N32. Сидя на трех дубах. .28.29.32.
Об орнитоморфном персонаже сказано, что он сидит на нескольких деревьях.
Русские (Архангельская {Зимный берег}, Олонецкая, Сибирь), украинцы (Черкасская), белорусы, русская письменная традиция, грузины, чуваши, телеуты.
Средняя Европа. Русские (Архангельская: Зимный берег Белого моря) [ А сидел Соловеюшко немилосьливой / Он сидел, сидел да не семи дубах ]: Марфа Крюкова 1953: 25; русские (Олонецкая, Пудожский край): Парилова, Сойманов 1941, № 3 [Илья Муромец 30 лет не имел рук и ног, протер на печи под собой яму; молился; приходил в себя лишь когда слышал от странников, что Соловей-разбойник преградил дорогу на Киев; однажды пришли калики перехожие, дали выпить чарку вина, затем вторую; Илья отвечает, что если бы был стол от земли до неба да на нем кольцо, то смог бы перевернуть землю; калики: при такой силе мать-земля не будет носить; дали выпить третью чарку, чтобы уменьшить силу; Илья отправился к Киев в князю Владимиру; на росстанях столб: прямо ехать – богату быть, вправо ехать – женату быть, влево ехать – убиту быть; сперва едет влево – там рать, Илья возвращается; затем вправо – там красавицы, а в подвале прикованные богатыри; Илья освободил богатырей, замуровал красавиц; в другом месте освобождает других богатырей из подземной темницы; истребляет несметное татарское войско; Соловей сидит в гнезде на семи дубах и на семи суках; свистит по-соловьиному, шипит по-змеиному, ревет по-звериному; конь Ильи падает на колени; Илья выбивает Соловью стрелой глаз; тот просит его не губить, даст золото и серебро, что у него в гнезде; дочери Соловья радуются, что отец везет русского богатыря, но оказалось наоборот; Илья велит отправить золото и серебро на ордынских телегах в Киев, сам привозит Соловья к Владимиру; тот велит Соловью свистнуть; Илья уточняет: в полсвиста; тот свистит в полный свист, В. шатается, его жена Апраксия чуть жива; за это Илья отрубил Соловью голову; прибыли телеги с сокровищами Соловья], 31 [основные эпизоды те же]: 88-98, 268-280; русские (Западная Сибирь, Тавда) [Илья Муромец у отца и матери тридцать лет безногий. Когда родители ушли к обедне, приходит старичок, просит напиться, приказывает Илье встать. Тот начинает ходить и приходит в церковь к родителям, они радуются. Отец идёт на пашню копать кочки, устаёт, ложится отдыхать. Пока он спит, Илья делает большую вырубку, завалив реку деревьями. Кладёт руку на своих лошадей - они не выдерживают его веса. Отправляется искать коня. Встречный старичок советует купить нездоровую лошадёнку. Илья покупает у другого старика нездорового жеребёнка. По совету старичка водит его по росе и выхаживает. Отправляется людей посмотреть, себя показать. Заезжает на Рарат-гору. Навстречу Егор Святогор, который берёт Илью в плен и кладет к себе в карман. Конь Егора спотыкается, потому что везёт на себе двух богатырей с лошадью. Едут. Лежит гроб. Предлагает Илье примерить - Илье он велик. Егору впору, он просит накинуть крышку. Потом просит снять, но у Ильи не получается. Илья ударяет своей палицей - наскакивают обручи. Егор просит ударить его палицей, но снова наскакивают обручи. Святогор говорит, что это его смерть, и чтобы, когда пойдёт жёлтая пена, Илья её не трогал, а лизнул, когда выступит во второй раз. Илья чувствует такую силу, что, если был бы столб в земле, то всю землю повернул бы. Уезжает. На дороге на двенадцати дубах сидит Соловей-разбойник, никто не может проехать. Он свистит, но на Илью его свист не действует. Илья стреляет, Соловей падает, как овсяный сноп, с дуба, Илья привязывает его к стремени и едет дальше. У Соловья в плену сидят Добрыня Никитич и Олёша Попович. Когда Илья подъезжает ко двору, одна дочь Соловья говорит, что это тятенька богатыря везёт, а вторая отвечает, что это богатырь тятеньку везёт. Они поднимают в воротах доску с железными зубьями, но Илья разбивает её палицей. Когда заходит в палаты, палаты шатаются. У Соловья отец - Мамаишшо поганое. У него не поднимаются брови, заслав глаза. Он спрашивает Соловья, хорошо ли сложен богатырь, просит пощупать его руку. Добрыня Никитич и Олёша Попович предупреждают Илью, что он передавит руку. Раскаляют палицу и подают ему. Тот сжимает так, что бежит сок. Просит поднять у него брови, чтобы он посмотрел, каков телосложением Ильюша. Поднимают брови, он хватает нож и метает в Илью. Олёша ловит нож на лету. Илья берёт свою шляпу, ударяет отца Соловья, Мамаишшо рассыпается. Илья просит Соловья засвистеть в полсвиста. Добрыня Никитич и Олёша Попович не могут устоять на ногах. Тогда Соловей свистит во всю силу, чтобы оглушить их. Илья приканчивает его и уезжает с Добрыней и Олёшей]: Ончуков 2000, № 31: 101-102; белорусы [до 30 лет Илья сиднем сидит; пришел дед, дал квасу, у Ильи стало столько силы, что если бы господь утвердил столб от земли до неба, то упершись в него, Илья перевернул мать-сыру землю; дед дал еще квасу, силы поубавилось вдвое; Илья добыл кобылу, лук и богатырское седло; на пути Соловей Разбойник; Илья попал ему в глаз стрелой и ссадил из гнезда на 12 дубах, привязал к седлу; приехал к царю; тот просит показать, как СР свистит; от его малого свиста крыша рухнула; тогда И. порубил СР в куски; едет искать слепого Алькадым-богатыря; на пути люди делают для того гроб; И. приехал к А., тот сжал ему руку; Илья ударил его своим шлемом и убил]: Василенок и др. 1958: 123-127; украинцы (Черкасская) [до 7 лет сын вдовы не ходит; потом вошел дед, говорит: иди; он пошел, стал доить коров, оторвал соски; стал молотить, железным цепом смолотил больше, чем 10 человек; в лесу змей на 12 дубах; свистом за 40 верст людей убивал; змей знает, что Семилеток его убьет; подговаривает вдову убить сына; та согласна; пусть предложит сыну связать ему руки полотенцем; он трижды порвал, а шелковую перевязь не смог порвать; змей его порубил, сложил в мешок, привязал его к коню, а коня пустил; конь пришел к девушке, которую Семилеток назвал сестрой; она оживила его живой водой; он убил змея, кинул мать «туды» дал ей на всю жизнь 7 хлебов, стал жить с сестрой]: Гринченко 1897, № 187: 269-271; белорусы (Смоленщина) [«Кук сидел на трех дубах и пажирал примножества птиц. Птицы все саглашалися, как бы етыва Кука убить. Сабирали всех птиц и думали, када он спить. Зделали абещание: каторая птица узнаить, дак штоб ина гнизда ни вила и дятей ни кармила. Сагласилася кукушка: “Я узнаю, када Кук будит спать, как я кукну, так штоба был сокыл гатоў”. Как какнула, сокыл яво, Кука, и убил, и птицы асталися усе давольны: пиристал іон их пажирать, и кукушка дела сполнила»]: Добровольский 1891, № 41: 278-279 (=Белова 2004: 188; Белова, Кабакова 2014, № 229: 159); белорусы (Могилевская, Быховский у., с. Городище) [У мужа с женой сын Ильлюшка, 23 года лежит на боку. Приходит дедуля-Господь, спрашивает, чего бы он хотел напиться – воды или квасу. И. выбирает воду. Дедуля велит ему принести ведро воды, тот приносит и выпивает. Дедуля спрашивает, как он себя чувствует. И.: могу с земли небо достать, а с неба землю. Тогда дедуля велит принести ведро квасу. Тот выпивает и отвечает, что крепок, но уже не может достать небо. Дедуля наказывает очищать свет. И. приносит на снятых воротах бочку воды и 12 булок хлеба отцу и матери, которые вырубают лес под пашню. Они радуются, ложатся отдыхать. И. не рубит лес, а вырывает деревья с кореньями, бросает в сторону и запруживает реку Дунай на семь вёрст. Река разливается, угрожает затопить весь свет. Проснувшиеся отец и мать просят И. расчистить реку, что он и делает. Посылает отца к попу купить лошадь за пять злотых. Это чесоточный, маленький конь. И. пускает его в чисто поле на 12 суток, чтобы он съел 12 трав за 12 дней, а сам идёт к кузнецу и делает себе булаву в 12 пудов. Бросает вверх. Она летит 12 часов, и, когда возвращается, И. подставляет колено. Булава рассыпается. И. делает булаву в 25 пудов. Заказывает пику и саблю. Выходит в чисто поле, кричит по-молодецки, свистит по-казацки, призывая коня. Тот прибегает, под ним дрожит земля, половина его золотая, а половина серебряная. Конь спрашивает И. что тот желает. И. хочет ехать в белый свет, очищать его, одолеть негодного Сокола. Получает от отца и матери благословение, возлагает на коня золотое седло, берёт с собой оружие и едет. Через три дня прибывает в царство царя Прожора. Царь съедает по 10 человек в день, а негодный Сокол ему доставляет еду. Когда он свистит, то на протяжении 12 вёрст падают люди. Так он доставляет царю Прожору по 10 человек в день. Он сидит один на 12 дубах, и у него 12 рогов. Сокол узнаёт И., здоровается, узнаёт своей ли охотой он пришёл, и будут они биться или мириться. И. кричит по-молодецки, свистит по-казацки, просит благословения Господа, всех сродственников, отца, матери и своего коня. Убивает Сокола с одного удара булавой, отрубает ему голову, насаживает на пику, рубит туловище на мелкий мак и сжигает на осиновых дровах, после чего кричит по-молодецки, свистит по-казацки, объявляет коню, что едут к негодному царю Прожору. Услыхав, что кто-то едет, царь Прожор спрашивает, кого это его негодный Сокол пропустил. Прожок жирен, глаза у него заплыли и брови заросли, он ничего не видит. Прожор приказывает верным слугам поднять ему вилками брови. Он хочет поглядеть на И. И. берёт булаву и идёт к нему, крыльцо трещит под ногами. Показывает царю Сокола на пике. Царь Прожор требует, чтобы верные слуги подали еды и питья – чтобы они с И. попили и поели, велит подать ему золотое кресло. И. не ест и не пьёт, садится с ним, ничего не говоря, снимает с головы свою шапку в 12 пудов и убивает ею негодного царя Прожора, пробив на три аршины каменную стену. Заехав неузнанным в другое царство, где строят пруд на 12 камней, он безвозмездно помогает забросить камни туда, где они должны быть, хотя под его весом ломаются мостки, и объявляет, что он сильный могучий богатырь И. Иванов, пусть молятся за него Богу. Приезжает в церковь – собор отца Миколая, молится Богу и кланяется отцу Миколаю за своё здоровье. Приезжает к отцу и матери, сообщает им, что очистил свет, теперь пусть христианский мир молится Богу за него. Ложится на отцовскую постель и умирает. Поступает в святые, становится святым И. Теперь он будет заведовать громовой тучей. Отцу велит отвести коня попу и поблагодарить. Поп хоронит его в склепе, по воле Бога он в склепе по воде, по реке Сожи, отправляется в Киев в пещеры и получает свою пещеру, где и пребывает ныне, а родители живут весёлые и здоровые]: Романов 1887, № 44: 259-262; русскаяписьменная традиция («Сказание об Индийском царстве», рукопись XVII в. из собрания РНБ) [коня – огромная птица, гнездо которой находится на 15 дубах; «Да есть коня птица имя ей финикъ и та птица свивает себѣ гнездꙍ велико на пятнадесят дубех»]: Белова 2001: 147.
Кавказ – Малая Азия. Грузины (Картли) [орел распластался на трех дубах, просит охотника не убивать его, вылечить; несет к своим родителям, велит просить у них за лечение лишь шкатулку; в пути охотник кормит орла, последний кусок отрезает от ноги; долетев, орел лечит его; мать орла велит не открывать шкатулку по дороге; человек открывает, из нее выходит целый город; дэв помещает назад за обещание дать то, что дома не знаешь; это новорожденный сын; он вырастает, идет к дэву на съедение; старушка велит спрятать платье младшей из дэвовых дочек, когда те будут купаться; та становится его женой; дэв велит покрыть дом и двор золотой тканью; поставить к утру дворец; люди жены исполняют; объехать коня, это сам дэв, жена дает удила и молоток; супруги бегут; жена превращается в ниву, муж в жнеца; в леса и старика; в озеро и утку; первые два раза превледует мать, третий – оба; пьют озеро, лопаются]: Чиковани 1954, № 60: 167-172.
Волга – Пермь. Чуваши [ арçури представляют сидящим на опушке леса, подминающим под себя три высоких дуба; или лицо у него черное, уши и волосы длинные, два глаза спереди и два сзади, по три руки и ноги; корреспондент из д. Большие Токташи Атаевской волости Курмышского района Симбирской губернии (ныне Шумерлинский район) видел самого лешего со ртом на затылке]: Ендеров 1984: 56; чуваши [Илья был сиднем до 30 лет; все ушли корчевать лес; перед обедом приходит великий Бог, просит дать напиться; Илья: некому принести; Бог: сам принеси; Илья встал с легкостью мальчика; Бог велит выпить самому; Илья выпил два ведра, а третьего только половину; Бог: есть ли сила? Илья: была бы у земли скобка, то приподнял бы ее; пришел корчевать лес, побросал деревья в реку, река разлилась; стал искать себе лошадь; лишь положит руку ей на спину, лошадь спотыкнется; нашел жеребенка; тот за ночь вырос в коня; Илья сделал себе железные шапку в 40 пудов и палку в 10 пудов, поехал; на пути слепой старичок, попросил дать руку; Илья дал палку, тот пожал ее, палка сплюснулась; Илья дал старику свою шапку; тот ее обнял – не поддается; старичок: будешь паттыр (богатырь); гнездо соловья на 7 ветлах, свист слышен за 7 верст; Илья отбил ему палкой крыло, придавил шапкой, рассек на части, из каждой части мяса выросли птицы размером в зависимости от величины куска; из сала – желтые; Илья недолго жил на земле, уехал на небо, теперь гоняет шайтана]: Магницкий 1881: 251-253.
Южная Сибирь – Монголия. Телеуты : Функ 2005 (вероятно, запись А.В. Анохина) [шаманское призывание «Вершины семи лиственниц, / Скрутив, стянул [и] сделал [себе] гнездо, / Мать птиц Кыйлу-хан, / Вал протянувший Ачы-хан. / Из земли, по которой ступал, / Горький туман расстилается. / Из земли, которую пинал, / Северный туман расстилается»; Кыйлу-Каан заведует Ак-Ӱлгениң чамгыл куштар – птицами, которые встречаются каму на пути к Кирби-хану]: 136; Функ 2020 [1) эпизод эпического сказания (улус Челухой, запись Г.М. Токмашева, начало XX в.): «Кан йерин ат дальше продолжает путь. То, что нужно ехать в месяц, он пробегает в один день. Путь, на который нужно потратить год, он проезжает в один месяц. Когда бежал йерин ат таким образом, то увидел богатыря ростом до неба, который ехал домой на вороном коне. И увидел он двух Кан-Кереде. Стянув вершины семи желтых сосен и семи черных лиственниц, устроили они себе гнездо и сидели в нем. Говорят они: “Вот одного ведет. Он будет нашей пищей”. Кан йерин стал ломать четырнадцать лесин. Кан-Кереде погнались за ним, стали шуметь крылья. Горла их проглатывают волос. Гнались семь дней. Устали их крылья, вышла их сила, ударились они грудью оземь и сели на черный камень»; 2) шаманское призывание в честь духа Пуркай-хана, который является управителем бура (тел. пура ) – ездовых животных и семи птиц Чамгыл, принадлежащих Ульгеню (запись А.В. Анохина, начало XX в.): «(Где) красный песок рассыпан, / (Там держал) в почете красных ездовых бура, / (Где) зеленый песок рассыпан, / (Там держал) в почете серых ездовых бура, / Вершины семи лиственниц / Cкрутив, устроила гнездо / Мать птиц – Пуркай-хан» (немного отличающийся перевод в Функ 2005: 128); 3) из описания пути шамана к духу Jаңыс-Сом (запись А.В. Анохина, начало XX в.): «Шаман направляется к матери птиц, которая сидит в гнезде, свитом на вершинах семи лиственниц. Предварительно кам отправляет вперед своих табу-духов, а сам, “вооружившись” Кер-Палыком, заходит к Кургай-хану (тот сначала дважды отталкивает от себя шамана)» (тот же текст с мелкими отличиями в Функ 2005: 175)]: 43, 355, 358.