Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

015-025 (верования)

IV. ТЕКСТЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЗГЛЯДЫ И СУЕВЕРИЯ

№ 15. МЕДВЕЖИЙ ПРАЗДНИК

Весной поймали медвежонка. Поймали и стали выкармливать. Содержали его в срубе. Проделали в срубе отверстие и кормили через него в корытце. Поймают рыбы, сварят и кормят. Убьют лося, его мясом кормят. Созреют ягоды, соберут их и кормят ими. Черемухи наберут и ею тоже кормят. Самыми разными видами ягод кормили его. Вот говорят: "Не кормите тайменем, это грешно! Красноперкой тоже не кормите! Она запретна. И осетром не кормите!" Вот так и кормили. Когда наступила осень, в тайге сложили другой сруб, хорошенько покрыли его, плотно-плотно,

с.116.

чтобы зимой медведю тепло было, когда он заснет. С наступлением осени медвежонка отвели в новый сруб. Зиму он спокойно проспал. А когда пришла весна, в апреле его навестили. В апреле он просыпается, и тут ему дают немного поесть. Если он ест охотно, ему дают побольше. В мае привели его домой, в прежний сруб. Там откармливали рыбой и мясом. Кормили, кормили, и прожил он так три года. Как то тот человек, кто его откармливал, говорит: "Давайте праздновать!". Другой отозвался: "Ну хорошо! Уж если праздновать, так давайте пищу готовить. Навялим побольше корма для собак и для людей приготовим много самых различных угощений. Приготовим и позовем людей". Заготовили много рыбы и мяса, набрали много всяких ягод. "Накопайте и заготовьте корней сараны, растущих в земле!" Вот уже и зима наступила. "Праздник мы начнем в декабре. Позовем своих свойственников. Их мы первыми позовем. Потом уже поедем за людьми из чужих родов". Послал хозяин своего сородича созывать людей из всех селений. Приехало множество людей. Всех гостей сытно кормят. И собак их кормят так же хорошо. Сородичи хозяина помогают гостям, кормят их собак. Через некоторое время началась подготовка. Медведя привязали цепью на улице. Привязали и ждут нужного времени, а медведя караулят и ночью и днем. Тем временем в тайге сделали для него специальную стенку. Рядом вкопали четыре столба и привязали к ним своего медведя. После этого путь для него расчистили. Отмерили путь в длину на сколько-то саженей, саженей на пятьдесят. Срубили маленькую елочку и воткнули ее в конце пути. Настругали ритуальных стружек и повесили на елочку. Потом еще одно дерево срубили, дерево с развилкой. Принесли его и воткнули в землю. На стволе у дерева никаких сучьев не оставили, на нем осталась лишь одна развилка, которая называется арачу муден'u. На одном конце ее вырезали человеческое лицо, а на другом - лицо манги. Длинный ремень одним концом привязали к медвежьей стенке, другим обмотали дерево с развилкой, а на ремень повесили дорогие китайские халаты. Взяли елочки, две из них воткнули в землю и сделали то, что называют удадингки, сделали и все остальное. Сшили мяч и играли в него. И вот, после избрали одного человека. Хозяин медведя взял его за руку, привел к расчищенному для медведя пути, вручил ему лук и стрелы. В этот момент по сторонам медвежьего пути становятся четыре человека. Они держат в руках четыре елочки. Ими они перегораживают медвежий путь. В то время выстрела они поднимают деревца вверх. Два человека смотрят за медведем, чтобы он стоял боком. Все женщины и мужчины одеваются в лучшие халаты, шапки, платки, в красивую одежду. "На радость медведю наденьте красивую одежду!" - говорят старики. Но вот избранный человек начинает стрелять. Перед этим хозяин медведя кричит: "Сначала откройте путь!" Те четверо поднимают елочки, а человек с луком пускает стрелу вверх, намечая путь медведю. Только после этого стреляет в самого медведя. Четверо снова

с.117.

убирают преграду. Вот он стреляет, пуская стрелу в самого медведя. Выстрелил и промахнулся. Другую стрелу натянул и снова выстрелил. Опять промахнулся. Осталась всего она стрела. Пустил ее и снова промахнулся. Тогда стрелка заменяют и говорят про него, что он "промазал". Для него зажигают отдельный костер. Ведут другого. Привели, и он тоже пробует. Выстрелил и тоже промахнулся. Выстрелил второй стрелой и опять промахнулся. Осталась одна стрела. Стреляет ею и снова промахивается. Тогда его ведут к первому. Стало двое промазавших. Ищут нового стрелка. Нашли и привели на место, стрелы ему дали. Он выстрелил и тоже промахнулся. Выстрелил другой стрелой и кое-как попал. Тогда его за руку подвели к первой преграде из елочек. Ее сняли. Отсюда он выстрелил единственной оставшейся у него стрелой. Опять промахнулся. Но он уже не считается "мазилой". Стали искать еще одного человека. Нашли. Он стал на место своего предшественника и выстрелил. Попал неплохо. Тогда его повели за руку ко второй преграде. Сняли и ее. Теперь до медведя остается всего три сажени. Выстрелил с этого места. Опять неплохо выстрелил и удачно попал. А раз попал, то ему уже больше стрелять не дают. Хозяин взял у него лук, подошел к медведю поближе и сам добил его. Медведь околел. С него сняли цепь и сделали ему подстилку из веток. Зажгли елку и окурили медведя дымом. Приготовили и принесли угощения. Где убьют медведя, там и угощаются. Это делают, как говорят старики, чтобы медведь угощение с собой унес. Поели и стали свежевать медведя. Освежевали, разрубили его кости и разделили их. Кости при этом обматывают еловыми ветками и раздают их гостям так, чтобы хватило на всех. Все, что осталось - кости, мясо, голову, сердце, легкие, хозяин варит. Бульон разливают по чашкам и угощают гостей. Гости пьют его. Понемногу угощают их и мясом. Когда все поедят, мясо и голову несут домой. Сооружают лабаз и кладут на него мясо. Затем начинают варить пищу из продуктов, привезенных гостями. Варят самую различную пищу. Варят кашу и другие угощения из всяких круп и муки. Сварив, к вечеру опять созвали всех людей. Изготовили ритуальные стружки и дали их каждому человеку. После этого голову медведя поставили перед самым старшим, а челюсть дали представителю чужого рода. Дали ему челюсть, а он притворяется, будто резать не умеет. Тогда хозяин взял нож, вложил ему в руки и учит его. Наконец он сам начинает резать, будто только тут научился. Мясо режут мелкими кусочками. Нарезали, положили в чашки и дали каждому поесть. Но женщинам и девочкам этого не дают. Дают только мужчинам. Женщинам же дают то, что не грешно им давать, - мясо с лап и ребер. Остальное могут есть только мужчины. Съели мясо и принялись за другие угощения. Сначала угостили тех, кто ел медвежью голову и челюсть, а потом едят и остальные, передавая угощение друг другу по порядку. Вот уже угощение подходит к концу, передавать уже нечего.

с.118.

Кончилась еда - сидят так, не передают больше по кругу. После этого женщины и дети отправились играть на удядингки, а взрослые мужчины пошли играть в мяч на льду. Поиграли и бросили. Наутро гости стали разъезжаться по домам. Уехали гости. Через некоторое время после отъезда они стали присылать обратно объеденные кости, завернутые в ритуальные стружки и материю. Ни одной косточки но потерялось. Прислали даже те, кто живет на реке Хади. Все кости и голову медведя хозяин должен вымазать сажей. Тот, кто ел голову, дает хозяину медведя свою собаку. Тогда хозяин берет собачью кровь и опрыскивает ею медвежий череп, а потом мажет его сажей от сожженной бересты. А перед этим он срубает дерево и кладет на пень медвежью голову. И челюсть, и череп складывает точно так, как полагается.

№ 16. ТАЛИСМАНЫ

Вот что говорят орочи о различных талисманах. Иногда, бродя по тайге зимой и охотясь на зверя, люди находят в корягах целые кучи личинок мух. Найдя их, орочи берут часть, отрывают клок своей одежды и заворачивают в него. Живые личинки в середине зимы находят! Говорят, что это талисман. Кто его найдет, необыкновенно много зверя убивать будет.

Другие, бродя по тайге, находят на ольховом стволе древесные грибы, совсем растрепанные. Когда найдешь такие грибы, говорят, нужно спрятаться и сидеть на место до полуночи. Тогда в полночь начинают появляться огоньки. Их очень много, одни большие, другие маленькие, летают, мелькают в большом количестве. Все эти огоньки летят в тот гриб. Когда все скроются в нем, нужно гриб срубить топором под корень и хорошенько завернуть его. Это множество огоньков - души зверей, самых различных, крупных и мелких. Кто нашел эти души, тот убивает зверей совсем без труда, и страшно богатеет.

Во время охоты зимой можно встретить на снегу змею. Ее нужно взять. Иногда можно найти лист небесного дерева подохо. Нужно взять его. Этот лист по виду совсем как лист фикуса. Лист упавший теперь, т. е. летом, можно найти в середине зимы.

Иногда находят дерево с плоским стволом. Его срубают и берут от него кусочек. С ним, говорят, можно в течение одной зимы удачно охотиться. Иногда находят разные деревья, вырастающие из одного комля. Растет ветла, но она расходится от одного корня с ольхой. Растут они вместе. И сучья их проходят друг сквозь друга. И такое дерево берут. Все эти талисманы приносят богатство. Они обогащают охотничьей добычей.

Иногда находят огонь, большой огонь, где-нибудь в стороне от дороги. Идешь к нему, а он все исчезает, как только к нему приблизишься. В этом случае нужно взять землю, опаленную

с.119.

тем огнем. Она, как говорят, тоже талисман. Талисманный огонь -  белого цвета. Порой бывает видно, как он летает.

Вот еще какой бывает талисман, от которого легко разбогатеть. Иногда его в воде находят те, кто по тайге охотится. Пьют ночью воду из маленького ручейка и видят, что там что-то ярко блестит. Там, как говорят, лежит кусочек не то латуни, не то золота. Его нужно взять. От него богатеют невероятно. Кто взял, у того, говорят, деньги никогда не переводятся.

Порой в беличьем дупле можно найти кусочки различных шелковых или простых ниток. Их следует взять. Они тоже обогащают.

В гнезде птички баjакули находят разную шерсть, шерсть соболя, лисы, тигра, зверей самых различных видов. Ее нужно взять. Она тоже талисман.

Когда ходишь по тайге, можешь увидеть перед собой катящуюся большую корягу вместе с корнями. От нее надо взять кусочек. Это тоже талисман.

В тайге, говорят, можно увидеть летящий над землей пенек, выдернутый вместе с корнем и ветками. Он летит, и порой свист раздается, порой шум. Сверху иногда слышится человеческий голос: "Мэди, та-та-та-та! Сиви, то-то-то-то! Дяви, та-та-та-та!" Ему, говорят, нужно крикнуть: "Дух Скорости! Брось свое древко от гарпуна!" Тогда пенек упадет вместе с корнем. Нужно взять от него сучок и сделать различные застежки - палочки для крепления потяга собачьей упряжки, палочки для крепления носкового ремня лыж. Много делать, говорят, не следует. Нужно сделать столько лыжных застежек, чтобы рассчитать свои силы: одну-две. Крепкие люди делают три-четыре. Эти застежки позволяют бегать с невероятной быстротой. Люди закрепляют лыжи сделанными таким образом застежками. Говорят, были такие люди, обладающие талисманом скорости. Это был Боктонго, а после него Амба Хуктэлэни. И мой дед обладал таким талисманом. Он с Амура до устья реки Аку доходил за половину дня. Только счастливые люди находят талисман скорости, а несчастливым его не найти.

Талисманами бывают и звери, и рыбы, и птицы - разные бывают талисманы. Все, что хорошего орочи ни добудут, они называют талисманами. Среди зверей, птиц и рыб талисманами считают все то, что необычно, а необычное для орочей то, что они видят впервые. Убивают необычных лосей. Некоторые бывают с тремя почками, другие зимой, в январе, с рогами. Бывают лоси с копытами величиной с четверть. Убивают белых лосей и совершенно черных. Убьют какого-нибудь такого лося, и едят его только мужчины. Женщинам ничего нельзя давать - грех! Когда съедят, кости старательно собирают и складывают вместе в срубе. Одежду из их шкур и камусов носят только мужчины. Женщины не надевают - грех! Менструирующих женщин даже близко не подпускают - как бы чего плохого не случилось! Чтобы не произошла, как говорят орочи, ошибка. Человек, убивший такого

с.120.

зверя, тщательно хранит его, и только в том случае приобретает талисман. Что-нибудь от того зверя отрезают и хорошенько хранят при себе. Все, кто знает этот обычай, все, кто так хранит, становятся обладателями талисманов. А кто не хранит такого необычного зверя, кто ест и разбрасывает все в разные стороны, тот совершает ошибку. Нельзя так делать - скверно, грешно! И среди птиц, и среди рыб - везде есть такие же необычные. Про белого лося орочи говорят: "Необычный зверь". Бывает и кабарга белая. Ее называют кумака. И это необычная кабарга. Белого орла называют исуа, всякую вообще белую птицу исуа называют. Все эти птицы необычны.

Есть еще птичка-талисман, которую зовут хоила-ухажёр. Такие птички водятся на берегу моря, на реке Хунгари, в Амурской стороне. Изредка они прилетают и в эти места. Такого хойлу-ухажера убивают и обдирают. Сняв шкурку, кладут ее в брюки. Тогда все девушки и женщины сами идут к такому мужчине и вступают с ним в близкие отношения. Красная летучая мышь - тоже талисман. Кто ее найдет, тот становится очень привлекательным для женщин.

Кукушка тоже обладает силой талисмана. Убив кукушку и ободрав ее, ложатся под деревом спать. Спит человек и видит о себе всякие сны - или он разбогател, или страшно разорился, или заболел, или скоро умрет - самое разное видит. Такие сны всегда сбываются.

Лесного голубя убивать нельзя - грешно, можно разориться.

Найдешь какую-нибудь птицу, которая сдохла сама по себе, не бери! Это тоже грешно, опрометчиво.

Никаких больных или подраненных кем-то зверей, рыб и птиц брать не следует, есть нельзя. Это было бы опрометчиво, так как можно заболеть или умереть.

Не следует забавляться зверями, птицами, рыбами, не нужно их обижать, Это тоже плохо - может постигнуть несчастье. После этого ничего не убьешь, добыча перестанет попадаться. Вот и считают это грехом.

Нельзя смеяться над людьми. Это приносит беду.

Когда ходишь по тайге, свистеть нельзя - запрещено, грех! Зверь перестанет попадать в ловушки.

Когда при людях пьют воду, и попросит старший, то младшему первым пить нельзя - грешно, может получить плешивую жену! Сперва полагается дать в ковше старшему, напоить его.

Во время охоты на барсука называть его по имени нельзя - грешно! Нужно говорить ojo. В этом случае барсук будет ближе к поверхности, когда станешь раскапывать его нору.

Во время охоты на кабана также нельзя называть его по имени. Его нужно называть тэббэн'игдуку. Тогда он говорит про нас: "Вы мне не нравитесь".

с.121.

№ 17. ОХОТНИК ЗА НЕРПАМИ

В давние времена на реке Бэчи жили удэгейцы. Каждый год, когда наступает весна и северным ветром пригоняет лед, люди, как это принято, охотились на нерп, кто на речных лодках, кто на морских лодках и лишь немногие пешком. Однажды весной появилось много нерп. Ветер плотно прижал лед к берегу. Один человек, когда его сородичи уехали на лодках, пошел пешком. Взял он гарпун, посох и пошел по льдине от берега в море. Увлекшись охотой, он упустил возможность сойти на землю, когда льдина еще не отошла. А как можно причалить к берегу без лодки?! Наступила ночь. Нерп он набил много. Домашние его забеспокоились. Посоветовались между собой и решили: "Пойдем к шаману! Пойдем и скажем ему: ты ведь шаман, бубен и снаряжение у тебя есть. Иди выручай нашего сородича в море!" Надел шаман свое снаряжение и стал камлать. Камлает и поет: "Не моя это вина, что кто-то в море на льдине остался. Ведь где бы ни жил человек, а даже в тайге с ним это может случиться". Камлая так, шаман выскочил через дверь на улицу. Следом за ним вышли и все, кто находился в доме. А шамана не видно. Смотрели, смотрели и увидели, что шаман обернулся китом и мчится по берегу моря на север. Нырнул в море. А человек на льдине смотрит - льдина его плывет не в море и не на юг, течение несет ее к берегу. Когда льдина начала свой дрейф, над ним с берега в море пронеслась стая птичек из елового леса. Тут же раздался треск в морском просторе. Только скрылись из вида лесные птички, как он упал на льдину, потеряв сознание. Лежал, лежал, и, когда пришел в себя, была уже темная-темная ночь. Смотрит - лежит он на льдине у самого берега. Тогда он быстро перетаскал на берег добытых им нерп. Так он обрел землю. Удэгейцы стали высоко ценить своего шамана. Что он ни скажет, всему верили.

№ 18. ЛОГОВО ЗЛЫХ ДУХОВ

Когда-то на реке Бэчи жило много удэгейцев: Суландига, Кялундига и другие роды. Суландига и Кялундига были большими шаманами. Ходили они по тайге и напали на логово злых духов, такое, что и переночевать там невозможно. В бассейне реки Бэчи есть речка, уходящая своим истоком к реке Коппи. Называется она Муппа. В место, где эта речка сливается из двух притоков, впадает еще одна маленькая речка. В своем истоке эта речка протекает в сплошных скалах. То ли на самих скалах, то ли на земле жил неведомый злой дух. Сидя там, старики завели разговор: "Как будет жить молодое поколение? Ведь тайга в наших местах - это обитель злых духов". Между собой советуются, как бы прогнать злого духа, чтобы молодежь ходила по тайге и не боялась. Вот о чем говорили шаманы Кялундига и Суландига: "Попробуем-ка мы вдвоем вместе с нашими духами-помощниками прогнать этого черта". Договорились шаманы. Взяли копье, ружье и отправились в то самое место. Как только добрались туда, соорудили себе шалаш и подкрепились. Когда наступили сумерки, они услышали шум, а откуда он - непонятно, отдаленный шум. Совсем стемнело. Шум стал раздаваться все ближе и ближе, становился все сильнее и сильнее. Прислушались хорошенько - из-под земли он раздается. Они стали разжигать костер дровами еще жарче. Черт приближается. Земля под костром разверзлась, и горящие дрова стали разваливаться в стороны. "Беда! - говорит один из них. - Не справиться нам с ним. Отойдем, чтобы нас не было видно, и будем наблюдать оттуда. Надо посмотреть, что это за черт, и поведать сородичам". Человек с копьем говорит тому, у кого ружье: "Только ты не стреляй!" А тот как раз собирается выстрелить. "Не надо!" - говорит, но он выстрелил. Пуля сразила его самого. А куда отлетело ружье - неизвестно. В том месте, где был костер, из-под земли вылезло что-то вроде огромного красного зверя. Дрова разлетелись в разные стороны. После выстрела черт еще сильнее стал бесноваться. Оставшийся в живых шаман со всех ног убежал домой. Прибежал и поведал сородичам о том, что видел. Только закончился рассказ, как тут же умер и этот шаман. Так местного черта и не одолели.

№ 19. ТУМНИНСКИЙ ЧЁРТ

Давно, лет сто тому назад, в бассейне реки Тумнин, в устье ручья Ху на людей мор напал. Были в тех местах Пунэдинки, три семьи, приехавшие на осеннюю охоту. Сородичи их жили в Ауке на расстоянии одного дня пути, если плыть вверх по реке на лодке. Охотники добывали лосей и форелей. Лосиное и рыбье мясо вешали сушить на вешала. Однажды они послали своего товарища к сородичам в Ауку, послали сообщить о своем возвращении, об окончании охоты. Посланец вернулся назад. Уже наступило и прошло то время, когда охотники должны были возвратиться, а их нет и нет. Не дождавшись своих, ауканцы послали своего гонца на челноке, чтобы выяснить, почему те, кто находился в верховье реки, не возвращаются. Приехал человек на челноке. Смотрит - челнок того, кто раньше приезжал в Ауку, вытянут на берег, а сам он лежит мертвый у его носа. Голова у него отрезана напрочь, валяется в стороне. В жилище у них огня нет, и собаки все бегают без привязи, злые-презлые, бросаются на человека, как медведи зимой. Гонец, подтянув челнок на берег, пошел к дому, отгоняя шестом собак. Не торопясь обошел он вокруг дома, внимательно осматривая, что там внутри.

с.123.

Обходя дом, он увидел, что все люди в нем мертвы. Кто лежал, положив ногу на ногу, тот так и лежит, застыв в этой позе, женщина, кормившая младенца, так и держит его, как будто продолжает кормить. В верхнем углу передней стены их корьевого жилища увидел зияющее большое отверстие. Спустился он к челноку и поехал в Ауку сообщить сородичам. Получив это известие, сородичи поехали туда на лодках. Добрались. Собаки стали еще злее, людей к дому не подпускают. Тогда они стали убивать копьями и из ружей собак, которые там были; часть убили, а остальные убежали вниз по реке Тумнину. Потом этих собак люди убивали в селениях Мули, Хуту, Монгокто. Корьевой дом разрушили и свалили на покойников. Не тронув ни рыбьего, ни лосиного вяленого мяса, отправились обратно в Ауку. Долгое время после этого никто не останавливался на ночлег в этом месте, проходя мимо него. Даже черемуху из этого места не ели. Лет тридцать-тридцать пять тому назад все же поехали туда по ягоду. Оставшиеся там женщины - мужчины проплыли дальше - стали собирать ягоды. Собирают, собирают, и вдруг со стороны вершины ручья Ху поднялось что-то вроде черной-черной грозовой тучи. Потом они услышали, что сверху по течению плывут люди и кричат. Раньше у орочей было правило: возвращаясь с убитым медведем, нужно кричать по-медвежьи. Услышишь такой крик и знаешь, что кто-то убил медведя. В это же время сборщицы ягод услышали страшный шум со стороны ручья Ху. На крик плывущих женщины спустились к лодкам. Это приехали к ночевью те, кто убил медведя. Старики говорят: "Скорее грузите лодку!" Ягоды и вещи моментально погрузили в три лодки и поплыли вниз по реке в Ауку. Ни наши предки, ни те, кто живет сейчас, так и не узнали, отчего вымерли те люди. Орочский закон, перешедший к нам от предков, таков: ходишь по местам, где живут злые духи, не позволяй детям плакать и не кричи, вообще не производи громких звуков, чтобы местный черт не навредил.

№ 20. СЛУЧАЙ В ТАЙГЕ

Пятьдесят-шестьдесят лет тому назад ходил Самандига Ундика по речке Кэпки на осеннюю охоту. Ловил петлями соболей, белок, хорьков. Пошел он однажды на охоту, переночевал у орочей с реки Асиктами и перевалил через гору на Кэпки. Уходя сказал: "Поставлю петли и вернусь". Прошло семь-восемь дней. Срок возвращения наступил, миновал, а Ундика не возвращается. Люди забеспокоились. Узнав, что Ундика не вернулся, Хутунка Сиану (Савелий) вместе с младшим братом своим Баратой (Прокопием) отправился из Коппи вверх по реке Кэпки. Потом он рассказывал так. Когда стемнело, мы остановились на ночлег. Во время ночевки я вижу во сне, что сверху по реке приближается

с.124.

какой-то невиданный зверь. Головы у него нет, а на спине - четыре головы красного цвета, совсем как человеческие. Куда одна голова посмотрит, туда и все остальные поворачиваются. Повернулась одна голова ко мне, и все на меня смотрят. Перепугался я во сне да и проснулся. Проснулся, а в душе - страх. Развел костер и сижу. Поутру поднялись мы, поели и отправились дальше. Пришли в то место, где Ундика должен был ставить петли, а петель он не поставил, и следов его не видно. Вспомнив о своем сне, я понял, что с Ундикой дело плохо. Видно, что-то случилось. Стали мы переваливать на Асиктами, на ту речку, по которой должен был плыть Самандига. Поднимаясь, я увидел на пологом склоне горы поваленное кем-то дерево. Я понял, что это чей-то ночлег. Подошел ближе, и вижу: под прикрытием лежит вытянувшись во весь рост какой-то человек, совсем как мертвый. Около головы нож в землю воткнут. Во время ночевки ему, видимо, было страшно. У потухшего костра стоит нетронутой сваренная и снятая с костра каша. Я стал у него в ногах и вперед, поверх него выстрелил. Выстрелил и вдруг слышу, что кто-то застонал: "Э-э-э!" Взял и меня страх. Пошел я к его голове и еще раз выстрелил назад. И никакого звука не послышалось. "Боишься?" - спросил я у младшего брата. - "Боюсь", - ответил он. Тогда я был еще молодым шаманом. Мы сообщили асиктаминским и кэпинским жителям о случившемся, а люди сообщили в Дату. Сородичи Самандиги приехали похоронили покойника.

№ 21. ПРИНОСЯЩИЙ УДАЧУ

Раньше в Асинкане жили предки рода Бисанка. Раненько встал как-то один старик Бисанка. Встал, вышел наружу и слышит крик со стороны ключа Дяника. Прислушался хорошенько, потом вернулся в дом. Никому ничего не сказав, взял лук и стрелы и снова вышел из дома. Столкнув с берега свой морской челнок, поехал к ключу Дяника. Едет и слушает: все еще кричит. Пристал около устья ключа, взял стрелы и пошел к гору. Когда дошел до места, откуда раздавался крик, посмотрел и видит: тигр на дерево залез, а в его заднюю ляжку вцепился зубами огромный удав. Тигр ревет так, что терпеть невозможно. Выстрелил старик двухконечной стрелой в удава, в его шейный позвонок, и тут же удав разжал свои зубы. Так он и околел. Спустился тигр с дерева и смотрит, не подходя к старику. А старик знал обычаи. Срезал ножом тальниковый и рябиновый прутья, набрал смолы. Из прутьев нарезал ритуальных стружек и привязал их тигру на шею, на туловище, на лапы. Рану от укуса удава помазал смолой. А потом и говорит: "Сделай так, чтобы я жил хорошо! Я тебе никогда зла не причиню". Посмотрел тигр на старика и побрел, не торопясь, в тайгу. Старик же поехал домой. После этого и старик, и его потомки стали убивать на

с.125.

охоте много зверя - и выдр, и соболей, и рысей, и лосей, и медведей. Вдосталь убивать стали. Так вот и разбогатели люди из рода Бисанка.

№ 22. СИМУ

Давным-давно жили на реке Коппи предки рода Кэпинка. Были у них дети - две дочери. Младшая была мастерицей. Кэпинки знали, что на противоположном берегу Коппи в заболоченном озере живет симу, поэтому при южном ветре ходить туда по ягоды нельзя. Не послушавшись отца с матерью, сестры пошли собирать голубицу и морошку. А голубицы и морошки там было много. Пока собирали ягоду, не заметили, как подошли к озеру симу. Тут они услышали шум приближающегося симу. Оглянулись - симу бросается на них. Стали они убегать. Мастерица отстает, а симу ее нагоняет. Проглотил мастерицу. Проглотив, кинулся за старшей сестрой. Вот она добежала до песчаного места, до пляжа. Здесь симу завяз в рыхлом песке. Не может двинуться ни взад, ни вперед. Старшая сестра рассказала все родителям. Ее сородичи взяли копья, стрелы и пошли убивать симу. Убили его. У мастерицы была красивая одежда - бусы, халат с нашитыми полосками, с узорами. В животе симу ясно виднелись и бусы, и полоски халата. Убив симу, родители похоронили свою дочь.

№ 23. ПРИНЕСЕНИЕ В ЖЕРТВУ СОБАКИ

Раньше, когда орочи молились, они брали багульник и тальник. Стругали ритуальные стружки. Брали еще маленькую елочку. Потом, найдя большую елку, подводили к ее стволу собаку. С маленькой елки срезали сучья, сдирали кору и вырезали на ней изображение человеческого лица. К деревцу, где вырезано лицо, привязывали стружки. К этой елочке привязывали собаку. Из доски изготовляли две полочки. Их привязывали на деревья. На полочки клали багульник и поджигали его. Собаку убивали ударом палки. Кровью ее мазали одну сторону вырезанного лица. Собачью шкуру вешали. Половину мяса съедали, а другую половину клали у комля большой ели, закрывали еловыми ветками и придавливали жердью. Небу приносили в жертву также ягоды, сваренную кашу, водку и разную пищу.

№ 24. МОЛЕНИЕ НЕБУ

Небо, дай нам жить получше! Хорошо дай нам жить! Небо, пошли нам пищу! Мы голодаем, продуктов у нас мало. Дай мне убить лося, дай поймать рыбы! Не заставляй нас голодать! Не

с.126.

доводи нас до болезней! Когда мы ходим на охоту, дай нам все видеть! Пищи нам дай! Соболя дай убить! Посылай соболей в наши петли! Дай мне поймать соболей, чтобы продать их купцу! Белок, выдр, хорьков, лис дай нам убить! Когда охотимся с веревкой на кабаргу, дай нам поймать ее! Не дай повредить мне ноги и руки, когда я хожу по тайге! Если я не буду ходить на охоту, если буду сидеть без дела, жена и дети мои будут голодать.

№ 25. НАПУТСТВИЕ ПОКОЙНИКУ

Хорошего тебе пути! Иди своей дорогой! Не ходи по собачьей тропе, не ходи и по тигровой тропе! Назад не оборачивайся! Оставляй духам от своей пищи! Потом ты встретишь своих старших братьев и сестер. А мы после тебя будем жить по-прежнему. Счастливого пути!

с.127.