Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M81e1. Юноша возвращает зрение старикам, ATU 321.

.17.27.-.29.31.34.35.

Юноша живет у старика, глаза или глаз которого унес великан. Юноша отправляется к великану, убивает его, приносит глаза, старик прозревает.

Венгры, болгары, албанцы, румыны, трансильванские саксы, греки(?), сербы(?), хорваты(?), украинцы (Харьковская), русские (Терский берег, Архангельская, Заонежье), белорусы, чехи, словаки, поляки, абхазы, карачаевцы, аварцы, грузины, сваны, армяне, латыши, литовцы(?), хакасы, ненцы, южные ханты.

Передняя Азия. Арамеи [у царя (Fürst) два сына; один, взяв книгу, пошел в монастырь; на ночлеге слышит крики; зашел в пещеру, там слепой великан; юноша всю ночь тыркает его иголкой; выпуская из пещеры овец, великан их ощупывает, стоя у входа; юноша схватился за шерсть на животе барана и выбрался; вечером вернулся и назвался сыном великана; великан: написаю на тебя и оближу; если не уклонишься, то ты мой сын; юноша сам смочил себя соленой водой и великан поверил, что он его сын; юноша погнал овец и встретил медведицу; та попросила поискать у нее насекомых; юноша велел ей забраться на дерево и привязал к дереву ее шерсть; обещал отпустить, если она вернет ему глаза его отца; медведица отдала глаза, а он ее не отпустил; пришел к великану, вставил ему глаза и тот прозрел; дал ключи от трех комнат: третья не открывать! в двух – сокровища; но он отпер также и третью; там пруд, прилетели три голубки, сбросили перья, стали девушки, вошли в воду купаться; юноша взял одежду одной из них, та не смогла улететь, юноша увез ее на коне и взял в жены; она родила двух детей; однажды ее перьевой убор выпал из того места, где хранился; она схватила его и улетела вместе с детьми; юноша снова пришел к великану; тот доставил его к птице Ssîmer; она показала, где обитает жена юноши; он пришел к водоему; его сын и дочь подошли туда, он попросил дать напиться; они договорились не рассказывать матери, что кого-то встретили у водоема, но та почувствовала по запаху кружки, велела позвать того человека; муж с женой снова встретились и муж вернулся домой вместе с семьей]: Prym, Socin 1881, № 32: 115-117.

Балканы. Венгры [старушка посоветовала бездетной женщине проглотить бобовые зерна, которые выметет из дома; женщина нашла, проглотила три зерна, родила сыновей по имени Вечер, Полуночник, Рассвет; они выросли, пошли искать службу; король просит вычистить колодец, обещает трех дочерей; братья выполнили работу, но король признался, что его дочерей караулят драконы; в лесу братья увидели дыру, остановились, стали по очереди готовить; каждый раз человечек валит повара, все съедает; когда остался Рассвет, он защемил человечку деревом бороду; братья его отпустили за обещание показать, как спуститься в дыру; Рассвет спустился, королевна дала умножающее силу кольцо, Рассвет снес дракону 9 голов; ударив по столу данной королевной палкой, превратил дворец в серебряное яблоко; то же с двумя другими королевнами (12-главый дракон, золотое яблоко; 18-главый, алмазное яблоко); отправил королевен наверх; вместо себя привязал камень, братья обрезали веревку; Рассвет видит слепых супругов, передающих друг другу еду; их глаза вырвал 24-главый дракон; Рассвет незаметно взял мясо; затем открылся; супруги велят не пасти овец во владеньях дракона; Рассвет убил дракона, вернул глаза ослепленным; один глаз женщины проглотила кошка, Рассвет вставил женщине кошачий глаз, она стала мышей ловить по ночам; Рассвет укрыл от града птенцов птицы грифа; птица-мать велит приготовить мяса и вина, несет Рассвета на землю, мяса не хватило, он отрезал мясо с икры ноги; птица: было вкусно, знала бы – съела тебя; под видом нищего Рассвет пришел к королю, братья его не узнали; отвечают, что того, кто изведет своего брата, надо привязать к хвосту коня, а спасшего королевну надо на ней женить; королевны узнали свои перстни; Рассвет простил братьев, женился на младшей принцессе]: Ортутаи 1957, № 5: 141-150; болгары [юноша пасет овец или коз слепого старика; тот не велит их гонять на землю самодив, которые его ослепили; юноша нарушает запрет и заставляет самодив вернуть глаза; для этого он провоцирует их сунуть пальцы в расщепленное бревно и выбивает клин; или вешает за волосы на дерево; или велит заплатить за свою игру на свирели]: Даскалова-Перковска и др. 1994, № 321: 120-121; албанцы [сын крестьянина соглашается сесть на волшебную птицу, подняться на хрустальную гору; сбрасывает оттуда драгоценности, но люди внизу отказываются спустить его назад; юноша находит козий загон, чистит его; вернувшийся трехглазый козел велит одной, затем другой козе сторожить, одна уходит пастись, другая засыпает, юноша оба раза снова незаметно чистит загон; на третий раз остается сам козел, отводит к своему слепому хозяину; тот дает юноше пасти стадо, не велит водить коз на край скалы; там пери танцуют, юноша играет на дудке, пери первая устает, юноша связывает ее, заставляет вернуть глаза хозяина; прозрев, хозяин дает юноше ключи, велит не отпирать двенадцатую комнату; в нее прилетают купаться три Красы земли, юноша прячет пояс младшей, на богатырском коне привозит жену домой, ключ от пояса отдает матери; через три года та идет с невесткой на свадьбу, отдает ей пояс, невестка улетает через дымовое отверстие; юноша снова прилетает на гору, старик отправляет его к своему старшему брату, тот к самому старшему, тот посылает к источнику, где служанки Красы земли набирают воду, юноша подбрасывает в кувшин кольцо, жена со своими сестрами приходят к нему, превращают яблоко, чтобы их братья-людоеды его не съели; те чувствуют запах, согласны отдать сестру, если зять 1) принесет охапку дров, 2) бочку с водой больше их (юноша делает вид, что обвязывает веревкой лес, выкапывает весь источник); 3) поймать зайца, достать орех; юноша падает на зайца с дерева, получает жену]: Серкова 1989: 55-57; румыны (Банат) [уволившись со службы, солдат Петру немедленно проиграл все деньги; в лесу встретил качающего деревья и играющего камнями; стали жить в хижине, по очереди готовят; каждый раз появляется карлик верхом на зайце с огромной бородой; все съедает, бьет повара; когда остается П., он хватает карлика за бороду, преследует до расщелины, в которой он скрылся; П. велит спустить его на веревке; порезал карлика на куски, но подняться не может, ибо спутники убрали веревку: боялись, что карлик вылезет; вдали свет, П. вышел на землю; дом, в нем слепая старуха есть мамалыгу с молоком; П. стал тоже есть, старуха это почувствовала; если девушка, будешь дочкой, если парень, то сыном; попросила П. пасти ее овец, но не ходить на землю драконов, которые похитили ее глаза; П. пошел и стал играть на свирели; драконы заслушались, попросили их научить; П., играя, привел их к дубу, расщепил, велел сунуть в щель лапы, выбил клин; велел сказать, как вернуть старухе зрение; драконы: рядом с нами молочный пруд, пусть там трижды омоет глазницы; П. отрубил драконам головы, старуха омыла глаза, стала видеть; П. ушел от старухи, навстречу лиса: не стреляй, дам лисенка; затем то же волк и медведь; П. пришел в город, там траур; 12-главый дракон требует девушек, очередь единственной дочери короля; принцессу оставили у болота; П. заснул, положив голову принцессе на колени; проснулся от капнувшей слезы; принцесса взяла одну из стрел П.; стрелами он сбил 11 голов, а 12-ую – булавкой принцессы; вырезал языки; цыган отрезал спавшему П. голову, а головы дракона принес королю; ползет змея, во рту трава; лиса: зачем она? змея: приращивать отрезанные головы, у моего сына отрезали; лиса отобрала траву, голову прирастили, но П. еще мертв; волк встретил женщину: что несешь? женщина: живую воду; волк отобрал воду, П. ожил; пришел во дворец, предъявил языки; цыгана посадили в бочку с гвозлдями, спустили с горы; свадьба; после смерти короля П. воцарился, его звери всегда оставались в почете]: Schott, Schott 1975, № 10: 65-75; трансильванские саксы [от отца юноша унаследовал меч; пошел искать работу; навстречу старик: на один глаз слеп, другим плохо видит; согласен взять его пасти овец; велит не гонять их в тот лес – живым из него не возвращались; юноша не боится, у него меч; трехглавый дракон: биться или бороться? юноша: бороться; дракон вогнал его по колено в землю, но юноша отсек ему головы; на следующий день 6-главый дракон, загнал в землю до пупа, но юноша отрубил ему головы; на третий день 9-главый – до плеч; юноша опять отрубил головы и принес как и прежние, к дому старика, насадив на колья забора; на четвертый день 12-главый дракон; загнал в землю с головой; но юноша выбрался, снес 11 голов; пока рубил 12-ую, 11 отросли; лишь на закате юноша отрубил все 12; на пятый день в лесу тихо, но видно хозяйку леса; она ввела юношу в дом, где лежат мертвые тела ее четырех сыновей; юноша стал рубить ее мечом и хотя не мог ранить, повалил на землю; она взмолилась не бить ее больше, указала дерево, под которым жаба; ею надо ударить по лицу старика, он прозреет; старик прозрел, а жаба поблагодарила за то, что ей больше не нужно стеречь сокровища в скале; старик же дал своего мудрого 8-ногого коня; юноша поскакал на нем, подобрав по дороге медное, серебряное и золотое перо; нанялся к королю и тот его полюбил; другие слуги завидуют; говорят королю, будто юноша похвалялся добыть тех птиц, от которых перья; конь велит попросить у короля клетки для птиц – медную, серебряную и золотую; прискакали на место, конь велит крикнуть на все 4 стороны: птицы – сюда! птицы прилетели вместе со своим королем; тот спрашивает, кто знает о медной, серебряной и золотой птицах; они не в его королевстве; наконец, добрались три птицы с края мира, там эти птицы, а также медный, серебряный и золотой драконы; король велит трем птицам показать путь; юноша зарубил драконов и поймал птиц; теперь завистники говорят, будто юноша может добыть морскую деву; король обещает за нее полцарства и свою сестру в жены; конь велит попросить белого хлеба и вина; велит оставить их на берегу; дева выйдет из моря и начнет есть и пить; ее надо схватить после этого, но до того, как она снова коснется ногой воды; дева выйдет за короля лишь с условием, чтобы ей доставили ее жеребца и весь табун; конь велит юноше накинуть на него 12 буйволиных кож со смолой; когда конь победит того жеребца, на жеребца надо накинуть недоуздок; конь заржал, вышел огнедышащий жеребец; он прокусил 12 буйволиных шкур, после чего упал от усталости; они поскакали домой а табун их нагоняет; но когда прискакали в город, табун кобыл вошел туда смирно; дева велит подоить кобыл, вскипятить молоко и искупаться в нем; конь выдул холод, копыта кобыл примерзли к земле, юноша их подоил; дева: пусть сначала слуга искупается; конь охладил молоко; юноша выскочил, король прыгнул в котел, конь выдул туда жар, король сварился; дева сделала юношу мужем, а сестру короля служанкой; конь: возьми всех коней и привези те сокровища, которые были под деревом; после этого конь исчез (наверно вернулся к старику), а дева и ее жеребец и кобылы остались с новым королем]: Haltrich 1882, № 10: 9-10; греки , сербы , хорваты : Uther 2004(1), № 321: 205-207.

Средняя Европа. Украинцы (Харьковская, Лебединский у., ок. 1878) [Сын Лев крадет и продает лучшего коня отца, родители отправляют его с кучерами в лес, приказывают убить его. Они жалеют его, отрезают мизинец, но убивают собаку, привозят ее сердце и печень родителям мальчика. Отец закапывает то, что осталось от сына у дома, вырастает яблоня с серебряными и золотыми яблоками и ветками. Когда яблоко срывают, из дерева течет кровь, раздаются слова: «обман, батенька – змей». Лев попадает в глубокий яр, заходит в красивый дом, видит, что окна раскрыты, на них лежат блины, здесь живут слепые старики, баба печет блины и складывает на окно, Лев съедает их, дед просит угостить его, старуха понимает, что блины исчезли. Они просят чужака назваться (если старый – будет родителем, молодой - сыном), Лев отзывается, остается с ними жить как сын. Они радуются ему, он пасет их коз, они предупреждают, если пасти их у быстрых вод – они дают по ведру молока, но змей запрещает: выколол старикам глаза. Змей запрещает Льву вести коз, выезжает на козе, держит ее за ухо и давит змея, спрашивает, где тот хранит глаза стариков – под корытом во дворе, заставляет их вставить, говорит бабе греть молоко, омыть им глаза и вставлять. Лев со змеем трут старикам глаза, и те прозревают. Лев сажает змея в печь. Старики отправляются искать для сына невесту, запрещают ему входить в хлев, он входит, за первым замком деньги, за вторым серебро, за третьим – «личком завьязани..» высокий гнедой конь с золотыми копытами, он садится на него, старики слышат, что их коня освободили, старик запрягает 6 коз, конь велит Льву трижды произнести «станьте козы», он говорит, они останавливаются. Лев возвращается в родное село, рассказывает свою историю, играет, его просят сыграть отцу. Тот слушает, просит Льва остаться жить с ним как сын, узнает его историю, признается, что он его отец]: Чубинский 1878, № 79: 304-307; белорусы [вариант; Иван-царевич спустился в нижний мир, убил белого медведя, отправил на землю царевен медного, серебряного, золотого дворцов; поднимая его самого, братья отпустили веревку; он пришел к слепым старику и старухе, у которых змея выпила очи; нанялся пасти коз; вопреки приказанию деда, погнал их на луг змеи; одолел змею, заставил вернуть старикам зрение; они велели взять шкуру белог медведя вместо коня, выдру вместо седла, самку ужа вместо кнута, ударить три раза по шкуре, шкура вынесла на белый свет]: Романов 1887, № 10: 85; русские (Архангельская), украинцы (Харьковская), белорусы [ Юноша служит пастухом у слепых старика и старухи : пасет скот на запретном лугу ведьмы (змеи) и вынуждает ее возвратить старикам зрение (добывает лекарство, живую и мертвую воду); прозрев, старик вознаграждает юношу]: СУС 1970, № 321: 117-118; русские (Терский берег) [царь состарился, отправил сыновей за молодильными ягодами; поехали старший, средний сын – не вернулись; от столба три дороги: сам жив – конь голоден; самому живу не быть; баба гладка, перина мягка; Иван-царевич едет, где живу не быть; старушка дает коня, посылает к своей сестре, та к другой, третья к их брату; там надо каждому поклониться: старику, его жене, трем сыновьям и трем невесткам – начиная со старших и кончая младшими; у старика голова в большом углу, ноги в подпороге; хозяйка молодильных ягод спит, вокруг дома тын, надо перескочить, чтобы струны не зазвенели; И. взял живой воды, молодильных ягод, поцеловал девицу-богатыршу; на обратном пути конь задел струны; девица проснулась: был невёжа, неумытая рожа, пил да колодца не закрыл; старухи задерживали девицу, И. успел доскакать до своей земли; И. приехал к девице, там кровать с винтами, он винты развинтил, толкнул девицу в погреб, где люди, вызволил тех, кто еще жив, среди них его братья; как заснул, братья столкнули И. в яму, все забрали себе; в нижнем мире И. попал к старику; тот просит не пасти волов на восточной стороне, где баба-яга с тремя дочерьми, она его ослепила, а его старуху убила; И. ведет туда коров, каждый раз отрывает голову одной бабе-яге, кладет под кровать; последнюю заставил отдать глаза старика; тот благодарен, зовет птицу Ногуй-тетушку; она выносит И. на землю, мяса не хватает, он отрезал от икр ног, птица отрыгнула и приложила назад; И. вернулся к родителям; девица приплыла на корабле, с ней двое мальчиков; старший, средний брат называют себя отцами, девица велит детям их принять, те их бьют, из жопы пряжку вырезали; идет И., с виду голь кабацкая, жена встречает и увозит к себе]: Балашов 1970, № 43: 139-146; русские (Архангельская, летний берег Белого моря, Нёнокса) [Отправившись промышлять, три брата идут вдоль кровяной реки до скотного двора. Один остается жарить быка, другие охотятся. Является Сам с ноготь, борода с локоть (далее Сам), требует отнести его к столу, съедает быка, бьет брата и уходит. Братья возвращаются, ночуют голодные, на следующий день другой брат остается жарить быка (то же). На третий младший Иван не соглашается нести Самого к столу, вешает его за бороду к матице. Братья возвращаются, едят и кидают кости в бороду Самого. Отпускают его и идут дальше, а Сам уходит под камень. Братья вырезают ремень из всех быков на дворе и спускают в дыру Ивана, обещают ждать его и поднять, когда дернет ремень. Иван попадает в медное царство, видит красну девицу. Она ткет и от каждого хлопка набилками (берда в ткацком станке) выскакивает солдат и еще два, говорит, что это армия против Ивана-дурака. Иван просит её не ткать. Она отправляет его к своей сестре в серебряное царство, все повторяется, та к третьей девице в золотое царство (размером с решето). Она тоже соглашается не ткать больше солдат, рассказывает, как вывести трех девиц и победить Самого. Его Иван находит у моря (по сильному духу), они борются, Сам хочет пить и ведет Ивана к полю. Там стоят чаши с сильной и с пустой водой, девица заранее меняет их местами. Сильную выпил Иван, победил Самого – положил на ладонь, другой придавил. Забрал девушек, каждое из трех царств скатал в яйцо. Братья поднимают девиц, а Ивана не хотят. Девушка из золотого царства упрашивает достать ее суженого (Ивана). Ему спускают веревку, Иван привязывает к ремню камень, ремень обрывается. Братья хотели взять девиц в жены, но те отказали. Девица из золотого царства уходит работать к попу кухаркой. Иван в нижнем мире нанимается к слепому старику пастухом. Старик предупреждает, что Баба-Яга его глаза вытащила и у Ивана вытащит. Иван пасет стадо на поле Бабы-Яги, она посылает дочь схватить его, Иван отрывает дочери голову и приносит домой под лавку, старику говорит, что это береста для лаптей. Так же поступает со второй дочерью. На третий день выгоняет скот к самому дому Яги, она выходит его ловить. Иван садится на нее верхом, держит за волосы, сковывает Бабу-Ягу цепью, сечет железными прутьями, она говорит, где глаза старика. Вставив глаза старику, Иван сечет Ягу до смерти. Старик дает Ивану птицу, чтобы тот добрался в свой мир, и ведро мяса в полете птицу кормить. Иван возвращается в свою деревню, узнает, что девушки не хотят идти замуж за его братьев, пока не получат платья из своих царств, Иван раскатывает царства, забирает платья и скатывает царства обратно. Девушки понимают, что Иван рядом. Две выходят за братьев, царевна из золотого царства за Ивана]: Ончуков 2008, № 86: 226-229; русские (Архангельская, Лешуконский р-н, с. Вожгоры, 1928) [Поп заблудился, встретил медведицу, помог устроить берлогу, зимует в ней. У медведицы родился Палфил Попович (ПП). Весной поп возвращается в деревню с сыном. Попадья не сразу узнает мужа, радуется. ПП – крупный, ест много, родителям трудно его прокормить, они отправляют его в лес пасти коров. ПП ловит медведя, который хочет задрать корову, приводит его в деревню и закрывает в коровнике. Служанка входит, когда медведь доедает последнюю корову. Поп отправляет ПП к царю за данью, тот едет на медведе, встречает заколдованного мужика. Чтобы освободиться от заклятья, тот должен «свести горы в одно место». ПП помогает ему, едут вместе. То же с обязанным вырвать с корнями дуб. Втроем с медведем они являются к царю, ПП требует дань, царь платит, чтобы тот скорее уехал. ПП отдал один мешок золота попу, с остальными четырьмя уехал. Втроем остановились в избушке, ловили быков. Двое уходят в город за едой, Горник остается готовить, из-под половицы является старичок, требует его угостить, мужик отказывается, старик его бьет, все съедает. То же, когда готовить остается Дубник. ПП побеждает старика, корит товарищей за то, что не признавались, почему еда не была готова. ПП хочет узнать, есть ли под полом другая земля. Он режет быков, делает ремни, товарищи спускают его вниз. ПП попадает в медный, серебряный и золотой терема, встречает трех девиц, сообщает, что старик, укравший их, мертв. Девицы радуются и просят забрать их с собой. ПП жалко оставлять терема. Каждая бросает кольцо с руки на крышу, терема превращается в кольца, их отдают ПП. Спутники поднимают девиц, но ПП слишком тяжел, спутники обрезают ремни, ПП падает, уходит по пояс в землю. Нанимается к слепому старичку пасти коров. Тот показывает границу поляны Бабы-яги, запрещает пасти там коров. ПП трижды соблюдает запрет, на четвертый раз гонит коров на землю Бабы-яги, та сердится, он обещает больше не приводить к ней скот. Коровы наелись и ревут. ПП снова выводит стадо на поляну бабы Яги. Та говорит, что сразилась бы с богатырем ПП, слышала о его силе. Договорились бить по три раза. Два удара ПП не наносят Бабе-яге вреда, тогда ПП бьет по ступе, Яга становится женщиной, он сажает ее в мешок и топчет, дома дает пощупать старику, тот убеждается, что Яга убита. ПП убивает одного из быков, забирается в его шкуру, ловит подлетевшего вороненка, отправляет другого за живой и мертвой водой. Получив воду, испытывает ее: разрывает птицу, затем оживляет. Предлагает вылечить старику глаза, прыскает мертвой и живой водой, тот прозревает, в благодарность обещает вынести ПП на землю. Это делает его дочь-колдунья, она ест людей и умеет превращаться в птицу. Приказывает сковать железное копье и заготовить 40 бочек мяса и 40 воды. Мяса не хватило, ПП отрезал от своих икр. Птица говорит, что его мясо сладко и съела бы его, но просьба отца не позволяет. Выплевывает проглоченное, ноги ПП снова целы. После 10 лет отсутствия ПП возвращается в свое царство, девица из золотой избы ждет его, он на ней женится. Товарищей ПП наказывает: отрубает одному руку, другому ногу. Ставит серебряный и золотой терема, живет в них]: Никифоров 1961, № 109, 272-278; русские (Архангельская, Пинега) [пересказ неопубликованного текста; в лесу мальчик проваливается сквозь землю; там находит слепого старика, нанимается пасти скот; скот гоняет на землю бабы-яги, убивает ее, достает от нее живой воды и возвращает старику зрение; старик дает ему птицу, на которой он вылетает наверх]: Никифоров 1961, № 51: 357; русские (Заонежье) [вдова забеременела, родила сына Окати-Горошка; до царя дошли слухи про его баловства, ОГ попросил царя не казнить его, он найдет трех его пропавших дочек; царь согласился; ОГ встречает, берет в спутники богатырей Рознигора, затем Усыню; пришли к дому, Р. и У. не смогли ворот расшатать, ОГ открыл ворота; Р. обед приготовил, но пришел Сам с ноготь, борода с локоть и все съел; на следующий день то же с У.; на третий день ОГ вынес Сам-с-ноготь во двор, защемил бороду; богатыри пошли к горе якорь бросать, Р. и У. не добросили якорь, ОГ, взобрался по цепи и пришел в медное царство; старшая царевна спрятала его, прилетел муж, учуял русский дух, царевна его стала ласкать, он заснул, ОГ отрубил ему голову и пошел за второй царевной (то же, серебряный дворец); третья в золотом; каждая собрала свой дворец в шкатулку; царевны спустились, богатыри стянули цепь и ОГ остался один наверху; пришел к дому у озера; там старик просит пасти его скот, но на дороге, а не на траве; ОГ ослушался и змеи начали жалить скот; ОГ убил их мечом; на третий день прилетела 12-главая змея, мать убитых, пыталась съесть ОГ, он отрубил ей 6 голов, та за то, что оставил другие 6, принесла живой и мертвой воды; он смазал ими глаза старику, тот прозрел; благодарный старик отправил ОГ на родину, посадив на орла; мяса не хватило, пришлось отрезать от собственных икр; сапожник рассказал, что первая царевна идет за Р., вторая за У., а третья за того кто ей туфли сошьет, какие были в золотом царстве; ОГ открыл шкатулку в которой золотой дворец и достал золотые сапожки, отправил сапожника с туфлями к царевне, та все поняла и попросила такое же платье; затем весь дворец; утром сапожника спросили, кто строитель дворца, он указал на ОГ; ОГ женился на царевне, Р. и У. на двух других царевнах]: Карнаухова 2008, № 41: 119-123; словаки [три дочери короля пропали, три сына пастуха пошли их искать; младший, Янко, спустился в дыру, убил дракона; принцесса дала ему кольцо и палицу; с их помощью он убил второго дракона, и вторая принцесса дала кольцо и палицу; то же с третьим и третьей; братья подняли на землю принцесс, обрезали веревку; в нижнем мире Я. стал пасти овец слепого пастуха; играет на свирели, гармошке и цитре, под звуки которых люди начинают плясать и не могу остановиться; таким образом убивает трех ведьм; их матери зажимает пальцы в расщепленном бревне, заставляя сказать, где спрятаны глаза пастуха; возвращает ему зрение; по стволу дерева возвращается на землю и женится на младшей принцессе]: Gašparíková 1993, № 103: 71-72; чехи : Uther 2004(1), № 321: 205-207; поляки : Щербаков 1980 [на поле пастуха выросло золотое жито; он велит трем сыновьем стеречь его; когда очередь младшего, птица унесла сноп; юноша за ней; в лесу дом, у огня на том снопе лежит старик; юноша предложил ему быть его сыном; слепая жена старика согласна; старик дает пасти овец, не велит пускать их в сухой пруд – Скальный дух унесет; дает скрипку; дух погнал овец; юноша дал ему скрипку поиграть, тот оборвал струну; юноша обещает научить играть, сперва надо выпрямить пальцы; дух сунул их в расщепленный ствол; юноша отпустил его за обещание не трогать овец; дух указывает на траву, которая вернет слепой зрение; старики обещают добыть приемному сыну девицу; надо доехать на козле до моря; прилетят три уточки, сбросят одежду, станут девицами; надо спрятать рубашку той, что понравится; парень поддался на уговоры, отдал рубашку, уточка улетела; через год старик посылает парня снова; доведя девицу до дома, парень снова сжалился и вернул рубашку; третий раз – последний; козел (это и есть старик) везет к другому морю; юноша не отдал рубашку, старик дал деве накидку; юноша с женой и новорожденной дочерью отправились навестить его настоящего отца; имея золотое жито, пастух стал князем; на пиру невестка просит тестя достать ее лучший наряд – муж прячет его в сундуке; стала уткой и улетела вместе с дочкой-утенком; тот старик дает юноше мазм, чтобы стать зайцем, рыбой, мухой; юноша добрался до вершины стеклянной горы; подслушал, что жена без него горюет, снова стал человеком; родители жены передали ему трон; он послал за настоящим отцом и за тем стариком, сделал их министрами]: 115-125; Uther 2004(1), № 321 (Силезия, Malinowski 1900): 205-207.

Кавказ – Малая Азия. Абхазы , карачаевцы (Levin 1978, no. 4, 7): Uther 2004(1), № 321: 206-207; аварцы [отец с сыном взяли заморенного коня и нанялись к хану; сын – конюхом, конь отъелся; напали враги, юноша на своем коне их разгромил, хан выдал за него дочь и назначил преемником; жена: пока есть на свете человек, храбрее тебя, ты не должен ложиться со мной; юноша приехал к безглазому человеку, у которого безнос ая жена; убил нарта, принес его одежду; безносая узнала одежду сына, которого убил нарт; другой нарт загнал юношу по колено в землю, но решил не убивать храбреца; сказал, что может спуститься в замерзшее море и пробить лед; пробил лед головой, но вмерз в него; сказал, что убить его можно лишь его же ножом; юноша рядом с ножом нашел нос и глаза стариков; нарт велит после его смерти съесть из его живота кусок сала, а кишкой опоясаться; хозяйка прибежала: брось сало собаке, обвяжи кишкой дерево; кишка сжалась и переломила дерево; нос и глаза приросли к старикам; не нарт их отрезал и вырвал; жена сопела, отрезала свой нос, а муж ослепил себя, не желая смотреть на безносую жену]: Халилов 1965, № 52: 142-145; грузины [ Зрение, полученное от ведьмы : герой попадает к слепому дэву; он пасет скот на запретных горах дэвов и, побеждая их, умножает скот, достает у ведьмы платок, мочит его в золотой воде и возвращает зрение дэву, сам тоже делается златоволосым]: Курдованидзе 1977, № 321: 245; сваны : Дюмезиль 1996: 84-85 [=Маргиани 1890b: 6-11; умирая, мать Амирана велит мужу вынуть недоношенный плод из ее тела и на месяц вложить в живот бычка; после этого положить А. в колыбель и поставить в Иаманский источник; женщины пришли за водой, А. отнял кувшины и побил женщин; Иаман принес А., чтобы тот стал слугой его сыновей Висиба и Бадри; все трое стали побратимами; они обижают других детей; те спрашивают: если вы силачи, почему не найдете глаз Иамана и не вставите его ему; И. объяснил: он должен был доставлять дрова чудовищу; состарившись, не смог это сделать, чудовище взяло глаз, иначе бы отобрало сыновей; бороться с чудовищем можно лишь, если сможете раздробить на колене мельничный жернов; они это сделали; А. вступил в борьбу с серым девом, В. – с красным, Б. – с черным; красное и черное убили, но серое проглотило А.; В. и Б. крикнули А., чтобы тот достал свой алмазный нож; А. разрезал дева изнутри; вышел слепым; братья смазали ему глаза внутренностями дева, А. прозрел; с помощью сестры 9 девов А. и его братья их убили; она сделала мост из своих волос над пропастью; когда братья его перешли, В. обрезал ей волосы и дева осталась на другом берегу; она прокляла А., велев жениться на Светлой Каклоции (та живет в воздухе); братья пришли к деву, тот собирается утром их съесть; в его доме прикована его сестра; братья освободили ее, она указала на алмазную саблю, которой можно убить дева; А. убил его, в его доме столб, на нем множество глаз, сверху коробочка с глазом И.; дочь Светлой Каклоции на тахте под небесами; конь А. поднял его, А. обрубил цепи, тахта упала; родители девицы послали войско; братья его перебили, но В. и Б. погибли; девица омыла себе лицо, этой водой А. оживил братьев; отпраздновал свадьбу; среди яств было даже птичье молоко], 85-86 [опубл. на груз. яз. в 1897; Амирани, Юзиби, Бадри заметили, что их отец Иамани слеп на один глаз; мать отвечает, что у отца была оспа; тогда сыновья приложили ей к груди горячие кукурузные хлебы; мать рассказала, что когда родились Б. и Ю., дэв потребовал отдать одного из них; отец не согласился, тогда дэв забрал у него один глаз; братья идут искать дэва, видят его на скале, он прядет (ель - веретено, жернов - пряслице); дэв проглатывает А., тот распарывает ему живот, но теряет глаз; грозит убить дэва, если тот его не излечит; дэв велит взять по кусочку от его сердца и печени, потереть глазницу, А. выздоравливает; дэв требует теперь излечить ему бок, но А. вставляет туда деревянную плетенку, иначе дэв проглотил бы весь мир; теперь когда дэв глотает солнце или луну, светило вскоре выходит через плетенку; А. требует вернуть глаз И.; дэв показывает столб в доме, на нем шкатулка, в ней другая, в ней глаз; братья возвращают глаз отцу; отпраздновал свадьбу; среди яств было даже птичье молоко]; Чиковани 1954, № 32 []: 173-181; армяне [в семье сын, родилась дочь; тесто пропадает; брат следит, видит, как младенец выбрался из кроватки, проглотил тесто, вернулся назад; родители отказались убить дочь; брат ушел, увидел стадо овец, с ним слепые муж и жена; несколько дней юноша потихоньку питается молоком; те замечают, что молоко пропадает; юноша признается, остается жить с этими людьми; они не велят гонять овец на восток и на запад; на западе живут черти, ослепившие их, а на востоке львица-людоедка; юноша идет к чертям, раскалывает бревно, предлагает сунуть руку, вышибает клин; требует от чертей вернуть глаза и научить, как их вставить; затем убивает их всех; львица: если рожу одного львенка, можешь пройти, а если больше, то убью; юноша прячет двух львят в мешок, воспитывает как собак; львица верит, что родила лишь одного; юноша решает пойти проведать родные места, оставляет блюдце с молоком: если почернеет, то с ним беда; дома пусто, одна сестра; говорит, что пойдет приготовить еду, съедает коня, спрашивает, пришел ли брат пешком; он говорит, что да; она снова уходит; петух: она пошла точить зубы; брат убегает, оставив мешок с песком; сестра думает, что брат в мешке, кусает ее, песок ей в глаза; брат забирается на сливу, выросшую из косточки, которую он бросил, уходя в юности из дому; сестра грызет ствол, брат перебрался на вторую сливу; молоко почернело, львов спустили, они прибежали, разорвали людоедку]: Gardner 1944: 165-168.

Балтоскандия. Латыши [ Ведьма похищает глаза . Мальчик пасет стариковых козлов на ведьминой серебряной траве, по золотой росе. Прибегает ведьма, вырывает у стариков глаза. Мальчик опять пасет козлов, ведьма хочет вырвать и у него глаза, но пастушок просит, чтобы она разрешила ему поиграть на дудке. Ведьма тоже хочет подудеть. Мальчик велит ей сунуть рог в дупло дуба, защемляет его, заставляет ведьму признаться, где спрятаны стариковы глаза, а затем убивает ее. Дома он вставляет старикам глаза]: Арийс, Медне 1977, № 321: 276; литовцы : Uther 2004(1), № 321: 206-207.

Южная Сибирь – Монголия. Хакасы (Аскизский, ныне Бейский район; примерно там же записан еще один вариант; самозаписи информантов) [девушка пошла за ягодами, заблудилась, ее унес медведь, выход из берлоги завалил валежником; девушка родила сына-человека, но с медвежьими ушами; имя Абу-Хулах; от откинул валежник, они вышли наружу; пришли к какому-то сторожу, тот взял девушку в жены; АХ так силен, что во время игр калечит других детей; отправился странствовать; встречает, берет в спутники Хозяина Деревьев, Хозяина Воды, Хозяина Горы; нашли загон со скотом, по очереди готовят; каждый раз карлик с локоть с бородой до поясницы бьет повара, все съедает; АХ оторвал ему бороду, тот убежал под скалу; спутники не в силах отодвинуть скалу; АХ ее отодвинул, его спустили на ремне вниз; он добил карлика, освободил трех сестер; превратил их дома в серебряное, золотое, медное кольца, надел их себе на палец; отправил девушек наверх; когда сам поднимался, ремень оборвался; пришел жить к слепому старику; тот не велит гонять скот на землю хуу-хат (ведьмы), это она вырвала глаза; АХ заставил хуу-хат вернуть глаза, а затем убил; другую хуу-хат заставил отдать пузырек с живой водой, затем тоже оторвал ей голову; вставил глаза старик и вернул ему зрение; старик велит сесть на бурого жеребца, тот вынесет на землю; АХ выбрался, жеребец упал назад вниз; если бы тот жеребец остался на земле, то не было бы человека, который смог бы их (АХ с жеребцом) одолеть]: Хабунова 2017: 137-144.

Западная Сибирь. Ненцы [из трех сыновей старика-ханта младший дурачок; отец, мать, старшие братья видят во сне, как с севера и с юга приходят дикие олени; дурачок видит два аргиша, олени в одном темные, в другом пестрые; в гневе отец ломает ему руку и ногу, выбрасывает из чума; тот добирается до чума безглазых старика и старухи; из отверстия сверху им спускают вареное мясо; старик распорол ножом руку и ногу юноши, он стал здоров; мясо перестает спускаться, юноша поднимается по шесту через отверстие на небо к сыну старика; тот болен, юноша дает его сестре повязку со своих бакарей, велит привязать к шесту чума, сын стариков выздоравливает, мясо снова спускается; в чуме стариков юноша отодвигает железный лист под очагом, спускается в нижний мир, забирает глаза стариков у сихиртя, отдает старикам, те прозревают; рядом с чумом появляются два аргиша с темными и с пестрыми оленями; юноша получает дочь стариков, едет с ней на оленях домой, сажает своих мать, братьев на поганую нарту]: Лабанаускас 2001: 209-214; южные ханты (р. Конда, С. Патканов, 1888 г.) [бездетный старик поджег свои амбары, чтобы дым поднялся к Небесному Отцу и Небесной Матери – почему у него нет детей? Небесный Отец послал сына, тот дал три зернышка, пусть старик даст съесть жене; та родила мальчика, он быстро вырос, пришел в один из краев земли, медведь, волк его пропустили к старухе, та дала ему имя Подобно Осиновому Листу Верткий Муж (ВМ); он вернулся домой, лишь один жеребенок из табуна отца не согнулся под его рукой, он его взял; велит отцу высватать ему одну из трех царских дочерей; отца побили, прогнали; младшую дочь священника отдали без калыма; жена отказывается искать у него в голове – не искала даже в стороне, где Купец, Странник (КС); его летающий конь принес его к старухе; та говорит, что из города КС никто не вернулся; дала связку с 60 серебряными кольцами; следующая старуха дала клубок ниток, третья – белое полотенце; учит, как миновать гору человеческих костей, бросить кольца 60 воинам, проехать по мосту через море; воины выстрелили, лишь вырвали из хвоста коня три волоска; мать КС превратила ВМ в иглу, спрятала от сына; тот велит показать пришедшего, стал его братом, велит бить жену, когда она прилетит сорокой и вылезет из сорочьей шкурки, тремя серебряными прутьями; жена снова стала сорокой и улетела; КС не велит открывать седьмую комнату; в других – лягушки и ящерицы, в седьмой – девица, это сестра КС; ВМ взял ее в жены; идет сражаться с семиголовым менквом, велит жене, чтобы КС в это время не выходил из дома; рубит воинов менква, но тех все больше; тогда разрубил мужа, который высекал воинов из огнива как искры, уничтожил воинов, задел за что-то мечом; дома узнал, что КС вышел из дома – это он его задел, зачем выпустили? они нашли тело, положили в гроб; жена: теща хочет тебя убить; он вошел в дом тещи, провалился в нижний мир; там старик со старухой его усыновили; не велят пасти скот во владениях менква, он украл их глаза ; но в той стороне лучше трава, ВМ гонит туда скот; зарубил одно-, двух- и т.д. -головых менквов; семиголовому не срубить головы, он вогнал его в землю, менкв просит взять его белое полотенце, обернуть вокруг шеи, тогда рубить; тогда ВМ срубил его голову; пришел к матери менквов, сражается с ней, подменил ковши с сильной и слабой водой; дочь старухи показывает, что старуху надо ударить ножом в подбородок; ВМ так и сделал, убил старуху; дочь велит сжечь ее, сметать в огонь лягушек и ящериц, которые из нее выползут; ВМ велит девушке прыгать через огонь – если раньше жила с мужчиной, она упадет в огонь; она упала, из нее тоже ящерицы, он их сжег; взял глаза стариков, вернул им зрение; те велели заготовить мясо, погрузить на спину жар-птицы; она принесла на землю, последние два куска он отрезал от икр ног; жар-птица их отрыгнула и приложила обратно; жена лежит между двумя мужчинами; ВМ хотел их зарубить, жена: это твои сыновья; ВМ разрубил младшего сына, окропил его кровью тело КС, тот ожил; оживил сына живой водой; брат жены (т.е. КС) устроил медную площадку для игр, ВМ устроил серебряную; каждый ногой пускает на своей площадке каменную глыбу; ВМ берет огниво, искры превращаются в мужей; когда пускает свой камень, тот ломает руки и ноги людям КС, разрывает их; КС отпускает ВМ с женой (т.е. своей сестрой) домой к ВМ – он не может жить с богатырем, который сильнее его; по пути они заходят к тем трем старухам, жена превращает их в молодых; дома ВМ залез на крышу, смотрит в дом, там его родители ссорятся из-за искры; он налил воды или насыпал снега, погасив их огонь; те ругаются; он открылся, невестка превратила их в молодых; ВМ разбрасывает принесенные из другого мира щепки, они превращаются в населенный людьми город; вокруг изобилие]: Лукина 1990, № 88: 220-237.