Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M39g1. Впрыгивают в штаны, ATU 1286.

.15.16.27.-.29.31.32.

Глупец не натягивает на ноги штаны или сапоги, а прыгает в них сверху.

Арагон, каталонцы, итальянцы (Тоскана, Рим), валлоны, французы (Гасконь, Гиень), бретонцы, англичане, ирландцы, немцы (Шлезвиг-Гольштейн), голландцы, фризы, албанцы, словенцы, сербы, румыны, болгары, русские (Архангельская, Псковская, Новгородская, Горьковская), украинцы (Галиция, Харьковская), турки, датчане, шведы, финны, карелы, вепсы, эстонцы, латыши, литовцы, чуваши, казанские татары. (В Uther 2004 ссылка на 1286A в китайском указателе Ting 1978; это другой сюжет).

Южная Европа. Арагон [обитатели некой местности не знают, как надевать штаны]: González Sanz 1996, № 1286: 113; каталонцы (включая Мальорку) [дураки не знают, как надевать штаны; человек их учит, получает богатое вознаграждение]: Oriol, Pujol 2008, № 1286: 224; итальянцы (Тоскана): Cirese, Serafini 1975, № 1286: 284; итальянцы (Рим) [на свадьбе отец просит невесту спуститься за вином в погреб; она вынула затычку из бочки, стала наполнять бутыль и думать: родит сына по имени Cicco Petrillo, он вырастит и вдруг умрет; зарыдала; а вино льется; спустилась мать, заплакала вместе с дочерью; то же отец; жених уходит искать других троих подобных глупцов; если не найдет, не вернется; человек пытается выгрести вилами орехи, которые привез в лодке, о лопате он не подумал; другой подвел волов к реке и пытается напоить их, поднося воду ложкой; женщина сидит на шелковица, держа штаны мужа: он умер, в раю, она ждет, когда он спустится с неба и попадет ногами в штаны; жених вернулся к невесте]: Calvino 2017, № 105: 493-495.

Западная Европа. Валлоны [в 37 глупая дочь еще не замужем; наконец, приходит жених; мать посылает дочь в погреб за пивом; ее долго нет, мать спустилась сама; дочь размышляет, как назовет будущего ребенка; мать тоже начинает над этим думать, затем отец; жених уходит, обещая вернуться, если найдет еще больших дураков; крестьянин пытается грузить в телегу орехи вилами; другой старается затащить свинью на дуб, чтобы та ела жолуди; человек прыгает в штаны с дерева; жених вернулся и взял дуру в жены, у них много детей]: Laport 1932, № 1450: 107-108; англичане [к дочери фермера пришел жених; невеста спустилась в погреб за пивом, увидела воткнутый в балку топор, стала думать: мы поженимся, вырастим сына, он спустится в погреб за пивом, на него упадет топор; стала рыдать; мать, затем отец присоединились; жених обещал вернуться, если встретит людей, глупее невесты и ее родителей; видит, как хозяйка тащит корову на крышу, где выросла высокая трава; привязала ее за шею, спустила веревку в трубу, там привязала к себе; корова соскользнула, задохнулась в петле, хозяйка застряла в трубе и измазалась сажей; в гостинице парень вешает штаны на ручку шкафа и пытается прыгнуть в них обеими ногами; у пруда люди пытаются выловить утонувшую луну; джентльмен вернулся к невесте и женился на ней]: Шерешевская 1957: 195-199; ирландцы , бретонцы , французы (Гасконь, Гиень), немцы (Шлезвиг-Гольштейн), голландцы , фризы : Uther 2004(2), № 1286: 102.

Балканы. Албанцы [дочь крестьянина рассуждает, что отец ее выдаст замуж, она родит мальчика по имени Мазлум, тот начнет ходить, на него упадет тыква, убьет; девушка, затем ее мать и брат рыдают; муж разрубил тыкву в куски и ушел искать таких же дураков; старик живет в доме без окон, ковыряет стену ножом; человек сделал отверстие в крыше; невеста должна въехать в ворота верхом на лошади, ворота низкие, люди думают, укоротить ли невесту или лошадь; человек пригнул голову всадницы, получил денег в награду; жених подпрыгивает, пытаясь попасть обеими ногами в две штанины; человек показывает, как надевать штаны; возвращается к семье]: Серкова 1989: 300-303; болгары [глупая мать велит сыну забраться на дерево или на крышу, чтобы надеть штаны, прыгнув в них (либо дурак так делает); прохожий учит, как надо, получает вознаграждение]: Даскалова-Перковска и др. 1994, № 1286: 410; словенцы , сербы , румыны : Uther 2004(2), № 1286: 102.

Средняя Европа. Русские (Архангельская, Псковская), украинцы (Галиция) [ Впрыгивают в брюки (сапоги) ]: СУС 1979, № 1286: 279; русские (Архангельская, Пинежский р-н, дер. Цимола) [Дороня отправляется искать по свету, кто умнее его пожилых родителей (глядя на него, представляют, как он погибнет, играя у лучины и поленьев, заранее горюют, что у них не будет внуков). Встречает мужиков, которые тянут корову к бане, где на крыше выросла трава. Д. косит траву и приносит корове, мужики награждают его за ум. Д. видит, как трое загоняют лошадь в хомут, надевает хомут на лошадь. Видит, как мужик пытается прыгнуть и попасть в висящие штаны, подает ему штаны и понимает, что его родители умнее. Возвращается домой и вскоре умирает. Прохожий рассказывает старухе, что он с того света и видел Дороню – тот худой, оборванный. Мать передает для Д. шубу, сапоги, коня, муки и крупы. Старик ругает старуху за доверчивость]: Озаровская 2009, № 39: 327-329; русские (Архангельская, Пинежский р-н, дер. Поганец, 1927, школьница 7-8 лет) [Одна из трех дочерей отправляется под гору принести воды из реки. Река предсказывает девушке, что у нее родится сын Иванушко, он пойдет через мост в гости, упадет в воду и утонет. Девушка садится и плачет на берегу. За ней идет вторая и третья сестра, им предсказывается то же и они так же садятся на берег и плачут. За ними приходит мать, затем отец, слышит предсказание, садится плакать. Старший сын не может дождаться воды, видит плачущих родственников, сердится и сажает их в сарай и обещает выпустить, если только сможет найти более глупых людей. Сын уходит, видит как старик коробом солнце в избу без окон носит – прорубает ему окна за сто рублей, запрягает мужику коня за сто рублей, учит мужика штаны надевать (прежде его жена держала штаны, он прыгал в них с полатей, но мимо). Сын возвращается домой, выпускает сестер и родителей]: Карнаухова 1934, № 72: 156-157; русские (Псковская) [дед был умный, а баба – дура, дочь же еще глупее; однажды ревет: выйду замуж, рожу Антона, а он пойдет к вам через речку и утонет; дед ушел от таких дураков; в одной деревне рубят избу, бревно короткое, они в него топоры воткнули и пытаются растянуть; в другом месте бабы в дом решетом свет носят, дед посоветовал прорубить окна; в третьей деревне мужик вгоняет лошадь в висящий хомут; в четвертой мужик обвязал корову за шею и поднимает на крышу бани, чтобы там поела траву; еще в одной избе люди с печки прыгают в штаны; кисель на столе, а молоко под мостом: так и бегают из избы под мост; мужик вернулся к своим дуракам]: Чернышев 1950, № 24: 61-62; русские (Новгородская) [у пошехонцев все было неладно; описывается серия нелепых поступков, в т.ч. люди прыгают с полатей в портки; пихают кобылу в хомут; не заметили, что им повернули оглобли в обратную сторону, поэтому едут не вперед, а туда, откуда начали ехать; бегают от стола прихлебывать оставленное на окне молоко]: Власова, Жекулина 2001, № 71: 116-118; русские (Горьковская) [сын Лутонюшка вырос, родители складывают дрова, старуха уронила полено и зарыдала: был бы Л. женат, родился бы сын, так поленом бы убило; старик тоже заплакал; Л. пошел искать по свету людей поумнее; в одной деревне жена сшила мужу рубаху без ворота и бьет по голове, чтобы продеть сквозь ткань; в другой жена держит портки, а муж прыгает в них с повети; в третьей хозяйка гонит цыплят от наседки: как та детей кормить будет, раз титек нет; в четвертой тащат корову на крышу бани, чтобы траву подъела; в пятой мужики тянут бревно в обе стороны, а то коротко; в пятой жнут шилом; Л. пошел к кузнецу, принес серп; сжал рожь, ушел; мужики: вот червь-то сколько подъел; привязали серп за веревку, потащили топить; Л. вернулся учить людей в своей деревне]: Еремина и др. 1979, № 2: 158-161; украинцы (Харьковская, с. Нижняя Сыроватка, Сумской у., 1885) [Дед и бабка плачут – воображают, будто у них родился сын Иван, подрос, забрался на ступу, упал и разбился. Сын смеется, запирает их в погребе, обещает выпустить, если найдет людей глупее. Видит женщину, бьющую куриц и цыплят – она не знает, чем их кормить, парень кормит пшеном, она благодарит его. Видит, как мужик прыгает с крыши в штаны, которые внизу держит для него жена, парень объясняет, как нужно надевать их (мужик до 60 лет не надевал штаны). Сын видит, как дед тащит на крышу избы бычка, чтобы накормить выросшей там травой. Он срезает траву косой, отдает быку. Парень понимает, что его родители не слишком глупы, возвращается, освобождает их]: Гринченко 1895, № 171: 203-205.

Кавказ – Малая Азия. Турки [дураки не умеют надевать штаны]: Eberhard, Boratav 1953, № 331 III.2d: 365.

Балтоскандия. Карелы : Онегина, Зайцева 1996, № 19 [старик и старушка посеяли репу на крыше; репа стала расти; старушка испугалась, что она раздавит дом, полезла собрать, упала на борону; старик пошел искать плакальщиц; встретились курица, заяц, лиса, волк, медведь; каждый отвечает, что умеет причитать; старик оставил их у тела, они съели старушку и убежали; старик взял котенка, совок и топор и ушел; в избе мужик с печки прыгает в штаны, которые держит жена; за сто рублей старик научил надевать штаны; в другом месте мужик носит мешком свет в избу без окон; старик за 200 рублей прорубил окно; в третьем месте крысы по ночам съедают людей; старик продал котенка; старик вернулся домой, а из его избы вышел человек и велел уходить; старик заплакал, из слез возникло Онего, подтопило дом]: 101-103; Онегина 2010, № 54 (Калевальский р-н) []: 468; вепсы [старик и старушка посеяли репу на крыше; репа стала расти; старушка испугалась, что она раздавит дом, полезла собрать, упала на борону; старик пошел искать плакальщиц; встретились курица, заяц, лиса, волк, медведь; каждый отвечает, что умеет причитать; старик оставил их у тела, они съели старушку и убежали; старик взял котенка, совок и топор и ушел; в избе мужик с печки прыгает в штаны, которые держит жена; за сто рублей старик научил надевать штаны; в другом месте мужик носит мешком свет в избу без окон; старик за 200 рублей прорубил окно; в третьем месте крысы по ночам съедают людей; старик продал котенка; старик вернулся домой, а из его избы вышел человек и велел уходить; старик заплакал, из слез возникло Онего, подтопило дом]: Онегина, Зайцева 1996, № 19: 101-103; латыши [надевают брюки, впрыгивая в них]: Арийс, Медне 1977, № 1286: 346; шведы [женщина велит мужу прыгать в штаны, чтобы надеть их; часто в контексте истории о трех дураках, которые ищут глупую женщину; то же у датчан ]: Liungman 1961, № 1286: 282; финны , эстонцы , литовцы : Uther 2004(2), № 1286: 102.

Волга – Пермь. Чуваши [дочь пошла за водой; мимо проруби прошел парень, не обратив на девушку внимания; та стала рыдать: не посмотрел даже суровыми глазами; пришла мать, узнала, в чем дело, тоже стала рыдать; затем отец; брат девушки пошел искать таких же дураков, как его домашние; старик посеял на чердаке {вероятно, на крыше} избы репу, накинул на шею старухи петлю, тащит ее на крышу, чтобы репу поела, та почти задохнулась; парень научил приставить к избе стремянку; другой прыгает с крыши в штаны, которые жена держит внизу; парень учит надевать штаны; 12 братьев сидят вокруг котла с кашей, у них одна ложка; каждый по очереди спускается в погреб зачерпнуть молока; парень учит принести молоко из погреба; решает вернуться к родителям]: Сидорова 1979: 204-206; казанские татары [мать спрашивает, почему дочь плачет; та говорит, что выйдет замуж, родит ребенка, а тот вдруг умрет; мать тоже заплакала; брат пошел искать человека глупее их; в одном месте в дом лукошком свет носят (парень прорубил окна); с крыши лабаза человек пытается впрыгнуть в штаны (парень объяснил, как их надо одевать); вернулся домой, т.к. нашел людей глупее матери и сестры]: Замалетдинов 2009, № 133: 447-448 (примерно то же подробнее в Насыров, Поляков 1900, № 7: 62-64).