00:00:00-0 [Разговор проходит на крыльце
магазина. БВТ - продавщица в магазине] Не знают, почему
так деревни называются. Отсылают к Марковой Анастасии,
которая войну прошла и воевала. В Буднице вместо Дома
культуры была церковь. Церковь в войну разрушили.
00:01:46-0 Шумилово так называется, потому что
шумная деревня была.
00:02:22-6 На Егория коров выгоняли, обходят с
песнями вокруг коров с песнями, яетню жарят, коров
обносят, потом пьют, песни поют. Яетню жарят на
костре, потом все обходят вокруг стада и все обносят
яетней на сковородке - чтоб коровы не бегали с поля.
Пастухи плетут венки и набрасывают на корову, пастуху
дают чекушку, яйцо, сало. На каких коров пастух повесит,
те ему и дают что-нибудь. Венок плетут из березы, калины.
Потом этот венок с коровы хозяйка снимает и вешает на
хлев - там он и висит. Яетней обносят на
Ягорья. А Венок делают на Духа - духовская
суббота.
00:05:07-3 Про французов не знает, про Наполеона
не знает. Про подземные ходы не знает.
00:05:58-1 На кладбище ходят на Пасху - яйцам
христосовают, катают яйца по могилке, домой
приходишь, яйцо разлупляешь, на части режешь и
разговляешься - можно и сто граммов выпить. Когда катают
по могилке - ничего не говорят.
00:06:48-9 На кладбище и на Радоницу ходим -
поминаем. Ходим и на Духовскую субботку -
поминаем. Май втыкают на Духа. На Радоницу несут цветы -
втыкают. Май - это веточки березы, сирени - поторкают
на могилу. Эти ветки там стоят. Потом их убирают.
Май и носят домой. Родители торкали май и на окна, и в
двери снаружи, а теперь ничего не делают.
00:08:25-3 Переходящий крёст: У БВТ остался
крёст - военный. Бабушка пришла в этот дом жить - дом
довоенный. Зашел солдат и отдал ей крёст, и сказал: "Хозяйка,
береги". Может быть, в войну был этот солдат. Этот крёст,
- кто помрет, хозяйка просит его, несут впереди
похоронной процессии на кладбище, хоронят, крест стоит
во время похорон на могилке, потом приносят домой (в дом
покойника) и ставят в кут, там этот крёст стоит 40 дней.
Потом его вместе с полотенцем отдают хозяйке. Батюшка
приезжал сказал: "Молодцы, что пользуетесь крестом".
Приходят и говорят: "Дай мне креста". Эти полотенца
хозяйка потом раздают - см. фото
00:11:33-4 Если жена тоскует, то все время
думает о нем. Думается, что кто-то стукает. У БВТ погиб
сын, 8 лет прошло, лежит и что-то грохает на куту. Или в
окошко кто-то стукает. Птушечка побьется в окошечко
- именно в куту окно. Говорят: "Во, приходил". Это
первые 40 дней после смерти. Потом идешь в церкву -
проводит. Первое время БВТ не могла - ходил сын за
ней все время. Все было страшно. Положено, говорят,
чтобы свет 40 дней горел в доме по ночам.
00:13:21-1 Водичку в стакане ставили на окошку,
хлеба кусочек, воду. Кто и водку ставит. Это делали до
40 дней, а потом убирали. Так делали, потому что дух
пошел, провел, определился. В Церви провели.
Старались до 40 дней провести человека - проводят,
проводы.
00:14:40-3 Пели "Христос воскрес", когда пели,
не знает. Про летающего змея не знает. Про клады не
знает.
00:15:36-5 Иван Купала - катки жгут.
Укапывают два столба, ставят железяку, на это навешивают
катки - колеса от машин - что побольше и зажигают. Девки
по житу бегают: "Купала завтра Иван - будет худо
девки вам". Это песня такая. "Погоните
кошек у поле". А девки по житу бегали. И
взрослые приходили на Купалинку, сидели выпивали. Жгли
купалинку ночью. Зажигали на горы - по две стороны рожь,
пшеница была посеяна - с Будницы было видно [БВТ из
Шумилово]. Теперь нет молодежи - что они сделают с
катком.
00:17:59-2 Во ржи водятся русалки.
Это тоже байки. Пугали русалками, и девки убегали. Один
одного пугал. Русалками могли и родители одеться и
выскакивали из жита - пугали. Русалки были с
распущенными волосами.
00:19:12-4 На Пасху яйца красят луковой шелухой.
Красят и покупными красками, раньше красили только
луком. Березой красят на Духа, яйца становятся такие
желтенькие. Почему - не знает. На Духа и церковные
праздники никто не работает. Не говорили, что землю
нельзя трогать, наоборот, говорили, что "работать не
грех".
00:21:09-7 Про Ивана Головосека не знает. Самые
главные праздники в Буднице - не знает.
00:21:44-5 Прячистая - помнит, но не знает. На
Пречистую надо было, чтобы все в грядах убрано, зима
начинается - говорили.
00:22:39-8 Биография, Бурова Анжелла, Авдеева
Валентина Аркадьевна. Названия деревень не знает. В
Сухих Лядах никто теперь не живет.
00:24:44-8 Про собирание росы не знает. Было
такое: "Что куме, то и мне", но подробностей не знает.
00:25:19-5 Никола есть такой праздник. Есть
весенний и летний Никола. Ничего не примечают.
Подробностей не знает.
00:25:52-4 У коляду рождественскую
если много звезд на небе - то это грибной год. Это
рождественская коляда. Будет много грибов. Коляда - это
когда ходят колядовать, поют. Дети поют разные стишки
говорят, могут раскрасится, одется по-разному. Куртку
выворачивали [говорит ГА]. Подростки делали. [АВА:] И
взрослые ходили, накрасятся, сажей намажутся. Пели
стишки. [ГА:] "Коляда-коляда, выходи из двора, не
откроешь ворота, Утащу корову за рога". Пели,
что открыли ворота. Говорят "До свиданья" и уходят.
Возле каждого порога можно блестяшками и рисом посыпать,
чтобы все знали, что в этом доме уже были. Если ничего
не дают, им не пели. Анжелла рассказывает историю, как
их не пустил муж, а добрая жена пустила.
00:29:09-8 Святочные проказы: это было, когда
сани утянули [АВА говорит про ленинградскую область] и
положили на крышу. Конюх пришел коня запрягать, а саней
нет. Увидели, что на столовой, кое-как мужиков упросили,
чтобы стащили. То возьмут, закроют, дверь подопрут и не
вылезешь. Берут здоровое бревно и подпирают. Самой АВА
пришлой будить мужа, чтобы открыться. Не знали, кто это
сделал, потом, когда узнали - смеялись.
00:30:59-0 В воду может водяной утянуть, а
русалки - его дочки [это ГА рассказывала учительница в
Смоленске]. Если в лес пойдешь - левая нога больше шаг
делают, это леший водит. На самом деле просто больший
шаг делаешь левой ногой.
00:32:11-4 Про доброхожих не знает. АВА
рассказывает, что пришла на болото клюкву собирать, а
мужик ее прогнал: она ему говорит: поставь табличку -
болото общее.
00:32:45-9 Про клады не знает, про лосицу,
которая деньгами рассыпается. Про паука, что спрятал
Богородицу не знает. Библию не знает.
00:33:34-4 Кто-то в деревне читал библию,
старые-то читают. Но АВА ничего не знает. ГА знает, что
"Бог любит троицу". Троица - это он сам, тот, кто его
родил - мать и вроде бы отец. Это и есть Троица.
00:34:15-8 Про черномагую книгу знает, были
такие книги, бабки были, которые читали, но все померли.
Колдовали, но не знает. К бабкам этим ходили и
обращались. Подробностей не знает. И лечили и другое
что-нибудь делали. Они которые колдуют, они же не
скажут. Если со скотом случится - АВА говорит, что не
ходила. Такие бабки были [снова БТВ] и дяды были.
Был дед, БТВ ездила к этому деду корову лечить.
00:36:46-6 Вспоминают, когда приезжала
экспедиция Гнесинки. Какие песни пели, АВА не знает. Про
сглаз АВА не знает.
00:38:30-9 Сглаз: ГА говорит, что ее бабушка БВТ
носит булавку от сглаза в рубашке в нижней части.
00:39:08-2 ГА говорит, что если хозяйка оставит
дома грязную посуду, то домовой оближет эту посуду. Это,
по ее представлению, маленький человечек с бородой,
усами, в штанишках, в кофте, в валенках. Домового хотят
с собой позвать, когда переезжают, заманивают на телегу,
чтобы с собой увезти в новый дом. ГА говорит, что это
раньше в деревне так делали, и сейчас так делают. В
каждом доме свой домовой, без домового не живут. Надо
хлеб, чтобы домового накормить.
00:41:27-9 Маленьких детей пугали волком" Волк
утащит", пугали Бабой Ягой - [говорит ГА].
00:42:01-7 Про оборотничество не знают. Про
чертей байки не знают.
00:42:26-3 Запреты: в 12 в бане нельзя мыться, а
теперь все моются, никаких чертей нет.
00:42:46-5 Дед лечил корову. БТВ ездила на
Узвоз рядом с Велижом, он вытянул книгу, книга была
большая, сказал "выбирайте". Сам ушел, принес воду, соль,
хлеб, спросил, что выбрали, списали. В этой книге были
молитвы, как лечить и от чего. Книга была печатная.
Выбрали сами - какая молитва понравится. Ему привозили
воду и хлеб - половина булки, соли. Он на это
наговаривал, уходил и наговорил. Уходил в другую комнату
примерно на час: может, он там спал. У коровы не было
молока, БТВ давала корове и воду, и хлеб, и соль -
ничего не помогло, корову пришлось сдать на мясо. "Може
не напала на деда, такого как надо". Может быть,
корове пришло время. "Как надо" - это когда к одной
придешь - помощи нет, ко второй придешь - нет, а к
третьей - помогла. Пока не походишь - ни узнает.
00:45:53-0 Продолжение про булавку. Бывают люди,
у которых глаз плохой. Бывает тошнит, млявое
состояние. Это человек и не нарочно сглазит -
подумает: "Какая ты!". Про цвет глаза не знает. Это у
кого смотря какой глаз. Может сказать, поайкать,
поойкать - и сглазить. И оберегаться можно булавкой -
пристягнешь. Маленьким все время пристягнешь
булавочку, горизонтально к нижней части рубашки.
И маленьких могут сглазить. Глаз - это ужас как страшно.
Лечат, бабки шептали молитвы. Кто знает, какие молитвы
шептали. Шептали над головой, а что они там шепчут.
00:48:26-8 Говорили, чтобы снять сглаз -
поливали ручку двери, четыре угла на стле, с каждого
уголка берешь пальчиком воду с кружки, смываешь со стола
и потом этой водой лечишь.
00:49:36-2 Огород: лук сажать - надо
целоваться с мужиком через гряду - чтобы он сладкий
был. Когда огурцы садишь, надо миску после
рассади перевернуть, чтобы они были большие как эта
миска.
00:51:17-7 БТВ про доброхожих не знает. Про
время посадки не знает, БТВ не примечает. Примет не
знает. Про месячные циклы не знает. Про пятна на луне
тоже не знает.
00:53:04-6 Был дед Иван, у него была библия, к
нему ходили молиться, когда церкви не было. Когда
человек умрет, раньше люди специальные пели. Теперь
батюшка читает. А дед Иван, его приглашали, он и сам
приходил и читал по этой книге. Теперь батюшка и
проводит на месте, и читает.
00:54:24-4 Провалившаяся церковь - не знает.
00:54:37-2 Пан тут раньше жил, слышала, а где не
знает. Исторические предания не знает.
00:55:11-5 Знаки перед войной: на небе
что-то появлялось. БТВ была еще маленькая. А родители
говорили: "Ходи сюда". На небе стояли мужчина в военной
форме и женщина рядом. Говорили это после войны,
и войны не было.
00:56:37-0 Треп. "Идут бредут волочебничнки" -
слов не знает. Бабушка БТВ все знала, сама БТВ не знает.
ГА вспоминает: "Иван родил девчонку, велел тащить
пеленка"
00:58:17-5 Екатерина назвала Велиж: "Велишь" -
самой истории не помнит. Цари тут не проезжали.
00:58:43-4 Треп. Золотой век: раньше было
интереснее жить - веселее.
01:00:21-4 Повитухи: называли бабками. Они
принимали роды, пуповину отвяжут, завяжут и до свидания.
Делали, где придется, и в поле, где роблют. И в
больницу не ходили. Про повитуху-предсказательницу - не
знает. Знает судьбу один Бог - больше никто.
01:01:23-9 Были люди, обращались, ищут
потерянные вещи. Ева на Льнозаводе в Велиже гадает по
картам. Может сказать что-нибудь.
01:02:06-6 ГА рассказывает сказку "Каша из
топора": концовка: бабка говорит: "Ой, вкусная
каша, лучше, чем наша".
01:04:24-6 Про сертейского попа не знают.
01:04:37-3 Если по улице идешь, нельзя деньги
брать - злодей будешь. Если решка - надо брать. Первый
покупатель в магазине - мужчина, то повезет. Деньгами
обмахивают прилавок, чтобы лучше продавалось. На рынках,
когда привозишь ягоду продавать, под ведро монетку
ложишь, мелочь, тогда сразу продается. Только поставит
ведра - сразу забирают. ГА говорит, что если люди были
не очень богатые, под углы клали серебряные монеты,
богатые - золотые. Это клали, когда живут люди. В машину
под коврик ГА положила деду деньги, чтобы богаче был. У
племянника Га и его родителей в машине тоже деньги под
ковриком лежат.
01:07:51-0 Крестики мелом на хлеве рисовали,
писали кресты. Это на какой-то праздник, пишут кресты,
чтобы волк не залез в хлев. Это делают на Крещенье. Еще
подкову кладут. Крестики рисуют мелом на хляву.
На сарае пишут. Везде пишут. У соседей целых три креста.
01:08:57-3 Нищие ходили раньше милостыню просили.
Даже если у самих не было - деньги давали. Нищим то
хлеба отрежут, что солины - что-нибудь дадут. Нищие не
пели.
01:09:49-4 Евреи жили в Велиже, там есть
еврейское кладбище. Про микву не знает.
01:11:06-0 Про источник рядом с Лидовой горой -
туда батюшка ходит, воду светит, воду берут. В Буднице
берут из колонки и ездят в церкву - святить. Потом можно
в доме можно побрызгать, если заболел используют.
Животину брызгают.
01:12:22-5 На иконах вешают рутник
- полотенце. Украшают угол, чтобы бог красивый был. Эти
полотенца специально вышивают, их делают специально для
иконы. Родители все вышивали рутники. Одежду
вышивали, рубашки.
01:13:11-5 Аисты змей ловят, лягушек. Почему
ножки красные - не знает.
01:13:39-1 Детям говорят, что их аист принес, в
капусте нашли. ГА в это не верила.
01:14:07-6 Аистов нельзя обижать, так как могут
дом поджечь. "Не лезь к аистам, а том дом сожгут".
Если головешка запалена - могут принести и поджечь дом -
вероятно, пугали родители. Специально колесо поднимал
Васька, для гнезда аиста. Гнездо аиста рядом с домом -
неплохо, аист хорошая птица.
01:15:20-1 Ласточки низко летает, значит дождь
будет. Крики птиц - не знают. Если птицы кричать "Пить"
- значит дождь будет.
01:15:53-0 ГА рассказывает про военные
памятники в Велиже рядом с Лидовой горой. Прощание.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта
|