Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

10 Былички 116-157

с.141

116. Поиски неба

Рассказывают, что один молодой хант пошел искать небо. Ушел молодой, а вернулся седой. Рассказывает, что дошел до таких мест, где деревья верхушками облака цепляют и змеи там толстые как бревна.

117.  ОБ оленях

/бытовой рассказ\

Диких оленей здесь раньше много было. Ханты их убивали много, чтобы одежду делать и для мяса. Земля стала пахнуть кровью, из-за этого олени ушли. Волков раньше здесь не было, они стали приходить из Красноярского края. Последние годы волки сильно гоняют оленей. Вожакам стада нужно привязывать колокольчики, олени привыкнут к звону и куда вожак идет, туда и стадо будет идти. Волки боятся колокольчиков, не подходят к стаду.

В лесу теперь мало уток. Дятлы раньше стучали, теперь их не слышно. Ханты говорят, что в 2000 г. на земле все пропадет. Даже маленькой птички не останется. Шаманы ворожили, так сказали.

118. О голоде

Я в сельпо работала. У меня трое ребятишек. Весной, когда снег начал таять, мы чуть с голоду не умерли. Меня отпустили им помочь, по речке Кельвату. Они остались весновать, а у них запасов мало. Они остаются обласки делать, лося бить. Запасы все вышли, стали голодовать. С лыжи юксы сварили, съели. Потом сняли шкуру с лыж, опалили, съели. Больше есть нечего. Осталась постель - кожа. Опалили, съели. Нечего есть. Чагу отломят, густой чай заварят. Говорят старику:

- Давай собаку убьем.

Распухли с голоду. Перед утром собака залаяла. Он ползком пошел, идти не может, а там лось. Он выстрелил, лось на него упал. Снова выстрелил, нож острый, мяса сырого отрезал, проглотил. Мяса отрезал, принес, лось там неободранный лечит. Светка кричит:

с.142.

- Папка что-то тащит!

Мы все как заревели! Стали варить, есть, лося обработали. Лед растаял, обласками поехали.

119. О решении общественных дел

Раньше рыбу хоть где можно было ловить, а охотничьи урманы были распределены. В избушках-карамушках на своих угодьях жили. Если кто зайдет в чужой урман, сколько убьет, все у него заберут, отдадут хозяину урмана. Угодья распределялись на общем собрании. В этих же угодьях потом дети его охотились. Если новый охотник, у него нет угодий, он просит на собрании:

- Дайте мне эту речку или урман.

Ему отводят. Кто в чужом месте охотиться, ему пятнадцать розог дадут. Собрания собирал ор. Решали дела, кто возраста достиг, подростки только слушали. Женщины тоже приходили. Когда собрание, говорили:

- Орна ях нула чахилиль. (Ор всех собирает).

Когда судили кого-нибудь, говорили:

- Панкальта масвал. (Судить надо, большую вину имеет).

Весь народ совещался, сколько розог дадут. Самая большая вина -двадцать пять розог. Собрание назначает, кому прутиком стегать. Бил в избе. У мужика штаны спустят, у женщин через платье били. Холодной воды нальют, платье прилипнет, под конец от платья ничего не остается. Розги плели из красной талины, из трех прутьев сплетут как веревку в мизинец толщиной, держат в холодном месте.

При царизме ор собирал деньги и весной ехал в Томск сдавать деньги. Раньше тоже давали аванс продуктами, провиантом. Если задолжает, летом его посылают на Обь, на большой невод. Раньше помогали всем народом, если кто заболеет или ничего не добудут. Соберутся все мужики:

- Ну что будем делать?

Решают, что нужно выручать.

120. Лосиный праздник

В Озерном справляли парры так. Однажды в году шаман Афанасий Милимов назначал день парры. Был один день в году, по-современному перед покосом. Весь год до этого люди собирали и сушили лосиные головы, языки, глаза, почки и одно сердце. На другой стороне озера мыс "Старушка", там было священное место для всех людей Озерного. На этом

с.143.

месте у деда стоял огромный медный котел, в котором вмещалось двенадцать ведер воды. Котел весом был четыре пуда.

В этот день с утра на мыс собирались все мужчины, каждый со своим туеском. Были и маленькие пацаны. Кто мог из озера на мыс принести воды, все были здесь. Все носили в берестяных туесках воду в котел. Таган для котла был толстый, забивали его тяжелыми деревянными молотами. Когда в котел нальют много воды, то Афанасий приказывал кому-то развести костер, а когда вода закипала, бросали туда языки, глаза, печень и сердце лосей. Без соли варили все. Женщины не участвовали в парры. Они находились на другом берегу озера, в поселке. Когда мясо сварится, Афанасий Милимов брал в руку золу и разбрасывал ее семь раз по всем сторонам и потом звал юнгов обедать. Вроде бы они приходили и ели. Через некоторое время он говорил, что можно есть. Все садились вокруг котла и ели мясо, кто что хотел, то и ел. Когда все наедятся, то остатки мяса складывали в свои туески и на обласках везли есть женщинам. Это уже вечером. Дед Афанасий прятал котел и тоже приезжая в поселок.

121. О тунгусах

Тунгусы раньше сюда приезжали и уезжали обратно на свою сторону. Один раз, еще давно, старики рассказывают, пришли в Айполово тунгусы с Енисея. Смотрят - там народ оспой болеет. Тунгусов одна семья была. Старик говорит:

- Нам тут делать нечего, поедем дальше. И повернули обратно через Озерное в свою сторону. Остановились где-то здесь, недалеко от Озерного. Начали болеть оспой. А у них закон такой: если начали болеть - сразу ставят сайву, потому что хоронят на ней. Поставили среди болота сайву, она и сейчас еще стоит. Мать Павла Колмакова пошла к ним, заходит в чум, а они сидят и друг друга обскребают деревянными ножами - коросты снимают от оспы. Так каждый день у них кто-нибудь да умирал. Хоронили на сайве. Мать Павла как-то пришла, думает, может помочь старухе, а та уже тоже умерла.

Еще у них был обычай хоронить. Если старик старый оставался без семьи, то его живого привязывали к дереву и так он умирал. Рядом с ним привязывали его собаку, оленей. Как-то Павел Синарбин (это он мне рассказывал еще давно) заходит к тунгусам, смотрит - старик привязан к лесине. Павел подходит, начинает развязывать, а старик говорит ему:

- Если ты меня отвяжешь, то сам становись на мое место.

Павел не стал отвязывать. Старик говорит:

с.144.

- Возьми, что хочешь, из моего имущества: собаку, ружье или что хочешь.

Павел взял, а старик так и остался там.

122. О болезни

Когда сюда приходили юганцы и тунгусы, то у нас эпидемия была, гриппа, что ли. Они сразу ушли, чтобы не заболеть. Расщепили рябину, прошли под расщепленной, а потом снова соединили, болезнь защемили и она осталась.

123.Случай на охоте

Рассказывали такую историю.

Охотник брал к себе в напарники других охотников, а потом они не возвращались. Семь человек не вернулись, восьмой пошел. Вечером спать собрались, восьмой положил сбоку от себя бревно. А тот вилы сделал, говорит:

- Я перед отъездом с охоты вилы всегда делаю.

Восьмой охотник вечером между бревнами вещей наложил, сам вышел. А тот вилами стал колоть между бревнами. Он так всех охотников убивал, а пушнину сам сдавал.

124. Случай на стойбище

Двое приехали на стойбище, там люди живут. Пока чум стали ставить, они ребенка своего к тем людям занесли. Потом женщина пошла, а там ее ребенок в котле сварился, ручку только видно. Она ничего не сказала, к мужу пришла, все рассказала. Это были люди-людоеды. Муж с женой поехали оттуда. В одном месте была талая вода, они закидали ее снегом. Те людоеды стали за ними гнаться, первый на подволоках въехал в талое место, утонул. Последний с котлом бежал, тоже утонул.

125. Почему у остяков нет своей грамоты = № 53

126. Лосиный нос

Один человек пошел на охоту. Далеко ушел от юрт. Встретил он лося и погнался за ним. Еще дальше от юрт ушел. Убил он лося. Идти в юрты надо народ звать. У охотника не было совсем еды, а до юрт далеко идти. Охотник спросил у Торума, что ему делать, а Торум отвечает:

- Ты у лося нос отрежь и возьми с собой, а по дороге, когда есть сильно захочешь, съешь его.

Охотник так и сделал. Он отрезая нос, а по дороге съел его. Дошел

с.146.

охотник до юрт и все людям рассказал. С тех пор все ханты так делают - нос вперед обрезают.

№ 127. О появлении оленей у хантов = № 20

" 128  Первая оленья нарта = № 21.

с.147.

силы нет.

С того времени стали обстругивать гладко все снизу.

129. Путешествие на небо

(Вариант 1)

- В старину, - рассказывают остяки, - жили в одно время два каких-то мудреных старика*1. Старики эти были так мудрены, что все решительно на земле исследовали, постигли и узнали. Ум у них, однако ж, не мог успокоиться и ограничиться познанием одной только земли; он стал, познав землю, стремиться еще к другим, к еще большим познаниям, к познанию неба и к познанию того, что только есть под землей. Такое одинаковое стремление своего ума - приобрести себе больших познаний - старики обнаружили и высказали друг другу, говоря:

- Нам после исследования земли следует непременно узнать и исследовать, что такое небо, какой там свет и что там вообще есть; следует также нам узнать и исследовать то: нет ли и под землей какого света и что там вообще есть. Для этой цели один из них должен идти на небо, а другой - под землю.

Как старики рассудили, так и сделали. Один поднялся на небо, а другой ушел под землю. Старик, поднявшийся на небо, имел сына и сноху, сыновнюю жену, но он их не взял на небо. Спустя несколько времени старик, поднимавшийся на небо, сошел с неба опять на землю и сообщил своему сыну и снохе о небесной жизни так:

- Был я на небе, видел я там свет, и жить там несравненно лучше, чем здесь на земле. Я для того, собственно, и пришел теперь к вам на землю, чтобы взять вас с собою на небо. Когда мы будем, детки мои, отправляться в путь, на небо, вот что главное соблюдите: не берите на небо с собой ничего старого или ветхого, а все должно быть изготовлено у нас новое - и новая одежда, и новая обувь, и новая нарта, одним словом все, что потребуется нам в путь, должно быть новое.

Как все необходимое в путь на небо было изготовлено и уложено в нарту и как только в эту нарту сели старик, сын и его сноха, нарта стала как бы сама собою подниматься от земли кверху - на небо. На

__________________

*1 Остяки представляют себе бога и дьявола человекообразно и поэтому в рассказах своих о боге и дьяволе называют их всегда мудреными стариками; также они называет в своих рассказах мудреными стариками шаманов. При такой неопределенности и смешанности мудреных стариков в остятских рассказах трудно бывает узнать; кого остяки в своем известном рассказе под мудреными стариками разумеют - бога или дьявола, или же шамана. По этому обстоятельству и в настоящем рассказе о двух стариках я не смог положительно верно узнать: кого именно остяки разумеют под этими двумя мудреными ставками - бога и дьявола или двух шаманов.

с.148.

пути, к удивлению своему, старик заметил, что нарта как-то медленно и тяжело поднимается кверху. По этому обстоятельству он стал осматривать вещи в нарте, которые были положены, и увидел, что на задней части нарты, между другими вещами были положены также старые остяцкие чарки. Тогда старик взял топор, бывший при нем и отрубил ту часть нарты, где лежали старые чарки.  После того, как нарта освободилась от старых чарков, она стала легко и свободно подниматься все выше и выше, и таким образом нарта поднялась на самое небо вместе со стариком, сыном и снохой.

Старик же, который ушел вниз под землю, никогда не возвращался оттуда, а потому и не сообщил никаких сведений о том, есть ли под землею какой свет и какая жизнь или нет.

130.  Путешествие на небо

(Вариант 2)

Недавно в Большом Ларьяке такой случай был в действительности, уже в XX веке. Там жила старуха-шаманка; ее звали Великур, у нее одна нога оленья была, другая человеческая. У нее было семь сыновей, все шаманы. Они хотели на небо улететь. Семь дней шаманили, дорогу на небо узнать хотели. Потом поехали на нартах. На последней нарте нырики были, они тянули нарты и нельзя было подняться. Нарту отрубили и поднялись. Ровно через год в это же время сын прилетел на землю, но не спускался, а только так говорил:

- Там живем каждый день на новом месте. (Рассказчик добавляет, что они наверное на луне жили, больше где?)

131.  ПУТЕШЕСТВИЕ НА небо (вариант 3) = № 55

с.149.

132. Путешествие на небо

(Вариант 4)

Один поднялся на небо на нарте и обещая вернуться на землю за семьей. Вернулся на другой год и говорит:

- На небе жить можно, только жарко сильно, людей печет.

Потом и семью поднял туда. На нарте поднимались, а старуха всего наложила: чарки остяцкие, разные тряпки. Нарта не стала подниматься. Сын старухи вернулся и отрубил нарты, все свалилось. Они попали на небо и сказали, что если живы будут, то вернутся.

Первый попал на небо на подволоках. 0н поднялся потому, что у него пупа не было. Три раза он спускался, на четвертый не вернулся на землю.

133. О ворожеях (Вариант 1) = № 56.

с.150.

134. О ворожеях

(Вариант 2)

В Айполово был сильный нукульта-касы. Он с русским спорил. У того тоже был гипноз. Нюкульта-касы через Васюган тонкую веревочку, как поводок, протянул и пошел по ней, руки в бока. Он мог так сделать: по реке палка маленькая плывет, он в обласке стоит, наклонится и ртом палку возьмет, а обласок даже не колыхнется.

135. Дух ыл-лунг

В Ханты-Мансийске есть высокая гора, хозяин которой Ыл-лунг 'Низовский дух'. Ему подчиняется вся хантыйская земля. Его везде

с.151.

поминают. Раньше в старое время он помогал воевать. Конь у него летит и огонь от него. Война раньше была, черти между собой воевали, баб делили. Когда сильно разгорится бой, то он усмиряет. Он как идет, от него аж огонь на пол падает. Когда огонь меньше, то видно, что конь у него. Ростом очень большой. Превращается хоть в кого, летает как спутник быстро.

В Пасыле есть мыс. Это, говорят, змей протянулся. На этой горе нельзя жить, там скотину держали и она пропадала.

136.  Жертвенное место Аэс-юнг

Около Пырчино есть прикладное место. Рассказывают, что там раньше золотой конь был, богатое место было, там висели новые вазы. Что колдун скажет, то и повесят. Одна взяла оттуда золотое кольцо, а свое оставила, пока до дому шла, палец распух. Потом не могла снять, пошла к колдуну, он велел назад положить. Она и положила. Это место -золотая береза, у нее один большой сучок как рука отходит, на него все вешали. Три раза пожар был в том месте. Один раз все сгорело, а ее не тронул пожар, второй раз чуть тронул, а на последний раз сгорела. Шаман перестал туда ходить, она и сгорела. Это место расположено было километрах в полутора на запад от деревни и называлось Аэс-юнг 'Перемычное место'. Оно расположено на мысу около перемычки. Покупали и вешали только новые вещи.

137.  О духах

(Рассказ 1)

У нас в каждой деревне свое кладбище. Раз я плавал, взглянул вверх, там как будто огонь, искры, а внутри черный комок и вдоль Оби полетел. Это по-старинному называлось Ыл-лунк. Было поверье, что это не человек, а вроде колдуна. Например, в Летне-Киевских верят, что сидит какой-то черт или кто по дороге в Ларьеган.

Из Ларине девка потерялась, искать поехали, видят, она сидит на горе, ноги до реки свесила и волосы чешет. Сказал другим, она исчезла. Называется Девичья гора - 'Намэста-ох'. Когда туда приедешь, стреляешь, сколько у тебя людей. Если у тебя осечка, то этот человек, на кого стреляешь - заболеет. Если выстрелишь и дробь в дуле останется - умрет. Денег на той горе вокруг сосны - гора целая. Положишь деньги, каждый сам свою часть, и обойдешь дерево по солнцу. Это когда мимо горы едешь. Если обратно едешь, то можно класть, а можно и не класть.

с.152.

138. О духах

(Рассказ 2)

На Иоткином озере тоже, если человек балуется, то маячить будет. Сидят все тихо и смирно. Там еще озеро есть, если подумаешь о чертях, то лед станет колоться. Мой брат это испытал. Прошел больше половины озера, подумал:

- Тут раньше, - говорят, - какие-то черти были.

И лед стал колоться.

139. О духах

(Рассказ 3)

Здесь на Чечергино шибко плохое место, здесь много чертей было, под каждым деревом люди их видели. Везде ходили, в котлах варили, везде шумели. Сейчас их громом поубивало, не видно стало. Когда гром, обязательно в это место бьет, юнгов убивает.

Раньше, когда сам Чечергин здесь жил, черти на виду ходили. Раз вечером люди ячмень толкут, а два парнишки из черемухи вылезли, и старика подразнили. Он колотушкой от ступы в черемуху кинул, попал в них. Парнишки заплакали. Слышит старик, как мать и отец их говорят:

- Ну, добаловались, чего вы старика дразните?!

140. О духах

(Рассказ 4)

По Нюрольке было три места юнг-сур 'духа место'. Самый главный старик - Элле-юнг-сур, его место было в Пернянгино, это место называлось Ёхон-ях-орт. Два другие места - дети этого старика. Второе место - в Мыльджино, в устье речушки, где сельсовет сейчас стоит. Там русские сняли подарки духам, потом там дом сгорел, потом водой затопило. Одна женщина-остячка на этом месте белку на дереве увидела, целый патронташ расстреляла - не может попасть. Домой пошла, зарядила, вернулась и снова целый патронташ расстреляла - не могла убить. Потом рассказала ёлта-ку, а он:

- Зачем ты стреляла, это местный человек был!

141. О духах

(Рассказ 5)

На Большом Васюгане есть Ярых-лат, там крутит сильно. Одна баба

с.153.

проехала по нему, и ей ничего не сделалось.  Она хвалится:

- Что рассказывают, что крутит, я хорошо проехала!

Другой раз поехала, уже на плес выехала, ее назад затянуло и давай крутить, только нос обласка вверх, а корма в воде. Это место нужно объезжать у самого берега и не шуметь. Мы подъезжаем, отец говорит детям:

- Тихо!

Мы примолкнем, сидим.

142. Музыкальный мыс = № 57.

143. Золотая кукла

Один тобольский нанял одного ханта за ящик вина до места, где была кукла из золота слита. Там в амбаре пушнины много, ниже Салехарда. Там остров есть, на нем лес густой, его не рубят. Всякую пушнину туда - приклад богу. Один только хант-староста знает это место. Этого старосту выбирают. Бог - золотая кукла.

В Нижневартовске, километрах в двадцати есть Полуденная Гора, туда местные носили. Носили до самой войны, потом перестали.

144. О медведе

(Рассказ 1)

В прошлом году, в пос. Рабочий медведь задрал женщину. Она была злая, ругалась со всеми. Одна женщина пожелала ей:

- Хоть бы тебя медведь задрал!

с.154.

Медведь вытащил женщину из дому (она была пьяная), вытащил глаза и сердце и съел. Съел потому, что она была злая и ей пожелали смерти от медведя.

145. О медведе

(Рассказ 2)

Медведь обычно облюбовывает одно место и на нем живет. Когти точит, царапает один какой-нибудь кедр небольшой в округе. В другом месте другой кедр у него. Если он поцарапал кедр, а охотник увидел царапины, значит, медведь вызвал на поединок охотника. Охотник выше этой царапины должен поставить зарубку топором. Медведь рано или поздно все равно придет и поцарапает еще кору. А охотник, если не застал его, опять зарубку ставит, выше первой. Потом медведь опять придет. И так до тех пор, пока охотник не застанет здесь медведя. Когда охотник убивает медведя, он ниже всех своих зарубок ставит топором знак - крест. Это обозначение своей победы над медведем. Если у медведицы медвежата, то ставит внизу два маленьких значка, если самец - то ничего. Знак этот называется их-кунг.

146. О медведе

(Рассказ 3)

Жена Клава рассказывала. У нее двоюродная сестра была беременная на пятом месяце. Видимо, медведь чувствовал, что у нее нехороший ребенок, часа полтора не спускал ее с тропы. Когда ребенок родился, у него перед ноздрей кожа, ноздрей нет. Когда они домой пришли, рассказывают:

- Так и так, медведь не отпускал.

И правда, Люба ребенка родила нехорошего. Он сейчас жив, но не разговаривает.

147. О Собаке

(Рассказ 1)

Собака у хантов считалась своим животным. Нельзя ее ругать нехорошими словами. Рассказывают такую историю. Муж ушел на охоту с собакой. Собака прибежала домой первая. Жена стала ее спрашивать:

- Что вы добыли?

Собака молчит, она же не умеет говорить. Жена снова допытывается:

- Ну, говори же, сколько вы добыли?

с.155.

Собака молчит, она же не умеет говорить. Жена снова допытывается:

- Ну, говори же, сколько вы добыли?

Тогда собака человеческим голосом говорит:

- Одного соболя, чтобы тебя в его шкуру завернуть.

Муж приходит, а она уже мертвая.

148. О собаке

(Рассказ 2)

На Ларъегане, километров 180 отсюда, старик жил со старухой. Старик поехал рыбачить, и ему показалась собака. Вышла на берег и визжит. Старик сел на берегу и собака вокруг него ходит. А они с собой собак не брали. Потом потерялась. Старик долго не жил, а старуха еще долго жила, я ее помню.

149. Волшебный камень

Отцов брат Алексей стал обдирать лося. Смотрит - на лопатке что-то шевелится. Он разрезал это место и выпал оттуда камень, белый как яйцо. Этот камень надо взять себе. Алексей взял его себе. Одно время было голодное. Пришли охотники к Алексею, говорят, что не могут добыть лосей, Алексей достал камень и посмотрел на него. Камень покраснел. Ушли охотники и сразу добыли семь лосей. Дядька умер, и камень тот хранит его дочь.

150. О мамонта

(Рассказ 1)

Весь - это мамонт (щука, ерш). Весен-эмтор - озеро, где живет Весь. Это где утки не садятся. Щука крупная хватает их и ест. Считается, что их ест Весь. Озеро, куда не садятся птицы - обитает Весь. Ершов омут выше Кунтиков. Омут притягивает плоты. Купцы бросали медяки, там живет Весь в виде ерша, ему давали дар. Сам омут называется по-хантыйски меленг. Там крытые лодки с гребями тянет обратно. Потом обвалился берег и такого не стало. Остяки молились русскому богу:

- Дай, пронеси!

Мой отец бросал тюки ситца. Водоворота потом не стало, берег обвалился, а раньше плот на ребро ставал, так его Весь тянет назад.

151.  О мамонте

(Рассказ 2)

Старики рассказывали, что раньше жил мамонт на Оби. Раньше мамонтов

с.156.

этих даже видели, сейчас старики эти еще живут. Мамонты здоровые, вылезут из воды и сидят. Четыре ноги у них.

В Ларьякском районе сейчас еще есть мамонты.

152.  О мамонте

(Рассказ 3)

Раз мы стояли на берегу здесь, в Староокасомске. Вижу - в одном месте вдруг что-то ходит вниз и вверх, вроде бревна или тюленя. Это, наверное, мамонт.

153. О мамонте (Рассказ 4) = № 57.

154. О мамонте (Рассказ 5) = № 58.

155 О мамонте (Рассказ 6)

Ханты рассказывают, что в реках и омутах живут какие-то животные

с.197.

Вэс. В озерах не живут. Животные сами роют себе яму в реке, видимо, землю едят. Старик Прохор Пыгатов видел, как всплыло это животное. Рога у нем около двадцати сантиметров толщиной, на спину отходят два длинных рога; концы их заглажены, это ледоход их сглаживает. Туловище длинное, покрытое шерстью. Это в воде мамонт живет. В 40-х годах один старый хант нашел рог такого зверя и привез в поселок. Ханты просили его отдать рог на упряжь для оленей, но тот решил продать подороже какому-то приезжему начальнику за пять рублей. Ханты смеялись, что он продал очень дешево. Некоторые успели тайком отрезать куски от этого рога на оленью упряжь.

Здесь вокруг много плохих озер есть. На одном озере вода всегда мутная. На другом кто-то живет, там люди на середину не плавают, только у берега. Недавно рыбаки были зимой у этого озера, потом все поехали оттуда, а один отстал. Когда он приехал к озеру, там весь лед был сломан. Наверное, это окуневый лунг хребтом сломал. Это наверное Вэс был. Рыбак думал, что все погибли, объехал вокруг озера, увидел дорогу, и понял, что они уехали.

156. О мамонте

(Рассказ 7)

Сорт-Вэс однажды у лося ногу проглотил. С тех пор у щук на голове косточка похожая на лосиную ногу.

157. О птице Кярэс

(Рассказ 1)

Карэс здесь тоже жили. Они живут в южной стороне, на чистом месте. Здесь лес пустой, ей здесь не сесть, ей места много надо. Летит Карэс, шумит, как гром гремит, крылья твердые, как железные. Две женщины рыбу чистили, сидели у разных концов доски для чистки рыбы. Карэс одну схватила, унесла.