Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

Хомич Л.В. Ненцы. Историко-этнографические очерки. М.-Л., 1966.

001 (Миф о происхождении солнца и луны. Пересказ)

По представлениям ненцев, Нга жил под землей, в темноте, за семью слоями вечной мерзлоты.

 Существует легенда*17, согласно которой однажды Нга обратился к Нуму с жалобой на то, что живет в темноте под землей и часто в поисках  выхода натыкается на острые углы семи слоев вечной мерзлоты. Он попросил у  Нума для освещения своего жилья луну и солнце. Нум' был вынужден с этим согласиться, не желая портить отношений с Нга, с которым он, согласно легенде, находится в отношениях свойства (их жены - сестры). После того, как Нум' уступил Нга луну и солнце, на земле наступила тьма... Люди, животные и птицы могли пользоваться только скудным светом небесных звезд, животные и птицы стали погибать, натыкаясь в темноте на деревья и проваливаясь в ямы. Люди начали приносить жертвы на святых местах, умоляя Нума вернуть свет людям. Нум' для совета собрал всех небесных и земных богов. Яв'мал - бог верховий рек - посоветовал Нуму, чтобы последний пошел в гости к Нга и хитростью добыл светила. Нум последовал этому совету. Поговорив о разных делах по-родственному, Нум, уходя, попросил у Нга его тень, ссылаясь на то, что ему скучно на небе без собеседника. Нга, до этого не подозревавший о существовании у него тени, удивился, рассмотрев ее, но отдал Нуму. Однако тень Нга, несмотря на его уговоры и даже на побои, никак не хотела следовать за Нумом одна, без хозяина. Нум, видя это, сказал Нга: "Нехорошо, что ты не можешь выполнить даже такой маленькой просьбы. Что ж, долг платежом красен". После этих слов он выхватил из углов жилища Нга луну и солнце, вынес их на поверхность земли и поместил на прежнее место. Снова на земле стало светло.

_____________________

*15 П. И. Третьяков. Туруханский край, его природа и жители, стр. 414. Между прочим, это описание лишний раз подтверждает, что "светлый бог" (Нум) не есть бог в том смысле, который ему придавало христианское учение и приписывали миссионеры и большинство путешественников.

*16 Самоеды мезенские, стр. 121.

*17 Сообщена автору Владимиром Ивановичем Ядне, г. Салехард, 1962 г.

с.198.

*В качестве доброго духа в религии ненцев занимала видное место Я-Небя (что в переводе означает "мать земля" или "мать земли", т. е., по-видимому, дух земли), которая считалась покровительницей женщин.

002 (Легенды об образовании священных мест)

*Наиболее популярными среди ненцев из "священных" мест были так называемый Болванский Нос на о. Вайгач, Козьмин перелесок в районе р. Несь, Яумал хэ на Ямале, гора Минисей на Северном Урале, ряд "священных" мест на Канинском п-ове.

По преданию, приведенному у Вениамина, первоначально почитались два камня-идола на Вайгаче - Вэсако и Хадако ("Старик" и "Старуха"). У них были четыре сына, "которые разошлись в разные места по тундрам: Ню-Хег, сын-идол, небольшой утес на Вайгаче; Минисей, возвышение Уральского хребта; Ялмал, на западной стороне Обской губы и Козмин перелесок в Канинской тундре"*19 .

Существуют и другие легенды об образовании этих святынь*20.

____________________

*18 См.: И. Лепехин. Дневные записки..., стр. 218-219, 271-262;

Вениамин, архимандрит. Самоеды мезенские, стр. 116;

В. Иславин. Самоеды в домашнем и общественном быту, стр. 115-116;

А. Шренк. Путешествие к северо-востоку Европейской России, стр. 356-357, и др.

*19 Вениамин, архимандрит. Самоеды мезенские, стр. 125.

*20 См.: В. Иславин. Самоеды в домашнем и общественном быту, стр. 114;

Б. М. Житков. Полуостров Ямал, стр. 51.

002

Приведу также предание о появлении "священной" горы Минисей в северной части Урала (русское название Константинов камень), записанное нами на Ямале в 1953 г.

Когда-то давно дочь Нума вела аргиш. Вдруг на нее налетел злой дух Нга. Тут весь аргиш ее обратился в камень, и образовались

с.199.

Уральские горы, а гора Минисей - ее передовой олень. С тех пор ненцы специально ездили к этой горе, чтобы принести в жертву теленка оленя, обычно белой масти.

с.200.

003 (Человек в чуме мертвецов)

Эпические песни ненцев, с.100-101 и 126-187.