Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

Легенды и сказки хантов. Томск, 1973.

01. 001-019

с.11:

01 [предание]

БИТВА БОГАТЫРЕЙ

Петр Николаевич Синарбин, род. в 1928 г., грамотный.

Пос. Новый Васюган Каргасокского района Томской области.

Богатырь нюрольского народа пошел на реку Калганак, осадил их поселок, а калганакский богатырь ушел вверх по Васюгану, дошел до Катальги и лег спать. Нюрольский богатырь осадил Катальгу и говорит:

 - Храпит, аж земля дрожит.

Проснулся калганакский богатырь, одевает чирки, лыжи. Скатился  с горы, образовался яр Кюлюм-пяй. Пошел вверх по Васюгану к брату, который жил в верховьях Васюгана. Ниже Айполово опять догнал нюрольский богатырь калганакского. Дошел до Волково калганакский, остановился на ночлег, но нюрольский его опять так погнал, что у того расстроился живот и образовалась после его ухода брусничная гора Улом-игол. Удрал на Скопцов яр, там его весна застала. Он сделал обласок из дерева кун-юх. Сел на кочку отдохнуть. В это время подъехал его брат, богатырь  с Ивэх-пугол, с верховьев Васюгана, с ним была и сестра калганакского богатыря. Сестра взмахнула и ударила мечом по кочке, и Васюган потек там между гор. На конце Скопцова  яра скончался нюрольский богатырь, его сразил с помощью брата калганакский богатырь.

с.12:

02 [предание]

СТРИК-ПРЕДАТЕЛЬ

Леонид Яковлевич Кайкалесов, род. в 1952 г., грамотный.

Пос. Корлики Нижневартовского района Тюменской области.

Жили трое в одном чуме: старик со старухой и еще старик. Один старик был связан с ненцами и убивал людей (хантов). За ним двое следить стали, в речке его подкараулили. Этот старик заметил, что за ним следят. Один выстрелил в старика, а тот веслом стрелу отбил, другой раз выстрелил, в левую руку попал. Старик перевернулся в воду, на голову надел сверток  бересты, плавать начал. Двое увидели, что береста плавает и подумали:

 - Здесь такого не было!

Прострелили из лука бересту и убили его. Взяли у него нож, ножны и трубку, вернулись к старухе и нож воткнули в загородку костра. Старуха догадалась, что они старика убили, говорит:

- Не можете вы его убить, вы не способны, молодые еще!

А она сидела на своей половине, а они сидели у двери. Она варила воду на костре и кипяток на себя вылила. Старуху они убили, стали в этом доме жить. Тут у них и мать была, олени пасутся. Они хотят домой ехать, а мать не хочет. Оставили они старуху, пошли туда, где раньше жили. Шли-шли по дороге  ненцев, видят в селе три чума, они в село не стали заходить. Один одел подволоки и пошел к ненцам. Стал подходить к чумам, а там собака. Она как услышит его, так одно ухо поднимет, он в это время остановится. Потом снова подкрадывается. Подошел близко, собаку из лука убил. Спрятал лук в снегу. Без оружия пришел в чум, там у двери стояла пальма, вошел неожиданно, те не ожидали и испугались. Он всех пальмой перебил, во всех трех чумах всех убил. Потом домой пошел.

Вернулись они домой, живут. Уже лето настало. Нашли старый облас, поплыли по речке вниз. Они были на речке Ярахан-ёган, речке ненцев. В одном месте по обоим берегам речки чумы стоят, между ними веревка протянута, на ней железки висят, которые на поясах у женщин висят. Если кто веревку отрубит, побрякушки зазвенят. Они прибавили ходу. Один гребет, а другой на носу с пальмой стоит. Разрубили веревку, быстро проехали. Ненцы выскочили, а их уже нет. Ехали-ехали, домой приехали, а мать на чужбине оставили.

с.13:

03 [предание]

СРАЖЕНИЕ ДВУХ БРАТЬЕВ С НЕНЦАМИ

Леонид Яковлевич Кайкалесов, род. в 1952 г., грамотный.

Пос. Корольки Нижневартовского района Тюменской области.

Живут два брата, у одного жена есть, другой, младший - неженатый. Жена старшего брата будто бы по ягоды ходит, а сама к ненцам с доносами бегает. Долго так  жили. Раз сноха опять ушла, домой принесла глухаря, ненцы дали ей. Младший брат говорит:

- Это от ненцев, которые нас подкарауливают.

Вечером темно стало, они сидят, не знают, что ненцы придут, не приготовились. Раз ненцы подкрались, стали из луков по чуму стрелять. У него была защита из рыбьего клея, по горло закрывала и руки до локтей. Старшего брата убили, младший через отверстие вверху чума вылез и пошел. Жена старшего брата осталась с ненцами.

Едут они на обласках по реке, она в голове ищет у начальника венцев. Младший брат ждет в узком месте, чтобы за старшего брата отомстить. Они шесть человек в обласках едут, все сидят лицом вперед. Он нацелился из лука, сначала самого заднего - рулевого - убил, потом другого, а кто впереди сидит, не видит, что заднего убили. Всех перестрелял, а жену брата не убил, взял ее, на берегу с ней расправился, а голову на пень посадил.

04 [предание]

ПОХИЩЕННЫЙ МАЛЬЧИК

Саша Каткалев, род. в 1958 г., грамотный.

Пос. Корлики Нижневартовского района Тюменской области.

Однажды два мальчика в лес пошли за орехами. Один на дерево залез, другой внизу собирал орехи. Пришли ненцы, говорят:

- Что делаешь?

- Ничего не делаю, просто так орехи собираю.

- Кто с тобой еще?

- Никого нет больше.

Они его в мешок затолкали, ему хлеба дали. Потом спать легли.  Потом слез второй мальчик и пошел домой, и отцу рассказал

с.14:

и говорит:

- Маленького мальчика ненцы утащили.

Старик рассердился и говорит:

 - Тащи мой штык (пальму), я наточу его.

И они пошли. Сначала пошли к ненцам, а там два часовых на улице стоят. Старик одного часового стрелил, тот упал. Потом второго стрелил. Потом зашли они, и отец искал того мальчика, а этого бросил на улице. А мальчик подошел и раскрыл мешок, нашел  второго мальчика и стали ненцев убивать. Потом они  всех убили, оленей забрали м ушли домой.

05 [шаманская легенда]

ВАСИЛЁ-БОГАТЫРЬ *1

Сергей Каткалев, род. в 1954 г., грамотный.

Пос. Корлики Нижневартовского района Тюменской области.

Жил-был Василё-богатырь, жил он с матерью бедно, весь чум обветшал, и со всех сторон были дыры. Когда Василё был маленький, он как и все, бегал с ребятишками наперегонки, играл с ними, метал в цель копье, стрелял из лука, и никому из его сверстников не удавалось победить его, он всегда был первым. И вот однажды, когда он стал юношей, полюбил он дочь их шамана, а шаман был зол на него за то, что он шамана опозорил на все стойбище. Дочь свою отдал шаман Василю, но злобу затаил. И вот решил шаман погубить Василя. В то время, когда шаман уговаривал свою дочь, белые олешки остановились и говорят человеческим голосом:

- Василё , шаманова дочь хочет тебя погубить.

Но Василё не поверил. Олешки говорят:

- Когда придешь домой, шаманова дочь тебя встретит радушно,  но ты будь настороже, а то не миновать тебе смерти.

Вот он заходит в чум, а жена так и суетится около него, а сама хмурая. Ее Василь спрашивает:

- Почему ты хмурая?

А она ему:

- Поешь хорошенько и ложись спать, завтра утром пойдет войной

____________________

*1. Сказка сочинена рассказчиком.

с.15:

на нас соседнее стойбище.

Сказала и отвернулась, чтобы не рассмеяться. Поел Василё и лег спать, меч свой рядом положил к захрапел, а сам чуть глаза  приоткрыл и наблюдает, что жена будет делать. А она услышала, что он храпит, выскочила на улицу, взяла нож и опять в чум. Василё смотрит, что дальше будет, а она стала к нему подкрадываться, занесла над ним нож, а Василё конец схватил. Взял меч и ударил ее по голове, она дух испустила. В это время заходит в чум шаман, он был уверен, что Василь мертв. Василь взмахнул мечом, но шаман уклонился от удара и выскочил на улицу.

На другой день напали соседи. Шаман попроси женщин, чтобы они уговорили Василя постаять за стойбище. Упросили его женщины, долго бился Василь, больше половины перебил, повернулись враги, стали бежать. Погнался за ними Василё, да остановился, только сказал вслед:

- Больше не приходите, пока Василё жив.

Не знал, что смерть ожидает его от тестя. Пришел Василё с поля, и вдруг что-то тяжелое ударило его в спину. Обернулся Василё - сзади его стоит шаман и ухмыляется. Побежал было за шаманом, но копье вошло в сердце. Упал Василё. В то же мгновение ударил гром, и на месте, где стоял Василё, образовалась скала в форме человека. Сбоку образовался выступ в виде руки, а от самого выступа до земля образовалась полоса камня - это когда Василё гнался и когда упал, он все время держал меч.

Так и погиб могучий богатырь. А в шамана тут же ударила молния,  и упал шаман, а из его рта ручьем лилась черная кровь.

06 [миф. Происхождение месяца]

ДОЧЬ СОЛНЦА И МЕСЯЦ

Сергей Каткалев, род. в 1954 г., грамотный.

Пос. Корлики Нижневартовского района Тюменской области.

У старика со старухой были сын и дочь. Дочь в деревне всех людей глотала. Мальчик узнал об этом и спрашивает у матери:

- Кто тебе больше нравится, сын или дочь?

Та отвечает:

- Дочь.

с.16:

Он заплакал, ушел. Дочери солнца пришли в озеро купаться, а он шкуру лебедя надел на себя и плавает. Дочери солнца его с собой взяли. Он живет на солнце, одна за него замуж вышла. Он днем утолил от солнца в плакал. Дочери солнца спрашивают у него:

- Ты что плачешь?

- Я обо что-то ударился.

Солнце пришло в то место и спрашивает у того:

- Ты зачем его обидел?

А тот отвечает:

- Он по дому скучает, потому и плачет.

Солнце говорит:

- Ты почему не говорил, что о доме скучаешь? Сходи домой.

Дочь солнца дает ему гребешок и камушек. Когда он ехал домой на землю, его сестра уже родителей съела и их черепами играла. Всю деревню съела и теперь череп родителей кидает. Если вверх лицом упадет, значит, брат приедет, хотела брата тоже съесть. Приехал он домой, а сестра ногу у лошади вытащила и хотела съесть. Он вскочил на коня и удирать. Она гонится за ним, уже близко. Он гребешок бросил - лес густой вырос позади него. Пока она дорогу рубила, лошадь немного отдохнула. Он едет, она опять догоняет. Он камень бросил - скала выросла. Пока она камни разбивала, лошадь отдохнула. Уже догоняет его сестра. Она схватила его в том месте, где сердце, а тут солнце схватило парня, но уже без сердца. Солнце домой парня принесло, откачивать, лечить стало. Парень то оживет, то умрет, поэтому месяц то вырастает, то пропадает.

07 [Миф. Сотворение земли. Бог и черт]

КАК ОБРАЗОВАЛАСЬ ЗЕМЛЯ

Петр Николаевич Синарбин, род. в 1928 г., грамотный.

Пос. Новый Васюган Каргасокского района Томской области.

Раньше земли не было, а было одно море. Тогда Торум из горсти стал сыпать землю и рассыпать по ней пшеницу. Вдруг появился черт. Он сказал Торуму:

- Ты после себя оставил память и я оставлю тоже.

И стал разбрасывать по земле кочки, болота и рыть ямы. Посох

с.17:

свой он воткнул глубоко в землю. Когда Торум уснул, черт стал таскать его взад-вперед, чтобы утопить в болоте. И везде стала земля. Торум проснулся, смотрит - куда ни глянь, везде земля.

- Ого, - говорит, - какая земля большая стала!

И улетел на небо. А черт воткнул свой посох, в эту яму залез и стал жить под землей. Это черт, который ест людей. Есть еще черт, который живет на небе - Тарэн-юнг. Он живет вместе с богом, и они играют в карты на людей. Если бог выиграл, то этому человеку в рай, а если черт - то в ад.

08 [Миф. Небесная охота. З охотника преследуют лося]

О СОЗВЕЗДИИ БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА

Василий Семенович Каткалев, род. в 1952 г., грамотный.

Пос. Корлики Нижневартовского района Тюменской области.

Здесь было три крылатых человека: один на Вахе, другой -на Оби, третий не знаю где, может быть на Енисее. Они хотели соревноваться, кто раньше добежит на подволоках. Снег был глубиной в три ладони. Бежали за годовалым лосем, он молодой и бегает быстро. Бежали-бежали. Ваховский бежит и перелетает через деревья высотой по пояс человеку. Ваховский бросил котел, чтобы легче бежать. Ваховский первый догнал лося. Теперь на небе три звездочки -  это охотники бегут за лосем, а ковш - это котел, который один из них бросил.

09 [Предание. О мертвецах]

БОРЬБА ДВУХ МЕРТВЕЦОВ

Татьяна Тимофеевна Полумогина, род. в 1912 г., неграмотная.

Пос. Айполово Каргасокского района  Томской области.

Двое мужиков ушли из Айполово охотиться в Тымскую сторону*1. Один говорит другому:

- Я сегодня ночью умру, а ты вези меня домой, здесь не бросай.

_________________________

*1. В другом варианте это были два брата, которые охотничали на притоке Васюгана - Кельвате.

с.18:

Положи меня на нарту. Днем ты меня будешь везти, а ночью я тебя.

Другой встал ночью, потрогал его, тот и правда умер. Собрался, повез домой мертвого. Темнеть стало, мертвый с нарты  поднимается:

 - Теперь я повезу, ты ложись.

Этот боялся, что мертвец его ночью съест. Поехали. Тот везет быстрее лошади. На другую ночь снова так, теперь уж он не боится. Ехали так четыре-пять ночей. Подъехали близко к Айполово, остановились, где охотники спускаются с нартами на реку. Мертвый говорит:

 - Дальше не пойдем! В Айполово еще такой же как я есть, он ночью придет, мы будем биться, Айполово делить, кому сколько людей съесть. Крестом выруби осинник, посредине оставь место. Приготовь два острых осиновых кола, посредине разведи костер.

А у них во рту из нёба росли два больших зуба, они этими зубами у человека из пятки кровь высасывали.

Пришел второй мертвец ночью, стали они драться. А этот мертвец, который мужика вез, договаривается с ним:

 - Ты положи на нарту головешку. У меня силы мало, я вон сколько тебя вез. Он станет побеждать, ты ему по спине головешкой дай.

Когда дрались, этот мертвец упал, тогда мужик давай другого по спине головешкой дубасить. И убили его. Мертвец говорит:

- Ты меня не вези домой, а зови людей и хорони меня тут.

И другого тоже хорони и каждому по три кола осиновых вбейте.

Люди положили их в гроб*2 лицом вниз и каждому по три кола осиновых забили. Так умерли оба юнга. А если бы один живой  остался, то много бы остяков поел. Он не хотел, чтобы остяки исчезли.

_______________

*2. В другом варианте победивший мертвец лег на нарты лицом  вниз и в него вбили кол.

[10. Внук у людоеда. Трюки]

с.19:

АЛЬВАЛИ И ДОЧЕРИ СЭВСИКИ

Анна Николаевна Анжина, род. в 1906 г., неграмотная.

Пос. Айполово Каргасокского района Томской области.

Бабушка с внучком жили. Бабушка говорит ему:

- Мы здесь живем на таком месте, где край большого озера.

На тот край не езди, там живет кривая утка и кривой карась, там волшебник, там что-нибудь может случиться.

Мальчик не послушал, поехал. Поехал - какое красивое, прекрасное место, кедры большие!

- Что бабушка говорила, никакого кривого карася и кривой утки нет!

Пошел по лесу, вдруг нога застряла. Это Сэвсики ловушку поставил. Нога Альви застряла.

- Что-то моя нога застряла, сейчас второй ногой ударю!

Ударил, вторая нога застряла.

- Ну-ка рукой ударю!

Рукой ударил, рука застряла.

- Второй рукой ударю!

Второй рукой ударил, вторая застряла, обе руки прилипли. Сидит в ловушке. Сэвсики идет:

 - Птица какая жирная в мой  капкан попала! Теперь никуда не уйдешь!

Взял его за руку, повел домой. Альви думает:

- Почему не послушал бабушку?!

Сэвсики привел его домой, у него две дочери, он им говорит:

- Я вам птицу привел, будем подкармливать, потом съедим.

Сэвсики все ходит, охотится, дочерям наказывает:

- Попробуйте иголкой под глазами: жирно или нет? Сегодня мне суп приготовьте.

Альви думает:

- Что делать?

с.20:

Говорит им:

- Конечно, вы меня съедите, но у вас котел есть, а ложки-поварешки нет. Я сначала вам ложку сделаю.

Выходит на улицу, острым топором тешет. Кричит:

- Выходи, ложка готова!

Старшая дочь вышла, он ее топором убил. Снова кричит:

- Выходи, ложка готова!

Младшая выходит, он ее тоже топором убил. Котел уже кипит, он их изрезал, в котел бросил. Две головы их в доме на кол поставил. Сам золы горячей мешок взял, на кедру залез. Сэвсики идет:

- Суп хороший сварился, запах хороший.

Он не думал, что это дочерей мясо.

- Вот мясо, - так мясо!

Наелся, еще мясо осталось. Он думает:

- Что-то много мяса. Где же дочери?

Дверь в дом открывает, а там головы на кольях торчат.

- Ах ты, накормил меня мясом дочерей! Куда ты девался?

Альви говорит:

- Я здесь сижу. Ты меня, конечно, съешь. Целиком меня ешь, рот пошире открой и под кедрой ложись. Рот палочкой пошире сделай, я туда упаду.

Он маленько спустился, золу горячую ему из мешка в рот высыпал, тот сжарился. Альви в его обласок сел, поехал домой. Приехал, бабушка говорит:

- Скорее в город поедем! Я тебе говорила, не езди на тот край озера, что ты там натворил?

Поехали в город, стали жить-поживать.

011 [Приключения культурного героя]

АЛЬВАЛИ И СЭВСЭТ

Федор Семенович Каткалев, род. в 1925 г., неграмотный.

Пос. Корлики Нижневартовского района Тюменской области.

Жил один человек. Пошел человек, думает:

- Ни родных у меня нет, никого. И народу нет там, где я живу.

Идет-идет, устанет, сядет на пенек, отдохнет. Сядет, думает:

- Где бы мне дорогу найти, народ?

Встанет, пойдет дальше. Идет-идет, видит избушку: ни дыр нет,

с.21:

ничего нет, все закрыто. Пошел туда. Пришел в эту избу, дверь открывается, там старуха живет, говорит:

- Лунги ушли в карты играть, а та зачем пришел?

Он сидит и думает:

- Что я здесь день буду жить, пойду куда-нибудь.

Вышел на улицу, думает:

- Идти мне куда или не идти, здесь плохое место, лунги в карты играют.

Взял эту  женщину, пошли. Сели на кору от дерева кярэсох. Сами думают:

- Не вернуться ли назад?

Лунг догнал их, они быстрее побежали. Они потонули. Вдруг один брат его пришел, другой брат пришел. Первый нырнул в воду, достал кости, второй кости склеил и оживили брата. Склеенный и оживленный говорит:

- Спасибо, пойду я, теперь долго не буду ходить, вернусь скоро.

Пошел-пошел, пришел к дому лунгов. Пришел к дому, опять женщина говорит:

- Опять черти ушли играть в карты.

К речке вышел, и из воды вынырнула выдра. Нацелился луком, а выдра говорит:

- Ты не убивай меня, я тебе пригожусь.

Убрал он лук, постоял, подумал:

- Может и в самом деле поможет.

Идет-идет, и вдруг на той стороне Оби пять человек купаются. Пришел к ним, а те удивляются, смотрят:

- А ты, мальчик, откуда пришел?

- Я  с той стороны пришел.

Вышли те, оделись и пришли в дом. Там Сэвсэт пьют, гуляют.

Зашли в избу.

- Ох и жарко, - говорят людоеды, - что-то мы стали жариться.

Пять человек - это были дочери солнца, поэтому от них жарко. Поэтому, когда солнце греет, - спина горит. Злые духи так и сжарились, а Альвали вышел и пошел.

Вышел на берег реки, а тут же вышел лунг, который хотел его съесть - лугиль-катыльта-лунг. А у Альвали в кармане колонок.

с.22:

Драться стали. А у лунга белки горностай был в кармане. Альвали белого горностая из его кармана вытащил, а лунга между кочками  воткнул и его не видно стало. Поэтому сейчас белого горностая между кочками не видно.

С горностаем пошел к Оби, и около берега вынырнула выдра. Пришел к берегу Оби и думает:

- Как бы мне перейти Объ?

В это время тихонько, как лиса, с хитринкой выплыла выдра. Он думает:

- Сяду ей на спину и переплыву.

Переплыл, вышел на том берегу и встретился с лунгами. Горностай подружился с ними. Это было им в помощь. Чтобы не мешаться с лунгами, горностай ушел с Альвали вместе. Идут-идут, пришли в избушку лунгов. Не зашли в избушку, обратно пошли, сели на кору дерева кярэсох. Альвали положил в кардан ножик, который был потяжелее. Идут-идут, в семь домов заходят -  везде родня. В тором-кат зашли. Они, маньть-лунгат*1, много подвигов совершили. Альвали и сейчас живет, всегда рядом с нами. Он всегда рядом с лунгом, который уносит людей.

012 [Добывание жен]

ЛУНГ-ЛЮДОЕД

Василий Семенович Каткалев, род.  в 1952 г., грамотный.

Пос. Корлики Нижневартовского района Тюменской области.

Раньше жили старик со старухой. У них Был сын. Пришел лунг. Он, когда голодает, поедает людей и кости выплевывает. Говорит старикам:

- Дайте мне вашего сына, я приручу его.

Им жалко стало лунга и они отдали сына. Лунг мальчика на нартах домой катит. Потом мальчик говорит:

- Давай я тебя прокачу.

Лунг говорит:

- Давай прокати.

Сел, а мальчик начал его тянуть. Лунг говорит:

- Я тебя быстро катил, а ты меня медленно.

Мальчик разнесся и стал быстро катить. На поворотах  лунг

_______________________

*1. Маньть-лунгат - лунги, о которых сложены сказки.

с.23:

из нарты вываливается, падает. Говорит мальчику:

- Ты что так скоро тянешь? Давай лучше побежим: кто  быстрее?

Где солнце на землю падает, там болото, бежать плохо. Где солнца нет, там по земле хорошо бежать, твердо. Мальчик побежал, где твердо. Долго бежали-бежали, мальчик остановится, послушает, тот рядом бежит. Мальчик первый прибежал к дому лунга, и его дочь вышла за него замуж. Мальчик спрятался в доме. Лунг прибежал и дочь спрашивает:

- Где мальчик?

Она отвечает:

-Никого здесь нет.

Лунг говорит:

- Почему нет, ведь я его след видел, по следу пришел.

Мать говорит тогда:

- Я его с непокрытыми волосами смотрела и дочь замуж отдала.

Мальчик с год пожил и ушел. Он говорит, что на следующий год в это же время весной на семипарусном катере придет, дочь заберет.

По лесу идет, не знает сколько. Встретил двух мужчин, они плачут. А у него на голове болячки, коросты, волосы не растут. Он нарочно так сделал, он ведь лунг. Он их спрашивает:

- Что плачете?

Они говорят:

- Что ли ты нам поможешь? Нам купец сказал, чтобы мы за день катер семипарусный сделали.

Он им говорит:

- Вы палец отрежьте и от крыла орла перо отрежьте и привяжите. Утром придете, уже парус будет готов.

Они так и сделали. Утром встали, уже семипарусный катер готовый стоит. На этом катере купец поехал. И мальчик просится с ним. Купец едет прямо к царю. А царь свадьбу справляет, дочерей замуж выдает. Мальчика на свадьбу не берут: куда тебе с болячками, всех заразишь! Ну потом взяли, поехали. Доехали до царя. Но мальчик еще до царя не дошел, дочерей встретил, с ними вина выпил. Царь узнал, на них ругается:

- Вы такие, у него на голове болячки, а вы с ним пьете! Завтра это в вашу кровь перейдет. Убью вас вместе с ним.

с.24:

Царь закрыл дочерей вместе с мальчиком в одну комнату. Утром  еще солнце не взошло, он говорит жене:

- Посмотри, что там?

Жена посмотрела, а там все в золоте. Она заглянула и потом обратно к царю:

- Ты зачем сказал убить? Это приехали замуж твою дочь брать, а ты сказал убить.

Царь мальчику соболей дает за свои слова, соболи они же как золото драгоценные. Обеих дочерей отдал ему, половину царства  отдал ему. Мальчик домой отправляется.

А лунг уже на берег свою дочь принес. Он и эту дочь забрал. Домой приехал, а там старики уже дерутся, друг у друга костер отбирают, каждый кричит:

- Это мой сын зажег!

Он приехал, а они его даже не узнают, так давно он уехал. Стали жить-поживать.

013 [Предание. Происхождение священных мест]

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СВЯЩЕННЫХ МЫСОВ

Петр Николаевич Синарбин, род. в 1928 г., грамотный.

Пос. Новый Васюган Каргасокского района Томской области.

Давным-давно это было. Эта легенда длинная, ее от начала до конца никто рассказать не может.

Одна семья, во главе которой была старуха, решила спуститься вниз по Оби и попасть на Васюган. Говорят, Васюган они не нашли, а попали на Нюрольку и стали подниматься по реке Тух-сиге, которая впадет в Нюрольку, а вытекает из озера Тух-эмтор. Начался голод. А тогда был обычай: если нечего убить, надо дать дар. На одном мысу на Тух-сиге старуха принесла в дар одного своего сына, убила и оставила на мысу под кедрой. Подарила его мысу. Потом охота пошла хорошо, они разжились, поехали дальше. У нее была большая семья, запас скоро кончился, опять начался голод.

Доехали до острова, на нем она принесла в жертву своего старика. Этот остров до сих пор называется Ики (старик). На том острове сейчас стоит елка и кедр, там тоже дар приносится до сих пор.

Когда стали подплывать к озеру Тух-эмтор, от семьи отделились три дочери, старуха их отделила. Там тоже образовался священный

с.25:

мыс. Туда только женские вещи в дар приносили: гребни, косоплетки.

Остальные поплыли к Озерному, к людям. Там старуху не приняли как чужую, и она решила спускаться назад по Тух-сиге. У нее осталось три сына. Она решила запрудить Тух-сигу и затопить Озерное. Чтобы вбить колья, нужны были молоты. Старуха запрудила речку, но речка прорвалась и пошла другой стороной. Она двух сыновей отправила туда, где старика заложила, а младшего взяла с собой. Она все хотела попасть водой на Васюган.  На озере Весь-эмтор заложила и младшего сына и по озеру вышла в большое озеро Тух-эмтор и поплыла по нему. В одном месте, где она была, образовался мыс Пяй-ими (Мыс Старушка), где тоже приносят дары. Сама она опять вошла в Тух-сигу. У нее был с собой ручной лосенок. Она принесла его в дар на Тух-сиге, а сама сделала из белого камня его образ. Этот каменный лосенок был на Тух-сиге давно, ему каждый охотник и приезжий приносил дар. Его никто не видит, только остяки.  Он из-под земли появляется и исчезает.

014 [Миф. Происхождение смерти и собаки. Ложная весть]

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОБАКИ

Аграфена Григорьевна Кунина, род. в 1950 г., грамотная.

Пос. Корлики Нижневартовского района Тюменской области.

Сперва, когда  люди пошли, два человека на земле жило. Один из них умер, а второй отправился на небо спросить, как его оживить. Пришел и спрашивает:

- Друг у меня умер, как его оживить?

Торум говорит ему:

- Положи ему на ноги камень, а гнилое дерево на голову, он и оживет.

Пока тот шел на землю - все забыл. Пришел и наоборот сделал: дерево к ногам, а камень на лоб положил. Когда тот встал, камень ему лоб пробил и он совсем умер. Тот снова на небо повел и говорит:

- Я камень ему на голову положил, а он пробил ему голову.

Торум его бросает на землю:

- Пусть твое поколение собакой будет!

с.26:

Пока он на землю летел, все кричал:

- Я собака, я собака!

На землю упал и стал собакой.

015 [Миф. Происхождение скопы. Непослушный сын бога]

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СКОПЫ

Сергей Каткалев, род. в 1954 г., грамотный.

Пос. Корлики Нижневартовского района Тюменской области.

Эта птичка сыном Торума была. Как-то пошел Торум с сыном. Торум и говорит:

- Ты одевай беличью шубу. Ты разве меня не знаешь: я сначала тепло-тепло делаю, а потом как начну бушевать!

Сын не послушался. Скоро стало холодно. Торум его заморозил  и сбросил на землю. Теперь эта птичка как рыбу не может поймать, в небо взлетает. Как будто помолится там, оттуда камнем падает и обязательно рыбу поймает.

016 [Этиология особенностей животных]

ПОЧЕМУ У ГЛУХАРЯ ГЛАЗА КРАСНЫЕ

Сергей Каткалев, род. в 1954 г., грамотный.

Пос. Корлики Нижневартовского района Тюменской области.

Когда-то жили все птицы вместе и не улетали в теплые края. Стало холодно, собрались птицы улетать на юг. Собрались все вместе и решили завтра лететь. Глухарь ночевал отдельно. Утром он прилетел туда, откуда должны были улетать птицы, но место было пустое, птицы уже улетели. Глухарь так долго плакал, что у него покраснели глаза.

Весной птицы прилетели. Он рассказал, как провел зиму. Боровая птица решила больше не улетать на юг. Водоплавающая птица не поняла глухаря и стала на зиму улетать.

с.27:

017 [Этиология особенностей животных]

БЕЛОЕ МЯСО РЯБЧИКА

Петр Николаевич Синарбин, род. в 1928 г., грамотный.

Пос. Новый Васюган Каргасокского района Томской области.

Рябчик раньше был большой птицей. Однажды он внезапно вспорхнул и напугал Торума. Торум рассердился и порвал его на семь частей. На семь сторон света раскидал по кусочку. Из одного кусочка стал теперешний рябчик. И с тех пор белое рябчиковое мясо стало у всех зверей, птиц и рыб. У глухаря есть белое мясо, у лося вдоль хребта тоже идет белое мясо рябчика.

018 [Этиология особенностей животных]

ЕРШ И ВОДЯНОЙ ДУХ

Петр Николаевич Синарбин, род. в 1928 г., грамотный.

Пос. Новый Васюган Каргасокского района Томской области.

Раньше ерш был большой рыбой. Он однажды напал в воде, в омуте на водяного духа - ент-юнга. Ент-юнг заточил его в темную, не давал ему есть. Потому что ент-юнг - самый  главный в воде. Ерш стал весь худой и маленький.

019 [Миф. Ныряние за землей]

КАК КУЛИК ДОСТАЛ ЗЕМЛЮ

Федор Семенович Каткалев, род. в 1925 г., неграмотный.

Пос. Корлики Нижневартовского района Тюменской области.

Раньше земли не было, кругом было море. По морю плавали гагара и кулик - красный нос. Гагара не могла глубоко нырять и не могла в клюве достать землю. Кулик нырнул и в клюве достал со дна моря землю, на которой сейчас люди живут.