Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M45A. Старик и звери. .13.21.-.29.35.-.37.39.(.40.)

Человек спит или притворяется спящим или мертвым. Животные принимают его за мертвеца – оплакивают, несут хоронить, собираются съесть и т.п. Человек бьет собравшихся и/или добывает блага.

Мунданг, дафла, лакхер, ангами, рианг, микир, качари, мейтеи, тото, кхму, вьеты, тямы, шаны, тайцы, лао, таи Вьетнама, Уттар-Прадеш, ассамцы, санталы, ораоны, хариа, Сималур, Бали, о-ва Сангихе, тингиан, лису, мео, китайцы (Гуандун и без места записи), венгры, русские (Терский берег), грузины (Гурия), кеты, долганы, центральные якуты, илимпийские эвенки, байкальские эвенки, дальневосточные эвенки (включая Сахалин), эвены, негидальцы, нанайцы, удэгейцы, орочи, ульчи, уильта, айну, лесные и тундровые юкагиры, (полярные эскимосы).

Судан – Восточная Африка. Мунданг [обезьяны разоряют поле старушки; она притворилась мертвой, обезьяны собрались; та вскочила, ударила самую большую обезьяну дубинкой]: Louafaya 1990: 82-83.

Тибет – Северо-Восток Индии. Дафла [Abo-Tani заткнул себе анус, чтобы живот раздулся, обмазался медом и насыпал на себя рисовых зерен, будто покрыт личинками мух; обезьяны собрались вокруг, и чтобы проверить, действительно ли он умер, стали носить по горам, сделали вид, что бросают в пропасть; АТ не реагировал; они принесли его к себе в дом, пошли за дровами и припасами, оставив дома лишь обезьяну-старуху; АТ встал, нашел корзину с душами обезьян, удостоверился у старухи, что в корзине именно души, бросил в огонь; старуха тут же погибла; другие обезьяны умирали по мере того, как возвращались домой; АТ стал каждый день приносить обезьяну; Rob Pecha решил повторить трюк, но когда обезьяны сделали вид, что бросают его в пропасть, завопил, чтобы его не бросали; они бросили; АТ послал птичку принести кусочек кости РП, оживил из кусочка; птичку наградил, теперь у нее красные ноги; женщины дафла с тех пор носят на ногах красные украшения]: Bora 1995, № 11: 12-15; ангами [женщина носит в поле мужу еду; каждый раз шакал отнимает часть, иначе грозит съесть женщину; муж велит жене передать шакалу, чтобы он на этот раз не забрал еду, но пригласил всех шакалов в дом мужа женщины, там их накормят; просит самого большого шакала связать остальных, чтобы те случайно не испугались; убивает вошедшего вожака, затем остальных связанных; одного щадит, от него нынешние шакалы; отпустив шакала, человек велел ему всегда подавать голос, когда он ищет еду; шакалы появились в Naga Hills лишь вместе с английскими войсками; видимо, ранее в тексте говорилось о каком-то другом животном]: Pawsey 1922, № 7: 404-403; лакхер [старик ловил крабов, наловил мало, в полдень заснул; обезьяны пожалели его, положили ему в мешок крабов; старик не показывает признаков жизни; обезьяны отнесли его до его деревни и оставили там; другой человек решил повторить тот же трюк; обезьяны понесли его мимо пропасти, мнимый мертвец крикнул им, чтобы несли осторожно; обезьяны испугались и бросили его в пропасть]: Borgohain, Roy Chaudhury 1975: 72-73; рианг (Трипура) [обезьяны видят, как пожилые супруги сажают картофель {в оригинале или по-крайней мере в прошлом, вероятно, таро}; советуют посадить печеные клубни со снятой кожурой – будет вкуснее; ночью съедают клубни, а на поле сажают дикое тарое (ядовитые лилейные); старик попробовал и сильно обжег горло, старуха не столь сильно; она предложила, чтобы старик притворился умершим, а она станет его оплакивать; обезьяны собрались, супруги закрыли окна и двери и большинство перебили; лишь некоторые спаслись, от них происходят нынешние; одна попросила ее не убивать, обещала служить; потом все же убежала]: Mandal 2009: 117-118; микир [старик и старуха собрались сажать таро; шакалы сказали, что сажать надо вареные клубни; ночью шакалы их съели; старик и старуха решили мстить; старик притворился мертвым, завернулся в ткань и лег в доме; старуха вышла из дома и начала голосить: муж умер, некому даже зажечь погребальный костер; шакалы предложили съесть старика; старуха согласилась и стала впускать шакалов, приговаривая: один вошел, два вошли, три вошли и т.д.; когда «все вошли», добавила «встань, старик, и бей их дубинкой»; часть шакалов была убита, часть вырвалась наружу, разломав стену]: Grierson 1903c: 397; качари [обезьяны сказали старику и старухе, что другие люди сажают батат вареным; те послушались, обезьяны батат выкопали и съели; старик притворился мертвым, рядом палка; старуха посоветовала обезьянам оплакать его и говорить, что они хотят быть побитыми – душа старика на небе возрадуется; обезьяны начали плач, старик убил их палкой, спасся лишь один детеныш; обещал наслать на стариков демона Yaojoma; старики бросают ему куски жареного обезьяньего мяса, но оно вскоре закончилось; старуха сказала, что старик умер, а она заболела, пусть Я. просунет за мясом руку; старик ее отрубил; Я. убежал, вытер кровь о листья, с тех пор есть сорт бананов с красными плодами; став крысой, перегрыз ремешки корзины, которую несла старуха; спутники ушли вперед, а Я. свернул старухе шею; старик взял змею, тигра, пчел, муравьев и различные предметы, пришел в дом Я., когда тот заснул; его укусили муравьи, ужалили пчелы, его порезала бритва, яйцо лопнуло в горячих углях ему в лицо, находившаяся в кувшине змея его укусила, старик ударил дубиной, тигр во дворе убил]: Borgohain, Roy Chaudhury 1975: 81-84; мейтеи [обезьяны посоветовали старику сажать не сырые, а печеные клубни таро; ночью съели посаженное, подменив диким таро; старики обрадовались, что за ночь растения выросли, стали есть, но чуть не отравились; старик притворился мертвым, старуха начала причитать; сказала пришедшим обезьянам, что некому проводить погребальные ритуалы; обезьяны собрались, старик вскочил и убил палкой всех, кроме одной; полагая, что спасшаяся приведет других мстить, старики спрятались в большом кувшине; когда пришли обезьяны, старик и старуха не удержались, издав неприличный звук; обезьяны подняли кувшин, уронили, некоторые пострадали от осколков; другие убежали и больше не приходили]: Singh 1985: 248-251 (сходный текст в Oinam et al. s.a.); тото [обезьяна говорит старику, что тот неправильно сажает клубни и семена: их надо сперва сварить; ночью обезьяны все выкопали и съели; старик притворился мертвым, старуха начала голосить; обезьяны собрались вокруг тела в доме и тоже начали плакать; старик вскочил, закрыл дверь, стал избивать обезьян; последняя уговорила ее отпустить за обещание научить эффективной технике земледелия; но пусть часть урожая достается обезьянам; так люди научились эффективному земледелию]: Majumdar 1991, № 14A: 251-253.

Бирма – Индокитай. Кхму [два брата Умный и Сметливый уходят из дома; помещают отрезанные голову и хвост буйвола над водой, привязывают к ним рыбу, покупатели думают, что буйвол цел и шевелится; ложатся ногами друг к другу, мечи рядом; все животные собираются; Черепаха хочет посмотреть на лежащих, забирается на Слона, падает, все в страхе бегут, перетоптав мелких и средних животных; зайца братья поймали; говорят пришедшим, что это их собака (т.е. заяц) наловила им дичи; те покупают "собаку", заяц убегает]: Lindell et al. 1977, № 19: 78-82; вьеты [женатый брат предлагает поделить имущество с холостым; все, что в доме женского, должно достаться ему, что мужского – то брату; оказалось, что все женское; брат взял топор, ушел в лес, лег, притворившись мертвым; обезьяны сперва решили похоронить его в яме с серебром, но одна предложила, чтобы в яме с золотом; юноша разбогател; женатый брат тоже пошел в лес и лег; когда обезьяны стали предлагать похоронить его в яме с серебром, он закривал – нет, с золотом! обезьяны испугались, бросили его, он разбился о камни]: Landes 1886, № 68: 170-172; тямы [человек построил у поля помост стеречь кукурузу, заснул на нем; обезьяны решили, что человек мертв, решили сперва похоронить его, затем уже есть кукурузу; стали думать, отнести ли мертвеца на золотую или на серебряную гору; на золотой оставили его в яме, ушли; человек набрал золота, лег обратно; обезьяны вернулись, решили перенести его назад на помост; брат человека спрашивает, как тот разбогател; все повторяет; обезьяны размышляют, отнести мертвого на золотую или на железную гору; тот кричит, что на золотую, обезьяны разбегаются, бросив ношу, человек разбивается о камни]: Landes 1887, № 11: 94-96; шаны [обезьяны разоряют поле старика; он обмазался вонючей бобовой кашей, лег, притворившись мертвым; обезьяны несут его своему царю, чтобы тот полакомился мертвечиной; старик вскакивает, связывает царя; тот дает выкуп – золото и драгоценности; богач решает повторить трюк; когда обезьяны несут его, он кричит им быть осторожней, они в испуге бросают его, он разбивается]: Касевич, Осипов 1976, № 196: 546-549; лао [бедняк разрешил обезьянам брать кукурузу и дыни со своего огорода; однажды притворился мертвым; благодарные обезьяны отнесли мнимого мертвеца в пещеру, где золото; сосед решил повторить трюк; обезьяны отнесли его до перекрестка и стали спорить, нести ли покойного в золотую пещеру или в серебряную; мнимый покойник крикнул, что хочет в серебряную; обезьяны уронили его, убежали; он вернулся домой весь исцарапанный]: Fleeson 1899: 80-82 (перевод в Корнев 1963: 94-95); таи Вьетнама [рыбак отвечает обезьянам, что ловит на наживку из обезьяньих кюдейв; подсматривает, как ПТ получает огонь трениемишок; обезьяны боятся, что рыбак их перебьет, сами бросаются на него; тот притворяется мертвым, обезьяны обсуждают, нести ли его хоронить на золотое, на серебряное кладбище или на кладбище для прокаженных; несут на серебряное; человек набирает серебра, богатеет; его родственник решает повторить трюк; на этот раз обезьяны решают похоронить человека на кладбище для прокаженых; мнимый мертвец говорит, что лучше на золотом; узнав, что человек жив, обезьяны бросают его на камни, он разбивается]: Degeorge 1922, № 10: 651-653.

Южная Азия. Уттар-Прадеш (Мирзапур) [жена понесла мужу на поле обед; шакал: дай мне часть, а то укушу; на следующий день пахарь поменялся с женою одеждой; когда шакал потребовал свою долю, отрезал ему ножом хвост; шакал говорит другим шакалам, что попросил добрую жену крестьянина отрезать ему хвост – так удобнее сидеть; шакалы пришли к крестьянину просить отрезать им хвосты, он это сделал; шакалы разорвали первого шакала и пришли убивать крестьянина; жена сказала, что отрезав шакальи хвосты, он умер; приглашает шакалов на пир по случаю похорон; чтобы гости не ссорились из-за еды, привязывает каждого к скамье; вошел муж и перебил шакалов дубиной]: Rouse, Crooke 1899, № 25: 105-109 (=Crooke 1891-1893, № 1159: 209-210); ассамцы [лисы советуют старику взять вареное зерно, положить в ямки, прикрыть соломой; он так и делает, они все съедают; старик велит жене вымазать его патокой, чтобы слетелись мухи, оставить в доме, рядом положить палку; плакать, сказать лисам, что те могут его унести и съесть; затем закрыть дверь, он перебьет лис; лишь 4 спаслись; старуха идет навестить дочь, лисы хотят ее съесть; она просит сперва разрешить ей повидаться с дочерью, съесть ее на обратном пути; дочь поместила мать в тыкву, тыква покатилась, но раскололась; старуха просит лис разрешить ей научить их танцам; танцует, громко выкрикивая имена своих двух собак; собаки прибегают, лисы спасаются бегством]: Borooah 1955: 56-60; санталы : Bodding 1925, № 8 [Anua пашет, его мать носит ему еду; каждый раз шакал грозит ее укусить, съедает большую часть; узнав об этом, А. одевается старухой, бьет шакала; привязывает бритву к плугу, шакал хотел обтереть о него зад, порезался; ставит колючую изгородь у огорода, прячется с серпом в курятнике; шакал исцарапан, ранен серпом; А. договаривается с матерью, что притворится умершим; мать зовет того шакала, он приводит остальных; пока она, якобы, готовит еду, шакалы сами просят их привязать, а то передерутся; А. бьет их, они вырываются, убегают; того шакала привязывают у колодца, все женщины бьют его палкой; он распух; говорит другим, что каждая дает ему рис; один просит поменяться с ним местами; этого шакала забили; (перевод в Зограф 1971, № 5: 39-43)], 9 [Turta пашет, мать носит ему еду; каждый раз шакал грозит ее укусить, съедает большую часть; узнав об этом, Т. одевается старухой, бьет шакала, отрывает хвост; привязывает бритву к плугу, шакал хотел обтереть о него зад, порезался; прячется с серпом в курятнике, с молотом в загоне для коз, шакал ранен серпом, получил удар молотом; А. договаривается с матерью, что притворится умершим; мать зовет того шакала, он приводит остальных; мать привязывает шакалов, чтобы они передрались из-за еды; Т. бьет их, они вырываются, убегают; Т. привязал безхвостого шакала, регулярно избивает, тот распух; говорит леопарду, что его хорошо кормят; леопард просит поменяться с ним местами; Т. забил леопарда, сделал чучело, показывал за деньги; подслушал разговор двух коней, у одного в копыте заноза, если ее вынуть, он сможет летать по воздуху; Т. задешево покупает хромого коня, согласился жениться на царевне, в теле которой дракон; когда тот выходит из носа царевны, его пасть от земли до неба; убивает женихов; ночью дракон вышел, Т. полетел на коне по небу, дракон за ним, он зарубил дракона; навестил с женой мать; все хорошо]: 99-111, 111-121; мундари [женщина понесла мужу на поле обед; на дороге ее встретили шакалы и все съели; на следующий день крестьянин нарядил жену мужчиной и послал на поле, а сам нарядился женщиной и понес к обеду рис; стал бить шакалов приготовленной палкой; те обещали в отместку сломать его плуг; он вбил в него острые гвозди и шакалы сильно поранились; они решили ночью повыдергать бобы на поле крестьянина, но тот заранее зарыл в землю ножи и шакалы порезались; тогда шакалы решили украсть кур; крестьянин заблаговременно вынес их из курятника, а сам стал ждать с серпом в руках; резал серпов каждого забиравшегося в курятник шакала; те думают, что у старика такие большие и свирепые куры; один шакал понял, в чем дело, и они разбежались; на следующий день женщина стала плакать; шакалы: в чем дело? муж умер, кто оплачет его и совершит обряды? шакалы: мы! когда шакалы пришли, женщина попросила разрешения их связать, чтобы они не ссорились (из-за еды); позвала мужа и тот зарубил шакалов топором, лишь некоторые порвали веревки и спаслись]: Mitra 1938: 159-162; ораоны : Hahn 1906, № 37 [старик пашет на поле за рекой, жена носит ему обед; шакал (в тексте «лиса», но имеется в виду шакал) предлагает относить за нее, каждый раз половину съедает; супруги переодеваются, мнимая старушка отрезает шакалу кончик хвоста; тот бежит к плугу, чтобы запачкать его, но к плугу привязан острый гвозь, шакал ранен; шакал с шакалятами приходит в курятник, но старик спрятался там, бьет шакалов; притворился умершим, старуха делает вид, что оплакивает его; шакалы приходят, старуха делает вид, что готовит еду, привязывает шакалов (якобы, чтобы те не бросились на еду все разом), старик вскакивает, бьет шакалов, те, оборвав путы, кто смог, в панике убежали], 43 [обезьяны разоряют поле гороха; крестьянин притворяется больным, жена просит обезьян отнести его в дом, за это обещает весь урожай; закрывает дверь за вошедшими обезьянами, кростьянин встает, убивает их]: 69-71, 80-81; хариа [женщина носит обед мужу на поле; каждый раз шакал велит его понести, держа за хвост, все съедает; муж одевает платье жены, отрезает шакалу хвост; шакал обещает разорить его огород, где бобы и тыквы; человек прячется под кучей ботвы, бьет шакала по голове; тот обещает разорить курятник; человек колет его серпом; жена говорит шакалам, что ее муж умер; они собрались на поминки; бесхвостого незаметно привязали к деревянной ступе; вошел муж, стал бить шакалов по голове, они убежали; бесхвостый поволок ступу; у реки стал бить в нее как в барабан; сказал другим шакалам, что достал ее на дне реки; те разрешили привязать им к шее камни, бросились в реку и утонули; осталась одна шакалиха, от нее и бесхвостого нынешние]: Roy 1937: 433-435.

Малайзия – Индонезия. Сималур [цапли разоряют рисовое поле, Паломбана ловит одну из них, держит дома в клетке; кто-то готовит в его отсутствие; П. застает девушку, утром сжигает перья, они превращаются в домашних птиц; супруги уходят жить в лес; обезьяна-ревун хочет похитить жену; та предлагает отравить ее мужа бананами и рисом; когда обезьяны собираются к мнимому мертвецу, жена закрывает дверь, муж убивает всех; спаслась не вошедшая в дом беременная самка]: Келер 1964: 62-66; Бали [Ни Чублинг – дочь старика Чублинга; царь обезьян хочет ее в жены, она отказывается; он велит обезьянам разорять хозяйство Ч.; Ч. притворился мертвым, НЧ стала плакать, обещала царю обезьян выйти за него, если обезьяны выкопают глубокую могилу и вернут украденное; надо также вскипятить воду; когда обезьяны залезли в яму, Ч. с дочерью залили их кипятком; но пара обезьян спаслась; они заметили, что мнимый умерший пустил ветры и незаметно ушли]: Хойкас-ван Леувен Бомкамп 1983, № 29: 169-173; о-ва Сангихе [вождь с женой пошли купаться и оставили ребенка на камне; обезьяна его украла; ящерица спрашивает, почему они плачут; велит вождю притвориться умершим, а жена пусть скорбит; обезьяна спрашивает ее, что случилось; рассказывает вождю обезьян; тот собрал свой народ хоронить короля; когда обезьяны собрались в доме, ящерица дала знак королю, тот вскочил с топором и дротиком (werpstok) в руках и перебил всех обезьян; лишь одна с самого начала заподозрила ловушку и спаслась {та, которая украла ребенка?}]: Adriani 1893, № 8: 416.

Тайвань – Филиппины. Тингиан [человек шел по лесу и услышал на дереве какие-то звуки; это были Alan, висевшие вниз головой как летучие мыши; у них крылья и пальцы на руках и ногах направлены назад; человек хотел убежать, но от страха упал и не шевелился; Alan спустились с дерева, взяв свои золотые и прочие бусины; заголосили, полагая, что человек мертв; человек вскочил и крикнул им уходить; но они стали просить вернуть им бусину nagaba, а другие пусть забирает; но человек ничего не отдал; тогда они пришли и сожгли его дом]: Cole 1916: 77-78.

Китай – Корея. Лису [старший брат Abep’a женат, помыкает младшим Alěp’a, не кормит его; тот работает на участке и питается репой; наевшись, заснул; обезьяны решили, что он мертв; когда пустил газа, обезьяны решили, что труп стал разлагаться; решили сбросить в пропасть, но сперва спросить у шамана; это суслик (Citellus citellus), принесли ему золотые шарики на серебряном блюде; он сказал, что ест только зернышки; обезьяны стали его ласкать, с тех пор у него удлиненная морда; второй шаман – рыжая белка; в трансе сказал, что (хочет) есть, обезьяны его побили, с тех пор щеки красные; то же третий – черная белка (сплющили голову); четвертый – соня; тут Алепа вскочил, звери разбежались, золото и серебро достались ему; тогда Абепа сам пошел на участок; с ним все то же, но обезьяны сразу же бросили его в пропасть; там тигрица с двумя тигрятами; Абепа посоветовал его сперва откормить: когда иголка врастет ему в лоб, он толстый; игла не врастает; Абепа предлагает тигрице на него прыгнуть, подставил заостренный бамбук, она напоролась; Абепа залепил воском глаза тигрят и повел на веревке; убивал зверей, уши складывал в сумку; сказал китайцу, что это две охотничьи собаки – сколько ушей, столько зверей поймали; тот поменял тигрят на мула; когда снял воск с глаз тигрят, те убежали; Абепа исправился и больше не тиранил младшего брата]: Dessaint, Ngwâma 1994: 450-455; мео [сирота живет в доме старшего брата; жена того хочет от сироты избавиться; дает ему высохшие семена, но некоторые из них все же взошли; обезьяны воруют кукурузу и рис; шаман советует натолкать себе в нос, глаза и уши вареной курятины и лечь посреди поля; пришли обезьяны, решили, что юноша умер; понесли его к себе в горы; устроили пышные поминки; гости принесли золото и деньги, положили вокруг юноши; тот вскочил и заорал, обезьяны попрыгали на деревья; юноша собрал ценности, рассказал дома, как их добыл; с тех пор брат с невесткой его полюбили]: Livo 1991: 119-120; китайцы : Fielde 1893 (Гуандун) [бедняк решил пойти в лес и повеситься; вернулся; жена: я уж надеялась, что ты больше не придешь; он пошел снова, все не может решиться, заснул под деревом; обезьяны приняли его за своего предка, отнесли к себе, стали обильно кормить; у них много сокровищ; когда обезьяны ушли, человек забрал сокровища и пришел к жене; соседка велела своему мужу тоже пойти в лес; ограбленные первым человеком обезьяны его разорвали]: 27-28; Рифтин 1972 [Вань Сань играет на флейте; Ци-цзе, седьмая дочь небесного старца, слышит игру, спускается на землю со своим оленем; выходит за ВС; отец забирает ее назад; олень велит ВС посеять гаолян, оставить толстый стебель, залезть по нему на небо; старец велит 1) распахать стену, 2) свить веревку из отрубей, 3) добыть небесный барабан; сестры Ц. выполняют два задания, отправляют за барабаном к обезьянам; ВС обмазывается глиной, обезьяны принимают его за бодисатву, оставляют, ВС уносит барабан, обезьяны преследуют; ВС бросает топорик (река), кремень (гора), иглу (острые скалы, обезьяны прекращают погоню); старец бьет в барабан, ВС выдерживает гром, ВС бьет – старец падает мертвым; ВС с женой, ее сестрами и оленем спускаются жить на землю]: 126-134 (=2007: 124-131).

Балканы. Венгры [у старика умерла жена; лиса предлагает ему взять ее в жены; приглашает на свадебный пир других лис; те ломают улей; старик притворился смертельно больным и просит «жену» положить ему под подушку топор; полагая, что старик умер, лиса зовет все новых гостей; в качестве священника они приводят хромого кролика; тот замечает, что старик жив, и пытается предупредить собравшихся своей песней; но лисы не понимают, что «священник» имеет в виду; старик всех их ловит, убивает и снимает с них шкуры]: Kovács 1987, № 65**: 261.

Средняя Европа. Русские (Терский берег) [бедный крестьянин сделал красивое корыто; богатый попросил и ему сделать такое же; бедный пошел в лес, сделал корыто и заснул под ним; пришел заяц: хороший столик, а на столе пусто, принес капусту; то же лиса, волк, медведь (утку, барана, мед); мужик проснулся, вскочил, звери убежали, все досталось мужику, он стал богатым]: Балашов 1970, № 157: 412-413.

Кавказ – Малая Азия. Грузины (Гурия) [крестьянин поймал фазана, а тот попросил его отпустить; за это, когда крестьянин умрет, он соберет на похороны всех птиц – вот это будет кортеж; крестьянин с женой договорились, что он притворится умершим, а она закроет двери и окна, когда соберутся птицы; вместе они наубивали множество птиц; зашедший купец удивлен обилию дичи; крестьянин: это мой кот ловит все, что прикажешь; купец купил кота; тот лишь ворует еду в доме; купец вернулся к крестьянину; тот делает вид, что моет одно зерно проса, затем бросает его в горшок, в котором заранее сварена каша; купец покупает горшок; крестьянин поймал двух зайцев, привязал к каждому по одинаковой ленточке; купец нашел его в поле; крестьянин: кота нельзя было кормить жареным мясом, а с горшком ты тоже сделал что-то неправильно; делает вид, что посылает зайца к жене с просьбой принести им обед; жена предупреждена, приносит обед и другого зайца, которого купец принял за того же самого; купец купил зайца; крестьянин наполнил кишку кровью, привязал на шею жене; на глазах у купца зарезал жену и оживил ее, помахав ножом; купец: за такое чудо прощаю тебя; купец купил нож, зарезал свою жену; не сумев оживить, потащил крестьянина в лес, оставил привязанным к дереву, а сам пошел смотреть на похороны царя; к дереву пастух пригнал стадо; крестьянин стал кричать, что не хочет быть царем; пастух согласился поменяться с крестьянином местами и одеждой; купец пришел после наступления темноты, притащил пастуха к берегу моря; тот кричит, что согласен быть царем; купец решил, что крестьянин помешался, и бросил его в море; утром навстречу купцу крестьянин со стадом; купец попросил его утопить, чтобы тоже добыть скот; крестьянин его утопил]: Wardrop 1894, № 3: 153-159.

Западная Сибирь. Кеты : Николаева 2006 (рассказал Дибиков, пос. Паскулиха, Туруханский район) [Кольса говорит бабушке, что притворится больным, велит закрыть чум, идти к бобрам за шаманом; бобры пришли, их шаман шаманил, К. вскочил, всех убил молотком, лишь один убежал; бабушка сделала семь бобровых шуб; пойдя до ветру, К. повесил шубу на пень; тот шевельнулся, К. засмеялся, пень пропал вместе с шубой; так все семь шуб; К. пришел к чуму, там девушка, отдает шубы за обещание жениться на ней; она и принимала облик пня; так К. нашел жену]: 35-37; Ошаров 1936a [Хасынгет говорит бабушке, что притворится больным, пусть она пригласит бобров, их шаман станет его лечить; Х. вскочил, убил бобров молотком, лишь один спасся; в бобровой шубе Х. пошел до ветру, снял шубу, чтоб не запачкать, кинул ее на пень, тот зашевелился, Х. стал смеяться, пень вместе с шубой пропал; то же со второй, с третьей шубой; Х. приходит в чум, там девушка, обещает вернуть шубы, если он возьмет ее замуж; это ее он принимал за пень; Х. привел жену к бабушке, хорошо жили]: 117-119.

Восточная Сибирь. Долганы [старик притворился больным, велел сыну привести заячьего шамана и всех зайцев дьячками; во время камлания старуха закрыла дверь; старик стал избивать зайцев крюком для котла; один выскочил в дымоход, получил по ушам, они стали черными; то же с песцами (кончик хвоста черный); Бог в наказанье превратил старика в галку (происхождение галок)]: Попов 1937: 38-39 (перепеч. в Ефремов 2000, № 10: 199-201, но перевод долганского названия птицы не "галка", а "сойка"); Ефремов 2000, № 5 [эвенки (sic!) голодают; старик притворяется больным, велит привести заячьего шамана, с ним много зайцев; старик и старуха бьют зайцев, шаман с женой выпрыгивают в дымоход; старик ударил шамана по ушам (черная метка), старуха – по ногам (срослись в отдельный сустав); расплодившиеся заново зайцы не разговаривают и избегают людей]: 185-187; якуты : Эргис 1967а, № 2323 (сводное резюме нескольких текстов, в том числе архивных; по крайней мере центральные) [как у долганов]: 165-166; 1967б, № 369 (резюме архивного текста, место записи не указано; центральные?) [старик пригнал много зайцев в дом и побил, только два спаслись; от них пошли зайцы с черными кончиками ушей; старик не впустил вернувшуюся откуда-то старушку в дом и сам съел всю зайчатину; старушка пожаловалась зятю; с тех пор старик редко видел зайцев]: 257-258; илимпийские эвенки (Туру {Тура?}) [старик хворает, Заяц шаманит, идет за другими зайцами; старик велит старухе закрыть дверь, дать ему железный меч; бьет Зайца по уху, оно почернело; старуха ударила зубом {по зубу?}, теперь заячьи зубы большие; с тех пор Заяц не смог по облаку ходить, стал жить на земле, стал есть талинки]: Василевич 1936, № 23: 25; байкальские (?) эвенки [человек сделал вид, что умер; зайцы принесли его в чум; жена закрыла отверстия, стала бить зайцев крюком, на который вешают чайник; одного ударила по уху, он выскочил через дымовое отверстие; с тех пор у зайцев черные уши]: Воскобойников 1960a, № 8: 51; байкальские эвенки (Северо-Байкальский район) [старик притворяется больным, велит старухе позвать заячьего шамана; кладет старику в ноздри ягоды, закрывает все щели в юрте; зайцы пришли, стали петь; старик стал бить их палкой, заячьему шаману попал по ушам, тот выскочил в дымовое отверстие]: Василевич 1936, № 24: 25-26; байкальские эвенки (Бурятия) [ленивый охотник притворился мертвым; Лиса созвала Зайцев, сама убежала; Зайцы понесли его к берегу; жена охотника попросила внести мужа в дом, закрыла дверь; охотник перебил зайцев палкой, один выпрыгнул; от удара палкой его уши почернели]: Воскобойников 1958: 52-53; байкальские эвенки (север Забайкалья) [старик лег на заячьей тропе и притворился мертвым; заяц увидел, позвал других: надо перенести старика в юрту, а то замерзнет; в юрте старуха заперла двери и стала бить заяцев крюком, на котором подвешивают котел; старик вскочил и тоже стал бить; спасся один, его уши запачкались сажей от крюка, от него пошли нынешние зайцы, кончики ушей у них черные]: Пинегина 2019: 24; эвенки [эвенкийские сказки на данный сюжет распадаются на две группы; 1) старик, притворившись больным, зовет заячьего шамана; с шаманом приходят другие зайцы подпевать во время камлания; заманив зайцев в дом, старик с женой их убивают; спасается один заяц-шаман; 2) в лесу старик ложится на землю, положив себе в рот, уши, глазницы, ноздри ягоды брусники или шиповника; зайцы (либо зайцы вместе с лисицами) принимают его за покойника и несут домой; дальше как в (1)]: Лебедева 1966: 192 (по Василевич 1936: 25, 230-231); байкальские эвенки (тунгиро-олекминские, Тунгирикан) [весной голод, старик лоится на заячью дорожку, замерзает; 30 зайцев приносят его старухе, говорят, что старик замерз на их тропке; старуха привязала дверь ремнем, старик вскочил, стал бить зайцев, один убежал; старуха ударила зайца по уху кочеркой, с тех пор ухо зайца черное]: Козловский 1936, № 4: 229-230; эвены [кедровка снесла три яйца; лиса грозит срубить дерево; кедровка сбрасывает яйцо; затем второе; сова: она не сможет срубить; узнав, кто научил кедровку, лиса нашла спавшую сову и схватила за шею; та полетела, лиса разжала над морем челюсти и упала на островок; нерпа спрашивает, почему лиса плачет; лиса: не могу сосчитать своих родственников; нерпа: моих больше; договорились, что нерпа соберет нерп, а лиса сосчитает; они выстроились до берега, лиса перебежала по нему, делая вид, что считает; старик несет рыбу; лиса жалеет его, предлагает быть ему год помощником и пасти оленей; убивает и ест оленей по одному, набивая шкуры ягелем; старик велел жене накормить лису, а сам пошел смотреть оленей; старуха схватила лису за хвост, а та спрашивала нужду ей на руку; старуха ее отпустила; осенью сложил вещи на нарту, посадил старуху и потащил; лиса: то была другая лиса, дай я потащу; делает вид, что подвернула ногу; старик посадил ее на нарту; она съела все мясо; когда остановились, попросила у старика топор нарубить дров; выбросила его и убежала; там, где было мясо, старик нашел выпавший лисий зуб; старуха сшила старику шаманский костюм, созвала зверей; старик стал плясать и кривляться; старик заметил лису без зуба, велел закрыть дверь; старуха стала бить зверей палкой; зайцу попала по ушам, с тех пор их кончики темные; лису поймали, но она пообещала помочь старикам; велела сшить заячьи шкурки так, чтобы можно было покрыть полынью; предлагает двум лосям бежать наперегонки; лоси провалились в полынью, старик их убил; лиса велит привязать ей к хвосту костный мозг; опускает хвост в прорубь и говорит волкам, что наловила мозг на хвост в проруби; волки сели ловить рыбу на хвосты; хвосты примерзли, старик убил волков; весной лиса приманила медведя, старик пустил ему стрелу в живот; лиса просит старик связать ее и положить мясо в рот; объясняет, что так есть вкуснее; старик разрешает себя связать; лиса мяса ему не дала, а оставила умирать; волк, медведь не развязали веревки, мышь перегрызла; старик поставил самострел и убил лису]: Роббек 2007: 169-178; эвены : Большакова, Чайко 2015 [старик велит старухе созвать зверей, чтобы пришли прощаться, а он будет шаманить; когда кончил, все разбежались, только заяц и куропатка спрятались за бревна, которые тлеют в очаге; старуха попыталась их ударить, но зайцу попала по ушам, а куропатке по хвосту, поэтому хвост куропатки и уши зайца черные]: 19; Новикова 1987 [лиса требует от кедровки сбросить ей яйца, грозит спилить дерево; птица Гарандя объясняет, что это не в силах лисы; лиса пытается схватить Гарандю, та относит ее на остров; лиса говорит нерпам, что собирается сосчитать, кого больше; пусть нерпы первыми выстроятся, лиса по их спинам перебегает на берег; предлагает старику пасти его оленей; съедает их, набивает шкуры травой, оставляет стоять; старик видит обман, кричит старухе держать лису, та объясняет, что старик велит накормить ее юколой, ягодами и орехами; все же старуха хватает лису за хвост; лиса говорит, что она схватилась за обгаженное место, убегает; лиса говорит, что она другая лиса, предлагает старику тащить нарту; говорит, что устала, садится на нарту, старик ее тащит; лиса съедает сушеные ягоды, оставляет свой зуб; говорит, что пойдет за дровами, выбрасывает топор; старик велит жене сшить мохнатые штаны, всех зверей звать в юрту; смешно пляшет, все хохочут, он видит беззубую лису; выход закрыли, старик велит бить лису, а старуха бьет всех; с тех пор у зайца кончики ушей черные, у горностая черный конец хвоста; лиса просит ее не бить – пригодится; предлагает лосям бежать наперегонки, теснит их к берегу, они падают, тонут; старик предлагает охотиться на волков, лиса говорит волку, что наловила рыбы на хвост, хвосты волков замерзают, старик их убил, содрал шкуры; лиса ведет медведя к старику, тот ранит его из лука; лиса обещает вылечить, вытягивает печень, медведь подыхает; лиса предлагает старику связать ее, покормить; затем связывает старика, уходит; волк, медведь отказываются развязать – лиса не велела; мышь развязала; лиса попалась на самострел старика]: 8-17; дальневосточные эвенки (Олёкма; Каларский район Забайкальского края, с. Чапо-Олого, 2010 г.) [старуха советует старику лечь на тропе, притворившись замерзшим; зайцы принесла старика к нему домой; старуха закрыла все двери; спрашивает зайцев, есть ли среди них шаманы; зайцы: у нас есть шаман; старуха: сходите за ним; зайцы началди в темноте искать дверь, а старуха била их кочергой; с тех пор кончики ушей у них черные]: Варламова и др. 2021, № 32: 167; дальневосточные эвенки (учурские?) [старый охотник заболел; пригласили зайцев, те пригласили своего шамана; в чуме закрыли все щели; заячий шаман догадывается, что они попали в ловушку; старик перебил зайцев палкой, но шаману задел лишь кончики ушей, с тех они у зайцев черные]: Мыреева 2009: 168.

Амур - Сахалин. Негидальцы : Хасанова, Певнов 2003б, № 70 [старик ложится в тайге на снег, спускает штаны, заталкивает себе в зад ягоду шиповника; зовет на помощь лиственницы, дубы; зайцы думают, что он помирает, приносят его к нему домой; старуха закрывает отверстия, они бьют зайцев, одному попало кочергой по ушам; когда старик пытается повторить трюк, этот спасшийся заяц предупреждает остальных, те бросают старика], 71 [бедняк ложится в лесу на снег, запихивает себе в уши и в нос ягоды шиповника; белки и прочие мелкие зверушки притаскивают его к нему домой; тот велит жене закрыть окна и двери; старики и их внучка бьют зверушек; Лисе, Зайцу попало по ушам, Горностаю, Куропатке по кончику хвоста; эти отметины сохранились; богатый сосед пробует повторить трюк; когда звери тащат его, ему больно, он вскакивает; в следующий раз бедняк мажет дерево клеем, звери и птицы приклеиваются; богач приклеивается сам вместе с женой и внучкой; они превращаются в наплывы на дереве], 72 [в тайге старик ложится на снег, кладет себе в нос, уши ягоды шиповника; Зайцы приносят его к нему домой; он велит жене закрыть отверстия в доме, бьет зайцев; старуха попала одному кочергой по ушам, тот убежал, кончики ушей почернели; богатый сосед пробует сделать то же; заяц хватает его за бороду, тот вскакивает, зайцы разбегаются]: 138-139, 141-143, 144; нанайцы : Аврорин 1986, № 15 (найхинские нанайцы) [Карась с Вороной косят тростник, Ворона предлагает соревноваться, кто соберет сноп быстрее, выигрывает, хочет съесть Карася, тот прячется в озеро; Медведь выпивает озеро; Ворона не знает, который карась ее; другая Лиса скребет зад Медведю, вода вытекает; Лиса у проруби опустила хвост в воду, говорит, что так выздоровеет; хвост Медведя примерз ко льду, он его оторвал; Лиса делает вид, что мажет клеем глаза; Медведь насилу стер клей; Лиса предлагает кататься с горы, ставит вертел, Медведь напоролся, умер; Зайцы, Лисы просят у старика котел, топор, нож, забывают оставить для него мясо, чистят зубы, это бросают в котел; старик не в обиде, зовет всех к себе, закрывает все выходы, с женой убивает зайцев и лис; одна лиса, один заяц удрали через очаг, их уши почернели], 16 [без эпизода с примерзшим хвостом; Лисы помочились в котел, принесли старухе; та закрыла выходы, перебила лис; (зайцы и старик не участвуют)]: 71-73, 75-77; Медведев 1992 [бедный старик наелся черемухи, засунул ягоды в уши, глаза, рот, нос и лег; заяц: если умер от жажды и голода, то вон ягоды; от холода? но вон у него топор, огниво; позвал зайцев, хорьков, белок, лисиц и других зверей; старика бросили в воду, но жена прибежала, велела отнести к ней домой; звери вошли, старуха закрыла все выходы, старик вскочил, они начали бить зверей; заяц через трубу убежал, уши запачкались сажей; старики сняли шкуры, повесили на вешала; жена богатого старика рассказала мужу, тот решил все повторить; звери понесли старика домой; но тут прибежал заяц с запачканными ушами: люди нас обманывают; старика бросили в воду; он успел бросить топор, лишь одного зайца убил]: 262; удэгейцы : Березницкий 2005, № 47 [бедный брат притворился мертвым, зайцы отнесли его к себе, он перебил их поленом, один убежал, кончики его ушей остались в саже; богатый брат тоже лег на тропе; спасшийся заяц объяснил остальным, они бросили богатого в прорубь]: 476; Лебедева 1998, № 35 [старик ложится у полыньи, сунув в нос ягоду шиповника; Заяц думает, что старик от этого умер, сообщает старухе; та велит зайцам принести старика, закрывает дверь; они убивают зайцев, оставляют одного; старуха ударила его крюком для котла, с тех пор у зайца на ушах черные пятна; богатый старик попробовал проделать все то же, зайцы бросили его в полынью]: 255-261; Санги 1989 [=Медведев 1992: 398-403; бедняк Дженку-Мафа притворяется мертвым, зайцы рассказывают об этом его жене; та велит нести его в дом; ДМ вскакивает, убивает зайцев, один убегает (старуха ударила его кочергой, промахнулась, его ухо стало черное); богатый Бая-Мафа пытается повторить трюк, спасшийся заяц предупреждает других, они разбегаются; ДМ мажет дерево смолой, к нему прилипают птицы; БМ прилипает сам, вслед за ним его жена и собака; они превращаются в древесные наросты (происхождение наростов)]: 261-284; ульчи [бедный старик велел жене разжевать икру, зовет у проруби рыб, ловит; притворился мертвым, положив в нос, уши, глаза ягоды шиповника; Лиса позвала лис, зайцев, соболей, белок, они принесли мнимого умершего домой; старуха закрыла все отверстия в доме, старик поубивал зверей; богатый старик велел своей жене позвать рыб, в спешке убил ее, не поймал рыбы]: Суник 1985, № 4: 129-131; орочи [бедный старик притворяется в лесу мертвым; все звери несут его в его дом; старик оживает, вместе с женой бьет зверей; те части тела, по которым били или которые запачкались сажей, почернели (происхождение окраски животных); богатый старик поступает так же; в его доме много щелей, звери разбегаются; богатый становится бедным, бедный - богатым]: Аврорин, Лебедева 1966, № 10: 135-136; уильта [лиса собирала у берега раковины; цапля унесла ее на далекий остров; сивуч спрашивает, почему она плачет; лиса: не плачу, а пою; предлагает посчитать, у кого больше товарищей; пока сивуч собирал сивучей, лиса бегала по берегу, оставляя много следов; когда сивучи выстроились в цепь, лиса перебежала по ним на берег – якобы, считала; снова взяла ракушку; та предлагает бежать наперегонки: если лиса выиграет, то может ее съесть; ракушка прицепилась лисе на хвост, лиса поверила, что проиграла; старик проверял капканы, заснул; лиса решила, что он умер, но от чего? есми от голода, то у него юкола, если от холода, то у него стельки в обуви; белки, лисы, соболи, олени и другие животные взяли старика и принесли к нему в дом; старуха закрыла в доме все отверстия и они со стариком убили много животных]: Икегами 2007, № 12: 46-50.

Япония. Айну (Хоккайдо): Brauns 1883 [Panambe хочет переправиться через реку; просит помочь лис на другом берегу; те лишь смеются над ним; тогда он притворяется мертвым; лисы приплывают, в истерике плачут; он вскакивает, убивает их дубиной, спаслась одна с поврежденной ногой; Penambe спрашивает, как ему удалось добыть столько лис; пытается повторить трюк; лиса с поврежденной ногой предупреждает других, лисы разбегаются; Пенамбе умирает в бедности]: 257; Hitchcock 1890 [зап. Chamberlain; Panaumbe подходит к реке, зовет тех, что за скалами на другом берегу; лисы набиваются в лодку, приплывают, плачут, спрашивают, замерз ли Панаумбе до смерти или умер от голода; тот вскакивает, бьет их дубиной, одна лиса убегает со сломанной ногой; Панаумбе разбогател, продав шкуры; Penaumbe спрашивает, как тому удалось добыть столько лис; повторяет трюк; лиса со сломанной ногой велит другим плакать поодаль от Пенаумбе; тот ни одной не убил, умер жалкой смертью]: 485-486.

СВ Азия. Лесные юкагиры : Jochelson 1926, № 5 [=Жукова, Чернецов 1992: 13-15; старуха посылает мужа добыть зайцев; тот срезает иву, прячется под ветками; приходят зайцы; первый в испуге отпрыгивает, затем собираются все, несут старика в его дом; старик бьет в бубен, просит жену закрыть дверь, убивает зайцев; жена спрашивает, что же он ей одного не оставил; находит одного под кучей хвороста, бьет крюком для котла, задевает лишь кончики ушей; находит куропатку, ей задевает лишь перья на хвосте; эти заяц и куропатка спасаются, от них происходят нынешние; у зайцев теперь черные кончики ушей, у куропатки – кончик хвоста]: 254; Лебедева 1993 [старик Сэмтэней ловит зайцев и куропаток в силки]: 60-65; Жукова, Прокопьева 1991, № 6 (с. Нелемное Верхнеколымского улуса Якутии) [у зайцев были длинные хвосты; зимой у старика со старухой закончилась еда; старик надел одежду из заячьих шкур, лег на заячью тропу; пробегающий заяц стал его дергать, старик не подавал признаков жизни; заяц побежал за помощью, прибежали зайцы всего леса; подумали, что старик умирает, привели его домой; старик намекнул старухе, чтобы та закрыла окна; желая поднять старику настроение, зайцы стали водить хоровод; старик вскочил, стал бить зайцев палкой; лишь одному удалось спастись; старик успел отрубить ему хвост, а старуха – ударить по ушам головешкой; поэтому у зайцев короткие хвосты и черные кончики ушей]: 147-148; Спиридонов 1996 [старик надел свою доху из заячьих шкурок, отошел от избушки, лег и стал охать; зайцы сбежались и стали плакать, что их дедушка умирает; потом подняли его, понесли домой; старушка открыла двери; зайцы внесли старика и сами вошли; «Старуха, запри все двери!, – хрипит старик; зайцы обрадовались – старик приходит в себя; старик вскочил, стал бить зайцев ножом, а старушка дубиной; спаслись два зайца; одного старик ударил ножом, но лишь отрубил хвост, этот заяц выскочил в окно; второй выскочил через дымовое отверстие, старушка попала ему по кончикам ушей, они запачкались сажей; от этих двух зайцев произошли нынешние: с короткими хвостами и с черными кончиками ушей]: 46; тундровые юкагиры [(резюме); песец обманул старика и съел его запасы; старик пригласил зверей в свой дом для камлания; убивает всех, в том числе песца-обманщика]: Головлев и др. 1975: 241.

( Ср. Арктика. Полярные эскимосы [девушка и ее бабка разрешают Месяцу провести с нею ночь; он платит лисами; множество лис набиваются в дом; бабка и внучка часть убивают, едят; остальных выгоняют]: Kroeber 1899, № 27: 180).