Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

ПРИМЕЧАНИЯ

ВОЛК, ПРЕВРАЩЕННЫЙ В ЧЕЛОВЕКА

*1...с землею равный - по своей силе равный земле.

*2 Загороди - в старину осенний промысел на диких оленей происходил путем устройства загородеи. На протяжении нескольких километров сваливали деревья в виде изгороди и оставляли проходы, где и настораживали самострелы с железными стрелами. При осеннем передвижении табунов к тайге они, встречая на своем пути препятствия - загороди, - устремлялись в открытые места, где настороженные луки (самострелы) и поражали их насмерть.

*3 Зимою охота на диких оленей происходит иногда под прикрытием специального деревянного щитка, поставленного на полозья в виде лыж. Посредине щитка - отверстие для стрельбы из ружья, наружная сторона щитка облеплена для маскировки снегом.

Похождения лисицы

*1 По верованиям долган после древней эпохи Адама (vje) появился сильный огонь, а затем наступил потоп, погасивший  этот огонь. После потопа наступила новая, продолжающаяся  до сих пор, эпоха.

*2 Мышелов - птица.

*3 Заберег - прибрежный первый (осенний) лед.

*4 Обшивка - поедая мясо, лисица добралась до обшивки сумы.

Старик и лисица

*1 Мясо дикого оленя разжевав, стала будто ребенка кормить. Кормя маленьких детей мясом, долгане предварительно разжевывают его куски.

*2 В старину долгане жили зимой оседло в землянках, имевших вид пирамиды. Постоянно жили в таких землянках безоленные долгане, не имевшие возможности кочевать. Последние селились исключительно у рек и питались главным образом рыбой.

с.249

СТАРУХА И ЛИСЬЯ ШКУРКА

Эта сказка шутливого характера рассказывается обычно детям.

*1 Угун, угун, джанус - звукосочетания, лишенные какого бы то ни было смысла. Имеют целью изобразить в комическом виде особый язык лисицы.

*2 Сууринки, сааринки - тоже лишены смысла. Старуха распевает в такт колебанию шкурки.

ОТКУДА ПОШЛИ РАЗНЫЕ НАРОДЫ

*1 Лунь - полярная или снежная сова.

ПТИЦА-ЁКСЁКЮ

В настоящее время долгане называют ёксёкю-птицей (см. указатель слов и оборотов речи) один из видов орла, какой именно - установить не удалось. Еще сравнительно недавно долгане верили, что ёксёкю уносят людей. Судя по рассказам норильских долган, они, кочуя по горным местам, где водится много ёксёкю, делали специальные бубны из налимьей кожи и ударяли в них, чтобы напугать птицу.

ВОЙНА ЩУК С КУРОПАТКАМИ

*1 На ногах куропаток имеются твердые пучки сухожилии, напоминающие долганам древки стрел.

ЛЕБЕДЬ

Рассказ этот является отражением в долганском фольклоре мирового мотива о всемирном потопе.

СОРОК РАЗБОЙНИКОВ

*1 Земная дужка - ось земли.

*2 Еловый камень - горные хребты, идущие на северо-восток от оз. Пясино, параллельно реке Хете, левому притоку Хатанги.

ОХОТНИК НА ДИКИХ ОЛЕНЕЙ

*1 Одни из главных промысловых животных севера - дикие олени - переселяются в начале зимы, в поисках корма, большими табунами к лесотундре. Происходит это большей частью перед "успеньевым днем", когда и начинается самый горячий охотничий сезон.

с.250

ШАМАН И КОЛДУН 

Эта сказка относится уже к периоду проникновения русских в места, обживаемые долганами. Появляются новые действующие лица - купцы, ссыльные русские, зарождается торговое посредничество в самой туземной среде (шаман постепенно "сам стал купцом"). Сказка ярко отражает характерные моменты, происшедшие под влиянием натиска торгового капитала в промыслово-охотничьем хозяйстве долган - развитие пушного промысла, наследственное закабаление промыслового населения торгово-ростовщическим капиталом и т. д.

*1 Русские колдуны (а колдуны, по мнению долган, бывают только русские) считаются очень страшными, иногда они превосходят по своей силе даже самых больших - "окно земли" шаманов (см. "Указатель слов и оборотов речи").

КАК ШАМАНЫ ПРЕВРАТИЛИСЬ В ГУСЕЙ И РЫБУ

*1 Народ тяягя - так называют иногда сами себя норильские долгане. Слово - тунгусского происхождения, в настоящем значении его - племя, народ и употребляется долганами очень редко.

НАШИ ПРЕДКИ

*1 Рыба не настоящая...- т. е. дух-помощник шамана - рыба.

*2 Своим проклятьем убил оленя. - Шаман не должен злоупотреблять своими чарами, приносигь зло своей сверхъестественной силой, не должен убивать даже животных. При нарушении этого запрета айыы гневаются на него, проклинают его, и тогда он уже не может обращаться к ним за помощью. Если же он это сделает, то айыы могут убить его. Энмуча своим криком послал проклятье оленям, и от этого проклятия погиб, переломив голень, олень. Этим и согрешил Энмуча против айыы.

*3 Айыы гневается на Сэмяя за проклятие волка и, как видно из дальнейшего, наказывает его.

*4 Железка над лучевой костью - привесок на шаманском костюме в виде длинной пластинки; служит для защиты руки от ударов божеств и духов.

ДЕРЗКИЙ УДАЛЕЦ И ЗЛОЙ ШАМАН

*1 Кыыр - камлай, кыар - совокупляйся;  удалец, чтобы оскорбить шамана, воспользовался игрой слов.

с.251

Дочь айыы

*1 Голова покрылась инеем - во время камлания шаман поднимался в верхний мир, где холодно.

ДОЧЬ САМОЕДА

*1 До последнего времени тавгийцы не хоронили умерших, а оставляли трупы на поверхности земли.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ НОРИЛЬСКОГО ПАРНЯ

*1 Кабацкий лес - название местности.

*2 Матушка-оспа; по представлению долган оспа - русская женщина.

*3 Аан - дверь в чуме кожаная, продолжение нюка (см. "Указатель слов и оборотов речи").

ОГОНЬ В ЛЕСНОЙ ИЗБУШКЕ

*1 ... с волосатым лицом человек - русский.

ДОБРЫЙ СЫН КУПЦА

Сказка возникла несомненно под русским влиянием - так называемых "затундренных крестьян", первых русских поселенцев,  со временем совершенно ассимилировавшихся с долганами и утративших свой язык. Но одновременно сказка эта отражает и характерное отношение долган к местным русским чиновникам - полицейским, вахтерам (смотрителям хлебных магазинов) и т. д., занимавшихся казнокрадством.

КРЕСТНИК

Сказка носит сильные следы русского влияния.

*1 Верховские - так называют восточных долган норильские долгане.

ЖЕСТОКИЙ ЧЕЛОВЕК

*1 Тунгус - не народность (эвенки), а один из долганских родов.

ПЕРВЫЙ ЧЕЛОВЕК

*1 Щука - предок. Щука пользуется в шаманстве большим почтением. По объяснению некоторых шаманов крестовина бубна изображает крестообразную кость гигантской щуки (саканаана), на середине этой кости покоится земля.

с.253

ЖЕНИХ ИЗ ВЕРХНЕГО МИРА

*1 Светильня - фитиль из тряпки в рыбьем или оленьем жире, в железном ковше; рукоятку ковша втыкают в одну из жердей чума.

*2 Глаза вытекли у чистого ребенка (сына айыы) оттого, что их увидели нечистые глаза людей.

НЕЧИСТЫЙ РЕБЕНОК

*1 Долгане ловят куропаток особыми сетями, устанавливаемыми на 3-4 колышках наклонно в сторону ветра. Так промышляют зимой.

ВОЛЬНАЯ И ВОЗДЕРЖАННАЯ

Сказка ярко отражает взгляды на нравственность долган, среди которых до сих пор еще бытуют пережитки группового брака. Так, не вызывают до сих пор осуждения добрачные половые связи девушек и рождение последними детей...

*1 Еримсях (мужняя) переведено словом "вольная", ближе всего соответствующим смыслу в данном случае, так как противоположное понятию "воздержная" - слово "распутная" имеет явно отрицательное значение, несвойственное долганам.

ЗЛОЙ СТАРИК И ДОБРАЯ СТАРУХА

*1 Долгане - оленеводы и охотники; упоминание о хлебе надо считать поэтому позднейшим - под русским влиянием - наслоением в сказке.

БЛАГОДАРНЫЙ ЗМЕЙ

*1 Змеи на севере не водятся. Мотив сказки является отголоском южной прародины долган.

СОБАЧЬЕ ОЗЕРО

*1 Чудовище, видимо, мамонт.

с.253

СЫН НИЩЕЙ

*1 Вероятно искаженное русское слово "краса".

*2 Юек - стала говорить, выблевывая.

*3 Совик - глухая доха из оленьих шкур с капюшоном.

ЦАРСКИЕ ЗАДАЧИ

*1 Диелискя-6уолуска - искаженное русское слово "денежка-полушка", в данном случае никакого значения не имеет.

*2 Удочки - спицы для лова рыбы, сделанные из кости голени оленя. Леса привязывается к отверстию в середине спицы, на один из заостренных концов надевается нажива. Спицами обычно промышляют зимою в прорубях налимов

*3 Сарыч - птица из семейства соколиных.

*4 Ысаай-тумараан - непереводимо.

ДОЧЬ СОЛНЦА И СЫН ПАШЕННОГО

*1 По-львиному зарычав - отголосок южной прародины долган.

*2 Орда - в смысле народ.

ОТВАЖНЫЙ ОКУОЛАЙ

*1 Ножною колодкой оленя стану...- т. е. повисну так же, как на ноге домашнего оленя висит деревянная колодка.

*2  ...распеваемая шапка...- знаменитая.

*3 Кус-кус - звук от потрескивания сухой веревки.

СЫН ЛОШАДИ АТАЛАМИ-БОГАТЫРЬ

* Круглое закрытое небо - долгане представляют небо в виде круглой крыши над землей.

*2 С сердцов разбросались - рассердившись, стали бросать все, что попадалось под руку.

*3 Лабаз-звезда - созвездие Большой Медведицы.

*4 Юргель-звезда - Плеяды.

253.

*5 По более поздним верованиям долган, навязанным христианством,  будущая судьба человека записывается при его рождении добрыми божествами в особую книгу.

*6 На черноту ногтей - на величину полоски грязи под ногтем.

*7 Без десяти ответов - сразу без лишних слов.

БРАТ и СЕСТРА

*1 Средней страны стержневой колышек, держащий - богатый, счастливый, служащий как бы центром для других жителей земли.

*2 Хорей - длинная палка, которой погоняют оленей при езде на санках.

*3 Золою мажутся - впав в детство от старости.

*4 Со! - восклицание, которым понукают лошадей.