Фольклор народов Таймыра. Вып. 2 (ненецкий фольклор). Таймырский окружной центр народного творчества. Дудинка, 1992.
Предисловие
Очередной сборник из серии "Фольклор народов Таймыра" посвящен устному народному творчеству ненцев. Как известно, литературы по ненецкому фольклору издано уже немало, поэтому сборник включает лишь некоторые произведения енисейских ненцев, проживающих в пределах Таймырского автономного округа. Основой для сборника послужили материалы, собранные в разное время и в разных местах Усть-Енисейского района и хранящиеся в фондах Таймырского окружного центра народного творчества.
Ненцы - один из малочисленных народов Севера. Основная их масса расселена в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах. Общее число их достигло 34000 человек, в нашем округе (по данным окрстата) - свыше 2600 человек.
Вопрос о происхождении ненцев окончательно не решен. Учеными предполагается, что начало формирования ненцев как этнической общности имело место в таежной зоне междуречья Оби и Таза во второй половине 1 тыс. н. э. С конца 1 тыс. н. э. ненцы постепенно населяют тундровую зону. Здесь происходит завершающий этап их формирования, сложения основных черт материальной и духовной культуры. Она включила в себя черты культуры южносамодийских предков ненцев (язык, оленеводство, чум, распашная одежда, способ погребения), впитала некоторые черты культуры хантов, а также восприняла ряд элементов культуры доненецкого населения тундры "сихиртя" (навыки морской охоты, употребление в пищу сырого мяса, глухую одежду).
Несколько слов о ненцах, проживающих на Таймыре. Исторические источники свидетельствуют, что еще в начале XVII века ненцев в бассейне нижнего Енисея не было. Эту территорию населяли предки нынешних тундровых и лесных энцев. Первые попытки проникновения ненцев на восток, к Тазу и Енисею, относятся к середине 30-х годов XVII века. С 1651 г. предки енисейских ненцев стали регулярно платить ясак в Мангазее и в Хантайском зимовье. С того времени начались военные столкновения между ненцами и энцами. Наиболее известны три столкновения: первое, предположительно, между 1645 и 1673 гг., второе - в конце XVII века и третье - зимой 1849/50 г.г, в районе оз. Туручедо (близ Потапово).
Основными причинами, побудившими ненцев продвинуться к Енисею, были: скудность промыслов в местах прежнего жительства, исчезновение северного дикого оленя, отсутствие хлеба и других русских товаров, особенно после переноса центра Мангазейского уезда с Таза на Енисей.
с.3.
В XVIII веке на левобережье Енисея (бассейн рек Малая и Большая Хета) из пришедших с запада ненцев и осколков различных энецких родов начинают складываться разные группировки: т. н. "береговые юраки", костяк которых составляли члены родов Лампай и Наседа, "тазовские самоеды" (Чор, Наседа, позднее Ямкины, Лырмины, Пальчины). Самый поздний по времени компонент в составе енисейских ненцев представлен т. н. "обдорскими юраками" (Яр, Яптунэ, Ненянг, Сигуней), первые сведения о которых относятся к 1830 годам.
К концу XIX - началу XX в. происходит сближение различных групп как ненецкого, так и энецкого народов. Образование Таймырского национального округа, создание производственных товариществ, а затем и колхозов способствовало окончательной консолидации вышеуказанных групп в единое этническое целое - енисейских ненцев. Они сформировались на периферийной территории расселения своего народа, стали говорить на особом говоре (возникшем, вероятно, под воздействием энецкого языка), испытали культурное влияние соседних народов,
Ненецкий фольклор богат по содержанию и разнообразен по форме. Обычно выделяются следующие виды: мифологические сказания, жертвенные молитвы-заговоры, шаманские песни и сказки, эпические песни, лирические песни, сказки, загадки.
В мифах отражены представления ненцев о происхождении Земли и явлениях окружающей природы. К мифам примыкают сказки и рассказы о происхождении духов. Ненецкие эпические песни - это песни героического и бытового содержания, рассказывающие о прошлой жизни народа, о его межродовой и племенной борьбе.
Песни делятся на два основных вида - сюдбабц и ярабц. Сюдбабц - песни о великанах и героях. Обычно разрабатываются две темы - тема добывания жены и тема кровной мести. Эпические песни ярабц рассказывают о скитаниях, страданиях героев, случайно или по воле злых людей попавших в беду и оказавшихся одинокими в экстремальных условиях. Героями этих песен выступают обыкновенные люди, мужчины и женщины. Они поют о своей личной жизни, начиная с раннего возраста. Они не вступают в борьбу с противником, не совершают никаких подвигов, а чаще всего страдают сами.
Ненецкая сказка относится к одному из основных жанров устного творчества. В ней в художественных образах отражается мировоззрение народа, его взгляд на природу и социальные отношения.
В значительной части своего репертуара ненецкие сказки восходят к далекому прошлому. Они делятся на сказки о животных, о великанах, волшебные и бытовые сказки.
Разнообразны ненецкие лирические песни. В большинстве это песни-импровизации, где поется о том, что в данный момент волнует человека, о чем он думает. Особо выделяются детские личные и взрослые личные песни. Родился ребенок - и для него сочиняется песня. Детские песни просты, незамысловаты, в них сочинитель пытается предугадать черты характера ребенка либо его будущее. Кому-то желают стать хозяином большого стада, кому-то искусным следопытом. Девочкам предвещают стать хорошей мастерицей, матерью многих детей. Во взрослых личных песнях (в т. ч. и "хмельных" - ябе сё) воспевается разное: тайная любовь к чужой женщине, семья, удача или неудача в жизни и т. п.
Ненецкие загадки - иносказательное изображение какого-либо предмета или явления на основании находимого сходства между скрытым предметом и тем, который заменяет его в загадке. Объектом загадок
с.4.
являются живая и неживая природа, орудия производства, предметы быта.
В настоящем сборнике представлены лишь некоторые жанры ненецкого фольклора: сказки, эпические песни, миф, старинное предание, загадки.
Приводится также список литературы о ненцах. Туда включены только самые известные и доступные произведения, поскольку литература о ненцах (как отечественная, так и зарубежная) довольно обширна.
Сборник предназначен для работников культуры Таймырского автономного округа.
К. Лабанаускас, научный сотрудник ОЦНТ.