Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M92. Приклеенные ресницы. .36.39.

К ресницам персонажа приклеивают нечто красное, он думает, что это пожар.

Эвены, чукчи, кереки, оленные(?) и береговые коряки, ительмены.

Восточная Сибирь. Эвены [маленький мальчик живет с двумя сестрами; старик соглашается его покачать на качелях; тот приглашает его в юрту сестер; они кормят его мясом; когда он засыпает, приклеивают к ресницам покрашенную красным оленью шерсть; дома он кричит, что юрта загорелась, жена бросается ее тушить; обнаруживает шерсть на ресницах мужа; в следующий раз сестры раскрашивают лицо старика углем и красной краской; он смотрит в воду, принимает свое отражение за женщину; убивает жену, бросает в воду свое имущество, бросается сам, тонет]: Новикова 1958: 73-75 (=1987: 77-78).

СВ Азия. Чукчи : Бабошина 1958, № 38 [Мышата разрисовали Куйкынеку лицо, он смотрит в реку, думает, что перед ним женщина; бросает в воду имущество; его жена Мити смеется над ним]: 103-104; Bogoras 1902, № 9 [примерно как у ительменов и коряков (без подробн.)]: 646-647; Португалов 2009 [девочки-мышата нашли нерпу, ворон ее запрал, велел Мити (Миттээй) сварить; они поели, заснули; девочки-мышата съели оставшееся мясо, навтыкали иголок, М. укололась; ворон хочет убить мышат, те предлагают расчесать ему волосы, завязывают глаза красным материалом, он думает, что пожар; расчесывают ворону волосы, делают на лице (наколки?), ведут на речку, он видит свое отражение, думает, что это красавица, поплыл к ней]: 10-11; кереки [ Кукки отбирает у Мышей найденную ими нерпу; засыпает; Мыши испражняются ему в рот, уносят мясо из котла; К. приходит к ним, его кормят, он засыпает, они спутывают ему ресницы; он возвращается, кричит жене Мити , что пожар; М. срывает ему ресницы; в следующий раз Мыши его разрисовывают; он смотрит в реку, принимает свое отражение за женщину, бросает ей свое имущество, бросается сам; его выносит в море; М. находит его на берегу, приводит домой]: Меновщиков 1974,№ 119: 374-378; оленные(?) коряки [как у чукчей; Ворон]: Бабошина 1958, № 31: 76-80; береговые коряки [Большой Ворон Киккиняку отнимает у Мышат нерпу; те перетаскивают мясо назад; кормят его ягодами, он засыпает; они в первый раз пришивают ему к заду пузырь (он не может найти свои экскременты), второй – к ресницам красную шерсть; он думает, что его дом горит, велит Мити разорвать пополам одного из их сыновей, тушить его кровью; она так и делает, затем замечает пришитые ресницы; теперь Мыши разрисовывают К. углем лицо; он принимает сове отражение за женщину, бросает в реку молоток, прыгает сам, унесен течением; его выхаживает девушка-сирота; он посылает сына Эмемкут а взять ее в жены]: Jochelson 1908, № 88: 260-264; ительмены [ Кутх отбирает у Мыши нерпу, Мыши перетаскивают мясо назад; К. приходит к ним, они кормят его, пришивают к ресницам красные тряпочки; К. встречает своего сына, ему кажется, что сын горит; жена замечает тряпочки, отпарывает; теперь Мыши раскрашивают ему лицо; он принимает свое отражение за женщину, бросается в воду с имуществом, тонет]: Меновщиков 1974,№ 202 [=Орлова]: 586-587; Орлова 1999: 154-155; Стеллер 1999: 151-154; Bogoras 1902, № 9 [Ворон отнимает у Мышей найденного теми на берегу тюленя; ночью мыши съедают сваренное мясо, утром кормят Ворона ягодами с рыбой, усыпляют, пришивают к бровям красные шерстинки; Ворон думает, что дом горит, велит Мити принести в жертву их сына; после дальнейших издевательств, М. ловит мышей в мешок, вешает на дерево; Лиса их освобождает]: 646-648.