Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

с.55.

76. О водяном и лесном духах

В лесу стоят три чума. В первой чуме жила одна девушка, во втором чуме жила ее мать с младшим сыном и в третьем жили семь братьев матери. У них было очень-очень много оленей.

Вот однажды мальчик слышит ночью, что мать не спит, все ворочается, а он притворился, что уснул. Она тогда встала и вышла на улицу. Он подождал. Когда шаги стихли, встал и пошел за матерью. Остановился он у третьего чума и слушает разговор. Старший брат говорит:

- У тебя уже сын подрастает, может скоро и жениться надумает, тогда и голову отца увидит, надо что-то придумать.

Долго они думали и разговаривали между собой и решили на том, что сделают то же, что с его отцом, скажут, что боги потребовали принести его в жертву. Слышит мальчик, что разговор закончился и мать собирается идти домой. Он поспешил домой, лег и притворился спящим. Когда день настал, пошел мальчик к своей сестре и передал весь разговор. Тогда сестра говорит:

- А ты не бойся. Среди стада ходят рядом три больших белых оленя. Когда соберетесь ехать, их поймаешь и запряжешь в отцовскую  нарту, и упряжь там завязана. И прежде чем взять хорей, сначала садись на нарты как следует, потом бери вожжи и хорей. Как хорей возьмешь, так олени сразу рванут с места. А когда приедете

с.56.

на священную гору, они там будут пировать, ты к ним не ходи. Как сидишь на нарте, так и сиди.

Вот семь братьев запрягли оленей, собираются ехать и мальчика торопят, чтобы он собирался. А он говорит:

- Вы езжайте, а я вас догоню.

Они уехали.

Он поймал этих трех оленей, запряг и действительно только  успел сесть на нарту, и прикоснуться к хорею, так олени сразу же рванули с места. Да так быстро несут, что в высоком месте нарта еще прикасается к земле, а где низко - так и летит по воздуху.

Когда он догнал братьев матери, возле последней нарты чуть оленей задержал, хореем поддел вожжи младшего брата и оборвал, а его дальше олени понесли.

Братья задержались связывать веревки, а он успел приехать на священную гору. Смотрит - там на горе четыре столбика, на этих столбиках четыре головы. Одна голова его отца. Сидит он на нарте, ждет, когда поднимутся семь братьев на гору. Они привели в жертву три оленя. Стали их колоть, зовут мальчика, а он не идет. Когда мясо сварилось, зовут, чтобы он хоть мяса поел, а он думает:

- Правда, надо поесть, а то уже есть хочется.

И пошел к ним. Смотрит - семь братьев веселые стали и угощают его белым вином и говорят, что это послал святой дух и велел им  радоваться.

И этот мальчик когда очухался, смотрит - все семь братьев с ножами  пляшут вокруг него. И он тогда вспомнил слова сестры, что ему не нужно вставать с нарты. И тогда он говорит:

- Как я забыл? Привез отцу кое-что, там у меня в нарте завязано, я забыл, когда к вам пришел.

Пошел он к нарте, развязал вожжи, но не сел, а взял хорей, олени сразу рванули с места и его поволокли. Когда его домой приволокли -  все брюхо у него пропорото бревнами, сучьями да пнями. Подъехал  он сразу к сестре и у ней остался ночевать. Она вылечила ему живот. Сестра ворожила и все семь братьев и мать скончались. А стадо оленей  на волю пустили. Она стала водяным духом, а он стал лесным духом.

с.57.

77. Лесной дух

В очень давнее время жили муж с женой возле одной речки. Была у них дочка, которая целыми днями любила играть на улице. Игрушечные домики строила и играла там в куклы. Однажды она забежала домой и говорит:

- Мама, дай мне наряды самые лучшие и платок на лицо натяни, зять твой Вонлок (лесной дух) приехал.

А мать говорит ей:

- Не выдумывай, дочь моя.

А дочь нарядилась и вышла на улицу.

Вечером отец вернулся с рыбалки, а дочери нет. Искали они ее везде, да так и не нашли. Прошло время, старики состарились  совсем от горя. Приходит к ним однажды женщина какая-то, ребеночка отпустила на пол, а он бегает, смеется, играет. А женщина села и говорит:

- Мама, платок натяни на лицо, зять твой, лесной дух приехал!

Мать смотрит на нее и думает:

- Неужели это и есть дочь моя?

Долго жила дочь с сыном у родителей, а время быстро пролетело.

Говорит дочь:

- Пора нам ехать домой, погостили, хватит.

А зять все это время жил под крышей дома и никто его не видел.

Вышли старики дочь с внуком провожать на крыльцо, они сделали несколько шагов и исчезли с глаз. Старики так и остались одни старость свою доживать.

78. Черная женщина

Весной, когда бересту снимают, три женщины отправились в лес бересту с берез обдирать. Пока они ходили в лесу, одна из женщин заблудилась, а у нее дома осталось двое маленьких сыновей. Женщины ее кричали, но сколько не искали, так и не докричались, ушли домой одни. Она ходила, ходила по лесу, а лес такой густой, высокий. Она идет, идет и вот лес становится все мельче, все редеет. Долго она шла, дни и ночи все идет, голодная, уже сама не знает куда. И вот она вышла на одно место, там несколько чумов стоят. Смотрит, уже совсем леса нет, одни камни. Эти люди приняли ее и

с.58

она стала жить в одном чуме. Смотрит, люди живут богатые, у них олени есть и все. Пищу приготовят, все поставят на стол, сами садятся за стол, но не едят. Все соберут и вывалят на улицу. А она голодная, хочет есть. Она сдружилась с одной женщиной и та ей говорит:

- Раз у вас такие обычаи, что вы принимаете еду внутрь,  то ешь, а мы такие люди, что не едим ничего.

Неизвестно, сколько бы она еще тут жила, но однажды они сидят с этой женщиной, с которой она подружилась, у костра. Искра упала на лицо той женщины и тогда она говорит:

- Ну вот, теперь дня три будет тут ходить черная женщина и все принюхиваться. Она меня найдет и меня все равно похоронят. У нас такой обычай: раз искра попала на меня, значит бог избрал меня.

Та женщина сначала не верит, говорит:

- Не может быть, как это живого человека хоронить!?

Когда настала первая ночь, действительно, кто-то ходит возле чума и все принюхивается. А эти две женщины не спят. И вторую ночь так же женщина ходит вокруг чума, но не заходит. Когда солнце появляется, она уходит. Настала третья ночь. Снова шаги и все ходит, ходит вокруг. И вот зашла эта женщина в чум и говорит:

- Что же вы так живете, у вас везде мертвечиной пахнет. И чтобы завтра же похоронили.

Сказала и ушла. Теперь эта говорит:

- Завтра меня похороните.

Она ей говорит:

- Как же мне теперь быть, я без тебя-то жить не буду, скажи, в какую сторону мне идти.

А та женщина тоже не знает, в какую бы сторону ее отправить, но говорит:

- Бери продуктов побольше и после того, как меня похоронят, пробудь три ночи, иди, куда тебя ноги понесут и куда глаза глядят.

Когда наступил день, приготовили все, гроб сколотили и эту женщину заживо схоронили. Она провела на ее могиле три ночи и когда день наступил, отправилась в путь-дорогу. Так долго шла, что вся одежда у нее ободралась и сама уже голодная. Идет все по тропинке и не знает, куда ее тропинка приведет. Села на пеночек последний кусочек доесть, смотрит, идет по тропинке прямо к ней  медвежоночек. Она сидит и ждет, что будет дальше и уж страху-то нет, все равно деваться некуда. А медвежоночек подошел к ней, встал на

с.59.

задние лапы и показывает ей правую переднюю лапку. Она смотрит - видно медвежоночек лапкой наступил на сучок, а острие вонзилось в лапку. Взяла она этот сучок и выдернула.

Медвежоночек опустил лапку и побежал от дороги в сторону. Пока не скрылся, все махал ей лапкой, чтобы она следом  за ним шла.

Встала эта женщина и пошла туда, куда убежал медвежонок. Совсем недалеко она ушла и видит, что лежит олень ободранный,  совсем свежий. Видно, что медведь немного поел и ушел. Пожила она здесь несколько дней, мясом запаслась и пошла дальше по тропинке.

Она уже много лет прожила в этой стороне. Теперь по тропинке она подошла к какой-то речке и эта речка кажется ей знакомой. Села на берег я сидит.

И вот видит - на обласе едут два мальчика, один постарше, другой помладше. Она крикнула им:

- Подойдите сюда!

Они не слушаются. Младший испугался и говорит старшему брату:

- Смотри, баба-яга сидит на берегу.

А старший слышит ее крик, да не может понять. Приехал домой и говорит:

- Мы видели бабу-ягу, она на той стороне реки на берегу сидит.

Поехали взрослые туда и с трудом узнали, что это была этих мальчиков мать. Только много лет прошло и дорога ее так  измучила, что она стала похожа на бабу-ягу, одежда вся оборвалась. И ее увели домой.

с.60.

79. Харыча и Пырырка

Жили-были на свете два брата - Харыча и Пырырка. Жили они хорошо,  имели около десяти тысяч оленей и тихо-мирно проживали в своем чуме. Захотелось Харыче осмотреть местность и говорит он брату Пырырке:

- Поеду осмотрю местность.

Запряг пять оленей и поехал. Долго ли, коротко ли ехал и доехал  до высокой сопки. Видит, стоят три чума, подъехал и зашел  в один из них. В чуме оказались остяки. Разговорился с ними Харыча и спрашивает, куда и откуда они идут, а про себя сказал, что ездит по гостям. Погостил Харыча у новых знакомых и стали звать его с собой промышлять, но он отказался, что дома некому пасти оленей, есть только одна дочь. И в свою очередь стал приглашать их промышлять к себе и просил приехать к нему на третий день. Приехали к нему двое, погостили и, собравшись, поехали с Харычей на промысел - один на четырех черных оленях, один на четырех пестрых и сам Харыча на четырех белых оленях.

с.61.

Ехали целую неделю, остановились переночевать, наутро собрались и опять поехали вперед. Проехали еще неделю и доехали до моря, спустились и поехали по морю. Видят, стоит на середине моря материковый остров и ходят по нему стада диких оленей. Переночевали тут и наутро пошли пешком, чтобы поохотиться на дикого оленя. Подошли к оленям и говорят одному:

- Ты убивай, а мы будем обдирать.

Сделали полок и стали складывать туши убитых оленей на полке. И так промышляли три для, а затем, когда олени поразбежались, запрягли нарты и поехали на новое место. Доехали, опять сделали полок и убили здесь семь штук. Содрали шкуры, сложили на полке и захотели сегодняшний день еще поохотиться, а назавтра ехать домой, чтобы привести оленей и увезти всю добычу; и ушли снова на промысел. Назавтра запрягли оленей в нарты и поехали обратно.  Доезжают опять до моря и видят, что с юга поднимаются тучи.

- Только бы нам не заблудиться, - говорят они друг другу. Действительно, спустя некоторое время один из них на море отстал. Едут двое день, едут другой, а все добраться до земли не могут и только на седьмой день доехали до пугору и решили тут остановиться. Харыча занемог, а другой отощал от голоду и убил одного оленя, чтобы не умереть о голоду. Прожили на пугоре целую неделю и умер Харыча, свалила его болезнь. Похоронив Харычу, товарищ его прожил еще несколько дней, боялся пускаться в неизвестную  дорогу. Однажды видит он, что кто-то проехал, сел на нарту и стал догонять, но сколько ни гнался, не мог догнать. На третий день доехал до большого бору и видит там оленей с малыми рогами, и шерсть на них наоборот и стоят два чума. Привязал оленей и зашел в один чум, видит, сидят люди сами маленькие, а бороды у них большие, длинные. Спросили его, откуда идет и куда. Он сказал, что ехал домой с промысла и заблудился. Накормили его маленькие люди и уложили спать.

Наутро встали и разговорились со стариком - хозяином чума. Старик объяснил, что он здешний и вся эта земля принадлежит ему и  никогда ни один человек не бывал здесь.

- Спи, ложись, - говорит ему старик, - отдохнешь, поправишься, а я отдам за тебя свою младшую дочь и сделаю приданое.

Успокоился товарищ покойного Харычи и лег спать, и проспал семь дней. Проснулся на седьмой день и говорит, что заспался уж слишком  долго, целую вечность, а того не знал, что не семь дней, а

с.62.

проспал целый год. Назавтра запрягли оленей, несколько нарт, чем-то нагруженных, отвели их вперед и поставили против солнца. Вышел  старик-хозяин и научил его, как и куда ехать.

- Поезжай, - говорит, - доедешь до половины моря, ступай прямо против солнца, но назад не оглядывайся.

Поехал он, видит, впереди сидит остячка и говорит ему так же, как и старик:

- Поезжай как научили и назад не оглядывайся.

Поехал, и немного погодя догнала его остячка с оленями и было их больше пятисот штук, и у всех у них шерсть наоборот. Остановились, поели, отдохнули и поехали дальше. Ехали, ехали по морю против солнца и доехали до острова, до того самого, где умер и похоронен Харыча. Остановились тут ночевать. Назавтра запрягли оленей и поехали дальше и так ехали целую неделю и наконец увидели гору. Переехали эту гору и доехали до Ямалу, и прожили тут два месяца и затем потихоньку стали подвигаться вперед.

Вот однажды, когда остановились они на ночлег, говорит он своей бабе:

- Ты ужо оставайся, а я поеду искать своих родичей.

- Поезжай, - говори баба, - только я тебе укажу, каких оленей запрячь.

И указывает трех быков. Поехал и не чувствует, по земле или по воздуху едет, так скоро и легко везли три оленя. Ехал долго ли, коротко ли и наконец доехал до своих родичей. Удивляются родичи не столько ему, а больше всего оленям, что шерсть у них наоборот.  Рассказал им все по порядку, как и что с ним случилось, как умер Харыча. И спросил также и о товарище, приехал ли или нет. Погостил немного, стал собираться назад, к жене. Своим сказал, что приедет скоро совсем к ним.

Приехал он на третьи сутки к жене и говорит, что нашел своих родных и намерен завтра переезжать к ним. Назавтра собрали чум, согнали оленей и поехали. Через два дня к вечеру, увидев свои чумы, остановились и тут переночевали. Утром он запряг тех же оленей,  на которых ездил разыскивать своих. Приехали, жена стала ставить чум, а сам он поехал к товарищу, который заблудился на море, но выбрался как-то и приехал раньше его. Чум его стоял  в стороне. Приехал к товарищу, рассказал ему, как ездил, как и с кем виделся, погостил немного и вернулся обратно к своим. И говорит ему жена:

с.63.

- Ты нашел своих, а теперь надо каслать и стать чумом отдельно, иначе наши олени смешаются с ихними и все пропадут, а у нас люди не стареют и не умирают, также и скот. Если же кто и устареет, то есть озеро, свезем туда, и как только он искупается, то тотчас же становится молодым.

Послушался он своей жены и назавтра поставил чум дальше от своих. Было у него своих пятьдесят оленей и хотел было поехать за ними, но опять отговорила его жена, что у них и так есть и больше ни к чему, а просила съездить и привезти ей женщину, так как ожидала рождения дитя. Муж поехал и привез своего товарища с женой, а своим сказал, что оленей отдает им. Через несколько времени у них родился сын. Товарищ с женой погостили дня два, получили подарки и поехали домой.

80. Брат огня

Есть сказка одна. Пять братьев в лесу зажгли костер, сами уснули возле огня. Получилось так, что все они сгорели. Когда шестой младший брат пришел туда, от них ничего не осталось, кроме ногтя от правой руки старшого брата. Взял ноготь себе и пошел домой. Однажды заспорил с мужиками и говорит:

- Привозите пять возов дров и сожгите, я встану в костер и не сгорю.

Так и сделали. Взял он бубен и шагнул в костер. Горит костер высоким пламенем, ждут люди, когда погаснет он. Изредка вроде конец бубна выглядывает из пламени огня. Погас костер, стоит он живой, не тронутый пламенем огня. Это был брат его, так плясал вокруг него костер и поэтому он не сгорел.

81. Старик и старуха

(Вариант 1)

Жили-были старик со старухой. У них было двое детей. Раньше на них нападали, остальных убили, эта семья сохранилась.

Внук говорит:

- Пойду на охоту.

Спорили, не пускали, но он пошел. Надобывал всего, приходит и заглядывает в чувал, видит, старики не могут в чувале развести костер. Разговаривают:

с.64.

- Если сейчас не разгорится, умрем.

- Может еще разведем, огниво у меня есть (тохо-юх).

Внук пришел, сварили, стали жить-поживать.

82. Старик и старуха

(Вариант 2)

Мужик жил и баба. Дедушка бабушку бить стал. Бабушка говорит:

- Зачем меня бьешь, я тебе рубаху шью и нырики шью и шубу шью.

Бабушка все ему сшила и говорит:

- Иди, куда хочешь, я одна буду жить.

Он ушел на охоту, утку убивал, рыбу ловил. Она себе дом  построила, живет.

- Я теперь сама буду жить, ко мне не ходи.

Они в разных местах стали жить.

83. Старик и старуха

(Вариант 3)

Бабушка со стариком живут. Они в лесу живут. Старик ушел в лес и уток пострелял и домой принес и сказал:

- Вари уток.

Потом стала осень, утки улетели в теплый край. Потом старик стал охотиться на белку. Он убивал белку. Домой принес, и шкуру бабушка снимает. Потом они сварили беличье мясо. И опять  старик ушел охотиться. И он опять пришел домой. Он ничего не убил, а бабушка его заругала. И он опять старик ушел. Потом бурундука поймал и еще глухаря поймал. Этого бурундука бабушка упустила, старик его из ружья убил.

84. Хылыче и Пау

Много лет тому назад жил один шаман. У него было два сына: Хылыче и Пау. Хылыче был старший, а Пау младший. И вот однажды приключилась болезнь старику-отцу. Хворает он год, хворает и не поправляется, и так прохворал два года. Во все это время младший сын Пау шаманил и, принеся жертвы, погубил трех  лошадей и остальной скот, но ничего не помогало. Старик умер -шайтан не принял его жертвы. Мало было ему и того, что Пау повесил в жертву много лисиц и других шкур.

с.65ю

Умер отец, похоронили его братья. Только рассердился младший брат на дьявола за то, что не принял его жертвы и не спас от смерти отца. Схватил все приклады и изрубил их топором на колодке. Рубит и приговаривает:

- Попался бы мне сам дьявол, изрубил бы и его на мелкие куски. Прошло с месяц и вот однажды говорит старший брат Хылыче младшему брату Пау:

- Скучно так жить, поедем, попромышляем белок.

Пау согласился, собрался и они пошли. Доходят до ростани и попадается им речка. Старший Хылыче и говорит младшему Пау:

- Ты поди по той стороне, а я по правой, и там, в вершине речки  сойдемся.

Ходили, ходили, долго ли, коротко ли и наконец сошлись у  вершины речки. Старший брат Хылыче столько настрелял белок, что  обвешался ими семь раз, а Пау добыл только десять штук. Спрашивает Хылыче Пay, отчего он так мало добыл, тот отвечает, что должно быть до него быди охотники и разогнали белок.

- Вернемся домой, - говорит Хылыче Пау.

И пошли. Дорогой идет старший брат, увидит белку, прицелится, пустит стрелу и добыча валится; стреляет младший Пау и не может убить ни одной белки, все мимо да мимо. Так на всем  пространстве и не добыл ни одной белки. Шли, шли, обернулся  старший брат к младшему и говорит:

- Ты не бойся, слушай, что это там за шум такой.

Прислушивается младший брат Пау и слышит, что где-то там,  далеко-далеко, в лесной трущобе кто-то свистит, кто-то как будто плачет, хохочет. Испугался Пау и стал всматриваться в лицо старшего брата и видит, что вместо брата Хылыче стоит перед ним человек и лицо у него мохнатое. И опять спросил его, что стоял перед ним:

- Слышишь? Если слышишь, то знай, что это караульные дьявола ревут и сам он зовет тебя к себе, я его посланный, пойдем вместе.

Не посмел ослушаться Пау своего мохнатого провожатого, пошел  с ним к дьяволу. Легко идет мохнатый, сучка не сломит, а Пау идет и едва-едва ноги вытаскивает из мха.

- Положи, - говорит Пау провожатый, - руки мне на плечи, а то не выдержишь. Зови меня Леу.

с.66.

Не успел Пау положить руки на плечи Леу, как они как будто приросли и так легко ему идти стало, идет как по воздуху. Доходят до тундры и видит Пау: стоит дьявол, опершись на палку.  Подошли поближе и спрашивает дьявол у своего посланника:

- Что, привел караульного?

- Привел, вот он, - отвечает мохнатый слуга дьявольский.

И вдруг отстали у Пау руки от спины и плеч Леу и он стал свободен. Посмотрел на Пау дьявол и говорит:

- Бери топор и нож, руби и режь меня!

Испугался Пау и опешил. И говорит ему снова дьявол:

- Отец твой умер, что же я сделаю, видно, столько было веку  положено, а теперь руби меня, не нарубишь, то я съем тебя.

Еще более испугался Пау, стоит и не знает, что делать, не может собраться о духом. В это время вдруг накатилась большая черная туча. Поднял голову кверху Пау и видит, оторвалась от большой тучи небольшая черная тучка, стоит на этой тучке конь, и на коне всадник. Подошла туча с всадником ближе и остановилась над ними. И спрашивает стоящий на туче всадник, зачем они тут стоят, и что стоят и думают.

И говорит дьявол, указывая на приведенного Пау:

- Это прежнего моего караульного сын.

- А на что его привел?

-Да он, - говорит дьявол, - после смерти отца изрубил все мои приклады, да еще и меня хотел изрубить, если бы был тут.

- Отчего же ты не помог его отцу, - спросил всадник, которого звали Орт, - ведь он столько времени жил и караулил твое достояние. Ну хотя не помог отцу, так не тронь сына.

- Нет, - говорит дьявол, - уж больно я на него осердился.

Всадник вынул шашку и, показывая ее дьяволу, сказал:

- Если ты его съешь, я тебя зарублю.

Вдруг слышит Пау, откуда-то ломают лес. Оглянулся и видит, подъезжает к ним на двух белых медведях человек. Подъехал и остановился. Поздоровался с всадником, что сидит на лошади, и говорит:

- Издалека же ты приехал.

- Да как не приедешь, когда зовут.

И спрашивает приехавший на медведях, что они тут делают и какое дело разбирают. Рассказывает Орт прибывшему Нумимбою, как и в чем дело. Удивляется Нумимбой:

с.67.

- Видно, - говорит, - давно уж огорчил он дьявола.

- Да тем и огорчил, что не помог он его отцу, а он взял да и изрубил все его приклады.

И рассказывает Нумимбой, что у них есть такое на море, да  перетерпливают; то случается, что лодку разобьет бурей, то что и приводит он таких на берег из жалости.

- И я, - говорит Орт-всадник, - спасаю людей на войне.

- И какой он есть дьявол, - говорит прибывший на медведях, -когда не смог помочь караулившему столько лет его приклады, за что тогда и молятся и уважают его.

И, поднявши с нарты оленину, вынул кнут.

- Если я тебя, - говорит он дьяволу, - ударю этим кнутом, то ты тут и рассыплешься.

Поднял кнут и ударил дьявола и посыпались искры от удара  и расшиб его пополам. Выхватывает Орт-всадник шашку и изрубил всего дьявола. Смотрит Пау и удивляется: на месте изрубленного дьявола вдруг очутился хороший дом и сидят за столом и закусывают: Орт, Нумимбой и сам только что изрубленный дьявол. Встал приехавший  на медведях и говорит, что поедет на море - тонут там люди и меня ищут.

- А ты, - говорит он дьяволу, - не ешь его одного.

- Нет, - отвечает дьявол, - съем, не отпущу.

Ничего не говоря, встал и вышел Нумимбой, подозвал приведенного брата Пау и дал ему золотое кольцо. Встал и Орт-всадник:

- Ждут, - говорит, - меня на войне, ранили там человека.

Вышел и тоже дал Пау золотое кольцо, и оба уехали. Остался один дьявол Лагас, сидит и рассуждает сам с собой, что сегодняшней  ночью ему приводится быть на пляске. И велел Леу, тому, что привел Пау, обернувшись его братом, чтобы он караулил и не отпускал от себя Пау. Встал и ушел на пляску.

Наступила ночь. Встал Леу и говорит Пау:

- Пойдем и мы, посмотрим, как пляшут.

Подходят к избе, зашли и видят: Нумимбой, Орт и Лагас сидят вместе и разговаривают. Рассказывает Орт, что был он на войне, там ранили нужного ему человека в сердце, но он вынул пулю и оживил лет на десять. Рассказал и Нумимбой, что был он на море и разбило нужного ему человека, но человек этот приносил  когда-то ему в жертву хороших оленей и утонул бедный, а потому он достал его из воды, перенес его на сушу и оживил лет на десять.

с.68.

Обратился к Лагесу и упрекнул его за то, что не помог тому, кто столько лет оберегал его приклады и приносил ему жертвы, что не помог своему караульному один раз в жизни. Осердился Лагас и  ответил Нумимбою и Орту:

- Что же я сделаю, когда ему столько веку и он умер.

(Неразборчиво). Плясуны наложили им свои начевки и поставили перед истуканами. И Леу говорит Пау:

- Поедим.

И стали есть. Пау съел наполненную начевку, что была ближе к Леу, половину пищи. Потом, поевши, отошли потихоньку. Стали брать начевки плясуны и заметили, что из одной половина съедена. И стали говорить между собою и доискиваться виноватого и, не найдя никого, поссорились и стали драться. В драке пищу разбросали, огонь затушили и заподозрили того, кто собирал начевки, что, должно быть, он съел, а он указывает на других и снова начали драться и убили того в драке. Но была тут дьяволиха и воскресила его. Когда уже рассвело, все разошлись.

- Пойдем и мы, - говорит Леу Пау.

Шли,шли, долго ли, коротко ли, и дошли до маленькой избушки. Отворил Леу дверь и втолкнул туда Пау, а сам ушел. Видит Пау, сидит в избушке девочка и шьет. Увидев Пау, она оставила шитье, подошла к нему, сняла с него все верхнее платье и вытолкнула его на улицу и бросила в озерко. Вдруг это озеро наполнилось водой и появились в нем черви в палец толщиной. Облепили они Пау и съели все тело и оставили только одни кости. Подошла опять девица,  что бросила его в озерко и перетащила кости Пау в другое такое же озерко и бросила туда. И это озерко вдруг опять наполнилось чистой водой и снова кости покрылись мясом. Вынула девица Пау из озера, одела в новое платье, накормила и напоила его и говорит, что он был съеден Лагасом, оборотившимся червями.

Целую неделю прожил Пау в избе у девочки, и велела она затем ему идти домой и сказала, что они будут видеться теперь во сне. Пришел Пау домой и нашел старшего брата очень богатым. Были у брата новые амбары всякого добра. Принял брат пришедшего Пау и теперь они живут вместе и добра наживают.