034
*Каждый шаман выполняет свои функции с помощью духов-помощников, которых бывает бесчисленное множество. По словам известного шамана Дюхадие, действительно полезных среди них всего несколько. Главные духи-помощники - души шаманов-предков по отцовской и материнской пинии. Большинство второстепенных духов-помощников шамана - обманщики. Среди этого множества бесполезных духов бывают три духа-начальника, которые, если духи-помощники начинают вести себя нехорошо, завязывают им руки путами и запирают в особое помещение... [далее см.: Попов, 1936,97-98].
034а {Пересказ}
Шаман Дюхадие стал знаменитым, имея предками необычных шаманов, их духи и сделали его большим шаманом. Вот что передавали мне о предках Дюхадие: „Стал приходить волк и поедать оленей. Ничего не могли поделать. Вот шаман и сказал: "Я его все-таки изловлю, волк, как и всякие животные, имеет ведь свою мать". И стал три дня камлать, а потом сказал: "Волка я вселил в свою жену, вот увидите, какой родится ребенок" Родился хвостатый ребенок - дед Дюхадие. Он стал знаменитым шаманом и до самой смерти ходил с хвостом. Вот его-то шапку ты и видел у Дюхадие".
*Духи-помощники шамана бывают антропоморфными и зооморфными. К последним относятся дикий олень, волк, медведь, гагара, кулик, гусь, лебедь и др. Шаманы пользуются ими при всевозможных случаях. Часто, воплощаясь в них, путешествуют по верхнему или нижнему миру или посыпают их для исполнения различных поручений. Иной раз духи-помощники не слушаются шамана, боятся спускаться в нижний мир для поисков души. Там их пытаются съесть умершие люди или они боятся холода. В этих случаях некоторые шаманы, чтобы не .потерять своего авторитета, пускаются на обман. Камлая над больным, они на самом деле не доходят до похищения души, хотя и говорят на словах, что они дошли, обманывая присутствующих. Те, не зная шаманских уловок, верят этому. Чтобы этого не случилось, приглашают в качестве зрителя тайком другого шамана. Камлающий шаман при нем не решается на обман... [далее см.: Третьяков, 1869, 426-427].
Нередко, рассердившись на кого-либо, шаман может наслать смерть, как выражаются нганасаны, „может съесть человека", т.е. убить его с помощью своих духов-помощников.
035
„У нганасана Сахар заболела жена брата. Брат пригласил камлать Дюхадие. Тот, камлая, стал нырять, превратившись в волка. Когда он лежал навзничь, Сахар сказал: "Не верьте ему, он ничего не знает, обманывает. Он все равно не спасет мою сестру. Я иногда вижу сны, и вот ночью видел следующий сон: лежит она, ноги ее пятками направлены к югу. Рядом с ней стоит женская нарта. Я не знаю, какая у моей сестры нарта, но байки у нее сломаны и залатаны. Сделана она из ели. Как он ее спасет?". На это шаман, рыча по-волчьи, стал говорить: "Дайте мне плату за камлание 9 оленей, черный нюк, вторую лунообразную медную подвеску с нагрудника больной". Сахар на это сказал: "Ничего ему, обманщику, не давайте". Как только Дюхадие кончил шаманить, женщина
с.109.
умерла. Дюхадие стал просить: "Хотя бы одного оленя мне дайте". Ему не дали. Шаман ничего не сказал. На следующем стойбище через три дня умер здоровый муж умершей. Это съел его Дюхадие. Сахар, говорят, даже хотел подать на него в суд".
*Такая сила шаманов заставляет к ним относиться с большой опаской.
035а
„Джатобие, вероятно, совершил что-нибудь предосудительное, - говорили мне нганасаны. - У него волк съел четырех оленей. Это, вероятно, сделал шаман Черие, который живет вместе с ним в одном чуме. Он обиделся на Джатобие, что тот не делился с ним добычей".
Такое предположение было высказано, несмотря на то что Черие приходился близким родственником Джатобие.
036 {Быличка}
„Иногда шаманские духи бывают очень пугливыми. Испугавшись, они набрасываются на душу человека и проглатывают ее. Вот почему стараются не пугать шамана. Был у нганасанов очень пугливый шаман Ася. Однажды, когда он, съев человека, вышел к своим оленям, мой отец, ударив в лицо, окровавил его. Такое средство предохраняет от смерти пострадавшего от шамана. Затем, когда мы были детьми, на улице играли "в оленей". Вдруг приехали самоеды. На беду - я всегда был сорванцом - посоветовал приятелям: "Ну-те, ребята, войдя в сени, спрячемся и испугаем самоедов". И вот спрятались в сенях, и когда самоеды стали входить, я вдруг выскочил им навстречу и закричал: "Хам!". Передний самоед тоже закричал: "Хам!", упал на спину, затем встав, быстро скинул с себя совик и вошел в избу. "Ну, друг, садись чай пить", - сказали. На это наш человек сидит и молчит, не пьет, икает время от времени. На это старик Герасим сказал: "Ну что-то такое странное случилось с нашим человеком". Мы же все молчим и ничего не говорим, как его напугали. Вот когда он так сидел, вошли в избу приехавшие с ним самоеды. Они сказали: "Hy, скорее поторопитесь, заставим его блевать, наш шаман проглотил человека. Подайте веревку". Взяв веревку, эти два самоеда затянули живот шамана петлей, затем, положив на пол перед ним кусок снега, стали затягивать петлю изо всей силы, упираясь в живот ногами. При этом шаман распевал, затем выблюнул на снег клубочек человечьих волос. Тогда собрались было отпустить его, но потом сказали: "Наш шаман обманывает". Не освободили его. Взяв клубок, стали сравнивать его с волосами присутствующих - к волосам ни одного из них не подошел клубок по цвету. Тогда опять стали затягивать веревку. Опять шаман выблюнул клубок волос. Опять стали его сравнивать с волосами присутствующих. Волосы по цвету подошли к волосам ребенка старика Герасима. Тот ребенок вскоре умер. Мы думали, оттого, что Герасим перед этим сильно избил этого шамана"
(долган Степан Дураков).
*Духи шамана не выносят никакого осквернения. Нельзя, например, беременной женщине пересекать дорогу, по которой провозят шаманские атрибуты. За это духи шаманов строго взыскивают. Дочь Дюхадие начала было сходить с ума, чтобы быть шаманкою, но вышла замуж и лишилась шаманского дара. Теперь она рассказывает, что как только стала рожать детей, стала нечистой, все шаманские духи ушли от нее, и поэтому она перестала быть шаманкой.
с.110.
*Шаманы, как люди избранные, владеющие особым даром, несвойственным обычным людям, считаются способными творить чудеса.
037 (Так, например, известен следующий рассказ о воскресшем шамане.)
В старину жил один шаман по имени Самуо. Пришел Оспа, все заболели, никто не остался в живых, кроме одного молодого человека. Он сбежал, аргишил и где-то в укромном месте поставил свой чум. Среди умерших был его старший брат. Человек продолжал аргишить. Было это весной. Прибыл на реку. На другой стороне виднелись чумы, но до них никакие крики не дойти, так далеко они стояли. Молодой человек поставил свой чум на берегу. Живет один в чуме, кто же к нему придет? Однажды днем послышался шум от топанья пяток и кто-то кашлянул. Лежит в чуме молодой человек и слушает, бежать было некуда. Откинулся полог входа, и вошел человек, умерший старший брат. Как пригляделся, у брата одной щеки не оказалось - съели мыши. Умерший уселся рядом с братом и сказал: "Ну, брат, что ты знаешь? Нет ли человека здесь?" - „Нет. Кого же увижу? С тех пор, как вы умерли, никого не вижу", - ответил молодой человек и продолжал: "Ты расскажи мне, какие вести? Как ты сумел вернуться? Кто тебя привел?" Брат ответил: „Хотя я и пришел сюда, дружок, не знаю, кто привел, пришел и нашел тебя". - „Как же ты сумел прийти и показать свое лицо? Пришел ли сюда, чтобы куда-нибудь отправиться?", - спросил молодой человек. - "Прибыв сюда, куда я уйду? Куда-либо отправиться нет мысли", - ответил брат. - „Я тебе как-то не верю. Ты ведь умер, поэтому и спрашиваю. Не в самом деле пришел ты, думаю, пришел ты напугать, думаю. Хотя мы с тобой и здесь, но, не найдя других людей, наверное, умрем. Чем мы будем питаться?" На это брат: „Наверное, умрем, никак не могу решить, как поступить". Наступил вечер, сказали: „Надо спать". Брат предупредил: "Ночью ты что-то услышишь, смотри же, закройся одеялом, не гляди, слушая потихоньку, не шевелясь". Уснули. Через некоторое время шум от всплеска воды послышался. Думает: „Не открыть ли одеяло? Нет, лучше послушаюсь совета. Очень уж сильный шум от воды". Через долгое время все утихло. Полежав еще немного, молодой человек раскрыл одеяло и увидел через дымовое отверстие, что уже наступил полдень. Вылез из-под одеяла, оделся и вышел, стал смотреть на воду.
Чум стоял на южном берегу реки, теперь оказался на северной стороне. Стал оглядываться: „Как же это так, неужели я потерял рассудок?" Подивился. Вошел в чум и стал молча думать: „Странно, однако, что пришел ко мне мой старший брат. Как же это мы переправились на ту сторону?". Спросил у брата: „Как это мы там жить будем? Я видел, что чум был на той стороне, а теперь на этой. Не отправиться ли мне туда?". Брат ответил: „Как же не отправиться, иди. Может, вести принесешь какие. Хотя ты к ним отправишься, все же они неладно живут. Я тебе расскажу, как они живут. Один человек у них умер". Вот молодой человек отправился, до чумов дошел. Около чумов ходил один человек. Он, увидев нашего человека, подошел к нему и спросил: „Откуда пришел?" На это получил ответ: „Хотя я и пришел к тебе, но не с хорошими вестями, не от добра пришел. Что я тебе расскажу? Я сначала был один, оставил брата умершим. Когда прибыл к реке, он меня догнал. Я не мог прийти к вам, река служила препятствием. Уснули, и вдруг мой чум оказался на этой стороне реки. Вот я и пришел. Если бы брата не было, я бы не мог прийти к вам. Вот и все вести. Как вы живете, благополучно ли?" - „Ну, дружок, плохо живем, - сказал человек. -В этом стойбище был советник (старейшина). Вот у него дочь умирает, едва-едва бьется у нее сердце. Всю погребальную одежду на нее набросили".
с.111.
Вот гость, войдя в чум, увидел больную. Смертная одежда была наброшена на нее, мать сидела рядом, приложив руку к сердцу дочери. Домохозяин спросил гостя: „Откуда и каким путем прибыл? С какою цепью пришел?" Гость ответил: „Хотя я и пришел, но не по-доброму. От умерших я пришел к тебе. Я сюда прибыл один, стал стойбищем около реки, ко мне пришел мой брат. Вот мы уснули. Разве по-хорошему уснем? И вот утром оказались мы на этой стороне реки. Вот я и пришел". Услышав это, домохозяин подумал: "Брат его не шаман ли?" И спросил: „Не пойти ли мне к твоему брату попросить пошаманить над моей дочерью?" Гость ответил: "Вот ты, домохозяин, хочешь отправиться к брату. Когда ты придешь, ты так поступи. Ты не проси его как шамана. Войдя, ты не смотри ему в лицо, сядь рядом и говори: "Что-либо видишь ли во сне?" Спроси в виде загадки, обиняком: "Вот мука-то, я живу очень плохо, хоть спросить людей, хоть бы сновидцы пришли". Затем скажи: "Почему ты не придешь в гости ко мне в чум?". Так шамана зови, а то может он не прийти. Если так позовешь, может, он и придет".
Домохозяин пошел к умершему и поговорил с ним, как советовал младший брат. Воскресший брат согласился. Когда пришли к чуму больной, отец ее вошел первым, сел около своей дочери и обратился к гостю: "Ты, гость, садись сюда". Гость уселся, посмотрел в сторону больной, приоткрыл смертные одежды и дунул ей в рот, уши и, закрывшись ее смертной одеждой, улегся рядом и заснул. Под вечер, когда солнце зашло, гость трижды громко засвистел. С первым свистом больная пошевелила рукой, со вторым свистом ступнями пошевелила и с третьим свистом больная уселась. Гость тоже уселся. Девушка сказала: „Долго же я спала. Кто разбудил меня?" Вот все обрадовались и после еды оживленно стали беседовать. Домохозяин сказал: „Человек наш, я думаю, уже вступил в страну солнца. Сильно ты нас обрадовал, умершего человека солнцу вернул. Я уверовал в тебя, если бы ты не пришел, не воскресла бы она. Если ты желаешь, можешь жениться на ней". На это гость ответил: „Нет, ты не ладно говоришь. Я только что начинаю становиться шаманом, и я не имею соизволения брать в жены мною исцеленных. Я еще не вполне стал шаманом. Вот ты нас пожалел, наверное. Нас только двое, ты не жени меня на своей дочери, вот лучше отдай ее моему младшему брату". Отец девушки согласился. Братья приаргишили, и младший из них женился на воскресшей девушке.
После этого старший брат, как ни уснет, все по-шамански поет. Когда огонь разожгут, понимать стал, как огонь говорит. Вот люди, прислушиваясь, как во сне этот человек поет, стали говорить: ,Видно, он стал шаманом". Вот через некоторое время старший брат сказал: "Ну, друзья, я без всякой парки, вы поверили мне, что я шаман. Я не скажу, из шкуры любого дикого оленя сшейте мне парку, сшейте из шкуры дикого оленя с приметой. Из шкуры такого же с приметой дикого оленя сделайте бубен. Предназначенный мне дикий олень будет иметь рога крестом. Или один или другой рог с развилками в противоположные стороны". Таких диких оленей убили, облачение снарядили. Тогда он стал камлать и прибыл на то место, куда попал после смерти. Он сказал: "Вы видите, что у меня одна щека мышью изгрызана. Когда я, живой человек, умер, мою щеку изгрызла мышь. Это не маленькая мышь, а мышиная мать, большая мышь. Ее нора находится под землей. С помощью ее я нашел брата, с помощью ее переправился через реку с чумом. Она такая большая, что на ее спине и чум и все вереницы санок уместились. Мое имя должно быть Быда хунси нга" ( через воду переправляющийся шаман [‘внутренности воды шаман’]).
Потомком этого шамана и был Само. Камлая при большой болезни, он заставлял стрелять в себя из винтовки и ловил рукою пулю"
(Нерюе Ндгомджа).
с.112.
*Но шаманы проявляют себя чудесами не только при жизни, но и после смерти.
038 (Чудеса шамана после смерти)
„У таймырских самоедов был знаменитый шаман Сутуруо. Он умер от эпидемии. Так как умерших во время эпидемий не хоронят, он так и остался с чумом. После его смерти в продолжение трех лет он являлся в гости в те чумы, жителям которых надлежит умереть. Приезжал на нарте, не разговаривал и после угощения уезжал. Люди не знали, как от него избавиться. Решили, наконец, вечером подкрасться с солнечной стороны четырем стрелкам под прикрытием деревянных щитков. И вот, когда они стали подкрадываться, увидели, что вышел из чума человек с бубном в руке в шаманской парке и направился к грузовым нартам. Когда один из стрелков выстрелил, шаман превратился в оленя с ветвистыми рогами и пошел на него. Тогда один за другим выстрелили четыре стрелка, олень упал. Пошли смотреть и вместо оленя нашли шаманскую рогатую шапку. Когда подошли к шаману, на ногах были оленьи копыта. Взяли, выкопали яму и стоймя, вниз головой, опустили труп его и закопали. И с тех пор он перестал появляться.
Отец [долгана] Ивана Кожевникова Михаил в молодости поехал к самоедам выменивать оленей. Возвращался вечером. Пришлось ему ехать мимо ледовки*32 Сутуруо. Он это знал. Вдруг слышит, кто-то едет сзади. Оглянулся, едет самоед, позвякивает колокольцами, только у него упряжь уж очень нарядная. Иван подумал, что это действительно едет кто-то из самоедов. Человек все едет следом за ним. Наконец Иван остановил оленей, поворотил нарту и говорит по-русски: "Здорово, друг, откуда пришел?"*33. Встречный его передразнивает: "Здорово, друг, откуда пришел?". - "Что за странности?", - думает про себя. Встречный ему думу вслух повторяет: "Что за странности?". Тут у Ивана по спине дрожь пробежала, и он пустил оленей вовсю. Едет и думает: "Вот я пропал". А спутник, следуя за ним сзади, повторяет: "Вот я пропал". Что он ни подумает, спутник вспух повторяет. Наконец, Иван поворотил оленей и сказал: "Будь ты проклят, человек ты или бес, пропади, тьфу!", - и перекрестился. Человек без слов исчез. После этого Иван не помнит, что случилось. Очнулся, лежит, оказывается, в чуме. Около него сидит человек с длинными волосами и говорит: "Этот человек ехал мимо ледовки, и его испугал ляд (дух) из ледовки. Через три дня меня опять позовите шаманить. У меня вера-то такая, что, когда я знаю, что позовут меня, в чуме совсем не бываю. Даром, увезите мой костюм, когда-нибудь приду шаманить". Это был шаман, отец старика Семена. Ивана нашел и привез мой отец"
(долган Еким Лаптуков).
___________________
*32 Ледовка - так долганы называют нганасанские надземные погребения (от слова "ляд", обозначающего у долган злого духа) [однако выше сказано, что труп Сутуруо был закопан].
*33 Долганы разговаривают с нганасанами по-русски.
с.113.