Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

Сказки Николая Баканаева

Хун-кызы

У нас есть маленькая-маленькая мышь, ее зовут Хун-кызы, что значит по-русски "Солнечная  девочка". Живет она у озера, хорошо ныряет и плавает в воде.

Как-то Хун-кызы встретилась с медведем. Медведь посмотрел на нее свысока и говорит:

- Уродится же такое маленькое существо! Как только живешь, в чем держится душа? Что ты умеешь делать?

Мышь-малютка не растерялась и совсем не испугалась зверя. Отвечает:

- Я все могу делать. Хочешь, попробуем силы - кто быстрее переплывет это озеро.

241

Медведь, конечно, не мог отказаться: смешно ведь.

- Давай! - говорит он.

Оба бросаются разом в воду. Состязание, значит. Маленькая мышь плыла-плыла и скоро оказалась на том берегу. А медведь, грузный, тяжелый, как камень, барахтался в воде и чуть не утонул. Вышел обратно на берег. Рассердился и бежит кругом по берегу на ту сторону. Думает: "Как же так получается, мышь-малютка переплыла озеро, а я, такой здоровый, не смог". Мышь сидит и смеется. Ну, этого еще не хватало. Медведь еще больше рассердился. Буркнул:

- Не хочу и смотреть на тебя, - и убежал со стыда и злости в лес.

***

Тофалары и говорят: из всех зверьков и грызунов самая проворная - мышь. И еще - высокомерие и самоуверенность не от ума.

Почему обиделись косуля и изюбрь

Было это давным-давно. У одного человека жили косуля и изюбрь. Прежде они были домашними животными. Тихие и мирные, они

242

паслись вместе с овцами и коровами вокруг стойбища, в долинах и у подножий гор.

Человек доил коров, и было у него много молока. А косуля очень любила молоко. Приходила к чуму, нюхала и сразу же направлялась к торхо - деревянной посуде, куда сливалось свежее молоко. Хозяин никак не может отогнать косулю. Потом он рассердился, взял из торхо черпалку и ударил ею по хвосту косули. Задняя ее часть стала белой. Косуля пошла жаловаться к изюбрю.

- Посмотри, - говорит она, - что у меня сзади?

Изюбрь увидел белое пятно. Советует ей:

- Больше не ходи к человеку, не надоедай.

Изюбрь и косуля пошли вместе гулять по лесу, щипали траву, потом вернулись к чуму. Изюбрь еще издали почуял приятный запах: хозяин месил тесто, чтобы испечь хлеб. Изюбрь не выдержал, потянулся - уж очень любил мучное. Человек взял мутовку и ударил ею изюбря сзади. У того вокруг хвоста появилось широкое желтое пятно.

Животные обиделись.

- Хозяин не любит нас, - сказали они. - Теперь мы никогда к человеку не подойдем. Уйдем и будем жить в тайге.

Так они опять стали дикими животными.

243

Кедровка, комар и косуля

Однажды встретились кедровка, комар и косуля. Комар, навязчивый и надоедливый, решил пооткровенничать. Говорит кедровке беззастенчиво:

- У твоих птенцов, когда они только вылупятся из яиц, нежных и слабых, я буду сосать кровь...

Подвижная и шустрая кедровка ударила по ветке дерева прямым и острым клювом, грозно взъерошилась перед комаром:

- Это тебе не удастся сделать - мои птенчики уже в апреле летают, а ты в это время будешь лежать под снегом.

Комар рассердился и перелетел поближе к косуле. Говорит ей:

- Когда у тебя появятся новые рога, мягкие и сочные, вот уж я буду сосать из них свежую кровь...

Косулю словно ужалило, она вся подтянулась, выпрямила красивые тонкие ноги, подняла чуткие уши, нахмурилась:

- Нет, этого тебе не удастся делать. В феврале у меня уже отрастают новые рога - к маю они крепкие и твердые, как железо. А ты будешь в это время совсем слаб, и пищать не сможешь.

Комар рассердился, потому, говорят, летает вечно недовольный и гнусавит.

244

Почему у глухарей и рябчиков глаза красные

Край наш Тофаларский был когда-то теплым, холодов люди не знали. Кругом все зеленело и цвело. Зверей и птиц, самых разнообразных, великое множество имелось.

Гуси, утки, глухари и рябчики вместе летали, собирались иногда где-нибудь в одном месте и дружно проводили время.

Гуси и утки жили на берегах рек, озер, плавали в воде, питались листьями, клубнями, малявками, водорослями, травами. Глухари и рябчики находились рядом, в лесах, кормились ягодами, орехами, сосновой и кедровой хвоей.

Вдруг наступили холода. Выпал мягкий снег, побелели горы, леса, долины. Гуси и утки забеспокоились. Говорят:

- Мы улетаем в теплые страны.

Глухари и рябчики в один голос зашумели.

- Мы тоже полетим вместе с вами!

- А можете летать далеко без отдыха? -  спрашивают их гуси и утки.

- Попробуем, - отвечают глухари и рябчики.

Гуси и утки - птицы крупные, сильные, крылья у них могучие, глаза острые, видят далеко. Начали они готовиться в дорогу -  летают по ночам вокруг леса, озера, пробуют

245

силы, укрепляют крылья, изучают местность. А глухари и рябчики - птицы тяжелые, мясистые, с короткими крыльями и вдобавок не могут летать ночью, не видят.

Приходит время, и с наступлением темноты гуси и утки поднимаются с мест и направляются на юг. Смотрят, а рядом никого нет. Где же глухари и рябчики? Гусям и уткам пришлось вернуться обратно.

- Собирайтесь быстро, полетим на юг, - говорят они.

- Мы ночью не можем летать, - отвечают те.

Что же делать? А время идет, надо торопиться. Гуси и утки сказали:

- Ладно, оставайтесь здесь. Расстояние далекое, нам приходится летать и ночью, а у вас зрение слабое, неважное...

Гуси и утки улетели, а глухари и рябчики остались зимовать. Сильно они плакали. Потому у глухарей и рябчиков глаза красные.

Муравей и кобылка

Лето подходило к концу. Утрами уже веяло прохладой. Но было еще тепло.

На краю леса, в солнечной долине встретились хомоска - муравей и чэхэргэ - кобылка. Муравей спрашивает:

- Ну, как вы живете, как провели лето?

- Живу хорошо, - oтвeчaeт кобылка. - Ни

246

о чем не беспокоюсь. Лето провела весело, играла на мандуре1*. А вы как живете?

- Я целое лето работал, строил гнездо на зиму, заготавливал продукты...

Настала зима. Муравей-труженик жил в теплом доме и горя не знал. Вышел он весной на солнышко, бодрый и радостный, и видит: беззаботная кобылка замерзла на лугу, лежит без ног и без крыльев - одна скорлупа пустая торчит. Муравей долго стоял и удивлялся. "Какая легкая и беспечная жизнь у кобылок, -  думал он. - Откладывают к осени яйца, а сами погибают..."

* * *

Тофалары очень хвалят муравьев, называют их "шээчен" - полезными, умными насекомыми - и никогда не разоряют их гнезда.

________________

*1 Мандура - музыкальный инструмент типа балалайки.

Три брата

Жили три брата. Старшего звали Нюмуурха-баш - Яичная голова, среднего - Сыгэн-чоода - Травяная нога, а младшего брата - Хэл-боос - Волосяное горло. Родители умерли, оставив сыновьям немного овец и коз. Близких никого не было, братья часто ссорились, ругались между собой и работать не любили.

247

Братья питались только мясом. Варили его по очереди. Однажды младший брат - Волосяное горло, избалованный, к тому же жадный, приготовил обед и крадучи проглотил большой кусок мяса. У Хэл-боос лопнуло волосяное горло, он умер тут же.

Пришел Сыгэн-чоода - Травяная нога, пугливый и слабенький, поглядел на младшего и ужаснулся. Ударил ладонями по ногам - ноги сломались. Сыгэн-чоода упал.

Появился старший брат - Яичная голова, увидел такое дело, опечалился совсем. Так и сел на поленницу дров. Схватился обеими руками за голову, сжимал-сжимал, проткнул ее. Он тоже умер.

Пришли соседи и ахнули. Сказали:

- До чего доводит людей жадность. Всему она виной.

Одни овцы и козы братьев присоединились к стадам добрых, трудолюбивых людей, а другие ушли в гольцы, тайгу, стали дикими баранами и козами.

Спасенный огонь

В давние-давние времена жил черт. Жил-жил и видит, что человеку очень хорошо: сидит он около огня, греется, жарит мясо, ест вкусную пищу и тепло ему, человеку. Черту

248

стало завидно, и он замышляет похитить у него огонь.

Подойдет черт к огню человека, а взять его не может. Черт-то черт, а огня боится и еще пуще боится человека.

Весной появились мотыльки, такие маленькие бабочки, легонькие, красивые, всем на удивление порхают. Мотылек-то на вид хорош, да людям он вредный - портит всякие растения, цветы и даже до деревьев добирается. Вот и приглянулся он черту.

Черт посылает мотылька к человеку украсть у него огонь. Мотыльку все равно, где бы ни делать плохое, - он и согласился.

Подлетает мотылек незаметно, без шума, к человеку и только взялся было за огонь...

- Постой, постой, - говорит человек и тут же поймал воришку. "Как же так? - думает человек. - С таким трудом я добывал огонь и вдруг его у меня не будет...". Рассердился человек, но убивать его не стал, а вырвал у мотылька язык, чтобы он не водился с чертом, не прислуживал ему.

Сидит человек и опять думает свое: "Нет, никому не отдам огонь. Огонь ведь, что солнце. В нем - мое спасение и жизнь. С ним не пропаду".

Прилетает мотылек к черту, а говорить не может. Черт спрашивал-спрашивал, а тот молчит. Еще раз посылает его. Второй раз подлетает

249

мотылек к человеку, вертится около его огня, говорить не может и падает в огонь...

Тофалары и говорят:

- Потому мотылек в огонь залетает, что связался он с чертом...

Мальчик и удав

В одном чуме жил мальчик. Он уходил в лес и подолгу бродил там один. Мать и говорит:

- Ты смотри, сынок, не заблудись.

- Нет, мамочка, не заблужусь. Я ведь знаю...

- Ой, сыночек, - отвечает мать, - тайга-то велика, надо хорошо-хорошо ее знать.

- Ладно, мамочка, ладно.

Взрослые были на работе, мальчик поиграл около чума да и подался дальше в лес. Шел-шел  и вдруг показалось, что солнце светит с другой стороны. Мальчик туда-сюда, а чума-то и нет. И деревья кажутся все одинаковыми. Понял мальчик, что заблудился.

Долго ходил он. Устал очень, сел на валежник, отдохнул, а потом опять пошел. Куда - и сам того не знает. Попадается ему отвесная скала, а под нею - глубокая пещера. Мальчик осмотрел ее и подумал: "Будет шибко худо - приду сюда".

Пошел дальше искать свой чум. Времени

250

немало уж прошло - кругом кусты, камни. Стало в самом деле худо. Мальчик вспомнил про пещеру и пошел обратно. Пещера большая и темная. Собрал веток, нашел мох и сделал из них себе постель...

Сидит мальчик один-одинешенек. Всякое про себя думает. Отца и мать жалеет - те, наверное, потеряли его и ищут. Вдруг слышит, кто-то идет. А это, оказывается, лиса. За мышами охотилась, должно быть. Мальчику стало почему-то не по себе, и он запел песню. А пел он громко, красиво, пел о своей маленькой родине и больших друзьях. Лиса остановилась, послушала певца и назад убежала.

На другой день тоже совсем рядом зашуршало, кто-то пробирался сюда. Видит - опять лиса, да не одна, а с волком рядом идет. Мальчику стало не по себе, и он запел песню. Лиса и волк остановились, послушали юного певца и назад ушли.

Наступил третий день. Мальчик слышит опять чьи-то шаги. Видит - идут к нему лиса, волк и медведь. "Ну, теперь не миновать беды", - думал мальчик. Стало ему жутко, и он запел родную песню. Лиса, волк и медведь остановились, послушали молодого и смелого певца, поклонились ему признательно и обратно повернули. Снова спокойно стало.

Однажды ночью мальчик спит и слышит: кто-то подкрадывается, ползет к нему. Проснулся

252

и крикнул: "Мама! Папа!". Никто не откликнулся на его голос. Между тем шорох все ближе и ближе, ничего не видно, кругом темно. Мальчик запел свою любимую песню, и в пещере стало светло, как днем. И тут увидел мальчик невдалеке удава, длинного, как веревка, страшного, сказать нельзя. В ту пору наш край был теплым, зимы не бывало, и на Саянах огромные змеи водились. Они были такими, что запросто проглатывали гуся, барана и даже дикого кабана вместе с его острыми клыками.

Испугался сначала мальчик, а потом взял себя в руки. Знал: слабых тайга не терпит. Здесь хозяин только сильный и смелый. Так еще дед говорил. Мальчик поет песню, и его песня, будто факел, освещала пещеру. А удав не уходит, стоит и смотрит. Мальчик идет к выходу, удав за ним, так и извивается, катится. Взял мальчик с земли два камня и бросил в удава Удав рассвирепел, зашипел и бросился на него Но тут мальчик угодил вторым камнем ему в голову и убил змею. Не будь света доброй песни, удав проглотил бы его в темноте.

Подъехали на оленях к пещере люди. Их было много. Всеми стойбищами тофалары искали мальчика. Отец и мать увидели сына и со слезами бросились к нему, стали обнимать и целовать. А мальчик, как ни в чем

253

не бывало, показывает на сраженного им в поединке удава. Люди хвалят и благодарят мальчика.

После этого в нашем крае удава не стало.

Муха, черт и бог

Жили-были черт и муха. Крепко дружили они между собой. Муха служила у черта посыльной. А черт, как и комар, высасывал помаленьку кровь у людей. Увидал это однажды бог и говорит:

- Я вас обоих от дурного дела отучу, чтобы вы к человеку не подходили!

Черт боится бога, но черт хитрый и посылает к человеку муху. Муха прилетает к человеку, пьет его кровь и летит обратно к тому месту, где сидит и ждет ее черт. Бог заметил муху и спрашивает.

- Эй, черная, куда летишь?

Та отвечает:

- Я насосала у человека крови, теперь буду поить ею черта.

Бог разозлился, мигом поймал муху и вырвал у нее язык. Прилетает она к черту, а говорить не может. Издает лишь звуки "м-м-м-м".

Так до сих пор муха и живет без языка. Жужжит монотонно, надоедливо. Говорить хочет, а не может.

254

Как охотник наказал Азу

Однажды в чум охотников пришел Аза*1. Видит: у очага хлопочет хозяйка. Спросил:

- Где твой сын? Я должен его съесть...

Хозяйка перепугалась. И никого рядом не было - муж и сын находились на охоте, должны были вот-вот вернуться. Узнал об этом Аза и сказал, что он еще придет и, как надо, расправится с сыном хозяйки. Сказал и сразу же исчез. Женщина начала плакать и рыдать.

О беде матери юноши-охотника узнал умом своим прозорливым добрый дух - хозяин гор Даг-Ээзы, - он всегда  помогал  людям, желал им только благополучия. И посылает своего помощника Бугулдая к мужу женщины предупредить о несчастье.

Бугулдай обернулся резвым жеребенком и понесся быстрее ветра по горам и долинам, нашел в тайге обоих охотников, отца и сына. Те уже возвращались в свое стойбище.

Узнали отец и сын обо всем, что произошло в их чуме, и заторопились. Думая, что вдвоем сладить с чертом будет трудно, сын посылает старика-отца на всякий случай за помощью в соседнее кочевье, а сам идет к своему чуму: авось перехитрит Азу.

Матери в чуме не оказалось, она убежала

______________

*1 Аза - черт.

255

к соседям, а у пустого котла сидел страшный Аза и ждал свою жертву, икая от голода. Черт увидел молодого парня, обрадовался и велит ему лезть в котел, да поскорее.

Но юноша-охотник не очень растерялся: экая беда, ведь медведя живого не боится, а тут. И говорит с покорным видом:

- О, почтенный Аза, ты же видишь - котел маленький, а я большой и не умещусь в нем. Ведь это только вы, черти, умеете уменьшаться в размерах. Вот если бы ты показал, как это делается, то тогда, может, и у меня что-нибудь бы и вышло.

Аза решил показать этому дуралею, как надо лезть в котел. Мгновенно обкрутился хвостом, уменьшился до размеров кота, поджал копыта и прыгнул в котел.

Парень тут же накрыл его тяжелой крышкой, взял свои лук и стрелы, и мигом из чума. Недалеко от стойбища он вскарабкался на дерево и стал ждать. Едва Аза появился под деревом, как юноша вложил стрелу и натянул тетиву лука. Первой стрелой пригвоздил хвост черта к дереву, вторая стрела пронзила ему переднюю лапу, пришив ее к толстому сучку, а третья угодила во вторую лапу. Аза заверещал от боли, но вырваться не смог.

Сын старого охотника спокойно слез с дерева и отправился за отцом и товарищами.

- Посиди тут, подожди, - сказал он, как

256

бы обращаясь к черту. - Торопиться тебе, однако, некуда...

В чуме уже были люди. Мать обрадовалась и не знала, куда посадить и чем накормить сына. По древнему обычаю охотников некрасиво было громко проявлять свои чувства, любопытство и нетерпение. Люди сидели в глубоком и солидном молчании. Они, не торопясь, поели суп из мяса изюбря. Каждому была подана чашка теплой изюбрьей крови.

Отец-охотник вытер губы полой своей оленьей куртки и только сейчас, после еды, спросил сына, как он боролся с Азой и чем это кончилось.

- Аза ждет нас тут недалеко от стойбища, - сказал юноша. - Его лапы и хвост пришиты к дереву стрелами твоего сына, отец.

Все тотчас же поднялись, поблагодарили хозяйку за угощение и дружно двинулись туда, где парень оставил Азу. Когда старик увидел плененного черта, он подумал про себя, что это хозяин гор, Даг-Ээзы, помогает людям, иначе бы паршивый как-нибудь удрал. А сын думал совсем другое: человек не должен бояться черта.

Аза увидел охотников, заметался, понял, что настал конец его проделкам. А старый охотник сказал:

- Теперь ты знаешь, Аза, что люди сильней тебя, и ты уйдешь с этих мест, чтобы

257

никогда не вернуться, никогда не сделаешь людям зла.

Старик вынул свой верный охотничий нож, с которым ходили на медведя еще его предки, и поглядел на товарищей. Те молча кивнули ему и приготовили свои луки с меткими стрелами. Охотник поднял нож и в три взмаха отхватил Азе его лапы, хвост в тех местах, где они были пригвождены стрелами сына. Черт с воплем взвился в воздух. Зазвенели-зашумели спущенные тетивы охотничьих луков, и несколько стрел угодило черту в зад. Черт с оперением из стрел, поджав обрубок хвоста, бросился удирать. Вслед ему раздался хохот молодых и старых охотников. Долго он еще будоражил окрестные горы.

С тех пор, говорят старики, никто больше не боялся Азы и не видел его, только в память о нем осталось название юры, где теперь стоят летние чумы и пасутся олени - "Чертова гора".

Кочующий охотник

Давным-давно это было. Тот, кто рассказывал мне эту сказку, слышал ее от деда, а тот в свою очередь тоже от деда своего.

В распадке между острых скал и высоких гор около реки Уды жил кочующий охотник-тофалар. Звали его Кууламай.

258

Имел Кууламай лук и стрелы, хранил их в деревянном кобыре*1, который носил за спиной.

Была у охотника жена Маймаяк. Долго они жили вместе, но детей не было, а чужих растить никого не взяли.

Жили в стойбище Кууламая Мунго и Халяй. Мунго вместе с Кууламаем на охоту ходил, дичь приносил, соболя промышлял. А Халяй за оленями смотрела, анайчиков выхаживала, шила из шкур изюбря и лося покровы к чуму, а при перекочевке вместе с Маймаяк вьючила оленей и вела караван.

Кууламай часто горевал, что нет у него детей. Однажды он обратился к шаману:

- Скажи, глубокопочитаемый Мээркпан, почему у меня детей нет? При камланиях ты много видишь, посещаешь верхний, средний и нижний миры. Попроси у Бурхана для меня ребенка. Я ему в жертву оленей отдам...

Надел Мээркпан свой плащ со множеством жгутов, вышитый оленьим волосом и перьями птиц, надел головной убор с перьями от черного гуся, взял бубен, колотушку и начал шаманить. Долго бил Мээркпан колотушкой, прыгал вокруг костра, а потом упал, обессилев. А когда отдышался шаман, стал говорить Кууламаю:

___________________

*1 Кобыр - колчан.

259

- Найди крыло молодого орла. Из этого крыла я сделаю ээрен*1, тогда у вас будут дети.

Кууламай знал две скалы, где жили орлы. С отвесной стороны этих скал были пещеры. Кууламай говорит Мунго:

- Сегодня мы возьмем длинные ремни, залезем на скалу с пологой стороны, а потом ты спустишь меня в пещеру к орлам.

Взяли они ремни и пошли. Поднялись на скалу. Привязался ремнями Кууламай крепко и велел Мунго понемногу спускать его. Так, цепляясь за острые выступы скалы, пробирался охотник до пещеры, где было орлиное гнездо.

Как только ослабли ремни, Мунго почувствовал, что Кууламай добрался до места. Тогда Мунго бросил ремни, а сам спустился со скалы и пошел к стойбищу.

Давно он хотел погубить Кууламая, забрать его оленей и жениться на Маймаяк, - с ней был уже в сговоре, но все никак не мог решиться. Теперь надеялся, что Кууламай умрет в пещере без пищи и воды.

Пришел Мунго на стойбище и рассказал, что сорвался Кууламай в пещеру и разбился.

Вскоре Маймаяк вышла замуж за Мунго, а мужа совсем забыла и вспоминать о нем не хотела. Только одна Халяй не верила словам

_________________

*1 Ээрен - шаманский пояс.

260

Мунго и чувствовала сердцем что-то неладное.

Наступило лето. Жара донимала и оленей, и людей. Мунго перекочевал на белки, где летом всегда бывает прохладно.

Кууламай в это время жил в пещере с орлицей и тремя маленькими орлятами. Сначала орлица хотела сбросить его вниз, ведь она знала, зачем пришел сюда этот человек, но посмотрела ему в глаза и раздумала. Она приносила кабаргу, зайцев, глухарей. Кууламай разрывал их на куски и делил на равные части. Во время дождя он подставлял ладони под скалу, собирал капли и пил их. А в сильную жару, когда скала была суха, он лизал пот, который появлялся у носа орлят. Орлица приносила в клюве капли речной воды, но их было мало, и Кууламай всегда хотел пить.

Пришла осень. На белках стало холодно. Олени не могли доставать ягель из-под глубокого снега. Мунго перекочевал вниз, на прежнее стойбище.

А Кууламай все еще был жив и надеялся как-нибудь выбраться из глубокой пещеры. На его глазах вырастали орлята. Они уже научились летать и сами приносили человеку пищу.

Однажды утром Кууламай взял ремни, привязал себя крепко к орлятам и прыгнул вниз. Сначала он падал, как камень, но потом

261

орлята взмахнули крыльями и вытащили его наверх. Посадили орлята Кууламая на полянку, где паслись в это время олени. Охотник отвязал ремни от своих друзей, поблагодарил и попрощался с ними. Огляделся он вокруг и узнал своих оленей.

Но олени испугались заросшего бородой тощего человека и кружившихся над ними орлов и побежали к стойбищу. Увидела Халяй животных и пошла узнать, почему они испугались и бегут к чумам.

Вдруг раздался свист. Халяй от неожиданности вздрогнула и посмотрела в сторону. Под скалой стоял человек, худой, как палка, и махал ей рукой. Это был Кууламай.

И тогда Халяй узнала о хитрости и коварстве Мунго, о том, как и где жил Кууламай. Она согласилась помочь ему.

На следующий день Мунго собирался перекочевать на Эмдэк*1. Когда вьючили оленей, Халяй оставила хэшь - колчан со стрелами - и лук под раскидистым кедром. Мунго тронулся в путь.

Как только кочевники отправились на новое место, к стойбищу подошел Кууламай. Он нашел под кедром колчан, лук, свежие лепешки, испеченные в золе, кусок мяса и туес с оленьим молоком. Кууламай поел, попил и взялся за лук. Попробовал натянуть тетиву,

________________

*1 Эмдэк (Мэдэк) - название горы.

262

но она была ослабленной. Подсушил ее на солнце, и тетива стала крепче.

Пошел он следом за кочевниками и думал: "Кто со мною биться вздумает, тот потеряет голову". Рано утром, когда Мунго и Маймаяк еще спали, Кууламай вошел в их чум

- Ну, Мунго, - говорит он, - настал час расплатиться. Ты должен умереть!

Мунго соскочил, схватил лук и стрелы, но выстрелить не успел. Стрела Кууламая опередила его - вошла ему под лопатку. Маймаяк  вскочила на ноги и закричала:

- Не убивай меня! Прости! Я ничего не знала...

Кууламай выстрелил. Маймаяк упала, а из раны на животе вылезла рука ребенка.

- Черт возьми, напрасно погубил безвинное дитя! - ругал себя Кууламай. Он долго мучился и горевал. Но ничего уже поделать не мог.

Потом Кууламай и Халяй стали жить вместе. У них было много детей. Все они стали хорошими охотниками, образовали род Конзок-Тар -  род Олохой (ныне Болхоевы).

А гору Медэк старые тофалары до сих пор называют "Маймаяк кышкырган", что значит "Кричащая Маймаяк". Сопку, вершину Медэка,  люди назвали "Хэштих бэдик" ("Колчанная высота").

Такова наша сказка.

263