Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

N32. Сидя на трех дубах. .28.29.32.

Об орнитоморфном персонаже сказано, что он сидит на нескольких деревьях.

Русские (Олонецкая, Сибирь), белорусы, русская письменная традиция, грузины, чуваши, телеуты.

Средняя Европа. Русские (Олонецкая, Пудожский край): Парилова, Сойманов 1941, № 3 [Илья Муромец 30 лет не имел рук и ног, протер на печи под собой яму; молился; приходил в себя лишь когда слышал от странников, что Соловей-разбойник преградил дорогу на Киев; однажды пришли калики перехожие, дали выпить чарку вина, затем вторую; Илья отвечает, что если бы был стол от земли до неба да на нем кольцо, то смог бы перевернуть землю; калики: при такой силе мать-земля не будет носить; дали выпить третью чарку, чтобы уменьшить силу; Илья отправился к Киев в князю Владимиру; на росстанях столб: прямо ехать – богату быть, вправо ехать – женату быть, влево ехать – убиту быть; сперва едет влево – там рать, Илья возвращается; затем вправо – там красавицы, а в подвале прикованные богатыри; Илья освободил богатырей, замуровал красавиц; в другом месте освобождает других богатырей из подземной темницы; истребляет несметное татарское войско; Соловей сидит в гнезде на семи дубах и на семи суках; свистит по-соловьиному, шипит по-змеиному, ревет по-звериному; конь Ильи падает на колени; Илья выбивает Соловью стрелой глаз; тот просит его не губить, даст золото и серебро, что у него в гнезде; дочери Соловья радуются, что отец везет русского богатыря, но оказалось наоборот; Илья велит отправить золото и серебро на ордынских телегах в Киев, сам привозит Соловья к Владимиру; тот велит Соловью свистнуть; Илья уточняет: в полсвиста; тот свистит в полный свист, В. шатается, его жена Апраксия чуть жива; за это Илья отрубил Соловью голову; прибыли телеги с сокровищами Соловья], 31 [основные эпизоды те же]: 88-98, 268-280; русские (Западная Сибирь, Тавда) [Илья Муромец у отца и матери тридцать лет безногий. Когда родители ушли к обедне, приходит старичок, просит напиться, приказывает Илье встать. Тот начинает ходить и приходит в церковь к родителям, они радуются. Отец идёт на пашню копать кочки, устаёт, ложится отдыхать. Пока он спит, Илья делает большую вырубку, завалив реку деревьями. Кладёт руку на своих лошадей - они не выдерживают его веса. Отправляется искать коня. Встречный старичок советует купить нездоровую лошадёнку. Илья покупает у другого старика нездорового жеребёнка. По совету старичка водит его по росе и выхаживает. Отправляется людей посмотреть, себя показать. Заезжает на Рарат-гору. Навстречу Егор Святогор, который берёт Илью в плен и кладет к себе в карман. Конь Егора спотыкается, потому что везёт на себе двух богатырей с лошадью. Едут. Лежит гроб. Предлагает Илье примерить - Илье он велик. Егору впору, он просит накинуть крышку. Потом просит снять, но у Ильи не получается. Илья ударяет своей палицей - наскакивают обручи. Егор просит ударить его палицей, но снова наскакивают обручи. Святогор говорит, что это его смерть, и чтобы, когда пойдёт жёлтая пена, Илья её не трогал, а лизнул, когда выступит во второй раз. Илья чувствует такую силу, что, если был бы столб в земле, то всю землю повернул бы. Уезжает. На дороге на двенадцати дубах сидит Соловей-разбойник, никто не может проехать. Он свистит, но на Илью его свист не действует. Илья стреляет, Соловей падает, как овсяный сноп, с дуба, Илья привязывает его к стремени и едет дальше. У Соловья в плену сидят Добрыня Никитич и Олёша Попович. Когда Илья подъезжает ко двору, одна дочь Соловья говорит, что это тятенька богатыря везёт, а вторая отвечает, что это богатырь тятеньку везёт. Они поднимают в воротах доску с железными зубьями, но Илья разбивает её палицей. Когда заходит в палаты, палаты шатаются. У Соловья отец - Мамаишшо поганое. У него не поднимаются брови, заслав глаза. Он спрашивает Соловья, хорошо ли сложен богатырь, просит пощупать его руку. Добрыня Никитич и Олёша Попович предупреждают Илью, что он передавит руку. Раскаляют палицу и подают ему. Тот сжимает так, что бежит сок. Просит поднять у него брови, чтобы он посмотрел, каков телосложением Ильюша. Поднимают брови, он хватает нож и метает в Илью. Олёша ловит нож на лету. Илья берёт свою шляпу, ударяет отца Соловья, Мамаишшо рассыпается. Илья просит Соловья засвистеть в полсвиста. Добрыня Никитич и Олёша Попович не могут устоять на ногах. Тогда Соловей свистит во всю силу, чтобы оглушить их. Илья приканчивает его и уезжает с Добрыней и Олёшей]: Ончуков 2000, № 31: 101-102; белорусы [до 30 лет Илья сиднем сидит; пришел дед, дал квасу, у Ильи стало столько силы, что если бы господь утвердил столб от земли до неба, то упершись в него, Илья перевернул мать-сыру землю; дед дал еще квасу, силы поубавилось вдвое; Илья добыл кобылу, лук и богатырское седло; на пути Соловей Разбойник; Илья попал ему в глаз стрелой и ссадил из гнезда на 12 дубах, привязал к седлу; приехал к царю; тот просит показать, как СР свистит; от его малого свиста крыша рухнула; тогда И. порубил СР в куски; едет искать слепого Алькадым-богатыря; на пути люди делают для того гроб; И. приехал к А., тот сжал ему руку; Илья ударил его своим шлемом и убил]: Василенок и др. 1958: 123-127; белорусы (Смоленщина) [«Кук сидел на трех дубах и пажирал примножества птиц. Птицы все саглашалися, как бы етыва Кука убить. Сабирали всех птиц и думали, када он спить. Зделали абещание: каторая птица узнаить, дак штоб ина гнизда ни вила и дятей ни кармила. Сагласилася кукушка: “Я узнаю, када Кук будит спать, как я кукну, так штоба был сокыл гатоў”. Как какнула, сокыл яво, Кука, и убил, и птицы асталися усе давольны: пиристал іон их пажирать, и кукушка дела сполнила»]: Добровольский 1891, № 41: 278-279 (=Белова 2004: 188; Белова, Кабакова 2014, № 229: 159); белорусы (Могилевская, Быховский у., с. Городище) [У мужа с женой сын Ильлюшка, 23 года лежит на боку. Приходит дедуля-Господь, спрашивает, чего бы он хотел напиться – воды или квасу. И. выбирает воду. Дедуля велит ему принести ведро воды, тот приносит и выпивает. Дедуля спрашивает, как он себя чувствует. И.: могу с земли небо достать, а с неба землю. Тогда дедуля велит принести ведро квасу. Тот выпивает и отвечает, что крепок, но уже не может достать небо. Дедуля наказывает очищать свет. И. приносит на снятых воротах бочку воды и 12 булок хлеба отцу и матери, которые вырубают лес под пашню. Они радуются, ложатся отдыхать. И. не рубит лес, а вырывает деревья с кореньями, бросает в сторону и запруживает реку Дунай на семь вёрст. Река разливается, угрожает затопить весь свет. Проснувшиеся отец и мать просят И. расчистить реку, что он и делает. Посылает отца к попу купить лошадь за пять злотых. Это чесоточный, маленький конь. И. пускает его в чисто поле на 12 суток, чтобы он съел 12 трав за 12 дней, а сам идёт к кузнецу и делает себе булаву в 12 пудов. Бросает вверх. Она летит 12 часов, и, когда возвращается, И. подставляет колено. Булава рассыпается. И. делает булаву в 25 пудов. Заказывает пику и саблю. Выходит в чисто поле, кричит по-молодецки, свистит по-казацки, призывая коня. Тот прибегает, под ним дрожит земля, половина его золотая, а половина серебряная. Конь спрашивает И. что тот желает. И. хочет ехать в белый свет, очищать его, одолеть негодного Сокола. Получает от отца и матери благословение, возлагает на коня золотое седло, берёт с собой оружие и едет. Через три дня прибывает в царство царя Прожора. Царь съедает по 10 человек в день, а негодный Сокол ему доставляет еду. Когда он свистит, то на протяжении 12 вёрст падают люди. Так он доставляет царю Прожору по 10 человек в день. Он сидит один на 12 дубах, и у него 12 рогов. Сокол узнаёт И., здоровается, узнаёт своей ли охотой он пришёл, и будут они биться или мириться. И. кричит по-молодецки, свистит по-казацки, просит благословения Господа, всех сродственников, отца, матери и своего коня. Убивает Сокола с одного удара булавой, отрубает ему голову, насаживает на пику, рубит туловище на мелкий мак и сжигает на осиновых дровах, после чего кричит по-молодецки, свистит по-казацки, объявляет коню, что едут к негодному царю Прожору. Услыхав, что кто-то едет, царь Прожор спрашивает, кого это его негодный Сокол пропустил. Прожок жирен, глаза у него заплыли и брови заросли, он ничего не видит. Прожор приказывает верным слугам поднять ему вилками брови. Он хочет поглядеть на И. И. берёт булаву и идёт к нему, крыльцо трещит под ногами. Показывает царю Сокола на пике. Царь Прожор требует, чтобы верные слуги подали еды и питья – чтобы они с И. попили и поели, велит подать ему золотое кресло. И. не ест и не пьёт, садится с ним, ничего не говоря, снимает с головы свою шапку в 12 пудов и убивает ею негодного царя Прожора, пробив на три аршины каменную стену. Заехав неузнанным в другое царство, где строят пруд на 12 камней, он безвозмездно помогает забросить камни туда, где они должны быть, хотя под его весом ломаются мостки, и объявляет, что он сильный могучий богатырь И. Иванов, пусть молятся за него Богу. Приезжает в церковь – собор отца Миколая, молится Богу и кланяется отцу Миколаю за своё здоровье. Приезжает к отцу и матери, сообщает им, что очистил свет, теперь пусть христианский мир молится Богу за него. Ложится на отцовскую постель и умирает. Поступает в святые, становится святым И. Теперь он будет заведовать громовой тучей. Отцу велит отвести коня попу и поблагодарить. Поп хоронит его в склепе, по воле Бога он в склепе по воде, по реке Сожи, отправляется в Киев в пещеры и получает свою пещеру, где и пребывает ныне, а родители живут весёлые и здоровые]: Романов 1887, № 44: 259-262; русскаяписьменная традиция («Сказание об Индийском царстве», рукопись XVII в. из собрания РНБ) [коня – огромная птица, гнездо которой находится на 15 дубах; «Да есть коня птица имя ей финикъ и та птица свивает себѣ гнездꙍ велико на пятнадесят дубех»]: Белова 2001: 147.

Кавказ – Малая Азия. Грузины (Картли) [орел распластался на трех дубах, просит охотника не убивать его, вылечить; несет к своим родителям, велит просить у них за лечение лишь шкатулку; в пути охотник кормит орла, последний кусок отрезает от ноги; долетев, орел лечит его; мать орла велит не открывать шкатулку по дороге; человек открывает, из нее выходит целый город; дэв помещает назад за обещание дать то, что дома не знаешь; это новорожденный сын; он вырастает, идет к дэву на съедение; старушка велит спрятать платье младшей из дэвовых дочек, когда те будут купаться; та становится его женой; дэв велит покрыть дом и двор золотой тканью; поставить к утру дворец; люди жены исполняют; объехать коня, это сам дэв, жена дает удила и молоток; супруги бегут; жена превращается в ниву, муж в жнеца; в леса и старика; в озеро и утку; первые два раза превледует мать, третий – оба; пьют озеро, лопаются]: Чиковани 1954, № 60: 167-172.

Волга – Пермь. Чуваши [ арçури представляют сидящим на опушке леса, подминающим под себя три высоких дуба; или лицо у него черное, уши и волосы длинные, два глаза спереди и два сзади, по три руки и ноги; корреспондент из д. Большие Токташи Атаевской волости Курмышского района Симбирской губернии (ныне Шумерлинский район) видел самого лешего со ртом на затылке]: Ендеров 1984: 56; чуваши [Илья был сиднем до 30 лет; все ушли корчевать лес; перед обедом приходит великий Бог, просит дать напиться; Илья: некому принести; Бог: сам принеси; Илья встал с легкостью мальчика; Бог велит выпить самому; Илья выпил два ведра, а третьего только половину; Бог: есть ли сила? Илья: была бы у земли скобка, то приподнял бы ее; пришел корчевать лес, побросал деревья в реку, река разлилась; стал искать себе лошадь; лишь положит руку ей на спину, лошадь спотыкнется; нашел жеребенка; тот за ночь вырос в коня; Илья сделал себе железные шапку в 40 пудов и палку в 10 пудов, поехал; на пути слепой старичок, попросил дать руку; Илья дал палку, тот пожал ее, палка сплюснулась; Илья дал старику свою шапку; тот ее обнял – не поддается; старичок: будешь паттыр (богатырь); гнездо соловья на 7 ветлах, свист слышен за 7 верст; Илья отбил ему палкой крыло, придавил шапкой, рассек на части, из каждой части мяса выросли птицы размером в зависимости от величины куска; из сала – желтые; Илья недолго жил на земле, уехал на небо, теперь гоняет шайтана]: Магницкий 1881: 251-253.

Южная Сибирь – Монголия. Телеуты : Функ 2005 (вероятно, запись А.В. Анохина) [шаманское призывание «Вершины семи лиственниц, / Скрутив, стянул [и] сделал [себе] гнездо, / Мать птиц Кыйлу-хан, / Вал протянувший Ачы-хан. / Из земли, по которой ступал, / Горький туман расстилается. / Из земли, которую пинал, / Северный туман расстилается»; Кыйлу-Каан заведует Ак-Ӱлгениң чамгыл куштар – птицами, которые встречаются каму на пути к Кирби-хану]: 136; Функ 2020 [1) эпизод эпического сказания (улус Челухой, запись Г.М. Токмашева, начало XX в.): «Кан йерин ат дальше продолжает путь. То, что нужно ехать в месяц, он пробегает в один день. Путь, на который нужно потратить год, он проезжает в один месяц. Когда бежал йерин ат таким образом, то увидел богатыря ростом до неба, который ехал домой на вороном коне. И увидел он двух Кан-Кереде. Стянув вершины семи желтых сосен и семи черных лиственниц, устроили они себе гнездо и сидели в нем. Говорят они: “Вот одного ведет. Он будет нашей пищей”. Кан йерин стал ломать четырнадцать лесин. Кан-Кереде погнались за ним, стали шуметь крылья. Горла их проглатывают волос. Гнались семь дней. Устали их крылья, вышла их сила, ударились они грудью оземь и сели на черный камень»; 2) шаманское призывание в честь духа Пуркай-хана, который является управителем бура (тел. пура ) – ездовых животных и семи птиц Чамгыл, принадлежащих Ульгеню (запись А.В. Анохина, начало XX в.): «(Где) красный песок рассыпан, / (Там держал) в почете красных ездовых бура, / (Где) зеленый песок рассыпан, / (Там держал) в почете серых ездовых бура, / Вершины семи лиственниц / Cкрутив, устроила гнездо / Мать птиц – Пуркай-хан» (немного отличающийся перевод в Функ 2005: 128); 3) из описания пути шамана к духу Jаңыс-Сом (запись А.В. Анохина, начало XX в.): «Шаман направляется к матери птиц, которая сидит в гнезде, свитом на вершинах семи лиственниц. Предварительно кам отправляет вперед своих табу-духов, а сам, “вооружившись” Кер-Палыком, заходит к Кургай-хану (тот сначала дважды отталкивает от себя шамана)» (тот же текст с мелкими отличиями в Функ 2005: 175)]: 43, 355, 358.