Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

с.13:

Устройство первоначальной Вселенной происходит при участии ныряющей птицы.

Нюля Турдагин (род Линанчера)

Усть-Авам

7 июля 1962 г.

(№ 1)

"Сначала вода была только. Нгуо собрались все, говорят:

- Надо землю искать. Делать как-то.

Позвали гагару, говорят ей:

- Доставай землю.

Ушла в воду гагара. Долго была как-то, говорит:

- Сила-то кончилась, ничего не нашла.

Сколько-то отдыхала, потом опять ушла - траву, землю достала.

Как она достала, тогда земля воду покрыла. Земля-то стала, взялись откуда-то семь ребят, говорят - все друг друга не понимают. Как земля-то стала, все в разные стороны ушли. От них разные народы пошли".

*Образ гагары, которая достает Землю, в мифологии встречается наравне с образом некоей маленькой утки, выполняющей то же дело. Таким образом, ныряющая птица - гагара или же маленькая утка оказываются "близкими" к Матерям-демиургам, творцам современного

с.14:

мира. Как будет более подробно показано далее, ныряющие птицы составляют непременную часть шаманской атрибутики. В отличие от "простых" птиц они обладают особым даром общаться во всех известных нганасанам средах - в воздухе, на земле и в воде. От "простых"   птиц  ныряющие  отличаются,   по   нганасанским представлениям, так же, как и шаманы отличаются от простых людей, не обладающих даром проникать в иные сферы, нежели реальный, миры. Для шаманистической идеологии подчеркивание изначальной причастности ныряющих птиц к сотворению мира является весьма характерной чертой.

(№ 2)

Совершенно иное толкование порядку сотворения Вселенной, появления всего живого и людей дают нготадамы'э - шаманское творчество.

В качестве примера небезынтересно рассмотреть вариант нганасанского мифа о возникновении Вселенной, рассказанный авамским нганасаном Борисом Костеркиным, сыном известного в прошлом шамана Дюходе из рода Нгамтусу'о. По сообщению Б.Д.Костеркина, этот миф был рассказан стариком Толбы'э из его же рода.

"Сначала вода была только. Камень посреди был. На нем два дямада - "имеющих горло" - спорили, кто из них Землю добудет. Вдруг птичка прилетела маленькая. Нос длинный, грудка красная. Когда летит, шумит сильно. Прилетела, спрашивает: "Ну, кто Землю доставать будет?"

- Я, - говорит один дямада.

Подошел к воде, прыгнул. Никак нырнуть не может.

Стал второй пробовать. Нырял, нырял - никак до дна достать не может. Тогда птичка взлетела высоко, нырнула, прямо на дно пошла. Сколько-то времени прошло, вернулась. Несет в клюве траву, мох, землю какую-то.

- Вот, - говорит, - я Землю достала. Ее делать надо.

Так сказала - солнце пришло. Совсем туман поднялся - ничего не видно. Улетела птичка, потом солнце ушло, совсем холодно стало. Пять дней мороз сильный был. Земля вся льдом покрылась. Дямада говорят:

- Чего так стало? Почему так холодно?

Прилетела птичка, говорит:

- Теперь у всех дямада пять пальцев будет. Поэтому пять дней холодно.

Говорят дямада:

- Ладно, больше дела нет.

Ушли на небо куда-то. Ушли только, Солнце-Мать опять близко пришла. Стала лед топить. Вода большая потекла. Хлынула вода сильно. Стала эта вода лед ломать, кверху его кидать, по земле тащить. Там, где большая глыба упадет - озеро становится, где льдину

с.18

протащит - река. Совсем близко Солнце-Мать стояла. Тепло было. Тогда птичка на небо полетела. Летит, бросает травку, корни, землю. Так, Земля-Мать живая стала. На ней жить другим можно стало. Потом из земли черви поползли. Ползли-то, ползли, сколько-то время жили, стали шерстью обрастать. Совсем как медведи стали. Потом-то шерсть с них упала. Тепло стало. Вместе как-то жили, детей родили, людьми стали. Одному как-то в ум пришло:

- Эй, найдите камни блестящие, траву сухую соберите - хюю имя, камни ударьте - огонь будет.

Так сделали, зажглась трава, огонь стал.

Эти люди-то первые как были? Они женщины были. Наверное, это Земли-Матери глаза рожденные были. Одна Земле-Матери родня, другая - Воде-Матери родня стала. Сначала только ели - моу-бонту -траву, корни. Потом эти бабы говорят детям своим:

- Мы теперь пойдем. Вы здесь будьте.

Ушли они. Видом будто олени. Совсем они олени. Теперь им имя пришло. Это были Моу-Нямы-копто - Земли-Матери-девка.

Теперь их ребята - камни видом, совсем на моря край ушли далеко. У этих [девок - Ю.С.] десять ребят сразу родились.

- Почему, - говорят, - сразу родились?

Им в ум пришло:

- Десять каких-то камней на Земле жить будут.

Стали они ребят бить, чтобы совсем прикончить. Все равно живы.

- Чего такое, - говорят, - почему живы?

Вторая говорит:

- Я буду пробовать. У тебя силы нет. А я теперь Ту-Нямы - Огонь-Мать буду.

Сложила детей их калить. Полопались. Разбитые бросила. Потом как-то тепло стало. Подняли глаза, смотрят - небо совсем поднялось. Как шкура, вверх отделенная стала. На небе только одна звезда видна. Она осенью первая самая большая бывает.

Тогда другая говорит:

- Это к моей матери дорога, видишь? Она огню рождения срок давать будет.

Взяла глаз свой, вверх бросила, говорит:

- Пойди, спроси у матери, что дальше делать?

Вверх пошел глаз. Дорогу далеко видно. До Кичеда-Нямы - Луны-Матери дошел. Воротился назад, говорит своей:

- Мать-то сказала: "Соберите шерсть с головы, волосы. Свяжите детей, бросьте по сторонам. Там, где упали, жить будут".

Так сделали. Жили, жили, большой огонь увидели. Летит огонь. На сопку упал, весь лед сжег, всю землю. Те, двое, пропали куда-то. Потом когда-то один, кто-то смеется с неба:

- Эй, живые ли вы?

с.19

Встали те, разбитые совсем. Плачут, говорят:

- Не знаем, как будем теперь.

С неба им говорят:

- Нельзя вам на Земле-Матери так жить. Так жить другие будут -люди. Мы вам только половину рук и половину ног оставляем, чтобы только наполовину людей губить могли. Голову вам оставляем, чтобы ум человек у вас взял. Человек все равно муку найдет. Пока счастье найдет, совсем мука будет.

Лежат те, плачут. Сколько-то времени они лежали, руки и ноги у них выросли. Тогда говорят им с неба:

- Помогу я вам.

Спустили веревку с неба, поймали их за глаза, на землю какую-то перенесли. Течет вода красная - река, а на каждом берегу деревья стоят.

Говорят им:

- Каждая на своей стороне живите.

Так живут. Когда-то спали, потом проснулись. Никак встать не могут. Одна - хребет стала, другая - камень стала, хюй-трава все покрыла. Одна стала камнем, который огонь дает, другая - камнем, что для огня железо дает.

С неба им говорят:

- Теперь тут живите. Одна-то будет Ту-Нямы - Огонь-Мать, другой - Ту-Десы - Огонь-Отец. Вместе огонь родить будете.

Сколько-то времени прошло, два человека пришли. Еле идут. Так-то пришли говорят:

 - Беда место хорошее.

Потом говорят:

- Камни брать надо, траву сушить.

Так сделали. Место на горе хорошее нашли. Сами-то совсем голые. Один - парень, другая - девка. Парень говорит:

- Не знаю, что делать.

- Ладно, - девка говорит, - я умею. Все сделаю.

Камни ударила. Траву зажгла. Огонь стал. Тепло им. Так жили. Траву все ели. Парень как-то пить пошел. Над рекой согнулся, говорит вода:

- Как живете, что едите?

- Живем-то живем, траву едим.

Мясо из воды всплыло какое-то.

- Вот, - Вода говорит, - травы не ешьте.

Укусил парень мясо, оно опять выросло. Совсем хорошо стало.

С неба говорят:

- Теперь век надо мясо добывать. Мясо добывать век мужик будет, баба - огонь хранить. Балта - все".

В этом мифе приводится членение на два периода возникновения Вселенной.

с.20.

(№ 3)

Вариант нготадамы'э шаманского рассказа о возникновении Вселенной был передан также сыном Дюходе Нгамтусу'о, довольно авторитетным человеком в вопросах шаманства, Тубяку.

(1 июня 1962 г. Тубяку Костеркин. Усть-Авам.)

"Вода была сначала. Огня не было. Только совсем немного суши было. Там дямада - "имеющий горло" какой-то был. На четырех ногах ходил. Плавал как-то. Дошел он до места, где тальник рос. Там только птицы какие-то летали. Большое дерево стояло посредине. На это дерево дямада полез.

Тангы-птица его спрашивает:

- Чего лезешь?

- Землю искать хочу.

- Я дочь тебе дам - пускай помогает.

- Не надо мне помогать, сам найду.

Так пошел. Шел, шел вверх, какое-то крылатое дямада увидел.

Крылатое спрашивает:

- Мать твоя кто?

- Не знаю, от кого я.

- Как не знаешь? Вот смотри.

Взяла, подняла перья, говорит:

- Смотри - у меня дыра в теле, у тебя что-то висит. Давай, сюда вставляй, может, что-то будет.

Так сделали. Через три дня трое родилось. Совсем они дямада видом - четыре ноги, все в шерсти.

Опять крылатой перья подняли, в ее дыру что висело вставили. Двое потом родилось. Также дямада видом. Теперь рожденных пять стало.

Тогда крылатая дямада говорит:

- Уйду я от вас. Не нравятся мне рожденные.

- Иди, - тот первый дямада говорит.

Стали одни жить. Куропатку ловят, рыбу руками хватают, все сырое едят.

Так сколько-то жили. Потом опять дямада с крыльями пришла к ним, говорит:

- К вам пришла. Хочу шестого родить.

- Ладно, - говорят.

Тогда опять подняли перья крылатой, в дыру на ее теле вставил свое дямада-отец. Скоро та шестого родила. Маленькую утку родила. Как родилась утка, сразу улетела. Тогда говорит Мать крылатая:

- Она землю делать будет.

Сама ушла.

День только прошел тогда. Гром загремел. Огонь зажегся, все совсем кругом запылало.

с.22.

- Пропадем, - думают эти дямада, которые остались, - вся верхняя Земля горит, нижняя Земля горит, какой-то только мертвый камень вышел.

Тогда отец-дямада взял еду какую-то, в огонь бросил. Потом он ее в рот взял - совсем вкусно.

Так-то ели. Скоро огонь потух.

- Что делать будем? - дямада-отец спрашивает. - Как огонь достанем?

Младший дямада говорит тогда:

- Давай дрова возьмем. Их долго тереть будем. Тогда огонь будет.

Старший дямада говорит:

- Нет, огонь не будет, надо гром ждать.

- Однако, когда гром будет? Часто не бывает.

Взяли дрова. Тереть их стали. Долго терли, устали совсем. Тогда огонь стал.

Большой дямада-старик говорит:

- Самый умный теперь младший. Пускай он теперь главный будет.

Другие слышали, говорили:

- Чего младший умнее стал? Будем тоже ум искать.

Ушел старший куда-то. Отдыхать сел. Взял камни, стучать стал им. Стучал стучал, огонь выбил, говорит:

- Вот, я ум нашел, другой огонь нашел.

- Ладно, - старик говорит. - Теперь надо уходить. Всем отдельно жить.

Так пять дямада разошлись. От них люди разные стали. Старик-то умер на высокой Земле. Его дети принесли ему всего хорошего. Младшие ребята шаманами стали. Когда спали, как-то им отец говорил, что делать, как жить. Отец им сказал как-то:

- Идите, ловите зверей разных.

Так ребята сделали.

Потом говорит:

- Ночью приходил мой отец, говорил, что ваша бабушка была Нгэго-орел, велел он брать крепкое красное на мысу у реки в камне лежащее, мягкое красное - это мне нужно будет.

Пошел отец потом, увидел мыс большой. Птицы вокруг него летают. На камни сел, вниз стал смотреть - увидел полоску какую-то. Взял ее - тяжелая она, красная. Взял он, понес.

Как в чум он вошел, парень тогда говорит:

- Нерому - медь принес.

- Оу! Это, оказывается, нерому называется.

- Да, нерому. Теперь людям совсем красивые [украшения волос делать будем - Ю.С.]. Сперва нужно из него делать, как у меня лицо, -это койка будет.

- Как делать буду?

с.23.

- Камень бери, бей. Делай, как сумеешь.

Взял отец камень стал бить, лицо делать. Сделал как-то.

- Совсем непохоже это, - парень говорит. - Теперь завтра к тебе дикий олень близко подойдет. Ты его сразу в висок бей.

-Ладно.

Утром встал отец - какого-то рогатого увидел. К нему подбежал рогатый. Его сразу в висок ударил, убил. Потом мясо его ободрал. Стал его есть старик. Совсем хорошее мясо. Совсем хорошо люди жить стали.

Потом каждую ночь стал парень что-то видеть. Совсем хорошо жили люди. Делали себе чумы из дерева. Всех парень учил делать".

*Как и в выше предыдущем повествовании, здесь в качестве демиургов выступают некие дямада - типичные шаманские образы, обросшие шерстью существа на четырех лапах, мифическая птица-танги. Эти дямада рожают новые дямада в соответствии с последовательностью магических чисел: два и три, получив пять, затем шестого и т.п. Именно эти духи-дямада рождают маленькую утку, которая достает из-под воды Землю. Вскоре этим дямада с неба присылает я огонь, и шаманский миф этим утверждает возникновение самой идеи использования огня у "первоначальных духов". После этого потомство первых дямада изобретает два способа добывания огня - трение и высекание из кремня. Эти дямада после описанных действий становятся шаманами - родоначальниками всех известных нганасанам народов, которых насчитывается в мифологии также семь. Потомство - внуки первых дямада добывают медь и делают первых антропоморфных медных идолов - нерому-койка [маски - Ю.С.].

Все    опрошенные    информаторы    проявили    полную неосведомленность относительно мифа, рассказанного Тубяку, утверждая, что он является плодом фантазии этого рассказчика.

(№ 4)

Тенденция очеловечивать мифических демиургов отчетливо проявилась в повествовании Ламбоку Горнока, пятидесятилетнего таймырского нганасана, который свои представления о возникновении Вселенной передал следующим образом (Горнок Ламбоку. Стойбище близ устья Боганиды. 11.8.1961):

"Земли не было Вода вокруг была. Только маленькая земля с чумише-место была. На этой земле чум маленький стоял. Там девка одна жила и парень - брат ее маленький.

Девка раз говорит:

- Больна я.

- Чего болеешь? Мы уже всю траву вокруг сожгли. Огня нет. Пропадем скоро. Ты-то чего больна?

- Мужика я хочу - потому больна.

с.24.

На улицу парень вышел. Так пошел. На воду вступил - замерзла вода. Лед стал, его держит. Шел так. Скоро посередке воды что-то черное увидел. Подошел - дрова это. Думает:

- Возьму их.

Ломать стал. Сломать не может, беда крепкие.

Тогда опять думает:

- Если сестра людей родит, то дрова сломаю, большой огонь разведу, воду всю высушу, земли тогда много будет, людям будет много места, где жить.

Дальше пошел - опять что-то черное увидел. Подошел ближе -деревья в одной куче сложенные увидел. Стал он их ломать. Никак елку сломать не может. Только маленькие щепочки отлетают. Вся не ломается елка. Дальше пошел - смотрит, береза лежит. Разломал парень всю ее на куски.

Дальше пошел парень - ветку увидел. В ней старик сидит. Весь белый. Говорит ему парень:

- Сестра у меня мужика хочет. Я так просто хожу.

Дал старик парню конец веревки. Взял ее парень, назад к сестре ушел. Возвратился он, смотрит - земля сухая вокруг. Куда вода делась?

В чум вошел. Смотрит - сестра ходит веселая, говорит:

- Здоровая я, поправилась.

Удивился парень. На улицу опять пошел. Вокруг чумища лес увидел. Совсем много дров вокруг. Тогда он огонь разжег.

Три дня прошло - глазами видно, девка беременная стала.

Говорит:

- Брат! На улицу иди. Я родить буду!

Ушел.

Потом позвала его. Пришел опять. Семь детей увидел. На следующий день дети ходят уже, три дня прошло - большие стали. Бабы стали и мужики. Еды, однако, никто не просит, так живут.

Сестра тогда говорит:

- Умру я скоро. Сейчас уже душа близко. Ты, парень, один останешься. Слушай теперь: вода ушла потому, что я родила. Все ребята в одной куче пусть не живут. Пусть сами уйдут. Ты один останешься. Дяйба-нгуо тебя звать будут. Я будто Моу-Нямы (Земле-Матери) родня. Семь ребят моих будут - Сяйба Моучера (Семь Заселяющих Землю). От них теперь семь народов будут".

*Рассказ Ламбоку - единственный пример, когда в сюжете о создании Вселенной присутствуют антропоморфные существа мужского пола - некий маленький брат рожающей женщины и старик, который делает Землю пригодной для жизни людей. Парень отождествляется с культурным героем - Дяйбангу'о, а его сестра - с самой Моу-Нямы.

с.25.

Этот сюжет совершенно незнаком подавляющему большинству людей старшего поколения. Все информаторы указывали на то, что Ламбоку попросту перепутал образы классической мифологии.

(№ 5)

Так же оценивался и рассказ Муру Турдагина о творении Земли:

(19.8.1961. Муру Турдагин. Усть-Боганида).

"Три нгуо на небе было. Один самый сильный - Анидя-нгуо -большой нгуо (дает сильный ветер); средний - Дюнто-нгуо - сейчас о людях заботится, дает хорошую погоду; младшая - Сырада-нгуо, которая дает всякие беды.

Они говорили как-то. Сначала только одна вода была. Анидя-нгуо вниз, на воду упал, видом стал как большая белая гагара. Дюнто-нгуо видом как утка черная. Сырада-нгуо как штука была видом - в воде плавала. Так-то они говорили просто.

Потом Дюнто землю стал делать чистую, голую.

Сырада говорит:

- Надо озера, реки делать.

Так делали.

Потом решили людей делать. Они все родили двух маленьких людей, на землю бросили. Кто родил - не знаю. От этих людей все люди на Земле пошли".

(№ 6)

С началом мироздания шаманские представления связывало и объяснение формирования принципов счислений. Ниже приводится один из мифов, специально посвященный рассказу о возникновении понятий кратности и четности.

Миф был рассказан сыном Дюходе Нгамтусу'о, братом известных шаманов Тубяку и Дюмлюме. Борис Дюходеевич Костеркин специально подчеркнул, что этот миф рассказывался стариками из родов Момде и Линанчера - т.е. людьми, которые не являлись шаманами и, по всей вероятности, были далеки от шаманского мифотворчества.

(Костеркин Борис. Усть-Авам. 24.7.1966).

"Сначала вода была только. Нгнангонде [утка-шилохвостка] достала землю, вода упала, земля стала. Зверь какой-то голый остался.Так ползал. Потом шерсть на нем выросла. Ходить он стал. Расти стал. Солнце его грело - оттого рос. Так олень дикий появился.

Потом двое на Земле жили. Один-то мужик [самец], другой баба [самка]. Детей родили. Сначала у одного десять родилось, у другого двенадцать - это месяцы. Десятеро - это десять пальцев у человека. Двенадцать - на небо ушли и нгуо [небожители] стали. Десять на земле остались.

Те нгуо с неба на Землю приходили, детей рожали. Они-то по собачьему, волчьему, оленьему говорили - это от десяти земных пошло.

с.26.

Потом огонь с неба упал. Земных десятеро кто умер, кто живой остался. Как солнце приходило, все живые становились. Потом солнце ушло - умерли все совсем. Только тот первый нгуо остался. Он как-то и мать и отец [и самец, и самка - Ю.С.] сразу был. Один рожал, когда хотел. Чего-то ел или не ел - никто не знает. Однако, так жил. Потом он животное нашел на четырех ногах - может, родня это первому оленю дямада [горло имеющему]. Смотрит нгуо - как по воде зверь этот ходит, то совсем большой, как по Земле пойдет - маленький становится. Тот нгуо его гонять стал. Долго гонял. Как догнал -насиловать стал его.

Потом из этого изнасилованного червь родился, как из шкуры оленя весной личинки овода выходят. Из этого червя все животные пошли. Тогда нгуо говорит:

- Уходите, живите сами.

Мыши и другие маленькие животные землю рыли. В шкуре Земли-Матери жили. Потом первый нгуо пришел, говорит:

- Ко мне теперь еще небожитель пришел. Он - самец. Мы вместе жить будем.

Жили. От них один родился - одна кожа только, кто родил, неизвестно. Тот вновь рожденный зимой замерзает сильно, летом -живет маленько. Потом шкура на нем выросла.

Тогда нгуо того рожденного взял, пополам разрезал. Одна рука осталась, одна нога. так отдельно половины ходили.

Потом опять пришел тот нгуо. Опять тех обоих резал пополам, четыре части бросил в четыре стороны.

Опять вдруг десять первых земных появились. Этих десять тоже резал. Десять кусков мяса из этих десяти стало. С водой мясо их- мешал - так глина появилась. Десять раз мешал нгуо только, оставил потом. Как оставил, зверь вышел. На четырех ногах ходит, десять пальцев у него на руках и на ногах.

Зверь этот двух родил как-то - одна рука и одна нога только у каждого. Этих-то нгуо схватил, резал, мешать с водой стал. Опять зверь получился - четыре ноги у него, пальцы есть на ногах. Есть ли глаза или нет - неизвестно.

Тогда нгуо говорит:

- Теперь ему три меры будет. У меня трое ребят будет. Они день и ночь будут - это двойная мера. Всего-то три - оттого, что трое детей у меня. Два-то, потому, что это Коу-Нямы [Солнце-Матери] мера - день и ночь. Вместе с еще одним - три мера.

Так стало. Потом все вместе три-мера и два-мера опять парились. От них пять-мера стала. Потом - семь, потом - девять. Десять-то - это от двух мера.

Заключение рассказчика: "Это когда моя мать жива была - Мубу ее имя - два старика рассказывали Момде и Линанчера".

с.27.