Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

{Хомич, Ненцы, с.198: борьба Нга и Нума за солнце и луну.

Вербов Г.Д. Пережитки родового строя у ненцев: три  предания о происхождении ненецких родов.}

№ 1.

Хомич, Природа и человек, 1976:

с. 17-18:

Представления ненцев о природе. Одним из распространенных среди ненцев мифом о мироздании был следующий:

"Ни неба, ни земли не было, была только одна вода. Жили на воде только один горностай и одна гагара. Горностай сказал: „Что будем делать? Если так все время будет вода, ничего же не будет. Надо подумать". На это гагара ответила: „Я нырну вниз и через семь недель поднимусь обратно". Нырнула и через семь недель вынесла во рту один камешек и одну крупицу земли. Горностай сказал гагаре: „Спи, не смотри сюда". Гагара засула и затем, когда через некоторое время проснулась, увидела, что воды нет, появилась земля, на ней выросли горы и появились духи - хозяева неба и земли. Хозяин неба думает: "Вот земля-то есть, а людей нет, что мы будем делать?". На это хозяин земли говорит: „Я сотворю человека" - и вылепил из глины изображения мужчины и женщины. Подумал: „Как

я стану делать душу?". Хозяин неба на это сказал: „Я сделаю" - и вдул в глиняные изображения душу, и они ожили. Так появились люди. Хозяин земли сказал: „Как люди будут жить без огня?" - и достал из земли железо, а хозяин неба достал с неба кремень. Хозяин неба и хозяин земли при помощи этого кремня и железа высекли первый огонь. Хозяин земли сказал: „Как люди станут ходить пешком?". Тогда хозяин неба создал оленей, домашнего и дикого, и сказал дикому оленю: „Ты будешь добычей людей", домашнему оленю: „Всегда следуй за человеком, иначе на тебя будут нападать волки" " *7.

*7 Попов А. А. Енисейские ненцы, с. 85.-В других материалах упоминаются хозяйка неба, хозяйка земли.

Имеются варианты мифа. В некоторых гагару за комом глины послал Нум', однако постоянными элементами являются водное пространство и гагара, вытащившая из воды ком глины или земли. Мифы о создании мира приводятся у ряда авторов*8. Аналогичные мифы распространены и у других народов*9. Связь их с библейским мифом о сотворении мира несомненна.

Уже существующую вселенную ненцы представляли себе в виде нескольких миров, расположенных по вертикали один над другим. Над нашей землей якобы находятся семь небес (по некоторым данным - три). Они как одно целое поворачиваются над землей с прикрепленными к ним луной и солнцем. Солнце и луна не бывают временами видны с земли, потому что небосвод сдвигается в ту или иную сторону. Небо имеет выпуклую форму и краями упирается в землю как опрокинутая чаша. На небесах тоже живут люди (нув' хасава - небесные люди), обладающие оленями. Когда на нижнем небе тает снег, он стекает на нашу землю в виде дождя. Звезды - озера на той земле, которая служит нам небосводом. Они поворачиваются вместе с этой верхней землей.

Земля - плоская, немного взгорбленная посредине, где находятся горы, с которых текут реки, в том числе и Обь. Земля окружена морем.

Под нашей землей есть еще семь земель. На первой из них живут сиртя (в восточных говорах - сихиртя) - маленькие люди. Для них небом служит наша земля. Есть еще другие (?) сиртя, следы которых находят в виде металлических украшений; они живут в толще нашей земли и боятся солнечного света. Сиртя вместо оленей используют мамонтов (я' хора - земляной олень). Солнце и луна одни для всех миров; они светят для сиртя сквозь воду и нашу землю." Солнце (хаер'), по старинным пред-

*7 Попов А. А. Енисейские ненцы, с. 85.-В других материалах упоминаются хозяйка неба, хозяйка земли.

*8 Кушелевский Ю. Северный полюс и земля Ялмал. Спб., 1868;  Juraksamojedische Volksdichtung, gesammelt und herausgegeben von T. Lech-tisalo. Helsinki, 1947, № 3, 4, 18.

*9 См., например: Шатилов М. Б. Ваховскиё остяки. Томск, 1931, с. 100. " Архив ЛО ИЭ АН СССР, ф. 2, оп. 1, № 49а. О сиртя см. также: Хом и ч Л. В.  Ненецкие предания о сихиртя. - В кн.: Фольклор и этнография. Л., 1970.

№ 2

с. 30:

"Когда-то жили старик со старухой. Было у старика семь сыновей.  Первый сын - Харюци, второй сын - Вануйта, третий сын - Волк, еще один сын - лесной медведь, еще сын - белый медведь, еще сын - росомаха, еще один сын - Минлей (мифическая птица). И отпустил старик своих сыновей в разные места. Харюци и Вануйта он дал оленей. Сыну-волку сказал: „Ты кормись оленями Харюци и Вануйты". Черному медведю сказал: „На земле питайся!". Белому медведю сказал: „Иди к морю, в воде живи!". Росомахе оказал: „Ты ведь не можешь живых зверей добывать, где найдешь падшего зверя - его и ешь! Добудут Вануйта и Харюци в слопец песца -его съешь!". Минлею сказал: „Ты своим путем иди. С разными птицами ведь справишься". Затем расплодились они. Опять разделились. Харюци разделил своих сыновей на десять родов: Нгокатэта, Сэротэта, Ядня, Лапсуй,  Няруй, Тэсяда, Нгадер, Евай, Ябтонгэ, Тусяда. Вануйта своих сыновей тоже на десять родов разделил: Ябтик, Яр, Пуйко, Неркыхы, Саляндер, Тысыя, Лэхэ, Вэнонгка, Марьик, Нохо. Потом каиадый из этих вновь появившихся родов опять делиться начал. Так стало много новых родов " *52.

В этом предании мы имеем дело, скорее, с объяснением наличия  большого количества родов и их деления на две фратрии, чем с  отражением каких-то представлений о происхождении их от животных. Участие в нем волка, медведей, росомахи носит мифологический характер. Отметим, что у ненцев нет родов, которые бы носили названия перечисленных животных, о них нет и воспоминаний.

Тотемизма у ненцев касался Л. В. Костиков *53. Он считает, что институт посвященных духам оленей (в частности, Нум'у) основан  на тотемизме. Приводя пять пунктов, характеризующих тотемизм по Харузину, Л. В. Костиков утверждает, что все эти пункты находят подтверждение на ненецком материале. Это положение Костикова представляется неубедительным (в частности, иошение одежды из шкуры посвященного оленя он считает уподоблением тотему, а неупотребление посвященного оленя в упряжку - кормлением тотема).

________

*52 Вербов Г. Д. Пережитки родового строя у ненцев - СЭ, 1938, N 2, с. 44-45.

*53 Костиков Л. В Боговы олени в религиозных верованиях хасово.