Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

 (с.15:)

№ 1. Происхождение Большой Медведицы

(Вариант 1)

Ковш (созвездие Большой Медведицы)  - это лось. Бог создал первого восьминогого лося. Однажды бог видит,  что охотник лося гонит и не может догнать. Бог говорит:

- Бегай, бегай, сколько пробегаешь, столько и надо.

Увидел это сын бога, надел лыжи и погнал лося. Догнал, отрубил ему четырe ноги, чтоб охотник легче догонял. А след сына бога -  полоса белая (Млечный путь). Ориентир на запад.

№ 2. Происхождение Большой Медведицы

(Вариант 2)

Был Тором-пах - бога сын. Он лося погнал. Большой лось - н'ох (Большая  Медведица). 0н погнал лося, а у него было шесть ног. Две ноги Тором снял, а четыре осталось. На небе след остался как Тором убил лося стрелой. Так стрела и осталась на небе. Один раз Тором промазал и промах виден.

№ 3. Происхождение Большой Медведицы

(Вариант 3)

Тором-пах гонял шестиногого лося. Две ноги отрубил, сказал:

- Люди будут маленькие, с палец, где же они  лося догонят?

Потом стал такой народ родиться, с мизинец. Тором-пах бежал за шестиногим лосем, там по небу след его лыж - Млечный путь. Рядом стоит лось шестиногий. Каждая звездочка - это части его тела.

№ 4. О людях солнца и луны

Есть у солнца такой народ, только там жарко. Хлеб не есть, только  поставит перед собой, смотрит, ртом откидывает. Тоже промышляет, добывает пушнину, рыбу.

На луне нарисовано: там ребятишки ночью, когда месяц только взошел,

(С.16:)

пошли за водой. Не доходя до порога дома, стали хвастать:

- Вот как хорошо мы живем: и рыба у нас есть, и вода!

Месяц их подцепил на небо. Сейчас ребятишкам говорят:

- Не надо ночью баловаться, а то вас месяц на небо утянет.

№ 5. Луна и девочка

Месяц - ики. Над ним нельзя смеяться и дразнить. Мальчик и девочка пошли по воду и стали дразнить:

- Мы-то здесь калачи едим, а ты там сохнешь!

У девочки на коромысле били ведра, месяц утащил ее к себе вместе с ведрами. Она за тальник уцепилась, месяц утащил ее вместе с кустом.

№ 6. Происхождение луны

Один мужик жил, ни жены, ни кого у него нет. Потом думает:

 - Один я в лесу живу или еще люди есть, надо сходить посмотреть.

Думал, думал, переночевал, утром встал, чаю попил, оделся и пошел.  Шел, шел, смотрит - в лесу избушка, там живет одна женщина. Стал с ней жить. Живет, живет, смотрит, что у этой  женщины жизнь короткая, а у него длинная. Думает:

- Пойду дальше.

Идет днем и ночью. Опять впереди избушка. Пришел и видит - одна женщина там живет. Смотрит - опять у этой женщины жизнь короткая, у него длинная. И сказал женщине:

- Я пойду дальше.

И пошел. Идет днем и ночью. Встретил опять в лесу избушку, там живет одна женщина. Она без отца, без родителей. Стали вместе жить. Он смотрит, что  у них жизнь одинаковая. Жили, жили, он говорит:

- Я пойду домой, свою избушку посмотреть.

А женщина его не пускает. Он собрался и пошел. Сходил, дом посмотрел, пошел обратно. Встретил дом, где первая жена жила, смотрит -избушки нет. Откуда-то первая хена выскочила и погналась за ним. Он от нее убежал. Бежал, бежал, смотрит - где-то тут вторая хена жила и избушка здесь была. Откуда-то вторая жена выскочила, двое погнались за нам. Бежал, бежал, смотрит - третья жена в избушке на курьих ножках сидит, руки-ноги спустила с двери. Он крикнул:

- Дверь открой!

Она дверь открыла, он наполовину залез, жены его на две части разорвали. Одна половина осталась тем двум женам, другая - третьей. Он стал с третьей женой жить, он месяц, а она солнце. Он когда вырос

(С.17:)

до конца, тогда она одну половину мужа вверх бросила. Если так -пусть будет луна, а сама стала солнцем.

№ 7. О северном сиянии

Когда северное сияние, ханты говорят: - Черт в карты играет.

Это к перемене погоды; если ясная, значит будет непогода, или к ясной погоде, если сейчас непогода.

№ 8. О громе

Гром - сын Торома, когда отправляется по небу, отец ему говорит:

- Где людей увидишь - стороной иди, сильно не кричи.

А он пошел и шумит сильно. Когда гром, ханты говорят:

- Дедушка, стороной иди!

№ 9. О потопе

(Вариант 1)

Давно еще был чэк-най 'потоп', все потонуло. Чэк-най - это такое время, будет огонь идти по земле на один метр, в земле и по воздуху сантиметров на двадцать. Он все сожжет, а потом пойдет вода и все смоет, и тогда снова начнется вся жизнь. Только лунги  в молодых превратятся. Один чэк-най ужа был, старик остался и показал два пальца. Ждали его два дня -  нет, два года - нет,  двести лет -  нет, потом догадались, что через две тысячи лет опять будет чэк-най.

Всех зверей ханты убивают, только кулика (люли) не убивают. Он землю наверх поднял, когда наводнение было. В Ханты-Мансийске есть семь холмов (лап-чип), это он поднял их. Когда чэк-най был, земли после этого не было. Кон-ики-пах, ему негде охотиться, думал, думал. Люли послал и говорит:

- Хоть бы землю достать для охоты.

Люли нырял, вынырнул без земли. Второй раз - опять без земли, третий раз вышел с землей. Кон-ики-пах там охотился.

№ 10. О потопе

(Вариан 2)

Давным-давно был ледоход. Все люди потонули, остались только дети в подвешенных люльках и змеи. Потом люди размножились.

(С.18:)

№ 11. О потопе

(Вариант 3)

Когда потоп был, спаслись кому надо. Царицу женщину черт обманул, говорит:

- Я встану за твою юбку.

И так спасся от потопа, а то бы черта не было. У женщины ума нет. Мужик ее всегда обманет. Мужчина - наполовину черт.

№ 12. Происхождение человека

(Вариант 1)

Никто не знает, как произошел человек и  как произошли животные и птицы. Все началось с червячка. Он в земле живет. Которым мы удим, рыбачим которым. А человек произошел от рыбы. А я не знаю, откуда произошел. Вот и конец.

№ 13. Происхождение человека

(Вариант 2)

Мать Торума и Торум подумали, что на земле надо кому-то ягоду собирать. Подумали и решили человека сделать. Они только вечером подумали - утром уже готов мальчик и девочка, их как на проволочке на землю спустили. Мать Торума и Торум смотрят, как живут люди, им весело, они ведь людей на землю спустили, дали им ум.

№ 14. Происхождение человека

(Вариант 3)

Первые люди так нарождались. Вышел с неба один человек, разрезал икру в ноге и вынул человека. Вырос этот человек. Когда бог ушел, их было двое, брат с сестрой, они грех совершили. Бог пришел и стал их ругать, наказал их тем, что все их семьдесят семь детей стали говорить на разных языках.

15. Происхождение человека

(Вариант 4)

Ни на земле, а в небе жил один человек Кон-ыки. Один живет, думает, что надо человека сделать. Взял глину, сделал. Как его оживить? Тот не дышал. Оставит его, пошел к отцу.

-Вот, отец, надо как-то, чтобы человек жил.

- Ты ему воздух накачай, он оживет.

Пришел, у него руки и ноги оказались переломленные.

(С.19:)

- Эй, сын, человек вечно не живет, он заболеет, нарочно у тебя так вышло?

- Как нарочно? Я его оставил целого.

- Нет, человек живет, живет и умрет.

Он пришел обратно, дал ему воздуху, человек ожил, как быть? Кон-ыки опять один живет. Терас-най одна живет. Этот человек пошел к ней, и они вместе стали жить.

На земле людей вообще не было. Они две березовых ветки сломили, домой положили, потом эти ветки человеками стали.

Давно, давно, людей не было. Жили на земле лунги, потом Мэнк-ыки, поток уже люди появились.

Лунги ушли на небо, на земле греха много стало, они и сейчас там живут, а Мэнк-ыки куда-то исчезли, а может и сейчас они есть.

№ 16. О подземных духах

Когда еще на земле не было ни травы, ни деревьев, жили два брата. Один из них чем-то разозлил Торума и Торум сделал его чертом. Пока людей было мало, черт жил на земле вместе с людьми. Он мог от них прятаться, но когда на земле выросла трава и лес, людей стало много, и люди стали все хитрее и хитрее. Они стали охотиться на черта. Тогда черт постучал на небо и говорит Торуму:

- Мне нужна ямочка в земле, на земле людей много стало и прятаться от них негде.

Торум ткнул посохом в землю, и черт залез в эту ямку. С тех пор черти и живут под землей.

№ 17. Происхождение медведя

(Вариант 1)

Медведь произошел на свет, по преданию стариков, через обращение или видоизменение человека-богатыря. Это обращение человека в медведя произошло по следующему обстоятельству и таким образом: был один богатырь, который в жизни своей любил ходить часто в лес; много раз он так ходил в лес и всегда возвращался из лесу домой. Однажды также пошел богатырь в лес, где и заблудился: зашел так далеко в глубь леса и в такое место, что ему  выйти из такого места никак невозможно было - ни взад, ни вперед. Представлялась ему еще одна только возможность выйти из непроходимого места: перелезть через огромную колоду,  тут бившую и поросшую на одну четверть мхом. Богатырь, при

(С.20:)

всех своих попытках, не смог однако ж перелезть через эту колоду в своей одежде, какая была на нем. Он употребил последнее к тому средство: снял с себя для достижения своей цели - перелезть через колоду - верхнюю и нижнюю одежду, - положил ее около колоды и перелез через нее нагишом. Как только он перелез через колоду, то в тот же раз почувствовал тяжесть в своем теле. Стал он осматривать себя и увидел, что тело его покрылось такою шерстью, ка:кую мы видим теперь на медведях. Видя свое тело, обросшее шерстью, богатырь испугался и решился по этому случаю воротиться назад, через эту же колоду к своей одежде, чтобы прикрыть свое тело и не было бы видно на нем шерсти. Когда же богатырь перелез снова через колоду и стал искать положенную им ранее свою одежду, то ее, к несчастно его, нигде не оказалось: ни на том месте, где он клал ее, ни на другом каком-либо месте. Одежду богатыря, по объяснению остяков, унес дьявол, шерсть образовалась на теле у богатыря из моха, когда он перелазил через колоду, - да и человек-богатырь стал медведем тоже по хитрости и действиям дьявола. Богатырь, не имея человеческой одежды и будучи покрыт шерстью, не пошел в таком виде жить к людям; но стал остальной свои век скитаться по лесу и питаться тем, что только найдет себе в лесу. Вот первое на свет появление медведя, по преданию остяков.

№ 18. Происхождение медведя

(Вариант 2)

Не Знаю, правда или нет, что медведь раньше был бог, у него были дети. И вот (дети есть послушные и непослушные) одного непослушного медвежонка бог выгнал и сказал:

- Иди куда хочешь.

Медведь маленький упал на землю, но до земли не долетел и застрял в развилке дерева. Думает:

- Пропаду теперь, ни вверх нельзя подвинуться, ни на землю нельзя  опуститься. Съедят меня, наверное, черви.

Правда, подох медведь и стали из него выпалывать черви на землю. Из больших червей вырастали медведи с длинными хвостами, большие таежные медведи, а из маленьких червей - маленькие северные медведи без хвостов.

(С.21:)

№ 19. Как человек стал смертным

Медведь ведь проклят, не знаю кем. А собака Торумом проклята. Раньше человек умирал, а потом оживал всегда. Один раз он умер, а собака пошла к Торуму и спрашивает, как его оживить. Торум говорит:

- Положи ему на ноги камень, а на голову гнилушки, он и оживет.

Собака понесла гнилушки и камень человеку, а навстречу черт:

- Клади гнилушки на ноги, а камень на голову.

Собака так я сделала. Когда человек встал, камень ему лоб пробил и он совсем умер. Собака снова пошла к Торуму:

- Я камень ему на голову положила, а он совсем умер.

Тогда бог ее проклял:

-  Носи шубу и что хозяин во двор положит, то и ешь!

Раньше собака человеку настоящим товарищем была, из одной посуды с ним ела, чистой была.

№ 20. О сыне Торума

Еще у Торума был другой сын - Сихас. Теперь это птица высоко летает - скопа. Торум послал сына с неба на землю хорошие дела творить и наказал, чтобы он теплее оделся. А тот не послушался, говорит, что не замерзнет. Подлетел к земле, а Торум за непослушание мороз напустил, и сын упал. Тогда Торуму жаль его стало, он превратил его в птицу. И теперь она высоко летает, но подняться до неба не может.

№ 21. Происхождение кукушки

(Вариант1)

Человек стал кукушкой. Кормящая мать поднялась в небо, потому что дети ее не слушались. С тех пор она в чужие гнезда откладывает яйца. Дети за ней бросились, догоняли ее на берегу,

(С. 22:)

все ноги в кровь избили, но так и не догнали. По  берегам растет  красный кустарник -  это кровь с ног детей.

№ 22. Происхождение кукушки

(Вариант 2)

Однажды муж Казым-ими уехал на рыбалку;, а она с мальчиком и девочкой дома осталась. Захотела Казым-ими пить и попросила своих детей принести ей кружку вода, но дети не принесли   ей воды. Казым-ими превратилась в кукушку. Дети гонялись за ней по лесу с кружками и просили Казым-ими выпить воды, но кукушка улетала от них все дальше и дальше.

Вдруг Казым-ими увидела своего мужа, возвращавшегося с рыбалки. Она села к нему в облас, а муж так сильно ударил кукушку веслом, что облас у него раскололся пополам и весло сломалось.

С тех пор кукушка все время говорит:

-Пыт чоп, луп чоп 'половина обласа, половина весла.

Сведения о текстах

После сведений об информаторе указывается место его жительства в момент записи. Некоторые рассказчики являются переселенцами с других рек, в таких случаях дополнительно сообщается, где они родились  и выросли. Все информаторы - ханты, единственным исключением является С.Д. Панов (русский).

№ 1.  Записан в 1970 г. на р. Васюган от Петра Николаевича Синарбина, род. в 1928 г., грамотный. Пос. Новый Васюган Каргасскского р -на  Томской обл.

№ 2. Записан в 1970 г. на р. Васюган от И.П. Мыльджина. Пос. Забегаловка Каргасскского р-на Тюменской обл.

№ 3. Записан в 1971 г. на р. Васюган от Анастасии Николаевны Ангалиной, род. в 1906 г., неграмотная. Пос. Забегаловка Каргасскского р-на Тюменской обл.

  4. Записан в 1961 г. н р.Обь от Зинаиды Федоровны Сигильетовой, род. в 1933 г., грамотная. Пос. Староакасомск Александровского  р-на Томской обл.

  5. Записан в в 1971 г. на р. Васюган от А.Н. Ангалиной (см. прим. к тексту № 3).

  6. Записан в 1975 г. на р. Тромьёган от Григория Комтина, род. в 1947, грамотный. Пос. Кочевые  Сургутского р-на Ханты-Мансийского нац. округа Тюменской обл.

№ 7. Записан в 1969 г. на р. Вах от Ирины Корниловны Мычиковой,  род. в 1951 г.,  грамотная. Пос. Корлики  Нижневартовского р-на Ханты-Мансийского нац. округа Тюменской обл.

  8. Записан в 1969 г. на р. Вах от Аграфены Николаевны Куниной, род. в 195O г., грамотная. Пос. корлики Нижневартовского р-на Ханты-Мансийского нац. округа Тюменской обл.

№ 9. Записан в 1974 г. на р. Юган от Александра Мульанова, род. в 1946 г., грамотный. Пос. Каюково Сургутского р-на Ханты-Мансийского нац. округа Тюменской обл.

№ 10. Записан в  1973 г. на р. Пим от Якова Терентьевича Тайбина, род. в 1923 г., неграмотный. Пос. Пим Сургутского р-на

(С.192:)

Ханты-Мансийского нац. округа Тюменской обл.

№ 11. Записан в 1971 г. на р. Васюган от А. В. Ангалиной (см. прим. к тексту №  3).

№ 12. Записан в 1970 г. на р. Вах от Федора Семеновича Каткалева, род. в 1925 г., неграмотный. Пос. Корлики Hижнeвapтoвского р-на Ханты-Мансийского нац. округа Тюменской обл.

№ 13. Записан в 1975 г. на р. Тромъёган от Галины Кечимовой, род. в 195O г.,  грамотная. Пос. Кочевые Сургутского р-на Ханты-Мансийского нац. округа Тюменской обл.

№ 14. Записан в 1961 г. на р. Обь от Анны Степановны Чоболиной, род. в 1921 г., неграмотная. С. Александровское Томской обл.

  15. Записан  в 1974 г. на р. Юган от А. Мултанова (см. прим. к тексту №  9).

№ 16. Записан Е. Титаренко в 1971 г. на р. Обь от Василия Ивановича Васькина, род. в 1941 г., грамотный. Пос. Летнекиевский Александровского р-на Томской обл.

  17. Записан П. Красновым на р. Васюган. Текст из архива Г.Н. Потанина, хранящегося в Научной библиотеке Томского университета,  д. № 144д, л. 6656.

№ 18. Записан в 1973 г. на р. Пим от Михаила Лемпина, род. в 1943 г., грамотный. Пос. Пим Сургутского р-на Ханты-Мансийского нац. округа Тюменской обл.

№ 19. Записан в 1971 г. на р. Васюган от А.Н. Ангалиной (см. прим. к тексту № 3).

№ 20. Записан в 1970 г. на р. Вах от И.К. Мычиковов (см. прим. к тексту № 7).

№ 21. Записан в 1973 г. на р. Пим от Федосьи Даниловны Вандымовой, род. в 1948 г., грамотная. Пос. Пим Сургутского р-на Ханты-Мансийского нац. округа Тюменской обл.  Родилась и выросла на р. Лямян, ее рассказы относятся к хантам этой реки.

№ 22. Записан Е. Титаренко в 1972 г. на р. Аган от Николая Казымкина, род. в 1956 г., грамотный. Пос. Варьёган Сургутского р-на  Ханты-Мансийского нац. округа Тюменской обл.

№ 23. Записан в 1969-1973 гг. на р. Васюган от разных лиц.

№ 24. Записан в 1974 г. на р. Юган от А. Мултанова (см. прим. к тексту № 9).