Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

N28A. Корни гор. .16.(.23.).27.-.29.31.-.35.

Корни (пояс) гор или камней упоминаются в мифах, загадках, заклинаниях и песнях как нечто не существующее в действительности.

Немцы (Богемия: Судеты), (тамилы), словенцы, чехи, поляки, русские (Архангельская, Новгородская, Псковская, Нижегородская, Тульская, Тамбовская), белорусы, украинцы (Галиция, Волынь, Черниговская, Полтавская), ставропольские туркмены, скандинавы, карелы, вепсы, эстонцы, латывши, казанские татары, казахи, киргизы, алтайцы, прибайкальские буряты, дагуры, ненцы.

Западная Европа. Немцы (Богемия: Судеты) [загадка: «Wächst ohne Wurz. – Stein»]: Peachy 1957: 46.

( Ср. Южная Азия. Тамилы [демон Cūr (Cūrapadma) и его братья славили Шиву до тех пор, пока не получили власть над вселенной; боги обратились к Шиве за помощью, и тот обещал зачать сына, который истребит демонов; Murukaṉ родился от семени Шивы и стал громить демонов; наконец он вступил в схватку с Куром; во время единоборства тот принимал различные формы: бушующего моря, огня, смерти, горы, облака и др.; спрятался среди созданных им теней и, наконец, превратился в дерево манго посреди океана; ветви дерева достигли пределов вселенной, погрузив море, небо и сушу во тьму; звезды посыпались с небосвода, горы перевернулись корнями к небу; М. своим копьем сперва высушил океан, а затем срезал дерево; но Кур разделился надвое; одна половина приняла образ петуха, а другая – павлина; М. поместил изображение петуха себе на знамя, а павлина сделал своим ездовым животным]: Dubianski 2000: 26-27).

Балканы. Словенцы [загадка: kaj raste bres korenja? (что растет без корня?) – kamén ]: Гримм 2019 (2): 98.

Средняя Европа. Чехи (сборник «Enigmaticus», составленный на латинском языке в 1350-1360-е гг. магистром Кларетом, который был в то время монахом Опатовицкого монастыря) [ abs radice manens (lapis) in campo quoque crescens – «остающийся в поле и без корня растет (камень)»]: Peachy 1957, № 106: 46; поляки , восточные славяне (без уточнения) [популярна загадка «книжного происхождения»: «Что растет без корня?» (камень)]: Левкиевская, Толстая 1999: 448; русские (Архангельская): Рыбникова 1932, № 17 (Пинега) [загадка: «Цего без корня растё?» (камень)]: 108; Колпакова и др. 1963, № 284 (Печора, Нарьян-Марский р-н) [эпизод песни: «“Постой, девка, / Да постой, девка, / Постой, девка-семилетка, / Загану я тебе, / Да загану я тебе, / Загану тебе загадку: / Да что ростет, / Чего ростет, / Чего ростет без коренья ? / Да чего цветет, / Чего цветет безо цвету? / Да чего шумит, / Чего шумит все без ветру?”. / “Да постой, парень, / Да постой, парень бел кудрявый, / Да отгану я у те, / Отгану твою загадку: / Растет камень, / Да растет камень, / Да растет камень без коренья , / Да цветет сосна, / Цветет сосна безо цвету, / Да шумит Волга, / Шумит Волга все без ветру”»]: 85; русские (Новгородская обл.) [загадка: «Что растет без кореньев?» (камень)]: Власова, Жекулина 2006, № 12: 51; русские (Псковская): Шейн 1870, № 89 (Островский у.) [эпизод песни: «Ишла девка / Семилетка, / За ней парень, / Словно барин: / Постой, девка, / Семилетка! / Загадаю / Три загадки: / Что ростет-то, / Без коренья? / Что цветет-то, / Но без цвета? / Что шумит-то. / Но без ветра? / Девка стала / Отгадала: / Растет камень / Без коренья, / Цветет сосна, / Но без цвета, / Шумит речка. / Но без ветра»]: 235-236; Садовников 1876, № 2433 [загадка: « Растет без кореньев , цветет без разцвету, шумит без ветру» ( камень , ель, вода)]: 293; русские (Нижегородская, Арзамасский у.) [эпизод баллады: «Как возговорит же купецкой сын: / “Еще что у нас, девушка, без умолку? / Еще что у нас, девушка, безответно? / Еще что у нас, девица, без кореньев? / Еще что у нас, девица, чаще рощи? / Еще что у нас, девица, выше лесу? / Еще что у нас, девица, краше свету? / Еще что у нас во всю зиму зелененько?” / Отвечает же ему красна девица: / “Ох ты ой еси, Ефим-сударь, купецкой сын! / Без умолку – быстрые реки, / Безответна – конь, добрая лошадь, / Без кореньев – горюч камень, / Чаще рощи – частые звезды, / Выше лесу – светлый месяц, / Краше свету – красное солнце, / Во всю зиму зелененько – в сыром бору сосна”»]: Балашов 1963, № 2: 99; русские (Нижегородский край, Арзамасский р-н, с. Кетрось) [загадка: «Что растет без корня?» (камень)]: Рыбникова 1932, № 124: 241; русские (Тульская, Новосильский у.) [песня: «Как по мосту, по мосточку, / И шла девка семилетка, / За девушкой сын купецкой: / Постой девка, семилетка, / Загадаю три загадки, / Изволь, девка, отгадати: / А что растет без кореньев, / А что цветет без алого цвету, / А что шумит без буйного ветру? – / Растет камень без кореньев, / Шумит вода без буйна ветру, / Цветет сосна без алаго цвету»]: Шейн 1870, № 87: 233; русские (Тульская) [Что краше света? Что выше леса? Что чаще рощи? Что без кореньев ? Что без умолку? Что безизвестно? – Красно солнце, светел месяц, часты звезды, тяжел камень , вода течет, Божья воля]: Эрленвейн 1882, № 4: 175 (загадка), 187 (отгадка); русские (Тамбовская, рукопись «Сказки, поговорки, пословицы и пр. в Липецком у. Тамбовской губ.», поступившая в архив в 1848 г.) [загадка: «Без крыльев летит, / Без кореньев растет » (месяц и камень )]: Мельц и др. 1961, № 2: 189; (ср. русские (Московская, Московский у.) [песня: «Загадать ли тебе, девица, пять загадок? – / Отгадаю, сын купеческий, хоть десяток! / Уж и что это, девица, краше лета? / Уж и что это, девица, выше леса? / Уж и что это, девица, чаще рощи? / Уж и что это, девица, без коренья? / Уж и что это, девица, без умолку? / Уж и что это, девица, без ответу? – / Краше лета, сын купеческий, красно солнце, / Выше леса, сын купеческий, светел месяц, / Чаще рощи, сын купеческий, часты звезды, / Без коренья, сын купеческий, крупен жемчуг, / Без умолку, сын купеческий, течет речка, / Без ответу, сын купеческий, судьба Божья! – / Отгадала ты, девица, отгадала, Уж и быть за мною, быть моею женою!»]: Шейн 1870, № 88: 233-234); русские (место записи не указано): Даль 1862 [«Цветет без цвету (папоротник), стоит без ответу (конь), без коренья (камень) , выше лесу (светел месяц), чаще рощи (часты звезды), без умолку (река), без перемены (воля Божья)»]: 1060; Садовников 1876, № 2458 [загадка: «Что растет без кореньев» (камень)]: 296; украинцы (Галиция; и др.?) [по одному варианту песни девочка-жидовочка, по другому русалочка загадывает три загадки: что горит без пламени, что растет без корня и что цветет без цвету; «Ой що горить без полонья? / Ой що росте без кориня, / А що цвите без всякого цвиту? / (По галицкому варианту): / А що ми квитне без синего цвиту? / Горить золото без полонья, / Росте каминь без корине, / Цвите папороть без цвиту»; по тому варианту, в котором загадки загадывает девочка-жидовочка (дивчя-жидивчя), козак отгадывает, а по-другому – девица не отгадала и русалочка защекотала ее; петровочная песня (место записи не указано; вероятно, западные): «У городи пид липкою / Стояв козак з сириткою, / Сириткою – семилиткою. / Куди йдеш, произжаеш, / Чи загадки не вгадаеш? / А що росте без кориня? / А що вьеться по дереву? / А що бижить без прогону? / А що свитить круту гору? / А що грие биз жарости? / А що лежить кинця нема? / Козаченько одгадуе: / Каминь росте без кориня, / А хмель вьеться по дереву, / Вода бижить без прогону, / Мисяць свитить круту гору, / Сонце грие без жарости; / А шлях лежить – кинця нема»]: Костомаров 1906: 541, 570; украинцы (Полтавская) [троицкая песня: «Ой бежит, бежит красна девчинка, / А за нею да русалочка; / Ты послухай мене, красна панночка. / Загадаю тобе три загадочки: / Коли ты вгадаешь – я до батька пущу; / А як не вгадаешь – я до себе возьму. / Ой що росте да без кореня , / Ой що бежит да без повода, / Ой що цвете без всякого цвету? – / Камень росте без кореня , / Вода бежит без повода, / Папороть цвете без всякого цвету! / Девчинка загадочки не вгадала, – / Русалочка ее залоскотала»]: Снегирев 1827: 274-275 (=Максимович 1827, № 4: 162; тот же текст с небольшими изменениями или очень близкий вариант без ссылки и указания места записи в Терещенко 1848: 131-132); северные украинцы (Волынская) [краткое описание колядки из рукописи В. Абрамовича «Простонародный полисский календарь» (1834 г.; автор – священник с. Яполоти Ровенского у.): «“Ой рано рано кури запилы, а еще раньше красна панна встала, … пошла по водоньку; споткало еи три кавалеры: ой дай нам воды да напытыся” (три загадки: що росте без корене , горит без пламеня, шумыт без буйного витру)» {отгадки не приводятся; учитывая сравнительные данные, в первом случае это почти наверняка камень}]: Зеленин 1914, № 6: 278; украинцы (Черниговская, Новгород-Северский) [при Ярославовом роднике и криницах Заручейской и Сухомлинской в зеленую неделю сидят чаровницы, называемые криниченьки (колодезные русалки), и загадывают проходящим: « Що росте без корня? » (Что растет без корня?) – и сами отвечают: « Камень росте без корня »]: Терещенко 1848: 144; белорусы : Добровольский 1903, № 137 (Смоленская, Ельнинский, Поречский, Смоленский и Духовщинский у.) [семь вариантов песни, в которой молодец, иногда трое, загадывают девушке несколько загадок; одна из них: что растет без корня? ответ: без корня растет камень ( «Што ж то растет без кареньня» – «Камин растет биз кареньня» и т.п.)]: 153-156; Завьялова 2006 (Могилевская, Мстиславский у.) [эпизод заговора: « Як камяню на корані не стаяці , веццем не махаці, лісцем не шумеці, так у раба божага ў буйнай галаве болі не балеці, не шумеці, не ламіці, падзіўнай, прыгаворнай, па сей час, па сею гадзіну»]: 57; Рыбникова 1932, № 17 (Полесье, Мозырский окр., Туров) [загадка: «Шчо расьце без кораня?» (камень)]: 181.

Кавказ – Малая Азия. Ставропольские туркмены [загадке № 25 собрания В. Заварина {«Османские загадки, собранные в Брусе»} соответствует следующая загадка ставропольских туркмен: Jeр асты jедди матал (под землей семь загадок); У птицы молока нет (кушта сÿт jок), у кулана желчи нет, в ручье сливок нет, у лошадей пережевывания нет, у коров валянья нет, у камней корней нет (Дашта дамар jок)]: Самойлович 1914a: 206-207.

Балтоскандия. Скандинавы [Локи, или Лофт, сын великана Фарбаути, его мать Лайвейя или Наль, братья Бюлейст и Хельблинди; от великанши Ангрбоды его дети волк Фенрир, змей Ëрмунганд, дочь Хель; Óдин бросил змея в окружающее землю море, он ее опоясывает, кусая себя за хвост; низверг Хель в Нифльхейм, поставил владеть девятью мирами, дабы давала приют всем, кто умер от болезней и старости; Волка асы выращивали у себя, лишь Тюр отваживался его кормить; подговорили его испытать на прочность цепь Лединг; он разорвал и ее, и еще более крепкую цепь Дроми; тогда Один послал Скирнира, гонца Фрейра, под землю к черным альвам, те изготовили путы Глейпнир; в них соединены шум кошачьих шагов, женская борода, корни гор , медвежьи жилы, рыбье дыханье, птичья слюна; путы были мягкие как шелковая лента, поэтому Фенрир не хотел их пробовать (порвав их, он не добыл бы славы), поэтому потребовал, чтобы кто-нибудь из асов сунул ему в пасть руку; Тюр согласился и лишился правой руки; конец пут закреплен под большим камнем, в пасть волку вложен меч (рукоять - в язык, острие - в нëбо); боги не хотят осквернять свое святилище кровью Волка, поэтому не убивают его, хотя знают, что он станет убийцей Одина]: Младшая Эдда 1970: 31-32; карелы [загадка: «Без корней растет, без крыльев летает» (камень)]: Лавонен 1982, № 1550: 111; эстонцы [пословица: «На свете нет трех вещей: корня у камня, молока у птицы, сучков у воды»]: Крикманн, Сарв 1986, № 3929: 139; латыши [загадка: «Что растет без корней?» (камень)]: Рыжакова 2000: 16; литовцы : Завьялова 2006 [в заговорах подчеркивается отсутствие у камня обычных признаков жизни – он без крови, без цветка, без корня и ветвей, затаил дыхание; заговоры от змеи: « Камень без корня , радуйся, Мария. Птица без молока, радуйся, Мария. Червь без жвачки, радуйся, Мария»; « Камень без корней , папоротник без цветка, птица без молока. Черная, серая, полосатая, коричневая, красная, синяя (другие цвета), проклинаю я тебя, чтобы шла на Божий суд в сухие леса, в топи, чтобы не болело и не опухало»; «Папоротник без цветков, камень без корней , птица без молока, а ты, проклятая, не ходи по земле, людям вреда не делай, иди ты сквозь землю»]: 19, 45, 141, 250, 281-282; Vaitkevičienė 2013 [заговоры: «A bird without milk, a stone without roots , a fern without blossom. In the name of Jesus, let it help the brindled cow»; « The stone without roots . Holy Mary. The bird without milk. Holy Mary. The snake without gristle. Holy Mary»; загадка: « Что растет без корней , что летает без крыльев, что цветет без цветка?» ( камень , ветер, папоротник)]: 213-214; вепсы (средневепсский диалект, Пондала, 1965 г.) [заговор: «Кусаю я эту грыжу и болезнь. Передним зубом кусаю, задним зубом бросаю на дорогу без тропинки, в болото без мха, в море бездонное, чтобы быть без отца, без матери, безродным, бесплодным и на всю эту жизнь. Боль головы, боль спины, боль грудей, боль живота, боль пупа, боль пяток у младенца. И очищай и избавляй от этой грыжи, от болезни с этого дня, с этого часа, на всю эту жизнь. Аминь. [Как] у курицы нет молока, у петуха нет яйца, у камня нет корней , у пальца нет имени, пусть так и у этого младенца не будет этой грыжи. И все»]: Зайцева, Муллонен 1969, № 50: 113 (в том числе вепс. оригинал).

Волга – Пермь. Казанские татары : Махмутов 2013, № 110 [загадка: «Что растет без корней?» (камень)], 2077 [загадка: «На свете есть семь существ, которым не достает семи вещей. Что это за существа?» (у голубя нет молока, у коня – рогов, у яйца – швов, у коровы – гривы, у камня – корней , у змеи – ног, у кошки – бороды)]: 47, 283; Poppe 1971 [загадка: «There are seven no in the world. What are they?»; ответ: «The bird has no milk, the foal has no bile, in a spring there is no cream, a mantle has no sleeves, a horse has no cud, a cow has no intellect, a stone has no roots »]: 227.

Туркестан. Казахи [пословица: « у камня нет корней ; у султана нет родственников» (т.е. справедливый правитель не должен считаться ни с родством, ни с дружбой)]: Брегель 1961: 232;

киргизы [У чего нет сливок? / - У чистой воды нет сливок. / У чего нет корней? / - У камня нет корней . / У чего нет моста? / - У озера нет моста. / У чего нет подпорки? / - У неба нет подпорки. / У чего нет души? / - У бревна нет души. / У чего нет языка? / - У рыбы нет языка. / У чего нет крови? / - У травы нет крови. / У чего нет желчи? / - У лошади нет желчи. / У чего нет молока? / - У птиц нет молока. / У чего нет шерсти? / - У змеи нет шерсти]: Орозова 1998: 25.

Южная Сибирь – Монголия. Алтайцы [Когда возникли Земля и Небо, / Не оказалось совершенным три вещи. Что это? / 1. У горы нет пояса; / 2. У неба нет подпорки; / 3. У реки нет мешалки]: Укачина 1984: 68; буряты : Базаров 1902a, № 116 (агинские) [«В мире три недостатка – какие? – 1) небо без подпорки; 2) вода без крыши; 3) гора без пояса »]: 29 (англ. пер. в Taylor 1954, № 1007: 365); Бардаханова 1982 [загадка: «Что растет на земле без корня?» (камень)]: 112; Будаев 1988 [«В мире три недостатка: гора без пояса , небо без опоры, море без крышки» (с. Могойтуй Могойтуйского р-на Агинского окр.); в мире три удивительных: «Удивительно, что гора без пояса , удивительно, что небо без опоры, удивительно, что река без крышки» (место записи не указано); в мире три недостатка: «Море без крышки – недостаток, небо без опоры – недостаток, земля без пояса – недостаток» (вариант: «Небо без опоры, море без крыши, гора без пояса »; место записи не указано)]: 26, 181-182; баргуты либо агинские буряты (также возможно: узумчины или арухорчины) [из «загадок, собранных Ш.-Лх. Баз. Базаровым среди баргу- и агинских бурят, а также отчасти в хошунах Узумучин и Ару-Хорчин летом 1899 г., в экспедиции Гр. Ник. Потанина»: «Три “ничто” в мире. Гора Сумеру без пояса – “ничто”; “молочное море” без крышки – “ничто”; небо без колонны – “ничто”»]: Базаров 1902b, № 12: 104 (англ. пер. в Taylor 1954, № 1006: 365); халха- монголы [отчет В.А. Казакевича о поездке в Гоби в 1924 г.; «земля, лишенная корней»; выражение использовалось для описания безводной гобийской степи]: Носов 2014: 222; дагуры (бутхаский говор, округ Хулун-Буир, Внутренняя Монголия) [три отсутствующих: «У неба нет опоры. У моря – дна. У горы – пояса »]: Тодаева 1986: 112.

Западная Сибирь. Ненцы [загадка: «На берегу растет без корня» (камень)]: Журинский 2007: 220.