали они его спрашивать, думая, что шаман поедет за ними на собаках. Но он приказывал им ехать. Когда-же охотники отъехали немного от стойбища, то собаки вдруг насторожили уши, понюхали воздух и тотчас  же понеслись стрелою вперед. Чувствуя что-то недоброе, охотники оглянулись назад и к великому своему ужасу увидели тигра, прыгающего за ними. Всю дорогу гнался за ними тигр и поэтому собаки неслись без остановки, что было мочи. Действительно, до захода солнца они доехали до стойбища, соскочили с нарт и мигом забежали в фанзу, где и рассказали всем присутствующим, как было дело. Каково же было их удивление, когда через несколько минут после их приезда дверь фанзы отворилась и в нее вошел шаман Оненка. Все кинулись на двор, чтобы посмотреть, на чем он приехал. Пошли по его следам по снегу. Следы шли от амбара, но под амбаром человеческие следы кончились, там было на снегу заметно, что валялся какой-то зверь, и дальше шли следы тигра. Всем было ясно, что шаман превратился в тигра и всю дорогу бежал за охотниками. Когда же охотники забежали в фанзу, он убежал за амбар, повалялся на снегу и снова стал человеком. С ужасом и безграничным уважением стали смотреть с тех пор гольды на шамана

______________

*1 Оненка, который и до того пользовался громкой популярностью.

04. Сестра и медведь

* медвежьи торжества - праздник главным образом фамильный (родовой);  медведь является тотемом для всей хала (фамилии). Понятно также и запрещение вкушать медвежье мясо и присутствовать на пиру женщинам, так как они будут выданы в другую Хала или взяты из другой Хала и поэтому тотем рода мужа является чужим для жены.

У гольдов существуют неясные легенды, объясняющие, почему нельзя женщинам есть медвежьего мяса. Более определенные легенды подобного рода существуют у ближайших соседей гольдов, орочей. Поэтому я приведу одну орочскую легенду, позаимствовав ее из путевого дневника - рукописи В. К. Арсеньева. Это тем более уместно, что гольды в своих кратких, не принявших определенной формы легендах, говорят почти то же самое.

 "У орочей, если брат убьет медведя, то родная сестра не будет есть его мясо и вообще кушанья, сваренные на его жиру, на том основании, что это - большой грех и если сестра поест мяса такого медведя, то другой медведь непременно растерзает ее брата на охоте. По этому поводу существует особое у них сказание, которое они почему-то очень тщательно скрывают. Вот это сказание.

Опубл.: Лопатин И.А. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские. Владивосток, 1922.

С.

Однажды один охотник пошел на охоту, а дома осталась одна сестра. В отсутствии брата пришел медведь и увел с собою его сестру. Медведь женился на девушке. Долго искал брат сестру и, наконец нашел ее в лесу. Она сказала ему, что она замужем и что хозяина нет дома. Брат пошел пока на охоту. Недалеко от юрты сестры он увидел медведя и убил его, выпотрошил и принес мясо и накормил им сестру. А когда он принес шкуру и голову убитого медведя, то сестра узнала своего мужа и с испуга умерла, а брат сошел с ума"*1).

Почитание тигра

Почти то же самое нужно сказать о тигре. Тигр (амба) пользуется у гольда чуть ли еще не большим уважением, чем медведь. Тигра гольд не будет стрелять ни в коем случае. Если где-нибудь в тайге гольд выйдет на след тигра, то сейчас же сворачивает в сторону; если же случайно на охоте гольд увидит тигра, то бросает свое ружье, кланяется земно и произносит следующую молитву:

______________________

*1 В. К. Арсеньев. Путевой дневник, рукопись.

с.207.

"Эйе, Мафа! улянди фуливану

Мумбива лакъ - лакъ - бауно".

В переводе:

"Эй, старик! Дай нам счастья на охоте.

Дай кушать, пошли зверя на выстрел".

Если же гольд нечаянно убьет тигра, то печали и страху "несчастного" охотника нет предела. В таких случаях, как мне рассказывали гольды, охотнику непременно явится во сне седой старик в богатой одежде и скажет: "зачем ты убил моего сына? Ты не должен был ступать на его след и ходить той дорогою, которою он ходит. Ты не должен был смотреть на него, а, завидя вдали, должен был поклониться ему до земли". Долго седой старик будет после этого ругать охотника, но провинившийся должен покорно слушать и молчать. Увидя такой сон, охотник едет в ближайшее стойбище, где живет кто-нибудь из рода Актенка (хала Актенка). Там он объявляет старейшему о случившемся и просит помочь ему. Старейший собирает всех принадлежащих к роду Актенка на совещание. Собравшиеся подробно расспрашивают провинившегося охотника о всех обстоятельствах, при которых был совершен грех, и строго обсуждают проступок. Затем решают, какую искупительную жертву должен принести провинившийся охотник. Назначается обыкновенно от 1/2 ведра до 3 ведер водки, пуда 2-3 мяса какого-нибудь зверя, юкола, чумиза и проч. В назначенный срок кающийся охотник привозит переименованные части жертвы в то же самое стойбище. Старейший делает из дерева маленькую модель лодки и кладет в нее 1/2 бутылки (или меньше того) водки, немного мяса, юколы и чумизы. После этого вся компания вместе с кающимся отправляются в лес к родовому дереву Актенков. Там все кланяются, а старейший произносит следующую молитву:

"Старик, не сердись! Он убил твоего сына нечаянно. На следующий раз он будет более осторожен. Вот тебе от него угощение. Пей и ешь с нами и забудь старое".

Лодочку с жертвою вешают на дерево и после этого возвращаются въ стойбище. Здесь начинается пиршество и съедается и выпивается вся жертва, доставленная охотником. Едят мясо, жидкую кашицу из буды и прочие кушанья, какие могли изготовить женщины из оказавшихся в запасе продуктов. Водка пьется с самого начала и до конца пира в огромном количестве. Кающийся с коленопреклонением подносит рюмку прежде всего старейшему; тот принимает ее и говорить: "не делай больше зла старшему". Пьют все с мала до велика, но кающийся не должен в рот брать и капли. Смотря по запасу водки, пир продолжается сутки, двое, трое, а иногда даже целую неделю. Обжорству, шуму, крикам, ругани и даже ссорам и дракам здесь, как и во всякой попойке у гольдов, нет границ.

После исполнения описанного обряда провинившийся в убийстве тигра гольд чувствует себя безопасно, считая, что вина его совершенно заглажена и тревоживший его по ночам старик удовлетворен.

- 208 -

Но если сон повторится, то гольд считает, что искупительная жертва была недостаточна и поэтому обряд снова повторяется.

Не только нельзя стрелять самого тигра, но нельзя стрелять раненого или преследуемого тигром  зверя. Если же будет обнаружено, что за бежавшим зверем, которого охотник убьет, гнался тигр, то гольд ни за что не возьмет ни мяса, ни шкуры, даже не прикоснется к нему. В этом случае охотник должен произнести, обратясь к исчезнувшему тигру, следующее :

"Мафа! Зверь твой;

Не я его убил, а ты".

Если же охотник не заметит преследующего добычу тигра и возьмет зверя, то, как уверяли меня гольды, такому охотнику во сне явится сам тигр и будет царапать его. В таком случае про-Актенка) и приносит ту жертву, какую родовой совет укажет.

Тотемистические черты почитания тигра выступают весьма заметно в запрещении убивать тигра, а также в наличности верования, будто род Актенка имеет своим прародителем тигра. Вот какая существует легенда у Актенков, которую мне рассказал Гензу Актенка.

05 Легенда о происхождении рода Актенка.

 Давно, давно это было, когда русские выжигали еще леса, а в лесу всякого зверя было много. Пошли однажды гольды на охоту в высокую сопку Мэкэ и взяли с собою одну девушку, чтобы она варила еду на стоянках. Долго охотились гольды и упромыслили много зверя. Приходят однажды гольды на свой табор и видят у дверей юрты тигра. Гольды испугались, но тигр тихонько ушел в лес. После этого часто охотники заставали у дверей тигра, но ничего худого он не делал. Стали охотники спрашивать девушку, не беспокоит ли ее тигр. Но девушка не жаловалась на него и сказала, что вовсе его не боится и что тигр ходит к ней каждый день. Возвратились как-то охотники ранее обыкновенного и когда вошли в юрту, то застали тигра на постели с девушкой. Девушка притворилась спящей, а тигр выскочил и убежал в лес. Поняли охотники, что тигр жил с девушкой. Стали они расспрашивать девушку, как к ней стал ходить тигр. Она рассказала, что однажды утром, когда никого кроме нее не было дома, к ней пришел тигр. Она сильно испугалась, но он человеческим голосом стал успокаивать ее, а потом объявил, ей, что она будет его женою. Девушка забеременила и родила мальчика. Имя ему дали Актенка, что значит рожденный от тигра. Мальчик быстро вырос и стал ловким охотником. Он женился, и у его жены родилось много детей. Хала им всем стала Актенка и от них произошли все гольды, принадлежащие теперь к роду Актенка.

Гольды, которые рассказали мне эту легенду, добавили: "Вот почему мы, Актенки, не боимся тигра и вот почему он не делает нам зла. Если мы нечаянно встретимся с ним на охоте, то нам стоит встать на ноги и открыть лицо, чтобы наш отец узнал нас. Он

с. 209:

сейчас же после этого оставит нас в покое и удалится в горы.

Тигр, по мнению гольдов, не только свирепое, злое существо, но в трудные минуты он может оказать и большую помощь. Вот, например, что рассказал мне гольд Баря.

06. Легенда о тигре.

Это было очень давно. Поехал один гольд с женою своею и со всеми своими детьми в тайгу на охоту. Поднялись они далеко по речке и оставили лодку на берегу, а сами ушли в тайгу. Разыгралась буря и лодку у гольдов унесло. Остались они одни в тайге без оружия и без всякой пищи. Долго скитались они в тайге и голод их довел почти до смерти. Собрались бедные было уже умирать, но вздумали попробовать помолиться тигру. Встали они на колени и громко сказали: Отец! Неужели ты не видишь, что мы умираем от голоду? Пошли нам что-нибудь съедобного! Сейчас же затрещали кусты и показался тигр, а в зубах его была козуля. Он бросил ее к ногам гольдов и убежал в лес. Не хотели было гольды есть мясо козули, задавленной тигром, но он из лесу прокричал им человеческим голосом: "Ешьте скорее, не то умрете". Когда возвратились они домой, то хотели было принести искупительную жертву, но старейшему из рода Актенка во сне явился седой старик и сказал, что греха никакого не было и что он вовсе не сердится.

07

*Подобно тому, как у многих первобытных народов-тотемистов существует предписание культа спасать тотемное животное от смерти и помогать ему в трудных и несчастных случаях, у гольдов существует легенда, в которой ясно выражены тотемистическе взгляды.

 Легенда восхваляет oxoтника, спасшего жизнь тигру, и подвиг его награждает самым лучшим для охотника способом. Вот эта легенда.

07

 "Однажды гольд пошел весною на охоту за пантами, оставив оморочку на берегу; отошедши всего несколько сажен, он услыхал страшный рев тигра и когда он подкрался к месту рева, то увидал, что тигр прижат грудью к дереву огромной змеей, которая его давит. Взял гольд свой охотничий нож - сааму, разрубил одним ударом змею и дал тигру свободу. Ночью видит охотник сон, что к нему приходит спасенный им тигр, благодарит его и обещает на завтра хорошие панты, а так как сон, действительно, оправдался, то для счастья гольды начали носить змеиную шкуру, заменив ее по сходству чешуи налимьей"*1).

_____________

*1) Шимкевнчъ. Обычаи etc.

с.237:

[Миф: три солнца]

08. Легенда о происхождении людей и о первом шамане.

Опубл.: Лопатин И.А. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские. Владивосток, 1922. С.

Вначале на земле жило двое людей: брат Ходай и сестра Мяменди. Откуда они появились - неизвестно. Однажды сестра Мяменди укусила палец. Побежала кровь. Но как только капля крови упала на землю, из нее сейчас же образовалось три человека: один мужчина и две женщины. У женщин стали рождаться дети и таким образом произошли все люди, которые до сих пор живут на земле. Но солнце было не одно, а три. Было слишком светло и жарко. Говорит сестра Мяменди брату Ходай: "что ты не возьмешь лук и не прострелишь лишнее солнце; разве не видишь, что людям трудно жить?" Послушался Ходай своей сестры Мяменди, взял лук со стрелами и поднялся на высокую гору. Натянул он лук и выстрелил в одно солнце. Попала стрела в намеченное солнце, и оно потухло. Выстрелил Ходай в другое, и оно потухло. После этого людям стало жить легче и они стали плодиться еще больше. Наконец их стало так много, что жить стало тесно. "Что ты, старик, не откроешь дверь на

с.238:

тот свет"? сказала сестра Мяменди. Пошел старый Ходай искать дверь на тот свет. Долго он ходил и, наконец, нашел и отпер.

Люди стали умирать и на земле накопилось много трупов, но хоронить было некому, так как шаманов еще не было. Увидел ночью старый Ходай сон, будто какой-то страшный сеон явился к нему и говорит: "Я хочу сделать тебя шаманом, чтобы ты умел хоронить людей и провожать их в буни. Иди в лес, найди шаманское дерево, на котором растут толи, конгокта (колокольчики) и рога. Выбери этих вещей сколько хочешь, и ты будешь шаманом". Утром старый Ходай отправился в лес и скоро нашел указанное шаманское дерево; выбрал он себе множество и толи, и конгокта, и рогов; положил в мешок и принес домой. Но ночью вдруг все эти вещи зашумели и заговорили: "зачем ты забрал нас один? Для одного тебя будет слишком много". Когда же старый Ходай развязал мешок, то шаманские вещи со свистом вылетели из мешка и через ченко*1 полетели в разные стороны к людям, достойным шаманского звания, из разных хала (родов) : Юкамика, Удинке, Бельды, Одзялъ и других.

Таким образом появилось сразу много шаманов, и старый Ходай стал вместе с ними хоронить умерших и уводить души их в буни.

Но так как старый Ходай не определил, сколько лет должен жить человек, то люди и не знают, кому сколько жить: одни живут долго, другие умирают в молодых годах.

Трудно было ездить старику вверх по реке, и он сделал так, чтоб одна половина реки текла вверх от его фанзы, другая же вниз от нее. Но догадался старый Ходай, что люди слишком обленятся и пустил всю воду вниз.

В книге П. П. Шимкевича*1 записана другая легенда о первом шамане, несколько отличающаяся от записанной мною. Очевидно, он записал ее у верхних гольдов или, может быть, у гольдов с р. Тунгуски. Происхождение шаманства по этой легенде связывается также с вопросом о погребении умерших. Очевидно, смерть и загробный мир более всего беспокоил анимистов - гольдов.

Как последовательные анимисты, гольды убеждены, что у человека существует душа и поэтому забота о ее судьбе после смерти близкого человека являлась главной заботой родственников умершего и эта забота, основанная, по всей вероятности, более всего на первобытном мистическом страхе перед местью покойника, послужила причиною и сложившегося  верования, и шаманского культа.

Таким образом, шаманом может сделаться всякий. Но все-таки на практике замечается, что боле всего шаманов выходит из нескольких определенных родов. Так, например, много шаманов из рода (хала) Оненка, Одзял, Бельды, Киле, но весьма мало (в настоящее время даже вовсе нет) из рода Актенка и Джаксор.

________________

*1 Ченко - круглое, небольшое отверстие в стене гольдской юрты.

*2 Шимкевич. Материалы для изучения шаманства у гольдов. Зап. Приам. Отд. Рус Геогр. Общ.

с.254:

Шаманы у гольдов пользуются большим почетом и уважением. Каждый, входящий в юрту, где находится шаман, стремительно направляется к шаману и коленопреклонением приветствует его, а затем садится на почтительном от него расстоянии. При обращении к шаману в разговоре называют его почтительным именем. Подростки и молодые гольды даже не осмеливаются говорить с ним. Женщины вовсе не могут говорить с ним, когда он производит камлание и даже в то время, когда он отдыхает между плясками. Каждый гольд считает своею обязанностью помогать шаману в его работе, возить его, куда он пожелает, смотреть в пути за его собаками, исполнять черные работы на остановках и ночевках, прислуживать шаману при случайной встрече с ним и т. п. Это уважение покоится, конечно, на добрых чувствах благодарности шаману, как заступнику, ходатаю перед божествами за гольдский народ, но чуть ли не большею причиною тому служит мистический страх перед страшной силой и властью шамана, как служителя злых демонов. Шаману гольды приписывают сверхъестественную силу. Он обладает даром ясновидения, он может напустить на кого угодно болезнь, нагнать в юрту чертей, которые, конечно, натворят много зла.

Шаман одним словом может погубить кого угодно.

09

 Рассказов про шаманское всемогущество существует везде среди гольдов много. Часто рассказывают, как какой-нибудь шаман воскресил мертвого или сам воскрес после своей смерти, изгнал свирепствовавшую болезнь или, наоборот, злонамеренно напустил ее.

 Так, напр., мой проводник Гензу рассказывал про шамана Сорбо из Муху, что тот может управлять по своему желанию ветром.

 Однажды, рассказывал Гензу, Сорбо поехал лечить больного. Гребцы в его лодке были плохие и поэтому лодка подвигались вперед медленно. Люди хотели было заехать в деревню ночевать, но Сорбо запретил им это сделать, а приказал поднять парус. Гребцы удивились такому приказанию, так как был сильный противный ветер. Но властный шаман строго повторил свое приказание. Делать было нечего, людям нужно было повиноваться. Подняли они парус. И как только подняли, ветер сразу подул в обратную сторону и со страшной силой понес лодку по направлению к тому стойбищу, куда они ехали, а шаман только слегка посвистывал, да махал рукою в ту сторону, куда надо было ехать.

010. Про другого шамана (из Мангамуда) Гензу разсказы-

с

- 255 -

вал следующее: когда шаман хотел ловить рыбу, он садился на корму своей лодки и с неводом выезжал на реку. Шаман начальнически отдавал приказания выбрасывать невод, заходить с берега, тянуть и т. д. Никого не было видно ни на берегу, ни в лодке, кроме шамана, но невод двигался как следует, кто-то тянул его к берегу и, наконец, на берегу оказалась в большом количестве рыба. Окончив молитву, шаман возвращался с полною лодкою рыбы.

 Про третьего шамана, который жил в старину, Гензу рассказывал, что он влюбился в жену одного гольда и часто ездил к ней в оморочке по ночам. Ревнивый муж застал их на свидании и заколол шамана гидою. Шаман умер, его похоронили, но через девять дней он вышел из могилы (тогда в землю покойников не зарывали, а клали на поверхности), стал камланить и принес жертву сеонам в 9 свиней. Сеоны приняли его жертву, явились и, когда шаман плясал и бил в бубен, они съели все мясо, оставив лишь обглоданные кости. Но ревнивый муж еще раз подстерег шамана, снова заколол его и воткнул ему в рану горящую головню. Снова похоронили шамана и он снова воскрес. Муж ужаснулся и, собрав все имущество, переехал жить в далекое стойбище.

с.326:

На болезни гольды смотрят таким образом, что в здорового человека вселяется какой-нибудь злой сеон и грызет у него внутренности, или нападает на человека ночью во время сна и выпивает у него кровь, или похищает душу.

 Среди гольдов существует много рассказов про то, как черти (сеоны) нападают на людей и невидимо мучают их. Больше всего черти нападают в пустынных местах, у голых скал с громким эхом, в нежилых фанзах и юртах, на старых заброшенных стойбищах, где постоянно они живут, но более всего на могилах. На могилах всегда бродят черти и грызут трупы и кости. Если человек, хотя на недолго остановится в одном из перечисленных мест, его могут заметить черти и кто-нибудь из них может невидимо пристать к человеку, гнаться за ним и даже придти вместе с ним в его жилище. Такой чорт невидимо находится около человека или все время или только ночью и мучает его.

011

 Мне рассказывал гольд Гару в ст. Монго, как он отрубил чорту, мучившему его брата, руку и тем отвадил его ходить к ним в фанзу. Дэби (брат рассказчика) долго находился на охоте и когда отправился домой, то за поздним временем, выходя из тайги на Амур, нечаянно попал на старое кладбище. Здесь он увидел нисколько безобразных старух, которые ели выкопанного покойника, а также немало какихъ-то зверей и птиц, которые тоже возились с человеческими костями. Дэби испугался и хотел было потихоньку уйти незамеченным, но одна из старух услыхала его движения и погналась за ним. Скоро она догнала его и заскочила ему на спину. Но Дэби был сильный человек, он схватил ведьму за шею и сбросил с себя. Она завизжала и отскочила, но не отставала от Дэби, несмотря на то, что тот бежал бегом. Так прибежали они до стойбища. Но в стойбище в эту ночь как раз шаманили. Как только услыхала ведьма звуки бубна, сейчас же убежала в кусты. У Дэби заболели глаза. С каждым днем болезнь усиливалась. Как-то ночью Гару проснулся и не мог после этого долго уснуть. Ночь была

 327:-

лунная. Вдруг он слышит какой-то шум, как будто идет женщина. Он приподнялся, осмотрелся и увидел, что к его брату Дэби подползла какая-то старуха и начала лизать ему глаз. Дэби со сна стонал. Понял Гару, что это чорт, схватил он топор и ударил им как мог по ведьме; заревела она и убежала из фанзы. Утром же нашли на нарах окровавленную отрубленную руку. С тех пор не стала ходить в фанзу ведьма, и глаза у Дэби перестали болеть.

Немало существует рассказов о том, как черти похищают у спящих людей души и, утащив их на вершины высоких деревьев, мучают там, выклевывая им глаза, отгрызая уши и т. п.

Так как причину болезни гольды видят во вмешательстве злых сеонов, чертей (бусеу, амба), то все лечение должно состоять в том, чтобы выгнать из больного внедрившегося в него черта, отучить ходить его по ночам или же найти его и отобрать у него душу больного, без которой нельзя жить.

Иногда такое лечение может произвести кто-нибудь из членов семьи больного или даже сам больной. Больному меняют имя в той надежде, что чорт, приходящий мучить, не узнает и не найдет его при измененном имени. На больного кидаются с огнем и с криком или громко звеня железными вещами. Все это делается для того, чтобы испугать и выгнать чорта. Но, потеряв надежду изгнать злого духа силою и хитростью, гольды пробуют пустить в ход противоположные средства: молитву и умилостивительную жертву. Это делается особенно в тех случаях, когда виновником болезни подозревают не презренного и не чистого духа, а могучего и почитаемаго: Амбан сеон (тигр), Cиy (солнце), Бя (луна), Эланосякта (три звезды), Мукэ-Эндури (водяной) и т.п. Но чаще всего при лечении требуется шаман, который при помощи и руководстве своих сеонов-покровителей (Аджеха) может бороться со злою и нечистою силою.

Шаманъ может лечить все болезни, за исключением оспы (Даяну), сифилиса (Оркину) и проказы.

012

 Про оспу гольды рассказывают, что эта самая могучая царица злых духов. Она ведет постоянные войны с другими нечистыми силами и поэтому часто нуждается в войске. Когда ей нужно сделать набор, то она является к людям; от ее посещения люди заболевают. Кого она изберет себе в солдаты, тот умирает. Все умершие составят ее войско. Во время болезни нельзя находиться в фанзе менструирующим женщинам, нельзя лить на огонь воду, жарить рыбу и мясо.

010

С оспою, по преданию гольдов, боролся один могучий шаман. В первый раз в гольдскую землю она пришла сверху, и не сама, а ее помощницы. Шаман созвал своих сеонов и они вместе с ним прогнали помощниц Даяну, а некоторых убили. Но скоро явилась сама Даяну со множеством помощниц и с большим войском. "Как ты смел сопротивляться моим слугам, я за это убью тебя и весь твой народ", - грозно сказала Даяну. Но шаман не испугался, а еще сильнее забил в свой бубен и продолжал плясать. Скоро же он, однако, закачался на ногах и упал. Собравшимся гольдам он

с. 328 :

сказал так: "Я умру, так как не всех сеонов успел созвать. Но вы не зарывайте меня в землю, а положите сверху и возле меня повысьте бубен и весь мой наряд. Через 9 дней вы услышите ночью звон бубна. Я оживу. Но вы не выпускайте собак и сами не ходите в лес ко мне, иначе я не оживу. Как только я оживу, то созову всех своих сеонов и тогда прогоню Даяну, а может быть и совсем ее убью". Так и вышло. Но у шамана был брат, который очень любил жену шамана и не хотел расставаться с ней. Поэтому, как только он услышал звон бубна, то схватил гиду, побежал в лес и заколол там своего брата-шамана. Тот перевернулся и умер окончательно. А Даяну до сих пор свирепствует, где хочет, и нет теперь ни одного шамана, который бы осмелился сразиться с нею.

Сумасшествие гольды объясняют тем, что в человека входит злой сеон. Кстати сказать, психически расстроенных, душевнобольных и вообще людей психически ненормальных среди гольдов весьма много. Сами гольды удивительно легко к этому относятся и считают это за самые обычные явления. Может быть частая повторяемость такого рода заболеваний приучила их к этому. За свои поездки я не раз встречал в стойбищах психически расстроенных. Так, например, в Петропавловском стойбище я видел гольда, лет 30, Емаки из рода Бельды. Он онемел и являл все признаки тихого помешательства.

013

 Гензу - мой переводчик-проводник, рассказал мне про него следующее.

 Однажды зимою Гензу вместе с Емаки и еще третьим товарищем отправились вместе на охоту. Два месяца ходили они в хребте Сихота-Алин и после успешного промысла захотели сделать перевал и спуститься к морю к орочам. Благополучно они прошли перевал и скоро перед ними открылось море. Гензу и его товарищ несколько раз ходили на море, но Емаки видел его в первый раз. Как только Гензу воскликнул от радости, увидя море, и показал рукою Емаки в ту сторону, где его было видно, последний пришел в неописуемый восторг, и бросился на своих лыжах стремительно вперед. Но сейчас же он пошатнулся назад, как будто чего-то испугался и упал на снег. Его подняли, привели в чувство, но после этого он уже сказать ничего не мог. Когда они пришли к орочам, то Емаки вел себя, как неразумный ребенок нарушал правила приличия и оскорблял религиозное чувство хозяев той юрты, где они остановились. Гензу и его товарищу приходилось постоянно извиняться и даже платить дорогие штрафы. С большим трудом и лишениями привезли гольды безумного и немого Емаки домой. Здесь сейчас же позвали шамана. Шаман шаманил несколько ночей подряд, но ничего не мог узнать; наконец, он объявил, что Емаки увидел на море какое-то орочское морское божество женского рода. Эта богиня и отняла язык у бедного гольда, чтобы он не мог рассказать о том, что видел. Вылечить больного шаман отказался, так как его сеоны бессильны бороться с чужеземною богинею.

с.329:

*Гензу, со слов которого я записал этот рассказ, отличается безупречной  честностью и правдивостью. Рассказывал он с полным убеждением и верою  в справедливость изложенного и подозревать его в излишней фантазии и неискренности нельзя. Рассказ великолепно рисует взгляд гольдов на помешательство и причину их помешательства.

с.330:

с.330:

Представление о космосе.

Сколько-нибудь осмысленного представления о мире у гольдов совершенно нет. Несмотря на то, что они чрезвычайно хорошо знают свою тайгу, близко знакомы с природой, в теоретических общих вопросах они остаются на одном уровне развития с малыми детьми. Анимизм здесь, как и вообще во всех общих вопросах, занимает первое место.

Так, напр., солнце у гольдов считается женщиной (cиy), а луна (бя - мужчиной).

014

 Движение солнца и луны гольды (род Кили) объясняют следующим образом:

Опубл.: Лопатин И.А. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские. Владивосток, 1922. С.

 "Мужчина Бя старается догнать небесную женщину Ciy, но никак не может. Когда месяц исчезает - новолуние - это значит он догнал женщину. Темнота становится для того, чтобы никто не видал, что Бя сошелся с женщиной Ciy"*1.

015

Опубл.: Лопатин И.А. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские. Владивосток, 1922. С.

Лунное затмение гольды объясняют тем, что

 Эндури на небе спустил свою собаку и она укусила Бя (луну), после чего Бя отправился на далекие небесные луга лечиться какими-то травами. Он не светит потому, что ушел очень далеко.

Пятна на луне гольды объясняют следующим наивным мифом.

016

Опубл.: Лопатин И.А. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские. Владивосток, 1922. С.

 У одной гольдячки была дочь. Мать послала ее на Амур с ведрами за водой. Та ушла и заслушалась там пения птичек. Долго мать ждала дочь, наконец, не вытерпела и прокляла ее. "Чтоб ее Бя уволок!" - сказала она в своем гневе. Как только мать сказала эти слова, Бя в самом деле стал спускаться к девушке. Он схватил девушку так поспешно, что она не успела даже выпустить из своих  рук ведер. Бя поднялся с нею на небо и до сих пор не расстается с девушкой. Вот почему на светлом круге Бя видны какие-то знаки. Если хорошенько присмотреться, то увидишь девушку с ведрами.

 См. рис. 1а. (76)

Интересно отметить, что подобная легенда, как мне известно, по личным исследованиям, существует у тунгусов.

 В. К. Арсеньев записал вариант ее у Кили. Для сравнения я приведу ее, воспользовавшись, с любезного разрешения В. К. Арсеньева, рукописью его дневника.

017

Опубл.: Лопатин И.А. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские. Владивосток, 1922. С.

 "У одного мужчины была работница. Мужчина обращался с нею очень плохо: заставлял много работать, держал голодом и бил. Она ходила за водой и часто плакала там по ночам, обращаясь к месяцу, чтобы он взял ее к себе. Месяц сжалился и взял девушку.  Вот почему на месяце и теперь еще видна женщина, которая в руках держит ведра с водой"*1.

Про звёзды гольды думают, что это большие самоцветные камни в руках каких-то жителей на небе. Падающие звёзды это - небесные

__________________

*1 В. К, Арсеньев Путевой дневник (рукопись).

с.331:

жители, едущие за невестами.

 Млечный путь - ничто иное, как след какого-то богатыря, проехавшего на лыжах по небу.

Больше всего гольды почитают пояс 0риона (элан осякта). По ним гольды, равно как и забайкальские, амурские и уссурийсие казаки, безошибочно определяют время ночи. Элан осякта молятся, приносят жертвы из водки, мяса, каши и других продуктов. Обязательное жертвоприношение совершается раз в году, а именно в ночь накануне праздника Нового Года (по китайскому летоисчислению). В это время всю ночь не спят. Когда эланъ осякта взойдут, гольды выносят из фанзы маленький столик (дере) с жертвами и зажженными китайскими свечами; становятся на кольни, обращаясь к эланъ осякта, и читают молитвы, в которых высказывают свои желания.

 "Различает гольд и созвездие "Большой Медведицы" (Фулэй), про которое между ними сложилась следующая забавная легенда.

018

Опубл.: Лопатин И.А. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские. Владивосток, 1922. С.

 Некогда жили на свете зять с тестем и тещей; вот раз приказал тесть зятю поставить колья для просушки сетей; зять исполнил, но вбил их не совсем правильным четырехугольником: эти-то четыре кола и составили четырехугольник "Большой Медведицы". За неумелую работу тесть желает побить зятя, но тот бежит под защиту тещи, что и составит хвост Медведицы: последняя звезда теща, средняя - зять и ближняя к четырехугольнику - тесть"*1.

Из изложенного в этой главе видно, что положительных и сколько-нибудь точных знаний о природе у гольдов нет. На вселенную гольды смотрят глазами анимиста, во всем видят живые существа и даже личности (персонифицирование). О каждом замечательном  явлении и предмете природы гольды сочинили и еще и теперь сочиняют мифы, которые по содержанию, стилю и замыслу следует признать хотя и наивными, и первобытными, но вполне художественными.