Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M90B. Солнце восходит с запада. .15.17.27.29.

Персонаж ошибся, когда утверждал, что солнце никогда не взойдет на западе или не зайдет после полуночи.

Сицилийцы, Сокотра, иорданцы, палестинцы, албанцы, болгары, греки (Лесбос), ногайцы, грузины, армяне, курды.

Южная Европа. Сицилийцы (ЮЗ Сицилия, Salaparuta) [у бедняка Пеппи мать и двое сестер; он нанялся волопасом на хутор, но лишь за еду, без денег; старый вол советует попросить хозяина, чтобы тот отдал его Пеппи; хозяин согласен; на масленицу П. с волом отправился навестить родных; люди бегут от бешеного быка; вол советует попросить быка, если П. сумеет его укротить; победил быка; король обещает дочь и золото тому, кто вспашет огромный участок земли; вол вспахал, П. получил принцессу (во время вспашки П. дали вина с опиумом, но вол его разбудил); вол велит зарезать его; из его мяса приготовили все блюда для пира, а из зарытых костей вырос сад; жена выведала секрет; старшие зятья предложили спор: они знают, из чего выросли деревья; П. все проиграл; решил, что его выдало солнце, пошел к нему; один старец посылает к тому, кто старше, тот – к самому старому; самый старый дает булавку вытащить занозу из лапы льва на пути к солнцу; благодарный лев привел к морю с черной водой; велит передать от него привет крылатому змею; тот появляется перед восходом солнца; змей спрятал П. под крыло, чтобы солнце его не спалило; затем П. спрашивает солнце, зачем оно его выдало; солнце: выдала жена; соглашается закатиться после полуночи; вернувшись, П. заключает пари со старшими зятьями, которые убеждены, что солнце закатится в половине десятого; зятья отдали П. все имущество, но П. вернул им его; пораженный король отдал П. корону]: Calvino 1980, № 172: 616-622 (=Pitrè 2009, № 27: 150-157, =Котрелев 1991: 148-156).

Передняя Азия. Сокотра [Отец велит сыну после его смерти отрезать и зарыть палец, из него вырастет дерево, которое принесет богатство. Так и случилось. Юноша просил приходивших отгадать, что это за дерево. Кто не угадал, отдавал имущество. Юноша женился, хотя невеста любила другого. Она обещала прежнему возлюбленному узнать секрет дерева. Велела мужу рассказать ей секрет, если он любит ее. Он взял с нее клятву, что она никому не расскажет. Тот мужчина пришел, просидел всю ночь, на рассвете сказал, что дерево – из пальца отца владельца. Владельцу пришлось отдать все свое имущество. Он пошел в вади и встретил там сияющую женщину. Она сказала, что она Солнце, которым клялась жена. Пусть владелец дерева поспорит о том, взойдет ли солнце на западе или на востоке. В случае проигрыша один вернет имущество, а другой лишится жизни. Солнце взошло с запада, человек получил назад свое имущество и имущество оппонента, а женщина из-за нарушения клятвы покрылась гнойными язвами]: Kogan, Naumkin MS, № 4 (резюме в Наумкин и др. 2014, № 4: 2); иорданцы , палестинцы [{перечисленны присутствующие в текстах мотивы по С. Томпсону, среди них}: E607.1, Кости умершего собраны и захоронены; D1461, Волшебное дерево обеспечивает сокровище; F961.1.2, Солнце движется с запада на восток; N81§, Пари: солнце будет двигаться с запада на восток (взойдет на западе и зайдет на востоке)]: El-Shamy 2004, № 561B§: 319-320.

Балканы. Албанцы [бедняк спасает змею из огня; она велит посадить во дворе чудесный папоротник, бедняк стал богатеть; богатый сосед обещает отдать половину своего дела, если угадает, что это за растения; не отгадал, пришлось отдать; его жена сказала жене бывшего бедняка, что муж собирается ее бросить; муж все отрицает; в следующий раз жена требует, чтобы муж поклялся, он клянется «змеиной травой»; жена хвастается жене богача, та сообщает мужу; змея советует заключить пари: если солнце взойдет с запада, богач должен будет отдать все имущество и уйти; змея посылает бывшего бедняка к матери Солнца; по пути груша просит узнать, почему не плодоносит; змея – почему не может уползти с места; вода в пруду – почему она не проточная; принцесса – почему ее не берут замуж; мать Солнца обещает, что ее сын взойдет завтра с запада; пусть принцесса подметет двор до восхода; в пруду должен утонуть человек; змея должна кого-нибудь схватить; из-под груши надо выкопать тяжесть; человек передает советы (пруду и змее отойдя на расстояние), выкапывает из-под груши золото; утром ведет богатого к змее, та хватает его, тащит в пруд; бывший бедняк приходит к принцессе, становится ее мужем; свою прежнюю жену и жену богача отправил к пруду, они утонули в проточной воде]: Lambertz 1952: 138-144; болгары [у бедняка из костей змеи вырастает дерево, приносящее вместо обычных плодов золотые; хозяин постоялого двора (купец, ростовщик, царь турок) узнает тайну дерева от неверной жены бедняка, заключает пари, дает верный ответ на вопрос, из чего дерево выросло, получает все имущество проигравшего; человек идет к Солнцу, чтобы спросить, как он сможет вернуть потерянное; по пути яблоня или груша просят узнать, почему она бесплодна или ее плоды никто не ест; мутная или кровавая река – почему ее воду никто не пьет; девушка – почему ее никто не берет в жены; Солнце обещает человеку взойти с запада; пусть он заключит на этот счет пари с тем, кто его обманул, и все вернет; из-под яблони или груши надо выкопать клад; в реке кто-нибудь должен утонуть, тогда вода станет чистой; девушка должна встать пораньше, вымыться, причесаться и не мести мусор в сторону солнца; человек выкапывает и забирает золото, выигрывает пари по поводу места восхода солнца]: Даскалова-Перковска и др. 1994, № 461A : 162-164; греки (Лесбос) [родители послали сына за море учиться музыке; когда вернулся, влюбился в девушку, которая матери не понравилась, и она снова отправила сына подальше; змей просит его играть, а сам танцует; потом привел его в пещеру с сокровищами; юноша может взять, что захочет, с условием, что пригласит змея на свадьбу и назовет братом; если этого не случится, он, змей, умрет; тогда его кости надо зарыть, вырастит кипарис; под ним пить кофе с женой, а третью чашку оставить для кипариса: тот наклонится и выпьет; надо предлагать приходящим догадаться с трех раз, что это за дерево (змеиный кипарис, Snake-cypress), пусть ставят о заклад свои состояния; мать запретила звать змея на свадьбу, тот умер; из-за третьей чашки кофе жена ревнует, муж ей все рассказал; слуга подслушал, попросил расчет, явился в облике купца, назвал дерево; кипарис сразу рухнул; муж решил, что жена его предала, велел ей идти к купцу; старуха советует мужу предложить купцу ответить, взойдет ли солнце с востока или с запада; делает так, что оно взошло на западе; муж все вернул, хорошо жил с женой]: Rouse 1896, № 1: 151-154.

Кавказ – Малая Азия. Ногайцы [бай выдает дочь Алтыншаш за первого встречного; это бедный юноша Омирузак; он покупает двух кошек, приходит в аул, где крысы обгрызают людям носы и уши; кошки переловили крыс, жители платят золотом; О. счастлив с женой в новом доме; купил змею, она умерла, на ее могиле выросло золотое дерево; А. выболтала тайну жене муллы; О. сказал мулле, что если тот знает тайну, пусть забирает его дом и жену; во сне прорицатель говорит О., что завтра солнце взойдет на западе; О. спорит с муллой, откуда взойдет солнце, солнце взошло на западе, О. возвращает проигранное и получает жену муллы]: Ногай 1979, № 28: 137-140; грузины (Имеретия) [Соломон спрашивает работника, хочет ли он получить деньги или добрые советы; тот выбирает советы; 1) никому не доверяй секретов; 2) ничего не предлагай сам, если не попросили; 3) вот посошок; заверни его в змеиную кожу, которую найдешь по дороге, и воткни в землю у себя во дворе; из посоха выросло дерево с золотыми плодами; человек спрятал его в сундук, стал богатым, женился; однажды, когда мужа не было, пришли три армянина, попросили переночевать; увидев золотое дерево, решили его украсть; пообещали жене денег, если выведает у мужа, откуда у него это дерево; тот долго не раскрывал секрет, но в конце концов рассказал, а жена рассказала армянам; те потребовали у него дерево, он согласился отдать, если они скажут, откуда оно взялось (иначе сами заплатят ему), проиграл пари; снова пошел к Соломону; тот велел заключить с армянами новое пари: с какой стороны взойдет солнце; те ответили, что с востока, но солнце на этот раз взошло с запада (если бы сказали, что с запада, С. бы поднял его с востока); человек вернул свое дерево; продолжал посещать С.; царь дважды через визиря позвал С. к себе, пришлось идти, слуга с ним; за обедом царю потребовался нож, слуга С. предложил свой; царь сказал, что нож его, человека заточили, С. запрещено его видеть; С. ударил кота, тот замяукал, С. стал его громким голосом распекать, чтобы услышал слуга за стеной; пусть скажет, что нож он вынул из тела убитого отца, а раз нож царский, то царь и есть убийца; царь не знал, что ответить и отпустил человека]: Dirr 1920, № 67: 254-256; армяне [змея велит отрубить ей голову, оставить в избе; там вырастает гранатовое дерево, приносящее плоды с драгоценностями; бедняк богатеет, делается царем; другие узнали об этом, отняли дерево; он идет к богу с жалобой; по пути две женщины просят узнать, почему страдают от головной боли, три коня – почему их изводит чесотка; старик-бог: женщины должны выйти замуж, кони – служить людям; их надо взять; человек, отнявший гранаты, снова придет биться об заклад; надо поспорить, что солнце взойдет с запада; так и случилось; человек вернул себе царство, но оставил противнику его жену и детей]: Хачатрянц 1933: 246-252 (=Карапетян 1967: 154-158); курды [Авчи Ахмад охотится, белая змея просит его защитить от черного змея, он стреляет, но случайно отстреливает хвост белой; белая возвращается к своему отцу - шаху змей; тот посылает кобр ужалить АА, но они слышит его рассказ, обращенный к аге, сообщают хану, что АА невиновен; шах вызывает к себе АА, велит указать на виновного змея; АА указывает, его убивают; дочь шаха змей велит просить в награду яд из пасти отца; АА стал понимать язык камней, растений, животных; дочь шаха велит дома зарыть ее отсеченный хвост; выросло дерево с невиданными плодами; АА всех спрашивает, что это за дерево; караванщик подговорил жену АА выведать тайну, ответил АА правильно, так выиграл спор, получил его дом и жену; белая змея велит спать у мазара; похороненный там святой велит спорить с караванщиком на то, что солнце взойдет на западе, зайдет на востоке, дает для заклада кувшин с золотом; солнце взошло на западе, АА вернул свой дом; далее о том, как АА понимает слова животных, то попадает в беду, то избегает несчастий; наконец, умирает]: Джалил и др. 1989, № 23: 238-247.